Много и другого слышал ты от меня, грешного епископа Симона, который не достоин быть подножием святых Печерских черноризцев, с которыми, думаю я, честью не сравнится весь мир, и весь мир, если станет описывать - не может описать их чудес. Поистине, к ним говорил Господь: " Так да светит свет ваш пред людьми, чтоб они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного " (Мф. 5:16). А нам как не стыдиться нарушения обещания нашего и перемены нашего жития, глубоко ниспадшего с высоты? Ведь у нас такие начальники и наставники! Они первые молитвенники и ходатаи за нас ко Творцу, подобны ангелам и венчались мученическими венцами, причтены к пророческим ликам. Из них я вспомню блаженного священномученика Кукшу и блаженного Пимена, постника прозорливого, как памятных всем во время жизни моей в монастыре. Не буду много писать тебе об иных святых; для пользы и подражания достаточно тебе будет того, что ты слышал из уст моих о первых преподобных этого монастыря. Если же беседа моя еще недостаточна, то пусть уверит тебя то, что я написал о тех, которые в позднейшее время угодили там Богу. Если же не поверишь и этому писанию моему, то если и из мертвых кто воскреснет, ты не поверишь. А такое событие было в святом Печерском монастыре, на блаженном затворнике Афанасии, который воскрес из мертвых и назвал три вещи, наиболее полезные братии: послушание, покаяние и кончину в святом Печерском монастыре. Если кто не верит этому, я не виновен. Нужно исполниться притче Господней (Лк. 8:5): вышел сеятель сеять семя свое, и иное упало при дороге, другое на камень, иное же между тернием, а не каждое на добрую землю. Здесь Сам Господь повелел поминать о слышащих слово, сказанное на пользу, что не все принимают его с пользой, что и подкрепил он пророчеством Исайи: " Огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат " (Ис. 6:10). И еще тот же пророк сказал: " Господи, кто поверил слышанному от нас? " (Ис. 53:1). Ты же, брат, не подражай злым. Я пишу это не для того, чтоб был поруган Бог, дивный во святых Своих, но чтоб приобрести тебя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1827...

Много и другого слышал ты от меня, грешного епископа Симона, который не достоин быть подножием святых Печерских черноризцев, с которыми, думаю я, честью не сравнится весь мир, и весь мир, если станет описывать – не может описать их чудес. Поистине, к ним говорил Господь: « Так да светит свет ваш пред людьми, чтоб они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф. 5:16 ). А нам как не стыдиться нарушения обещания нашего и перемены нашего жития, глубоко ниспадшего с высоты? Ведь у нас такие начальники и наставники! Они первые молитвенники и ходатаи за нас ко Творцу, подобны ангелам и венчались мученическими венцами, причтены к пророческим ликам. Из них я вспомню блаженного священномученика Кукшу и блаженного Пимена, постника прозорливого, как памятных всем во время жизни моей в монастыре. Не буду много писать тебе об иных святых; для пользы и подражания достаточно тебе будет того, что ты слышал из уст моих о первых преподобных этого монастыря. Если же беседа моя еще недостаточна, то пусть уверит тебя то, что я написал о тех, которые в позднейшее время угодили там Богу. Если же не поверишь и этому писанию моему, то если и из мертвых кто воскреснет, ты не поверишь. А такое событие было в святом Печерском монастыре, на блаженном затворнике Афанасии, который воскрес из мертвых и назвал три вещи, наиболее полезные братии: послушание, покаяние и кончину в святом Печерском монастыре. Если кто не верит этому, я не виновен. Нужно исполниться притче Господней ( Лк. 8:5 ): вышел сеятель сеять семя свое, и иное упало при дороге, другое на камень, иное же между тернием, а не каждое на добрую землю. Здесь Сам Господь повелел поминать о слышащих слово, сказанное на пользу, что не все принимают его с пользой, что и подкрепил он пророчеством Исаии: « Огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат» ( Ис. 6:10 ). И еще тот же пророк сказал: « Господи, кто поверил слышанному от нас?» ( Ис. 53:1 ). Ты же, брат, не подражай злым. Я пишу это не для того, чтоб был поруган Бог, дивный во святых Своих, но чтоб приобрести тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Направляя свое устремление к этому правилу веры, я, насколько Ты соделал меня способным, искал и желал увидеть в понимании то, во что верил, о чем я много рассуждал, над чем я трудился. Господи Боже мой, мое единственное упование, вонми мне, дабы я, утомленный, не перестал искать Тебя, но страстно искал лица Твоего всегда (Пс.104:4). Ты, Кто заставил искать Тебя и дал упование найти, дай мне силы искать. Мощь и немощь моя пред Тобою, сохрани одну, исцели другую. Знание и невежество мое пред Тобою; где Ты открыл мне, прими входящего; где Ты закрыл, открой стучащему. Пусть я вспомню, пойму и возлюблю Тебя. Усиль то во мне, пока Ты не преобразишь меня всецело. Я знаю, что сказано: «При многословии не миновать греха» (Притч.10:19). Так пусть же говорю я, лишь проповедуя слово Твое и восхваляя Тебя. И сколь много бы я так не говорил, пусть я не только избегну греха, но и приобрету благие заслуги. Ибо человек, благословенный от Тебя, не стал бы предписывать своему истинному сыну в вере, говоря: «Проповедуй слово, настой вовремя, и не вовремя» (2Тим.4:2). И неужели мы должны говорить, Господи, что не говорил многого тот, кто не только вовремя, но и не вовремя возвещал слово Твое? Но потому, что сказанное было необходимым, оно не было многим. Освободи же меня, Боже мой, от многословия, которым я страдаю внутри в душе моей, жалкой пред взором Твоим и ищущей милосердия Твоего. Ибо я не безмолвствую мыслями, даже когда безмолвствую словами. Ибо если бы я не думал ни о чем, как только о том, что Тебе угодно, я бы, конечно же, не просил, чтобы Ты освободил меня от многословия. Но множественны мысли мои, каковые, будучи мыслями человеческими, как Ты знаешь, суетны (Пс.93:11). Не давай мне соглашаться с ними, а если они вдруг усладят меня, дай мне осудить их и не задержаться в них как бы во сне. И да не возобладают они во мне настолько, чтобы что-либо в делах моих исходило от них; но пусть хотя бы суждение мое и совесть моя пребудут свободными от них при Твоем попечении. Мудрый человек, говоря о Тебе в своей книге, которая теперь имеет собственное имя Экклезиаста, сказал: «Много можем мы сказать, и однако же не постигнем Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2778...

Несмотря на то что И. п. к. содержит одно из самых суровых в ВЗ обличений Богом народа Израилева, это обличение сопровождается обещанием буд. прощения. Кажущееся противоречие пламенеющего гнева Яхве, обращенного к Его народу, с обещанными ему очищением от грехов, возвращением на родину и благоденствием побудило нек-рых исследователей считать те места И. п. к., где говорится о спасении народа Израилева, позднейшими добавлениями (см., напр.: H ö lscher. 1922; Herrmann. 1965). Однако большинство совр. комментаторов, допуская, что последователи пророка могли позднее сделать добавления в текст И. п. к., полагают, что эти вставки так или иначе основываются «на подлинных словах и идеях самого пророка» ( Zimmerli. 1979. Vol. 1. P. 62). Обетование спасения появляется в И. п. к. как ответ людям, отчаявшимся увидеть милосердие Божие и говорившим: «...иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня» (Иез 37. 11). Это отчаяние вело их к усугублению греха; обращаясь друг к другу, они призывали: «...будем, как язычники, как племена иноземные, служить дереву и камню» (Иез 20. 32). В этом контексте весть о спасении «становится ответом на отчаяние Израиля, который уже не имеет возможности существовать самостоятельно... Весть о спасении является божественным ответом на исповедание Израилем своего греха» ( Zimmerli. 1979. Vol. 1. P. 63). Наиболее ярким выражением этой вести является пророчество Иезекииля о сухих костях, в к-ром сынам Израилевым обещаны освобождение из гробов, возвращение на родину и дар Божественного духа (Иез 37. 12-14). Это пророчество имеет и более широкий смысл, связанный с обновлением всего творения, со всеобщим воскресением и с повествованием о сотворении Адама: как тогда Бог вдунул в его лицо «дыхание жизни» (Быт 2. 7), так и теперь Он обещает всем людям: «...вложу в вас дух Мой, и оживете...» (Иез 37. 14). В др. пророчествах Иезекииль постоянно напоминает сынам Израилевым о совершенной незаслуженности этого спасения. Творя милость Своему народу, Бог поступает так «не по злым путям» их и не по «делам развратным», но лишь по Своей воле и ради того, чтобы Его имя не хулилось у язычников (Иез 20. 44). Он сотворит «новый исход» ( Zimmerli. 1979. Vol. 1. P. 63), выведя Свой народ из тех стран, по к-рым он был рассеян, и приведя его в Палестину. В отличие от неверных сынов Израиля, нарушивших и забывших завет, Бог остается верным Своему народу: «Но Я вспомню союз Мой (  , букв.- Мой завет) с тобою во дни юности твоей и восстановлю с тобою вечный союз» (Иез 16. 60). Видение обновленного Иерусалимского храма

http://pravenc.ru/text/293579.html

Но если Христос не воскрес, и Бога нет, то во имя чего быть добродетели? – спрашивает Достоевский, – Что скажут о моей смерти? Да мне ровным счётом наплевать, что будут думать обо мне после моей смерти. Без Бога, без веры во Христа воскресшего не имеет смысла ни религия, ни какое-либо учение. Дальше. И « вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли [обрекали себя, надеялись, а результат-то нулевой – ошибка в принципе: веруем в того, кто не воскрес в действительности]. И если мы в этой только в жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» ( 1Кор. 15:18 ). Он, конечно, не был Первенцем. Первенцем был Адам из умерших. Но Первенец из умерших, Кто воскрес Самовластно – Кто не воскрешён, а воскрес Самовластно, ибо смерти невозможно было удержать Его (см. Деян. 2:24 ), ибо Он был Начальник жизни (ср. Деян. 3:15 ), Творец, имеющий жизнь в Самом Себе (см. Ин. 5:26 ). Он не мог не воскреснуть. Смерть не имела над Ним власти (см. Рим. 6:9 ). Вот Осия и говорит, пророк, за восемь веков: Ад ! где твоя победа? Смерть! где твое жало? Вот Иоанн-то Златоуст включил его в своё Слово – это пророчество, которое читается в конце Литургии. Помните Слово Златоуста? Пасхальную Литургию, после всего? Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа? (см. Ос. 13:14 ). Перечёркнута и смерть, и победа, но перечёркнута в лице Христа – пока. Но в Его лице сила смерти подорвана. Поэтому по вере – хотя смерть и продолжает брать свой оброк – мы поём: смерть поправъ, и сущимъ во гробхъ животъ даровавъ – все лежат в гробах, все умирают, и все ждут своего часа. Ну-ка, скажите, вот я забываю – блаженная Ксения и ещё есть епископ такой – вспомню, скажу. Соседка их, уезжая куда-то, отдала на сохранение драгоценности свои его дочери, и та положила, а он ничего не знал об этом. – Спиридон! – Вот, да! И вдруг, ах, и та спрашивает, вернувшись, где эти сокровища, где эти драгоценности. Он и знать не знает где – не знает. Что она могла подумать? Что присвоили, украли. «Пойдём». Пошли с ней на могилу. «Ирина, где положила сокровища, драгоценности?» Слышится голос: «В шкафу там-то». – «Спи, усни до Второго Пришествия». Нашли, где было указано.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

но как Сам ведаешь, так и спаси меня по снисхождению Своему!» Если же молишься по причине скорби и помыслов, то говори: «Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня. Помилуй меня, Господи, ибо я немощен» ( Пс. 6, 2–3 ). Смотри, что говорит пророк: «К Тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоем я не уподобился нисходящим в могилу» ( Пс. 27, 1 ); но дай славу имени Твоему, непамятозлобивый, не помяни грехов моих и услыши меня. И, если возможно, да минует меня скорбь, впрочем, не моя воля, но Твоя да будет, подкрепи только и сохрани душу мою, и буду в состоянии перенести это, да обрету благодать пред Тобою и в нынешнем веке, и в будущем». И предай Господу печаль твою, и Он сотворит, что полезно для тебя. Ибо знай, что Он, как Благой, хочет нужного для нашего спасения. Потому и душу Свою положил этот добрый Пастырь ( 27, 301 ). Уста могут просить всего, но Бог исполняет только то, что полезно. Преподобный Ефрем Сирин ( 29, 243 ). Если молитва так сильна, то почему же не всякий получает то, чего просит? На это святой апостол Иаков дает такой ответ: «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро» ( Иак. 4, 3 ). Кто хочет получить, тот должен хорошо просить. Если же не всегда просящие получают, то не молитва в этом виновата, но не хорошо молящиеся. Как не умеющий хорошо управлять хорошим судном не приплывает к намеченному пристанищу, но многократно разбивается о камни, и в этом виновато не судно, но плохое управление им, так и молитва, когда молящийся не получает просимого, не виновата в этом, но тот, кто не хорошо молится. Не получают просимого только те, которые или сами злы и не хотят уклониться от зла, чтобы сотворить благое, или же просят у Бога злой вещи, или, наконец, хотя и доброй вещи просят, но зато просят не хорошо, не так, как следует. Молитва сильна, но не какая-нибудь, а совершенная, молитва тех, которые хорошо молятся. Какая же молитва именно такова? Речь об этом требует не одного дня, и поэтому я вкратце вспомню хотя бы кое-что.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

О каком же говорит он забвении? (Забвении) грехов. Он обращает речь к церкви из язычников и увещевает её не вспоминать родителей, т.е. приносящих жертвы идолам, - а она образовалась именно из таких людей. Не сказал: не участвуй в этом, но даже, что гораздо более, не приводи себе и на память. То же он говорит и в другом месте: " не вспомню имен их устами моими " (Пс. 15:4); и ещё: " Чтобы уста мои не говорили о делах человеческих " (Пс. 16:4). Это ещё не великая добродетель; или лучше сказать, хотя и великая, но не такова, как та. Что же он говорит там? Не сказал: не говори делах отцев, но: даже не вспоминай, не приводи их себе на память. Видишь ли, как далеко он хочет отогнать от нас зло? Кто не вспоминает, тот и не думает; кто не думает, тот и не говорит; а кто не говорит, тот не будет и делать. Видишь ли, сколько путей (ко злу) он заграждает для нас, - на какое расстояние удаляет нас от самого большого (из зол)? Будем же вни­мать ему и мы, и забудем злодеяния наши, впрочем не грехи, совершенные нами: воспомяни о них, говорит (Господь), ты первый, и Я не воспомяну (Ефес. 5:10-13). Так, мы не только должны воспоминать о хищении, но и возвратить похищенное; это значит - приводить зло в забвение, истребить самый помысел о хищении и никогда не допускать его к себе, а то, что уже сделано, исправить. А каким образом мы можем достигнуть забвения зла? Памятованием о благодеяниях Божиих. Если мы будем непрестанно помнить о Боге, то уже не сможем помнить о зле: " аще " , - говорит (Псалмопевец), - " когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в [ночные] стражи " (Пс. 62:7). Хотя и всегда нужно помнить о Боге, но особенно тогда, когда ум находится в покое, когда через это памятование он может судить себя, когда он может удержать в памяти. Днём, если мы и будем вспоминать, привходящие другие заботы и безпокойства изгладят это (воспоминание); а ночью, можно помнить постоянно: тогда душа находится в мире и спокойствии тогда она в при­стани и безопасности: " о чем говорите " - говорит (Псалмопевец), " в сердцах своих, (о том) размышляйте на ложах ваших " (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

О том, что физическое уничтожение грешников не ведет к упразднению зла, и потому Бог обещает этого больше не делать, говорит св. Иоанн Златоуст : «Так как «помышление сердца человеческого – зло от юности его», поэтому говорит, – «Не буду больше проклинать землю». Я, говорит, сделал Свое дело, и раз, и два; но так как вижу, что зло растет, то обещаю более уже не проклинать землю 341 . Св. Филарет Московский видит изменение образа действия Божия по причине испорченности от юности помышлений сердца человеческого. «Таким образом, без нарушения святости Промысла, переменяется образ только его действования. Прежде [потопа. – Г.Ф.], правосудие открылось всеобщим, а милосердие – особенным действователем; отселе правосудие будет являться в частном, как, например, над Содомом, над Фараоном и проч., а милосердие – во всеобщем» 342 . Ноев завет заключен со всем родом человеческим и со всем, живущим на земле. А на какое время? И сказал Ягве (Бог): ...Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся ( Быт. 8:22 ). Завет заключен на все дни земли. Далее, полагая радугу в облаках, Господь говорит: И вспомню завет вечный между Богом (и между землею...) ( Быт. 9:16 ). Подобным образом говорится и в «Книге юбилеев». Но там говорится не со стороны Бога, а со стороны Ноя: «И он [Ной. – Г.Ф.] заключил Завет пред Господом Богом на вечность, чрез все поколения земли» 343 . В каком смысле Ноев завет вечный? Слово вечный, как нередко в Писании, должно понимать, в данном случае, как имеющий значение для всех времен и непрерывно действующий, а не как распространяющийся навечно. Конкретно, это передается выражением: во все дни земли. Хорошо толкует это св. Филарет Московский : «Во все дни земли. Сим показывается, что изображенное обетование не вечно, а имеет свой предел. Дни земли, наконец, должны уступить место дням небес ( Пс. 88:30 ) 344 , и тогда не только времен года, но и нощи не будет ( Откр. 21:25 )» 345 . Св. Златоуст говорит: «(Слова) Во вся дни означают то, что никогда уже не будет такого потопа и не постигнет вселенную такое всеобщее истребление. Вместе с тем, (Бог) показывает и непрерывность Своего благодеяния» 346 . Но все это относится только к дням земли до Страшного Суда. Тогда земля и все дела на ней сгорят ( 2Пет. 3:10 ) и не будет более смены лета и зимы, дня и ночи, и времени уже не будет ( Откр. 10:6 ), и мяса животных никто вкушать не будет, ибо истребится смерть ( 1Кор. 15:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Одновременно – и праведный гнев и милосердие. Давайте сегодня обратим внимание на Послание к Римлянам, 9 глава, 16-й стих: «Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего». Человек может хотеть подвизаться и подвизаться в деле спасения, но это ничего не решает, все зависит от Бога милующего. Итак, мы видим цвета этих камней – зеленый, желтый, красный, и далее сказано: «и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду» ( Откр.4:3 ). Радуга над престолом свидетельствует о том, что милосердие доминирует. Вот если камень яспис и сардис представляют некие противоположности в Боге: гнев и милосердие, справедливость и прощение, то радуга показывает, что над всем доминирует любовь, она преобладает. Как появилась первая радуга? Когда окончился Потоп и люди вышли из ковчега, они боялись далеко отходить от него. Они боялись, что, если опять поднимется вода, они не успеют спрятаться в ковчеге. Они были так напуганы этим Вселенским потопом, что не могли спокойно жить. И тогда Господь сказал: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти» ( Быт.9:13–15 ). То есть радуга – это удивительное явление небесное – есть свидетельство мира Божия, который заключается с миром человеческим. И она доминирует, она над троном, над троном Божиим. И вот это напоминание Богу – есть такая своеобразная метафора. В Библии очень много метафор, вот это надо понять. Например, сказано: «одесную Бога», «очи Бога»; сказано: «Бог сошел посмотреть». Бог не имеет правой и левой стороны, он не человек с двумя руками. Ему не надо, чтобы что-то увидеть, сойти и посмотреть. Это метафоры употребляются в Священном Писании для того, чтобы сделать повествование более доступным для нас. Поэтому нельзя буквально воспринимать то, что мы читаем, особенно о Божестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Он учит так: " Не сказал Христос: познай Бога твоего, но " возлюби Его " , ибо всякий любящий Бога от всего своего сердца не может не прийти к познанию Сына Его. Самая божественная любовь, живущая в нем, просвещает его " . За это учение благодарим тебя, святой учитель Златоуст. Теперь мы знаем, почему первой заповедью является заповедь о любви, почему любовь сравнительно с познанием является первейшей и совершеннейшей для спасения. Причина в том, что скорее за любовью следует познание Бога, чем за познанием любовь. Знало еврейство Бога: " Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его " (Пс. 75, 2), но они не любили Его и потому как бы не знали: " Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет " (Ис. 1, 3). Здесь я вспомню еще и Давида. Сей боголюбец, желая некогда Дать людям познание Бога и привлечь их к Нему Его особенными совершенствами, говорит: " Вкусите, и увидите, как благ Господь! " (Пс. 33, 9). Отведайте, говорит он, и тогда узнаете, как благ Господь. По-видимому, можно было бы поспорить с Давидом, предостерегая его, что он говорит неправильно. Он не говорит: сперва увидите, а потом вкусите, но: " вкусите и увидите " . Но здесь за него заступается один из великих церковных учителей, говоря: " Перестань укорять Давида за эти слова; он хорошо говорит: пристойнее сказать сначала " вкусите " , а потом и " увидите " -вкусите любовью и увидите познанием. Если прежде не вкусите Его любовью, то не можете прийти к познанию Его, ибо никто не познавал Бога, пока не вкусит Его " . Истинным признаком истинной любви Божией является еще и то, что Бога следует любить только ради Самого Бога, а не ради себя, то есть не ради своей личности, своей прибыли, и не ради того воздаяния, о котором писал апостол: " Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его " (1 Кор. 2, 9). Я не порицаю и той любви, когда кто любит Бога ради вечного воздаяния, однако я не могу назвать ее истинной и совершенной. Ведь и наемник не служил бы господину, если бы не надеялся получить от него плату.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010