Как поучает слово Божие, следствия нравственного зла распространяются от людей и на животный мир, и на всю тварь. «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне,» – пишет ап. Павел, и объясняет: «потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» ( Рим. 8:22, 20–21 ). Сущность нравственного зла. – Святые Отцы указывают, что зло не есть какая-либо сущность, которая имела бы действительное самостоятельное бытие, подобно созданным Богом элементам и силам мира; оно есть только уклонение живых существ от того состояния, в которое поставил их Творец, в состояние противоположное. Поэтому не Бог виновник зла нравственного, но оно исходит от самих существ, уклоняющихся от согласования своей воли с волей Божией. Сущность зла состоит в нарушении воли Божией, заповедей Божиих и того нравственного закона, который написан в совести человека. Это нарушение называется грехом. Происхождение зла. – Откуда же возникло нравственное зло? Бог создал мир чистым, совершенным, свободным от зла. Зло вошло в мир вследствие падения, которое произошло, по данным слова Божия, сначала в мире бесплотных духов, а затем в роде человеческом, и отразилось во всей живой природе. 2. Падение в мире ангельском. Мир темных и злых духов По свидетельству слова Божия, начало греха идет от Диавола. «Кто делает грех , тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» ( 1Иоан. 3:8 ). Слово «диавол» значит «клеветник,» из сопоставления указаний Священного Писания видим, что он один из разумных духов, ангелов, уклонившихся на путь зла. Обладая, как все разумные существа, свободой, данной ему для совершенствования в добре, он «в истине не устоял» и отпал от Бога. Спаситель сказал о нем: «он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. ( Иоан. 8:44 ). Он повлек за собой падение других ангелов. В посланиях ап. Иуды и ап. Петра читаем об ангелах, «не сохранивших своего начального достоинства, но покинувших свое жилище» (Иуды ст.6, Сравн. 2Петр.2:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. (Основное богословие). – М.: Братство во имя св. блгв. Князя Александра Невского, 1999. С.60. Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. (Основное богословие). – М.: Братство во имя св. блгв. Князя Александра Невского, 1999. С.58. Архимандрит Платон (Игумнов). Православно-нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. Сс. 32, 38. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов/Составитель и ответственный редактор А. А. Радугин; научный редактор Е. А. Коротков. – М. Центр, 2002. Сс. 194-195 Платон (Игумнов), архимандрит. Православно-нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. С. 35. Платон (Игумнов), архимандрит. Православно-нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. С. 78. Платон (Игумнов), архимандрит. Православно-нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. С.80. «Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» (1Пет.3:9) и «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Матф.5:25-27). Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. – М.: Издательство «Совершенство», 1988. С. 122 Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. – М.: Издательство «Совершенство», 1988. С. 124 См.: Бадмаев Б. Ц. Психология в работе учителя. В 2 кн. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания. С. 210. Джуринский А.Н. История педагогики. Учебн. пособие для студ. педвузов – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. С.408. и др. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях

http://bogoslov.ru/article/4295075

5)        Соборное послание св. ап. Иакова: сведения об авторе, время и место написания послания. Учение о терпении  в искушениях. Другие темы послания. 6)        Соборные послания св. ап. Петра. Время и место написания посланий. Учение о святости христианской жизни. Нравственные наставления христианам. 7)        Соборные послания св. ап. Иоанна Богослова. Время и место написания посланий. Учение о любви в Первом послании св. ап. Иоанна Богослова. 8)        Житие св. апостола Павла. Св. ап. Павел об апостольском служении. 9)        Послание св. ап. Павла к Римлянам: время и место написания послания. Учение об оправдании верой. Жизнь по Духу. 10)    Первое послание св. ап. Павла к Коринфянам (время, место и повод к написанию). Нравственные наставления коринфянам (о спорах, о поведении в церкви, о браке, о блуде, об идоложертвенном) 11)    Послание св. ап. Павла к Галатам. Время и место написания послания. Основные темы послания. 12)    Послание св. ап. Павла к Ефесянам (время, место и повод к написанию). Учение о Церкви. Обязанности мужа и жены. Духовная брань. 13)    Послание св. ап. Павла к Колоссянам. Время и место написания послания. Учение об Иисусе Христе как истинном Боге. Опровержение гностиков и иудействующих. Нравственные наставления. 14)    I , II Послания св. ап. Павла к фессалоникийцам. Учение о Воскресении мертвых, Втором пришествии и Антихристе. 15)    Послание св. ап. Павла к Евреям. Обстоятельства написания. Учение об Иисусе Христе, о превосходстве Нового Завета над Ветхим. Учение о вере.   Отрывки из Апостола: 1) Определить, из какого послания взят отрывок. 2) Кратко изложить учение, которому посвящен отрывок. У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

«... дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе Господе нашем» 137 . «Всем этим отрицается праведность законная и на место ея поставляется праведность евангельская, праведность духа и истины, праведность, которая состоит не в исправном поведении, а во внутреннем обновлении, в перемене душевной. Эта духовная праведность только и дает человеку вход в небесное царство духа и истины». 138 Собственно говоря, понять значение добрых дел можно исходя из того, что каждый должен сделать себя хоть отчасти святым (в меру своих сил): только праведным будет открыт вход в Царство Небесное. У человека в духовной жизни есть разные степени восхождения, и индивидуальное отношение к добрым делам изменяется по мере духовного роста. Люди очень разные. Одни добры от рождения, другим приходится переламывать свой характер для делания добра. В связи с этим и отношение к доброделанию очень разное. На начале пути многим приходится творить добро, принуждая себя выполнять заповедь Спасителя, а по мере возрастания в духовной жизни, добрые дела сами исходят из сердца. Но нужно много над собой работать, преобразуя душу, приближая ее к идеалу праведности, так, как только праведник способен воспринять райское блаженство. Нравственное самосовершенствование. Выше говорилось, что человек в земной жизни должен преобразовать себя, чтобы хоть в малейшей степени Бог прославил его святостью. Для этого нужно сделать себя таким, чтобы нравственное состояние души соответствовало бы определению святости. Каждый сам совершает свое спасение, неустанным трудом преобразуя себя, свою душу, изгоняя из нее злое и насаждая любовь и добро, целенаправленно изменяя и формируя свой характер. Только тогда добрые дела станут естественной и неотъемлемой потребностью. Нравственное самосовершенствование – основная область, в которой каждый христианин должен постоянно трудиться и это следует из слов Апостола Петра: «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках; ибо написано: «будьте святы, потому что Я Свят». 139

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

( Деян.14:16,17 ); здесь говорится: „Бог попустил всем народам ходить своими путями; не переставал свидетельствовать о Себе, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные, и исполняя пищей и веселием сердца наши“. Таким образом, древне-языческий мир должен был собственными своими силами осуществлять общую цель истории, искание Бога. Ап. Павел в афинской своей речи говорит, что и древний языческий мир искал Бога, что эта цель была предназначена ему Самим Промыслом: „Бог произвёл весь род человеческий от одной крови для обитания по всему лицу земли, назначив предопределённые времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли; хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живём, и движемся, и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: мы Его и род“ ( Деян.17:26–28 ). Ап. Павел говорит, что языческий мир, не имея Божественного откровения, всё-таки располагал достаточными средствами для достижения этой цели, открытия Бога в мире посредством изучения природы. В то время, как Бог вёл евреев к цели путём особенного воздействия, путём воспитания в законе, сверхъестественного откровения, язычники должны были идти к цели путём естественного открытия. Они должны были искать Бога в своём разуме; так сказать, познавать Его, как Он открывается в природе; „ибо, говорит ап. Павел, „что можно знать о Боге; явно для них: потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная Сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они (т. е. язычники) безответны“ ( Рим.1:19–20 ). Однако, по воззрению ап. Павла, языческий мир, несмотря на достаточные средства, данные ему естественным откровением, не выполнил своего назначения, не познал Бога, впал в грубое идолопоклонство, в грубое нравственное развращение. Об этом ап. Павел подробно говорит в приведённой I гл. посл. к Римлянам. По его учению конечным результатом исторического процесса в древне-языческом мире было полное религиозное и нравственное, духовное развращение человечества. Далее, об этом же результате говорит он в 1Кор.1:21 : „мир своею мудростью не по-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Между прочим об Ассирии и ее грозном могуществе Амос и не упоминает в раздельных и точных выражениях, а говорит лишь об угрожающем грешному народу наказания в губительной войне и плене без обозначения – в каком ( Ам.6:7; 7:17, 9:4 ) или только с намеком на место плена ( Ам.5:27 ). Более определенно об ассирийском плене говорит Осия ( Ос.8:10; 9:3; 10:5–6; 11:5; 14 ). Но что у обоих пророков мысль о грядущем ассирийском бедствии не имела ни малейшего влияния на происхождение их нравственного мировоззрения, это видно из того, какое место в общем суждении их о вине Израиля и наказании занимает наказание пленом. Конечно, Израиля, по воззрению пророков, ожидает плен: он понесет его, как возмездие за свои преступления против Иеговы. Но, во-первых, это наказание не единственное, которое вытекает у пророков из начал их нравственного учения (Амос называет и моровую язву, Ам.6:9,10; 9:1–4 ), – оно только крайнее, по причине крайнего развращения народа, – но оно связано со всею системою пророческого богословия, в которой божественное правосудие представляется обнимающим всю жизнь Израиля: вся жизнь народа израильского и всегда подлежала высшему нравственному контролю, причем всегда мере преступления соответствовал размер наказания ( Ам.4:6–12 ; срв. 5:11, 16–17; Ос.6:5; 7, 8–10 ; и др.). Во-вторых, как по-видимому ни безнадежно мрачна оценка пророками современного им религиозно-нравственного состояния Израиля, несмотря на очень страшные угрозы судом, плен грешного народа представляется у них несчастьем совсем не окончательным, роковым или вполне неустранимым; – напротив, оба пророка считают его, как и всякое другое наказание, бедствием отвратимым. «Взыщите Господа, и будете живы. Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите. Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие; может быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов. Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему ( Ам5:6, 14, 15 . срв. Ос.4:15; 6:1–3; 10:12, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Разумеем изучение и восстановление той идеологической почвы и того нравственно-психологического воздуха, в каких должен был произрастать исследуемый автором предмет. Ведь Ап. Петр был живым и убежденным благовестником новой веры. Ведь и его слушатели были живые лица, коим предстояла необходимость или принимать или отвергать это новоучение. На какой почве религиозно-нравственной происходила эта встреча старого и нового? В какое отношение к прежнему, от отцов усвоенному, настроению, становилось это новое откровение? Откуда эти – с одной стороны «около трех тысяч» и «находились в любви у всего народа», и «Господь ежедневно прилагал спасаемых к церкви», – а с другой – в тоже самое время «когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники храмовой стражи и саддукеи, досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых, – и наложили на них руки и заключили под стражу до утра»? Какое значение для успеха первохристианской проповеди имели прозелитизм иудейский (Корнилий), – иудейское рассеяние и язычество (апостольский собор)? —366— Вообще – чаяния, идеалы и настроения, – семейный, общественный и религиозный быт, – нравственно-психологический воздух и богословско-идеалогическая почва эпохи, – все это осталось за горизонтом научного исследования автора. Получились не живой исторический благовестник Евангелия и не живые исторические последователи и враги новой религии, а отвлеченные, вне времени, места, народности, вообще вне истории стоящие лица, снятые с исторической почвы и исторического воздуха и поставленные, так сказать, во внеисторическое пространство, без исторической перспективы и без исторического воздуха. Слово за словом, стих за стихом, главу за главою, автор толкует священный текст книги Деяний Апостольских – по его вербальному смыслу и теологическому (иногда) значению, не стараясь ни приобщиться к душе Благовестника, ни заглянуть в сердца его слушателей, – как бы вне нравственно-религиозной индивидуальности их, отрешенно от личностей, в каком-то вневременном и внепространственном обобщении.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

71 . Почему, опуская другое, досточтимые места в Иерусалиме, в которых Спаситель совершал великие и божественные дела и за нас претерпел страдания, для всех любезны и дороги? А что имя, прилагаемое к каким-либо вещам, может передавать славу свою и благодать, об этом мы узнаем от Господа, Который говорит в Евангелии: приемляй пророка, во имя пророче, мзду пророчу приимет: и приемляй праведника во имя праведниче, мзду праведничу приимет. И иже аще напоит единаго от малых сих чашею студены воды, токмо во имя ученика, аминь глаголю вам, не погубит мзды своея ( Мф.10:41 ). Так и херувимы, разделяя имя херувимов небесных, приобщаются славе их. Пусть познают (Продолжение следует). Тареев Μ.М. Воскресение Христово и его нравственное значение 1345 //Богословский вестник 1903. Т. 2. 6. С. 201–217 (2-я пагин.). (Окончание.) —201— Три важнейших момента составляют евангельскую историю: чудеса Христа, Его смерть и воскресение. Внутренняя связь этих трёх моментов в том, что Господь Христос Иисус отрёкся от внешней славы и предпочёл ей смерть для того, чтобы основать царство сынов воскресения. Начальник и совершитель веры, Иисус, по словам апостола Павла, вместо предлежавшей Ему радости претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия ( Евр.12:2 ). По учению того же апостола, Христос, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам; и по виду став как человек, смирил Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной. Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( Флп.2:6–11 ). Подобным образом, апостол Пётр также выделяет в евангельской истории эти три основных момента. Так он в одном случае говорил иудеям: Иисуса Назорея, мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами, и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, сего, по определённому совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив ру-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Литература. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. С. 207–222; Воронов Ливерий , прот. Догматическое богословие. Клин, 2002. С. 24; Давыденков О. , прот. Догматическое богословие. Ч. 3. С. 57–90; Макарий (Булгаков) , митр. Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия. С. 96–103. Вопрос 28. Назначение человека. Важность учения о происхождении человеческого рода от Адама и Евы (Деян.17:26; Рим.5:12). Попечение Божие о человеке до грехопадения Ответ. Выделяют три аспекта: назначение по отношению к Богу, назначение по отношению к самому себе и назначение по отношению ко всему прочему творению. По отношению к Богу назначение человека состоит в том, чтобы он неизменно пребывал верным тому высокому завету или союзу с Богом (религии), к которому призвал его Вседобрейший при самом сотворении, запечатлев в нем Свой образ, чтобы вследствие такого призвания постоянно стремился к своему Первообразу всеми силами своей разумно-свободной души, т. е. чтобы человек познавал своего Создателя и прославлял, жил для Него и в нравственном единении с Ним. «Исполнил их проницательностью разума», – говорит премудрый сын Сирахов о Боге и первых людях, – «положил око Свое на сердца их, чтобы показать им величие дел Своих, да прославят они святое имя Его и возвещают о величии дел Его. Он приложил им знание и дал им в наследство закон жизни; вечный завет поставил с ними и показал им суды Свои» ( Сир.17:6–10 ). Соответственно этому, и Спаситель заповедал нам: «так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ). Заповедали и свв. апостолы: «прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор.6:20 ); «едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» ( 1Кор.10:31 ). По отношению человека к самому себе назначение его то, чтобы он, как созданный по образу Божию с нравственными силами, старался постоянно развивать и усовершенствовать эти силы через упражнение их в добрых делах, и, таким образом, более и более уподоблялся своему Первообразу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

2:11). Конечно, возможна философия христианская; она встречается там, где ее исследование и выводы проникнуты христианским духом и согласны с его учением. И возможность ее тем более вероятна, что в настоящее время нет ни одного элемента в духовной жизни человека, который бы не был произведением христианства, ставшего основанием исторического развития всей нашей культуры. Но и в этом случае философия и богословие различаются: и Нр. Ф. должна восполняться Нр. Богословием. Прежде всего, философия движется всегда в сфере общих понятий, и потому в Нр. Ф. мы не найдем специального учения об обязанностях христианина (т.е. всего того, что составляет вторую часть Нр. Б.; там есть только первая, общая часть). И в общей части Нр. Ф. не идет так далеко в рассмотрении нравственных понятий христианина, как далеко идет Нр. Б. Напр., в отделе о нравственном законе философия больше рассуждает о законе, как об отвлеченной норме, чем как о выражении личной воли Божией. Или в отделе о добродетели она не занимается изображением личности и дел Христа Спасителя, как совершенного выражения добродетели и источника нравственного возрождения и жизни христианина. Между тем в Нр. Б. это существенная и неотъемлемая часть. Источники Нравственного Богословия Если Нр. Б. исходит из богооткровенного нравственного учения и ставит в центре своих рассуждений богодарованную истину, то, следовательно, главным источником его является Свящ. Писание. Оно, по слову апостола, Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности; да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим. 2:16); оно может умудрить тебя во спасение верой в Христа Иисуса (стих 15). И Сам Иисус Христос свидетельствует: " Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь " (Ин. 6:63). Святой Ипполит пишет: " Как тот, кто хочет изучить мудрость мира, не может иначе достигнуть сего, как изучением философов, так если хотим изучать благочестие, достойное Бога, не иначе, как из божественных писаний, должны изучать его " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2232...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010