Храм (Церковь, Дом Божий) Небеса не вмещают Христа, Бога нашего, вся поднебесная не объемлет Его, и все концы земные не ограничивают Его. Поэтому Псаломник говорит: «Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, – Ты там, сойду ли во ад, – Ты там пребываешь. Если подниму крылья мои поутру и поселюсь на краю моря, то и там рука Твоя…» ( Пс. 138:7–10 ). Христос, Бог Всемогущий, Своей силой везде находится: на небесах соцарствует Отцу, в аду мучает бесов, в поднебесной соблюдает и устраивает жизнь человеческую. «Ибо мы Им живем, и движемся, и существуем» ( Деян. 17:28 ). Во всей вселенной Он все содержит и управляет всей тварью Своей, как видимой, так и невидимой. Если же Христос Бог наш и везде находится Своею всемогущей и всесодержащей силою, то благословением и благодатью Своею Он не везде присутствует: в одном месте есть, в другом совсем не бывает, а в ином был, но ушел, говоря: «Вот оставляется дом ваш пуст» ( Мф. 23:38 ). «Он воскрес, Его нет здесь» ( Мк. 16:6 ). Где же можно доподлинно узнать место обитания Его? Псаломник говорит: «Господь во святом храме Своем» ( Пс. 10:4 ), – следовательно, Христос Господь наш по Воскресении Своем обитает во святых храмах, созидаемых в Его честь. На это можно было бы надеяться, но доподлинно это не известно, ибо святой первомученик Стефан говорит так: «Соломон же построил Ему дом. Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: Небо – престол Мой, и земля – подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие?» ( Деян. 7:47–50 ). Святой Стефан! Ты приводишь нас в смущение, когда говоришь, что Всевышний не в рукотворенных храмах живет. Ведь люди благочестивые не станут и созидать храмов Богу, если Бог не обитает в них. Ведь в храмах-то святых только и жить Богу, как в истинных Своих домах. За святого Стефана толкователи отвечают так: Богу не неприятно созидание святых храмов и украшение их, ибо и Давид Духом Святым восхваляет их, говоря: «Я возлюбил благолепие дома Твоего и место селения славы Твоей» ( Пс. 25:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Если в храме не причащают на Рождество… Комментирует епископ Обуховский Иона О традициях в некоторых храмах не причащать на Рождество и на Пасху. 6 января, 2014 О традициях в некоторых храмах не причащать на Рождество и на Пасху. О традициях в некоторых храмах не причащать на Рождество и на Пасху. О том, кто достоин причастия и кому вообще это решать. А также о том, можно ли причащаться три дня подряд, если Рождество, как в этом году, во вторник, рассказал «Православию в Украине» наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский Иона. Где и почему не причащают на Рождество и на Пасху? В некоторых православных храмах сложилась традиция не причащать прихожан на праздничном рождественском или пасхальном богослужениях. В «праздники праздников» и «торжество из торжеств» люди остаются без причастия. Является ли такая практика в Церкви общепринятой? Правильно ли это с точки зрения церковного вероучения? Подобная практика уходит корнями в так называемый Синодальный период Русской Церкви, когда Церковь возглавлялась не Патриархом, а Святейшим правительствующим синодом, состоящим как из духовных, так и светских людей с обер-прокурором, назначавшимся императором, во главе. Сама Православная Церковь называлась тогда Ведомством православного исповедания, и все граждане Российской империи православного исповедания (кстати, в паспорте была графа не «национальность», а именно «вероисповедание») были обязаны один раз в году исповедоваться и причащаться. Интересно, что каждый человек был приписан к конкретному приходу и был обязан исповедоваться и причащаться в своем приходе, и это все фиксировалось в особых храмовых книгах. При этом люди, которые вели духовную жизнь, исповедовались и причащались достаточно регулярно. Так, мы знаем, какие духовные поиски были у молодого Игнатия Брянчанинова, какую жизнь вели духовные чада оптинских старцев… Но у основной массы граждан Российской империи глубоко засело в голове сознание, что исповедоваться и причащаться нужно раз в году, что, собственно, все и делали — в период Великого поста. В остальное время года причащаться было не принято.

http://pravmir.ru/esli-v-xrame-ne-pricha...

" Их остается все меньше " : в храмах епархии чествовали ветеранов войны мая 2015 В храме святого Иоанна Кронштадтского на Кронштадтской площади 9 мая, как и во всех храмах Русской Православной Церкви, был совершен благодарственный молебен Господу за дарование Победы в Великой Отечественной войне и особое поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы  войны. Настоятель протоиерей Михаил Подолей , поздравляя прихожан с Днем Победы, сказал: " Все меньше остается среди нас ветеранов войны. Но мы никогда не должны забывать о том, что они пережили. Ушедшие от нас ветераны завещали нам ценить мир, завоеванный ими, и умножать добрыми делами любовь и согласие между людьми. Те из ветеранов, кто дожил до 70-летия Великой Победы , как правило, неохотно участвуют в публичных мероприятиях. Но важно, что они успели передать детям и внукам свидетельство тех страшных и героических лет. Мы рады, что и среди наших прихожан есть такие люди " . Всю блокаду от первого до последнего дня прожили в Ленинграде, на Кондратьевском проспекте, 13, Агриппина Саюк и Антонина Хоменко (в девичестве - Ларионовы) вместе с семьей. Агриппина Васильевна родилась в 1928 году. Несмотря на возраст, а ей было тогда 13-14 лет, работала в госпитале, спасала жизни раненым защитникам города, после работы тушила зажигалки на крыше. Ее старшая сестра Татьяна Васильевна не дожила до 70-летия Победы. Она тоже провела всю блокаду в осажденном городе и работала в госпитале. Антонина Васильевна - дитя блокадного города. Она  младше сестры Агриппины Васильевны на три года. Агриппина Васильевна и  Антонина Васильевна, как и многие пережившие блокаду, не любят рассказывать о ней: тяжело возвращаться памятью к пережитому. " Было все: и карточки отнимали, и муку, которую давали вместо хлеба, - вспоминает Агриппина Васильевна. - А это - верная смерть! Но Господь хранил, помогал выжить. Много страшного приходилось видеть: люди умирали прямо на улицах, не было сил похоронить даже близких " . Несмотря на страшный голод и крайнее истощение, люди помогали друг другу даже в безнадежных ситуациях. Ларионовы приняли в свою семью мамочку с двойняшками. 

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Предисловие И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано: «дом мой домом молитвы наречется»; а вы сделали его вертепом разбойников. ( Мф.21:12-13 ) Вопрос о торговле в храме задавал себе, наверное, каждый. Многие спрашивали об этом священников и лишь немногие решились разобраться в этом вопросе основательно. Почему существуют цены во многих храмах, угодно ли это Богу, что об этом говорит Библия, святые отцы и каноны церкви? На эту тему было много написано различных статей, но наша совесть, которая является голосом Божьим, нам подсказывает, что здесь что-то не то. Согласитесь, что кощунственно оценивать таинство Крещение в денежном эквиваленте, потому как это благодать Святого Духа, которая не продается. И действительно, торговли «требами» в храмах не было до 60х годов ХХ столетия, и только безбожная советская власть с целью скомпрометировать Христову Церковь добилась введения в храмах торговли. Об этом так говорил патриарх Алексий II: «Сегодняшняя практика “церковной торговли” возникла после 1961 года, когда контроль за материальным состоянием храма был полностью передан в ведение “исполнительного органа”, чей состав формировался властями. Эти времена, к счастью, прошли, а злая привычка “торговать” требами осталась». (Епархиальное собрание 2004 г.) Но если даже не учитывать исторически позднее возникновение торговли в церкви, можно ли как-то оправдать это явление или нет? Давайте попытаемся разобраться в этом вопросе как можно глубже и честно. Священное Писание о торговле в храме В Библии нет повеления Божьего, где было бы сказано, что торговля в храме разрешена, более того, мы находим запрет на это. Господь наш Иисус Христос дважды выгонял торгующих из храма: первый раз в начале Своего проповеднического служения ( Мф.21:12-13 ; Мк.11:15-19 ; Лк.19:45-46 ), второй раз в конце, перед  крестными страданиями ( Ин.2:13-17 ). Об этом святитель Иоанн Златоуст в толковании на Евангелие от Матфея ( Мф.21:12-13 ) пишет так: «Тем большего достойны обвинения иудеи, что Христос не один раз делал это, а они все еще не переставали торговать в храме». Мы видим, что торговля в храме настолько мерзка в очах Христа, что Он изгоняет торгующих дважды, и не только торгующих, но и покупающих (на последний факт мало кто обращает внимание). Господь наш Иисус Христос показывает нам, с каким благоговением должны мы относиться к храму, и насколько мы со страхом Божьим должны удаляться от торговли в нем, чтобы и нас Он не выгнал из Царства Небесного.

http://azbyka.ru/torgovlya-v-hrame-pitni...

Владимир Легойда: Церковь не делит людей на своих и чужих Мы сегодня видим в храмах возрождающуюся веру. 17 июля, 2014 Мы сегодня видим в храмах возрождающуюся веру. Вчера начались официальные торжества празднования 700-летия святого Сергия Радонежского. Этот великий святой сыграл серьезную роль в русской истории и оставил глубокий след в русской духовности. О том, чем сегодня живет Церковь, с какими вызовами сталкивается и каких побед достигает, — наш разговор с главой Синодального информационного отдела Русской православной церкви Владимиром Легойдой. Русская православная Церковь переживает «парадоксальное» время. Триумфальное — высок ее авторитет в государстве, обществе, среди других церквей — и вместе с тем время трудных вызовов. Владимир Легойда: Единственным основанием Церкви является Христос. И Он же — единственным триумфатором. То, что вы называете триумфом, или успехом, связано, полагаю, с тем, что свидетельство о Евангелии становится слышным. На евангельский призыв любви откликаются сердца. Мы сегодня видим в храмах возрождающуюся веру, видим, что люди начинают меняться. Последнее — самое главное. Святейший Патриарх Кирилл часто подчеркивает: верующий должен стремиться к тому, чтобы вера определяла его мысли и поступки. «Триумф» и вызовы, так и должно быть. Мы же помним, сколь разной была реакция и в евангельские времена. Были верные ученики Господа и был предатель. Были последователи и распинающие. Важно понимать, что успех Церкви — это знак верного движения по пути, указанному в Евангелии Христом. Но и тут парадокс. Христос говорит, что вы будете ненавидимы за имя мое. Поэтому выступления против Церкви тоже могут быть «критерием успеха». Я конечно не считаю, что автоматически, чем больше Церковь ругают, тем больше она соответствует Евангелию. В жизни верующих есть многое из того, что не соответствует Евангелию. Но Церковь — это лечебница, а не собрание безгрешных святых… Поэтому, когда православных ругают, важно отличать, где эта ругань — результат нашего свидетельства о Христе, а где действительно кто-то из считающих себя христианами совершает недопустимые вещи.

http://pravmir.ru/vladimir-legoyda-tserk...

Крещенское шоу Во всех православных столичных храмах крещенскую воду будут освящать, и раздавать всем желающим с вечера 18 января. И хотя это будет совершаться еще неделю, почему что все считают обязательным простоять до глубокой ночи в длинной очереди, чтобы запастись на весь год. 18 января, 2013 Во всех православных столичных храмах крещенскую воду будут освящать, и раздавать всем желающим с вечера 18 января. И хотя это будет совершаться еще неделю, почему что все считают обязательным простоять до глубокой ночи в длинной очереди, чтобы запастись на весь год. Крещение Господне  подается в обществе, на мой взгляд, как забавное шоу. По количеству упоминаний в СМИ, этот праздник значительно превосходит куда более значимый праздник Рождества. Сначала идет перечисление всех народных примет, потом способов гаданий и ворожбы, затем советы бывалых «моржей», и наконец, веселая картина проруби. И конечно, все дело именно в «картинке», которую легче протолкнуть в эфир, чем долгие и непонятные церковные службы… И шоу это состоит из двух частей: раздача воды, и купание. Конечно, можно продолжать ёрничать по поводу утверждения верующих, что простая вода после освящения в Крещенский сочельник приобретает чудесные свойства. Мол, все это сказки для бабуль. Но вот я лично провел эксперимент (не то чтобы очень усомнился, просто так получилось), взял в храме на праздник Крещения Господня воды, которая простояла у меня в бутылке из-под кока-колы больше года и… не испортилась. Среди православных верующих существует благочестивое правило, по которому человек пьет ее по утрам, после прочтения утренних молитв. Необходимо кропить себя святой водой при возникновении греховных влечений, плохом самочувствии, раздражительности…Освященная в этот праздник святая вода называется по-гречески «агиасма», то есть святыня. Но все это, конечно, для очень сильно продвинутых прихожан, а для нас, грешных, конечно же, этот день – интереснее и красочное шоу… Водосвятный молебен Во всех православных столичных храмах крещенскую воду будут освящать, и раздавать всем желающим с вечера 18 января. И хотя это будет совершаться еще неделю, почему-то все считают обязательным простоять до глубокой ночи в длинной очереди, чтобы запастись на весь год.

http://pravmir.ru/kreshhenskoe-shou/

Афонские храмы украшаются иконами и стенною живописью. Иконы размещаются в иконостасе, на столбах храмов, на игуменском месте и по сторонам храма на аналоях. В иконостасе иконы расположены так же, как и в наших храмах, хотя нередко храмовая икона стоит не рядом со Спасителем, как у нас, а за правым приалтарным столбом. Что касается размещения изображений на стенах, которые украшаются ими сверху донизу, то в храмах афонских существует более или менее определенный порядок 1 . В нижнем ярусе самых храмов, несколько повыше монашеских стасидий, расположены большею частью мученики с атрибутами своих мученических подвигов 2 . По линии того же яруса в алтаре изображены святители и главным образом творцы литургий, имеющие нередко в руках свитки с литургийными молитвами 3 . Следующий за этим ярус занят изображениями двунадесятых праздников, из коих Благовещение пишется большею частью на восточной стене повыше иконостаса, а Успение Богоматери почти всегда на задней западной стене. Под этим последним изображением иногда имеется изображение недремлющего ока 4 . В алтаре на горнем месте изображается Богоматерь или с Богомладенцем у девственных своих персей, или же с двумя ангелами по бокам. Ниже под нею (напр. в Протатском, Хиландерском и других храмах) изображен Спаситель, на правой стороне, преподающим Свое пречистое Тело апостолам, подходящим один за другим, – а на левой преподающим таким же образом пречистую Кровь Свою. Подобные изображения находятся и в лавре св. Афанасия, но с присоединением ангелов, совершающих великий выход. Картина эта иногда (Ивер, Ватопед и др.) изображается в шее купола. В третьем ярусе на арках и сводах храма изображения по своим сюжетам разнообразны. Большею частью на правой стороне здесь изображаются события из земной жизни Спасителя в первые годы его жизни на земле, а на левой стороне – события Его последних дней. В куполе изображаются ветхозаветные праотцы и пророки в кружках 5 , а в небе купола или Господь Саваоф с открытым Евангелием в руках (Ватопед) со словами: „Сей есть Сын Мой возлюбленный”, или Спаситель благословляющий одною рукою, а другою держащий Евангелие (лавра), или Богоматерь с распростертыми руками (Зограф и Костамолит). Господь Саваоф пишется редко и изображается в виде старца с сиянием кругом с крестом и с буквами о ων 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В храмах Зарубежной Церкви будут возглашаться особые прошения Нью-Йорк, 12 декабря 2005 г . Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей призывает свою паству к горячей молитве о том, чтобы Господь благословил предстоящий IV Всезарубежный Собор. Во всех храмах Русской Зарубежной Церкви Синод предлагает возглашать прошения на сугубой ектеньи за Божественной литургией об устроении Святой Церкви, о преодолении разделения, о умножении любви, сообщается на официальной странице Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей " . Послание Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей: «Возлюбленные о Господе отцы, братие, сестры и дети! «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (Рим. 1,7). Такими словами апостолы приветствовали древних христиан, обращаясь к ним лично или письменно. Этими же словами и мы, носители апостольской благодати, дерзаем приветствовать всех вас, в эти дни Рождественского поста и праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Велики эти слова, велики они по своему значению и смыслу. Ими апостолы указывали, в чем истинное благо человека и высказывали пожелание, чтобы члены Христовой Церкви получили его. Человек стремится к благу, старается найти его, но ищет его большей частью далеко не там, где нужно. И вот, этими словами апостолы ясно намечали древним христианам тот путь, который непременно приведет их к желанному благу. Только в мире душевном истинное наше блаженство, только обладающие чистою спокойною совестью перед Богом и ближними могут быть названы действительно счастливыми людьми. Приобрести это счастье, этот внутренний мир никогда не поздно; надо только сердечно Богу молиться, приносить Ему искреннее раскаяние в своих грехах и твердо решиться начать новую жизнь, церковную жизнь. Из сказания о священном событии Введения во Храм Пресвятой Богородицы видно, что это является праздником церковности, ибо святые богоотцы Иоаким и Анна привели Преблагословенную Деву в Храм, где Она подвизалась одиннадцать лет в молитве, посещении богослужений, чтении Священного Писания, рукоделии и т.д. Этим Своим пребыванием и служением Богу при Иерусалимском Храме, Пресвятая Богородица подала нам добрый пример церковности, пример любви к храму. А настоящая церковность привела Ее к высокому избранию – Она стала Матерью Живого Бога, ставшего из любви к нам, отвернувшимся от Него, Живым Человеком.

http://pravoslavie.ru/15460.html

В храмах Русской Церкви было зачитано Совместное послание народам России и Польши 10 сентября, 2012. Редакция " Правмира " За Божественно литургией в храме Христа Спасителя митрополит Волоколамский Иларион огласил Совместное послание народам России и Польши Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя Епископской конференции Польши архиепископа Юзефа Михалика За Божественно литургией в храме Христа Спасителя митрополит Волоколамский Иларион огласил Совместное послание народам России и Польши Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя Епископской конференции Польши архиепископа Юзефа Михалика, митрополита Перемышльского, подписанного во время визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Польшу в августе 2012 г. Это послание было зачитано и во многих  других храмах Русской Православной Церкви. Совместное послание народам России и Польши Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Председателя Епископской Конференции Польши Архиепископа Юзефа Михалика, митрополита Перемышльского Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. (2 Кор. 5: 19) Чувствуя ответственность за настоящее и будущее наших Церквей и народов и движимые пастырской заботой, мы, от лица Русской Православной Церкви и Католической Церкви в Польше, обращаемся со словом примирения к верующим наших Церквей, к нашим народам и ко всем людям доброй воли. Исповедуя ту истину, что Христос — наш мир и примирение (ср. Еф. 2:14, Рим. 5:11), и осознавая свое призвание, вверенное нам духом Христова Евангелия, мы желаем внести свой вклад в дело сближения наших Церквей и примирения наших народов. 1. Диалог и примирение Наши братские народы объединяет не только многовековое соседство, но и богатое христианское наследие Востока и Запада. Осознавая эту долгую общую историю и вырастающую из Христова Евангелия традицию, оказавшую решающее влияние на идентичность, духовный облик и культуру наших народов, а также всей Европы, мы вступаем на путь искреннего диалога в надежде, что он поможет нам залечить раны прошлого и преодолеть взаимные предрассудки и непонимание, а также укрепит нас в стремлении к примирению.

http://pravmir.ru/v-xramax-russkoj-cerkv...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Греции во всех храмах зачитали послание Синода против однополых браков 05.02.2024 109 Фото: pravoslavie.ru Во всех храмах Греции на утренней литургии в воскресенье зачитали послание Синода Элладской Православной Церкви против однополых браков, сообщает РИА Новости. Синод 23 января после почти шестичасового заседания единогласно постановил, что не согласен с браком и усыновлением детей для однополых пар. Греческая церковь отвергает однополые браки, она считает, что законопроект об однополых браках отменяет не только христианские ценности и семейную традицию, но и права будущих детей, и намерена донести эту позицию до всего народа. Синод постановил объявить о своей позиции в церквях в воскресенье, 4 февраля, и распространить брошюру «К народу» через церкви и веб-сайт. «В более чем 10 тысячах церквей по всей стране в воскресенье утром была зачитана энциклика Священного Синода, выражающая решительное несогласие церкви с законопроектом об однополых браках, внесенным правительством Кириакоса Мицотакиса. В циркуляре, среди прочего, говорится, что «так называемый " гомосексуальный брак " представляет собой подрыв христианского брака и института традиционной греческой семьи»,– отмечается в сообщении. В Священном Синоде поясняют, что законопроект выступает за отмену отцовства и материнства и преобразование их в нейтральное родительство. При этом Церковь подчеркивает, что суррогатное материнство будет стимулировать эксплуатацию женщин и изменение священного института семьи. «Всего этого Церковь не может принять, потому что это предало бы ее миссию», – подчеркивается в послании Синода. «Традиционная христианская семья состоит из отца, матери и детей, и в этой семье дети растут, познавая материнство и отцовство, которые будут важнейшими элементами в их дальнейшем развитии», – говорят иерархи. В послании отмечается, что Синод обращается ко всей пастве, чтобы изложить правду об этом серьезном вопросе. Церковь считает, что государство со своими органами власти имеет право разрабатывать законопроекты и принимать законы, чтобы в обществе царили единство, мир и любовь.

http://ruskline.ru/politnews/2024/02/05/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010