После отстранения митр. Михаила (1881) от управления Белградской митрополией поддержал политику Сербской прогрессивной партии и по протекции нового правительства занял должность ректора Белградской богословии. В 1883 г. признал законность избрания Сербским митрополитом Феодосия (Мраовича) , состоявшегося вопреки воле серб. епископата. 4 мая 1886 г. был хиротонисан во епископа Жичского. После отречения от престола кор. Милана Обреновича (22 февр. 1889, см. в ст. Обреновичи ) и возвращения митр. Михаила к управлению Сербской Церковью Н. 28 мая 1889 г. был отстранен от управления Жичской епархией и уволен на покой. Покинув Сербию, жил на территории Австро-Венгрии в Загребе, Дубровнике, потом в столице Черногории Цетине. Затем переехал в Германию, где слушал лекции в неск. ун-тах. Опубликовал на нем. языке ряд работ по истории Сербской Православной Церкви, напр. «Великий жупан Стефан Неманя и его значение для Сербского государства и Сербской Церкви» (Gross-zupan Stephan Nemanja und seine Bedeutung für den serbischen Staat und die serbischen Kirche. Jena, 1897). В 1897 г. вернулся в Сербию. После смерти митр. Михаила и избрания 15 февр. 1898 г. Белградским митрополитом Иннокентия (Павловича) Н. 16 февр. принял участие во встрече серб. епископов с кор. Александром I Обреновичем, на к-рой состоялось офиц. примирение митр. Иннокентия с представителями феодосиевской иерархии. Указом короля от 17 марта 1898 г. Н. был назначен епископом Нишским. В 1901-1903 гг. являлся членом Сената Королевства Сербия. Как и митр. Иннокентий, Н. поддержал брак кор. Александра I и Драги Машин (23 июля 1900), что повлекло за собой падение его авторитета в обществе. После убийства королевской четы Обреновичей (29 мая 1903) пытался наладить взаимоотношения с новым кор. Петром I Карагеоргиевичем (см. в ст. Карагеоргиевичи ), но безрезультатно. В нач. ХХ в. в серб. оппозиционной церковной периодике появился ряд статей с критикой в адрес Н. и обвинениями его в несоблюдении монашеских обетов и во взяточничестве. В результате в 1911 г. он вынужден был уйти на покой. Жил в собственном доме в Белграде. В нояб. 1914 г., накануне захвата Белграда войсками Австро-Венгрии, выехал в г. Алексинац, но вернулся после освобождения столицы в дек. Во время новой оккупации, в окт. 1915 г., остался в Белграде, где и скончался. Был похоронен в Николаевской ц. на Новом кладбище в Белграде. В 1927 г. перезахоронен в кафедральном соборе Ниша в приготовленной им во время служения на Нишской кафедре гробнице.

http://pravenc.ru/text/2565318.html

21 окт. 1897 г. Н. был назначен, а 7 дек. того же года в соборе иркутского в честь Вознесения Господня (Иннокентиевского) монастыря хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. Состоял настоятелем этой обители и возглавлял Бурятскую «против язычествующих» миссию. С 12 июля по 4 окт. 1898 г. выезжал из Иркутска в Читу для временного управления Забайкальской епархией. 27 сент. 1898 г. Н. был назначен епископом Якутским и Вилюйским. Его встреча в Якутске состоялась 4 февр. 1899 г. Якутская область, почти не затронутая цивилизацией, до 1902 г. не имела даже телеграфной связи с миром. Две трети больниц области и все средние учебные заведения находились в Якутске. Большую общественную силу представляли «отовсюду сосланные… вреднейшие пропагандисты (живущие при том не отдельно, а совместно с прочим немногочисленным населением области)». Сравнивая в религ. плане коренное и рус. население епархии, епископ отмечал: «По качеству инородцы могут быть поставлены, в общем, выше: они хоть и невежественны, но имеют твердую веру и любовь к церкви и духовенству». Н. стремился к тому, чтобы богослужение и проповедь как можно чаще совершались на языках коренных народов. При незначительности средств и сотрудников епископу пришлось ограничиться созданием 5 комиссий при Якутском церковно-миссионерском братстве. Возрожденная им миссионерско-переводческая комиссия для перевода религиозно-нравственных сочинений на местные языки за 6 лет (1899-1904) издала 1 сборник и регулярно печатала тексты на якут. языке в «Якутских ЕВ». В те же годы открылось 11 церковноприходских школ (из них 4 в Якутске). Н. добился разделения с 1904/05 уч. г. в Якутской ДС на 6 классов (вместо 3 с двухгодичными курсами в каждом). На рубеже 1903/04 г. выезжал в Европейскую Россию (С.-Петербург, Москву, Житомир и Киев). 20-21 нояб. 1903 г. совершил богослужения с ректором СПбДА еп. Ямбургским Сергием (Страгородским) в академической церкви. На обратном пути на неск. дней остановился в Томске; служил и проповедовал в семинарской церкви.

http://pravenc.ru/text/2565316.html

После женитьбы сына о. Феодор смог осуществить свою давнишнюю мечту о монашестве - он поступил в Зосимову пуст., где 30 нояб. 1898 г. игум. Германом был пострижен во иеромонаха с именем А. в честь свт. Алексия , митр. Московского. Первыми послушаниями А. стали клиросное пение и совершение богослужений, затем - обучение молодых монахов Закону Божию. Нек-рое время спустя А. был назначен духовником обители, его духовными детьми помимо богомольцев стали многие монахи, а через неск. лет и сам игумен. В 1903 г. А. был награжден наперсным крестом. В 1906 г. во время Великого поста А. тяжело заболел воспалением легких и готовился к кончине, однако поправился после соборования. С того времени старчество и духовничество стали главным делом А., все др. послушания были отменены игуменом. Летом 1906 г. А. переехал в специально построенную избушку-келью. Вместе с тем старец стремился к безмолвию и уединению и 3 февр. 1908 г. ушел в неполный затвор. Несмотря на это, к нему приезжало все больше и больше людей всех возрастов и сословий: гос. деятели и архиереи, священники и иеромонахи (большей частью воспитанники МДА), монахи и монахини из разных мон-рей, военные, врачи, чиновники, учителя, профессора и студенты, рабочие и крестьяне. Духовными чадами А. были св. блгв. кнг. Елисавета Феодоровна и схиигум. Фамарь (Марджанова) , в 1908 г. основавшая по его благословению Серафимо-Знаменский скит под Москвой. Зосимову пуст. посещали члены религиозно-философского кружка М. А. Новосёлова : С. Н. Булгаков , свящ. Павел Флоренский и др. А. обладал даром прозорливости и исцеления духовных и телесных болезней. Здоровье же самого А. ухудшалось, и он неоднократно просил у игум. Германа благословения уйти в полный затвор, что и исполнил, получив разрешение, 6 июня 1916 г. В 1909 г. А. принимал участие в съезде монашества в ТСЛ (см. Съезды монашества в России ). По личной просьбе свт. Тихона (Белавина) А. был избран членом Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг . и 5 нояб. 1917 г. в храме Христа Спасителя вынул жребий, определивший избрание свт. Тихона во Всероссийского Патриарха.

http://pravenc.ru/text/174604.html

Епархиальной власти было нелегко уделять одновременно равное внимание как нуждам многочисленных национальных правосл. общин, в первую очередь русинов и русских, так и решению миссионерских задач, поставленных свт. Иннокентием. В среде рус. церковных деятелей стала складываться концепция «Американской Руси», тесно связанной с Россией в духовном и культурном отношении. Это было крайне важно в условиях активной украинизации русинов, проводимой в нач. XX в. униатским еп. Сотером Ортынским с целью воспрепятствовать переходу униатов в Православие. 1 окт. 1897 г. открылась миссионерская школа в Миннеаполисе. С 14 сент. 1898 по 25 янв. 1907 г. Алеутская и Аляскинская епархия возглавлялась еп. (с 5 мая 1905 архиеп.) свт. Тихоном (Белавиным). Переименованием этой епархии в А. и С. е. 9 февр. 1900 г. признавался факт распространения Православия по всему Североамериканскому континенту. В 1901 г. был воздвигнут первый правосл. храм в Канаде, вышел в свет первый рус. Православный календарь в Америке. При свт. Тихоне кафедра епархиального архиерея была переведена из Сан-Франциско в Нью-Йорк (1905), где в 1904 г. был воздвигнут величественный Свято-Николаевский кафедральный собор. Первая ДС для подготовки правосл. священнослужителей в Америке была открыта в 1905 г. в Миннеаполисе на базе миссионерской школы, переведена в 1913 г. в Тенафлай (шт. Нью-Джерси) и закрыта в 1923 г. из-за отсутствия средств. В связи с ростом епархии были образованы вик-ства: 29 нояб. 1903 г. Аляскинское , с кафедрой в г. Ситка, и 1 февр. 1904 г. Бруклинское (пригород Нью-Йорка). Последнее вик-ство было создано для окормления сироарабов. Возглавил его еп. Рафаил (Хававини), бывш. настоятель сироараб. прихода в Бруклине, хиротонисанный 6 мая 1904 г. в Свято-Николаевском соборе в Нью-Йорке. Это было первое посвящение правосл. епископа в США. Греки с этого времени начали создавать собственные церковно-общественные орг-ции, независимые от епархии РПЦ. Возник первый румын. приход в Кливленде (шт. Огайо). В 1905 г.

http://pravenc.ru/text/115924.html

Исаак из Эдессы, перешедший при еп. Асклепии (522-525) из монофизитства в православие. Некоторые исследователи сомневаются в его авторстве к.-л. частей лит. корпуса (Ibid. P. IX; Graffin. 1971. Col. 2010). По предположению С. Брока, ряд произведений И. А. может принадлежать поэту Исааку Отшельнику, жившему в кон. V - нач. VI в. Т. Бу-Мансур считает возможным существование еще по меньшей мере 3 авторов корпуса, один из к-рых православный ( Bou-Mansour. La distinction. P. 46). Память И. А. отмечена в некоторых средневек. Минологиях Сирийской яковитской Церкви вместе c памятью прп. Ефрема Сирина под 19 или 20 февр. В нач. XVIII в. И. С. Ассемани констатировал почитание И. А. сирийцами всех конфессий: маронитами - 20 нояб., яковитами - 14 окт., несторианами - в пятницу 5-й седмицы по Богоявлении (пам. всех сир. учителей) ( Assemani. BO. T. 1. P. 210; однако почитание И. А. несторианами не подтверждается текстом Худры (Vat. syr. 83, 1538 г.)). В совр. церковных календарях память И. А. отсутствует. Корпус И. А. включает более 200 поэтических произведений, принадлежащих к традиц. жанрам сир. гимнографии: мемре (гомилии), мадрашу (гимну), согите (аналогу визант. кондака) и тешбохте (хвале), а также неск. диалогов, молитв (сохр. на араб. языке) и др. В XI в. яковитский патриарх Иоанн X бар Шушан († 1072) собрал вместе 60 произведений И. А., объединив их с сочинениями прп. Ефрема Сирина (Vat. syr. 119 - копия с автографа); он считал И. А. учеником Зиновия, к-рый в свою очередь был учеником прп. Ефрема. В нач. XVIII в. Ассемани составил обзор части корпуса И. А. из рукописей Ватиканской б-ки ( Assemani. BO. T. 1. P. 214-234) с указанием названий и инципитов 104 произведений. Первым за систематическую публикацию корпуса взялся сиролог Г. Биккель, издавший в 70-х гг. XIX в. 21 мемру и 16 мадрашей. В 1898-1902 гг. нек-рые произведения были опубликованы Т. Лами с лат. переводом в составе 4-томного издания трудов прп. Ефрема Сирина с ошибочной атрибуцией текстов последнему. В 1903 г. лазарист и католический миссионер П. Беджан издал коллекцию из 67 мемр, частично повторяющих опубликованные Лами. В рукописях Мосула и Урмии, использованных Беджаном, 24 первые беседы ошибочно приписаны прп. Исааку Сирину (в сир. традиции - Исхаку Ниневийскому); эта неверная атрибуция повторяется в некоторых работах (см.: Bedjan. 1903. P. X). Еще несколько мемр издали С. Мосс (1929) и С. Казан (1961, 1963); был выполнен ряд переводов на европейские языки (см. по: Mathews. 2003). В 1987 г. Брок опубликовал каталог инципитов мемр И. А., в 2003 г. Э. Мэтьюз проделал аналогичную работу со всем корпусом (195 мемр и 19 мадрашей - Mathews. 2003). Бóльшая часть корпуса остается неизданной, что затрудняет установление авторства конкретных произведений.

http://pravenc.ru/text/674143.html

16 сент. 1896 г. А. был назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии, настоятелем нижегородского Печерского мон-ря , хиротонисан 6 окт. в С.-Петербурге. А. являлся председателем Нижегородского епархиального училищного совета, нижегородских епархиальных братств Св. креста и Св. блгв. вел. кн. Георгия. С 9 нояб. 1897 г. епископ Туркестанский и Ташкентский. С 19 мая 1898 по 22 февр. 1903 г. действительный член имп. Палестинского правосл. об-ва , с 11 нояб. 1901 г. председатель Туркестанского епархиального комитета Православного миссионерского об-ва . Попечением А. в епархии было открыто 22 новых прихода, 20 церковноприходских школ, благоустроен Иссык-Кульский муж. мон-рь, 19 сент. 1901 г. ташкентская Николаевская жен. община получила статус общежительного мон-ря - первой в Туркестане жен. обители. С 18 дек. 1902 г. епископ Рязанский и Зарайский. Состоял председателем Рязанского епархиального комитета Правосл. миссионерского об-ва, почетным членом попечительства о бедных воспитанниках Рязанской ДС. В годы русско-япон. войны А. неоднократно выступал инициатором сбора пожертвований на нужды фронта. В июле 1906 г. освобожден от управления епархией на 2 месяца в связи с болезненным состоянием, 1 окт. отпуск был продлен на 1 месяц. Указом Синода от 3 нояб. 1906 г. А. был уволен на покой в Валдайский в честь Иверской иконы Божией Матери мон-рь . Награжден орденами св. Станислава 3-й степени (1884), св. Анны 3-й и 2-й степени (1889, 1896), св. кн. Владимира 3-й степени (1902) и др. наградами. За деятельное содействие об-ву Красного Креста по сбору денежных пожертвований в помощь раненым и больным воинам на Дальн. Востоке А. была выражена благодарность от имени императрицы Марии Феодоровны. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 439, 128 [формулярный список]; ГАРО. Ф. 627. Оп. 161. Д. 47. Л. 3, 3об., 4, 6, 8, 9, 10, 11-18, 19-31, 33, 34, 35-42, 43-44, 100. Соч.: Речь, произнесенная 19 янв. 1903 г. при прощании с Туркестанскою паствою//Рязанские ЕВ. 1903. 5. С. 139-141; Прощание преосв. Аркадия с Ташкентскою паствою//Там же. С. 142-144; Речь 14 февр. 1903 г. при вступлении на кафедру Рязанскую//Там же. С. 127-131; Приветственная речь имп. Николаю Александровичу 16 июля 1903 г.//Там же. 15. С. 485-486; Речь, произнесенная на молебне пред началом чрезвычайного собрания дворянства Рязанской губ., 4-го марта 1904 г.//Рязанские ЕВ. 1904. 7/8. С. 209-211; Речь, произнесенная 23 мая 1904 г., при служении молебна пред выступлением в поход на Дальний Восток частей войск, квартировавших в г. Рязани//Там же. 12. С. 379-381.

http://pravenc.ru/text/76044.html

К сер. XIX в. близ Покровской ц. собралась иноческая община под рук. М. Т. Зелениной (впосл. мон. Мария), матери настоятеля верхотурского Николаевского мон-ря архим. Григория. В 1853 г. недалеко от Покровского храма Зеленина купила для сестер усадьбу с постройками, в к-рой по благословению Пермского еп. Неофита (Соснина) была устроена богадельня. В 1889 г. указом Екатеринбургского еп. Поликарпа (Розанова) смотрительницей «богодельного женского общежития» была назначена послушница А. Панова, учрежден совет богадельни, 15 нояб. утвержден ее устав. Архим. Григорий (Зеленин) сделал крупные пожертвования в обитель. Указом Синода 8 дек. 1895 г. богадельня была обращена в общину «с наименованием оной Покровскою и с таким числом сестер, какое община может по своим средствам содержать», Панова приняла монашеский постриг с именем Агния и была назначена начальницей общины. 27 марта 1896 г. община была открыта, в это время в ней состояли 25 чел., к 1902 г.- 130 чел. Насельницы мон-ря. Фотография. Нач. XX в. Насельницы мон-ря. Фотография. Нач. XX в. В 1896 г. община имела 6 деревянных келейных и хозяйственных корпусов, в 1902-1903 гг. был построен 2-этажный каменный корпус, в 1902 г. общине был выделен из гос. владений участок земли в 100 дес. у р. Чёрной. 12 сент. 1898 г. в обители заложили каменную церковь, освященную 11 сент. 1902 г. в честь Покрова Пресв. Богородицы (Ново-Покровская). В 1905 г. на средства обители на железнодорожной ст. Верхотурье была построена деревянная часовня во имя свт. Алексия Московского в ознаменование рождения цесаревича св. Алексия Николаевича . 5 февр. 1907 г. указом Святейшего Синода община была обращена в общежительный мон-рь, открытие к-рого состоялось 26 апр. К кон. 1907 г. в В. м. жила 151 монахиня, к кон. 1913 г.- 194 сестры. Насельницы занимались вышивкой, иконописанием, шитьем церковных облачений, детской одежды, ковроткачеством, чеботарством, изготовлением мебели, переплетом книг, лужением, серебрением и позолотой. Однако доходы были незначительны, и насельницы в полевой сезон нанимались к крестьянам на работы. В 1909 г. при В. м. открылся приют для девочек, в к-ром в 1913 г. жили ок. 20 чел., в 1911-1912 гг. начала работу одноклассная церковноприходская школа. В 1914 г. В. м. посетила вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна .

http://pravenc.ru/text/158214.html

и Г. е., т. к. Глуховское викариатство Черниговской епархии не было упразднено, еп. Дамаскин управлял им до кон. нояб. 1925 г. Еп. Матфей занимал Новгород-Северскую кафедру до кон. 1925 г. В 1925-1926 гг. существовала Новгород-Северская обновленческая кафедра, к-рую занимал «епископ» Сергий Белопольский. Успенский собор в Новгороде-Северском был закрыт в 30-х гг. XX в., богослужение в нем возобновилось в 1941 г. Первым настоятелем после открытия стал свящ. Михаил Бунак. По его инициативе прихожане обращались в Черниговскую епархию с просьбами о восстановлении в Новгороде-Северском муж. мон-ря и епископской кафедры, однако из-за боевых действий это было невозможно. 28 июня 1998 г. во епископа Новгород-Северского, викария Черниговской епархии, был хиротонисан архим. Амвросий (Поликопа). В 2003 г. он стал архиепископом Черниговским и Нежинским, с 31 мая 2007 г., после разделения Черниговской епархии, имел титул «епископ Черниговский и Новгород-Северский». Архиереи Новгород-Северские и Глуховские епископы: Иларион (Кондратковский; 27 марта 1785 - 1 сент. 1797), Матфей (Храмцов; 23 апр.- нач. мая 1923; 20 февр. 1924 - 1925 - епископ Новгород-Северский, викарий Черниговской епархии). Новгород-Северские и Глуховские викарные епископы: Феофилакт (Праведников; 13 окт. 1868 - 12 янв. 1869), Серапион (Маевский; 29 мая 1869 - 15 мая 1876), Афанасий (Пархомович; 9 июня 1885 - 4 марта 1889), Антоний (Соколов; 24 сент. 1889 - 19 янв. 1891), Сергий (Соколов; 2 февр. 1891 - 26 марта 1893), Мефодий (Никольский; 15 июля 1893 - 28 июня 1894), Питирим (Окнов ; 17 июля 1894 - 2 нояб. 1896), Евфимий (Счастнев; 17 нояб. 1896 - 28 окт. 1898), Михаил (Ермаков ; 31 янв.- 20 окт. 1899), Филипп (Бекаревич; 6 нояб. 1899 - 17 февр. 1902), Исидор (Колоколов; 12 мая 1902 - 4 нояб. 1903), Нестор (Фомин; 4 нояб. 1903 - 19 авг. 1910), Иоасаф (Романов; 22 сент. 1910 - 16 февр. 1911), Василий (Богоявленский; 4 марта - 12 мая 1911), исп. Пахомий (Кедров; 30 авг. 1911 - 17 сент. 1916), Иоанн (Доброславин; 16 окт. 1916 - нач. 1923), Матфей (Храмцов; 20 февр. 1924 - 1926), Амвросий (Поликопа; 28 июня 1998 - 16 окт. 2003). Ист.: Церковное торжество в Новгород-Северске//Вера и жизнь. Чернигов, 1916. 21/22. С. 162-163.

http://pravenc.ru/text/2577759.html

Ист.: Описание о российских святых; Голышев И. А. Богоявленская слобода Мстера: История ее, древности, статистика и этнография. Прил. Владимир, 1865. С. 107-112. (Тр. Владимирского губ. стат. комитета; 4). Лит.: Буслаев Ф. И. Ист. очерки рус. народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 2. С. 358; Голышев И. А. Древности Богоявленской ц. в слободе Мстере Вязниковского у. Владимирской губ. Мстера, 1870; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 176; Голубинский. Канонизация святых. С. 362; Добронравов В. Г., Березин В. Ист.-стат. описание приходов и церквей Владимирской епархии. Владимир, 1898. Ч. 5. С. 276-277, 317-318, 371-372; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 567; Токмаков И. Ф. Ист.-стат. описание г. Коврова с уездом. М., 1903. С. 79-80; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2; Баранов В. В. Иконопись Мстеры: История, структура промысла, худож. особенности: АКД. М., 2008. С. 20-21; Монякова О. А. Святые земли Ковровской//Афанасьевский сб. Шуя; Ковров, 2011. Вып. 1: Мат-лы 1-й межрегион. науч.-практ. конф. «Религиозно-образовательная среда рос. провинции». С. 86. Е. В. Романенко Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых)

http://pravenc.ru/text/2563614.html

В Киеве Д. создал литургическую школу. Его учениками были 2 будущих профессора - его преемники на кафедре литургики и церковной археологии прот. В. Д. Прилуцкий и Н. Н. Пальмов, 4 магистра - А. З. Неселовский, прот. М. А. Лисицын , Е. П. Диаковский, прот. К. С. Кекелидзе . Звание д-ра церковной истории Д. получил в 1896 г., представив в качестве диссертации 1-й т. «Описания литургических рукописей» (диплом от 30 сент. 1896 - РНБ. Ф. 253. Д. 5); в том же году он был избран ординарным профессором КДА. С 1903 г. Д.- член-корреспондент имп. АН по Отд. рус. языка и словесности (диплом от 29 дек. 1903 - Там же. Д. 10. Л. 6). В 1906 г. Д. переехал в С.-Петербург и участвовал в работе Предсоборного присутствия при Святейшем Синоде и Синодальной комиссии по исправлению слав. текста богослужебных книг. В нояб. 1907 г. Д., получив звание заслуженного профессора и значительную ежегодную пенсию, оставил преподавание в КДА. Его дальнейшая научная деятельность проходила в С.-Петербурге, он занимал должность ученого секретаря ИППО (1907-1918), был избран почетным членом 4 ДА (Казанской (1912), Киевской, Московской и С.-Петербургской (1914), состоял членом ряда отечественных и зарубежных ученых об-в: «Возрождение» (Греция, с мая 1894), Византийского об-ва в Афинах (март 1909), Церковно-археологического комитета (март 1898), Об-ва ревнителей русского исторического просвещения (апр. 1899), Петровского об-ва исследователей Астраханского края (окт. 1900), ОЛДП (дек. 1908), РАО (янв. 1909), РГО (февр. 1909), Церковного историко-археологического об-ва Казанской епархии (дек. 1912). Был награжден золотым крестом с частицами Животворящего Креста от Иерусалимского патриарха (сент. 1898). В 1911 г. Д. неск. раз пытался вернуться на академическую службу, но из-за особенностей своего характера не был принят ни на кафедру греч. языка КДА, ни на кафедру церковной археологии СПбДА. Д. как секретарь ИППО (1907-1918) Избранием на эту должность Д. был обязан отзыву вице-председателя об-ва Н. М. Аничкова и выбору председателя - вел.

http://pravenc.ru/text/178601.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010