1:30–31). Когда же она смутилась и пожелала узнать о способе (исполнения), то, отвечая, ангел изрек ей: « Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово » (Лк. 1:35–37). Итак, если Елисавета зачала в месяце сентябре, как показано, то надобно сосчитать следующие шесть месяцев; это будут: октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март. Значит, после этого шестого месяца зачала Мария; сосчитав отсюда еще девять месяцев, мы и дойдем до настоящего месяца. Таким образом, первый месяц зачатия Господа есть апрель, затем май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь — настоящий месяц, в который мы празднуем этот день. Впрочем, чтобы сказанное было для вас еще более ясным, я опять кратко повторю то же самое вашей любви. Однажды в год входил один только первосвященник во святое святых. Когда это происходило? В месяце сентябре. Итак, тогда входил Захария во святое святых, тогда и сообщена ему благая весть об Иоанне. Посему, когда он удалился оттуда, то и зачала жена его. После же сентября, когда Елисавета была беременна шестой месяц, которым был март, зачала и Мария. Сосчитав с апреля девять месяцев, мы и дойдем до настоящего месяца, в который родился Господь наш Иисус Христос. 6. Вот касательно этого дня мы объяснили вам все; скажу еще об одном, и прекращу речь, предоставив сказать большее общему нашему учителю. Так как многие из эллинов (т. е. язычников), слыша, что Бог родился во плоти, смеются с глумлением и многих из простецов беспокоят и смущают, то необходимо и к ним сказать нечто, а также и к смущающимся, чтобы никогда не приходили в беспокойство, убеждаемые безумными людьми, и не смущались от смеха неверных. И малые дети часто смеются, когда мы говорим о предметах серьезных и занимаемся вещами необходимыми, но смех (их) служит доказательством не ничтожности осмеиваемых предметов, а неразумия смеющихся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

1. Два месяца сбора урожая (август – сентябрь). «И праздник собирания плодов в конце года, когда уберешь с поля работу твою» ( Исх. 23:16 ). Месяцы сбора урожая, это период, когда собирали урожай летних плодов, оставшихся еще неубранными. 2. Два месяца сева (октябрь – ноябрь). «Вот наступят дни, говорит Господь, когда пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград – сеятеля» ( Ам. 9:13 ). Это месяцы, когда начинается посевная. Причем земледелец еще не успел отдохнуть от летних трудов – жатвы зерновых и уборки урожая плодов, как приходит пора пахоты и сева. 3. Два месяца позднего сева (декабрь – январь). «Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле» ( Ек. 11:2 ). В этих месяцах, когда первые дожди умягчили почву, земледелец засевал последние участки. И повторный засев гарантировал то, что поздние всходы сохранятся, даже если засуха погубит ранние. 4. Месяц уборки льна (февраль). «Лен и ячмень были побиты (градом), потому что ячмень выколосился, а лен осеменился» ( Исх. 9:31 ). Это период вызревания посевов, период начала жатвы льна. 5. Месяц жатвы ячменя (март). Из вышеприведенного стиха ( Исх. 9:31 ) видно, что к этому времени ячмень выколосился и наступает завершающая стадия жатвы, начатой в предыдущий сезон (месяц уборки льна). 6. Месяц жатвы пшеницы (апрель). «А пшеница и полба не побиты (градом), потому что они были поздние» ( Исх. 9:32 ). Именно в этот период начиналась жатва пшеницы, которая созревала позднее всех зерновых. 7. Два месяца сбора винограда (май – июнь). «Было же это ко времени созревания винограда» ( Числ. 13:21 ). 8. Месяц летних плодов (июль). «И пришли к долине Есхол, и срезали там виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли ее на шесте двое; взяли также гранатовых яблок и смокв» ( Числ. 13:24 ). Летний период повсюду богат плодами, но Святая Земля издавна славилась изобилием. Соглядатаи, упоминающиеся выше, отправились «высматривать» землю Обетованную во время созревания винограда ( Числ. 13:21 ), а возвратились они через сорок дней ( Числ. 13:26 ), т.е. в тот период, когда крестьяне собирали уже урожай летних плодов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kamenny...

4. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф.4:3-4). Эти слова Евангелия стоят эпиграфом к статье Н. Бердяева " Социализм как религия " ( " Вопросы философии и психологии " . 1906 г., ноябрь-декабрь. Кн.85. С.508-545). Редко можно читать что-либо столь же сильное, как эта замечательная по содержанию и так убежденно написанная статья. " С тех пор, - говорит автор, - как человек отпал от Бога и пошел устраивать свою жизнь вне Бога, преследует его древнее проклятие: Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей (Быт.3:17). И началась для человечества тяжелая борьба за существование, в поте лица своего добывал человек хлеб свой " . " Отныне социализм, претендующий окончательно разрешить проблему человеческого существования, обещает устранить ужас вопроса о хлебе, делается основой новейшей истории " . " Социализм сразу же заявил претензию стать религией для нового человечества, и внутренняя связь его с религией не подлежит сомнению. Общественными человеческими силами обещает социализм снять древнее проклятие, устроить греховный мир, не воссоединив его с Богом " . Нужно различать два типа социализма. Первый тип социализма организует питание человечества, целесообразную экономическую жизнь, решает проблему хлеба насущного. Социализм этого типа не хочет хлеб Небесный заменить хлебом земным, но он имеет и будет иметь громадное значение в жизни человечества. Другой тип социализма - социализм религиозный, социализм, претендующий заменить религию. На этот-то другой тип социализма автор и обращает свое внимание. Религиозный социализм есть " целое вероучение, решение вопроса о смысле жизни, о цели истории, это - подчинение всех сторон жизни хлебу насущному, это - замена хлеба Небесного хлебом земным " . " Появляется социалистически-религиозный пафос, и в нем чувствуется уже начало сверхчеловеческое, начало атеистическое, и есть в нем страшная жажда устроить этот мир не только помимо Бога, но и против Него.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/240/...

XVI:17). «Явися же ему ангел Господень, стоя одесную олтаря кадильнаго» (Лук. I:11). Не сказал: алтаря жертвенного, но: «олтаря кадильнаго», — потому что алтарь внешний был алтарем для жертв и всесожжений, а алтарь внутренний был алтарем кадильным. Так, и из этого, и из явления ему одному только, и из слов, что вне был народ, ожидавший его, очевидно, что он вошел во святое святых. «И смутися Захариа видев, и страх нападе нань. Рече же к нему ангел: не бойся, Захарие, зане услышана бысть молитва твоя, и жена твоя Елисавет родит сына тебе, и наречеши имя ему Иоанн. И беша людие ждуще Захарию: и чудяхуся коснящу ему в церкви. Изшед же», объяснялся с ними знаками и «не можаше глаголати к ним» (Лук. I:12—13, 21—22). Видишь ли, что он был внутри за завесою? Тогда и сообщена ему благая весть. А временем этого благовествования был праздник кущей и пост; таков именно смысл слов: «покорите душы вашя» (Лев. XVI:29). Этот праздник совершается у иудеев в последние дни месяца сентября, как и вы тому свидетели, потому что тогда мы много и долго говорили против иудеев, осуждая неуместный пост их. Тогда же и зачала Елисавета, жена Захарии, и «таяшеся месяц пять, глаголюще, яко тако мне сотвори Господь во дни, в няже призре отяти поношение мое в человецех» (Лук. I:24—25). Теперь благовременно показать, что на шестом месяце беременности ее Иоанном, Мария получает благую весть о зачатии. Гавриил пришел к ней и сказал: «не бойся, Мариам: обрела бо еси благодать у Бога. И се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя ему Иисус» (Лук. I:30—31). Когда же она смутилась и пожелала узнать о способе (исполнения), то, отвещав, ангел рече ей: «Дух святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя: темже и раждаемое свято, наречется Сын Божий: и се Елисавет южика твоя, и та зачат сына в старости своей: и сей месяц шестый есть ей нарицаемей неплоды: яко не изнеможет у Бога всяк глагол» (Лук. I:35—37). Итак, если Елисавета зачала в месяце сентябре, как показано, то надобно сосчитать следующие шесть месяцев; они суть: октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3375...

Так и вам надобно ревновать о спасении людей Божиих. Добрые пастыри были таковы, что готовы были положить свои души за овец. Так и вы устрояйте себя. «Пасите, еже в вас, стадо Божие не нуждею, но волею и по Бозе, ниже неправедными прибытки, но усердно». Христос Спаситель, когда вручал св. ап. Петру пасение овец своих, трижды говорил: паси. Это, очевидно, и для того, что пастыри трояко пасут врученное им стадо – словом учения, молитвою и силою св. тайн, и образом жизни. Три эти вида пасения и вы усердию выполняйте: преподавайте людям слово учения, показывайте в себе пример жизни, усердно возносите молитвы к Богу о врученной вам пастве, старайтесь назидать их святыми тайнами, т. е. просвещайте неверующих св. крещением, согрешивших после крещения старайтесь приводить к покаянию и исправлению жизни, достойных сподобляйте пречистых тайн тела и крови Христовой, заботьтесь о больных, чтобы особенно не отходили из этой жизни без св. тайн и не лишались последнего елеосвящения. – Вместе с божественным Павлом свидетельствую пред Богом и Господом Иисусом Христом: проповедуйте слово, настойте благовременно и безвременно, обличайте, запрещайте, умоляйте с терпением и учением. – Умоляю вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, защищайте немощных, будьте терпеливы ко всем, непрестанно молитесь, за все благодарите, ибо такова воля Божия о вас во Христе Иисусе. Будьте примером для верных в слове, в жизни, в любви, в духе, в вере, в чистоте; не подавайте соблазна никому, чтобы служение ваше было беспорочно; во всем представляйте себя как Божиих слуг. Если все это соблюдете: то, когда явится пастыреначальник, получите неувядаемый венок славы. О! когда бы получить всем нам сию славу, благодатию Господа нашего Иисуса Христа, которому принадлежит слава и держава со Отцом и св. Духом, во веки веков! Благословение Господне на вас, благодатию Его, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Вначале епархия его, кроме Воронежа, заключала в себе шесть городов – Елец, Костенский, Землянск, Орлов, Урыв и Коротояк.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Расстояние этой земли от Уналашки надобно полагать никак не менее того расстояния, которое находится от Уналашки до островов Прибылова, т. е. не менее 200 миль. А судя по тому, что коты уходят на полдень именно для того, чтобы удалиться от суровости климата, можно положить, что то место, где проводят они зиму, может быть в расстоянии даже до 400 миль. III. Извлечения и таблицы Из Метеорологических записок, веденных на острове Уналашке, в главном селении Иллюлюк I. ВЫСОТЫ БАРОМЕТРА 1) Вообще. 2) Каждого месяца порознь. 3) Средняя высота барометра при главных ветрах. II. ВЫСОТЫ ТЕРМОМЕТРА. 1) Вообще. 2) Каждого месяца отдельно. III. НАПРАВЛЕНВТ И СИЛА ВЕТРОВ. 1) Направление ветров по числу наблюдений каждомесячно. 2) Ветры по их силе. IV. СОСТОЯНИЕ ПОГОДЫ. В каждый месяц. V НЕСКОЛЬКО БАРОМЕТРИЧЕСКИХ ВЫСОТ, БЫВШИХ ПРЕД СИЛЬНЫМИ ВЕТРАМИ. Примеч. Месяцы считаются по старому штилю; градусы термометра по Реомюру, а барометр по Английскому размеру. I. ВЫСОТЫ БАРОМЕТРА 1) Барометрические высоты вообще Месяцы Средняя высота дюй. Самая большая д. Самая меньшая д. Разность д. 1825 год Январь 29, 041 Февраль 28, 938 Апрель 29, 242 Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Среднее 29, 299 Крайние точки высот барометра 1826 год Январь 29, 030 Февраль Апрель Август Сентябрь Октябрь Ноябрь 28, 991 декабрь 29, 553 Среднее 29, 318 Крайние точки высот барометра БАРОМЕТР Месяцы Средняя высота дюй. Самая большая д. Самая меньшая д. Разность д. 1827 год Январь 29, 218 Февраль Апрель Октябрь Ноябрь декабрь Среднее 29, 373 Крайние точки высоты барометра 1828 год Январь Февраль Апрель Август Сентябрь Октябрь Ноябрь декабрь Среднее Крайние точки высоты барометра Средняя высота Самая большая высота Самая меньшая Разность при барометре Фаренг. 1829 года Январь Февраль Апрель Август Сентябрь Октябрь Ноябрь декабрь Среднее 29, 438 Крайние точки высот барометра 1830 года Январь 29, 455 Февраль Апрель Август Сентябрь Октябрь Ноябрь декабрь Среднее 29, 318 66=15 Реом. Крайние точки высот барометра 1833 год Средняя высота

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Суждения о еретичестве Толстого в католическом мире. Стр. 70–76. Голоса из среды мирян: а) Письмо в редакцию. Н.И. Б–в. Стр. 76–85. б) Открытое письмо гр. Л. Н. Толстому. П. В–й. Стр. 85–89. в) О главном сомнении гр. Л. Толстого. Мирянин. Стр. 89–90. г) Открытое письмо гр. Л. Н. Толстому. Деятель. Стр.91–95. д) Письмо в редакцию по поводу письма графини С. А. Толстой. Московский врач Ф. Н. Стр. 96–99. е) Историческая справка. Николай Барсуков. Стр. 99–102. ж) Московское общество трезвости и граф Л. Н. Толстой. Стр. 102–105. Со скрижалей сердца. В. Скворцов. Июль, август, стр. 105–109. Еще по поводу “Ответа гр. Л. Н. Толстого Св. Синоду”: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Разговоры среди друзей по поводу романа Л. Н. Толстого “Воскресение”. С. Бронницкий. Сентябрь, стр. 267–273. Октябрь, стр. 398–411. День в расколничьем скиту. М. Огибенин. Сентябрь, стр. 274–290. Ноябрь, стр. 589–599. Наблюдения и впечатления миссионера и впечатления миссионера. Преп. Тульск. сем. Д. Скворцов. Октябрь, стр. 412–425. Декабрь, стр. 795. Автобиография и краткая исповедь беглопоповца.Ф. С. Шмаков. Октябрь, стр. 426–434. Ноябрь, стр. 600–607. Декабрь, стр. 818–828. Имеет ли наше внутреннее противораскольническое и противосектантское миссионерство будущность? Н. Ивановский. Ноябрь, стр. 577–580. К вопросу о положении преподавателей духовных семинарий по кафедре расколосектантства. В. Беляев. Ноябрь, стр. 581–588. Декабрь, стр. 817. Размышления светского человека при чтении ответа гр. Толстого Св. Синоду. Инженер И. Л. Ноябрь, стр. 608–617. Третье печатное заявление из семьи Толстых. Э. Я. Ноябрь, стр. 618–621. Возможен ли миссионерский обмен мнений с последователями мохаммедантства. Мисс. прот. Александр Миропольский . Декабрь, стр. 829–831. 5. Из миссионерской полемики с сектантами и раскольниками Беседа со штундо-баптистами о суде Церкви над грешниками. Д. Боголюбов. Июль, август, стр. 110–125. Московские собеседования с раскольниками: 1) 2) 3) Беседа со штундо-баптистами о Христовом священстве. Д. Боголюбов. Сентябрь, стр. 291–301.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

9) Требников – а) пять в Московской Синодальной библиотеке (258, 259 (375)); б) один в Новгородской Софийской (318 (312)). 10) Триодей цветных – а) одна в Московской Синодальной библиотеке (261 (375)); б) две в Новгородской Софийской (319 (312)); в) одна в Толстовской (173 (297)); г) одна вместе с постною в московском Успенском соборе (Снегирев. Памятн. москов. древн. 42 (390)). 11) Миней месячных – а) в Московской Синодальной библиотеке две книги: за ноябрь и декабрь, март и апрель (207, 208 (375)); б) в Новгородской Софийской двенадцать: за март (288 (312)), за октябрь (289 (312)), за июль, декабрь (290 (312)), ноябрь (294 (312)), июнь, февраль, апрель (296 (312)), июль, октябрь, февраль, август и январь (296–298 (312)); в) в Толстовской восемь: за ноябрь, март (2 (297)), ноябрь (356 (297)), октябрь, декабрь (465 (297)), июнь (466 (297)), июль и август с отрывками за другие месяцы (468 (297)); г) в Румянцевском музеуме одна – за январь (395 (246)); д) в библиотеке Царского одна – за февраль (231 (404)); е) в Воскресенском монастыре семь: за июль (279 (235)), март, апрель, май, июль, ноябрь и декабрь (277–280 (235)); ж) в московском Успенском соборе за семь месяцев (Снегир. Памяти. 43 (390)). 12) Часословов – три в Толстовской библиотеке (276, 419, 561 (297)). 13) Следованных Псалтирей – две в Толстовской библиотеке (213, 405 (297)). 14) Шестодневов служебных – два в Воскресенском монастыре (276, 277 (235)) и один в библиотеке Московского исторического общества (130 (401)). 15) Паремейников – один в Новгородской Софийской библиотеке (304 (312)), два в Толстовской (353, 432 (297)) и два в Румянцевском музеуме (425 (246)). 16) Параклитов – три в Синодальной Московской библиотеке (217 (375)). 17) Канонников – три в Новгородской Софийской (286, 287 (312)), один в библиотеке Царского (156 (404)), два в Кирилло-Белозерском монастыре (14,18 (241)). 18) Стихирарей – один в Новгородской Софийской вместе с Канонником (287 (312)), один в Румянцевском музеуме (650 (246)). 19) Ирмологов– один в Московской Синодальной (183 (375)).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1711-го декабря в 1 день. По указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, в. в. и м. и б. Р. с., и по приказу тайного советника графа Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина дано из приказу Книг печатного дела немецкой школы ученику Федору Юрьеву сыну Головцыну на сей декабрь месяц на 15 дней по 4 деньги на день кормовых денег, итого 10 алтын из школьных денег из приему подьячего Петра Волкова. Помета: выдать из школьных. – Школьной ученик Федор Юрьев сын Головцын денег 10 алтын взял, а вместо его росписался наборщик Дмитрей Никитин по его Федорову велению. (Ibid.,л. 121). 1711-го декабря в 23 день. По указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, в. в. и м. и б. Р. с., и по приказу тайного советника графа Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина дано из приказу Книг печатного дела солдату Прокофьева полку Баранчеева, которой прислан из Сенату для учения цесарского языка, Петру Копьеву кормовых денег на сей декабрь месяц по 2 деньги на день, итого 10 алтын 2 деньги из школьных денег из приему подьячего Петра Волкова. Помета: на декабрь выдать за дни, в кои учился. – Великого государя жалованья корьмовых денег салдат Петр Копьев денег 10 алтын 2 денги взял и расписался. (Кн. 58, л. 133). Запись о выдаче кормовых денег ученикам на ноябрь и декабрь (начало тоже, что было и ранее).... И тем школником по их окладом кормовые деньги иметца на ноябрь, на декабрь месяцы сего 711 году, итого на 61 день. А почему что иметца кому дать кормовых денег, и то писано ниже сего: по 10 денег на день: Тихон Ловзин. Великого государя жалованья 3 рубли и 10 денег Тихон Ловзын взял и росписался. По 8 денег на день человеку: Матвей Ловзин. Великого государя жалованья 2 рубли 14 алтын 4 деньги Матвей Ловзын взял и росписался. Максим Бутковский, Федор Бутковской, Семен Розладин, Борис Алтуфьев, Иван Хорошилов. (Против каждой фамилии следует росписка в получении 2 р. 14 а. 4 д.). – По 6 денег на день человеку: Яков Рубинов. Яков Рубинов денег рубль 27 алтын 4 деньги взял и росписался. Алексей Зензеров, Семен Павлов, Андрей Горлов, Галактион Чижев, Иван Карцов. (Следуют против каждой фамилии такая же росписка, как у Рубинова). Федор Гуляев (против этой фамилии помета: засвидетельствовать прежде). Сергей Лукьянов. На декабрь месяц сего 711 года по 8 денег на день, итого рубль 8 алтын Сергей Лукьянов взял и росписался. Семен Тарасов. На декабрь месяц сего 711 году на 31 день по 6 денег на день итого 31 алтын. Семен Тарасов денег 31 алтын взял и росписался.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

архиеп. Евдоким (Мещерский) Содержание Ноябрь Декабрь 1853 год Январь Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь 1854 год Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь 1855 год Январь Февраль Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь 1856 год Январь Февраль Март     4-го Ноября 1869 года, скончался прот. Родион Путятин , известный русский проповедник, слава о котором гремела везде и всюду по России в свое время. Как проповедник, он был известен от царских палат до убогой хижины простого поселянина. Его меткия краткия поучения так усваивались слушателями, что многое из них долго после передавалось из уст в уста. Многое вошло даже в уклад жизни и стало своего рода нравственным небольшим сводом законов, которым руководились в своей жизни люди. „О. протоиерей, батюшка так сказал – и достаточно было для многих. Многое из его проповедей для некоторых имело такое же почти значение, какое имеет для нас слово Христа Спасителя. В настоящее время прошло уже более 40 лет со дня смерти о. прот. Родиона Путятина . Но память о нем, как пастыре-проповеднике, жива еще и до сих пор. История уже успела забыть за это время многих выдающихся государственных деятелей, мужей науки, архипастырей, занимавших высокие посты. Но имя прот. Родиона Путятина не забыто и ныне Еще и теперь читают его проповеди наши пастыри. В библиотеках многих русских православных храмов еще до сих пор можно встречать томики прежних изданий его проповедей. Еще и теперь его проповеди охотно покупаются многими даже из наших крестьян. И теперь нередко можно выслушать доброе слово о почившем протоиерее,, как незабвенном пастыреучитель. Как и прежде, так и теперь многие приходят помолиться на могилке, как приходили они и к живому. Так тесна его связь с пасомыми. Достаточно сказать, что его проповеди уже вышли 22-м изданием, чтобы видеть, как жива память о прот. Родионе Путятине до сих пор. Такая завидная доля успеха далеко не есть удел даже и более известных писателей, чем о. Родион Путятин . Даже и таким знаменитым нашим церковным проповедникам, как митроп. Филарет, архиеп. Иннокентий Херсонский , не выпала столь завидная доля.

http://azbyka.ru/otechnik/Rodion_Putyati...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010