Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУМИЛИАТЫ [лат. humiliati - смиренные, покорные], средневек. монашеская конгрегация, оформившаяся из движения мирян, члены к-рого выступали за возвращение к апостольской простоте и бедности, покаяние, терпение и смирение перед волей Божией. Движение Г. стоит в ряду др. религ. течений, выступавших за обновление пришедшей в упадок религ. жизни и приближение ее к евангельским идеалам, а также критиковавших церковные устои вплоть до их полного неприятия. Протест против неправедных обычаев духовенства выразился в провозглашении бедности и смирения в качестве основных добродетелей новых религ. движений (лионские бедняки, катары , вальденсы , бегинки и бегарды). Время возникновения движения Г. точно неизвестно. Согласно одной из поздних версий, Г. стали называть участников восстания против имп. Генриха V (1106-1125), к-рые были захвачены в плен и отпущены на родину в Ломбардию (Сев. Италия) при условии их покорности императору и образования христ. общины. Наиболее ранним источником по истории Г. является Ланская хроника (нач. XIII в.), где появление Г. относится к 70-м гг. XII в. (Chronicon Laudense//MGH. Scr. Bd. 26. S. 449). Получившее распространение в основном в Ломбардии движение Г. преимущественно состояло из чесальщиков шерсти и сукноделов. Отличительными внешними признаками Г. были берет с небольшими отогнутыми полями из грубой шерсти серого цвета и одежда из некрашеной ткани (согласно одной из версий, название Г. было связано именно с отказом членов движения от одежды из дорогой крашеной ткани, др. название Г.- «серые братья смирения» (итал. berrettini della penitenza), по пепельно-серому цвету одежды). Первоначально группы Г. состояли только из мирян, к-рые имели право вступать в брак, но давали обещание жить в простоте и бедности, воздерживаться ото лжи и лишних обязательств. Главной обязанностью объединения Г. была защита католич. веры (pro fide catholica se opponentes).

http://pravenc.ru/text/168318.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОВОАПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ Новое религ. движение, возникшее в 1863 г. в результате раскола в т. н. Католической апостольской церкви. Совр. название Н. ц. получила в 1930 г. Католическая апостольская церковь (КАЦ) появилась в Европе в 20-30 гг. XIX в. под влиянием таких протестант. течений, как ривайвелизм и Движение святости . С 1826 по 1830 г. в поместье банкира и филантропа Г. Драммонда в Олбери-Парк (графство Суррей) прошли 5 встреч, основной темой к-рых стали библейские пророчества. Участие в этих встречах принимали представители различных христ. деноминаций, в т. ч. Э. Ирвинг и Дж. Кардейл. Появилось «молитвенное движение», основной целью к-рого было получение даров Св. Духа. В окт. 1830 г. в доме Кардейла, где проводились собрания, стали происходить случаи «излияния Святого Духа», сопровождавшиеся исцелениями, пророчествами и т. п. В апр. 1831 г. жена Кардейла также начала пророчествовать. Не найдя поддержки в Англиканской Церкви, Кардейлы покинули свой приход и присоединились к приходу Ирвинга (отсюда их др. название - «ирвингиане», «ирвингиты»). Вскоре случаи «пророчеств и говорения на языках» стали происходить и во время богослужений. В 1832 г. Ирвинг был лишен должности и по решению Генеральной ассамблеи Церкви Шотландии запрещен в служении. Некоторое время он и его сторонники проводили службы под открытым небом, а позднее - в арендованном здании картинной галереи. Фундаментом для развития КАЦ стало учение о том, что в конце времен Господь вновь изольет на Церковь дары, данные апостолам в день Пятидесятницы, пошлет новых апостолов, к-рые «соберут разрозненное Тело Христово». Осенью 1832 г. Кардейл стал 1-м «апостолом» «восстанавливающейся Церкви первохристианских времен». В 1833 г. он посвятил Ирвинга в «ангела» новой Церкви. После смерти Ирвинга (1834) «ангелом» стал Кристофер Хит. Во главе общины стояли «апостолы», за ними следовали «пророки», «евангелисты», а за ними по вертикали «ангелы», священники и диаконы.

http://pravenc.ru/text/2577799.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ» Основной закон РФ в сфере конфессиональных отношений. Принят 26 сент. 1997 г., с внесенными впосл. изменениями действует по наст. время. Необходимость его разработки была обусловлена несовершенством и несоответствием времени предшествующего закона - «О свободе вероисповеданий» от 25 окт. 1990 г., принятого в самом начале переходного периода - обретения РФ гос. суверенитета и полной перестройки в стране социально-экономической и политической системы. В 1-й пол. 90-х гг. ХХ в. уже вполне выявились недостатки прежнего религ. законодательства: отсутствие четко сформулированных признаков религ. характера объединений, неопределенность во взаимосвязях центральных и местных религ. орг-ций, неурегулированность мн. сторон их деятельности, необеспеченность гос. контроля за соблюдением религ. законодательства. Особую обеспокоенность общественности, прежде всего верующих традиционных конфессий, вызывало то, что закон «О свободе вероисповедания» не регламентировал бурно развернувшуюся в России деятельность иностранных религ. орг-ций и новых (часто деструктивных и тоталитарных) религ. движений. Разработка нового закона о свободе совести была начата вскоре после принятия 12 дек. 1993 г. Конституции РФ и формирования совр. структуры органов гос. власти. Для подготовки законопроекта при правительственной Комиссии по вопросам религиозных объединений, образованной в июле 1994 г., была создана рабочая группа во главе с зам. руководителя аппарата Правительства РФ А. Е. Себенцовым и председателем Комитета Гос. думы по делам общественных и религ. организаций В. И. Зоркальцевым (фракция КПРФ). В деятельности рабочей группы участвовали представители правительства, депутатского корпуса и основных религ. конфессий. В кон. 1994 г. подготовленный законопроект был передан на рассмотрение Государственно-правового управления (ГПУ) Президента РФ. Одновременно проходило активное обсуждение проекта буд. закона в научных, общественных и религ. объединениях. В янв. 1995 г. ГПУ возвратило законопроект в рабочую группу, дав заключение о необходимости привести его в соответствие с нормами международного права и принципами равенства религ. объединений. С учетом замечаний законопроект был переработан и в июле 1995 г. внесен Правительством РФ в Гос. думу и принят к рассмотрению как проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий»». По мнению экспертов, в первоначальном виде законопроект действительно не имел принципиальных отличий от Закона 1990 г., представляя собой его структурно улучшенный вариант с добавлением разделов, исправлявших правовые пробелы прежнего закона.

http://pravenc.ru/text/2578033.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОДЕРНИЗМ [Лат. modernus - современный], употребляющееся в полемическом ключе в религии обозначение богословских мнений, учений, обрядовых изменений, направленных на сближение с современностью, вносящих новизну в ортодоксальные вероучительные положения, в традиц. религ. представления и практики; в специальном историко-конфессиональном значении - движение в католицизме во 2-й пол. XIX - нач. XX в., направленное к обновлению богословской мысли и организационной структуры Римско-католической Церкви, к их соответствию научному, культурному и общественно-политическому контексту современности. В понимании модернистов они преследовали прежде всего апологетические цели. Понятие М. стало входить в употребление в Новое время. В полемических высказываниях М. Лютера модернистами назывались представители номиналистического течения в схоластике (via moderna). Так же именовали своих оппонентов сторонники протестант. ортодоксии в XVIII в. В католицизме В силу того что в католич. среде М. привел к внутреннему кризису, длительной полемике и открытому столкновению с церковной властью, вызвав обширную антимодернистскую реакцию (см. статьи Интегризм , Ультрамонтанство ), его чаще всего связывают по конфессиональному признаку именно с католичеством. После осуждающей офиц. реакции Ватикана термин «модернизм» стал фактически синонимом ереси, обозначающим стремление либерально и прогрессивно настроенных католиков к неприемлемому, по мнению руководства и консервативного крыла католической Церкви, примирению католицизма с совр. обществом и мировоззрениями, к диалогу и поиску точек соприкосновения с нецерковной культурой, с др. христ. конфессиями, сопряженному со злоупотреблениями в применении новых научных методов в богословской области, в первую очередь в исследованиях Свящ. Писания, истории Церкви и христ. догматов. Противодействие верховного учительства М. связано на первом этапе гл. обр. с понтификатом Римского папы Пия IX , в решающей фазе - папы Пия X . В энциклике «Quanta cura» от 8 дек. 1864 г. папа Пий IX, не употребляя самого термина «модернизм», осудил буржуазно-демократические и секулярные тенденции в развитии гос-в и обществ, постулирующие среди прочего принципы свободы совести и вероисповедания. В приложении к документу был составлен «Перечень главнейших заблуждений нашего времени» (Syllabus complectens praecipuos nostrae aetatis errores//ASS. 1867. Vol. 3. P. 168-176), в к-ром к сурово осуждаемым «язвам» отнесены пантеизм , рационализм , социализм, коммунизм, тайные и библейские об-ва, а также либерализм и либерально-демократические представления о морали и свободе совести, о христ. браке, гражданском обществе, церковном устройстве и праве (подробнее см. ст. «Syllabus errorum» ). В контексте противостояния модернистским тенденциям в католицизме следует рассматривать причины созыва и центральные решения Ватиканского I Собора .

http://pravenc.ru/text/2563914.html

К кон. XVII в. в брит. колониях Нов. Англии религ. ситуация осложнялась из-за отсутствия или слабости приходских структур, недостаточного количества священнослужителей, отсутствия у них богословского образования, а иногда из-за их нравственной нечистоплотности. В 1690-1700 гг. в общинах Голландской реформатской церкви, в колониях Нью-Йорк и Нью-Джерси, началось т. н. голл. евангелическое обновление. Проповедники Б. Фриман и Г. Бертольф, обращаясь к «религиозному чувству» верующих, добились изгнания пасторов, обвиненных в нарушениях принципов христ. этики и приверженности «мертвящей» догматике. В дальнейшем (в сер. 20-х) это движение возглавил Т. Я. Фрелингхёйсен, вдохновленный идеями немецкого пиетизма . В то же время конгрегационалистские теологи решили, что в новых условиях необходимо отказаться от принципа полной самостоятельности общин в решении вероучительных вопросов (Сейбрукская платформа 1708 г.), что привело к началу трансформации конгрегационизма Нов. Англии в пресвитерианство и формированию первого синода Пресвитерианской церкви в Америке (1716). В этой церкви сразу же развернулась дискуссия о том, обязаны ли пасторы подписывать Вестминстерское исповедание . Пасторы, получившие образование в Америке, особенно увлеченные «пробуждением», настояли на компромиссном решении вопроса: подписании наиболее «существенных статей» (1729). С этого момента они могли обходить в своих проповедях догмат двойного (к спасению или к вечным мукам в аду) безусловного предопределения, отпугивавший мн. верующих. В Нью-Джерси, «В. п.» среди пресвитериан началось с проповедей У. Теннента, служившего в конгрегациях Филадельфии и ее окрестностей. Его сын Гилберт совместно с Фрелингхёйсеном в 1725 г. организовал в Нью-Брансуике и Нью-Джерси евангелические богослужения, на к-рые собирались верующие разных протестант. деноминаций. С 1727 г. число приходящих на собрания стало быстро расти. В 1726 г. У. Теннент основал в г. Нешамини (графство Бакс, близ Филадельфии) первую в Америке пресвитерианскую семинарию для подготовки священнослужителей. В Коннектикуте и зап. графствах Массачусетса с 1734 г. фактическим лидером «В. п.» стал Дж. Эдвардс - пастор конгрегационалистской общины в Нортгемптоне, крупнейший амер. философ и богослов, автор самой известной проповеди «В. п.» - «Грешники в руках разгневанного Бога» (1741).

http://pravenc.ru/text/150131.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЖОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ Религ. неоязыческое движение в России (на Урале), соединяющее в себе элементы учения Рерихов, зороастризма, оккультизма, язычества и опирающееся на сказы П. П. Бажова , прочитанные как религ. тексты. Согласно учению Б. д., высшим разумом Вселенной является Логос, а космическим отцом Земли - Люцифер, к-рый со временем решил уничтожить Землю, но Логос дал Земле новых отца и мать - Великого Руководителя и Матерь Мира. С ними и их помощниками, Светлыми Демиургами, ведет непрестанную борьбу Люцифер. Планируя взорвать Землю, Люцифер в нач. XIX в. создал машину для сбора отрицательной психической энергии, в 1917 г. подготовил революцию в России. Помощниками Матери Мира являются описанная Бажовым Хозяйка Урала (Хозяйка Медной Горы), управляющая Уралом вместе с Великим Полозом, Бабкой Синюшкой и др. (персонажи сказов Бажова), а также Зороастр, управляющий Алтаем-Гималаями. По представлениям бажовцев, в 1928 г. произошло второе (духовное) пришествие Христа, целью к-рого было создание человека эпохи Водолея (людей 6-й расы) с развитыми интеллектом, сердцем и волей. Основой нового человечества являются россияне, сформировавшиеся как новый народ к 1940 г. из 3 главных этносов - русских (доброта), татар (воля), евреев (интеллект). Согласно эсхатологическим предсказаниям бажовцев, период с нояб. 1995 по май 1996 г. должен был стать временем третьей мировой войны («малого Страшного Суда»), в результате к-рой Сибирь станет местом расселения людей 6-й расы, столица России переместится в Царьград, к-рый, как и Иерусалим, окажется в российских пределах, Москва и Петербург должны погибнуть. Предполагалось, что в 1999 г. должен был состояться «окончательный Страшный Суд» - пришествие Христа в физическом теле и воскресение мертвых, после чего духовными центрами России станут Дивеево (во главе - прп. Серафим Саровский) и Аркаим (во главе - Зороастр), воскреснет таинственный темнокожий народ - уральская чудь, по преданию проживавший на Уральских землях и обладавший тайным знанием.

http://pravenc.ru/text/77354.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕНЦ [нем. Benz] Эрнст (17.11. 1907, Фридрихсхафен - 29.12.1978, Мерсбург), нем. протестант. теолог и церковный историк. Изучал классическую филологию, археологию и теологию в ун-тах Тюбингена, Рима и Берлина; во время учебы в Риме занимался учением Иоахима Флорского и францисканскими средневек. мистиками. В нач. 30-х гг. работал в афонских б-ках по поручению Прусской АН. В 1932 г. защитил докт. дис. (в Галле) по истории Церкви и развитию догматических идей. В 1934-1935 гг. доцент Лютеранской академии в Тарту (Эстония). В 1935-1973 гг. профессор Марбургского ун-та. В годы второй мировой войны военный священник, в т. ч. в оккупированных областях СССР. Многолетний соредактор научного ж. «Zeitschrift für Religions- und Geistesgeschichte». Б.- автор работ по истории философии, мистики, азиатских религий, новых религ. движений; ему принадлежат исследования по истории и культуре правосл. Церкви, истории взаимоотношений Православия с протестантизмом и восприятия вост. христ. традиции в Европе Нового времени. Б. стремился показать, что отношение протестант. богословов к правосл. богословию и преданию не всегда было негативным, напр., во время Лейпцигского диспута в 1519 г. М. Лютер заявлял, что греч. Церковь, отвергающая примат папы, не является вслед. этого еретической. В споре с Римом Лютер ссылался на учение и практику правосл. Церкви как на авторитетную традицию для всей Церкви. Соч.: Ecclesia spiritualis: Kirchenidee und Geschichtstheologie der franziskanischen Reform. Stuttg., 1934, 1969; Leibniz und Peter der Grosse: Der Beitrag Leibnizens zur russischen Kultur-, Religions- und Wirtschaftspolitik seiner Zeit. B., 1947; Die russische Kirche und das abendländische Christentum. Münch., 1948, 1966; Westlicher und östlicher Nihilismus in christlicher Sicht. Stuttg., 1948; Wittenberg und Byzanz: Zur Begegnung und Auseinandersetzung der Reformation und der östlich-orthodoxen Kirche.

http://pravenc.ru/text/78100.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРХАРД (ок. 975 - 14.03.1051, Камбре, Сев. Франция), еп. Камбрейский, церковный и политический деятель. Знатного происхождения, сеньор г. Флорен (еп-ство Льеж, совр. Бельгия), родственными узами был связан с франк. королевской династией Каролингов, с имп. Кунигундой, женой герм. имп. Генриха II . По приглашению дяди Адальберона, архиеп. Реймсского (969-989), приехал в Реймс и обучался в соборной школе под рук. Герберта Аврилакского (впосл. папа Сильвестр II ). Г. принадлежал к придворной капелле имп. Генриха II, к-рый в февр. 1012 г. назначил его епископом Камбре. В еп-стве реформировал древние бенедиктинские мон-ри по примеру реформ, осуществленных в аббатстве Горце . Основал неск. новых мон-рей - Иоанна Крестителя в г. Флорен (ок. 1010), Като-Камбрези (1025), назначил аббатами сторонников реформ - Рихарда Верденского, Поппо из Ставло и др. По инициативе Г. были составлены 2 жития епископов Камбре VI-VII вв.: св. Гаугериха (Vita S. Gaugerici - BHL, N 3289) и св. Авберта (Vita S. Autberti - BHL, N 861). При Г. был вновь отстроен кафедральный собор в г. Камбре (освящен 18 окт. 1030). Участник политических событий того времени, Г. умел лавировать между интересами Римско-Германской империи и Франкского королевства. В 1023 г. он стал одним из организаторов встречи франк. кор. Робера II с имп. Генрихом II в Ивуа (совр. Кариньян), подписанный там мирный договор между монархами был призван способствовать обузданию феодальных усобиц. После смерти Генриха II (1024) политическое влияние Г. уменьшилось. В действиях и выступлениях Г., о к-рых сохранились свидетельства в письмах и начатой по его инициативе хронике «Деяния Камбрейских епископов» (Gesta episcoporum Cameracensium), он руководствовался идеей «Божиего мира» , предложенной Церковью и поддержанной частью светского общества на волне клюнийского движения и религ. реформ X-XI вв. В «Деяниях Камбрейских епископов» Г. приписывается высказывание, в к-ром отразились представления нач. XI в. об идеальном обществе: «Он показал, что изначально род людской был разделен натрое, на людей молитвы, землепашцев и воинов; он представил убедительное доказательство того, что каждый есть с одной и с другой стороны предмет взаимной заботы». Тогда же, в 20-х гг. XI в., схожую схему предложил др. епископ Сев. Франции - Адальберон Ланский. В этих схемах общество представлено как органичное сосуществование 3 ordines (этому лат. термину соответствует русское «сословия», но правильнее было бы говорить о функциях): молящихся (oratores), воюющих (bellatores) и трудящихся (laboratores).

http://pravenc.ru/text/164893.html

В кн. «О смысле Церкви», писал Г. в предисловии к изданию 1933 г., вошло 5 лекций, прочитанных в 20-х гг., и статья того же периода; они были продиктованы тогдашней ситуацией, рождены были «живой жизнью». Представляя католич. экклезиологию и свое «живое» видение Церкви, Г. выступал против прагматического понимания Церкви как орг-ции, служащей определенным целям, как учреждения, объединяющего людей с одинаковыми религ. взглядами, подчеркивал мистическое начало в ней. Он воспринимает Церковь как «религиозную вселенную», к-рая объединяет все, «что есть в небесах, на земле и под землей». Религ. жизнь человека - это «связь живой души с живым Богом. Это реальная жизнь в направлении к Нему...» (О Церкви. С. 17). Церковь - единение, общность, оформленная посредством догмата, литургии, права. «Это не просто общность, а община; не религиозное движение, а церковная жизнь; не духовная романтика, а церковное бытие». Стержнем общности является осознание реальности сверхъестественной жизни (Там же. С. 18). Г. рассматривает взаимоотношение Церкви и отдельной личности: «Мир Церкви дан единожды и для всех; ибо Церковь - это проникновение благодати Божьей в человека, пребывающего в общности» (Там же. С. 20). Сама общность есть отношения между личностями, прежде всего в нравственном аспекте, но также и в сущностном, ибо только когда соединяются части, возникает своеобразное, напряженное, динамичное единство, называемое общностью. Но и отдельная личность выражена особо, каждый человек осуществляет свое «человеко-бытие» особым образом (Там же. С. 58). Церковь дана нам как великая сила, к-рая делает возможной полную общность свободных личностей (Там же. С. 70). Мы едины в литургии, в спасении, в святых - мы едины в Боге «и составляем общность в наивысшей степени» (Там же. С. 78). Соч. «Церковь Господня» - это, как явствует из подзаголовка, размышления о сущности и предназначении Церкви. Работа написана после II Ватиканского Собора, в ней автор останавливается на тех аспектах Церкви, к-рые считает особенно важными. Между 2 книгами о Церкви, по замечанию Г., лежит целая история, и тем не менее он отмечает направления мысли, значение к-рых не умалило время: Церковь - структура, пронизывающая все области бытия; господство Св. Духа делает ее Церковью всех народов, ставит ее над всеми структурами (Там же. С. 88-89). «Раскрытие», писал Г., совершенное II Ватиканским Собором, заключается в том, что католич. Церковь стала обращаться ко всем людям, в т. ч. ощущающим себя связанными со Христом, но не принадлежащим к католич. общине; к язычникам, «восприимчивым к Божественному». Оно совершается в самой Церкви: в связи священника и мирян, в «новых возможностях совершения причастия», в использовании национального языка в богослужении, т. е. в «литургическом обновлении» (Там же. С. 92-94). Под углом послесоборного «раскрытия» Церкви рассматриваются различные темы, в т. ч. возникновение Церкви Господней, проблема авторитета и любви.

http://pravenc.ru/text/161766.html

Папа Пий X настоятельно рекомендовал, в первую очередь епископам, препятствовать любым попыткам распространения модернистских взглядов в Церкви. С этой целью папским motu proprio «Sanctorum antistitum» от 1 сент. 1910 г. была учреждена «Антимодернистская присяга» (Iusiurandum contra errores modernismi//AAS. 1910. Vol. 2. P. 669-672), составленная на основании главных содержательных пунктов критики М. в документах учительства Церкви. Присягу, бывшую обязательной для всех клириков, кандидатов к принятию священного сана, преподавателей богословских учебных заведений и лиц, занимающих офиц. церковные должности, лишь в 1967 г. отменил папа Павел VI . В 1909 г. профессор церковной истории и сотрудник Римской курии монсеньор Умберто Бениньи, следуя установке Папского престола, основал клерикальное содружество во имя непримиримого борца с инакомыслием в эпоху Контрреформации папы Пия V «Sodalicium Pianum», к-рое следило за модернистскими проявлениями в католич. среде и доносило на заподозренных в М. священноначалию. Содружество упразднил в 1921 г. папа Римский Бенедикт XV , занявший по отношению к М. более умеренную консервативную позицию. Принятые Папским престолом запретительные меры привели к формальному преодолению модернистского кризиса. Однако мн. фундаментальные идеи М. продолжали развиваться в др. богословских направлениях - напр., во франкоязычном течении «новое богословие» (nouvelle théologie) (см.: Mettepenningen. 2010), в Литургическом движении , а его отдельные аспекты воплотились позже в постановлениях Ватиканского II Собора (ср., напр., декларацию о религ. свободе «Dignitatis humanae» , декрет об апостольстве мирян «Apostolicam actuositatem» , конституцию о католич. Церкви в совр. мире «Gaudium et spes» ) и вошли в учение и практику Римско-католической Церкви. В наст. время в католицизме иногда речь идет о М. в контексте поиска новых путей взаимоотношения научного богословия, принципиально ориентированного на свободу исследований, и верховного учительства Церкви, обладающего юрисдикционной властью, а также в связи со стремлениями части церковной общественности к изменениям канонической дисциплины по вопросам положения и прав женщин, сексуальной морали и др. В протестантизме

http://pravenc.ru/text/2563914.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010