Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАВЫЕ [Англ. The New Religious Right; др. название «Новые христианские правые» (НХП)], идейно-политическое движение в США, сочетающее религиозный фундаментализм и политический консерватизм. Активизация деятельности и организационная консолидация Н. р. п. произошли в кон. 70-х - 1-й пол. 80-х гг. XX в. и были консервативной реакцией на буржуазный либерализм и демократические (в т. ч. религиозные) движения. В отличие от традиционного праворелиг. экстремизма это движение отказалось от откровенного расизма и антисемитизма, от тесной связи с радикальными организациями (типа Ку-клукс-клана); среди членов движения, в котором ведущую роль играют протестант. фундаменталисты, возрос интерес к политической деятельности. В США Н. р. п. добились заметного влияния на избирателей, гос. деятелей и политику президентов. Различные течения радикального протестантизма стали основной религ. традицией в США. Изначально они несли в себе буржуазно-демократические ценности. Революционное отделение Церкви от гос-ва не было связано с антиклерикальными позициями революционеров. В тот момент отсутствовала Церковь, способная претендовать на роль «народной» и официальной. Отделив Церковь от гос-ва, гос-во демонстрировало, что оно имеет основания утверждать, что Америка - «единая нация под Богом». Определение «христианские правые», или «новые христианские правые», восходит к названию орг-ции «Новые христианские правые» (НХП), возникшей в США в кон. 70-х гг. XX в. Ядро ее составляли евангелики, хотя пытались привлечь в орг-цию и консервативно настроенных католиков. С 1980 по 2000 г. НХП влияли на результаты выборов, лоббировали решения судов и Конгресса, они не утратили своих позиций и в наст. время, хотя исследователи расходятся во мнениях относительно степени их влияния ( Lambert F. Religion in American Politics: A Short History. Princeton, 2010. P. 118). В 1978 г. Роберт Грант, один из первых лидеров движения, обеспокоенный тем, что подавляющее большинство христиан проголосовали за Дж. Картера, основал ассоциацию «Христианский голос», чтобы мобилизовать избирателей в поддержку кандидатов, которые разделяют консервативные ценности. Затем появилась организация «Моральное большинство» (1979) Дж. Фолуэлла, пастора баптистской церкви Томас-Роуд (шт. Виргиния). Фолуэлл был ведущим популярной программы «Евангельский час доброго старого времени». Ориентированная прежде всего на юж. штаты, орг-ция быстро росла благодаря массовой пропаганде в церквах и по телевидению.

http://pravenc.ru/text/2577901.html

И.А. Гиндер Скачать epub pdf Современный процесс формирования новых религиозных движений дал заметный феномен, явившийся славянским неоязычеством, который продолжает свое непрерывное развитие. Данная статья посвящена рассмотрению достаточно новой проблемы в области религиоведения, истории, социальной философии – начавшемуся неожиданному росту все возрастающего интереса отечественных исследователей к вопросам неоязычества в России во второй половине 90-х годов. Неоязычество – одно из современных направлений духовно-религиозных исканий претендующих на возрождение дохристианских форм мировоззрения как основы гармоничного взаимодействия с природой и обществом. К теме неоязычества обратилось уже немало отечественных специалистов: немалый вклад в изучение неоязычества сделал И.Куликов (Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного характера: Справочник. – Издание третье, дополненное и переработанное. – Том 3. Неоязычество. Часть 1. Автор-составитель И.Куликов. – Москва, 2000. – 394 с.), описав все известные ему организации, автор О.В.Асеев «Славянское неоязычество в современной России»//«Государство, религия, церковь », выявил основные черты современного неоязычества. В.Кобец «Неоязычество: понятие и сущность»//«Государство, религия, церковь », " 2002, смог дать определение данному явлению, Прибыловский В. Прибыловский В. «Новые язычники – люди и группы»//«Русская мысль», 30 апреля – 6 мая 1998г. – Действительно, проблема изучения неоязычества последнее десятилетие становится как нельзя актуальной. Идет бурное развитие неоязыческих общин по территории России (Первая организация была зарегистрирована 3 июля 1991 года «Нижегородская языческая община»). В современных реалиях неоязыческая организация имеет выбор: регистрироваться или нет, т.е. заявить о своем существовании государству через регистрацию в Минюсте, либо вести полуподпольную деятельность. На данный момент Сведения (на 1 мая 2004 года) в Минюсте России зарегистрировано 63 организации под графой «Языческие верования». Это только те, кто изъявили желание, но организаций намного больше: еще в 2000 году их уже было выделено 120 (см. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного характера: Справочник. – Издание третье, дополненное и переработанное. – Том 3. Неоязычество. Часть 1/Автор-составитель И.Куликов. – Москва, 2000. – 394 с.)

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obzor-pr...

Православное образование в подполье: страницы истории Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 50, 2007 28 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 50, 2007 Революция 1917 г. нанесла разрушительный удар по системе церковного образования в России, причём — всех его уровней. Всё началось с изъятия из “духовного ведомства”, то есть фактически — у Российской Церкви, её начальных, а затем и всех остальных учебных заведений. В июне 1917 г. Временное правительство национализировало церковно-приходские школы как созданные в своё время “с политическими целями”, а в декабре 1917 г. уже советский Наркомпрос подверг такому же изъятию и все другие церковные учебные заведения — “учительские семинарии, духовные училища и семинарии, женские епархиальные училища, миссионерские школы, академии” 1 . С конца 1917 г. Российская Церковь была поставлена перед необходимостью заново строить свою систему образования. Между тем в январе 1918 г. новая власть в своём знаменитом Декрете сформулировала новые условия, в которых теперь должно было находиться религиозное образование в России: оно более не могло иметь место там, где преподаются общеобразовательные предметы, и могло осуществляться лишь “част­ным образом” 2 . Тем самым религиозное образование изгонялось из системы национального образования России. Несмотря на сопротивление Поместного собора Российской Церкви, церковноначалия и учительских и родительских комитетов 3 , к концу гражданской войны старая система церковного образования перестала существовать. Наступило время поиска новых образовательных форм и творческого осмысления прежнего опыта 4 . В настоящем очерке мы не ставим себе целью дать целостную картину развития церковного образования советского периода, — это невозможно в силу ещё недостаточной изученности темы. Мы остановимся лишь на трёх страницах развития церковного образования в подполье, то есть в таких организационных формах, которые не были зарегистрированы в соответствии с советскими законами. 1-й и 2-й разделы статьи будут посвящены кружковому движению 1920-х гг., которое в большинстве случаев восполняло отсутствие начального и среднего церковного образования, а также попытке создания высшего учебного заведения Патриаршей Церкви в Москве в 1920–1930-е гг. В 3-м разделе мы обратимся к педагогическим идеям авторов церковного самиздата 1970-х гг. и прежде всего — к трудам тайного священника Глеба Каледы. Выбор именно этих примеров интересен, по нашему мнению, тем, что во всех трёх случаях церковные педагоги — епископы, священники, миряне — не просто пытались сохранить, законсервировать уже утраченную традицию, а искали и находили новые формы для церковного образования, вырабатывали новые идеи и подходы. 1. Образовательные кружки

http://pravmir.ru/pravoslavnoe-obrazovan...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство ( 2  голоса:  5.0 из  5) Что говорит Библия об астрологии? Как Святые Отцы Церкви относились к “звездочетам и гадателям”? В статье доказательно приводятся причины неприятия христианством этой “науки”. “Ты назовешь меня односторонним, не довольно просвещенным, ригористом? – Оставь мне односторонность мою и все прочие недостатки: желаю лучше при этих недостатках быть послушным Восточной Церкви, нежели при всех мнимых совершенствах быть умнее ее и потому позволять себе непослушание ей и отделение от нее”. Святитель Игнатий Брянчанинов . Отношение Церкви к астрологии Приведем выдержку из определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября — 2 декабря 1994 г.) «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме »: 4. В этих условиях возрождаются старые гностические культы и возникают так называемые «новые религиозные движения», которые подвергают пересмотру всю систему христианских ценностей, пытаются найти мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, а подчас обращаются к оккультизму и колдовству. Эти движения целенаправленно подрывают многовековые традиции и устои народов, вступают в конфликт с общественными институтами, объявляют войну Церкви Христовой. 5. К несчастью, в наших странах появились свои лжепророки… Возродились язычество, астрология, теософские и спиритические общества… 13. Освященный Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви. 14. Архиерейский Собор считает недопустимым использование православной символики (икон, фресок, изображения храмов и монастырей) в изданиях оккультно-языческого и сектантского характера, осуждает трансляцию записей православной музыки в радио- и телепередачах, пропагандирующих вышеперечисленные культы, а также не благословляет участие православных в мероприятиях, организуемых указанными в сем Определении группами.

http://sueverie.net/cerkov-i-astrologiya...

Галерея с топором ПРАВОСЛАВИЕ.RU       ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ГАЛЕРЕЯ С ТОПОРОМ Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 3-10 февраля. - Фальшивые юристы. - Апология кощунства. - Свобода движения кулака. - Бранный вызов закону. - Постмодернистский тоталитаризм. - Один день из жизни священника. - Корень раскола. - Имамы-бюджетники. - Принцип жертвенной любви. - Собор Новомучеников и Исповедников Российских. На прошлой неделе свое развитие получила история с учебником " Основы православной культуры " , войну которому объявили " правозащитники " Лев Пономарев и Евгений Илхов. Во-первых, как выяснилось, их громкое называние себя " правозащитниками " оказалось притянутым за уши. Об этом свидетельствуют два документа, опубликованные сайтом " Государство и религия " . Первый - " Заключение юриста О.А. Гревцовой от 3.02.2003 г. по содержанию высказываний Е.В.Ихлова " . Юрист анализирует выступление вышеупомянутого Ихлова, аналитика Общероссйского движения " За права человека " , на пресс-конференции, транслировавшейся в прямом эфире радиостанции " Эхо Москвы " 18 ноября прошлого года. " Е. В. Ихлов ... неоднократно в уничижительной форме отзывался об учебнике А. В. Бородиной " Основы православной культуры " (М., Центр " Покров " , 2002): называл его " пособием для скинхедов " , " черносотенным учебником " , " сокровищницей национал-социалистической мысли " , " погромным учебником " . Г-н Ихлов возмущался вопросом о том, почему " евреи распяли Христа " , указывая, что это оскорбляет чувства евреев. " То есть, не ясно, где Е. В. Ихлов усмотрел возможность возбуждения национальной, религиозной розни в 2002 году от Рождества Христова в связи с изучением в принципе общеизвестных вот уже почти 2000 лет фактов. Возможно, учебник стал откровением для самого Ихлова " , - отмечает юрист. Далее Гревцова указывает на фактические ошибки и противоречия в речи Ихлова, делая вывод, что " сравнение учебника, в который включены евангельские тексты и прочие сведения о Православной Церкви, с учебником, по которому готовятся погромы членами черной сотни или ведется подготовка деятельности национал-социалистов, скинхедов указывает на то, что данное сравнение Е. В. Ихловым сделано нарочно, при осознании им ложности распространяемых относительно учебника сведений... Представляется, что в действиях Е. В. Ихлова содержатся признаки составов преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 129 (Клевета, содержащаяся в средствах массовой информации) и статьей 282 (Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды) Уголовного кодекса Российской Федерации " .

http://pravoslavie.ru/press/obzor30.htm

Закрыть itemscope itemtype="" > Роди ихтиандра: как секты губят здоровье людей Мошенники под видом религиозных гуру могут серьезно навредить 08.02.2021 893 Время на чтение 11 минут Издательство «Пятый Рим» выпустило книгу Романа Силантьева и Сергея Чекмаева «Деструктология. Как быстро и надежно лишиться денег и здоровья. 10 шагов к успеху». В ней в ироничной форме (и где-то, увы, юмор неизбежно становится черным) рассказывается, как многочисленные секты и объединения в России и мире придумывают все новые и новые способы отъема денег у населения. А иногда — и отъема здоровья. Проект Здоровье Mail.ru публикует фрагмент одной главы. Роман Силантьев и Сергей Чекмаев «Деструктология. Как быстро и надежно лишиться денег и здоровья. 10 шагов к успеху» Издательство «Пятый Рим» Нетрадиционной медициной балуются не только в магических салонах. Многие секты выбрали своей специализацией именно псевдоцелительство. Самым известным культом такого типа стала американская секта «Христианская наука», которая, как вы понимаете, ни к науке, ни к христианству отношения не имеет. Ее членам запрещено обращаться к врачам и пользоваться лекарствами, а все болезни считаются лишь следствием недостаточной молитвенной практики. Крупнейшее новое религиозное движение американского происхождения, недавно признанное в России экстремистской организацией, — Свидетели Иеговы — практикует запрет на переливание крови, из-за чего периодически погибают как взрослые, так несовершеннолетние иеговисты. А Церковь саентологии известна своим резко отрицательным отношением к психиатрии и психиатрам . В конце 2012 года Дмитрий Быков даже написал для журнала «Огонек» статью о нетерпимости саентологии в отношении конкурентов: «Саентологи борются с психиатрами давно — с самого основания секты. Это обычная борьба за рынок. За души. Им надо, чтобы люди с проблемами шли к ним, а не к врачам. Адепт Рона Хаббарда — Том Круз недавно выступил с обращением против детской психиатрии как таковой: “Вашим детям навязывают диагнозы! Их хотят унизить этим! Никаких психиатрических диагнозов не существует, это лженаука!” Они вообще против медикаментозного лечения

http://ruskline.ru/opp/2021/02/08/rodi_i...

Новые времена Во время войны положение Православной Церкви в СССР начало меняться. Дело в том, что германское командование не препятствовало открытию на оккупированных территориях храмов. Возрождение православных приходов было мощным пропагандистским приемом. Это не могло не волновать советское руководство, которое, со своей стороны, также пошло на ряд уступок религиозным организациям. Первым шагом государства навстречу Церкви стало разрешение проводить среди верующих сборы на нужды армии (что было прямым нарушением действующих законов) и распространять составленные иерархами патриотические воззвания. Постепенно стала замирать деятельность атеистических издательств, антирелигиозные журналы закрывались или меняли тематику. Одновременно с этим Церковь получила возможность возобновить издательскую деятельность. Первой книгой, которую выпустила Московская патриархия, стала «Правда о религии в России». Это был хорошо иллюстрированный пропагандистский сборник, в котором говорилось о свободе Православной Церкви в СССР, о поддержке, которую оказывают верующие советской армии, и о православных святынях, разрушенных фашистами. «Правда о религии в России» печаталась в типографии упраздненного «Союза воинствующих безбожников» и по недосмотру часть тиража имела гриф этого антирелигиозного издательства. Местное начальство восприняло эти изменения как руководство к действию: один за другим стали открываться храмы, закрытые в 20–30-е годы. Почувствовав перемены, верующие буквально завалили государственные органы просьбами об открытии церквей 90 . Для того, чтобы представлять себе масштаб этого движения, приведем только одну цифру, в 1942–1943 годах в одной лишь Ярославской области возобновилось богослужение в 51 храме. Началом нового этапа во взаимоотношениях Церкви и государства стала легендарная встреча Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским) , Алексеем (Симанским) и Николаем (Ярушевичем) . 4 сентября 1943 года митрополиту Сергию неожиданно позвонил представитель Совнаркома и предложил через полтора часа быть у Сталина.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Содержание Предисловие Часть первая Книга первая. Православие в западнорусских областях, бывших под польским владычеством, в половине XVIII столетия Книга вторая. Виктор Садковский: его жизнь и деятельность за время до возвращения западнорусских областей России Книга третья. Воссоединение униатов Книга четвертая. Воссоединение униатов Книга пятая. Устройство Минской епархии при преосвященном Викторе. Последние годы жизни преосвященного Виктора и оценка его деятельности на минской кафедре Часть вторая Книга шестая. Преосвященный Иов Потемкин. Окончание дела воссоединения Книга седьмая. Преосвященный Иов Потемкин. Устройство епархии Книга восьмая. Преосвященный Иов Потемкин. Устройство епархии: монастыри. Перемещение преосвященного Иова и его кончина Книга девятая. минская архиепископия в 1812–1832 гг. Заключение Приложение Указ нашему Синоду     Предисловие История Минской епархии, только что пережившей столетие своего существования, распадается на три периода. Три раза в продолжение столетия епархиальная жизнь заметно изменяла свой характер, приобретая новые характерные черты, новое направление. Первый период, простирающийся от учреждения епархии до тридцатых годов текущего столетия, ознаменован, в самом начале, высоким религиозным подъёмом народного духа, возвратившим православной церкви многие тысячи её сынов, отторгнутых от неё в «лютую годину» насилием латинопольской пропаганды. Вслед за этим могучим духовным подъёмом, далеко двинувшим вперёд местную церковную жизнь и в своё время отвлекшим на себя главное, преимущественное внимание всей епархии, наступило постепенно успокоение, затишье. Епархия стала переживать результаты недавнего прошлого, а затем, в тишине и покое, готовить необходимые, большей частью материальные средства для будущего, для нового движения вперёд, которое наступить и не замедлило. Уже с первых годов третьего десятилетия переживаемого нами века в Минскую епархиальную жизнь начинают пробиваться новые веяния. Это было время постепенного назревания великого дела приснопамятного Литовского святителя Иосифа Семашки.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Часть 2. Конфессиональный подход к сектантству. 1. Католический подход к сектантству . 1.1 Определение понятия «секта» до Второго Ватиканского Собора. До Второго Ватиканского собора католическая экклесиология, исходя из того, что только Католическая Церковь является единственной хранительницей учения Иисуса Христа и занимает исключительное место среди всех христианских деноминаций, рассматривала любую протестантскую деноминацию, не принимавшую все ее догматы , не признававшую верховный авторитет папы и ставившую себя независимо от нее, как секту. 77 Для католиков секта – это просто религиозная партия под человеческим неавторитетным руководством. 78 Признаком сектантства является разногласие по центральному католическому догмату – учению о примате римского папы. На языке православного богословия непризнание главного экклесиологического догмата соответствует понятию «ересь». 1.2. Сектантская тематика от Второго Ватиканского собора до середины 1980-х гг. Еще в 1970-е гг. католики классифицировали меннонитов, пятидесятническое движение, новоапостольскую церковь , мормонов, миссионерские (протестантские) общества и протестантские деноминации как секты. 79 Но с 1986 г. на официальном уровне для названия сект, появившихся с XIX в., стали использовать термин новые религиозные движения, который стал вытеснять термин секта. Так, в краткой католической богословской энциклопедии 1987 г. термин секта отсутствует, а есть только понятие «ересь». 80 Изменения понятийного аппарата были отражением перемен, происшедших в католичестве после Второго Ватиканского собора (1962–1965 гг.), что отразилось и на отношении к сектантству. С XVIII в. до первой половины XX в. католическая апологетика «носила преимущественно общий, недифференцированный характер, отражая наиболее частые обвинения, выдвигаемые против Церкви, от кого бы они ни исходили. Критике учений тех или иных конкретных сект уделялось весьма мало внимания в сравнении с критикой уже хорошо известных протестантских идей». 81 Но ситуация изменилась к середине XX в., когда в Европе стали активно распространяться «Свидетели Иеговы» и мормоны, а также новые секты, такие, как сайентология, и тогда в католических странах появились первые попытки анализа и критики их доктрин и религиозных практик.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

Часть I Аннотация Анализируется теоретическое обоснование противосектантской миссии РПЦ, за последние четверть века ее жизни в России в новых политических условиях. Анализ осуществляется с точки зрения святоотеческого понимания природы и предназначения этой миссии, и с учетом опыта, накопленного Церковью до 1917 г. Критически рассматриваются терминологическая проблематика, и современные принципы и методы изучения и противодействия сектантству, теории появления и распространения сект в церковном сектоведении, светском религиоведении, светском антикультовом движении, в теории тоталитарного сектантства, для выявления их взаимного влияния, принципиального расхождения и методологических изъянов, с целью выявления в русском сектоведении опыта, соответствующего церковному Преданию. Рассматриваются богословские и пастырские аспекты проблемы противосектантской миссии, экуменизма и межрелигиозного диалога, святоотеческое отношение к ересям (сектам) и еретикам (сектантам), и религиозным заблуждениям. Ключевые слова: ересь, секта, культ, тоталитарная секта, лжеучения, новые религиозные движения, классификация сект, сектоведение, религиоведение, светское антикультовое движение, теория тоталитарного сектантства, психотехнологии, противосектантская миссия, экуменизм, межрелигиозный диалог, святоотеческое отношение к сектам и к сектантам, принципы и методы противосектантской миссии Отдел I. Исследования и статьи Введение В декабре 2016 г. исполнилось 25 лет с момента распада Советского Союза, повлекшего изменение внешних условий бытия Русской Православной Церкви. Это событие служит поводом для осмысления пройденного ею пути, и опыта служения в разных сферах в новых социально-политических условиях, в том числе, и в области противостояния сектам, отличающихся активной и агрессивной деятельностью, вследствие чего множество православных верующих было отторгнуто от Церкви, а немалое количество пребывавших в религиозном поиске оказалось в сектах. В противостоянии сектам Церковь следовала святоотеческому (традиционному) методу изучения и полемики с ними. Однако наряду с этим появились новые концепции сектантства, предложившие свое понимание природы сект, их критериев и способов противодействия им, претендующие на научность и церковность.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/prav...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010