Тема Жертвы усилена изображением Распятия и ангелов с орудиями страстей. При этом она тут же иносказательно раскрывается в целом ряде сюжетов. Барокко вернуло из средневековья риторический прием утверждения каждой мысли при помощи параллели – examplum. В алтаре по ходу литургического священнодействия к нему подключаются такие сюжеты, как «Аарон и его сыновья возлагают руки на жертвенного тельца», «Моисей, окропляющий алтарь жертвенной кровью», примеры из жизни Давида. Сюжет «Жертвоприношение Авраама» повторен в иконостасе и на столбе трансепта. Таким образом, и во время проскомидии активизировалось воображение молящихся, – созерцание живописи требовало интеллектуальной реакции, усиливавшей и углублявшей веру. Когда же открывались царские врата «в знамение того, что Христос начинает проповедовать Евангелие и являет Себя миру» 1014 , а священник провозглашал «Блаженства», произнесенные Христом в Нагорной проповеди, то пред верующим представал сюжет «Нагорная проповедь Христа», а рядом, на пилонах столбов – изображение семи «Блаженств», сопровождаемое соответствующими текстами 1015 . Молитву с трисвятой песней, как уже упоминалось, сопровождали троекратно повторенные изображения Св. Троицы, которые были ее своеобразным рефреном. Новозаветная Троица в церкви венчает иконостас, где в этой несколько необычной иконографии она заменяет изображение Спаса Вседержителя в композиции «Деисус». На иконостасе нет Распятия, обязательного для каждого украинского храма с XV в. Сцена «Святая Троица» высится над всем деисусным рядом, в котором узкие небольшие фигуры Богоматери и св. Иоанна Предтечи примыкают к значительно превосходящим их по размерам апостолам. Можно предположить, что Св. Троица на иконостасе как бы воплощает символику «сидения на горнем месте» архиерея, совершающего литургию, и священнослужителей, в ней участвующих. Может, поэтому так необычны и сидящие, а не стоящие в позах предстояния апостолы в «Деисусе» иконостаса? Чтению Апостола соответствует выделенная размером и местом на северной стене композиция «Отослание апостолов на проповедь». Ее смысл заключается в евангельском тексте: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28:19 ). Семантическая вязь сюжетов рассчитана таким образом, что одни и те же композиции предстают как бы стереоскопически, под разным углом зрения в зависимости от хода литургии. И указанная сцена обретает несколько иной смысловой нюанс в контексте таинства Крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

От Отца возсиял Сын, и св. Дух изыде. Впрочем, и после таких определений Св. Троица непостижима и неисчетна естеством 212 ». (Глас 3-й). «Чтобы представить понятие о пресв. Троице несколько раздельнее, Богословы называют Божественные ипостаси Умом, Словом и Духом, выражая тем бесстрастное рождение Сына и исхождение св. Духа от нерожденного Отца 213 . Впрочем, и в Ветхом Завете имели, хоть не такое ясное понятие о св. Троице. Так, например, пророк Илия, повелевавший троекратно возливать воду на дрова 214 , и пророк Исайя, видевший Триипостасного Бога, воспеваемого пречистыми гласами 215 . Небесные чины управляются светлостью пресв. Троицы к тому, чтобы Ее воспевать Божественными песнями 216 . Созерцая Ее, они горят желанием восходить горе, благоговеют перед неприступным Светом и воспевают Его непрестанно. Так и мы, приявшие от Бога умную и словесную душу, должны воспевать Бога всем сердцем и всей любовью 217 ». (Глас 4-й). «Второе лицо пресв. Троицы, Сын Божий, помазанный от Отца Духом радости, сделался человеком. Учение о Триедином Боге Он преподал нам как Сам, так и через проповедь Апостолов. В самом послании Духа св. от Отца Он явил таинство Святой Троицы 218 . По учению новозаветному Троичное Единоначалие естеством нераздельно и неприкосновенно, славою равночестно. Оно разделяется Лицами и соединяется державою и господством. Св. Троица беспредельна и неописана. Безначальный Ум неизреченно родил Слово и испустил равномощного Духа 219 . Трисолнечный наш Владыка есть общий всех Содетель, Вседержитель, премудрый Кормчий и жизни Податель 220 . Он явил Себя на Иорданской реке. Когда Иисус Христос крестился, Бог Отец изрек глас Свой, называя крестившегося Своим возлюбленным Сыном, и Дух святой явился в виде голубя 221 . Бог есть Свет единственный и трисиянный, существо безначальное, доброта недоведомая 222 . Он живет в свете неприступном и Сам держит Свет 223 ». (Глас 5-й). «Если же св. Троица есть недоведомая доброта, то и душам нашим Она подает сладчайшее питие Своей любви, Божественное умиление 224 и неизследимый источник Своей благости.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Человеческий ум возвышается до знания Единого Бога. Новозаветное Откровение являет нам Бога Троицу — Отца и Сына и Святого Духа. Троица, в противоположность твари, абсолютно неизменна. «В Боге — никакого внутреннего процесса, никакой диалектики трех Лиц, никакого становления, никакой трагедии в Абсолюте… Подобные вымыслы, свойственные романтическим теориям немецкой философии XIX века, совершенно чужды догмату Пресвятой «Церковь выразила термином " единосущный " единство трех Лиц, таинственное тождество Единицы и Троицы, тождество и одновременно различие одной природы и трех Ипостасей… Надо было найти терминологическое различение, которое выражало бы в Божестве единство и различие, не давая преобладания ни одному, ни другому, не давая мысли уклониться ни в унитаризм савеллиан [для которых Отец, Сын и Дух были лишь разными проявлениями единого Божественного Лица], ни в троебожие Как отметил Феодорит Кирский, «для мирской философии нет никакой разницы между сущностью и Гениальность святых отцов была в том, что они взяли эти два синонима, чтобы различить в Боге общее — сущность и частное — ипостась. Различия ипостасей в том, что Отец — нерожденный, Сын предвечно рождается от Отца, а Дух также предвечно, вневременно исходит от Отца. Первопричина разделения Восточной и Западной Церквей — появившееся на Западе и затем даже введенное в Символ веры учение о том, что Дух исходит от Отца и Сына (Filioque). «В формуле исхождения Святого Духа от Отца и Сына греки увидели тенденцию подчеркнуть единство природы в ущерб реальному различению Лиц. Ипостасные свойства (отцовство, рождение, исхождение) оказываются растворенными в природе или сущности, которая как начало единства Святой Троицы становится дифференцированным соотношением Отца с Сыном, Отца и Сына с Духом. Отношения, вместо того чтобы быть свойствами Ипостасей, отождествляются с ними; позже св. Фома это скажет: " имя Лица означает отношение " Для Восточной Церкви Бог — всегда Троица. А когда в понятии троичности на первый план выдвигается общая природа, религиозная реальность Троицы неизбежно стирается, уступая место философии Божественной Сущности. Понятие о вечном блаженстве принимает вид учения о созерцании этой Сущности. Личное отношение человека к Святой Троице превращается в отношение к Христу. Христианская мысль и жизнь христиан становятся христоцентричными и связаны прежде всего с человечеством Христа. «В Предании Восточной Церкви нет места для богословия Божественной Сущности, а тем более для ее мистики. Конечная цель духовной жизни и вечное блаженство в Царствии Небесном — не созерцание Сущности, но прежде всего соучастие в Божественной жизни Пресвятой Троицы, обоженное состояние " сонаследников Божественного естества " как богов, созданных после нетварного Бога и обладающих по благодати всем, чем Пресвятая Троица обладает по

http://radonezh.ru/2023/10/30/russkiy-bo...

Троицы в православии, непрестанно Оно призывается и приносится Ему поклонение. Мы непрестанно осеняем себя Именем, словом или символическим жестом, знамением креста; никогда не отсутствует и не забывается это Имя. Непрестанно совершается благословение этим Именем. Это – дыхание молитвенное, биение сердца. Извне это кажется монотонным и непонятным повторением, каким-то молитвенным механическим упражнением, но изнутри это есть непрестанно совершающаяся встреча, видение Господа, молитвенный взор, к Нему обращенный, Сила Божия, сам Бог . Нельзя выйти из-под покрова этого Имени, обнажиться от Него. Наоборот, нужно, по возможности, непрестанно Им осеняться, Ему предстоять. Пресвятая Троица вселяется в сознание христианина вместе со Своим Именем. Призывание Имени есть небесный покров, распростирающийся над православным миром. Нужно понять весь реализм этого Имепризывания, ощутить его действенную силу, для того, чтобы приблизиться к постижению православия. Оно есть врата, чрез которые только и можно вступить в православие, ибо и крещаются Именем св. Троицы; Отца и Сына и Духа Святого. Имя Св. Троицы и Имя Иисусово, Имя Отца, Сына, Св. Духа в отдельности и всей Св. Троицы в совокупности, это живые величины, живые Личности, с которыми общается верующая душа, ведет с Ними свой диалог. Православие ветхозаветно в почитании Имени, в ведении Его силы и новозаветно в раскрытии Имени, ибо древний Иегова есть в Православии Св. Троица. Догмат Св. Троицы определяет и наполняет всю жизнь православия, которое возвещает о нем, свидетельствует о нем, зовет к нему, являет его. Никакое не только сомнение, но даже искривление в отношении к этому догмату несовместимо с этим симфоническим раскрытием троичности. Св. Троица обращена к миру Человеческим Ликом Сына Божия, поэтому православие и есть, вера во Христа и жизнь во Христе. Но от этого оно ни в какой мере не становится Jesuanism, т. е. проповедью и религией Иисуса, пророка, который показал людям Бога как Отца, возвестил Отца, проложил путь для примера: такого Иисуса, равви из Назарета, православие не знает и не может знать, не может увидеть religionsgeschichtlichen Jesus, ибо знает Сына Божия, «Единого сущего от Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Размышляли ли вы когда о том, почему в день Пятидесятницы, когда сошел на Апостолов Дух Святый, мы празднуем пресвятой Троице, а самую пресвятую Троицу созерцаем и чествуем в образе того Богоявления ветхозаветного, когда Бог явился Аврааму в виде трех странников у дуба Мамврийского? Что за связь между Богоявлением Мамврийским Аврааму и сошествием Св. Духа на Апостолов, и таинством пресвятой Троицы? – Связь между всем этим самая внутренняя. Аврааму явился Бог в образе трех мужей-странников: явился ему Бог у дуба Мамврийска, сказано в Бытописании. Как же явился? Се трие мужи стояху над ним. И отец верующих принял к себе трех, как единого Господа. Господи, так он говорил троим, как одному Господу, – Господи, аще убо обретох благодать пред Тобою, не мини, раба своего ( Быт.18:3 ). Видите, что в сем Богоявлении открылось таинство триединого Господа или пресвятой Троицы, – открылось впрочем не в той недомыслимой для созданий силе своей, как пресвятая Троица пребывает в своем вечном существе, но в том отношении, как триединый Господь приходит к верующему и вселяется у него благодатью. Господи, аще убо обретох благодать пред Тобою, не мини раба своего. Таинство пресвятой Троицы, благодатно присещающей верующего, само по себе есть высочайше духовное, но оно открылось для отца верующих – Авраама чувственно образно; это потому, что ветхозаветная вера поучалась духовным тайнам более или менее чрез образы, чрез чувственные явления и видимые предметы. Но в новозаветной благодати Св. Духа, сошедшего на Апостолов, то же самое таинство пресвятой Троицы, вселяющейся в сени верных и преданных Христу душ, открылось для всех времен уже прямо в своем духе и истине, просиявающих впрочем непременно и во внешнюю жизнь. Это очевидно из слов самого Господа: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите, и Аз умолю Отца, и инаго Утешителя даст вам, да будет с вами в век, Дух истины... Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит его, и к Нему приидем, и обитель у Него сотворим ( Ин.14:17,23 ). Такое благодатное вселение пресвятой Троицы и открылось в Апостолах с сошествием на них Св. Духа. Теперь для вас должно быть понятно, почему в день Пятидесятницы, в день раскрытия благодати Св. Духа, празднуется пресвятой Троице, а Троица созерцается в образе Мамврийского Богоявления Аврааму. Понятна должна быть и сила праздника пресвятой Троицы: когда, по вашей любви и верности ко Христу, пресвятая Троица духовно к вам приидет и обитель у вас сотворит, подобно как удостоился сего образно и единожды Авраам; то вас поистине можно приветствовать с праздником пресвятой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Личное письмо отличается упрощенностью, резким контрастом светлой карнации и притенений, графичностью, обобщенностью типов. Общая цветовая гамма яркая. Св. Троица. Роспись купола нартекса кафоликона мон-ря Кесариани, Афины. 1682 г. Св. Троица. Роспись купола нартекса кафоликона мон-ря Кесариани, Афины. 1682 г. В куполе изображены Св. Троица (новозаветная), ниже - ангельский чин, Этимасия, Пресв. Богородица и св. Иоанн Предтеча, в барабане - фигуры пророков, в парусах - 4 гимнографа (святые Косма Маюмский, Иоанн Дамаскин и Иосиф Песнописец, 4-я фигура повреждена). Основной ярус росписей на стенах образован фигурами святых в рост, среди к-рых большинство преподобные - молодые, с цветами в руках (имена утрачены), старцы (напр., Савва Освященный, Иоанн Лествичник, Феодосий Великий, Нил, Арсений Великий, Антоний Великий). На северном своде нартекса представлены: на восточном склоне 4 сцены из апокрифического «Протоевангелия Иакова» («Отвержение даров Иоакима и Анны», «Молитва Иоакима и Анны», «Рождество Пресв. Богородицы», «Иереи благословляют младенца-Богородицу»), на западном склоне - 4 сцены на сюжеты утренних воскресных евангельских чтений («Апостолы Петр и Иоанн у гроба воскресшего Христа», «Явление Христа в Эммаусе», «Явление Христа Марии Магдалине», «Явление Христа апостолам на море Тивериадском»). На юж. своде изображены евангельские притчи «О мытаре и фарисее», «О блудном сыне», «О добром самаритянине» (на вост. склоне) и «О злых виноградарях», «О беспечном богаче» (Лк 12 16-21), «О богаче и бедном Лазаре», «О сеятеле» (на зап. склоне). В люнетах свода помещены: в южном - «Христос-лоза» в изводе, известном по иконам к-польского мастера 1-й пол. XV в. Ангелоса Акотантоса и его последователей; в северном - «Похвала Богоматери» с «Древом Иесеевым». Их композиции сходны, т. к. связующим элементом являются растительные мотивы - виноградная лоза и стилизованный процветший куст. Среди чинов святости, к-рые играют важную роль в росписях этой части храма, следует выделить образы пророков: их ростовые фигуры со свитками размещены в барабане, поясные - в композиции «Похвала Богоматери», пророки, припадающие на колени, также с хартиями в руках, изображены на арке входа в наос, на зап.

http://pravenc.ru/text/1684251.html

Почему он так называется – праздник Пятидесятницы? А потому, что празднуется на пятидесятый день после Воскресения Христова. И был по еврейскому счету часов – третий час дня, а если по-нашему – девятый, утро. Апостолы и Божия Матерь с ними собрались в одной иерусалимской горнице. Молились, вспоминали Иисуса Христа. Только вдруг как будто ветер ворвался в горницу, сильный, почти ураган. И обдал всех апостолов. Не успели они прийти в себя от неожиданности, как заалели по горнице огненные языки. Молния? Пожар? А языки мгновенно «распределились» по апостолам. На каждом почило по языку. Произошло чудо: каждый из апостолов стал славить Господа на языке, которого прежде не знал. Поднялся шум, началось волнение. В это время в Иерусалиме было многолюдно, отмечался праздник в память Синайского законодательства. Люди со всех сторон обступили горницу, с любопытством всматривались в лица апостолов, пытаясь понять, что произошло с ними, почему они вдруг заговорили на непонятных языках. «Они напились сладкого вина», – говорили многие с осуждением. И тогда вышел к ним апостол Петр. И сказал: «Мы не пьяны». И сказал им о том, что сегодня, сейчас, в этот великий день Пятидесятницы, сошел на апостолов Святой Дух и Господь благословляет их проповедовать слово Божие на всех языках, во всех странах. Внимательно слушали Петра, внимали каждому его слову. В тот день около трех тысяч человек окрестились. Именно с этой проповеди апостола Петра в иерусалимской горнице началось шествие Христова учения. Этот праздник один из двунадесятых, то есть тех, которые Русская Православная Церковь отмечает особенно торжественно. Почему Пятидесятница, понятно. Есть у него и еще одно, полное название – Сошествие Святаго Духа на апостолов. Теперь это понятно тоже. Но есть и еще одно название, коротенькое и очень прижившееся на Руси – Троица. Почему Троица? В сравнении с той, ветхозаветной Троицей, изображенной на иконе великого Рублева, где Отец, Сын и Святой Дух посещают богоизбранное семейство праотца Авраама, Троица новозаветная сходит на апостолов, посещает их, Отец, Сын и Святой Дух. Отец благословляет Сына, Сын благословляет апостолов на крестное служение, Святой Дух в виде огненных языков сходит на учеников Христовых.

http://azbyka.ru/ukazhite-mne-kraj-gde-s...

«…Троица появляется снова как три идеи, которые составляют для северных Буддистов их прибежище, это – Будда, Дхарма (Доктрина) и Сангха (Знание)… » 79 . Троица – не три идеи, а три единосущностные Личности: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. Искать учение о Пресвятой Троице в буддизме неразумно, буддизм отвергает существование Личного Бога. Как видим из всего вышеизложенного, теософы, судя по всему, просто не понимают, что такое Пресвятая Троица, занимаясь фантазированием на эту тему и возрождением старых ересей. Почему догмат о Пресвятой Троице так важен для христианства? И почему его в течение всей истории Церкви еретики и сектанты упорно пытались исказить или вообще уничтожить? Иисус Христос является истинным Богом и истинным Человеком. Во Христе две природы: Божественная и человеческая, но одна Личность (Ипостась); Он – Богочеловек. Христос спас нас от греха и от смерти. Грехопадение прародителей исказило природу человека, который утратил внутреннее единство с Богом, был разобщен с Ним. Ветхозаветные пророки и праведники общались с Богом, но Он был как бы снаружи, изнутри себя пророки не могли принять Его в себя: «Ветхий Завет не знал внутреннего благодатного освящения» 80 . Лишь через Воплощение Бога–Слова благодать сообщается человеческой природе «непреложно, делается неотъемлемой и постоянно пребывает у людей» 81 . К ветхозаветному человеку не могли бы быть обращены слова апостола Павла: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» ( 1Кор.3:16 ). О новозаветном человеке можно сказать: «тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа …» ( 1Кор.6:19 ). Иисус Христос по Своей Божественной природе вечен и совершенен. В Себе Он соединил человеческую природу с Божественной, тем самым приобщив человека к бессмертию; искупил его, исцелив человеческое естество от греха и смерти. Но мог бы Он это сделать, если бы не был Богом, Сыном Божиим? Если Христос – не Бог, то Он, в лучшем случае, пророк. Тогда Христос не мог победить смерть, так как победить смерть может только Тот, Кто Сам обладает бессмертием, Тот, Кто Сам есть Жизнь в Себе. Если Бог не троичен в Лицах, если Христос – не воплотившийся Бог-Слово, то Он не мог бы приобщить человека к Божеству, ибо Сам не обладал бы Божественной природой, но тогда нет спасения, и смерть так же властвует над человечеством, как и до прихода Иисуса Христа. Таким образом, без принятия догмата о Пресвятой Троице нет веры в спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/teosofij...

Причем Тертуллиан в своем трактате о крещении говорит, что Бог создал два мира. И как при сотворении первого мира была Троица, о чем мы с вами сейчас говорили, то при сотворении второго мира тоже присутствует Троица. Второй мир в понимании Тертуллиана- это мир Нового завета. Мир новозаветной церкви. И он описывает крещение Иисуса Христа. Начало этого мира. И он описывает, как Иоанн Креститель, как при начале первого мира дух божий носился над водами, присутствовал Бог Отец и Сын божий, так и при сотворении второго мира Иоанн Креститель видит, что Сын божий стоит в воде, в струях Иордана, и витает над ним Дух Святой в виде голубином. А глас Бога Отца слышан из-за облака. Таким образом, для христианина любой текст о Боге предполагает именно триединого Бога. Надо сказать, более того, в целом святые отцы исповедовали нам: если ты в молитве обращаешься к Иисусу Христу, имей ввиду и Отца, и Духа Святого. Если ты в молитве обращаешься к Духу Святому, имей в виду и Бога Отца и Бога Сына. И так далее. Потому что мы верим в единую божественную сущность, которую мы не разделяем, но мы верим в три ипостаси. Ипостась Бога отца, ипостась Бога сына и ипостась Духа Святого, которые мы не смешиваем. Поэтому мы говорим, что наш Бог триедин. А слово «Троица» предполагает это триединство. Но мы не говорим три. Потому что это будет не совсем правильно, если мы даже это и скажем. Мы можем сказать: три ипостаси при одной божественной сущности. Поэтому наше православное богословие тринитарно. А протестантское богословие христоцентрично. Личность Христа доминирует. Неопротестантское богословие не просто христоцентрично, оно христоцентрично с акцентом на человечестве Христа. Такая тонкая разновидность арианства. Я читал такие агитки неопротестантов с их арианской христоцентричностью. И они пишут в своих агитках об Иисусе Христе. Иисус Христос- это отличный парень, с которым можно пойти на стадион, когда играет ЦСКА. Иисус Христос -это отличный Человек, с Которым можно хорошо провести время. Вы будете что-то рассказывать, а Он будет слушать.

http://radonezh.ru/text/obyasnite-mne-po...

Интересно, что Павел и другие новозаветные писатели не видели никаких противоречий между учением о Троице и ветхозаветными представлениями о Боге. «Новозаветные писатели определенно не считали себя „изобретателями иных богов»... Бог Ветхого Завета был их Богом, и Троица была их Богом, и тождество этих двух понятий в их представлении было настолько полным, что у них не возникало никаких вопросов по этому поводу» 526 . Иными словами, Новый Завет не предлагает новое, ранее не виданное представление о Боге. «В Новом Завете учение о Троице появляется не в незаконченном виде, а уже вполне оформившимся» 527 . Мф.3:16–17 – Крещение Иисуса Учение Сторожевой Башни. Мф.3:16–17 в «Переводе нового мира» звучит так: «Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды; и вот, открылись небеса, и он увидел дух Бога, который сходил, подобно голубю, и опускался на него. И вот, голос с небес, говорящий: „Это Сын мой, возлюбленный, я одобряю его " ». Высмеивая обычное христианское толкование этого стиха, Общество Сторожевой Башни спрашивает: «Говорил ли Бог, что он сам был своим собственным сыном, что он благоволил себе, что он послал сам себя? Нет, Бог, Творец, говорил, что он как вышестоящий благоволил нижестоящему, своему Сыну Иисусу, в порученном ему деле» 533 . По мнению Свидетелей Иеговы, Мф.3:16–17 не доказывает, что Отец, Сын и Святой Дух – это один Бог. Как сказано в брошюре «Следует ли верить в Троицу?», Библия несколько раз упоминает Авраама, Исаака и Иакова вместе, но это не делает их «одним». Петр, Иаков и Иоанн тоже упоминаются вместе, но это не делает их «одним» 534 . Следовательно, Мф.3:16–17 не подтверждает учение о Троице. Библейское учение. Как и 2Кор.13:13 , этот отрывок сам по себе не доказывает истинность учения о Троице. Верующие в Троицу основывают свою веру не на одном стихе, а на совокупном свидетельстве всего Писания. Если текст Мф.3:16–17 рассматривать наряду с другими отрывками, не остается сомнений, что учение о Троице истинно. (Непременно воспользуйтесь подробным изложением библейских аргументов в пользу Троицы, которые мы привели в разделах, посвященных отрывкам Мф.28:19 и 2Кор.13:13 .)

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010