о. Августин: Августина называют первооткрывателем времени. С невероятной глубиной вглядывается Отец Церкви в тайну того, что уже было, чего еще нет, и что в настоящем своем неуловимо. Человек неразрывно связан со временем, живет во времени, во времени раскрывается его историчность, а в историчности – богообразность в неповторимости. Но ко времени в истории прилепилась смерть… В праздновании нового года нам приоткрывается победа над временем, в убежденности, что мы живем во времени, но можем его преодолеть. «И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет» (Откр. 10, 5-6). Это и дистанцированность человека от истории, о которой также говорил святитель Августин.   Время всякой вещи о. Иосиф: «Времени больше не будет». Это пророческое изречение святого апостола Иоанна Богослова заставляет нас ценить настоящее время, как некое сокровище. Другой апостол, апостол язычников Павел призывает " дорожить временем " или как в славянском переводе стоит: «искупуй время яко дни лукави " (Еф. 5.16) Получается, что временем можно пользоваться как неким капиталом. Недаром русская пословица гласит " время деньги " . Интересно, что примерно так это понимал и святитель Иоанн Златоуст. В своем Слове на Новый 387 год он пишет: «Итак, если ты хочешь получить пользу и от начала новых месяцев, то поступай так: по окончании года возблагодари Владыку, что Он сохранил тебя до этого предела годов; сокрушись своим сердцем, исчисли время твоей жизни, и скажи сам себе: дни бегут и проходят; годы оканчиваются; много пути нашего мы уже совершили; а что мы сделали доброго?» Этот вопрос вселенского святителя и учителя заставляет нас оглянуться назад в прошлое, в уходящий год, оценить его не в материальных эквивалентах, а исключительно духовных. И еще одно важное замечание: размышления Иоанна Златоуста это не охи неудачника, а динамика, раскрывающая перспективу будущего, перспективу Нового Года.

http://bogoslov.ru/article/1344667

Окончив все, для чего пришли, волхвы хотели вернуться домой через Иерусалим, чтобы исполнить обещание, данное Ироду; но, по особому откровению во сне, они догадались, что Ирод замышляет что-то недоброе; и поехали в свою страну иным путем. 9. Бегство в Египет. Избиение младенцев. Возвращение из Египта. Мф. 2:13–23 Ирод разгневался, когда узнал, что волхвы не исполнили своего обещания. Выведав от них, что звезда явилась им около года назад, он пришел к заключению, что Младенец, если и старше одного года, то, во всяком случае, моложе двух лет; место Его нахождения известно; следовательно, чтобы обеспечить себя от притязаний нового Царя, надо убить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев моложе двух лет; в числе их наверное будет Христос. Так думал и так решил Ирод. Но как только Ирод стал обдумывать способы избавиться от законного Царя, Иосиф увидел во сне Ангела, который сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить его». – Иосиф тотчас же проснулся, встал и в ту же ночь пошел в Египет с Пресвятою Марией и Иисусом. По приказанию кровожадного Ирода, в Вифлееме и его окрестностях были убиты все мальчики до двухлетнего возраста; число их предание определяет в 14.000. В начале Апреля 750 года от основания Рима Ирод умер. Смерть его была ужасна. Медленный жар мучил и пожирал его внутри; внутренность его была полна язв; многие наружные части тела были изъедены червями; он едва мог дышать; и дыхание его было так зловонно, что нельзя было приблизиться к нему. Вдобавок ко всему этому, страшный голод мучил его, такой голод, который ничем нельзя было утолить. Предвидя свой конец, Ирод знал, что никто не пожалеет его, никто не будет оплакивать его смерть; поэтому он собрал к себе в Иерихон знатнейших евреев, и приказал умертвить их в минуту его смерти для того, чтобы смерть его была оплакана. После смерти Ирода, Иосиф опять видит во сне Ангела, который говорит ему: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Поучение воспитанникам семинарии пред началом нового учебного года. (28 августа 1885 г.) Непрестанно воспоминаю о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славнаго наследия Его для святых ( Еф. 1:16–18 ). Юным детям и возрастающим юношам пред началом их учения весьма прилично повторить эти благожелательные слова апостола Павла, которыми он приветствовал Ефесских христиан. Потому-то, конечно, вы и слышите эти слова всякий раз при начале своего учебного года в апостольском чтении, положенном церквию на молебном пении «при начатии учения отроков». Выбрав и узаконив такое чтение на все подобные случаи, Христова церковь , наша всеобщая воспитательница и учительница, очевидно хочет выразить ту мысль, что самою высшею и последнею целью всякого обучения должно быть познание Господа Бога, приближение к нему и устремление духа человеческого в ту неземную область, где ждет его истинно разумная и блаженная жизнь в общении с источником всякого ведения Господом Богом, Все иные цели суть низшие и служебные. А ту науку и то обучение, которое забывало бы эту высшую цель свою и даже отвращало бы учащихся от богопознания (есть всякие обучения!), церковь и не благословляет, и отнюдь не берет под свое покровительство. Таким образом мое самое горячее желание вам, духовные воспитанники, будущие избранные служители Христовой церкви и пастыри духовные, дабы вы успевали в новом своем учебном годе главным образом в боговедении и в богоприближении, и дабы все ваши труды учебные, все ваши помыслы и вся ваша жизнь в нашей школе сводилась и направлялась провидением Божиим к этой именно высшей цели всякой науки, которую разумеет апостол, хотя бы эта цель не всегда ясно и не всегда близко имелась у вас в виду по вашей еще юности и духовной незрелости. Если вы вникнете в благожелательные слова апостольского приветствия, которыми св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Пусть начало, середина и окончание и каждого работного дня осветятся уединенной молитвой к Отцу Небесному. Пусть часть ночного покоя будет посвящена для ежедневного испытания совести, обозрения дневных дел и грехов. Если во всем и всегда мы пользуемся трудами других, то справедливость требует заслужить право пользоваться чужими трудами: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» ( Мф.7:12 ), «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» ( Мф.7:2 ). Словом, пусть во всех делах наших будет всем время, и время всякой вещи. Наука простая для всех и всегда удобоисполнимая! Новый год дается нам Богом для нашего покаяния, для очищения старых грехов, для исправления нашей жизни. Поэтому в день Нового года ничего лучшего мы пожелать не можем, кроме того, чтобы каждый из нас жил и поступал сообразно с законом Христовым. Кто опускал долг молитвы, тот пусть начинает с Нового года усердно молиться. Кто не ходил или ходил редко в храм Божий, тот пусть посещает храм Божий в каждый воскресный и праздничный день. Кто не чтил праздников Божиих доброй жизнью и христианским поведением, занимаясь пьянством, разгулом, денежной игрой и т. п., – тот пусть перестанет. Кто по нескольку лет не приобщался Тела и Крови Христовых, тот пусть положит себе за правило исполнять долг исповеди и Св. Причастия ежегодно, если не четыре раза, по установлению Св. Церкви, то по крайней мере один раз в году. Кто не заботился о благосостоянии своей семьи, предаваясь разгулу, тот пусть начнет заботиться о своей семье, давая ей средства к жизни, памятуя апостольское слово, что кто не заботится о своих родных, а наипаче о домашних, тот отрекся от веры и хуже неверного ( 1Тим.5:8 ). Кто жил ложью, обманом, воровством и тому подобными пороками, тот пусть живет честно и правдиво. Кто имел зло в сердце, злословил других, мстил за обиды, клеветал, не чтил родителей, тот пусть отстанет от этих грехов, а взамен их украсится соответствующими добродетелями. Короче сказать, старайся каждый, по мере сил своих, об исполнении заповедей Господних – и ты будешь счастлив, и Новый год будет для тебя действительно началом новой жизни – богоугодной и добродетельной. Не отлагай своего исправления до будущего года. Ведь Бог весть, может быть, наступающий Новый год будет и последним в нашей жизни. Как мы явимся неготовыми на суд Божий? Как применима к нам в данном случае притча Спасителя о смоковнице! «Некоторый человек, – говорит Иисус Христос, – имел у себя в саду смоковницу. Проходит год, другой, а от смоковницы нет толку: листьями красуется, а плодов не приносит. Хозяин огорчился на нее и сказал садовнику: «Вот я третий год прихожу искать плодов на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает». Но он сказал ему в ответ: «Господин, оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом: не принесет ли плода? Если же нет, то в следующий год срубишь ее " » ( Лк.13:6–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf Слово в первый день индикта, или нового года Память 1 сентября 1 сентября Царь веков, Господь Бог наш, «положил времена или лета в своей власти» ( Деян. 1:7 ) 5404 , Сам установил в эти времена различные праздники для Своего прославления и для отдохновения людей от мирских дел их. Еще в Ветхом Завете Он повелел каждый год особенно праздновать наступление седьмого месяца, чтобы люди, освободившись от житейской суеты, служили в этот день Единому Богу. Ибо так написано в книгах Моисеевых: «Сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас покой: никакого дела не сотворите в день этот во всех жилищах ваших, и приносите жертву Господу» ( Лев. 23:24–31 ). 5405 Как некогда Сам Творец, в шесть дней создавший мир Словом Своим, благословил и освятил седьмой день, почив от дел творения ( Быт. 2:2–3 ; Исх. 20:11 ; Евр. 4:4 ); и как впоследствии дал и человеку заповедь: «Шесть дней работай, в день седьмой – суббота Господу Богу твоему не делай никакого дела ты» ( Исх. 20:9–10 ) 5406 , так Он же благословил и освятил седьмой месяц и повелел людям в это время отдыхать от дел мирских. Об этом Господь вторично заповедал Моисею, «говоря, месяца седьмого, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень» ( Лев. 23:39 ) 5407 . По какой же причине установлено это празднование? В этом именно месяце, когда начали сбывать воды потопа, Ноев ковчег остановился на горах Араратских 5408 . В этом месяце святой пророк Моисей сошел с горы, с лицом, осиянным славою Божественной, и принес новые скрижали, на которых был начертан закон, данный Самим Господом 5409 ( Исх. 34:29 ). В этом месяце начато было сооружение Скинии Господней среди стана израильтян ( Исх. 35:1–35 ) 5410 . В этом же месяце первосвященник, единственный раз в течение всего года, входил в Святое Святых «Не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа» 5411 . В этом месяце народ Божий, смиряя постом души свои и принося Господу жертву всесожжения, принимал очищение от грехов своих, содеянных за год 5412 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   Когда же придет царствие Божие? — спрашиваем мы. Вопрос постоянный; он повторяется ежечасно людьми. Этот вопрос предлагали даже апостолы Иисусу Христу, говоря: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1:6).    Но этот вопрос не разрешим в существе. Ни люди, ни Ангелы, никто кроме Бога не осведомлен, когда же наступит, наконец, блаженное царство Божие. Может случиться, что мы не доживем до времени, когда царство Божие явится во всей силе. Но для нас довольно того, чтобы царство Божие было внутри нас (см. Лк. 17:20, 21); нужно желать, чтобы это царство внутри нас раскрылось в глубине тоскующего нашего духа и принесло бы душам нашим «праведность, и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17).    Итак, когда пробьет в будущий четверг полночный час, с которым начинается новолетие, заповедую вам освятить первое время Нового года и освятить дух свой словами молитвы Господней: «Отче наш! Да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли!» (Мф. 6: 9, 10) Аминь. Слово в день Новолетия     Кто во Христе, тот новая тварь.    (2Кор. 5:17)    При вступлении, по благодати Божией, в новое лето Господне вполне естественны и законны ожидания чего-либо нового. Отсюда, по обычаю, освященному добрыми преданиями, в первые часы и дни гражданского новолетия между людьми происходит живой и разнообразный обмен лучшими благожеланиями и приветствиями.    Но есть ли что-либо новое в видимом мире? Вся видимая природа не отступает от предписанных ей всемогущим Творцом неба и земли законов. От начала мира и до сего дня «восходит и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит» (Еккл. 1:5). Сменяются одно за другим поколения, «род проходит и род приходит, а земля пребывает вовеки» (Еккл. 1:4). «Что было, то и будет... что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1:9).    Православный христианин ожидает и желает нового не в царстве природы, но в царстве благодати. Оно представляет собой нравственный, духовный мир, где заключен неисчерпаемый источник нового в лице человека — разумного создания Божия, обновленного Иисусом Христом. В разумной душе человека может и должно совершаться беспрерывное обновление. «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое», — восклицает св. апостол (2Кор. 5:17). В царстве благодати Божественная Творческая Сила никогда не прекращает способности создания. «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5:17), — учил Сам Господь наш Спаситель.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В другом месте тот же апостол Петр свидетельствует, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою, ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1:20-21). Соответственно, только святые отцы, движимые, тем же Духом Святым, могут открыть человеку истинное понимание Слова Божия. Но прежде чем обсуждать толкование Библии, стоит поговорить о самой Библии. И здесь наших протестантских друзей ждет кое-что новое. Складывается впечатление, что многие из них убеждены, будто апостолы уже имели целую Библию как книжки в черной обложке и раздавали ее экземпляры верующим. На самом деле во времена апостольской Церкви Библии как единства книг Ветхого и Нового Завета не существовало. Известные нам писания апостолов создавались постепенно, а распространялись по общинам еще медленнее. А наряду с их текстами ходило множество других текстов, которые тоже назывались евангелиями, посланиями и т.п. Так кто же определил, что Евангелие от Марка — истинное Писание, а евангелие от Фомы — нет? Что апокалипсис Иоанна часть Писания, а апокалипсис Петра — нет? Кто определил, что именно эти 27 книг составляют Новый Завет? Коротко говоря: кто и когда составил Библию, которой пользуются сейчас протестанты? На Лаодикийском соборе 364 года был принят канон, в котором отсутствовал Апокалипсис. А канон Нового Завета как он употребляется сейчас, был впервые принят на Карфагенском соборе 397 года. Это исторический факт, и нет никакого свидетельства о том, что канон Нового Завета, каким его признают протестанты, был принят в I или II веке. Получается, Библию составила та Церковь, которая уже тогда называла себя православной (термин ρθοδοξα употреблялся авторами IV века и в официальных церковных документах фиксируется с V века). И в этой Церкви в то же самое время, когда ее епископы на соборах определяли канон Библии, уже было и иконопочитание, и молитвы Богородице и святым, и крещение младенцев, молитвы за умерших и т.д. Это факт.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Тенденциозность адвентистов, сказавшаяся при переводе, в частности, вышеуказанных стихов, косвенно подтверждается тем фактом, что некоторые места Нового Завета под редакцией М.П. Кулакова, изданного еще в 2000 году, вызвавшие особо острую дискуссию, в издании полной Библии были все же изменены. Так, Деян. 20:7 в Синод. выглядит так: В первый же день недели [ν δ τ μι τν σαββτων], когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. Перевод Нового Завета М.П. Кулакова 2000 года: «В субботу вечером [ν δ τ μι τν σαββτων], когда мы собрались для преломления хлеба, Павел, который готовился на следующий день отправиться в путь, начал беседу, которая продлилась до полуночи» (при этом к данному стиху имелось примечание: «Или: в воскресенье вечером; букв.: один (день после) субботы/недели»). В Интернет-пространстве против данного перевода как защищающего взгляд адвентистов на то, что первые христиане свято соблюдали субботу, совершая в этот день Евхаристию, последовало выступление 44 . В вину М.П. Кулакову ставилось, что он, переводя идентичную конструкцию (ν δ τ μι τν σαββτων) в Мк. 16:2 , Лк. 24:1 , Ин. 20:1 , следовал Синод.: в первый же [день] недели, а в Деян. 20:7 почему-то употребил «в субботу вечером». В полном издании Библии НЗК Деян. 20:7 выглядит уже так: «в первый день недели, когда мы собрались…» (в примечании дано: «Т.е. в воскресенье»). Точно так же дело обстоит и с 1Пет. 3:19–20 – трудным местом для адвентистов, поскольку в нем недвусмысленно говорится о загробной жизни умерших (см. также Деян. 2:27, 31 ). Перевод Нового Завета М.П. Кулакова 2000 года: «Таким и ходил Он, когда проповедовал тем, чей дух погибал в темнице греховного мира, тем, кто был непокорен во дни Ноя». Синод.: которым [духом] Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя. Видно, что нет никакой возможности истолковать текст перевода М.П. Кулакова в духе святоотеческой традиции 45 . После очередных нападений на новый перевод в полной Библии НЗК адвентисты уже поместили: в котором [в духе] и духам в темнице Он ходил проповедовать – тем, кто был непокорен во дни Ноя.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/perevod-...

23 октября 1914 года Николай Ярушевич был пострижен в монашество ректором академии епископом Анастасием (Александровым) - иерархом, оказавшим большое влияние на духовное развитие будущего митрополита. 24 октября Ярушевич уже рукоположен во иеродиакона, а 25-го - в сан иеромонаха. Вскоре он выехал на фронт - началась Первая мировая война. Ярушевич служил духовником-проповедником в санитарном поезде, а с ноября 1914-го - священником лейб-гвардии Финляндского полка. На фронте отец Николай тяжело заболел: у него развился ревматизм с осложнением на сердце. Впоследствии болезнь сказалась роковым образом... Ярушевич, отозванный с боевых позиций, возвратился к научно-педагогической работе в академии. С 19 августа 1915 года преподавал в Санкт-Петербургской духовной семинарии литургику, гомилетику, практическое руководство для пастырей, церковную археологию и немецкий язык. В декабре 1916 года он был назначен священником церкви Святителя и чудотворца Николая при Николаевской детской больнице. Грянула Октябрьская революция. О судьбах верующих людей нашей страны в целом и Николая Ярушевича в частности можно сказать словами Нового Завета: «Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Откр., 2:13). Возможно ли было сохранить веру в Бога под игом воинствующего атеизма? Кому-то покажется, что нет. Но не зря великие философские русские умы считали русский народ «богоносцем», единственно сохранившим полноту сердечного постижения Христа. Именно на Русской земле сбылось предрекание Спасителя: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф.,7:18). История Русской церкви в ХХ веке ещё раз подтверждает эти слова. Несмотря на то что Троцкий и его последователи со знанием дела лепили из Церкви образ врага и сделали всё для её уничтожения, врата ада не одолели её. Невзирая на тревожные годы, Ярушевич не оставлял научных занятий: в 1917 году он защитил диссертацию «Церковный суд в России до издания Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 г.», став магистром богословия и удостоившись Макарьевской премии. Следом Ярушевич подготовил докторскую диссертацию на тему «О бессмертии души», но не успел её защитить. Рукопись погибла во время блокады Ленинг рада.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

   «Готовися, Вифлееме, отверзися всем, Едеме, красуйся, Евфрафо, яко Древо Живота в вертепе процвете от Девы: рай бо Оноя чрево явися мысленный, в немже Божественный сад, от негоже ядше, живи будем, не якоже Адам умрем. Христос раждается прежде падший возставити образ» (тропарь предпразднства).    Аминь.     21 декабря 1992 года (3 января 1993 года) Слово в Неделю пред Рождеством Христовым, святых отец (2 января 1994 года)    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!    «Предпразднуем людие Христово Рождество и, вознесше ум, к Вифлеему вознесемся мыслию...» — слышим мы, други наши, в последнее воскресенье пред Рождеством Христовым призыв Святой Церкви к глубокому размышлению о сущности приближающегося великого праздника.    Событие, совершившееся двадцать столетий назад, было столь велико, что равного ему не было в истории земли. «Велия благочестия тайна, Бог явися во плоти».    Маленький безвестный Вифлеем, и в нем, в убогом вертепе, бедные «скотии ясли» стали для всего мира центром внимания и точкой отсчета нового времени, ибо в них возлег Невместимый Христос Бог.    Бог — Властитель мира — явился смиренным Младенцем, в Котором в момент рождения мало кто прозрел Божие величие, и славу, и силу. А ведь этого Младенца мир ждал с начала своей истории, приняв в пророчествах обетование Божие о явлении на земле Спасителя и Искупителя человечества: «и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» (Мф.2:6). И вот рождением Христа пришел конец всем пророчествам о Нем. И то, что было в Ветхом Завете прикровенно и туманно, озарилось явлением Божественного Младенца и стало явно.    Много младенцев рождалось в Вифлееме, и знатных, и именитых, но ни в одном из них мир не заподозрил Того единственного, Которым надлежало ему спастись и в ожидании Которого он томился.    Все в мире изменилось только с рождением Иисуса Христа, ибо Им кончилось время закона, и благодать властно преобразила все живое и отерла слезы безнадёжия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010