С Чайковского, стало быть, начинается на Руси новая эра в духовно-музыкальном творчестве, соответствующая самому блестящему периоду песнотворческой деятельности в Византии. Но эта эра истинно художественного творчества, получив свое начало всего двадцать лет тому назад, конечно не успела еще серьезно себя зарекомендовать. Великое будущее церковно-музыкального искусства принадлежит наступившему XX столетию – и мы, выросшие и воспитавшиеся при отживающих ныне несовершенных формах певческого дела, едва ли доживем до этого великого будущего. Но из того, однако, не следует, будто мы лишены права предъявлять pia desideria будущим деятелям на поприще церковно-музыкального искусства. Думаем, что скромные «благочестивые желания» предшественников, ни мало не стесняя свободы и независимости творческого духа будущих песнотворцев, могут послужить им, если неруководственным началом, то, по крайней мере, точкою отправления для ожидающей их обширной и нелегкой деятельности в области музыкальной иллюстрации целых Богослужебных чинов. Писать духовную музыку для целых богослужебных чинов уже потому нелегко, что это дело совсем новое в искусстве. Классических образцов для подражания – нет, и ожидаемые теперь новые деятели в области церковной музыки должны сами сделаться классиками для последующих за ними поколений духовных композиторов. От классика же в искусстве требуется не только всестороннее изучение старых преданий в искусстве, но уменье сделать из такого изучения правильные выводы, долженствующие послужить своего рода законами продуктивной деятельности на поприще искусства как самого классика, так равно и его последователей. Исходя из старых церковно-музыкальных преданий и имея в виду данные, выработанные современным музыкальным искусством, мы позволяем себе высказать некоторые наши мысли по поводу музыкальной иллюстрации трех главных чинопоследований, входящих в круг суточного Богослужения, каковы: вечерня, утреня и Божественная Литургия. Мысли эти суть плод посильных наблюдений над внутренним отношением духа молящихся к тексту песнопений и к богослужебному обряду.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Protopo...

В этом шествии Он сопровождал нас даже до преломления Хлеба. Ради этого полного общения и преломления Хлеба мы вместе продолжили наш путь до нынешнего дня; и Твоим поистине символическим, исполненным глубокого смысла присутствием на литургии Константинопольской Церкви, открывается для всех нас новый, исключительно важный этап в развитии отношений между двумя Церквами. Святейший Брат Наш! Обе наши Церкви – Римско-Католическая и Православная – которые мы сегодня здесь представляем, другие Церкви и христианские конфессии, другие религии и вообще люди всего мира находятся в ожидании, желая понять значение сегодняшней встречи для нашего общего движения на пути к христианскому единству, встречи, которая осуществилась благодаря Твоим столь многочисленным усилиям. С помощью Божьей мы оба вместе можем ответить на это ожидание и сказать ныне, что началась новая эра в развитии братского общения между двумя Церквами. Эта эра, серьезная и важная, повлияет на все наше движение к цели, стоящей перед нами, то есть к единству. Мы вступаем в новую эпоху, эпоху официального богословского диалога, между Римско-Католической и Православной Церквами. В обстановке любви общими усилиями была начата общая подготовка. Эта подготовка осуществлялась посредством многообразных церковных обменов и постановлений и была продолжена работами в специальных Комиссиях. И теперь наши Церкви счастливы объявить, что они обе официально назначили две богословские Комиссии, представляющие собой смешанную богословскую Комиссию, которая будет работать на основе повестки дня, подготовленной и одобренной обеими Церквами для первого этапа диалога. Работа этой Комиссии начнется в ближайшее время. Это решение и является конкретным результатом нашей сегодняшней встречи. Христиане других Церквей и конфессий могут задать нам следующий вопрос: является ли этот диалог между Римско-Католической и Православной Церквами, начало которого мы сегодня благословили, нашей конечной целью? Отвечая на этот вопрос, мы оба можем сказать – нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Кажется, уже не осталось человека, которого оккультные проповедники не оповестили бы о том, что мы живем на пороге «Нового века», что начинается «Эра Водолея». Современный человек настолько привык радоваться при слове «новый», что готов скандировать: «Мы хотим перемен!», даже не поинтересовавшись всерьез – а что за дивный новый мир ему уготовили очередные спасители. О теософском же «Новом веке» тем более не грех узнать побольше, потому что очень уж необычны оказываются даже сами врата, через которые оккультисты поведут человечество в Новый Мир. По обещанию одного из них, Дэвида Спэнглера, «Люциферическое посвящение – это посвящение в Новое Время» 727 . Кроме того, стоит присмотреться и к тому, что же уготовано нам за вратами этого «посвящения». «Новое время» – это не просто новый политический строй, это не просто новая страница в культурном развитии человечества. Тот переворот, который мечтался теософам, должен стать самым радикальным из всех, что может представить себе человечество. На земле возникнет новая раса. Эта новая (в их терминологии – «шестая») раса будет отличаться от современных людей не меньше, чем Homo sapiens от неандертальца. «Новый человек» будет сверхчеловеком – он будет владеть оккультно-магическими способностями. Но что же при этом произойдет с нами, с «неандертальцами»? Ведь по мысли теософов, человечество должно будет пройти через период, когда новая, «шестая» раса уже появилась и даже уже пришла к власти, но большинство населения Земли все же еще принадлежит к вырождающейся «пятой» расе. По самоощущению Анны Безант, которая в молодости проповедовала неомальтузианство 728 , «теософ достиг вершины, опередив свою расу» 729 . Как же смогут они сосуществовать с обычными людьми? Ответ на этот вопрос, несомненно, должен быть у теософов, ведь со времен Блаватской тема о «шести расах» – одна из центральных в их учении. «Да, во всех теософических книгах можно найти указание, что шестая раса собирается в Америке», – пишет Елена Рерих 730 . Эта новая раса – раса Богочеловеков. «Богочеловек – творец огненный! Богочеловек – носитель огненного знака Новой Расы» (Иерархия, 14). По терминологии Елены Рерих это будут – Сверхчеловеки 731 . Между правителями, просвещенными оккультным гнозисом, и обывателями проляжет расовая граница. Главное: сверхчеловеки будут прекрасно владеть магией и оккультными силами.

http://azbyka.ru/satanizm-dlja-intellige...

О Соловьеве и его сторонниках Розанов пишет: «Их обманул двухвековой карнавал нашей истории; настал его последний день, а они требуют веселья нестерпимого, огней, вина, наконец, блуда, и, если возможно, в неслыханных формах… Между тем, в запертой и еще пустой церкви все изменяется, светлые ризы заменяются черными, на место одних книг приготовляются другие, главные… Ударит протяжный колокол, и народ необозримыми толпами потянется к храму, где все другое, и он сам в нем другой… Новая эпоха, новая эра нашей истории, о, если бы скорее она наступила!» Сквозь обычное у Розанова кликушество и юродство пробивается пророческое предчувствие: наша эпоха кончается, начинается новая, трагическая и мрачная. Как ни противоположны по духу Соловьев и Розанов, в этом эсхатологическом предчувствии они близки друг другу. Только Розанов надеется еще, что «черное православие» спасет мир, а Соловьев в глубине души верит только в страшный суд и грядущего Антихриста. И гуманизм Соловьева, и стилизованная церковность Розанова были масками, которые они надевали для людей и под которыми иногда задыхались; соблюдая свое «социальное лицо», они должны были бороться как смертельные враги. Но, сбрасывая маски, узнавали друг в друге братьев. В 1892 году Соловьев писал Розанову: «Я так же далек от ограниченности латинской, как и от ограниченности византийской, или аугсбургской, или женевской: исповедуемая мною религия Св. Духа шире и вместе с тем содержательнее всех отдельных религий: она не есть ни сумма, ни экстракт из них, как целый человек не есть ни сумма, ни экстракт своих отдельных органов». И в этой религии Св. Духа они чувствовали себя «братьями». Журнальная схватка не затронула этой глубинной близости. Они знакомятся в 1895 году. «О полемике, — пишет Розанов, — мы никогда не вспоминали — просто, как о том, что «прошло»… Я все время чувствовал и, думаю, не обманываюсь, постоянную его ласку к себе». В 1895 году Соловьев снова торжественно свидетельствует о своем «братстве» с Розановым. Вот это замечательное письмо:

http://azbyka.ru/fiction/gogol-solovev-d...

Все мухаммедане везде и всегда всякий общественный, и государственный вопрос только прикрывают религиозностью, которою и пользуются для восстания против существующих немусульманских государственных порядков. И в виду фанатичного пробуждения и убийственного, разрушительного успеха мухаммеданства в Индии и Китае известный наш ориенталист и знаток мусульманства на самой практике стращает теперь, что «мухаммеданство угрожает охватить собою весь восток и что таким образом просвещению предстоит новая борьба, которая неизвестно чем еще кончится... Для востока настает новая эра и новая вера мухаммеданская. (Религии востока В. Васильева, в жур. Мин. Нар. Пр. за 1873 г. часть 166, Апрель стр. 241 – 250). 455 Palgrave, t. 2, р. 39. Воинственный характер!, мусульманской религии выразился и в запрещении игры. Устремляя все внимание на образование в своей общине ратников для сокрушительной проповеди, Мухаммед лучшее употребление празднаго времени находил в воинских упражнениях и изгнал все другого рода игры. Вот предания от него: «Не присутствуют небесные духи его ни при какой из игр, кроме скачки и стреляния из лука». – «Ему, мусульманину, запрещены (игры), кроме трех: забава с лошадью своей, бросание стрел из рук и забава с семейсвом своим». – Кто играет в шахматы и в шашки – омочит руку в крови свиньи». Здесь Ислам впадает в односторонность и изгоняет из общества человеческого невинные удовольствия, заменяя их приготовлениями на брань, как будто мусульманин должен вечно иметь перед глазами один джихад. Практическое направление здесь выступает уже из пределов умеренности, и постановление, в сущности не лишенное достоинств, поощряет развитие дикой страсти. (Смот. Мусульманская религия в отношении к образованности. Соч. И. Березина в Отеч. Зап. т. XCVIII, отд. II, стр. 82 – 83). 457 Коран, XVI, 91, 66; VI, 51, 52; III, 106; II, 234. См. также изложенве начал мусульманск. законовед. Н. Торнау, изд. 1850 г стр. 1, 3, 27 b нроч. 466 Коран, IV, 3, 28; XXXIII, 37; XXIII, 1, 6; Изложение начал мусульманского законоведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

Освобождаясь с помощью покаяния от греховных поступков, а через это и от греховных помыслов, человек постепенно меняется. Появление таких изменённых людей и было результатом земной проповеди Иисуса, действие которой усиливалось производимыми Им чудесами. Эти люди и открыли собой второй период Божественного Домостроительства; его наступление торжественно провозгласил апостол Павел: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое» ( 2Кор. 5:17 ). Бывший гонитель учеников Христа первым понял, что во вселенской истории началась новая эра. Впоследствии её так и назвали, и этот термин до их пор употребляет весь мир, совершенно не вдумываясь в его глубочайший смысл. Первые века новой эры были ознаменованы явлением, которому светские историки до сих пор не могут найти научного объяснения, — быстрым распространением христианства в Римской империи, захватившим все слои общества. И это несмотря на то, что время от времени на христиан воздвигались свирепые гонения, их мучили, казнили, под крики толпы «христиан ко львам!» выводили на арены. Если интеллектуалов в христианстве могла пленить философская глубина учения о Троице, то что привлекательного находил в нём простой народ, не способный оценить этой глубины? И ещё: когда в V веке германцы и кельты сокрушили Империю и вторглись в её пределы, они в массовом масштабе начали принимать христианство. Ясно, что этим варварам понравилось в христианстве не более убедительное по сравнению с языческим богословие, а нечто другое. Что же это могло быть? Только одно: сама христианская жизнь. Призвав человека к «изменению образа мысли», которое сделает его «новой тварью», Христос далее подробно объясняет, каков должен быть его новый образ мыслей и новое поведение. Это бесценное наставление заключают в себе евангельские заповеди и евангельские притчи, не затрагивающие никаких богословских тонкостей и понятные каждому ребёнку. Поддерживая друг друга в «метанойе», собираясь на молитвенные трапезы (агапы), представлявшие собой раннюю форму причащения, христиане входили в жизнь, которая оказывалась настолько радостной и светлой, что, изведав её, нельзя было уже променять её ни на какую другую. Секрет эпидемического распространения христианства в начале новой эры состоял в следующем: «заболевший» им начинал понимать, что он не заболел, а выздоровел, и хотел и впредь оставаться в добром здравии, благодаря Бога за исцеление. Попав в христианскую общину случайно или «за компанию», человек уже не выходил из неё, потому что в ней лучше, и это приводило к тому, что новая религия, получив первоначальный импульс от Христа и апостолов, дальше распространялась уже сама.

http://azbyka.ru/fiction/vsmotris-i-uvid...

Это сочинено о вере, создавшей нашу культуру, язык, письменность, календарь, государственность, самоидентификацию народа, сформировавшей современное осознание человеком себя как свободной личности, уничтожившей рабовладельчество, утверждающей, что любой человек создан по образу Божьему. Любовь, совесть, добродетель, святость, оказывается, – банальные и смешные истины? Чего не сделает духовно дезориентированный талант ради изощренных правил художественного вымысла! Как же сам составитель сборника «Русские цветы зла» характеризует выбранных им авторов? В нижеследующем тексте цитаты, для которых не указан источник, взяты из статьи В. Ерофеева/29/. «Последняя четверть XX века в русской литературе определилась властью зла». «Потеря общей идеи высвобождает энергию, необходимую для свободного путешествия. Рожденная в диалектической игре потерь и приобретений, новая русская литература выпорхнула из клети. Острота переживаний свободы заложена в сущности ее существования». «Литература конца века исчерпала коллективистские возможности. …С середины 70-х годов началась эра невиданных доселе сомнений не только в новом человеке, но и в человеке вообще. Новая русская литература засомневалась во всем без исключения: в любви, детях, вере, церкви, культуре, красоте, благородстве, материнстве, народной мудрости… Ее скептицизм со временем возрастал. Это двойная реакция на дикую русскую действительность и чрезмерный морализм русской культуры». «Разрушилась хорошо охранявшаяся в классической литературе стена… между агентами жизни и смерти (положительными и отрицательными героями). Каждый может неожиданно и немотивированно стать носителем разрушительного начала; обратное движение затруднено. Любое чувство, не тронутое злом, ставится под сомнение. Идет заигрывание со злом, многие ведущие писатели либо заглядываются на зло, завороженные его силой и художественностью, либо становятся его заложниками… Красота сменяется выразительными картинами безобразия. Развивается эстетика эпатажа и шока, усиливается интерес к «грязному» слову, мату как детонатору текста. Новая литература колеблется между «черным» отчаянием и вполне циничным равнодушием».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В русском обществе популярность спиритизма достигла апогея во время «серебряного века». Открыв любую книгу того времени, можно убедиться, что это было повальное увлечение. Как мы знаем, ничем хорошим все это не кончилось. Второй корень «Нью эйдж» – теософия , основанная нашей соотечественницей Еленой Петровной Блаватской . Это явление более широкое, оно объединяет элементы спиритизма, гипнотизма, гностицизма, восточных и египетских мифов, оккультных приемов и методов, астрологии и эзотерической антропологии, а также обрывки восточных религий. Все это Елена Петровна соединила в своей голове и выдала на-гора. Родилась Елена Петровна Ган в 1831 г . в России. Когда ей не было еще и 20 лет, ее выдали замуж за пожилого генерала Блаватского, но через два месяца она его покинула и с тех пор жила сама по себе. В основном она путешествовала по европейским странам и по Индии, изучала различные религиозные философии и сама вошла в общение с духами, особо выделяя из них одного, который ее вел и которого она называла «король Иоанн». Блаватская отличалась невероятной полнотой и была известна своим отчаянным сквернословием. В 1875 году вместе с американским полковником Олкоттом она организовала Теософское общество в Нью-Йорке, лидером которого и оставалась до самой своей кончины в 1891 году. В учении Блаватской «новая эпоха» связывалась с рождением шестой расы, которая будет обладать обостренным оккультным сознанием (мы – пятая раса). По расчетам Блаватской, «новая эра» приблизится лишь через 25 тысяч лет. Однако вскоре сроки рождения «новой эры» были значительно сокращены. Паре Блаватская-Олкотт наследовала другая пара – Ани Безант-Чарльз Ледбитер (платонический друг Безант, бывший англиканский священник, который был известен своим фанатичным гомосексуализмом – даже случайное прикосновение к женщине было для него невыносимо). Вместе с Безант они составляли странную пару. Именно они решили, что мир уже вполне созрел для «новой эры», и разработали концепцию явления «Спасителя» – слияния из ожидаемого буддистами Будды-Майтрейи и второго пришествия Христа. Однажды в Индии Безант и Ледбитер взяли на воспитание мальчика по имени Джидду Кришнамурти, которого и объявили будущим Майтрейей, или Мессией – вторым пришествием Христа. Отец мальчика, индийский служащий, очень испугался, когда узнал, что мальчик попал к Ледбитеру. Правда, когда Кришнамурти стал взрослым, он отказался от своей роли Майтрейи, и вышел конфуз. Впоследствии несостоявшийся спаситель мира стал известным учителем-эзотериком, создавшим свою «школу».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

9 . Потребность быть востребованным. В целом текст этого документа, составленного под сильным влиянием антикультовой идеологии, показывает, что католики пытались объединить описание и анализ НРД, характерный для антикультового движения, с католическим подходом к заблуждениям, но, к сожалению, синтеза этих двух подходов не получилось, есть лишь их механическое соединение. Со временем на официальном уровне католики освободились от идей антикультового движения, отказались от его терминологии и увлечение сектами или НРД перестали рассматривать как результат «промывания мозгов». Наиболее четко эта позиция проявилась в официальном документе, посвященном движению «Нью эйдж» («New Age»). 1.3.2. «Христос несет живую воду». После появления документа «Секты или новые религиозные движения» изменилась и сектантская карта, и отношение католиков к ним. Наряду с прежними вызовами появилась новая угроза для католичества – движение «Нью эйдж», реакцией на которое стало появление в 2003 г. нового документа «Христос несет живую воду» с целью помочь христианам выявить отличие «Нью эйдж» от христианской веры. Движение «Нью эйдж» возникло в 1970-е гг. на Западе. Непосредственно предшествовавшими ему моделями (matrix, матрицы) мысли в XVIII и XIX вв. были масонство, спиритуализм, оккультизм и теософия. Большое влияние на становление «Нью эйдж» имели идеи американского психолога Вильяма Джеймса 102 и швейцарского психиатра Карла Юнга. Термин «Нью эйдж» появился благодаря розенкрейцерам и масонству со времен французской и американской революций и на рубеже XIX-XX вв. встречается в названии масонского журнала. 103 То, что он обозначает сегодня, является современной версией западного эзотеризма. Формально поводом к обнародованию этого документа послужил рубеж тысячелетий, который в сознании последователей «Нью эйдж» имеет важное значение. Согласно современным астрологическим представлениям, вместе со вторым тысячелетием подходит к концу астрологическая эпоха Рыб, отождествляемая ньюэйджерами с христианством, и на смену ей идет Новая эра, олицетворяемая астрологическим знаком Водолея и именуемая эрой Водолея. В действительности потребность в таком документе вызвана усилением пропаганды идей «Нью эйдж» и его успехами в западном мире. Масштаб его распространения оценивается как довольно впечатляющий, и данное явление в настоящее время составляет, как отмечается, «значительную часть современной культурной сцены». 104

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

«Встав на путь радикальных реформ, – сказал Горбачев, – социалистические страны пересекают черту, за которой нет возврата к прошлому. Тем не менее неверно будет утверждать, как то делают многие на Западе, что это крах социализма. Напротив, это означает, что социалистический процесс в мире будет и далее развиваться в разнообразии форм». Оставим ликование по поводу «победы капитализма» в холодной войне специалистам по антикоммунистической пропаганде. 231 На самом деле различные силы в современном мире, начиная с международных политических организаций, банков и корпораций и заканчивая масонами, движением «новая эра» и сонмом других заинтересованных групп, добиваются единой общей цели – создания «нового мироустройства, невиданного в истории человечества», в корне отличного от старого порядка с исконно христианскими принципами. В то же время Горбачев предрек развитие международного социализма «в разнообразии форм», призвал к вступлению в «новую эпоху, новую эру», в которой не было бы места противостоянию холодной войны, к переходу к «новому мировому порядку, опирающемуся на соответствующие механизмы ООН». 232 Эти речи главы Советского Союза, государства, доживавшего свои последние дни, почти полностью совпадали с заявлениями на тему «нового мирового порядка» со стороны президента Соединенных Штатов и глав западноевропейских стран. В рукописи «Царства человеческого и Царства Божия» Евгений отметил: «Последняя надежда современного человека оказалась на деле очередной иллюзией: новая эпоха после эпохи нигилизма, на которую так уповали, оказалась последним этапом революции. И движителем ее является уже не только марксизм. Сегодня едва ли не каждое правительство в ведущих развитых странах объявляет себя “революционным”, едва ли не каждый влиятельный политический деятель, критикуя марксизм, не развенчивает его, а лишь “совершенствует”, то есть, по сути дела, призывает к тем же революционным целям. Полностью же отречься от революционной идеологии в современной «интеллектуальной атмосфере” – значит признаться в политическом бессилии...

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010