Базилика Сан-Франческо в Ассизи. 1228–1253 гг. Базилика Сан-Франческо в Ассизи. 1228–1253 гг. Деятельность католич. св. Доминика де Гусмана и его приверженцев изначально ограничивалась Лангедоком на юге Франции, где проповедники боролись с ересью альбигойцев . В 1215 г. папа Иннокентий III взял под покровительство основанный Домиником монастырь в мест. Пруй близ Фанжо. Устав ордена доминиканцев утвердил папа Гонорий III в 1216 г., на 1-м генеральном капитуле в Болонье были приняты конституции, дополнившие устав: доминиканцы отказывались от владения собственностью и принимали обязательство жить за счет подаяний, постулировались проповедническая и просветительская деятельность ордена. В крупных городах (в И. прежде всего в Болонье и Риме) были созданы доминиканские мон-ри, к-рые предоставляли кров странствующим и учащимся монахам и обладали обширными б-ками. С 1220 г. в каждом мон-ре ордена были организованы школы под руководством доктора богословия, где велось обучение не только монахов, но и секулярного духовенства (общий курс обучения занимал от 6 до 13 лет). Главными учебными центрами стали т. н. studia generalis - высшие школы, на базе к-рых со временем сформировались университетские фак-ты. После 1233 г. доминиканцам было передано монопольное право на ведение инквизиционных процессов. Видную роль в И. сыграли инквизиторы и проповедники Петр Веронский, Ансельм Александрийский, Монета Кремонский, Райньеро Саккони и проч. К доминиканскому ордену принадлежал выдающийся богослов XIII в. католич. св. Фома Аквинский . В XIII в. в И. появились и др. монашеские конгрегации и ордены, некоторые из них впосл. приобрели черты, характерные для нищенствующих орденов. Орден вильгельмитов (назывались также еремитами св. Вильгельма) был основан католич. св. Вильгельмом (Гийомом) из Малавалле († 1157). В 1229 г. орден был утвержден папой Григорием IX, хотя у вильгельмитов так и не появилось единого устава: нек-рые орденские мон-ри следовали уставу прп. Венедикта Нурсийского, другие - уставу блж.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

того же года). Н. о. в Новое и новейшее время При папе Римском Сиксте IV (1471-1484) происходит кодификация привилегий Н. о.- суммирование всех глосс и уточнений к булле «Super cathedram» папы Римского Бонифация VIII, к-рые касались деятельности Н. о. в диоцезах и на приходах: для францисканцев и доминиканцев в 1474 г. (буллы «Mare magnum» от 31 авг. 1474, дополнены буллой «Sacri praedicatorum et minorum» («Золотой буллой») от 26 июля 1479), для августинцев-еремитов и кармелитов в 1476 г. Для сервитов подобная кодификация была проведена в 1487 г., при папе Иннокентии VIII (1484-1492). В 1506 г. из отделившихся ранее от францисканцев т. н. еремитов-абстинентов оформился еще один нищенствующий орден - минимы (Ordo minimorum). В 20-30-х гг. XVI в. происходит становление ордена капуцинов , отделившихся от францисканцев-обсервантов. На 25-й сессии Тридентского Собора (1545-1563) был принят декрет, признававший для всех орденов (за исключением францисканцев-обсервантов и капуцинов) право на коллективную собственность. Дополнением к декрету служила булла папы Римского Пия V (1566-1572) «Etsi Mendicantium» от 16 мая 1567 г., в к-рой все прошлые привилегии для разных Н. о. были сведены в единый текст. В 1593 г. из ордена кармелитов выделилась ветвь босых кармелитов, а от августинцев-еремитов отделились босые августинцы. В 1621 г. оформилась самостоятельная ветвь августинцев-еремитов - августинцы-реколлекты. После Тридентского Собора Н. о., или конгрегациями, имевшими привилегии бедности, считались также босые тринитарии, мерцедарии и отделившиеся от них босые мерцедарии, вифлеемиты , госпиталиты св. Иоанна Божия (бонифратры), а также слившиеся с ними конгрегации госпиталитов св. Ипполита, иезуатов , амвросианцев (братьев св. Амвросия), братьев покаяния Иисуса Назарянина (босоногих братьев). Т. о., к сер. XVII в. эволюция института Н. о. завершилась. Последующие изменения произошли уже только в XX в. в связи с общим реформированием институтов посвященной жизни. По Кодексу канонического права 1917 г.

http://pravenc.ru/text/2577745.html

В 1321 г. доминиканец Жан де Бон, инквизитор в Каркассоне, вновь поднял вопрос о евангельской бедности, заявив, что учение францисканцев является еретическим. Ему возражал францисканец Беренгар Талон, наставник в конвенте в Нарбоне, указавший на буллу папы Николая III, согласно к-рой признавалась абсолютная бедность Христа и апостолов. Папа Иоанн XXII созвал комиссию для решения этого вопроса. Большинство членов комиссии высказались за то, что представление об абсолютной бедности Христа и апостолов ставит под сомнение саму возможность для Церкви иметь собственность. В булле «Quia nonnumquam» от 26 марта 1322 г., изданной по результатам работы комиссии, утверждалось, что вопрос о бедности не закрыт и документ, принятый папой Николаем III, требует уточнений. Против пересмотра буллы «Exiit qui seminat» выступил глава францисканского ордена Михаил из Чезены (Микеле Фуски). В том же году собравшийся в Перудже генеральный капитул ордена францисканцев выпустил обращение ко всему христ. миру, отказавшись считать еретическим учение о том, что Христос и апостолы не владели ни личным, ни общим имуществом, и признав это учение истинно католическим. В ходе дискуссий на капитуле Бонаграция из Бергамо предложил новую формулировку отношения францисканцев к собственности - «simplex usus facti» (пользование только необходимым имуществом). В ответ папа Иоанн XXII запретил избирать прокураторов для ордена и, приведя ряд аргументов относительно бессмысленности различения «пользования» и «владения», лишил орден привилегии бедности (булла «Ad conditorem canonum» от 8 дек. 1322). Имущество ордена перестало считаться имуществом Римско-католической Церкви. Папа хотел заставить францисканцев признать, что владение собственностью является основой для существования ордена. Буллой «Cum inter nonnullos» от 12 нояб. 1323 г. мнение о нищете Христа и апостолов объявлялось еретическим. Право собственности признавалось божественным установлением. Однако францисканцы получили поддержку от герм. кор. Людовика IV Баварского (1314-1347, император с 1328), поскольку в борьбе за имп.

http://pravenc.ru/text/2577745.html

В 30-60-х гг. XIII в. появилось также множество небольших общин и конгрегаций, которые вели нищенствующий образ жизни, подобно францисканцам и доминиканцам. В 1233 г. во Флоренции появились сервиты (служители Пресв. Девы Марии). Через неск. лет они приняли августинский устав. Папа Римский Александр IV не стал присоединять общины сервитов к ордену августинцев-еремитов, но одобрил их как отдельный орден (1256). Происхождение братьев Св. Креста (др. название - братья покаяния и блаженных мучеников) точно не установлено (возможно, они появились еще во 2-й четв. XIII в., при папе Григории IX). В понтификат Иннокентия IV общины братьев Св. Креста распространились на северо-западе Европы. В 1256 г. они получили одобрение папы Римского Александра IV. Известно, что братья Св. Креста следовали уставу блж. Августина. Их конвенты появились в Богемии, Польше и Литве. Главным считался конвент при римской ц. Санта-Мария-де-Метрио. В сер. XIII в. в Провансе возникли общины братьев вретища (или власяницы; др. названия - ходящие в мешках, саккаты, братья покаяния Иисуса Христа (лат. fratres de Poenitentia Jesu Christi)) и братьев Пресв. Девы Марии, к-рых также называли пестрыми (сорочьими) братьями (Fratres de Pica). Они вели нищенствующий образ жизни, следовали уставу блж. Августина, дополненному положениями из конституций ордена доминиканцев. Деятельность новых общин и образ жизни их членов получили одобрение Римских пап Иннокентия IV и Александра IV в 1251 и 1257 гг. соответственно. До 1274 г. братья вретища были 3-ми по численности среди Н. о. (но уступали августинцам-еремитам по количеству конвентов). Наряду с этими Н. о., получившими офиц. одобрение со стороны Папского престола, продолжали возникать и радикальные сектантские движения, к-рые требовали обязательной бедности от своих последователей и призывали представителей церковной иерархии к отказу от имущества. Учение секты апостоликов («апостольских братьев»), основанной ок. 1260 г. Герардо Сегарелли (казнен в 1300), крестьянином из округи Пармы (по др. сведениям, он был членом ордена францисканцев), оформилось под влиянием иоахимизма (подробнее см. в ст. Иоахим Флорский ) и эсхатологических ожиданий кон. XII в. Сегарелли проповедовал общность имущества и равенство всех христиан.

http://pravenc.ru/text/2577745.html

Церкви, отношение к подобным группам со стороны Папского престола и местного епископата становится негативным. Если на Латеранском III Соборе (1179) были анафематствованы только катары и патарены, то через неск. лет, на Веронском Соборе (1184), была подтверждена обязанность епископов бороться со всеми движениями, отрицавшими церковную иерархию (патаренами, катарами, гумилиатами, вальденсами, арнольдистами и др.) (декреталия «Ad abolendam» (нояб. 1184) папы Римского Луция III (1181-1185)). Однако в нач. XIII в. папа Римский Иннокентий III (1198-1216) разрешил проповедь нищеты тем общинам, к-рые признавали церковную иерархию и таинства (однако само по себе нищенство понтифик считал позорным явлением, особенно если такой образ жизни вели клирики - PL. 214. Col. 596, 732, 773, 908; 216. Col. 592). В 1201 г. устав получили гумилиаты (в соответствии со сложившимися у них 3 категориями членов конгрегации: миряне, аскеты и каноники, т. е. клирики). В кон. 1207 г. в общение с католич. Церковью были приняты еретик-вальденс Дуранд из Уэски и неск. его единомышленников, к-рые в 1208 г. создали орден католич. бедняков (pauperes catholici). Миссионерская деятельность нового ордена была не очень успешной, в 1256 г. небольшое число общин католич. бедняков присоединили к ордену августинцев-еремитов. В 1208-1210 гг. католич. Церковью были приняты в общение неск. групп вальденсов, отколовшихся от основного движения (см. в ст. Вальденсы ). На этот же период приходится деятельность основателей 2 самых крупных Н. о.- католич. святых Франциска Ассизского († 1226) и Доминика († 1221). В отличие от народных движений, в к-рых сильны были антицерковные настроения, в проповеди Франциска Ассизского речь с самого начала шла о добровольной бедности. Первые францисканцы представляли собой братство кающихся мирян (пенитентов) (La «Legenda trium sociorum»: Éd. crit./Éd. Th. Desbonnets//AFH. 1974. Vol. 67. P. 117; ср.: Fonzo L., di. L " Anonimo Perugino tra le fonti francescane del sec. XIII: Rapporti letterari e testo critico//Miscellanea Francescana.

http://pravenc.ru/text/2577745.html

Явление миноритам католич. св. Франциска Ассизского во время проповеди Антония Падуанского. Роспись верх. ц. Сан-Франческо в Ассизи. 1297–1300 гг. Художник школы Джотто Два др. крупных ордена оказались в числе Н. о. по стечению обстоятельств. В 1243 г. неск. общин еремитов Тосканы (за исключением вильгельмитов) обратились к папе Римскому Иннокентию IV с просьбой об объединении в один орден. Папа удовлетворил их прошение и предписал следовать уставу блж. Августина (булла «Incumbit nobis» от 16 дек. 1243). Был собран генеральный капитул, к-рый одобрил устав, после чего орден августинцев-еремитов получил офиц. папское признание (булла «Pia desideria devotorum» от 31 марта 1244). В 1255-1256 гг. папа Александр IV (1254-1261) присоединил к ордену еще ряд общин, в т. ч. бреттинов, джанбонитов, а также вильгельмитов (буллы «Cum quaedam salubria» от 15 июля 1255 и «Licet Ecclesiae Catholicae» от 4 мая 1256). Эти общины существовали не только в Италии, но и на герм. землях, в Нидерландах и Сев. Франции. Однако вильгельмиты вскоре отделились от нового ордена августинцев-еремитов и вернулись к бенедиктинскому уставу, поскольку считали его более строгим. Из тех общин, к-рые остались в составе ордена августинцев-еремитов, только бреттины сохранили созерцательный образ жизни. Орден кармелитов также изначально не имел отношения к Н. о. Кармелиты, появившиеся на Востоке в нач. XIII в. как община лат. отшельников на горе Кармил , получили первоначальный устав от католич. св. Альберта, лат. патриарха Иерусалимского. Этот устав был одобрен папой Римским Гонорием III (булла «Ut vivendi normam» от 30 янв. 1226). Папа Римский Григорий IX буллой «Ex officii nostri» от 6 апр. 1229 г. запретил кармелитам иметь в собственности землю и дома, чем приравнял их к Н. о. Когда с кон. 30-х гг. XIII в. кармелиты стали постепенно распространяться в Европе, потребовалось изменение орденского устава в сторону деятельного монашества. Исправления, внесенные под влиянием доминиканских богословов, были одобрены папой Иннокентием IV (булла «Quae honorem conditoris omnium» от 1 сент. 1247).

http://pravenc.ru/text/2577745.html

В 1536 г. при поддержке вице-короля и еп. Х. де Сумарраги для подготовки детей местной знати к посвящению в члены нищенствующих орденов была открыта коллегия Санта-Крус-де-Тлателолько в индейском районе Мехико. Но индейская молодежь, будучи способной воспринять высшее европ. образование, не смогла соответствовать нормам монашеской жизни, вслед. чего европейцы отказались от идеи подготовки индейцев к постригу и хиротонии. В 1555 г. 3-й мекс. провинциальный Собор запретил посвящать в сан представителей коренного населения; т. о., священниками в Нов. Испании становились испанцы и др. европейцы и их потомки (креолы). Тем не менее работа коллегии в Мехико продолжалась на протяжении неск. десятилетий и завершилась созданием в 70-х гг. XVI в. монументального 12-томного труда по истории и этнографии народов гос-ва ацтеков «Общая история о делах Новой Испании», подготовленного преподавателем коллегии Бернардино де Саагуном при участии наиболее способных учеников. 21 сент. 1551 г. имп. Карл V подписал указ о создании ун-та в г. Мехико (открылся 3 июня 1553). Ун-т имел 4 кафедры: теологии, работе которой придавалось самое важное значение, юриспруденции, медицины, искусств. Преподавание всех дисциплин, кроме медицины, велось на латыни. Медицинские предметы освещались на испанском и индейских языках. В 1539 г. была опубликована 1-я книга в Нов. Свете - «Краткое и весьма сжатое учение христианское на языках мексиканском и кастильском» (Breve y mas compendiosa doctrina Christiana en lengua Mexicana y Castellana). Она была подготовлена Сумаррагой на 2 языках - испанском и науатль. Нищенствующие ордены, особенно францисканцы, уделяли большое внимание изучению местных языков для ведения проповеди. Вскоре были составлены грамматические справочники и словари, на коренные языки (прежде всего науатль) переводили псалмы на этих языках, сочиняли катехизисы для взрослых и детей. В 1572 г. в Нов. Испанию прибыли иезуиты, к-рые до своего изгнания (1767) основали здесь 25 коллегий и 11 семинарий, где получали образование также и креолы.

http://pravenc.ru/text/2562792.html

Создание нищенствующих орденов в 1-е десятилетие XIII в. стало одной из ключевых мер в папской политике по искоренению ересей, получивших к нач. XIII в. широкое распространение в Зап. Европе. И. разделил еретические движения на 2 категории. К 1-й были отнесены катары, создавшие в Лангедоке собственную церковь и ставшие на путь открытого противостояния Римской Церкви: предполагалось искоренить их насильственным путем. Ко 2-й категории И. отнес движения, к-рые были отлучены от Церкви Веронской декреталией, изданной Луцием III в 1184 г.: они не выступали против Церкви и потому, с т. зр. И., могли быть возвращены в ее лоно. Благодаря этой позиции папы в 1201 г. с Церковью примирились гумилиаты , в 1208 и 1210 гг.- 2 группы вальденсов (1-ю возглавлял Дуранд да Оска, 2-ю - Бернар Примо); все 3 движения получили возможность создать собственные религ. ордены, следовавшие идеалу евангельской бедности (орден гумилиатов, «pauperes catholici» Дуранда да Оска и «pauperes reconciliati» Бернара Примо). Ключевую роль в борьбе с еретиками, по мнению папы, должны были играть светские правители. В марте-апр. 1198 г. в посланиях, адресованных светским и церковным властям Юж. Франции, И. сообщал, что для борьбы с еретиками он направил своих легатов Райнерия и Гвидо (Regest. 1. 79, 94). Когда в 1199 г. архиепископ Санса сообщил папе, что ереси стали распространяться не только на юге, но и на севере Франции, И. повелел конфисковывать имущество виновных, подобно тому как, согласно нормам рим. права, надлежало поступать с предателями («Vergentis in senium» от 25 марта 1199 - Regest. 2. 1). В др. послании папа осудил тех слишком усердных мирян г. Меца, к-рые, обвинив местных клириков в невежестве, стали организовывать тайные собрания, во время к-рых читались проповеди и переводы Библии на народный язык (Regest. 2. 132). И. стремился к тому, чтобы судебные процессы над обвиняемыми в ереси проходили должным образом и чтобы их вера исследовалась тщательно (в частности, папа наказал Веронского архипресвитера за незаконное отлучение гумилиатов - Regest. 2. 219). В Рим в большом количестве стали прибывать обвиняемые в различных ересях, желавшие оправдаться и получить защиту папы Римского. В 1205 г. папа снял обвинения в одержимости диаволом с группы мужчин и женщин, к-рые выдвинул против них епископ Болоньи: по заключению папы в данном случае имели место психические расстройства, а не одержимость (Regest. 8. 157). Для решения проблем с гумилиатами, осужденными в 1184 г. на Веронском Соборе, в Сев. Италию был послан кард. Григорий (Regest. 2. 27). В 1200-1201 гг. разные группы гумилиатов получили папское покровительство.

http://pravenc.ru/text/468777.html

– Знаете, в Новом Завете достаточно мест, которые, к сожалению, толкуются превратно. Действительно, если ты не обременен семьей или можешь ее оставить без ущерба для близких, к тебе обращен этот призыв Господа безоглядно следовать за Ним. Но если ты не один, то остаешься в ответе за тех, кто находится рядом. Это утверждение ни в чем не противоречит Священному Писанию. Апостол Павел сказал: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного ( 1Тим.5: 8 ). Если ты не женат, то волен влиться в ряды нищенствующей братии, нисколько не заботясь о земном и довольствуясь лишь милостыней. Однако, женившись и, более того, породив детей, ты принял на себя всю полноту ответственности за их будущее. И здесь уже нельзя просто сказать: «Господи, позаботься о них Сам, пожалуйста!» Ярчайший пример для меня – оборона Троице-Сергиевой лавры от поляков. Понятно, что главная задача монахов – молиться. Они и молились, но в какой-то момент принялись защищать святую обитель с оружием в руках! Так и здесь. Любой верующий отец просит Бога о том, чтобы Он защитил его семью и помог бы ее прокормить, помог бы воспитать детей, сохранил бы любовь между ним и женой. Однако и сам он при этом не должен сидеть сложа руки. Переезжая в новую квартиру, глупо надеяться на то, что Господь соберет за тебя мебель или повесит шторы. Это – твой дом и твоя ответственность. Вообще, благополучие семьи, причем не только в материальном плане, но вообще во всех его аспектах, безусловно, является зоной ответственности отца. Апостол Павел пишет, что священнослужитель должен быть непорочен, одной жены муж, … хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? ( 1Тим.2–5 ). Радение о домашних, равно как и радение о Церкви, изначально возлагается на мужчину. К несчастью для нас, в советские годы у мужчин была фактически отнята возможность быть хозяевами в собственных домах; в войну и послевоенные годы слишком многое непосильным грузом легло на женские плечи, да и в наше время значительная часть будущих мужчин воспитывается в неполных семьях, вырастая без отцов, поэтому область мужской ответственности в нашей стране – это поле глубинных проблем и искажений.

http://azbyka.ru/semya/muzhskoj-razgovor...

Однако Он не стал Кормильцем народа, как Иосиф в Египте. Разгадав земные мотивы, привлекавшие к Нему людей, Он сразу же заметил: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст Вам Сын Человеческий» (Иоанн, 6, 27). Людям надо было дать хлеба и утолить их голод. Но хлеб этот должен был быть восстановленным первобытным деревом жизни, ибо и эта жажда в своей основе была не чем иным, как жаждой божественной истины. Поэтому проблему хлеба Христос решил весьма своеобразно. Обещание кормить людей, дабы они не умерли, в Миссии Христа выражено с предельной ясностью, «Не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес; ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру» (Иоанн, 6, 32, 33). Люди были очарованы этим обещанием и говорили Христу: «Господи! подавай нам всегда такой хлеб» (Иоанн, 6, 34). И в этой просьбе они высказали глубочайшее устремление человеческой природы. И хотя их губами говорил земной голод и на губах был вкус хлеба земного и мысли их были обращены к некогда падавшей с неба манне в пустыне и к непуганным перепелкам, но в сущности они просили хлеба вечной жизни, без которого человек не может стать истинным и полноценным человеком. И Христос удовлетворил их просьбу. Он оставил историческому человечеству То, чем оно может удовлетворить свою глубочайшую жажду и чем может защититься от истинной смерти. Это и был хлеб небесный, о котором говорит инквизитор, не отвергая его, но считая его слишком возвышенным. Хлеб небесный стал утолителем голода в истории бедствующего и нищенствующего человечества. История после Христа уже не есть голод и жажда, как та история, которая была до Христа. Христос возвратил в человеческое существование райское дерево жизни, хотя и в другом облике. Однако, каким образом небесный хлеб, оставленный нам Христом, может насытить человека? Почему, вкушая его, он не будет голодать, как говорил об этом сам Христос? (ср. Иоанн, 6, 35). Мы уже упоминали, что первообразом человека является сам Бог.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=844...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010