Неплюева, хуторе Воздвиженске, Черниговской губ., Глуховского уезда I. Общие положения II. Прием учеников работников и содержание III. Учебный курс IV. Управление школою V. Испытания и права оканчивающих курс VI. Расходование денег. Наблюдение Правительства VII. Печать школы. Сношения её. Отпуски служащим VIII. Представление отчета Штат Воздвиженской низшей сельскохозяйственной школы 1-го разряда Договор, заключенный Департаментом Земледелия и Сельской Промышленности с учредителем школы, г. Неплюевым Устав Преображенской низшей женской сельскохозяйственной школы 2го разряда Устав Преображенской низшей женской сельскохозяйственной школы 2го разряда, в имении г. Неплюева, на хуторе Воздвиженском, Черниговской губернии, Глуховского уезда I. Общие положения II. Прием учениц-работниц и содержание их III. Учебный курс IV. Управление школою V. Испытания и права оканчивающих курс VI. Расходование денег. Наблюдение Правительства VII. Печать школы. Сношения её. Отпуски служащим VIII. Представление отчета Штат Преображенской низшей женской сельскохозяйственной школы 2-го разряда 16959. Договор, заключенный Департаментом Земледелия и Сельской Промышленности с учредителями Преображенской низшей женской сельскохозяйственной школы Проект Устава Православного Кресто-Воздвиженского Трудового Братства Адресы Государю Императору Николаю II Александровичу, государыне Императрице Александре Феодоровне и вдовствующей Императрице Марии Феодоровне Его Величеству Государю Императору Николаю II Александровичу Её Величеству Государыне императрице Александре Феодоровне Её Величеству Вдовствующей Государыне императрице Марии Феодоровне     Предисловие С детства я находил сердечную отраду в чтении Священного Писания ; с детства усвоил привычку ежедневного чтения Евангелия. Не все было понятно для детского ума, но сердце чуяло правду животворящего духа святых слов, любило эту святую правду и привыкало ею проверять явления окружающей жизни. С детства меня поражала и пугала оторванность жизни от этой святой правды.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Neplyu...

И не за одних живых, но и за умерших мы должны молиться: так как усопшие особенно нуждаются в наших молитвах, если они не в царстве небесном. За наши молитвы о них могут быть им даны прощения грехов и перемена состояния на лучшее. В житиях святых указывается много таких случаев, которые подтверждают необходимость и пользу молитвы за умерших. Некоторые из умерших, по изволению Божию, являлись живым и просили молитвы за себя, говоря, что они страдают в аду за грехи. Живые молились, и они после являлись и благодарили, говоря, что их состояние переменилось по молитвам за них. Известно, что после смерти нет покаяния, не принимается и молитва самих умерших; так как назначена для сего одна земная жизнь наша. Молитву же живых за умерших, по благости Своей, принимает Бог . Удостоившиеся царства небесного из усопших за молитвы наши о них взаимно молятся о нас. Молитва за Царя, Отечество и за все христианство Тропарь св. Кресту Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое: победы Благоверному Императору нашему НИКОЛАЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом твоим жительство. Спаси, Господи, Своих людей и благослови Свое наследие, подавая победу на врагов Благоверному нашему Императору НИКОЛАЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ и сохраняя Своим крестом Твое достояние. Спаси, т. е. сохрани от голода, заразы, землетрясения, наводнения, огня, лишений и обид. Благослови, т. е. подай необходимое для благополучия: мир, благорастворение воздуха, изобилие плодов земных, благоденствие и душевное спасение. Достояние, по-русски: наследие или собственность, т. е. христиан. Христиане называются достоянием или наследием Божиим, потому что они искуплены кровью Христовою, пролитою на кресте, от рабства диавола. Диавол, вовлекши людей во грех , сделал их как бы своею собственностью, своими рабами. Победы... даруя, т. е. помоги Царю нашему побеждать врагов, восстающих на наше отечество и нарушающих наш покой и безопасность. Император наш называется благоверным, т. е. правоверным, православным, потому что содержит правильную православную Греко-Российскую веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

КОСЯРОВСКОЙ Варваре Петровне (1) — Печатается по копии ЛБ. КОСЯРОВСКОМУ Павлу Петровичу (3) — 68, 80. Печатаются по копиям ЛБ. КОСЯРОВСКОМУ Петру Петровичу (5) — 67, 81, 82, 145. Печатаются по подлинникам ПБЛ. Письмо М. И. Гоголь (см. ) печатается по копии ПД (первая половина) и по подлиннику ПБЛ (вторая половина — с приписками Н. В. Гоголя и М. В. Гоголь). ЛОНГИНОВУ Николаю Михайловичу (1) — Печатается по тексту „Русской Старины“ 1887, МАКСИМОВИЧУ Михаилу Александровичу (23) — 173, 181, 184, 186, 191, 194, 197, 198, 201, 202, 209, 210, 212, 213, 216, 217, 219, 223, 224, 235, 245, 255. Печатаются по подлинникам КАБ. НИКИТЕНКО Александру Васильевичу (1) — Печатается по подлиннику ПД. ПЛЕТНЕВУ Петру Александровичу (1) — Печатается по подлиннику ПД. ПОГОДИНУ Михаилу Петровичу (26) — 142, 144, 152, 160, 162, 165, 170, 178, 187, 195, 199, 215, 220, 227, 229, 234, 238, 240, 241, 243, 246, 248, 256, 257, 265. Печатаются по подлинникам ИМ. ПРОКОПОВИЧУ Николаю Яковлевичу (2) — 251. Печатаются по подлинникам КАБ. ПУШКИНУ Александру Сергеевичу (8) — 114, 185, 206, 207, 231, 233, 262. Печатаются по подлинникам МП. СЕРБИНОВИЧУ Константину Степановичу (5) — 188, 190, 208, 226. печатается по подлиннику ЛМ. 190, 208 — по подлинникам ЛБ. — по подлиннику ПБЛ. СПАССКОМУ Григорию Ивановичу (1) — Печатается по тексту „Сибирских Огней“ 1927, стр. 110. СРЕЗНЕВСКОМУ Измаилу Ивановичу (3) — 211, 253. Печатаются по подлинникам ААН. ТАРНОВСКОМУ Василию Васильевичу (3) — 222, 225. Печатаются по подлинникам ЧГМ. ФОН-ШВЕРИНУ Густаву Адольфовичу (1) — Печатается по тексту „Русской Старины“, 1887, ШЕВЫРЕВУ Степану Петровичу (1) — Печатается по подлиннику ПД. Именной указатель В указатель входят все встречающиеся в тексте писем Гоголя личные имена, географические названия, названия литературных произведений, учреждений, обществ. Литературные произведения сосредоточены при имени автора и расположены в алфавитном порядке названий. Если имя или название употреблено описательно, условно, или содержится в скрытом виде, то в скобках при ссылке приводится соответствующая цитата. Из комментариев к письмам личные имена введены в указатель полностью, а географические названия, названия учреждений, обществ и заглавия литературных произведений — лишь непосредственно связанные с письмами Гоголя. Страницы комментариев, отсылающие к основному упоминанию о данном лице, выделяются в алфавитном указателе курсивом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

К началу ХХ века в России назрела революционная ситуация, которая провоцировалась силами, заинтересованными в дестабилизации страны. На их пути встал Великий князь Сергей Александрович. Противники России, стремившиеся ослабить ее различными путями, в том числе и путем дискредитации наиболее твердых и последовательных государственных деятелей, революционеры, желавшие потрясений и видевшие в Великом князе своего противника, либерально настроенные представители интеллигенции и элиты считали его тормозом либеральных преобразований в стране. 17 февраля 1905 года Господь судил Великому князю Сергею Александровичу принять мученический венец: он стал жертвой бомбы революционера-террориста. Тело убиенного Сергея Александровича было разорвано на куски. Великий князь Гавриил Константинович, любивший «дядю Сергея» и помнивший его с детства, в своих воспоминаниях пишет: «Говорили, что сердце дяди Сергея нашли на крыше какого-то здания. Даже во время похорон приносили части его тела, которые находили в разных местах в Кремле, и клали их завернутыми в гроб». Великая княгиня Елизавета Федоровна писала Государю императору Николаю Александровичу 7 апреля 1910 года: «Дорогой мой… Сергей с радостью умер за тебя и за свою Родину. За два дня до смерти он говорил, с какой готовностью пролил бы свою кровь, если бы мог этим помочь». В 1917 году в России падет монархия, а русская земля будет залита реками безвинной крови. Террор охватит все слои общества, одной из первых жертв которого за 12 лет до национальной катастрофы стал Великий князь Сергей Александрович. Его супруга, Великая княгиня Елизавета Федоровна, разделит участь императорской семьи и многих тысяч людей в нашей стране. У нее была возможность покинуть Россию, однако мужественная женщина не сделала этого, но добровольно сначала отправилась в ссылку, а затем приняла мученическую смерть под Алапаевском. Наш народ сохранил в своем сердце память о царственных правителях, отдавших свои жизни во имя благополучия и процветания Отечества. Их жертва была не напрасной. Хочется верить, что и в наше она послужит делу исторического примирения, без которого невозможно единство народа. Только сообща мы можем преодолевать испытания, выпадающие на долю Отечества, о чем неизменно свидетельствовал свой жизнью и трудами Великий князь Сергей Александрович — верный сын Православной Церкви, России и народа.

http://patriarchia.ru/db/text/3005223.ht...

Князю Николаю Александровичу (сыну Александра II) в 1863-1864 гг.), а затем, эти же предметы (в 1887-1889 гг.) будущему Императору Николаю II. Н.Х. Бунге всегда являлся сторонником умеренного либерализма, частной собственности и свободы предпринимательства. Но, в зрелые годы отошел от крайних течений, в частности от экономической концепции Адама Смита. Резко критикуя утопистов и социалистов, и являясь сторонником Самодержавия, он, тем не менее, видел путь русской экономики в развитии частной собственности, буржуазной индустриализации, банковского капитала, свободного предпринимательства и конкуренции. В годы пребывания Бунге на посту министра финансов были созданы Крестьянский поземельный банк и Дворянский земельный банк. Характерно, что С.Ф. Шарапов, являясь противником либеральных реформа, в романе «Диктатор» ультимативно утверждал: «банк может быть только один – государственный». История неоднократно подтверждала правоту Шарапова. Возвращаясь к Бунге отметим, что свою карьеру он начинал с должности профессора киевского университета Св. Владимира, и благодаря поддержке министра внутренних дел М.Т. Лорис-Меликова был назначен на должность министра финансов. Об этом пути наверх, в своей работе «Судьба реформатора», писал доктор исторических наук В.Л. Степанов: «Лидирующее положение в «верхах» тогда занимали либеральные бюрократы во главе с министром внутренних дел графом М.Т. Лорис-Меликовым. Эта группировка выдвинула программу, в которой меры, нацеленные на преодоление кризиса и развития промышленности, сочетались с социальной политикой, направленой на повышение жизненного уровня и обеспечение правовой защиты “низших классов”… Вместе с тем, отвергнув политические планы либеральных бюрократов о привлечении общественных “элементов” к участию в разработке и обсуждении законов, монархия была вынуждена принять ряд их предложений, касающихся оздоровления экономики и финансов. Именно этим объясняется назначение на пост министра финансов одного из сподвижников Лорис-Меликова – Н.Х. Бунге. Он был известным экономистом, профессором и ректором Киевского университета, видным либеральным деятелем, участником подготовки отмены крепостного права и некоторых других реформ 1860-х годов. В период либеральной весны, по рекомендации Лорис-Меликова, Бунге был назначен товарищем министра финансов и стал одним из творцов программы социально-экономических преобразований»

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/25/...

21) Виктор Дмитриевич Кудрявцев-Платонов – 1-й магистр XVIII курса 1852 года. Сын полкового священника, род. 30 окт. 1828 г. в Новоржевском уезде, Псковской губернии, учился в Свенцянском уездном, для дворян, училище, затем в Варшавском духовном, в Волынской, Могилевской и Черниговской семинариях, перемещаясь из одного учебного заведения в другое, соответственно передвижениям отца, следовавшего за своим полком. Везде учился превосходно. В Академии воспитывался под руководством таких профессоров, как Ф. А. Голубинский, А. В. Горский, Гиляров-Платонов и Ф. Бухарев. Учился блистательно и по окончании курса оставлен был при Академии бакалавром библейской истории и греч. языка; но через два года перешел на кафедру математики и истории древней философии, освободившуюся после смерти проф. Голубинского. Талантливый профессор быстро сделал свою ученую карьеру: в 57 г. был избран экстраординарным, а в 58 г. ординарным профессором и членом конференции Академии. С 1880–91 гг. читал логику и много лет преподавал немецкий и французский языки. Получив широкую известность за свои ученые труды, был приглашаем в 60 и 61 гг. в Москов. и Петерб. университеты для занятия кафедры философии, но м. Филарет, не желая ослаблять этой кафедры в Академии взятием от нее профессора Кудрявцева, упросил гр. Путятина, мин. народ. просвещения, оставить В. Д. при Академии. Тем не менее в 1861 г. он был приглашен ко Двору и в продолжение года (61–62) читал Наследнику Цесаревичу Николаю Александровичу популярный курс логики и метафизики, а в то же время давал уроки психологии Николаю Максимилиановичу, герцогу Лейхтенбергскому. Поручение исполнил «с примерным усердием и замечательным талантом», получив от Цесаревича большой кабинетный портрет с собственноручной надписью: «В воспоминание наших занятий в 1861 г. Николай». От пожизненной ренты, обычно предлагавшейся наставникам Цесаревича, В. Д. должен был, по желанию митрополита Филарета, отказаться и она была заменена ему орденом. С 1870–84 г. был помощником (деканом) ректора на богословском отделении и не раз исправлял его обязанности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обнародование в 1905 г. царского указа «Об укреплении начал веротерпимости», который появился в свет под давлением демократической российской и международной общественности, активно боровшейся с карательными операциями властей по отношению ко всем неправославным «раскольникам» и «совратителям», открыл перед адвентизмом седьмого дня в России новые возможности, чем адвентисты не преминули воспользоваться. В это время многие адвентистские деятели смогли вернуться к своим прежним обязанностям, с новой энергией взявшись за проповедническую деятельность, за консолидацию своей паствы в масштабе всей империи, за восстановление прерванных в годы предшествующих репрессий связей и контактов 17 апреля 1905 г. высочайшим повелением были отменены прежние ограничения для последователей неправославных религиозных движений, а также был разрешен свободный переход «из Православной Церкви в инославные». Так в России впервые была провозглашена, хотя и во многом формально, религиозная свобода, свобода совести. Адвентистские лидеры с одобрения верующих направили Николаю II благодарственный адрес с выражением своей верноподданнической позиции. Текст этого адреса был принят на собраниях адвентистов седьмого дня в Санкт-Петербурге (1 октября 1905 г.) и в селе Великокняжеское Северо-Кавказского округа (8 октября 1905 г.). Вот текст этого адреса: «Благодарственный адрес его императорскому величеству, государю императору Николаю Александровичу! Мы, верноподданные Вашего императорского величества, принадлежащие к христианскому обществу адвентистов седьмого дня, распространенному по всему миру, в лице нижеподписавшихся уполномоченных общинами, находящимися в государстве Вашего императорского величества, в виду тяжелого положения нашего дорогого отечества, осмеливаемся всеподданнейше выразить Вашему императорскому величеству нашу глубокую скорбь, вместе со всеми богобоязненными людьми страны, умоляя Всевышнего о полном успокоении нашей Родины, при котором она могла бы продолжать свое развитие... Мы верим, что правительство поставлено от Бога, и молимся за него и, на основании Библии, обязуемся «отдавать кесарево кесарю», принося ему подати, налоги, страх и честь.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

Лето 1850 года семья цесаревича провела в Царском Селе. С этого времени мы можем следить за жизнью Саши и его братьев по донесениям Гогеля и Зиновьева. Судя по ним, распорядок дня великих князей начиная с этого года был установлен следующий. Вставали в 7 часов, молились, пили чай. Потом ходили здороваться и желать доброго утра матери, цесаревне Марии Александровне, государю императору Николаю Павловичу и царице Александре Фёдоровне. От 8 до 11 часов они, под присмотром полковника Гогеля, гуляли, ходили купаться на море (во время пребывания в Гапсале или Петергофе) и занимались фронтовым учением (т.е. обучением " фронту " , строю). Маршировать, выполнять строевые команды и различные ружейные приёмы их обучал отставной унтер-офицер Лейб-Гвардии Семёновского полка Тимофей Хренов, назначенный комнатным дядькой к великим князьям Николаю, Александру и Владимиру Александровичам ещё 2 октября 1848 г. С 11 до 12, под общим руководством генерал-майора Зиновьева, дети два раза в неделю (по понедельникам и четвергам) обучались артиллерийской прислуге при орудиях, два раза в неделю - гимнастическим упражнениям (по вторникам и пятницам), а в среду и субботу гуляли. В этот же промежуток времени они завтракали. С 12 до 2 1/2 часов занимались с Верой Николаевной Скрипицыной, которая обучала их первоначальной русской грамоте и арифметике. Обедали обыкновенно в 2-3 часа пополудни. От половины третьего до 4 часов снова гуляли с Николаем Васильевичем Зиновьевым: летом - просто резвились, зимой - расчищали дорожки в парке, катали друг друга в салазках, лепили из снега " болвана " ... От 5 1/2 до 7 вечера по понедельникам и субботам у них бывали уроки танцев, по вторникам и четвергам - занятия с В.Н.Скрипицыной, а в остальные дни - гулянье с Григорием Фёдоровичем Гогелем. Время после вечернего чая до сна (а ложились они, как правило, в 9 часов) великие князья проводили с матерью, цесаревной Марией Александровной. В хорошую погоду ездили с ней кататься в открытом экипаже по окрестностям, в случае холода и дождя обыкновенно играли в её комнатах либо же слушали чтение вслух В.Н.Скрипицыной, Гогеля или кого-нибудь из фрейлин. Читали обыкновенно Священную историю, сказки А.П.Зонтаг, рассказы о Кавказской войне или географических открытиях и путешествиях. Тут же отец их, цесаревич Александр Николаевич, играл в вист со своими адъютантами и придворными. На чайном столе кипел самовар, велись неторопливые беседы - нередко весьма откровенные и задушевные, к чему располагал тесный семейный круг. Прислушиваясь к этим взрослым разговорам, маленькие великие князья черпали свои первые сведения как из житейской, так и из идейно-политической сферы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Правильное представление о Победоносцеве дают не только его научные труды, давшие ему звание почетного члена университетов Московского, Петербургского, Киевского, Казанского и Юрьевского, члена Французской академии, не только его замечательный «Московской сборник», в свете которого ясно раскрывается печальная современность, им давно понятая, не только его проникновенные «Господские праздники» и многое иное, ранее опубликованное, но и то, что за последние десятилетия обнародовано о нем большевиками. В 1923 г. последними издана была (в двух томах) книга « К.П. Победоносцев и его корреспонденты: Novum Regnum». Туда вошло, по-видимому, то, о чем он писал 28 апреля 1893 г. Императору Александру III: «Вашему Величеству памятно, что в первые годы Вашего царствования Вы оказывали мне близкое доверие. Следы его действительно хранятся у меня, но не в виде каких-либо записок. Это разного рода бумаги, которые характеризуют эпоху с ее волнениями, отчасти все то, что от Вас мне присылалось, и записочки Ваши. С своих писем ничего у меня не оставляется, ибо я пишу все прямо набело. Все эти материалы никому, кроме меня, не известны, но я собрал их по годам в папки, коих имею несколько, с надписью: «Novum Regnum». Вот – одно, что после меня останется в качестве исторического материала, – и все это я готов буду теперь сдать в безопасное место. Пишу об этом вот с какой целью. Я уже стар и, вероятно, недолго уже останусь, да и вообще слишком 3 / 4 жизни уже прожито, а человек может умереть внезапно, и не хотелось бы мне, чтобы после меня жену мою тревожили розысками бумаг, имеющих политическое значение». В 1926 г. напечатана еще одна книга: «Письма Победоносцева к Александру III», содержащая также письма к Императору Николаю II и Великому Князю Сергею Александровичу. 21      марта 1901 г. Победоносцев обратился со следующим письмом к Императору Николаю II: «Ваше Императорское Величество. Не сомневаюсь, что и до Вас, как до прежних Государей, могут иногда доходить косвенным путем, через людей, не знающих меня, из гостиных, разные обо мне толки, способные иногда поколебать доброе обо мне мнение. Мне уже, по закону природы, недолго остается жить и действовать. Но я не желаю никак, чтобы доброе Ваше мнение обо мне колебалось, и потому прошу Ваше Величество принять во внимание прилагаемую при сем правдивую повесть о себе самом и о судьбе моей. Вашего Величества преданнейший Константин Победоносцев ».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В своих письмах к цесаревичу Орлов убеждал его в необходимости уступить притязаниям поляков, не препятствовать отложению Польши и отдать ей, помимо чисто польских губерний, ещё и Литву с Гродно: " Вот задушевная тайная моя мысль. Сделать из поляков наших союзников, отдать им всё польское и России возвратить всё русское... Вот истинно русская цель. Вы её поймёте. Немцы никогда не поймут, " - писал Орлов Николаю Александровичу от 26 марта 1863 г. " Возвратить всё русское " , по замыслу этого " патриота " , следовало путём аннексии австрийской Галиции. Таким образом, Россия вместо борьбы с мелкими бандами польских повстанцев должна была вступить в войну с регулярной армией Австрийской империи! Не менее оригинальными были взгляды Орлова на внутренние дела. Единую и самодержавную Россию он предлагал превратить в федерацию, раздробив её на несколько областей, у каждой из которых был бы собственный парламент... Всё это он самоуверенно и развязно проповедовал в своих посланиях к цесаревичу Николаю, с крайним раздражением отзываясь в них об отсталом и заскорузлом типе " русского со всеми предрассудками " , каковым, по его мнению, хотели воспитать и наследника престола, причём в разряд " людей с предрассудками " , " реакционеров " Орлов относил и всё царское семейство, и графа С.Г.Строганова, и М.Н.Каткова, и даже митрополита Филарета. Столь " прогрессивные " воззрения Орлова, по-видимому, объясняются его принадлежностью к масонству (князь был одним из видных членов московского ордена розенкрейцеров ). Остаётся загадкой лишь то, как могло случиться, что человек с подобными взглядами в течение десятилетий занимал важнейшие дипломатические посты в Вене, Париже, Лондоне, да ещё напрягался играть роль советчика и покровителя наследника русского престола!.. Цесаревич, впрочем, мало поддавался таким влияниям, и несмотря на все усилия обратить его в " либеральную веру " , он оставался отнюдь не чужд очень многих " русских предрассудков " , и для него по-прежнему его дед и тёзка император Николай I являлся идеалом государственного мужа и примером для подражания.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010