Ершов (впосл. умер в лагерной больнице). Ершов оставил автобиографические записки, завещание и письма (частично опубл.). На рубеже 50-х и 60-х гг. центральные власти СССР впервые разрешили провести научные исследования феномена нелегальных религ. общин. В 1959-1961 гг. в Тамбовскую, Липецкую и Рязанскую области выехало неск. экспедиций Института истории АН СССР. Был собран обширный, частично опубликованный материал о деятельности И. п. х. Советские исследователи считали, что они связаны с общинами, которые откололись от православной Церкви «в тот период, когда она выступила за лояльное отношение к Советской власти». Впосл., лишившись священнослужителей, эти группы превратились во внецерковные организации верующих со своими сформировавшимися в изоляции и далекими от канонов традициями религиозной жизни. Ученые подтвердили, что в сер. 50-х гг. в Центр. Черноземье произошла заметная активизация религиозных групп, связанная с прекращением прямых преследований верующих, возвращением из лагерей арестованных ранее проповедников. Однако представители И. п. х. почти не проводили агитацию, и поэтому количество их сторонников не увеличивалось. Показательно, что если в кон. 40-х гг. группы И. п. х. существовали в 13 районах Тамбовской обл., то в кон. 50-х гг.- только в 9. По данным исследований, общины И. п. х. делились на духовников (ок. 30 % общей численности), которые считали возможным перевоплощение Бога в человека, и традиционалистов, или книжников (ок. 70%). В основном нелегальными религ. группами по-прежнему занимались правоохранительные органы, а также местные партийные комитеты. В нояб. 1957 г. все ЦК компартий союзных республик прислали заведующему сектором агитации ЦК КПСС К. У. Черненко отчеты о состоянии религ. жизни в их регионах, в т. ч. о деятельности групп И. п. х. В отчетах особо подчеркивалось асоциальное поведение сектантов: «Газеты и книги не читают, в общественной жизни никто не участвует, детей в школе не учат, в выборах не участвуют, отказываются служить в армии».

http://pravenc.ru/text/675029.html

Во-первых, принято сравнивать Серебряный век с Золотым Пушкинс ким веком русской культуры. Во-вторых, Серебряный век (или Русский Ренессанс) нередко связывают с развитием русской культуры конца XIX - начала XX вв. В-третьих, уместно поставить вопрос о причинах столь уникального, всестороннего и бурного развития нашей отечественной культуры. Именно с этого последнего пункта целесообразно начать наше исследование. По моему мнению, наиболее глубокой причиной столь уникального развития русской культуры стала реформа 1861 года - " Великая русская бескровная революция " , которая с рядом реформ 60-70 гг. XIX века преобразовала социально-политические, экономические отношения, сыграла решающую роль в развитии финансовой системы, всей властной структуры, военного дела и образования. Но самое главное, результатом всех этих преобразований явился невиданный доселе в России взлет всех сторон духовной жизни - науки и искусства, философии и юриспруденции, богословия и педагогики, художественной литературы и театра. Этот невиданный ранее духовный подъем стал следствием особого пути России, отличного от западноевропейского опыта кровавых революций. Казалось, что сбылись надежды, прогнозы и предсказания славянофилов об особом пути развития России, которая демонстрирует миру свою историческую миссию и свое мессианское предназначение. Становились явью утверждения многих поколений русских мыслителей, что Россия является " Третьим Римом " , " Святой Русью " . Тем не менее, вопрос о причинах такого уникального явления как Серебряный век русской культуры является открытым, требует детального анализа. Здесь мы наметили лишь абрис, самые общие контуры этой проблемы. Вопрос о хронологических рамках Серебряного века также не имеет однозначного ответа. Одни исследователи (В. Вейдле) ограничивают Серебряный век первыми двумя десятилетиями XX века. Другие полагают, что Серебряный век нашел продолжение в культуре Русского Зарубежья в 20-30 гг. XX века. На мой взгляд, при всей условности этого социокультурного феномена в развитии России, Серебряный век следует ограничить временным интервалом длиною в полстолетия: с начала 70-х гг.

http://ruskline.ru/analitika/2009/08/07/...

Академии получали право устраивать публичные чтения своих профессоров, основывать ученые общества, публиковать научные труды и источники, при этом они не подвергались, как ранее, цензуре. Хотя уставы 1867–1869 гг. предоставляли право поступать в духовные учебные заведения лицам из всех сословий, однако представители не из духовной среды составляли среди учащихся всего 8%. Согласно уставам духовных училищ и семинарий (1867 г.) и университетскому (1869 г.) окружные академические управления, введенные в 1808 г., упразднялись, и университеты лишались функций быть во главе учебных духовных округов. Семинарии и духовные училища отныне возглавлялись правлениями, состоявшими из представителей преподавательского состава этих семинарий и епархиального духовенства. Из ведения духовных академий изымалась духовная цензура. В 1868 г. был издан Устав епархиальных женских училищ, расширявший программу преподавания в них и устанавливавший шестилетний срок обучения. Содержание этих училищ возлагалось на епархии. В эти школы за особую плату могли поступать и девушки из недуховных семей. Выпускницы таких школ обычно поступали учительницами в земские и церковно-приходские школы. 5. Духовная школа в конце XIX – начале XX вв. Контрреформы в царствование Александра III затронули и духовную школу. В начале 80-х годов были изданы новые уставы учебных заведений (в «исправление» уставов 1867–1869 гг.), преследовавшие цель ликвидации автономии духовных академий и семинарий, усиления надзора за студентами академий и семинаристами. Для этого имелись и свои резоны. Новые веяния 60–70-х годов не обошли и духовные учебные заведения. Власти с тревогой отмечали участие в народническом движении студентов духовных академий и семинаристов старших курсов. Беспокоили и факты «нигилизма», и даже «атеизма», замеченные среди учащихся духовных школ. У студентов академий и семинаристов находили «крамольную» литературу социалистического и атеистического содержания. Еще в начале 60-х годов министр народного просвещения А.В. Головнин в одной из «всеподданнейших записок» царю писал: «Духовные школы дали нам известных нигилистов, которые старались распространять самые безобразные, крайние учения» 150 . Это отмечал несколько позднее и московский митрополит Иннокентий (Вениаминов) . В своем трактате «Несколько мыслей касательно воспитания духовного юношества» он с тревогой писал: «Дети поступают в [духовные] училища благонравными, а из училища выходят с испорченною нравственностью и совсем не с молитвенным духом... В духовных академиях у нас появились уже вольнодумцы и даже безбожники..., и этот злой дух проявляется уже и в семинаристах» 151 . Проведенные в конце 70-х годов ревизии семинарий обнаружили «снижение церковности учащихся и падение дисциплины». Это явилось одной из серьезнейших причин принятия уже в начале царствования Александра III ряда мер по устранению этих явлений в духовной школе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕОДЕГАРИЙ [Лат. Leodegarius; франц. Léger] (ок. 616 - 2.10.677/9), мч. (пам. зап. 2 окт.), еп. г. Августодун (ныне Отён, Франция) (ок. 663 - не ранее 675). Источники Св. Леодегарий. Витраж ц. Сен-Леже в Ле-Мениль-Терибю (Пикардия, Франция). 60–80-е гг. XIX в. Худож. Ш. Левек Св. Леодегарий. Витраж ц. Сен-Леже в Ле-Мениль-Терибю (Пикардия, Франция). 60–80-е гг. XIX в. Худож. Ш. Левек Самое раннее Мученичество Л. было составлено до 692 г. неизвестным монахом аббатства св. Симфориана по указанию Герменария, преемника Л. на епископской кафедре. Фрагмент, в к-ром повествуется о гибели святого, сохранился в легендарии из аббатства Муасак (Paris. lat. 17002. Fol. 102r-104v, XI в.). Полный текст древнейшего Мученичества (версия А) был реконструирован Б. Крушем на основе более поздних Мученичеств, авторы к-рых использовали это произведение (BHL, N 4849b; изд.: MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 282-322; англ. пер.: Fouracre, Gerberding. 1996. P. 215-253; см.: Krusch. 1891; AnBoll. 1892. T. 11. P. 104-110; Poulin. 1977). Др. Мученичество Л. (версия B) было составлено мон. Урсином из Локотигиака (ныне Лигюже) по просьбе Аудульфа, аббата мон-ря св. Максенция (ныне Сен-Мексан-л " Эколь), и посвящено еп. Ансоальду, занимавшему кафедру Пиктавия (ныне Пуатье) в 70-х - 90-х гг. VII в. При составлении этого Мученичества была использована версия А. По мнению Круша, версия В была создана в VIII-IX вв., но др. исследователи датировали ее кон. VII в.; вопрос о времени написания Мученичества остается открытым (см.: Fouracre, Gerberding. 1996. P. 206-208). В отличие от версии А, в к-рой повествование ведется с позиции августодунских клириков, в сочинении Урсина представлена т. зр. аквитанцев. Урсин существенно сократил повествование о жизни Л., уделив особое внимание его деятельности во главе мон-ря св. Максенция и перенесению его мощей (спор между епископами Августодуна, Атребата (ныне Аррас) и Пиктавия о праве на хранение останков Л.). Рассказ о гибели святого, основанный на версии А, значительно расширен. Текст версии В сохранился в многочисленных рукописях (самая ранняя - St. Gallen. Stiftsbibl. 548. P. 67-116, рубеж VIII и IX вв.) (BHL, N 4851; изд.: MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 323-356).

http://pravenc.ru/text/2463387.html

7 тыс. чел. Орг-ция ведет активную социальную работу в детских домах, домах престарелых, тюрьмах и т. д. Пятидесятничество распространилось в Н. в 1906 г., когда в страну из США вернулся проповедник брит. происхождения Т. Б. Барратт (1862-1940), бывш. методист, испытавший в Нью-Йорке, по его словам, «крещение Св. Духом» и «говорение языками». Он считается основателем классического пятидесятничества не только в Н., но и во всей Европе. В 1916 г. в норвеж. столице Барратт основал и возглавлял до 1940 г. общину «Филадельфия» (Filadelfiamenigheten), в наст. время являющуюся крупнейшей пятидесятнической общиной страны (ок. 2 тыс. чел.). Благодаря деятельности Барратта и его сторонников пятидесятническое движение из Н. распространилось в др. европ. странах (Швеция, Дания, Германия, Великобритания, Швейцария, Финляндия, бывшая тогда в составе Российской империи). В 60-х гг. XX в. в пятидесятническом движении в Н. произошел раскол: радикальный проповедник О. Самуэльсен (1915-1987) основал самостоятельные общины Маран-афа (Maran Ata-menigheter; на кон. 2017 зарегистрированы 2 общины этого направления с общей численностью ок. 60 чел.). В 90-х гг. XX в. пятидесятническое движение потеряло много сторонников из-за возникновения харизматических организаций. В 2017 г. в 330 самостоятельных пятидесятнических общинах были зарегистрированы 39 263 чел. Пятидесятническая миссия (Pinsemisjonen; ранее известна как «Внешняя миссия норвежских пятидесятнических общин», De norske pinsemenigheters ytremisjon) координирует гуманитарную, образовательную и миссионерскую деятельность ок. 100 проповедников более чем в 25 странах мира. В 1965 г. проповедник А. Эдвардсен (1938-2008) основал миссионерский фонд «Свидетельство веры - Евангелизация мира» (Troens Bevis Verdens Evangelisering) с центром в Саронс-Дале (коммуна Квинесдал). В 70-х гг. XX в. эта орг-ция стала представлять отдельное направление пятидесятнического движения, ориентированное на международную миссионерскую деятельность. В настоящее время фонд материально поддерживает более 800 миссионеров по всему миру.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

Со 2-й трети XVIII в. положение горских евреев осложнилось в результате начала интенсивных военных действий на территории Д. В нач. 30-х гг. XVIII в. иран. полководец Надир (в 1736-1747 шах Ирана) уничтожил неск. поселений горских евреев. Уцелевшие обосновались в Кубе под покровительством Хусейн-хана. Ок. 1797 г. правитель казикумухов (лаков) Сурхай-хан напал на Аба-Саву и после ожесточенного сражения, в к-ром пали почти 160 защитников села, казнил всех взятых в плен мужчин, разрушил село, а женщин и детей увел в рабство. Успевшие скрыться евреи нашли убежище у правителя Дербента Фатх-Алихана. Отношения между горскими евреями и мусульм. населением должны были определяться т. н. Омаровыми законами, однако, согласно многочисленным свидетельствам (напр., описанию И. Гербера (1728)), горские евреи платили мусульм. правителям деньги за покровительство (харадж) и дополнительные налоги, выполняли всевозможную тяжелую и грязную работу. Евреи должны были бесплатно поставлять правителю продукты из своего хозяйства (табак, марену, обработанные кожи и т. п.), убирать урожай на его полях, в саду и на виноградниках, помогать в строительстве и ремонте его дома и предоставлять в определенное время своих лошадей. Существовала и особая система вымогательства (диш-эгриси): взимание денег мусульм. воинами «за причинение зубной боли» с еврея, в доме к-рого они ели. После вхождения Д. в состав Российской империи горские евреи стали первыми жертвами мусульм. «священной войны» с неверными. В 1840 г. община горских евреев Дербента обратилась к имп. Николаю I с петицией «собрать рассеянных в горах, лесах и малых селах, находящихся в руках татар» (т. е. восставших мусульман) евреев в города и большие поселения, где они оказывались бы под защитой рус. армии. Главной социальной ячейкой горских евреев (до нач. 30-х гг. XX в.) была семья, включавшая 3-4 поколения (70 чел. и более). Семья жила в одном «дворе», где у каждой нуклеарной семьи (отец и мать с детьми) был свой дом. Полигамия, в основном двое- и троеженство, была обычным явлением вплоть до нач. советского периода. Сельской общиной руководил глава наиболее уважаемой или наиболее многочисленной семьи поселения. В городах евреи жили в особом предместье (Куба) или в особом квартале в пределах города (Дербент). Начиная с 60-70-х гг. XIX в. горские евреи стали селиться в городах, где ранее не проживали (Темир-Хан-Шура), и в городах, основанных русскими (Петровск-Порт).

http://pravenc.ru/text/168606.html

В 1830 г. курс обучения в семинарии состоял из низшего, среднего и высшего отд-ний, в к-рых преподавались словесность, всеобщая история, греч., лат., древнеевр., нем. и франц. языки, математика, физика, философские и богословские науки, библейская и церковная история. Изменения в системе духовного образования, проведенные в 1840 г. по инициативе обер-прокурора Синода гр. Н. А. Протасова , привели к усилению церковно-исторических дисциплин и придали семинарскому образованию более практическое направление. Однако все это не изменило радикально обучение в В. с., поскольку в ней, согласно еще инструкции митр. Платона, и ранее большое внимание уделялось истории. Исключение из преподавания философии компенсировалось тем, что на уроках лат. языка учащиеся переводили «философские системы». Начиная с 1840 г. преподавание велось на рус. языке. Реформа, начатая после принятия нового устава духовных семинарий в 1867 г., вновь едва не привела к закрытию В. с. Состояние ее зданий не соответствовало предъявляемым требованиям, средств на реконструкцию не было. Кроме того, в 60-х гг. уменьшилось количество приходов и на нек-рое время вообще отпала нужда в новых священнослужителях. На съезде московского духовенства 30 авг. 1869 г. обсуждался вопрос о необходимости сохранения В. с. Заступничество выпускников семинарии и рядовых граждан спасло ее от закрытия. Большую роль в сохранении В. с. сыграло ее значение для подготовки сельского духовенства. Семинарский корпус. 1829 г. Фотография. 2004 г. Семинарский корпус. 1829 г. Фотография. 2004 г. До 1872 г. в В. с. выпуски проходили раз в 2 года. В 1870/71 г. произошел переход к учебным программам с 6 одногодичными курсами. К 70-м гг. число учеников в В. с. уменьшилось (в 1878 - 249 воспитанников). В 1886 г. в соответствии с уставом духовных семинарий 1884 г. при В. с. открылась образцовая начальная школа. На жизни В. с. отразились революционные события 1905-1907 гг. Представители семинарии присутствовали на нелегальном Всероссийском общесеминарском съезде (Москва, 25-27 дек. 1906). В апр. 1907 г. учащиеся В. с. подписали петицию против распоряжения правления семинарии об увольнении неск. учеников. В ответ в семинарии было проведено массовое отчисление студентов, выпуск 1908 г. не состоялся.

http://pravenc.ru/text/158878.html

Тюрки как новая могущественная сила появились на исторической арене только к началу – середине VI в., когда началась их консолидация и движение на Запад. В зоне интересов Византии они оказались к 562 г., разгромив савир и хазар, а в 563–567 гг. – государство гуннов-эфталитов, захватили Согд, причем основное внимание завоевателей, как известно, было обращено на закрепление побед в Средней Азии. Овладев выходом в степное Предкавказье, тюрки в 60–80-е гг. направили основной удар на низовья Кубани и Терека, на короткое время покорили алан, установили контроль над Приазовьем. В 568 г. они уже вступили в военный союз с Византией против Дербента, стремясь подчинить Каспийский проход – эту воронку, втягивавшую все народы с востока, но через три года восстановили мир с основным на тот момент противником ромеев – шахом сасанидского Ирана. Обострение византийско-тюркских отношений особенно отчетливо обнаруживается в 70-е гг. VI в. В 580 г. тюркские конные армии громили Колхиду, a с запада Причерноморью могло грозить вторжение авар, окрыленных успехами у Сирмия. Вот в этот сравнительно короткий промежуток времени, связанный с глобальным изменением ситуации в причерноморской степи, накануне последующих неурядиц, постигших каганат к концу VI в., и должна была появиться у византийских властей Таврики насущная, острая необходимость реанимировать предшествующую кампанию оборонительного строительства и, вместе с тем, напрягая все силы, вывести ее на иной, более высокий, чем прежде, уровень. Ситуация была такова, что не могла не встретить понимание и поддержку местного населения, заинтересованного в своей безопасности перед лицом неотвратимо надвигавшейся серьезной угрозы, которой ничто не предвещало скорый конец. Есть веские основания полагать, что панцирная квадровая кладка с забутовкой между блоками некоторых участков стен, башня и протехисма южного узла обороны, а также осадный колодец крепости на Эски-Кермене, расположенной в 12 км от Херсона и в пяти от Мангупа, были сооружены не ранее последней трети или даже последней четверти VI в., причем это было сделано с учетом опыта византийской фортификации и, видимо, ромейскими специалистами 661 . Особенно показательна в этом плане сложная система предвратных укреплений около южных, основных ворот крепости, которые прикрывала выстроенная углом протехисма с башней и высеченные по сторонам боевые казематы и Подъемная решетка-катаракта предшествовала полотнищам ворот, коридорообразный проход за которыми в случае осады закладывали камнями 662 . Почти вся северная часть плато оставалась незастроенной и, видимо, служила для убежища жителям окрестных поселений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XX в. С. Страйкер работал в Мирелейоне (Бодрум-джами) с некрополем Палеологов в основании храма и в Календерхане-джами (с 1966, совместно с Д. Кубаном). Важнейшим шагом в изучении ранневизант. эпохи стали раскопки на Сарахане, открывшие остатки богатейшего храма св. Полиевкта, построенного в VI в. Аникией Юлианой (Р. М. Харрисон, Н. Фиратли, 1964-1969). Крупные открытия в М. Азии связаны с Эфесом , где в 50-70-х гг. XX в. был раскопан Британским ин-том в Анкаре (под рук. М. Гофа) уникальный комплекс Алахан-манастыр (V в.) (среди находок - эпитафия архит. Тарасия, 462 г.); зафиксированы пещерные памятники Каппадокии, традиц. считавшиеся монастырскими (Н. Тьерри, Л. Родли, Тетерятникова). Их временная атрибуция была верно указана еще Я. И. Смирновым (в основном не ранее X в.); в наст. время установлено, что скальные храмы были частью сложной социальной структуры, они располагались вблизи узлов дорог, скоплений деревень и городов, зависели от местных ктиторов, поэтому ставится вопрос о сплошной проверке принадлежности скальных каппадокийских церквей к монастырским постройкам. После второй мировой войны изучение визант. археологии ускорилось, с одной стороны, благодаря важнейшим издательским проектам «Археологические тетради» (Cahiers archéologiques; с 1948, Париж) и «Словарь византийского искусства» (Reallexicon zur byzantinische Kunst, с 1964, Штутгарт), с др.- включению в работу новых ин-тов из США, располагавших значительными материальными средствами. Так, Мичиганский и Принстонский ун-ты организовали ряд больших экспедиций (в мон-рь вмц. Екатерины на Синае, 50-60-е гг. XX в.). Принстон сохранял значение основного центра изучения визант. археологии в США до 50-х гг. XX в. (в наст. время в основном архитектуры под рук. С. Чурчича), позже - центр Гарвардского ун-та Дамбартон-Окс, систематически проводящий археологические и иные работы в разных областях Византии, имеющий хорошее собрание древностей, архив и одну из лучших б-к по византинистике, организующий ежегодные симпозиумы, публикующий периодические и серийные издания.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Покинув храм, Господь вышел из Иерусалима и с апостолами поднялся на Елеонскую гору. Иерусалимский храм во всей красоте и величии стоял перед их глазами. Апостолы, видимо под впечатлением слов Христа об оставлении дома иудеев пустым, указали Христу на великолепие храма, на что Господь ответил: «Видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» ( Мф. 24: 2 ). Храм, ставший пристанищем лицемеров и вертепом разбойников, как и весь Иерусалим, обречен на гибель. Пока на Елеонской горе Спаситель сидел и смотрел на город, апостолы спросили Христа: «Учитель, скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» ( Мф. 24: 3 ). Примирившись с мыслью о неизбежности разрушения храма, ученики думали, что ожидаемое всеми Царство Мессии начнется сразу после гибели Иерусалима и это станет концом земной истории. Следующая далее эсхатологическая беседа, то есть учение Господа о последних временах (во многом содержание его нам уже знакомо, в этой беседе на Страстной неделе повторяется учение, произнесенное Христом ранее при других обстоятельствах), строится по принципу параллельного повествования: рассматриваются одновременно два исторических плана – гибель Иудеи (во время иудейской войны с конца 60-х гг.) и кончина мира. Для чего это делается, попробуем выяснить. Господь называет ряд признаков, которые святые отцы относят и к разрушению Иерусалима, и к концу мира. Так, перед разрушением Иерусалима и перед концом мира появятся лжепророки, которые будут говорить: «Я – Христос», – и многих введут в заблуждение и прельстят. Незадолго до конца Иерусалима и конца мира начнутся смуты, междоусобия и кровопролитные войны; а голод, моровая язва и землетрясения умножат скорби людей до предела. Все, что сказал Господь об Иерусалиме, с точностью сбылось еще при жизни тех людей, которые были свидетелями пришествия в мир Спасителя. Наказание, обещанное в обличительной речи против фарисеев, «роду сему» настигло иудеев уже в конце 60-х годов по Р. Х. при Веспасиане и Тите, когда поднятое иудеями восстание против римлян было жестоко подавлено (см. «Иудейскую войну» Иосифа Флавия). В 70-м году римский полководец Тит осадил взбунтовавшийся Иерусалим, а затем взял его штурмом. Город и храм были разрушены до основания. Во время осады и штурма города было убито один миллион сто тысяч евреев и взято в плен девяносто семь тысяч человек. Восставшие были жестоко наказаны: у римлян не хватало крестов, чтобы распять всех бунтарей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010