Интерес к художнику появился после открытия росписей собора в Протате франц. историками и художниками во 2-й трети и русскими - в сер. XIX в. ( Кондаков. 1902. С. 51). Для рус. исследователей личность П. была, по выражению Кондакова, «полумифической». Первоначально П. считали мастером 1-й пол. XVI в. Ему приписывали росписи в ц. Моливоклисьи близ Кареи (1537-1541), в соборах Русика (между 1554 и 1574, не сохр.), Хиландара (между 1571 и 1582, переписаны в 1803-1804), росписи в башне вмч. Георгия в монастыре Хиландар, которую Кондаков датировал также XVI в. (совр. датировка - сер. XIII в., см.: Джурич. 2000. С. 114, 366-367). С фресок Протата П. И. Севостьяновым (вероятно, 1857-1858) были сделаны кальки и фотографии. В. Т. Георгиевский посетил Афон ради изучения Протата и составил альбом фотографий, причем датировал фрески П. уже XV в. ( Георгиевский. 1913). Н. В. Покровский сравнивал П. с рус. иконописцем Симоном Ушаковым, его взгляды поддержал Н. П. Лихачёв ( Лихачев. 1911. С. 48). Кондаков писал о родстве стиля П. со стилем визант. живописи XII в., о «влиянии западных образцов», отмечал такие черты, как «античное изящество фигур», «нежная моделировка», «приятность экспрессии» ( Кондаков. 1902. С. 59, 61). После расчистки фресок Протата, завершенной к 1978 г., предположения Георгиевского, Г. Милле, А. Ксингопулоса о более ранней датировке творчества П. получили подтверждение. Его деятельность стали соотносить с ранним палеологовским ренессансом и датировать кон. XIII - нач. XIV в. Главенство П. среди мастеров Фессалоники, слав. Македонии и близких художественных центров было поставлено под сомнение после раскрытия фресок в ц. Пресв. Богородицы Перивлепты в Охриде (1294-1295, подписаны мастерами Михаилом Астрапой и Евтихием ). В. Н. Лазарев поддержал датировку росписей в Протате рубежом XIII и XIV вв., объясняя близостью стилистических принципов к др. памятникам в живописи кон. XIII в., прежде всего к работам художников в Охриде. В. Джурич, отмечая то, что объединяет работы П. и мастеров Михаила и Евтихия, как основные проявления стиля раннего палеологовского возрождения (интерес к антикизирующим образам, использование живописных приемов в передаче пластики и в личном письме, натуралистических эффектов, напр. неожиданный ракурс или введение в живописное пространство архитектуры, предметов быта) указал на идентичность живописи Протата и фрагмента старой росписи кафоликона Вел. Лавры ( Джурич. 2000. С. 57). Греч. исследователи, прежде всего Е. Цигаридас, разграничивают стиль П. и охридских мастеров, выявляя в произведениях П. более утонченный реализм, умение передать безмятежное выражение лица ( Tsigaridas. 2003. P. 50). Лики в росписях Протата, различающиеся по возрасту, аскетичности и физическому здоровью, не столь утрированы, как в росписях ц. Перивлепты в Охриде или кафоликона Ватопеда (1311/12).

http://pravenc.ru/text/2578831.html

Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова Славяно-русские переводы Жития Краткое Житие Г. переведено на слав. язык в составе Пролога Константина Мокисийского (под 24 нояб.) не позднее нач. XII в., древнейший рус. список - в составе рукописи РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в. (текст издан, напр.: Павлова P. , Желязкова В. Станиславов (Лесновски) Пролог от 1330 година. Велико Търново, 1999. С. 88-89). В 1-й пол. XIV в. краткое Житие Г. со стихом ему переводилось у юж. славян как минимум дважды: в составе стишного Пролога и как синаксарное чтение при служебных Минеях по Иерусалимскому уставу (на Руси списки - с 1-й трети XV в., древнейший - в составе стишного Пролога на нояб.-февр. (РГБ. Троиц. Ф. 304/I. 720), переписанного ок. 1429 для Троице-Сергиевой лавры; текст издан в составе ВМЧ). Свт. Григорий, еп. Акрагантский Мозаика кафоликона мон-ря Дафни. Ок. 1100 г. Свт. Григорий, еп. Акрагантский Мозаика кафоликона мон-ря Дафни. Ок. 1100 г. Пространное Житие Г. было переведено не позднее XII в., на что указывает его наличие в волоколамском списке Минеи четьей на нояб. посл. четв. XV в. (РГБ. Волок. 592) и в серб. минейном Торжественнике посл. четв. XIV в. (Загреб. Архив ХАЗУ. III с 24; ср.: Иванова К. С. 354-355); этот же перевод представлен в Великих Минеях Четьих ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 508; издан: ВМЧ. Нояб., дни 23-25. С. 3123-3224). Об известности пространного Жития Г. на Руси в домонг. время свидетельствует и Новгородская I летопись старшего извода, в к-рой под 1211 г. с Г. сравнивается архиеп. Митрофан, изгнанный новгородцами и князем в Торжок (Новгородская первая летопись, старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. С. 52). Вторично пространное житие Г. переводилось на славянский (или существенно редактировалось) у юж. славян во 2-й пол. XIV в. в составе «Студийской коллекции», один из старших болг. списков (Румыния. Б-ка мон-ря Драгомирна. 706) датируется кон. XIV в. ( Hannick Ch. S. 146). Эта редакция перевода попала на Русь через Афон в 1431-1432 гг. В Ильинской келлии («кущи») Великой Лавры инок Афанасий Русин переписал и в 1436/37 г. принес список (РГБ. Егор. 543) в тверской Саввин мон-рь ( Вздорнов Г. И. С. 180, 198. Прил. 17; Древности мон-рей Афона в России. С. 198. 3. 26). Позднее эта редакция перевода распространялась в рус. книжности в отличие от древнейшей преимущественно в составе сборников. На «правила Григория» ссылается (слова 11, 13) в «Просветителе» прп. Иосиф Волоцкий (Просветитель. М., 1993. С. 296, 323).

http://pravenc.ru/text/166517.html

Вып. 2. С. 9-17; Вернадский Г. В. Монголы и Русь. М., 1997; Религ. объединения Московской обл.: Справ. М., 1998; Тихомиров М. Н. Древняя Москва XII-XV вв.: Средневек. Россия на междунар. путях XIV-XV вв. М., 1999; Горский А. А. Москва и Орда. М., 2000; Московская обл.: Новые аспекты истории. М., 2000; Поспелов Е. М. Топонимический словарь Московской обл. М., 2000; Арапов Д. Ю., сост. Ислам в Российской империи. М., 2001; Князева Е. Е., Соловьева Г. Ф. Лютеран. церкви и приходы России XVIII-XX вв. СПб., 2001; Мазуров А. Б. Средневек. Коломна в XIV - 1-й трети XVI в. М., 2001; Веселовский С. Б. Подмосковье в древности. М., 2002; Кондратьев И. К. Седая старина Москвы. М., 2002; Снопов Ю. А. Евреи в Москве: Динамика численности и расселения (XV - сер. XX в.)//Этногр. обозр. 2002. 6. С. 68-85; Хайретдинов Д. З. Мусульм. община Москвы в XIV - нач. XX в. Н. Новг., 2002; История татар с древнейших времен. Каз., 2002-2014. 7 т.; Татарская энциклопедия. Каз., 2002-2014. 6 т.; Михайлов С. С. Из истории старообрядцев-неокружников на территории Московской обл. в 1940-1950-х гг.//ЦИВ. 2003. 10. С. 136-147; он же. Волоколамский лес: Неизвестная страница истории подмосковного староверия. М., 2011; он же. Старообрядческие храмы Московской обл.: Кр. справ. М., 2014; Григорьев А. П. Сб. ханских ярлыков рус. митрополитам. СПб., 2004; Лиценбергер О. А. Евангелическо-лютеранская церковь в Российской истории (XVI-XX вв.). М., 2004; Московская обл.: История, культура, экономика. М., 2005; Шебанин Г. А. Ист. география зап. части Рязанского княжества XII - нач. XVI в.//Великое княжество Рязанское: Ист.-археол. исслед. и мат-лы. М., 2005. С. 458-480; История Московского края: Проблемы, исслед., новые мат-лы. М., Вып. Чойсамба Ч. Завоевательные походы Бату-хана. М., 2006; Гаврилов Ю. А., Шевченко А. Г. Мусульманство в истории и культуре народов России. М., 2007; Егоров В. Л. Ист. география Золотой Орды в XIII-XIV вв. М., 20082; Ислам в Москве: Энцикл. словарь. Н. Новг., 2008; Кульпин Э. С. Золотая Орда: Судьбы поколений.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Г. пользовался особым почитанием среди членов династии Неманичей. В Житии св. Симеона Сербского (в миру жупан Стефан Неманя), написанном его сыном, кор. Стефаном Первовенчанным, содержится рассказ о чуде Г., освободившего Неманю из заточения в пещере, куда его, закованного, бросили братья, боровшиеся за верховную власть ( Стефан Првовенчани. С. 24, 26, 28). В память об этом событии в 1167-1170 гг. (или в 1-й пол. 1171) Неманя построил мон-рь Джурджеви Ступови на Лиме (Там же. С. 143-144). В нач. XIV в. этот мон-рь обновил кор. Стефан Драгутин и впосл. был там погребен ( С. 83). Примерно в то же время, что и Джурджеви Ступови, племянником Немани Стефаном Первославом была построена церковь-задужбина во имя вмч. Георгия в Будимле на р. Лим, где находится гробница Стефана (Там же. С. 76; С. 20). У династии Неманичей имя Георгий не входило в королевский ономастикон, но его носил ряд серб. удельных правителей, напр. дуклянский кор. Георгий (1208-1216), сын Вукана, внук Стефана Немани. Свт. Савва Сербский построил во имя вмч. Георгия мон-рь Ораховица, возобновленный в нач. XIV в. кор. Стефаном Урошем II Милутином ( С. 67). По свидетельству летописей, кор. Драгутин построил мон-рь во имя вмч. Георгия в Ломнице (Там же. С. 85). Г. посвящена и возведенная в 1318 г. задужбина Милутина - мон-рь в Старо-Нагоричино близ Куманова (Там же. С. 90-91). На рубеже XIII-XIV вв. кор. Милутин, а в посл. трети XIV в. Вук Бранкович покровительствовали мон-рю Георгия Скорого близ Скопье (Грамоти. С. 124-176). Ко времени правления Милутина относится и первое упоминание мон-ря во имя вмч. Георгия в Уложиштах ( С. 97-98), а в правление его сына Стефана Уроша III (св. Стефан Дечанский ) (1321-1331) упоминается соименный мон-рь в г. Маглич на р. Ибар (Там же. С. 101). Между 1382 и 1385 гг. серб. иноки знатного происхождения Антоний (Багаш) и Герасим (Радоня Бранкович) возобновили на Афоне мон-рь св. Павла Ксиропотамского, посвященный вмч. Георгию ( С. 254). В Хиландаре находится чудотворная икона Г., упоминаемая в письменных источниках с XVI в.

http://pravenc.ru/text/162188.html

М. пользовался большим почитанием и в Московской Руси: частицы его мощей были привезены в Москву в 1603 г. от буд. Иерусалимского патриарха Феофана IV, в 1625 г.- от Вифлеемского митрополита, в 1625 г.- от серб. «Мокалевского» еп. Сергия, в 1629 г.- из мон-ря свт. Николая Чудотворца в Янине, в 1643 г.- от серб. архиеп. Паисия, в 1644 г.- от К-польского патриарха Парфения II, в 1645 г.- от митр. Мелетия Браиловского ( Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Ч. 1. С. 287; 1860. Ч. 2. С. 24, 28, 71, 237, 274, 315, 332). В драгоценных наперсных крестах-мощевиках сохранились мощи М. Самый ранний, предположительно московской работы (XIII-XIV вв., ГММК), украшен резными изображениями святых, чьи мощи были в него помещены. Мощи М. находятся в нижней части креста новгородского происхождения - это наперсный крест-мощевик (1-я четв. XV в., ГММК) с литым образом Христа на престоле и резными фигурами Деисуса; изображение Спасителя по стилю близко памятникам каменной новгородской пластики. Мощи М. размещали и в более поздних новгородских реликвариях. Они были вложены в воздвизальный крест, сделанный «повелением и трудами» соловецких старцев Исаака Шахова и Даниила Жданьского (1560/61, ГММК); в складень-мощевик новгородского боярина С. Е. Трусова (1561/62, ныне в ГММК), подаренный им свт. Филиппу, игум. Соловецкому (впосл. митрополит Филипп II ). Мощи М. сохранялись в новгородской Св. Софии и упоминаются в описях XVIII-XIX вв. как хранившиеся в серебряном ковчеге со стеклянной крышкой, который стоял у алтарной преграды. В Москве в нач. XVII в. был сделан крест-мощевик, среди вложений в к-рый есть также частица мощей М.; этот крест, вероятнее всего, принадлежал царской семье и находился в Благовещенском соборе Московского Кремля. По описи 1699 г., в Образной палате царского дворца хранились неск. частиц от мощей М., как отдельно, так и в составе мощевиков со святынями из Палестины ( Успенский. 1902. С. 54, 56). Мощи М. вложены в Виленский крест (до 1657, муромский Свято-Троицкий жен. мон-рь), прославленный чудотворениями в Муроме с нач. XVIII в. ( Сухова. 2003. С. 176); в напрестольный крест из церкви погоста Пятиусово Торопецкого у. Псковской губ. (кон. XVII - нач. XVIII в., ПИАМЗ; Родникова. 2003. С. 239); в крест нач. XVIII в. с литым Распятием (нач. XVIII в., там же); в складень работы московского серебряника А. А. Жданова (1720, ГММК); в благословенный крест 1-й трети XVIII в. (ГММК).

http://pravenc.ru/text/2563008.html

Николаем: на новгородской иконе из собр. Рябушинского «Избранные святые» (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ) - парные изображения в рост святителей и мучеников (Флора и Лавра), наверху, в центре,- Богородица «Знамение» в небесном сегменте, по сторонам - прор. Илия и вмц. Параскева (покровительница полей и скота); на 3-створчатом новгородском складне «Избранные святые» (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ), в среднике со свт. Николаем, на створках мч. Флор и мц. Анастасия (покровительница овцеводства); на новгородской иконе «Вмц. Параскева Пятница» (1-я пол. XV в., ГТГ) - по сторонам нимба вмц. Параскевы поясные изображения свт. Николая и В. в епископских одеждах; на 2-рядной иконе XV в. из коллекции Н. П. Лихачёва (ныне ГРМ) свт. Николай и прор. Илия - в верхнем ряду, вмц. Параскева и В. (в голубой фелони, в омофоре, правая рука благословляет, в левой покровенной - Евангелие) - в нижнем ряду. На одной из ранних новгородских икон (2-я пол. XIII в., ГРМ), «Прп. Иоанн Лествичник, вмч. Георгий и сщмч. Власий», меньший по сравнению с центральным образом прп. Иоанна Лествичника масштаб фигур вмч. Георгия и В. связывает их в своеобразное парное изображение, отмеченное и мученическим достоинством святых: у вмч. Георгия - крест в правой руке, у В.- фелонь красного цвета (борода клиновидная, средней длины, правая рука благословляет, в левой покровенной - Евангелие). Близка по времени создания этой иконе двусторонняя костяная иконка (27 ´ 33 мм) посл. трети XIII в. (из раскопок 1969 в Неревском конце Новгорода) также с поясными образами В. на одной стороне и вмч. Георгия на другой. Исключительно патрональным характером обеих икон объясняет выбор святых В. Л. Янин (см.: Янин В. Л. Патрональные сюжеты и атрибуция древнерус. художеств. произведений// Он же. Средневек. город. М., 2004. С. 365-367). Иконы, где В. изображен среди избранных святых, состав к-рых определялся заказчиком и где могли быть представлены небесный покровитель храма, для к-рого икона предназначалась, и наиболее почитаемые святые или святые, соименные членам семьи заказчика, составляют наибольшее число: «Спас на престоле с избранными святыми» (2-я пол.

http://pravenc.ru/text/155013.html

1997. Cat. 2.30. P. 98-100). Иконы XIV в. также написаны на золоте и представлены различными изводами: Богоматерь «Умиление» Островитянка (Νησιτισσα (Μεσονησιτισσα)) 3-й четв. XIV в., по изводу и стилю являющаяся зеркальным переводом чудотворной Донской иконы Божией Матери, созданной на Руси в кругу художников, близких к мастеру Феофану Греку (90-е гг. XIV в.), Богоматерь с Младенцем Филаттуса (Θυλττουσα - Защитница; 1383-1384), а также храмовая икона вмч. Георгия с поясным его «портретом» в воинском облачении, перевязь написана с имитацией лицевого тиснения (3-я четв. XIV в.). К числу личных вкладов принадлежат иконы небольшого размера, напр. «Одигитрия», с преподобным и пустынником на полях (кон. XIV - нач. XV в.). В XVI в. был создан ряд икон для украшения монастырского кафоликона и др. храмов - Великий Деисус (храмовый эпистилий с традиц. Деисусом, дополненным образами 12 апостолов), иконы с Богоматерью и Младенцем на престоле (с эпитетами «Паммакаристос» и «Панимнетос»). К числу богатых вкладов принадлежит житийная икона прп. Павла Ксиропотамского с 12 клеймами деяний и мученичества посл. трети XVI в. (Ibid. Cat. 2. 77. P. 147-148). В среднике образа святому поклоняются стоящие на коленях заказчики, чьи имена подписаны: воевода Валахии (Молдо-Валахии) Петр, его супруга Мария и сын Влант. Е. Цигаридас соотносил указанного Петра с господарем Молдавии Петру Хромым (1574-1579, 1582-1591); при общем повторении принципов и приемов визант. времени житийные композиции имеют узнаваемые детали орудий мучений и архитектурных элементов, создающие эффект натурализма. Подписи сделаны по-славянски. Христос на Престоле. Икона. 2-я пол. XIII в. (мон-рь св. Павла на Афоне) К числу аналойных икон, возможно, принадлежит небольшого размера икона с композицией «Оплакивание (Положение во гроб)», также повторяющая принципы визант. живописи и иконографии; орнамент на полях написан под влиянием вост. искусства. По пропорциям и изводу композиция небольшой иконы, согласно мнению Л. Тоски, имеет сходство с фреской люнета над входом в наос в вост.

http://pravenc.ru/text/2578598.html

Апокалипсис христианина Радослава. Сер. XV в. (Vat. Borg. illir. 12. Fol. 46v) Апокалипсис христианина Радослава. Сер. XV в. (Vat. Borg. illir. 12. Fol. 46v) При относительно небольших размерах фонда среди слав. рукописей В. б. имеется ряд важных в научном отношении памятников. Здесь находятся 2 из древнейших рукописей, входящие в старослав. канон,- глаголическое Ассеманиево Евангелие и кириллический Ватиканский палимпсест. Для истории болг. средневек. книжно-письменной традиции большое значение имеют Барберинский славянский палимпсест , лицевая Хроника Манасси, написанная для царя Иоанна Александра (Vat. slav. 2), сборник богослужебный посл. трети XIV в. (Vat. slav. 26). Ватиканский список Хроники Манасси, украшенный 69 миниатюрами, является также ценнейшим памятником болг. изобразительного искусства сер. XIV в. Серб. рукописи представлены начиная с 1-й пол. XIII в. ( Ватиканское сербское Евангелие ), среди более поздних интерес представляют литургический свиток 3-й четв. XIV в. (Vat. slav. 9), атрибутированный Л. Цернич писцу Иоанникию (иером. Иоанну), работавшему в Палестине и на Синае ( Л. Белешке о писарима неких српских рукописа у манастиру Свете Катарине на Cuhajy//Археографски прилози. Београд, 1982. [Кн.] 4. С. 19-20), украшенное полихромными заставками Евангелие попа Никодима нач. XV в. (Vat. slav. 5) и древнейший (1460-1470) список слав. перевода естественно-научного соч. Симеона Сифа (Vat. gr. 17-48). Письменность боснийских патаренов представлена в В. б. «Апокалипсисом христианина Радослава» сер. XV в., украшенным антропоморфными и зооморфными инициалами и снабженным своеобразным автопортретом писца (Borg. illir. 12). Фонд Borgiani illirici располагает редким по богатству собранием хорвато-глаголических пергаменных богослужебных и церковно-учительных рукописей XIV-XV вв., таких как Миссал 2-й пол. XIV в. (Borgiani illirici. 4), совр. ему 2-томный Бревиарий (Borgiani illirici. 5-6), включающий один из древнейших списков глаголической службы святым Кириллу и Мефодию «Зерцало» (1445) - сборник поучений в переводе со старочеш.

http://pravenc.ru/text/149915.html

Для композиции характерна симметричность, подчеркнутая легким разворотом фигур друг к другу, уравновешенным молитвенным жестом рук (образ Богородицы выделен лишь подножием, на к-ром Она стоит). Единоличные изображения В. известны в миниатюрах рукописей (Синаксарь Давидгареджийской пустыни - Тбилиси. А 648, 1030 г.,- в рост, греко-груз. ркп.- РНБ. O. I. 58. Л. 99 об., 157 об., кон. XV в.); в храмовых росписях (в настенном минологии в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318,- по пояс); на иконах (новгородская шиферная иконка, кон. XIII - нач. XIV в. (ГИМ),- по пояс; на иконе 2-й пол. XV в. из Мурома (ЦМиАР) - по пояс, по сторонам нимба в медальонах на светло-голубом «облачном» фоне в 3/4-ном развороте фигуры Христа и Богоматери, к-рые протягивают (соответственно) святому Евангелие и святительский омофор (как на иконах свт. Николая); на иконе из ц. святых Флора и Лавра в дер. Мегреге в Карелии, кон. XV - нач. XVI в. (Музей изобразительных искусств Республики Карелии, Петрозаводск),- по пояс; на иконе XVI в. (ГТГ, музей П. Д. Корина) - оплечно; на прориси с иконы XVII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Атлас. С. 561. 284) - в рост, правой рукой благословляет, в левой - Евангелие, в архитектурном обрамлении, над ним поясное изображение в медальоне Христа Еммануила), в т. ч. на минейных иконах (минея на февр. из вологодской ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке (кон. XVI в., ВГИАХМЗ); на минейной иконе нач. XIX в. (Устюженский краеведческий музей)). Известны случаи включения В. в состав деисусного чина (резной 11-фигурный ростовый Деисус (Русский Север, кон. XVI в., ГММК) - слева В. соответствует образ вмч. Георгия; Деисус с праздниками и пророками, сер. XVI в. (Тотемский краеведческий музей); на иконе «Воскресение - Сошествие во ад» (2-я пол. XV в., ПИАМ) - в числе святых (по копии-реконструкции А. Н. Овчинникова) в Деисусе на верхнем поле иконы). Житийные циклы В. представлены в мозаиках 1100 г. ц. Сан-Клементе в Риме; во фресковой росписи 1-й трети XII в. в капелле Шато-де-Муан в Берзе-ла-Виль (Франция); на иконе «Св. Власий с 18 клеймами жития», XVII-XVIII вв. (ГЭ). Самый пространный цикл жития, в 58 клеймах, сохранился на «Раме от иконы Власия» из ц. Св. Троицы во Власьевском приходе Ярославля (кон. XVII - нач. XVIII в.- датировка Ю. Б. Комаровой, ЯХМ): начальные 17 клейм содержат рассказ о монашеском подвиге В.; сюжеты клейм 17-58 связаны с испытанием веры, мученической кончиной и посмертными чудесами В., они вплетены в повествование о гонении на христиан: в 12-м представлен сюжет о 7 христианках, последовавших за В., в одном - казнь двух Евгениев, Матфея и Ореста (фрагмент клейма 31).

http://pravenc.ru/text/155013.html

Икона из храма на Липне иллюстрирует наиболее распространенные в новгородской художественной культуре аспекты почитания Н. как целителя (об этом аспекте почитания Н. в культуре и искусстве Новгорода XIII в. см.: Царевская. 2011). Липенский образ имеет масштабное значение, выраженное не только в сложности программы, большом количестве святых, богатстве узоров и цветовых оттенков, но и в подробной вкладной надписи-летописи, упоминающей как создателей и современников иконы в 1294 г., так и заказчиков ее поновления в 1555-1556 гг., при царе Иоанне IV Васильевиче Грозном ( Смирнова. 1976. Кат. 5. С. 170; Иконы Вел. Новгорода XI - нач. XVI в. М., 2008. Кат. 4. С. 100; авт. описания Е. В. Гладышева). Возможно, что сочетание образов Н. как благословляющего архиерея и св. врачей-бессребреников Космы и Дамиана восходило к почитаемому домонг. образу или чудесному явлению, соединившему 3 святых. К этому неизвестному образцу может принадлежать и крест-энколпион визант. работы с городища в урочище Звенигород на р. Збруч (Тернопольский р-н, Украина), на лицевой стороне к-рого образ Н. сопровождается полуфигурами св. целителей Космы и Дамиана (2-я пол. XII - нач. XIII в., Тернопольский краеведческий музей, см.: Корзухина, Пескова. 2003. IX 3/2. С. 232. Табл. 159). С Новгородом связана и икона посл. трети XIII в. (ныне в ГРМ), на к-рой Богоматери с Младенцем предстоят святители Н. и ап. Климент, папа Римский, небесный покровитель архиеп. Климента Новгородского († 1299), при к-ром был построен храм на о-ве Липно и написана мастером Алексой Петровым храмовая икона. На этой иконе Н. отведено более почетное, нежели ап. Клименту место,- по правую руку от Христа - поскольку святитель выступает ходатаем за архиепископа Новгорода в лице его небесного покровителя. Эта функция Н. как авторитетного заступника за представителей высшей церковной иерархии (и даже мирской) нашла воплощение в различных памятниках с портретами самих заказчиков или их св. покровителей на широком пространстве от Балкан до Литовской Руси: в росписи нартекса при ц. Богоматери «Одигитрия» в Печской Патриархии (Косово, Сербия, 30-е гг. XIV в.) Н. с молитвой обращается к Богоматери «Воплощение» вместе со стоящим напротив него архиеп. Даниилом II; в росписи зап. стены в капелле Св. Троицы Люблинского замка (Польша, ок. 1418) Н. представляет сидящим на престоле Богоматери и Младенцу преклонившего колени лит. кор. Ягайло ( Голубев С. И., Пивоварова Н. В. Икона «Богоматерь на престоле со свв. Николой и Климентом» из собр. ГРМ: вопросы иконографии//ГЭ: Культура и искусство христиан-негреков: Науч. конф. Памяти А. В. Банк: Тезисы докладов. СПб., 2001. С. 12-15).

http://pravenc.ru/text/2565634.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010