ГЕРМАН († ок. 1428), Дивный, Белозерский, мон. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Новгородских и Вологодских святых) ГРИГОРИЙ Пельшемский, Вологодский, прп. (пам. 30 сент., в Соборе Вологодский святых и в Соборе Костромских святых) ГРИГОРИЙ И КАССИАН († кон. XIV в.), Авнежские, ученики прп. Стефана Махрищского, преподобномученики (пам. 15 июня, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДИМИТРИЙ (XIV-XV вв.?), прп. (пам. 24 янв., 26 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Цилибинский, Вологодский ДИМИТРИЙ АНДРЕЕВИЧ (не позднее 1483 - не позднее 1544), св. кн. угличский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Прилуцкий ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63 - 1437) Глушицкий, прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ДИОНИСИЙ, ЕФРЕМ, ГЕРАСИМ, ИСААКИЙ († 1538), преподобномученики (пам. в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Обнорские, насельники Павлова Обнорского во имя Св. Троицы Комельского мон-ря ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЗОСИМА Ворбозомский (XV в.), прп. (пам. 4 апр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИГНАТИЙ († 1-я пол. XV в.), прп. Белозерский, молчальник (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Вологодских и Новгородских святых) ИГНАТИЙ (Иван Андреевич; ок. 1480 - 1522 (или 1523, или 1525), прп. (пам. 19 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128849.html

ДИМИТРИЙ Иванович Троицкий (1905-1937), свящ., сщмч, (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Степанович Чистосердов (1861-1919), прот., сщмч. (пам. 26 дек.- в Соборе всех святых Эстонской земли и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Михайлович Шишокин (1879-1918), сщмч., свящ. (пам. 27 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ († авг. 1918), прмч. (пам. 25 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), инок Белогорского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря ДИМИТРИЙ Михайлович Вдовин (1883 - 1942), мч. (пам. 10 апр., в Соборе святых Биробиджанской епархии и в Соборе исповедников и новомучеников Российских) ДИМИТРИЙ Емельянович Власенков (1880-1942), мч. (пам. 22 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Иванович Волков (1871-1942), мч. (пам. 19 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Михайлович Воробьёв (1879 - 1937), мч. (пам. 4 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ДИМИТРИЙ Васильевич Казамацкий (1871-1938), псаломщик., мч. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Михайлович Морозов (1875-1937), мч. (пам. 26 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Иванович Рудаков (1879-1937), мч. (пам. 14 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Спиридонович Спиридонов (1871-1938), мч. (пам. 16 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Крючков (1874-1952), свящ, священноисп. (пам. 27 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (нач. 50-х гг. XIII в.- 1294), св. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кн. переяславский (1263-1294) и новгородский (1259-1293, с перерывами), вел. кн. Владимирский (1276-1294, с перерывами) ДИМИТРИЙ АНДРЕЕВИЧ (не позднее 1483 - не позднее 1544), св. кн. угличский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Прилуцкий

http://pravenc.ru/rubrics/122338_18.html

15585. Л. 124-124 об., 142; список 1656 г.). Они внесли имя М. в свой помянник, сохранившийся в составе синодика Пафнутиева Боровского мон-ря, настоятель к-рого, прп. Пафнутий Боровский, несмотря на запрет Киевского митр. свт. Ионы , продолжал поминать во время богослужения кн. Дмитрия Шемяку и членов его семьи. Канонизация М. совершилась после включения ее имени в Собор Вологодских святых, празднование которому было установлено Вологодским еп. Иннокентием (Борисовым) в 1841 г. Ист.: ПСРЛ. Т. 23. С. 148-149; Т. 24. С. 183; Святые подвижники и обители Рус. Севера. СПб., 2005. С. 56-57, 248-249, 265-266, 297. Лит.: Верюжский. Вологодские святые. С. 306-309; Описание о российских святых. 251-252. С. 120-121; 257. С. 125-126; Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Сев. Руси в татарский период с 1238 по 1505 г.: Биогр. очерки. СПб., 1891. Т. 2 (по указ.); Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Сент. С. 71; Окт. С. 181-183; Будовниц И. У. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: (По «житиям святых»). М., 1966. С. 182; Ключевский В. О. Соч.: В 9 т. М., 1987. Т. 1: Курс рус. истории. С. 353-354; Зимин А. А. Витязь на распутье: Феод. война в России XV в. М., 1991. С. 124, 235. Примеч. 17. А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: ДИМИТРИЙ АНДРЕЕВИЧ (не позднее 1483 - не позднее 1544), св. кн. угличский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Прилуцкий АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской)

http://pravenc.ru/text/2562082.html

ДИМИТРИЙ Васильевич Казамацкий (1871-1938), псаломщик., мч. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Михайлович Морозов (1875-1937), мч. (пам. 26 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Иванович Рудаков (1879-1937), мч. (пам. 14 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Спиридонович Спиридонов (1871-1938), мч. (пам. 16 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Крючков (1874-1952), свящ, священноисп. (пам. 27 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ (Беликов Дмитрий Никанорович, 1852 - 1932), бывш. архиеп. Томский, «митрополит Томский и Сибирский» в григорианском расколе; историк Сибири ДИМИТРИЙ (Вознесенский Николай Федорович, 1871 - 1947), архиеп. Хайларский, церковный писатель, богослов, педагог ДИМИТРИЙ (Григорьев Доримедонт Григорьевич; 1798 - 1882), архим., настоятель задонского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря ДИМИТРИЙ (Любимов Дмитрий Гаврилович, 1857 - 1935), бывш. еп. Гдовский, руководящий деятель иосифлянства ДИМИТРИЙ (Маган Евгений Митрофанович; 1899 - 1969 (1970?)), архиеп. Бостонский и Нью-Инглендский Православной Церкви в Америке ДИМИТРИЙ (Сперовский Николай Андреевич; 1865 - 1923), еп. бывш. Рязанский и Зарайский, историк искусства 98-100 ДИМИТРИЙ II САМОПОЖЕРТВОВАТЕЛЬ [Самоотверженный] (1259 - 1289), блгв. царь единой Грузии (1269/70-1289), мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 марта) 100-101 101-102 ДИМИТРИЙ II ХОМАТИАН († после 1236), архиеп. Охридский (с 1216/17), визант. ученый, писатель, канонист, церковный и политический деятель Эпирского царства 102-103 103-104 ДИМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (нач. 50-х гг. XIII в.- 1294), св. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кн. переяславский (1263-1294) и новгородский (1259-1293, с перерывами), вел. кн. Владимирский (1276-1294, с перерывами) 104-107 ДИМИТРИЙ АНДРЕЕВИЧ (не позднее 1483 - не позднее 1544), св. кн. угличский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Прилуцкий

http://pravenc.ru/vol/xv.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ АНДРЕЕВИЧ (не позднее 2.04.1483 - не позднее 31.08.1544), св. кн. угличский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Прилуцкий, 2-й сын угличского и звенигородского кн. Андрея Васильевича Большого (Горяя) и кнг. Елены Романовны, брат прп. Игнатия Вологодского (в миру Иван Андреевич), внук вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного. Основные сведения о Д. А. содержатся в Постниковском и Пискарёвском летописцах, Житии Д. А., «Житии святаго и благовернаго князя Андрея Васильевича Углецкаго и чад его, благоверных князей Иоанна и Дмитрия, новых страстотерпцев» (оба поздних Жития известны в единственном списке 80-х гг. XVIII в.- ГИМ. Увар. 818), нек-рых Житиях современников Д. А. и др. источниках. Особого внимания заслуживают свидетельства Постниковского летописца, составленного во 2-й пол. XVI в., автор к-рого был хорошо осведомлен о жизни Д. А. Точная дата рождения Д. А. неизвестна. Постниковский летописец отмечает, что в сент. 1491 г., когда княжич был арестован, ему было 7 лет (ПСРЛ. Т. 34. С. 26); в Пискарёвском летописце сообщается, что мальчику было 4 года (Там же. С. 199; в последнем случае имя Д. А. не названо, но из контекста ясно, что речь идет именно о нем). Эти сведения противоречат дате кончины матери Д. А. кнг. Елены, наступившей не позднее 2 апр. 1483 г. (Там же. Т. 6. Вып. 2. Стб. 317; Т. 25. С. 330; Т. 12. С. 214). В Пискарёвском летописце есть сведения о том, что Д. А. умер в 7052 (1543/44) г. «штидесяти» лет (Там же. Т. 34. С. 180; число лет, возможно, округлено), следов., князь родился не позднее 1483/84 г., что близко к дате кончины кнг. Елены и позволяет предположить, что она умерла во время родов Д. А. или вскоре после них. В «Житии... князя Андрея Васильевича Углецкаго и чад его...» рождение Д. А. отнесено к 6986 (1477/78) г. (ГИМ. Увар. 818. Л. 158). 1477 год датой рождения Д. А. считали издатель Жития прп. Кассиана Учемского (Ярославские ЕВ. 1873. 14. Ч. неофиц. Примеч. на с. 115.) и свящ. К. Ярославский ( Ярославский. Стб. 707). Однако в обоих случаях ссылки на источники отсутствуют. По Житию прп. Паисия Угличского, Д. А. род. ок. 6987 (1478/79) г. (Житие Паисия Угличского. С. 137). По предположению Н. К. Голейзовского, Д. А. род. между 1 янв. и 31 авг. 6990 (1482) г. ( Голейзовский. 2002. С. 23). Источники также расходятся в данных относительно того, когда и кем был крещен Д. А. Среди его возможных крестных отцов называют прп. Кассиана Учемского (Житие Кассиана Учемского. С. 115) и прп. Паисия Угличского (Житие Паисия Угличского. С. 137).

http://pravenc.ru/text/178189.html

Акад. библ. А 1–16, л. 556 и след., см. грамоты от 21 февраля, 21 октября и 25 ноября 1568 года). 2) За Кирилловым монастырем в оброчник значится село Ескино (см. л. 298 об.–299), приобретенное в 7067 году (Рукоп. Акад. библ. А 1–17. л. 170–171 об., 146 об–147; Рукоп. Акад. библ. А II–47. л. 63, 146, 184 и друг.). 3) К составу Кирилловской вотчины не принадлежало еще село Воскресенское (Старая Ерга), поступившее в монастырь в декабре 1568 года (Рукоп. Акад. библ. А 1–16, л. 584). Наконец составление «оброчника» в 60-х годах XVI века подтверждается сопоставлениями имен тех жильцов, которые упоминаются здесь по разным монастырским деревням Белозерского края со сведениями сотной 1544 года (Рукоп. Акад. библ. А II–47, л. 471–503). К 60-м года в XVI века монастырское крестьянство в составе своих членов было совершенно иным сравнительно с населением 1544 года. Но тем не менее несколько лиц еще дожили на своих местах с 1544 г. до времени составления «оброчника». Так напр. по сведениям последнего в деревне «Красное» (Погорельского ключа) жил «священник Артемей Ивановской (Рукоп. Кир. библ. 69–1308, л. 26 об.). Сотная 1544 года также отмечает в деревне Красное: «двор, поп Артемей Ивановской, что великого князя ставленье» (Рукоп. Акад. библ. А II–47, л. 473 об. 474). – Нередко в «оброчнике» можно видеть имена сыновей тех крестьян, которые в 1544 году жили в монастырской вотчине. Так, в сотной 1544 года в сельце Кивуй упоминаются крестьянские дворы: двор, Олеша Микифоровъ, двор Оксенко Степанов, двор Левуша Семенов, двор Степанко Микифоров, двор Оксен Микифоров, двор Дениско Сунин» (Рукоп. Акад. библ. А II–47, л. 496). «Оброчник» же в селе Кивуе перечисляет вытчиков: «Леву Олюшина, Тирона да Суръку Оксеновых детей, Стефава Никифорова з детми, Оката да Тимошку Денисовых детей» (Рукоп. Кирил. библ., 69–1308, л. 84 об.). 115 «Того ж месяца в 12 день (т. е. 112-го года) Кирилова монастыря старец Феодосей Борков житник дал поземных семян в деревню Костянтиново осмой жеребей выти Пятому Терентьеву да Меншыку Пахомьеву четверть и с получериком осмины ржи и в тех поземных семянах на них канала взята» (Рукоп.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Когда-то до 1544-го года в селение Боровичи, ныне уездный город Новгородской губернии, находящийся на реке Мете, принесло весной на льдине гроб с телесными останками неизвестного человека 152 , который, явившись во сне некоторым жителям Борович, называл себя Иаковом 153 . Гроб с телесными останками или мощами поставлен был в нарочно устроенную часовню, жители Борович начали иметь к мощам веру и от них начали совершаться чудеса. В 1544-м году архиепископ Новгородский Феодосий, вероятно, быв вызван просьбою к нему жителей Борович об установлении празднования Иакову, как святому, послал в Боровичи соборного Софийского священника и диакона «смотрети у часовни мощей Иаковлих и о чюдесах испытати многими людьми и священники». Получив от священника и диакона составленный ими «обыск» или акт свидетельствования мощей и дознания о чудесах (он от 2-го Июля 1544-го года) 154 , архиепископ обратился с спросом к митрополиту Макарию, как поступить. Митрополит прислал архиепископу грамоту, в которой предписывал: избрать игумена честного монастыря, священника и диакона и послать их «те честные и святые мощи пренести и близь стоявшия новае (новые) церкви (т. е. церкви, стоявшие близь часовни, в которой лежали мощи Иакова) Сшествия Святого Духа положите у сторонних (боковых) у южных дверей (и) погребален служити». Получив грамоту митрополита, архиепископ послал в Боровичи (6-го Октября 1544-го года) игумена Антонова монастыря Константина, соборного священника и диакона и приказал им: «изо окрестных мест согласити (им) к собе игуменов и попов и диаконов и соборне собрався пети понахиду у гроба того святого Иакова и пев понахиду те святые и честные и многочюдесные мощи пренести и близь новае церкви Сшествия Святого Духа положите у сторонних у южных дверей, да над ним тут у церкви погребален служити соборне же, да будут мощи его преже сего в земле были, и те его честные мощи земле предати, а будут мощи его на верху земли стояли, и ныне их на верху земли положити, а раку над мощами учинити и свещу (в) возглавье его поставите, да и гробницу над ним устроити и обедню служити по нем соборне». При этом архиепископ предписывал жителям Борович и окрестных мест и Боровичским священникам: «и как игумен Константин у вас уставит время при(е)несению мощей его (Иакова), и вы бы к тому дни раку и покров и гробницу и свещу ко гробу его изготовили и на принесение бы еста честных мощей его вы дети боярские и старосты и рядовичи и все православные крестьяне шли и ж женами и з детми своими и (всяк) возраст благочестивого народа, и раце бы естя святыя мощи предали честно и благоговейно, со свещами и милостынями, елико ваша сила; да в который день пренесенье святых мощей совершится (оно совершено было 23-го Октября 1544-го года), и вы бы игумены и священници тех мест впрок в тот день потом преподобному Иакову уставили память чинити на всяк год на принесенье честных мощей его, пев панихиду и обедню служите соборне в род и род до века».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

соглашений с лютеранами, а также о важности повышения авторитета католич. Церкви путем внутренних реформ как на уровне приходов и диоцезов, так и на уровне Римской курии, отдельные сотрудники которой сочувствовали ереси, Караффа изложил в 1532 г. в докладной записке папе Римскому Клименту VII (Memoriale, также Informatione mandata a Clemente VII dal vescovo teationo; текст см.: CTrident. Vol. 12. P. 67-77). В борьбе с протестантами Караффу поддерживал Джироламо Алеандро, архиепископ Бриндизи (1524-1541), в 1533 г. назначенный нунцием в Венеции (до этого он трижды был нунцием в Германии, в т. ч. с папским поручением предотвратить мирное соглашение между герм. католиками и протестантами). В 1529 г. папа Климент VII поручил Караффе контроль за правосл. греч. общиной в Венеции. Еще до того как в июне 1536 г. папа Римский Павел III (1534-1549) объявил о созыве Собора, к-рый должен был заседать в Мантуе, была создана комиссия из 9 прелатов и богословов, в ее состав вошли: кард. Гаспаро Контарини (1483-1542); Дж. П. Караффа; Джан Маттео Джиберти (1495-1543), епископ Вероны, с 1528 г. успешно проводивший церковные реформы в своем диоцезе (о них см. в ст. Контрреформация ); Якопо Садолето (1477-1547), епископ Карпантра; Федериго Фрегозо (ок. 1480-1541), титулярный архиепископ Салерно; Реджиналд Пол (1550-1558), один из наиболее активных противников протестант. реформ англ. кор. Генриха VIII ; Грегорио Кортезе (1483-1548), влиятельный бенедиктинский монах и аббат; архиеп. Дж. Алеандро, хорошо знакомый с церковной ситуацией в Германии; доминиканец Томмазо Бадиа (1483-1547), исполнявший обязанности магистра Священного дворца, т. е. офиц. теолога Папского престола. 22 дек. 1536 г. папа возвел Караффу в достоинство кардинала-пресвитера (15 янв. 1537 Караффа получил титулярный храм св. Панкратия, позднее - др. титулярные храмы; с янв. 1541 по янв. 1542 был камерленго коллегии кардиналов; с 17 окт. 1544 - кардинал-епископом Альбано, занимал впосл. др. субурбикарные кафедры; с 11 дек.

http://pravenc.ru/text/2578529.html

Епископ Суздальский Иона (Собина; 1544–1548) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 15 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 В 1544 году 21 февраля на место скончавшегося Суздальского епископа Ферапонта (1539–1543) Митрополит Макарий (†1563; пам. 30 дек.) с Собором архиереев поставил из архимандритов Чудова монастыря владыку Иону (Собину) 1 . Его настоятельство в кремлевской обители П. Строев датирует 1518–1544 годами 2 . Однако самое раннее упоминание об игумене Ионе встречается в монастырской купчей грамоте, датируемой январем 1516 года 3 , что позволяет отодвинуть дату его возведения в архимандриты по крайней мере на два года ранее. К этому времени ему было более 30 лет, условно — около 40 лет. Таким образом, можно предположить, что родился он при Митрополите Геронтии (1473–1489) и при Великом князе Иоанне III (1462–1505). Очевидно, будущий Владыка принял монашеский постриг в Чудовом монастыре. Подвизаясь здесь, он мог видеть сведенного с престола Новгородского архиепископа Геннадия (†1505; пам. 4 дек.), который после своей кончины был погребен в гробнице основателя Чудова монастыря, святителя Алексия (†1378; пам. 12 февр.). Возведение инока Ионы в Чудовские архимандриты совершил Митрополит Варлаам (1511–1522). Сохранились некоторые сведения, относящиеся ко времени его настоятельства. При архимандрите Ионе в монастырь давались земельные вклады и приобретались имения 4 . Из вкладов в виде книг следует назвать пергаменный сборник XIV века с поучениями аввы Дорофея 5 . В 1543 году певчий дьяк Митрополита Макария Филипп, принявший постриг с именем Феодосия, дал в Чудов монастырь Кормчую книгу 1499 года “по своей души при архимандрите Ионе” 6 . Раннее же летописное упоминание об архимандрите Ионе относится к осени 1518 года, когда в Чудовом монастыре произошло исцеление “человека разслаблена” у мощей Митрополита Алексия. Летописец отмечает, что это произошло во время Великого князя Василия III, Митрополита Варлаама “и архимандрита Ионы честнейшиа тоя обители” 7 . В 1519 году произошли новые чудеса-исцеления у гроба святителя Алексия. Чудовский настоятель сообщил об этом Великому князю и Митрополиту, который затем соборне совершил молебенное пение у святых мощей Чудотворца 8 . В 1535 году в Чудовом монастыре сонм духовенства совершил переложение мощей святителя Алексия “в раку сребряну”. В летописи вслед за именами иерархов, участников этих торжеств, назван также и “архимандрит Иона обители тоа” 9 .

http://pravmir.ru/episkop-suzdalskiy-ion...

—96— Николая чудотворца свою ругу, а списаньице когда-то до открытая мощей утратилось. Сам составитель жития князя Андрея не придает ходившим рассказам полной веры, ибо говорит: «глаголют же о сем князе Андрее в повестех нецы сице..., аще истинна суть (повести), един Бог весть» 1319 . Обращаемся ко второму случаю. Когда-то до 1544-го года в селение Боровичи, ныне уездный город Новгородской губернии, находящийся на реке Мсте, принесло весной на льдине гроб с телесными останками неизвестного человека 1320 , который, явившись во сне некоторым жителям Борович, называл себя Иаковом. Гроб с телесными останками или мощами поставлен был в нарочно устроенную часовню, жители Борович начали иметь к мощам веру и от них начали совершаться чудеса. В 1544-м году архиепископ Новгородский Феодосий, вероятно, быв вызван просьбою к нему жителей Борович об установлении празднования Иакову, как святому, послал в Боровичи соборного Софийского священника и диакона «смотрети у часовни мощей Иаковлих и о чюдесах испытати многими людьми и священники». Получив от священника и диакона составленный ими «обыск» или акт свидетельствования мощей и дознания о чудесах (он от 2-го июня 1544-го года) 1321 , архиепископ обратился с спросом к митрополиту Макарию, как поступить. Митрополит прислал архиепископу грамоту, в которой предписывал: избрать игумена честного монастыря, священника и диакона и послать их «те честные и святые мощи пренести и близь стоявшия новае (новые) церкви (т. е. церкви, стоявшие близь часовни, в которой лежали мощи Иакова) Сшествия Святого Духа положити у сторонних (боковых) у южных дверей (и) погребален служити». Получив грамоту митрополита, архи- —97— епископ послал в Боровичи (6-го октября 1544-го года) игумена Антонова монастыря Константина, соборного священника и диакона и приказала им: «изо окрестных мест согласити (им) к собе игуменов и попов и диаконов и соборне собрався пети понахиду у гроба того святого Иакова и пев понахиду те святые и честные и многочюдесные мощи пренести и близь новае церкви Сшествия Святого Духа положити у сторонних у южных дверей, да над ним тут у церкви погребален служити соборне же, да будут мощи его преже сего в земле были, и те его честные мощи земле предати, а будут мощи его на верху земли стояли, и ныне их на верху земли положити, а раку над мощами учинити и свещу (в) возглавье его поставити, да и гробницу над ним устроити и обедню служити по нем соборне».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010