Скачать epub pdf Утреня по современному уставу русской церкви В современном богослужении русской церкви имеется три вида утрени: 1) полиелейная, 2) с великим славословием и 3) вседневная. Утреня полиелейная составляет особенность воскресного богослужения и праздников со знаками в уставе Å, È и . Совершается она или в соединении с великой вечерней, образуя вместе с последней всенощное бдение, изложенное во второй главе типикона, или в отдельности от вечерни, в соответствии с 7 главой типикона. Вопросу соединения бденны и полиелейных праздников с воскресной службой посвящены 3 и 4 главы типикона, а соединению тех же праздников с субботой – 15-я. Утреня с великим славословием совершается в дни памяти святых с красным знаком в уставе (. Кроме того она совершается в дни отдания двунадесятых праздников, хотя бы в эти дни не было памяти празднуемого святого, например, 23 августа или 31 декабря. Великое славословие также полагается в субботы: сырную, 5 седмицы великого поста, Лазареву и Великую, в преполовение пятидесятницы, в отдание пасхи и в день Святого Духа. Специальной главы в уставе, где бы излагался этот вид утрени полностью, нет, так как до пения хвалитных псалмов (“Всякое дыхание да хвалит Господа”) в части последования чина она совершается как вседневная, с пения же этих псалмов – как полиелейная. Утреня вседневная совершается в дни памяти святых с черным знаком в уставе (  или без всякого знака. Порядку отправления этого вида утрени посвящена 9 глава типикона, а для субботнего дня – 12-я. Кроме того, в части переменного состава песнопений даются обстоятельные указания в “Указе о службах всея седмицы” и в “Указе о службе субботней”, помещенных в конце 1 и 2 части октоиха. Постоянный состав песнопений всякой утрени вообще содержится в часослове при псалтири следованной, а ектении и иерейские молитвы – в служебнике. Указания, касающиеся отдельных песнопений, даны в специальных главах типикона: в 11 главе о каноне, в 16 – о светильнах, в 17 – о кафизмах, в 18 – о том, когда следует отправлять канон праздничным порядком (“Поем Господеви”) и когда вседневным (“Господеви поем”); в 19 о рядовой катавасии, в 20 – о днях, когда поется “Честнейшую”, о пении тропарей гл.52. Отдельные частные указания содержатся на ряду в синаксарной части типикона, в минеях, октоихе и триодях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Иконография Сретения Господня До IV в., когда цикл важнейших годовых праздников ограничивался лишь тремя – Пасхой, Пятидесятницей и Епифанией (Богоявлением), известий о праздновании Сретения нет. Древнейшим исторически достоверным свидетельством о богослужебном праздновании Сретения на христианском Востоке является «Паломничество ко Святым местам» Этерии (Сильвии), датируемое концом IV в. 13 февраля, 2009 До IV в., когда цикл важнейших годовых праздников ограничивался лишь тремя – Пасхой, Пятидесятницей и Епифанией (Богоявлением), известий о праздновании Сретения нет. Древнейшим исторически достоверным свидетельством о богослужебном праздновании Сретения на христианском Востоке является «Паломничество ко Святым местам» Этерии (Сильвии), датируемое концом IV в. Сретение Господне – праздник, воспоминание о котором звучит в православном богослужении ежедневно: это молитва св. Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши», упоминаемая в числе вечерних песней уже Апостольскими Постановлениями Для Церкви реальность, очевидность уготованного Господом спасения есть, конечно, не только засвидетельствованная в Евангелии встреча благоговейным старцем Богомладенца Христа, но ежедневно возобновляемое духовное переживание (архиепископ Симеон Солунский). Как евангельский текст, так и святоотеческие творения подчеркивают богоустановленность, законность этой встречи: «Ветхий деньми, в древности давший закон Моисею, ныне видится нам Младенцем, и будучи Сам Творцом и исполнителем закона, по этому закону приносится в Храм и старцу дается» (стихира на литии). Сретение – праздник Господский, посвященный непосредственно Христу. Однако по своему богослужебному содержанию он исключительно близок праздникам Богородичным и в древности рассматривался как праздник, посвященный Матери Божией. Как отмечает известный иконописец инок Григорий Круг, на иконе праздника изображение Христа и Матери Божией равны по своей значительности: Младенец Спаситель, сидящий на руках Богоприимца Симеона, принимающего на руки свои Спасителя и являющего собою как бы ветхий мир, исполняющийся Божеством, и Матерь Божия, вышедшая на крестный путь – отдание Сына Своего на спасение мира. И вся икона в своем построении выражает эту двойственную природу праздника, радость Сретения и страстную скорбь, то, что заключено в словах Симеона Богоприимца, пророческий смысл слов старца: «се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк. 2:34). Эти слова полны эсхатологического смысла, относящегося ко всему служению Спасителя, исполнены прозрения конца времени и чаяния грядущего Суда и будущего века. И таким же эсхатологическим смыслом исполнены слова, обращенные к Матери Божией: «несение всех скорбей мира ради спасения падшего человеческого рода»

http://pravmir.ru/ikonografiya-sreteniya...

Преполовение Преполовение Пятидесятницы относится к древним христианским праздникам. Если начало его нельзя видеть в установлениях апостольских правил (37) и собора антиохийского (20) о собрании поместных соборов на четвертой неделе Пятидесятницы, то уже во времена св. Иоанна Златоуста он является существующим и установленным Церковью . В V веке Анатолий константинопольский, в VII преподобный Андрей критский , в VIII св. Иоанн Дамаскин , в IX преподобный Феофан исповедник – воспели Преполовение в духовных песнях, которыми и теперь Церковь восхваляет Господа в Преполовение Пятидесятницы. Праздник этот посвящен воспоминанию учения Иисуса Христа в преполовение ветхозаветного праздника кущей ( Иоан. 7:14–36 ). Последний, восьмой, день этого праздника сопровождался замечательнейшим обрядом. При бесчисленном стечении народа первосвященник выходил из храма Соломонова к источнику Силоамскому у подошвы Сиона; золотою чашею черпал светлую и чистую воду; при звуке труб возвращался в храм, смешивал воду с вином и возливал на жертвенник. Народ во время этого обряда не умолкая пел великое аллилуйя, то есть шесть псалмов (112–117). От божественного учения Господа преполовение сделалось праздником для Церкви Христовой. Однако ни в Церкви восточной, ни в древней русской этот праздник, надо полагать, не имел никаких особенностей, которые бы выделяли его из ряда других церковных праздников. Праздничные службы этого дня совершались с отличиями, свойственными всем средним праздникам: «В среду Преполовения вечер и утро благовест и звон с реутом, а поют по уставу, на 9 песни благовест в реут же немного. В Преполовениев день на литургии задостойник Чужде матерем, и на отдание той же, а до отдания святейший (патриарх) петь не указал». Так было в Москве до начала XVII века. В самом начале этого века ко дню Преполовения были присвоены воспоминания из русской жизни и приурочены молитвословия, отвечавшие тогдашним потребностям. Начало XVII века было временем тяжелых испытаний для Московской Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Скачать epub pdf – Алексей Сергеевич, можно предположить, что это очень древняя традиция – совершать священнодействие перед заходом солнца. Христиане приняли ее вместе с Ветхим Заветом? – Да, сама традиция совершать особое богослужение вечером восходит к Ветхому Завету. В Пятикнижии Моисеевом есть указания на то, что в ветхозаветные времена совершалось два жертвоприношения – одно вечером, другое утром. И также была традиция вечером возжигать и вносить в скинию светильник и до утра наблюдать, чтобы он не погас. Христиане отчасти переняли эту традицию: они собирались именно по вечерам, после трудового дня, молились и устраивали агапы – трапезы любви. Как известно, у христиан изначально не было жертвоприношений: ведь Христос не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление ( Евр. 9, 12 ). Но на связь хрис­тианской вечерни с древними жертвоприношениями указывает одно из самых ранних ее песнопений – псалом 140-й: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моея – жертва вечерняя. О чем здесь говорится? О том, что молитва – воздетые к Богу руки – заменяет вечернее жертвоприношение. Поэтому вечерня – молитвенное освящение вечернего времени – своим основанием имеет текст этого псалма. – Вечерня сегодня – завершает минувший день или она отнесена к дню завтрашнему? – В сегодняшней нашей церковной традиции вечерня открывает собой наступающий, завтрашний день. Приходя в церковь по субботам и накануне праздников, мы видим, что вечерня входит в состав всенощного бдения, но по будним дням она совершается и отдельно. Перед вечерней всегда совершается девятый час – он как бы завершает уходящий день, а вечерня начинает день завтрашний. Впрочем, из этого правила есть исключения: на Страстной седмице во все дни вечерня является последним богослужением дня настоящего. Также в случае престольного праздника на вечерне совершается отдание этого праздника, так что получается, что вечерня еще относится к дню нынешнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Скачать epub pdf 53. Седмица 6 по Пасхе. Вознесение Господне. Значение праздника Вознесения Господня (Лк. 24:36–53) «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа...» 76 . Вчера, братия сестры, святая Церковь отпраздновала отдание Пасхи. Сорокадневное празднование светлого Христова Воскресения тем самым было закончено. В эти истекшие сорок дней мы призывались пережить как бы и своё собственное воскресение, точнее, своё совоскресение с Христом. Наша душа должна была войти в новое, высшее состояние, испытать особое духовное просветление, обновление. Воскресший Христос возводил нас «от смерти к жизни и от земли к небеси». Мы «смерти праздновали умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало». Любя воскресшего Христа, мы призывались любить, «обнимать друг друга», любить всё окружающее. О счастливое, о блаженное время! Как много духовно приобрёл тот из нас, кто в эти сорок дней, имея духовную, жажду, пил чашу «воды живой», был в непрерывном духовно-благодатном общении с воскресшим Христом и со своими ближними. Воскресение Христово, как об этом мы уже не раз говорили раньше, явилось залогом и началом (начатком) и нашего воскресения ( 1Кор. 15:20 ). Христос своей смертью «смерть поправ», избавил нас от торжества смерти, от безраздельного господства её над нами, говорили и говорим вместе с апостолом: Смерть, где твоё жало, ад, где твоя победа ( 1Кор. 15:55 ). Мы говорили и говорим вместе со святителем Иоанном Златоустом : «Воскресе Христос, и ни единого во гробе. Ни один из умерших не останется на веки вечные во гробе, в земле. Все восстанут силой Божией при втором пришествии Христовом в телах нетленных, бессмертных, небесных. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и все мы воскреснем. Воскреснем в таком же преображённом, нетленном, небесном теле, в каком воскрес и Христос. Вострубит труба, – говорит апостол, – и мёртвые восстанут нетленными, бессмертными..., и смерть пожерта будет победою ( 1Кор. 15:52–54 ). Вот о чём, между прочим, говорит нам воскресение Христово, вот каково значение его для нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Закрыть itemscope itemtype="" > Смысл человеческой жизни — преображение души 28.08.2020 1237 Сегодня отдание праздника Преображения Господня, предлагаем вспомнить это событие земной жизни Христа и поразмышлять, как и зачем людям нужно преображать свою душу. Рассказывает глава миссионерского отдела епархии протоиерей Евгений Соколов. — Если цель человеческой жизни — достигнуть Царства Небесного, то смысл жизни — преображение души. Если каждый день, который нам дарует Господь, мы не используем для преображения души, в духовном плане этот день вычеркнут из нашей жизни. Мы много заботимся о преображении своего физического облика, интеллектуального и так мало заботимся о духовном состоянии, ибо только преображенная душа помогает нам правильно использовать данные нам физические и интеллектуальные дары. Когда этого нет, наступает мрак, бездушие и бездуховность, которые мы ощущаем в сегодняшнем мире. В конечном итоге, что такое выбор веры? Это выбор тех правил, законов, догматов и канонов, по которым мы развиваем нашу душу. Все эти правила предписывают нам те или иные действия духовной жизни. Мы не возмущаемся, когда в школе нас заставляют писать контрольные, сдавать экзамены и зачеты, потому что понимаем: это необходимо, чтобы контролировать, как развивается наш ум. Те духовные правила, которые мы выбрали — это то, как мы будем совершенствовать свою душу. Еще раз напомню, когда Русь приняла Православие, встал вопрос, какой устав богослужения взять: студийский или иерусалимский. Выбрали второй, потому что он более сложный и трудный, содержал большую духовную нагрузку. Наши предки понимали, что чем сложнее духовная нагрузка — тем больше шансов преобразить свои души. Мы читаем в Евангелии, как на горе Фавор Христос показывает, какой может быть преображенная человеческая плоть, каким мог стать человек, если бы он не совершил страшное преступление бегания креста в райском саду. Однажды, будучи еще студентом, я был в высокоинтеллекуальной компании. Там разговаривали о многих нужных и важных проблемах современной науки. Среди прочих сидел молодой аспирант, который только поддерживал разговор, но не принимал активного участия в общем диалоге. Я знал, что он глубоко верующий человек, и когда он стал собираться домой, я напросился к нему в попутчики. А когда мы с ним шли, я увидел подлинное преображение: какая ясность и глубина мыслей у него была, какие аргументация, содержание и слог. Я увидел, как красив был в духовном плане этот молодой человек. Но там, в той компании, он не показывал свою красоту.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/28/smysl_...

1945 год. ГОСПОДИ, БЛАГОСЛОВИ! 18-го июня был освобожден. 5-го июля получил назначение быть мне Архиепископом Алма-Атинским и Казахстанским. С 21-го августа был в Москве до 17/IХ. 22 октября выбыл в Алма-Ату, куда прибыл 26-го Х. Был встречен о. благочинным Михаилом Серебряковым, протодиаконом о. Михаилом и членом ц/с. Накануне 28-го служил первую Всенощную и Литургию в Казанской церкви. Вступительная речь – о трудностях служения пастырского; просьба молиться за нас, пастырей, приглашение сделать сбор нп сирот Священной войны. Собрано 1200 р. Ноябрь. 8 . Среда. Престольный праздник в селе Тургень, куда был приглашен послужить. Туда и обратно ехал на грузовой машине, в грязи и пыли. Слово: о сотворении Ангелов; их служение роду человеческому в Ветхом Завете и Новом; Случай служения. Они укрепились в святости и не могут согрешить. И мы должны стремиться к этому. Нужно веру соблюдать крепко, [неразборчиво]; надежду, любовь. Смирение и под. 19 . Воскресение. Служил Божественную Литургию в Казанском храме. Слово: среди болезней самая тяжелая – беснование: теряется образ Божий у одержимого; исцеление б. гадаринского – это один из случаев подобных исцелений. Как народ к этому отнесся? Как книжники? Слова Иисуса Христа о хулении на Духа Святаго (См. Мф. 12 ). Что есть хула на Сына человеческого? Что хула на Духа Святаго? Примеры: Арий, Несторий и др. еретеки. И мы можем не похуляя Господа впадать в сей грех: пьянство, разврат и под., если делаем сознательно и не каемся. Может ли Господь простить хулу? Да! При условии покаяния; Господь и Иуду простил бы, и демона, если бы покаялись. Как мы должны относиться к неверующим (ближним нам), или впадшим в грех хулы? Убеждать кротко, силою Истины и слезной молитвой. Пример: молитва Моники об Августине. Не гоните их, не оставляйте их, молитесь о них, «всяк просяй приемлет». Сие буди, буди... Декабрь. 31 . Воскресение. Служил Литургию в храме Казанской Божией Матери. Отдание Рождества Христова. Как во время Святок вспомнилось детство милое, как впервые вошел в храм на Рождество Христово, обстановка храма – чудное состояние души – почему этих переживаний у нас нет теперь? Суета, грехи, мир и т. п. похитили. 1946 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Слова на двунадесятые и великие праздники " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление От издательства Издательство «Сибирская Благозвонница» публикует издание богослужебных проповедей митрополита Омского и Таврического Владимира (Икима) под названием «Слова на двунадесятые и великие праздники», являющихся органичным дополнением его цикла богослужебных проповедей на Евангельские и Апостольские чтения на каждый день года под названием «Вечное сокровище», выпущенного в четырех томах и охватывающего период 1–25 недель (седмиц) по Пятидесятнице (всего 448 проповедей). В рамках цикла «Вечное сокровище» готовится к изданию также собрание проповедей «Врата покаяния» и «Сияние Пасхи», объемлющие период Великого поста и Пятидесятницы. Нынешний том содержит в себе 73 проповеди: 1) на двунадесятые праздники: Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во Храм Пресвятой Богородицы, Рождество Господа Иисуса Христа, Крещение Господне (Богоявление), Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господа Иисуса Христа, Пятидесятница (Святой Троицы), Преображение Господа Иисуса Христа и Успение Пресвятой Богородицы; 2) на великие праздники: Обрезание Господа Иисуса Христа, Рождество Иоанна Предтечи, праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи и Покров Пресвятой Богородицы; 3) на прочие дни: Новый год, юбилеи Святейшего Патриарха Алексия II и Святейшего Патриарха Кирилла. В книге также помещены Слова не только на сами дни двунадесятых праздников, но и на их предпразднство, попразднство и отдание праздника. Ведь, по словам автора, христианские праздники, как известно, имеют вневременное измерение – ведь мы с вами живем в эпоху Нового Завета, когда врата Царствия Божия отверсты всем желающим войти в него и уже никогда не закроются. Поэтому Церковь и установила отмечать предпразднство таких великих дней, чтобы мы могли успеть должным образом подготовить к ним свою душу, начать заранее размышлять о смысле праздника и не забывать о нем в нашей повседневной суете, потому что каждый из святых дней Православия заключает в себе очень важные для нас события и примеры, глубочайшие духовные смыслы, открывающие нам каждый раз новые, еще не исследованные грани подлинной жизни в Боге и с Богом.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Рассказы Рассказы Никифорова-Волгина представляют собой эпизоды из жизни христиан в России: свт. Филарет, излечивший Пушкина от отчаяния; участник кощунственного представления, начав издевательски читать Евангелие обретает веру; старик, приводящий внука на место разрушенного храма; дневник гонимого священника; впечатления ребёнка от праздника Богоявления… В собрание вошли следующие рассказы Никифорова-Волгина: Пушкин и митрополит Филарет Великая суббота Великий пост Весенний хлеб Дорожный посох Древний свет Кануны Великого поста Крещение Молитва Отдание Пасхи Певчий Радуница Светлая заутреня Святое святых Солнце играет Тайнодействие Торжество православия Рассказы Пушкин и митрополит Филарет В Николин день 1828 года митрополит Филарет окончательно решил уйти на покой. Он сел за письменный стол, взял большой лист плотной голубой бумаги, осмотрел гусиное перо, перекрестился и стал писать: «Всемилостивейший Государь! Священный долг служить Вашему Императорскому Величеству верою и правдою особенно вожделенным для меня делает благодарность к милостям и благодеяниям Вашего Императорского Величества, неизреченно для меня великим…» Тут он остановился и задумался: — Да, тяжело мы пишем… Тяжело — Пушкин учит, как писать, да не слушаемся… Да… Пушкин… Александр Сергеевич… Упрямые и жестоковыйные мы люди! Митрополит опять заскрипел гусиным пером: «Но, при сознании внутренних моих недостатков, немощь телесная, в течение немалого времени едва преодолеваемая принужденными усилиями, наконец, отнимает у меня надежду соответствовать обязанностям вверенного мне служения…» — Я устал! От всего я устал! — сказал он вслух, не отрываясь от письма. — С душою некогда побеседовать! «Посему приемлю дерзновение Ваше Императорское Величество всеподданнейше просить об увольнении меня от управления вверенной мне епархиею и дозволить избрать жительство в одном из монастырей…» — Да, тяжелый язык, тяжелый! — опять подумал митрополит, скрепляя прошение подписью:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 16. Великий старец Амвросий (Гренков) Это было время, когда Господь укреплял в духе сокрушенного недугами старца Амвросия, – духовные силы его так очевидно проявлялись, что мало кто думал о его немощах. Он был в Оптиной светильник, светяй и горяй (ср.: Ин.5:35 )... Люди к нему не сразу пошли. Отец Макарий, видя его скрытые от других дары, начал передавать ему некоторых своих духовных чад. Иноки еще мало обращались к отцу Амвросию. Но вот он принял великое наследство от покойных своих наставников, а затем от года к году росли людские потоки, текшие к его скитскому домику. Он родился 23 ноября 1812 года в селе Липовицы Тамбовской губернии в семье пономаря Михаила Феодоровича Гренкова (мать его звали Марфой Николаевной). Дед его был священником храма и благочинным. Младенца назвали Александром в честь святого благоверного князя Александра Невского. День рождения младенца пришелся на день памяти этого святого князя, защитника нашего Отечества. А шли попразднственные дни Введения во храм Приснодевы Марии, отдание праздника совершено было 25 числа. Богородица как бы встретила пришедшего в мир будущего оптинского монаха-старца, уготовала ему витальницу во Введенской пустыни, убогую, но дорогую для многих и многих тысяч православных людей. Двенадцати лет он стал учеником первого класса Тамбовского духовного училища, которое окончил первым по успеваемости учеником. В июле 1830 года он был принят в семинарию. И здесь учился хорошо. Один его соученик вспоминал: «Тут, бывало, на последние копейки купишь свечку, твердишь-твердишь заданные уроки, он же (Гренков) и мало занимается, а придет в класс, станет наставнику отвечать – точно как по писаному, лучше всех» 272 . В июле 1836 года Александр Гренков окончил курс. За год до этого он перенес тяжелую болезнь. Была минута, когда ему стало так плохо, что он дал обещание Господу идти в монастырь, если встанет от этой болезни здрав. Господь воздвиг его от одра болезни, но в обитель он пришел только через четыре года. Была внутренняя борьба – с самим собой, так как мир оставался для юноши еще очень заманчивым. Полтора года он занимал место домашнего учителя у одного помещика. А 7 марта 1838-го заступил на должность педагога-наставника в первый класс Липецкого духовного училища. Затем стал преподавателем греческого языка в одном из старших классов. В свободное время он, имея общительный характер, любил поговорить и пошутить с товарищами-учителями. Но данный им Господу обет беспокоил его совесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010