Поучение в навечерии Преображения Господня «Приидите ныне лучшим изменимся изменением, себе на утрие добре уготовим – на гору предвзыти Божию святую» (Стих. 3 на предпр. Преображения Господня – на Вечерни). Так святая Церковь приглашает нас ныне – уготовить себя лучшим изменением к завтрашнему восходу на св. гору Божию, чтобы нам не слышать только о Преображении, но и видеть его! Почему? Потому, во-первых, что Преображение Господне само по себе есть одно из самых восхитительных для духа и сердца зрелищ; а во-вторых, потому, что происходившее на Фаворе со Спасителем должно выразится и над нами, ибо каждого христианина, по слову Апостола, ожидает преображение от славы в славу ( 2Кор.3:18 ). Преображение Господа есть образ нашего преображения. Как же нам не желать узреть сей Божественный Образ? И так, приидите уготовим себе взыти на гору Божию святую. Как взыти? В настоящее время мы можем взойти на гору Господню только мысленно, и видеть Фаворское событие только духовно, а не чувственно. Но такой восход и такое видение, по самому существу своему, требуют духа чистого и возвышенного, мысли легкой и удободвижной, сердца – свободного от земных уз и пристрастий. Чей дух подавлен плотию, кто в плену у страстей, омрачен разными похотями, покрыть прахом суеты, тому никогда не видеть славы Преобразившегося Господа. Чтобы насладиться Фаворским зрелищем, для сего необходимо оставить все, не только греховное, но и все земное. Тут место одной вере Петра, одной любви Иоанна, одному упованию и терпению Иакова. Но кто сим доволен? ( 2Кор.2:16 ) Где искать таких добродетелей? Церковь знает сие, ведает нечистоту и тяжесть нашу, видит крайнюю неспособность многих – перенестись чистою мыслию на Фавор и быть в духе самовидцами Бож. славы преобразившегося Господа: посему и советует с таким усердием всем предуготовить себя добре на утрие к сему подвигу, и измениться лучшим изменением. Изменение сие, конечно, не наружное только – праздничное, а внутреннее, и должно состоять, во 1-х в перемене чувств, чтобы сердце, сколько можно, более освободить от привязанности к видимым, тленным благам, и обратить к ощущению радости духовной и блаженства небесного, являющегося в лице Спасителя; во-вторых, в перемене мыслей, чтобы ум, занимавшийся понятием вещей дольних, суждением о делах житейских, обратился к созерцанию тайн веры и надежды, открывающихся на Фаворе; в 3-х, в перемене воли, чтобы она, оставив все нечистые и богопротивные правила, коими руководствуется в действиях, обратилась к воле Божией, решилась слушаться во всем закона и Евангелия, а не своих предрассудков и похотей. Только такое изменение есть по истине лучшее, а все прочие, делаемые для праздника, суть худшие. Изменившийся таким изменением, и только он один, способен взойти на Фавор и видеть славу Преображения.Но можно ли в такое короткое время, какое остается доутрия, произвести в себе столь великую перемену?

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Поучение в неделю крестопоклонную «Кресту Твоему покланлемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим» (Тропарь св. кресту). Святая Церковь , вынося из глубины алтаря с престола животворящий крест Господень и предлагая его для поклонения и лобызания верных, какую мысль имеет? Ту мысль, чтобы истинные чада ее, проходящие поприще поста и борющиеся со своею многострастною плотию и с диаволом, который во время поста особенно разжигает стрелы свои в плоти их, – взирая на крест и живо представляя себе страдания Господа нашего Иисуса Христа, нашего ради спасения претерпенные Им в пречистой Своей плоти, – укрепились чрез то на борьбу со своею плотию, с ее страстями и похотями, и чтобы не жалели распинать ее в страстях ее и мужественно боролись с противником, ополчающимся на нас многоразличными искушениями. Смотрите, как бы так вещает нам Господь со креста, что претерпел для вас Я воспринятой Мною для вашего спасения плотию Моей пречистой, неприкосновенной ни для какого греха: вы ли откажетесь распинать во плоти своей различные страсти и похоти? Вы ли не перенесете некоторую горечь поста? Вы ли не потерпите на время лишение сластей для укрощения плоти, которая, чем более ее услаждаешь и насыщаешь, тем более беснуется? Вы ли не потерпите огненных стрел врага, когда Я позволил ему пронзить Свою божественную плоть всевозможными стрелами? Вот с какою мыслию выносится ныне крест для поклонения и лобызания. Итак, не унывайте от поста и от борьбы со страстями и диаволом; а мужественно боритесь, призывая в помощь Пострадавшего за нас и крестом победившего врагов наших, – и побеждайте. Аминь. Слово в неделю четвертую Великого поста Сегодня, возлюбленные братия и сестры, читано было евангельское повествование от Марка об исцелении Иисусом Христем бесноватого глухого и немого отрока, за которого просил отец его, – чрез изгнание злейшего нечистого духа, причинявшего несчастному отроку глухоту и немоту. «Дух немой и глухой»! сказал Господь нечистому, «Я повелеваю тебе, выйди из него, и впредь не входи в него.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Преподобный Иаков-постник провел в пустыне одиннадцать лет в посте и молитве и достиг такого нравственного совершенства, что удостоился дара чудотворений, но, как подобострастный человек, подвергся великому падению. Один богатый человек привел к нему однажды бесноватую девицу, свою дочь, и просил, чтобы он помолился об ее исцелении. Иаков согласился, и, по его молитвам, бесноватая действительно получила исцеление. Отец ее, опасаясь, чтобы бес не возвратился в нее, стал просить святого о том, чтобы он оставил дочь его у себя до совершенного выздоровления. Иаков и на это согласился, и девица осталась у него. Но тут диавол с такой силой напал на Иакова, возбудил в нем нечистую страсть, что Иаков не устоял и пал с девицей. Грех тяжкий, но за ним – новый грех ! Опасаясь ее родителей и позора, Иаков убил девицу и бежал из пустыни. В это время диавол уже хотел ввести его и в третий грех, а именно – в отчаяние, но это ему не удалось. Иаков скоро пробудился как бы от глубокого сна, горько заплакал и бил себя в грудь. Затем, исповедав в одном из монастырей перед игуменом и братией свои грехи, он вошел в одну пещеру и провел в ней долгое время в слезах о своих грехах. Человеколюбивый Господь внял, наконец, его раскаянию и не только простил его, но и возвратил ему дар чудотворения. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 111). 697. Странствующий монах видел в пещере множество злых духов, все они держали ответ перед своим князем; злейший дух доложил о низложении монаха в грех блуда; от этого известия все демонское сборище пришло в ликование См. также: Видение ; Демонские козни . Некий брат шел по пустыне. День склонился уже к вечеру. На дороге попалась пещера, брат вошел в нее, чтоб провести ночь. По обычаю он занялся псалмопением, наступила полночь. По окончании бдения он присел, чтобы дать отдых телу, и внезапно начал видеть бесчисленные полки демонов, которые отовсюду стекались в пещеру. Одни шли впереди своего князя, другие – сзади него. Князь был и выше всех ростом, и страшнее взором.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

преподобный Макарий Великий 5. СОСТОЯНИЕ ТРУДНИЧЕСТВА а) Решимость есть исходная точка. Надо назначить ей цель, чтоб труды её были не бесплодны. В чем же цель? В том, чтоб достигнуть обновления естества благодатью Святого Духа. Решившийся туда и должен устремлять все свои усилия, чтоб Дух Святой осенил его в силе и действенности и, как огонь, начал опалять все нечистое. Когда сие совершается, тогда как бы душа входит в душу, человек оживает духовно, или тут только становится человеком. Это – главная мысль св. Макария, около которой группируются все прочие. 1. Кто приходит к Богу, и действительно желает быть последователем Христовым, тот должен приходить с той целью, чтобы перемениться, показать себя лучшим и новым человеком, не удержавшим в себе ничего из свойственного ветхому человеку. Ибо сказано: «аще кто во Христе, нова тварь» ( 2Кор. 5, 17 ). (44. 1). 2. Душе, истинно во Христа верующей, должно из нынешнего порочного состояния перейти в состояние иное, доброе, и нынешнее уничиженное естество изменить в естество иное, божественное, и сделаться естеством новым при содействующей силе Св. Духа, и тогда может она стать благопотребной для небесного царства. Достигнуть же сего возможно только нам, которые веруем, истинно любим Его и исполняем все святые заповеди Его. Если при Елисее дерево, по природе на воде легкое, будучи брошено в воду, вынесло на себе железо, по природе тяжелое, то тем паче Господь сюда еще пошлет легкого, подвижного, благого и небесного Духа Своего, и Им душу, погрязшую в водах лукавства, облегчит, окрылит, вынесет в небесные высоты, претворит и применит собственное её естество (44, 5). 3. Как тело без души мертво и не может ничего делать, так без небесной души, без Духа Божья и душа мертва для царства и без Духа не может делать того, что Божье (30, 3). 4. Посему кто старается уверовать и прийти к Господу, тому надлежит молиться, чтобы здесь еще приять ему Духа Божья, потому что Он есть жизнь души, и для того было пришествие Господа, чтобы здесь еще дать душе жизнь – Духа Святого (30, 6).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Разделы портала «Азбука веры» ( 15  голосов:  4.3 из  5) Письмо к иеродиакону Зосиме От 6 Августа. День Преображения Господня Дорогой о Господе о. Зосима! Письмо Ваше получил и благодарю от души за любовь Вашу и молитвы. Не могу отказать Вам в удовлетворении просьбы Вашей осведомить Вас по важнейшему в наши дни вопросу об антихристе и о лукавстве переживаемого нами истинно последнего времени. Так как, судя по Вашему письму, от писаний моих книг пользуетесь не Вы только один, но и весьма многие, ищущие разуметь значение и смысл переживаемых событий, то, прежде всего, считаю долгом совести перед Богом, Коему служу, как умею, и пред Православными Христианами, которым от всего сердца желаю в разум истины придти, объяснить Вам самое важное в моей проповеди устной, письменной и печатной — «кто мя на оную постави». Вопрос этот потому важен, что от его разрешения зависит определенно законность моей проповеди и ее духа, от Бога ли она, или от духа льсти? Как Вам известно, вся полнота благодати Св. Духа находится в обладании епископов Православной Церкви, или передается тем, кого они признают достойными. С тех пор, как я передал себя и дар свой на служение Богу и Его Христовой Церкви, я ни одной строки, особливо об антихристе, не передавал печати без благословения епископского в лице Архиепископа Никона… Но мало того, когда вышла из печати книга моя «На берегу Божьей реки», то великий праведник и подвижник истинно монашеского духа Епископ Феофан Полтавский писал по поводу ее следующее: «Я с великим интересом читаю все Ваши книги и вполне разделяю Ваши взгляды на события последнего времени. Люди века сего живут верою в прогресс и убаюкивают себя несбыточными мечтами, упорно и с каким-то ожесточением гонят они от себя самую мысль о кончине мира и о пришествии антихриста. Их очи духовно ослеплены. Они видя не видят и слыша не разумеют. Но от истинных чад Божиих смысл настоящих событий не скрыт. Даже более того, на ком почиет благоволение Божие, им будет открыто и время пришествия антихриста, и кончина мира точно. Когда Господь изречет Свой грозный Суд над грешным миром: „не имать пребывать Дух Мой на человецех сих, зане суть плоть“, тогда Он скажет верным рабам Своим: Изыдите среды их и отлучитесь, и нечистоте не прикасайтесь, и Аз приму вы ( 2Кор. 6:17 ).

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Разделы портала «Азбука веры» ( 66  голосов:  4.2 из  5) По мере веры Мой дух! доверенность к Творцу! Мужайся; будь в терпенье камень… К. Батюшков. Я христианства пью холодный горный воздух… О. Мандельштам. Первый пустыни житель преподобный Павел Фивейский в ранней юности скрылся в безлюдную африканскую степь переждать гонение, но, вкусив сладости безмолвия, раздумал возвращаться; девяносто лет он пребывал вслучайнообнаруженной пещере, окруженной пальмами, с источником чистой воды рядом, и ежедневно от ворона получал полхлеба в пропитание. Незадолго до кончины его случайно нашел великий Антоний; он и позаботился о погребении святого; каменистую почву для могилы копали двое послушных львов. Промысл сохранял на необитаемом острове преподобную Феоктисту, питал и наставлял в пустынном одиночестве Марию Египетскую, в нужное время послал Своего раба, чтобы причастить перед смертью и предать земле; могилу вырыл опять же лев. В «Луге духовном» повествуется об Иерусалимской девственнице, бежавшей в долину Иордана от нечистой страсти влюбленного с корзинкой бобов, которых по благодати Божией хватило на семнадцать лет. Нынешний монастырь ничем не напоминает суровую скудость пустыни: совсем неплохо кормят, одевают-обувают, все удобства – и страшно. Чего не наслушаешься, собираясь в монастырь: «позапрошлая эпоха! какой смысл в этих простите-блаасловите! разве в миру мало работы!» – уверяет институтский приятель; «с ума сошла! ты же слабенькая, физически работать не можешь!» – ахает мамина знакомая-врач; «стены не спасут… что в этих монастырях творится-то, знаешь? » – пугает благочестивая прихожанка; «ага, давай, зачем только училась, чтоб неграмотная бабка в рясе тобой командовала? !» – иронизирует ближайшая подруга; «оо! хамства, грубости, жестокости не стерпеть!» – вопит душа; «да ладно, – зевает духовник, – выдержишь, не выдержишь, всё равно какая-то польза…». И вот надо шагнуть из лодки, не обращая внимания на предостерегающие крики, не стесняясь своей неуклюжести, не замечая насмешек и не слушая благоразумного, извне или изнутри, голоса: слыханное ли дело ходить по водам! глупость, юродство, сумасбродство! – и смотреть только вверх, на прекрасный лик Сказавшего иди, не поддаваться влечению заглянуть в грозные темные волны, готовые поглотить и погубить; ты веришь Спасителю? Ты веришь словам Его? .

http://azbyka.ru/fiction/plach-tretej-pt...

Разделы портала «Азбука веры» ( 66  голосов:  4.2 из  5) Чистые тайны девства И омрачился дух. Невинность вмиг Исчезла, что, подобно пелене, Хранила их от пониманья зла; Взаимное доверье, правда, честь Врожденные покинули чету Виновную… Джон Мильтон. «Потерянный рай» . Святитель Амвросий Медиоланский утверждал, что истинное целомудрие возможно только у христиан, ради добровольного стремления подражать Богу ; весталки и прочие языческие жрицы, связанные выгодой или принуждением, в сущности продавали временную девственность, варвары даже преследовали девство, а прочие народы совсем не знали его . В первые века девство восхваляли и превозносили, приравнивая к мученичеству, так что возникла даже необходимость отстаивать святыню брака в борьбе с манихеями. Нои тогда различали девство, paryen0ia, как удел немногих, и целомудрие, swfros0unh? как нравственную норму для христианина, хоть и состоящего в браке. Сам состав слова целомудрие указывает на цельность, неповрежденность, единство и вообще здоровое состояние внутренней жизни; противоположность цело-мудрию раз-вращенность, раз-вороченностьдуши, рас-путство, т. е. шатание, блуждание по разным стезям вместо одной правильной –блуди, как следствие, ожесточение и неспособность в душевном плюрализме и раз-драе познавать пути Господни . Кто чувствами в порочных наслажденьях В младые дни привыкнул утопать, Тот, возмужав, угрюм и кровожаден, И ум его безвременно темнеет. Таков диагноз Пушкина; Иоанн Златоуст отчеканивает лаконично: нечистая жизнь препятствует уразумению высоких истин; о. Павел Флоренский говорит о душе, вывороченной наизнанку: внутреннее, чему надлежит быть сокровенным и тайным, оказывается вверху, как перевернутый пласт вспаханной целины, и выставляется напоказ, а мотивы поступков, так и по Фрейду, блокируются стыдом, загоняются в подсознание; отсюда испорченные помыслы и хроническая ложь: ослепшее сердце, избегая болезненной правды, всё толкует превратно, в сторону эгоизма, затрудняя доступ к покаянию. Автор одной газетной заметки предположил, что при виде непристойной рекламы человек XIX века упал бы в обморок; о нет; скорей всего просто не понял бы, о чем речь. Зато сегодняшней старшекласснице, читающей, например, роман И. А. Гончарова «Обрыв», кажется нелепым и смешным безутешное горе главной героини, побежденной зовом плоти, и уж совсем непостижимы жестокие душевные страдания Бабушки, сорок пять лет казнящей себя за тот же грех юности. Нравственная планка рухнула, как теперь выражаются, ниже плинтуса: любое влечение объявлено законным, как необходимая потребность, следственно любое ограничение негуманно и враждебно свободе.

http://azbyka.ru/fiction/plach-tretej-pt...

Разделы портала «Азбука веры» Библия говорит «Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8 ), но при этом Бог призывает обмануть человека и искусить его ( 3Цар.22:20–22 ): «И сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе; и выступил один дух, стал пред лицем Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем? Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. [Господь] сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так». Господь посмеивается над народами: «Но Ты, Господи, посмеешься над ними; Ты посрамишь все народы.» ( Пс.58:9 ). Господь гневается: «Гнев Господа не отвратится, доколе Он не совершит и доколе не выполнит намерений сердца Своего; в последующие дни вы ясно уразумеете это». ( Иер.23:20 ). Как, если Бог есть любовь, Он может призывать обмануть кого-либо, посмеиваться над народами и гневаться? 3 Ответа Для того, чтобы понять обороты речи, поэтические, притчевые обороты, и образы, которыми Библия дает нам Божие откровение, необходима обращаться к экзегезе (истолкованию) Писания святыми отцами. Пояснение 3 Цар. гл. 22: 20- 22. Рассмотрим похожее параллельное место в книге Иова, где Господь позволяет сатане искусить праведника, чтобы проверить его веру. Книга Иова показывает то, как действуют нечистые духи искушая человека. Не по прямому приказанию Бога, но по попущению: «Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня». ( Иов. 1: 10–12 ). Подобным образом описано место про действие злого духа на царя Ахава, но для разбора этого «противоречия» нужно еще и разобраться в библейском контексте значения подобных оборотов речи, чтобы понять, что библейский язык хочет до нас донести, т. к. в тексте написано, что Сам Бог велит нечистому духу искусить царя Ахава.

http://azbyka.ru/vopros/kak-sovmestit-bo...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление По благословению Евсевия, Архиепископа Псковского и Великолукского Изречения Господи, всели в мя корень благих, Страх Твой в сердце мое Всех почитайте, братство возлюбите, Бога бойтеся, царя чтите. Раби, повинуйтеся во всяком страсе владыкам, не токмо благим и кротким, но и строптивым. 1Петр.2:17-21 Страх Божий есть начало добродетели… Умудрись положить в основание путешествия твоего страх Божий, и в немногие дни окажешься при вратах Царствия… Страх есть отеческий жезл, управляющий нами, доколе не достигнем духовного рая благ; когда достигнем туда, он оставляет нас и возвращается. Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всех блаженств… Св. Исаак Сирский Мы нуждаемся в смиренномудрии и страхе Божием столько же, сколько в дыхании… Начало и конец духовного пути – страх Господень. Прп. Пимен Великий Имей страх Божий и любовь к Богу и поступай со всеми по чистому свидетельству совести. Св. Максим Исповедник Как тает воск от лица огня ( Пс.67:3 ), так нечистый помысл от страха Божия. Бл. Авва Фаласий Дух страха Божия есть воздержание от злых дел. Св. Максим Исповедник Любовь к Богу и страх пред Богом По трудам Свт. Игнатия (Брянчанинова) – Епископ Игнатий говорит, что многие люди, прочитав в Священном Писании, что любовь есть возвышенная добродетель ( 1Кор.13:13 ) и что она – Бог ( 1Ин.4:16 ), сразу же пытаются развить в своем сердце это чувство, любовью они начинают растворять свои молитвы, богомыслие и все свои действия. Но Бог отвращается от этой нечистой жертвы, она не угодна Ему. Бог приемлет от человека любовь не мечтательную, плотскую, оскверненную гордостию и сладострастием, а чистую, духовную, святую. Тщетно стремление человека служить Богу любовью, которая исходит из свойств падшего человека. Истинная любовь к Богу есть дар Божий. Изливается этот дар действием Святого Духа в души тех людей, которые омылись от греховной скверны и постоянством в подвиге очищения доказали свою способность к принятию этого великого дара. Преосвященный Игнатий пишет: «Он (Бог) Свят, и почивает в одних святых. Он независим: бесплодны усилия человека принять в себя Бога, когда нет еще благоволения Божия обитать в человеке, хотя человек – богозданный храм, сотворенный с тою целью, чтоб обитал в нем Бог ( 1Кор.3:16 ). Этот храм находится в горестном запустении: прежде освящения он нуждается в обновлении».

http://azbyka.ru/o-straxe-bozhiem

Разделы портала «Азбука веры» Похожие вопросы 3 Ответа Ветхозаветные законы, в том числе законы о чистоте направлены были против языческих пристрастий евреев. Иерусалимский апостольский собор (51 год по Р.Х.) отменил все подобные законы, оставив для христиан запрет только на вкушение идоложертвенного и крови. Мощи святых почитаются после Боговоплощения, когда сам Бог воспринял на Себя всё человечекое, и даже тело. Теперь мы прославляем Бога, в том числе в наших телах, которые есть храм Бога Живого 1Кор. 6:19–20 Мы покланяемся храму, в котором обитает в вечности Святой Дух. Прикосновение к мощам усопших исцеляет, оживляет, что подтверждалось многократно, а всякое доброе дело исходит от Бога Иак.1:16–17 . В Ветхом Завете указан случай, когда кости пророка Елисея воскресили человека 4Цар. 13:21 , и совершались чудеса под воздействием верхней одежды пророка Илии. 4Цар.2:8 В Новом Завете пояс апостола Павла изгонял бесов и исцелял. Деян.19:12 В Ветхом Завете прикосновение к мертвому телу человека было причиной ритуального осквернения (причем от контакта с телом человека состояние ритуальной скверны длилось 7 дней, от контакта с трупом животного – 1 день). Относительно причин «нечистоты смерти» высказываются различные мнения: 1) очень популярна идея, что этот закон был дан для того, чтобы исключить в Израиле культ предков. В некоторых древних обществах (особенно в Египте)  культ предков занимал значимое место в религиозной традиции; даже ритуальные действия (жертвоприношения) совершали в гробницах. Но Пятикнижие говорит обратное: прикосновение к мертвому телу, даже присутствие в одном шатре (помещении) с трупом оскверняет человека, то есть исключает участие в богослужении. Этот подход можно назвать «принципом Маймонида» по имени средневекового иудейского философа, который многие неясные предписания Пятикнижия объяснял противостоянием язычеству. Впрочем, против такого понимания ссылаются на то, что у хеттов также были обряды, связанные с ритуальным очищением, которые включали в себя омовение, жертвоприношение и изоляцию. Так что идея осквернения смертью была частью мировоззрения не только у древних израильтян, но и разделялась другими народами.

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-v-vethom...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010