И вот, во дни Навуходоносора произошло пленение Израильского народа, и тысячи евреев оказались в плену, среди язычников. Вавилонская империя была огромной и мощной. Это было государство, где в течение долгих веков поклонялись многим богам. Формируясь тысячелетиями в Междуречье, эти культы ко дням Навуходоносора до­стигли своего апогея, полноты своего развития. Среди пленников, уведенных из земли Израильской, были четыре мальчика: Даниил, Анания, Мисаил и Азария – верующие, благочестивые отроки. В связи с тем, что их наружность была очень привлекательна (это были красивые отроки, крепкие и сильные), царь Навуходоносор берет их к себе во дворец, чтобы здесь они росли, получали образование, воспитание и затем стали бы его слугами. «И сказал царь Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из сынов Изра­иле­вых, из рода царского и княжеского, привел отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку Халдей­скому» ( Дан.1:3–4 ). Царь дает приказ отобрать не просто отроков, не просто «красивых видом», не просто «понятливых, разумеющих науки», но таких, чтобы они были «царского и княжеского» рода, чтобы у них было славное происхождение, чтобы потом превратить их в халдеев, в «жителей Вавилона», которые смогли бы представлять интересы язычников среди самих израильтян. Но для того, чтобы использовать сих отроков в своих далеко идущих интересах, вавилоняне решили перевоспитать, переделать и изменить их. «И переименовал их начальник евнухов – Даниила Валтасаром, Ананию Седрахом, Мисаила Мисахом и Азарию Авденаго» ( Дан.1:7 ). Так и сейчас – многие отправляют своих детей учиться за границу для того, чтобы они переучились, перестроились, переродились непонятно во что, стали бы совершенно чуждыми для нашей традиции и культуры. Недавно я посетил одну семью, в которой очень гордились тем, что их ребенок уже четвертый год учится за границей. Когда я начал беседовать с этим мальчиком, то обнаружилось, что по-русски он говорит с акцентом(!), думает о деньгах, о бизнесе, о том, какое место он займет в обществе «новых русских». И это уже не русский ребенок: его изуродовало это чужое, неправославное воспитание, тлетворный дух католического и протестантского, а правильнее сказать – языческого Запада.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Кроме того, чтобы это не показалось лестью, он сказал сначала: за всех, а потом: за царей. Если бы он сказал: только за одних царей, тогда, может быть, кто-либо заподозрил бы его в этом. При том, так как было естественно, что душа христианина, слыша это, могла придти в недоумение и не согласиться с этим наставлением, - что при совершении таинств должно приносить молитвы за язычника, - то посмотри, что он говорит и какие предлагает выгоды, чтобы хотя таким образом склонить ее к принятию его внушения. Олег 1 ноября 2012, 19:28 Священник есть как бы общий отец целой вселенной; поэтому прилично ему заботиться обо всех, подобно тому, как заботится Бог, Которому он посвятил себя. Поэтому говорит апостол: " прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления " . Отсюда проистекают два блага: с одной стороны, чрез это разрушается ненависть, которую мы питаем к внешним (непринадлежащим к Церкви), - потому что никто не может питать враждебных чувств к тому, о ком творит моление, с другой - и они становятся лучше, отчасти потому, что за них возносят молитвы, отчасти и потому, что они отлагают ожесточение против нас. Подлинно ничто столько не содействует успеху учения, как то, чтобы любить и быть любимым. Подумай также о том, что значило для тех, которые злоумышляли, наносили побои, изгоняли, умерщвляли (христиан), - услыхать, что те, которые переносят такие страдания, возносят к Богу прилежные молитвы за причиняющих им (эти страдания)! Видишь ли, в какой степени, согласно с желанием (апостола), христианин должен быть выше всех? Подобно тому, как к малым детям нисколько не уменьшается (отеческая) любовь, хотя бы даже дитя, взятое на руки, ударило своего отца по лицу, так и мы нисколько не должны уменьшать нашей любви к внешним, хотя бы мы и переносили от них удары. Олег 1 ноября 2012, 19:28 Несколько замечаний. 1. Автор цитирует лишь 2 стих фрагмента текст Послания к Тимофею, в то время как: 1 Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, !!!!!!! 2 за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, 3 ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, 4 Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.

http://pravoslavie.ru/42451.html

Лукавые подозрения, происходящие от зложелания, осуждаются Апостолом (1 Тим. 6, 4.). Но кому вверено попечение о всех, тому надобно внимательно наблюдать за всеми с любовью Христовою и с желанием уврачевать подозреваемого, чтобы исполнялось сказанное Апостолом: «чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе» (Колос. 1, 28.). Вопрос 20. Кто прежде жил во грехах, надобно ли тому избегать общения с неправославными, или уклоняться и от общения с живущими худо? Ответ. Поелику Апостол сказал: «удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (2 Солун. 3, 6.); то вообще всякое общение, и умом, и словом, и делом, с чем бы то ни было запрещенным всякому вредно и опасно. Но тем более надобно остерегаться сего жившим прежде во грехах, во первых потому, что душа, имевшая привычку ко греху, по большей части бывает поползновеннее к нему, а потом, как при попечении о больных телом строго наблюдается, чтобы удалять от них нередко и то, что полезно здоровым, так и в рассуждении болезнующих душою потребно еще больше осторожности и попечительности. А сколько вреда от общения с предающимися греху, сие изображает тот же Апостол, говоря о подобном сему предмете: «малая закваска квасит все тесто» (1 Кор. 5, 6.). Если же столько вреда от общения с погрешающими нравственно, что сказать о тех, которые злочестиво думают о Боге, и которым после того, как однажды преданы за зловерие в страсти бесчестия, не попускает оно быть здравыми и во всем прочем, что видно из многих других мест, и из сказанного о некоторых в послании к Римлянам так: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Не забудь, это было в дороге, значит, это было у них такое святое, такое чтимое правило, что они не могли отступить от него, где бы ни были, не только что дома. И еще скажу тебе: православные, сидевшие тут же, вели себя крайне непростительно дурно. «Чухна молится, – крикнет кто-нибудь, – пойдем смотреть». И окружат их, и кричать, и хохочут, и песни поют, и даже (сердце обливается кровью, как вспомнишь) сквернословятся. Чухонцы внимания ни на что не обращают. После этого не скажешь ли и ты: «вот это христиане, хоть и не называются православными»! Да, мой друг, надо быть истинным христианином, чтобы так молиться. И страшное слово Спасителя припомнилось мне теперь. Говорю Я вам, что многие придут с Востока и Запада и возлягут в царстве небесном; а сыны царства извержены будут во тьму кромешную, там будет плач и скрежет зубов 4 . Что в том, что по названию мы православные, а вот эти неправославные? Не в имени дело, а в самом деле. Уж если мы православные, так и должны право-истинно, свято, достойно, словами и делами славить Господа. А то вот тут же на пароходе: едем мимо церкви, православные встанут и молятся. Прекрасно. Да вот в чем беда. Перед этим некоторые из них говорили всякие непотребные речи. Помолившись, они садились, и не помолчавши ни секунды, продолжали те же непотребные речи. Значит, что ж было у них в голове, когда они крестились и кланялись? Угадать не мудрено. Друг мой! не забывай ни на секунду, где бы ты ни был – дома, в дороге и т. д., Бог везде с тобой, слышит каждое твое слово, и ни одно не останется забыто Им. И не только за дурную речь, а о сквернословии и подумать страшно, за слово праздное, т. е. ненужное, бесполезное, дадим мы ответ Ему. Письмо 2. Что значит – быть в церкви Благо тебе, что ты любишь во дни праздничные ходить в Божью церковь . Благо и всем, которые в эти святые дни, утром и вечером, бросаются не туда, где шумят и ликуют, а чаще и хуже что делают те, которые живут, не помня ни Бога, ни души своей; а туда, куда зовет звон церковный – на молитву, вместе со всеми верующими.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Поелику же столько сходится поводов ко греху; то прекрасное дело—не принимать подобных даров, впрочем дозволять настоятелю брать на свое усмотрение, от кого надобно принимать и как должно распоряжаться принятым. Вопрос 305. Должно ли принимать дары от мирян ради дружбы, или прежнего родства? Ответ. Вопрос этот имеет одинаковую силу с вопросом: надобно ли принимать что от свойственников? Вопрос 311. Надобно ли ходить на посещение тех, которые просят о сем? Ответ. Посещать — дело угодное Богу. Но посетитель должен быть благоразумным слушателем и мудрым на ответы, исполняя сказанное: «Слово ваше (да будет) всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» (Колос. 4, 6). Делать же посещения ради родства, или дружбы, чуждо нашему обету. Вопрос 312. Надобно ли посетителей—мирян приглашать к молитве? Ответ. Следует, если они друзья Божии; потому что Апостол к ним писал: молитесь «и о мне, дабы мне дано было слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну» Божию (Ефес.6, 19). Вопрос 313. Надобно ли работать при посетителях? Ответ. Никакого дела, совершаемого по заповеди, не надобно прерывать ради приходящих по дружеской обязанности, разве какое особенное душевное попечение, по заповеди Господней, окажется предпочтительнее телесного занятия, как святые Апостолы сказали в Деяниях: «нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах» (Деян.6, 2). Вопросы о том, как надо относиться к согрешающим, неверующим или неправославным Вопрос 7. Какой суд на тех, которые защищают согрешающих? Ответ. Думаю, что тягчайший суд, о котором сказано: «лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лук. 17, 2). Ибо согрешивший получает не выговор, который бы мог его исправить, но защиту, которая утверждает его во грехе; он и других вызывает на подобные слабости, почему такому защитнику, если не покажет плодов, достойных покаяния, прилично сказанное Господом: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф.5,29).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Поэтому Святой отец проводит необходимое различение: в нас непорочные страсти возникли в наказание за грех, то есть, не согрешив в Адаме, мы бы не уставали, не болели, не плакали и не скорбели. А во Христе не созерцается ничего вынужденного, но все - как добровольное, потому что Он не согрешил в Адаме, Он усвоил их вместе с естеством, а не в наказание за Свой грех.   2.12 как учит Православная Церковь об усвоении Христом грехов рода человеческого   Православное вероучение определенно говорит о том, что Христос греха не сотворил. Придя в униженном виде в мip, не имея вида и величия, Христос не осуждал тех, кто хулил Его, потому что " мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши " (Ис. 53:4-5),- говорит пророк Исаия. Почему Господь и молился: " прости им, ибо не ведают, что творят " (Лк. 23:34). Однако ученики Христовы верили в безгрешность Спасителя и Его Божество, и поэтому знали, в отличие от проф. Осипова, что Его унижение не было следствием греха. В Адаме появились голод и жажда как следствие греха, его собственного греха, а Господь страдал и жаждал и алкал безвинно и непорочно. Так что же важно для проф. Осипова? То, что и грешник и Господь оба страдали и на это обращать внимание, и на этом строить богословие, или то, что первый страдал за свой грех, а Господь страдал непорочно, а не греховно, за чужой грех, будучи Сам неповинен? Одно дело быть тленным по естеству, а другое быть тленным в наказание за грех. Различие здесь не физическое, а нравственное, происходящее от определения Божия. Наконец, одно дело быть тленным в наказание за чужой грех и другое - в наказание за свой грех. Господь в Воплощении принял первое и отверг второе. Следовательно, 1) как признает и проф. Осипов, Господь был непричастен личному греху; 2) наказание каждого человека за грех Адама состояло в непорочных страстях, которые вошли в человеческую жизнь вследствие осуждения, происшедшего из-за преступления; 3) Господь был наказуем за грехи наши.

http://moral.ru/Osipov.htm

Разделы портала «Азбука веры» Доброго дня! Я из нехристианского народа, приняла Православие в 19 лет. Мама была очень против. Папе было все равно. У нас принято, чтобы родители искали женихов и невест для своих детей. Я думаю, что не смогу создать семью с человеком другой веры, поэтому переживаю. При наших людях папа просит снимать крест, я этого не делаю. Он редко виден. Сейчас отец негативно относится к моей вере, он боится, что меня тяжело будет выдать замуж. Не покидают мысли уйти из дома. Но тогда дороги обратно не будет. Как понять, чего хочет Бог? Иногда получаю утешение после молитв, но не знаю, как это истолковать. Читаю акафисты Богородице и Иисусу, иногда другим святым. Уже устала переживать по этому поводу. Вдруг родители выберут хорошего человека, который когда-нибудь тоже станет христианином. А если нет? Для меня вопрос веры в семье важен, я не буду терпеть унижения на этой почве. Похожие вопросы 4 Ответа У вас очень хорошие родители, молитесь за них. Им действительно трудно от вашего правильного выбора, они проявляют к вам любовь и терпение. Старайтесь поддерживать их во всех домашних делах. Конечно, брак нужно строить с христианином, иначе останетесь в одиночестве, так как детей в Православие не пустят. Родители не смогут и не будут выбирать вам православного мужа. Кстати, до революции 1917 года, в христианской России родители тоже строили браки детей. Вы спрашиваете, нужно ли уходить. Сложно сказать, не зная всей подоплёки, отвечу для вариантов, без совета. Если имеется безопасное место куда идти, то уходите. Если места нет, то нужно остаться. В вопросах веры, христианин призван оставаться преданным последователем Христа «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» Лк.9:62 . Господь предупреждал о возможных разделениях в семье на религиозной почве: «отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей»   Лк.12:53

http://azbyka.ru/vopros/zhizn-v-nepravos...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство иерей Владимир Елисеев Православный путь ко спасению и восточные и оккультные мистические учения В Избранное ( 4  голоса:  4.3 из  5) Оглавление В настоящем очерке сопоставляется «технология духовного роста» восточных и оккультных мистических учений и православный путь к спасению. В центр внимания поставлен вопрос о том, какими шагами и в какой последовательности происходит спасение в Православии, и каковы принципиальные отличия этого пути от всех других. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Во имя Отца, и Сына и Святого Духа. Аминь. Предисловие В предлагаемом тексте не ставится целью доскональный обзор содержания неправославных учений и критики их доктрин. Апостол Павел писал: «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатию укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими» ( Евр.13:9 ). Важнее показать психологический эффект от прикосновения с этими учениями и то, что может происходить с людьми, как способна деформироваться их личность в результате такого соприкосновения. Эти негативные следствия, факт существования которых отрицать невозможно, мы считаем вполне достаточным доводом против рассматриваемых учений и убедительным основанием для того, чтобы не знакомить читателей с их содержанием, дабы не принести им вред вместо пользы. Ибо, как показывает опыт, даже незаинтересованное чтение оккультной литературы есть процесс соединения с темными силами, невидимо отравляющий и губящий душу читателя. Избирая такой подход, мы хотели лишь следовать известным словам Спасителя: «По плодам их узнаете их» ( Мф.7:16 ), «Ибо всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника» ( Лк.6:44 ). Видимый и невидимый мир Ныне все мы – свидетели бурного распространения оккультных и восточных мистических идей среди людей, полностью невежественных в духовном отношении. Критика этих идей возможна лишь с некоей иной духовной позиции. В нашем случае – это позиция православия. Поэтому естественно прежде изучить то, что говорит Церковь относительно тех целей и тех средств их достижения, которые предлагают нам восточные и оккультные системы. Эти системы, в общем и целом, призывают нас к проникновению (мысленному или реально-чувственному) в невидимый мир, обещая нам обретение там ключей к нашему спасению. О путях такого проникновения мы и поговорим здесь.

http://sueverie.net/pravoslavnyj-put-ko-...

Эта благодать открывает человеку истинный смысл жизни, Царство Божие, которое, по словам апостола, «не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим.14:17 ). «Господь сказал мне, – говорит апостол Павел, – «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» ( 2Кор.12:9 ). Слова эти совершенно неприемлемы для тех мирских учений, которые полагают основой нравственного совершенствования личные силы человека. Благодать подается по воле Отца через Сына: «Силою Бога, спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе» ( 2Тим.1:8–9 ). «Непрестанно благодарю Бога, – говорит тот же апостол, – ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе» ( 1Кор.1:4 ). И наконец, раскрывается это действование благодати в следующем месте послания к Ефесянам: «Предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» ( Еф.1:5–7 ). Так все время напоминается верующим, что они ничто и что действующая в них благодать Божия ведет их ко спасению. И что же значит эта благодать Божия в деле нашего спасения? Не делает ли она ненужными наши усилия? Если мы ничто, мы ни за что не ответственны. Не станем ли мы ждать, когда в нас будет действовать Его Божественная воля, сами не прилагая никаких трудов в деле нашего внутреннего устроения? Как понимать соответствие между трудами и усилиями и этим учением о благодати Божией? Было бы совершенно безумным принять именно такое неправославное непонимание значения благодати в деле нашего спасения. Это было бы, с одной стороны, уклонением к католичеству, с другой стороны, уклонением к протестантству. Православное, истинное, христианское церковное учение совершенно не устраняет значения личных усилий и обязательности их в деле спасения, принимая всю полноту Богооткровенных учений о благодати Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

I. Библейская История, II. Общая Церковная История. 1 . До отпадения западной церкви от кафолической. 2 . По отпадении и, в частности: а) история церкви греческой православной и других восточных, но неправославных церквей и обществ, б) история церкви западной с отделившимися от неё впоследствии протестантскими обществами. III. История Русской православной Церкви. IV. История неправославных церквей и обществ в России: 1 . История русского раскола, 2 . История латинских и протестантских исповеданий и обществ в России. V.Гpaждahckaя история, как наука вспомогательная для этого отделения: 1 . Общая гражданская история, 2 . Русская гражданская история. § 107. В тех же трех (или двух) академиях к отделению церковно-практическому относятся: I. Пастырское богословие. II. Науки о церковном проповедничестве: 1 . Гомилетика, 2 . История древней словесности или проповедничества – а) в церкви вселенской, б) в церкви греческой, в) в церквах западных неправославных. 3 . Как вспомогательные для этих наук, общая словесность с краткою историей общей словесности или литературы, особенно в России. III. Науки о церковном богослужении: 1 . Церковная археология, 2 . Православная литургика, 3 . Литургика неправославных церквей и обществ. IV. Наука о церковном управлении – 1 . Церковное право, ныне действующее в церкви Российской, 2 . История церковного права или церковных законов – а) в церкви вселенской, б) в церкви греческой, в) в церкви русской. 2 . Церковное право в церквах и обществах неправославных. § 108. В академии Казанской или Московской (или в обеих) к отделению историко-филологическому относятся: 1 . Философия: а) Логика, б) Метафизика, в) Нравственная философия. 2 . Словесность: а) Теория словесности, б) История литературы общей, в) История литературы русской, 3 . История гражданская: а) История древних и средних веков. б) История новых времен, в) История русская. 4 . Филология: а) Русский язык, б) Славянские наречия, в) Греческий язык и Словесность, г) Латинский язык и Словесность.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010