Осии пр. книга VI, 6 (I: 563,267. 854,531). VIII, 8 (II: 748). στις и ς II: 70,157. Откровение по равв. дано Богом на языках еврейском, римском, арабском и сирийском II: 855,159. Отступничество от иуд. веры (ренегатство) по равв. I. 150,11. Ошайя рав. 64 I: 716. 805,385. Павел Апостол 65 Биографич. данные: Павел якобы из Гискалы (II: 873 сл. 896,466. 1150,1326), он ариец и мать его римлянка (II: 827,4а), родственники (ουγγενς) его (II: 902–3), два имени: Савл и Павел (II: 885–891. 899. 967,945. 1198. 1283), родной язык не греч., а евр. (II: 881 сл. 906), семейное благосостояние и общественное положение (II: 897–904. 1157,1405. 1158), римское гражданство (II: 885 сл. 890 сл. 897–8. 967,945. 1197. 1198 сл.), переселение в Иерусалим (I. 178 сл. II: 910– 911), член ли синедриона (I: 168,38. II: 864. 1202,1797а), пребывание в Аравии (I. XXI,115 XLII, 84–85,146. 137–141. 881 II: 913), жизнь «кроме закона» (I. 320–1. 358); неженатый (II: 920,665). Павел из эллинского рассеяния–диаспоры (II: 15. 997,116), язычник (II: 1254–5), грек, не знавший Христа (II: 815); не слушал Гамалиила (I: 148 сл. II: 997,116). Физическая природа Павла и предполагаемая ее болезненность 66 , по связи с чем о плевании, в древности (I: 759 II: 674,862), «пакостник плоти» (I. 757 сл.), «немощь плоти» (I: 759 сл.); нервность, малярия (мальтийская лихорадка), проказа, что-то возбуждающее отвращение (I: LVI,427); нервные страдания (I. 758. 759) и мистически-экстатическая экзальтированность (I. XXVIII–XXX.II: 1248): Павел–нервный эпилептик (I: XVIII– XIX. 7. 602,398. 757,268. 759. II: 600,574. 674,862. 1248. 1259), пневматик-энтузиаст (II: 704,917. 919. 920,665. 1083. 1115. 1130. 1161. 1168), визионер (I: 7. II: 307,826. 1248); офталмия (I: 761. II: 764,862); малярия (I: 760,274. II: 674,862. 1247). В общем Павел здоровый, крепкий человек (I: LVII,427), хотя наружности невнушительной (I: 758). Нравственный характер (II: 1255) честный, чистый (I: 4. 19), редкий (I: 57). Обращение (I: V. ΧVΙ. XIX. XX–XXII.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

МАСОРЕТСКИЙ ТЕКСТ (от евр. масора — устное предание) — еврейский текст ВЗ, переписанный или изданный вместе с комплексом указаний, касающихся огласовки, пунктуации и произношения. МЕССИЯ (евр. машиАх, греч. Христос) — помазанник, человек, над которым совершен обряд помазания священным елеем. Обряд означает пребывание на помазаннике Духа Божия. Помазанниками называли священников, пророков и главным образом царей. Помазанником в сотериологическом смысле слова называется Избавитель мира, Который был обещан в Ветхом Завете и явился миру в Новом Завете в лице Иисуса Христа. МИР (евр. шалом) — в узком смысле слова, прекращение войн; в широком смысле, эра благоденствия, когда над людьми пребудет благословение Божие. МУДРОСТЬ, или ПРЕМУДРОСТЬ (евр. хохма) — умение жить согласно разуму и закону Господню, умение управлять домом и царством. Впоследствии М. означала разумный строй мироздания и олицетворялась Божественной ипостасью. — М. Ягве. М. называется также особый ряд библейской литературы (Притч, Иов, Еккл). ОГЛАСОВКИ — специальные значки, введенные для обозначения гласных букв в консонантной евр. письменности. Чаще всего ставится под буквой. ОБЕТОВАНИЕ — обещание Божие, то, что Господь обещает верным, заключившим с Ним Завет (см.). Бог как Царь правды не отменяет Своих обетований, но по греховности людей может отодвигать в будущее их осуществление. ОСТАТОК (евр. шеар) — избранная часть народа Божия, которая остается верной Завету (ср. Бедные). ОТРАСЛЬ (евр. цемах, нецер) — синоним Мессии (см.). После того как древо рода Давидова будет срублено, из его корня выходит молодой Побег. ПАРЕМИЯ (греч.) — притча, загадка; богослужебное чтение из книг Ветхого Завета. ПЛОТЬ (евр. басар) — синоним немощного рода человеческого. У ап. Павла — психофизическая природа человека. ПРЕИСПОДНЯЯ (евр. — место, где, по представлениям древних (греч. Аид, шумерск. кур), пребывают тени умерших. Из преисподней нет возврата, и обитатели ее ведут полубессознательное существование. До III— II вв. до Р.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

Евр.12:29 . Ибо и Бог есть в огне пылающий и истребляющий силы огня, 2929 разумей страшные угрозы ваших гонителей. XIII Евр.13:4 . Честен брак 2930 и брачное ложе нескверно. Отсюда можешь удостовериться в справедливости вышесказанного о том, что они были преданы мирскому и подзаконному, так как они почитали по- —314— рочным даже и освященное сожитие, которое было по закону Моисееву. 2931 Евр.13:7 . Вспоминайте, говорит, предстоятелей 2932 ваших, то есть сотоварищей его (Ап. Павла) Апостолов, кои посеяли в вас слово Божие. Взирая на жизнь и на исход (кончину) жительства их, подражайте вере (их в) Иисуса Христа. Евр.13:8 . Если вчера и сегодня будете пребывать в Нём, то и во веки веков пребудете в Нём. Евр.13:9 . Учениями различными и сектами чуждого голоса, то есть учениями священников и их десятинами, не увлекайтесь 2933 ибо хорошо благодатью укреплять сердце наше, 2934 то есть утверждаться на новом Евангелии, а не на различении священнических яств, кои не принесли никакой пользы проводившим такую жизнь, то есть соблюдавшие эти установления о пищи не получали чрез них очищения и жизни. Евр.13:10 . Мы имеем жертвенник, превосходящий их уставы, – от коего вкушать не имеют власти, 2935 не только простые Иудеи, но даже и Левиты, кои скинии служат. Евр.13:11–13 . Но как тела 2936 тех животных, коих кровь вносил первосвященник за грех во внутрь во святое (святых) для очищения, – сожигались вне стана: так и Иисус Христос, дабы освятить Своею кровию народ Свой, 2937 вне врат города 2938 пострадать —315— изволил ( Лев.14:12 ; Мф.27:32 и др.). Тело животных было прообразом Господа нашего, а Господь есть образец для нас, так что и мы должны выйти вне стана, выйти и сделаться благовестником учения Его, и носить поругание Его. Евр.13:16 . Благотворения же и общения не забывайте, ибо такими жертвами благоугождается Бог, а не теми, что в храме том приносились. Евр.13:17 . Повинуйтесь наставникам 2939 вашим и подчиняйтесь им, то есть отложите подзаконные дела и совершайте дела Христовы. Ибо они отчет и ответ должны будут отдать Богу, если соблазнят вас. Повинуйтесь же им, чтобы они отдавали этот ответ с радостью, а не с удрученным духом и воздыхая.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Псалом 105 Аллилуиа. «В сем псалме, – говорит бл. Феод., – пророческое слово напоминает благодеяния Божии, обвиняет в неблагодарности и показывает различные наказания, наложенныя на облагодетельствованных». «В сем псалме, – говорит св. Афан., – пророк перечисляет грехи народа, показывая, за что отвержены Израильтяне». Если верить раввинам, то псалом сей, как и предыдущий, коего этот есть продолжение, пели на Сионе пред ковчегом завета. Три стиха (1, 47, 48) сего псалма взяты из песни царя Давида, петой по принесении ковчега на Сион. См. 1Пар. 16:34, 35, 36 . По мнению св. Афанасия и бл. Феодорита, псалом сей содержит молитву пленных в Вавилоне, что видно из замечаний их на 46 стих. 1 . С Евр.: «Славьте Господа, ибо Он благ; ибо вовек милость Его». 2 . С Евр.: «Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его»? 3 . С Евр.: «Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время»! 4 . Помяни нас, Господи, во благоволении людей Твоих. «Здесь, – говорит бл. Феод., – пророк подразумевает народ новый и Церковь из язычннков». «Иудеи молятся, чтобы им причаститься спасения, дарованного язычникам», поясняет св. Афаыасий. С Евр.: «Вспомни о мне, Господи, в благоволении к народу Твоему; посети меня спасением Твоим». 5 . С Евр.: «Дабы мне видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием народа Твоего, хвалиться с наследием Твоим». 6 . С Евр.: «Согрешили мы с отцами нашими, совершили беззаконие, соделали неправду». 7 . И преогорчиша восходяще в Чермное море: – «ибо увидев, что преследуют Египтяне, а море препятствует спасаться бегством, не хотели ожидать Твоей помощи, но возопили на великого Моисея: «Разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне»? ( Исх. 14:11 . Бл. Феодорит). С Евр.: «Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, не помнили множества милостей Твоих, и возмутились у моря, у Чермного моря». 8 . Сказати силу Свою. С Евр.: «Но Он спас их ради имени Своего, дабы показать могущество Свое». 9 . Запрети Чермному морю, и изсяче. С Евр.: «Грозно рек морю Чермному, и оно изсохло; и провел их по безднам, как по суше». Т.е. когда разделенныя воды соделались двумя стенами по правую и по левую сторону, тогда в этом пустом пространстве дно морское высохло, и Евреи перешли среди моря по суше ( Исх. 14:22, 16 ), как «по равнине».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

О законе ветхозаветном О заповедях Евр.7:18 . Этими словами поясняется, в чем состоит побудительная причина к перемене закона или заповеди: заповедь является немощною и бесполезною и, как сказано далее в ст.9, ничего не доводит до совершенства, по немощи человеческой, следовательно, в той части, которая есть временная и как бы человеческая, стоящая в связи с условиями и обстоятельствами жизни: Евр.8:3 . Сама по себе заповедь свята: Рим.7:12 , а потому и бесполезность должна быть понимаема здесь относительно, в смысле меньшей её пользы сравнительно с тою заповедью, которая заменяет; напр., замена заповеди о ветхозаветных жертвах – новозаветною: Евр.10:3–7 , сравн. Мф.26:28 ; Евр.10:9 . О священстве Евр.7:23–28 . Эти слова приложимы только к ветхозаветному первосвященнику, который в каждое отдельное время был один и сменялся другим только за смертью; напротив, священников было постоянно во множестве и разделялись на двадцать четыре чреды... И Апостол далее в ст.27 и 28 называет «тех священников» – первосвященниками. Сам Иисус Христос называется и первосвященником: Евр.6:20; 7:26; 8:19:11, и священником: Евр.7:3, 11, 15 . Значит, здесь речь у Апостола о ветхозаветном священстве. О священстве О ходатайстве святых угодн. Божиих О причащении Евр.7:27 . Повсеместное, ежедневное приношение в жертву Тела и Крови Христовой не противоречит учению Апостола о единстве жертвы Христовой. Хлеб Евхаристии всегда и везде пребывает единым, ибо существо его составляет одна и та же неизменная плоть Христова: 1Кор.10:17; 11:25–27 . О священстве Евр.8:1, 2, 5, 6, 10 . В послании к евреям Апостол Павел раскрывает превосходство нового завета пред ветхим и Божественное величие первосвященнического служения Иисуса Христа пред служением ветхозаветных первосвященников, которые приносили в жертву Богу животных, птиц и неодушевленные предметы и, умирая, передавали свое достоинство детям. Христос же, первосвященник, принес в жертву за людей Самого Себя: 1Пет.3:18 ; Еф.5:2 . Христос совместил в Своем лице первосвященническое, царское и пророческое служение, но первосвященство Его вечно и царство Его не от мира сего: Ин.18:36 . Но эта раскрытая истина не отрицает необходимости и важности служения рукоположенных апостолами и их преемниками пастырей и учителей в земной Церкви: 1Кор.12:14–18, 21, 28–29 ; Еф.4:11–14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

В Деян. 18, 2 упоминается, что Клавдий изгнал всех иудеев (а в их числе, надо полагать, и иудео-христиан) из Рима. Если принять Римскую гипотезу по поводу адресата Евр., то становится понятной фраза: «Приветствуют вас Италийские». Это выглядит как приветствие изгнанных в свое время (и поэтому «италийских») тем, кто остался в Риме. В 10, 32-34 упоминаются гонения, под которыми могут подразумеваться гонения при Нероне в Риме же в 64-68 гг., когда погибли свв. Петр и Павел. Фраза же «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр. 12, 4) предполагает время до гонений 90-х гг. при императоре Домициане . Достойны внимания и некоторые параллели между посланием ап. Павла к Римлянам и Евр. — в Рим. также чувствуется повышенное внимание к иудейской теме. Кроме того, очевидно, что именно в Риме Евр. было усвоено раньше всех, — об этом говорит хотя бы тот факт, что отрывок Евр. 1, 3-5. 7. 13 цитируется в 1-м послании Климента 36, 1-5, написанном в Риме в 90 — 120 гг. Также и св. Иустин Мученик, писавший в Риме, показывает знание Евр. Хотя, с другой стороны, не в Риме, а на востоке Евр. быстрее признали каноничным и усвоили его авторство Павлу . Проще всего ограничиться утверждением, что под читателями-«евреями» подразумеваются какая-либо иудео-христианская община, — на том основании, что Евр. изобилует Ветхим Заветом во всех его, в том числе, самых «изощренных» проявлениях. Но и с таким, кажется, очевидным предположением следует быть осторожным: «Язычники, как и евреи, хорошо знали Ветхий Завет, когда они приняли христианство, так как все церкви из бывших язычников считали Септуагинту авторитетным Священным Писанием. Предположение о том, что неевреи многое унаследовали из прошлой истории Израиля, подтверждается новозаветной концепцией христиан как Нового Израиля. Аргументация Послания, хотя и трудная, представляется для язычников не труднее, чем Посланий к Римлянам или к Галатам» . 119. Основные богословские идеи Евр. Послание к Евреям — гимн Иисусу Христу, сочетающий торжественно-риторическую стилистику с глубоким и утонченным богословием, основной базой которого является Ветхий Завет.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

Иоафам От др.-евр. име­ни ‎ (Йотам) — “Яхве совершенен” Иоахаз От др.-евр. име­ни (Йехоахаз) — “Яхве захва­тил, Яхве удер­жи­ва­ет “. См. так­же Охозия От др.-евр. име­ни (Ийоб) — воз­мож­но, “пре­сле­ду­е­мый” Правед­ник, став­ший при­чи­ной спо­ра Бога и сата­ны. Сатана утвер­ждал, что Иов пра­ве­ден и бого­бо­яз­нен толь­ко пото­му, что богат и счаст­лив. Чтобы опро­верг­нуть это, Бог поз­во­лил сатане пре­дать Иова испы­та­ни­ям. Сатана лишил Иова богат­ства, семьи и здо­ро­вья, одна­ко Иов, несмот­ря на все бед­ствия, сохра­нил веру и бла­го­че­стие. Сатана был посрам­лен, и Бог исце­лил Иова; к пра­вед­ни­ку вер­ну­лось его богат­ство “вдвое боль­ше преж­не­го”, он сно­ва завел семью, у него роди­лись дети, “и умер Иов в ста­ро­сти, насы­щен­ный дня­ми”. (Иов) От др.-евр. име­ни (Йоэль) — “Яхве — Господь” Один из малых про­ро­ков. (Иоил) От др.-евр. име­ни (Йона) — “голубь” Один из малых про­ро­ков. (Ион) Ионафан От др.-евр. име­ни (Йехона­тан) — “Яхве дал” Старший сын Саула, друг Давида, погиб­ший вме­сте с отцом и бра­тья­ми в бит­ве с фили­стим­ля­на­ми на горе Гелвуй. ( 1Цар. 13-31 ) От др.-евр. име­ни ‎ (Йехорам) — “Яхве высок” Иосафат От др.-евр. име­ни (Иехоша­фат) — “Яхве — судия, Яхве рассудил” Имя несколь­ких вет­хо­за­вет­ных пер­со­на­жей. Наибо­лее извест­ный из них — Иосафат, сын Асы, царь иудей­ский ( 3Цар. 22:41-50 ) От др.-евр. име­ни (Йосеф) — “Яхве воз­даст” либо “Яхве воз­дал (умно­жил)” Имя несколь­ких биб­лей­ских пер­со­на­жей. Наибо­лее извест­ны: 1) Сын Иакова и Рахили, пре­крас­ный юно­ша, про­дан­ный в раб­ство соб­ствен­ны­ми бра­тья­ми, поза­ви­до­вав­ши­ми тому, что Иосиф был любим­цем отца. Стал совет­ни­ком при дво­ре еги­пет­ско­го фара­о­на, где про­сла­вил­ся муд­ро­стью и уме­ни­ем истол­ко­вы­вать сны. ( Быт 30-50 ) 2) Потомок царя Давида, плот­ник из Назаре­та, муж Марии, при­ем­ный отец Иисуса Христа. (Мф, Лк) 3) Иосиф Арима­фей­ский, член синед­ри­о­на, тай­ный уче­ник Христа. Вместе с Никоди­мом снял тело Иисуса с кре­ста и похо­ро­нил его. (Мф, Мр, Лк) 4. См. Иосия (3)

http://azbyka.ru/shemy/imena-biblejskie....

потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. 13:7 – 14 Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими. Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии. Так как тела животных, которых кровь для (очищения) греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, – то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. Вопросы к зачету 1. Вопрос о времени и месте написания Евр., адресаты Послания. 2. Проблема авторства Послания к евреям. 3. Превосходство Христа над пророками, ангелами и Моисеем ( Евр. 1 – 3 ). 4. Превосходство Христа над Аароном. Христос – истинный Первосвященник ( Евр. 4:14 – 5:11 ), по клятве Божией (6:13 – 20), по чину Мелхиседека (7). 5. Превосходство первосвященства Христова: лучший завет ( Евр. 8 ), лучшая скиния (9:1 – 10). 6. Превосходство первосвященства Христова: лучшая жертва, очищающая совесть ( Евр. 9:11 – 28 ), Единственная и совершенная жертва Иисуса Христа ( Евр. 10:1 – 18 ). 7. Понятие веры по Евр., примеры подвижников веры ( Евр. 11 – 12:17 ). Темы для докладов 1. Прообразовательное значение ветхозаветной скинии и ее жертв ( Евр. 9 – 10 ). 2. Послание к евреям и его ветхозаветные корни. 3. Вопрос авторства Послания к евреям. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Евсевий Памфил. Церковная история. М., 1993. С. 116 – 117 ....Свое Послание, всеми признанное, он (Климент, еп. Римский) написал Коринфской Церкви от лица Римской. В нем он приводит много мыслей из Послания к Евреям, выписывая некоторые дословно, и ясно доказывает, что Писание это (т. е. Послание к Евреям) не новое. (2) Поэтому, естественно, он решил причислить его к остальным Посланиям апостола. Павел писал евреям на родном языке, и одни говорят, что евангелист Лука, а другие, что сам Климент перевел его на греческий. (3) Последнее кажется более вероятным и по сходству языка в Климентовом Послании и в Послании к Евреям, и по небольшой разнице между мыслями обоих писаний» (Кн. III. § 38, 1 – 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Имя 1612–1622 1750–1780 1828–1849 1880–1890 1908–1916 1922–1928 1932–1938 1941–1949 1951–1958 1961–1965 1966–1970 Абрам, Авраам, Авраамий, Аврам, Аврамий, др. евр. «отец множества», «великий отец» Абросим, Амвросий, гр. «бессмертный» Авангард, новообразование от нарицательного существительного Аввакум, Абакум, др. евр. «любовь божья» Август, лат. «священный» Августа, лат. «священная» Августина, лат. «возвышенная» Авдей, Авдий, др. евр. «слуга божий» Авдотья, нар. от Евдокия (см.) Аверкий, Аверьян, лат. «удерживающий» Авил, Авив, Авим др. евр. «колос» Авксентий, Аксен, гр. «растущий» Автомон, Автоном, гр. «создатель законов» Агап, Агапий, гр. «любимый» Агапит, гр. «возлюбленный» Агата, Агафья, гр. «добрая, хорошая» Агафон, гр. «добрый» Агей, Аггей, др. евр. «торжественный, праздничный» Аглая, Аглаида, гр. «блестящая, светлая, светоподобная» Агния, Агнесса, гр. «чистая, непорочная» Аграфена, см. Агафья Агриппина, лат. «труднорожденная» Адам, др. евр. «красный муж» (человек, вылепленный из глины) Аделаида, Адель, герм. «благороднорожденная» Аделла, см. Аделина Аделина, герм. «благородная» Адольф, герм. «благородный волк», «благородный воин» Адриан, лат. человек из Адрии (город в древней Италии) Аза, др. евр. «черная» Азарий, Азария, др. евр. «божья помощь» Аида, егип. от имени героини оперы Д. Верди Акила, лат. «орел» Акилина, лат. «орлиная» Аким, Еким, Яким, Иоахим, др. евр. «поддержка свыше» Акиндин, Анкундин, Кудин, гр. «безопасный» Аксен, нар. от Авксентий (см.) Аксинья, нар. от Ксения (см.) Акулина, нар. от Акилина (см.) Алевтина, нар. Алефтина, гр. «ума щающая» и «чуждая дурного» Алег, см. Олег Александр, гр. «защитник людей» Александра, ж. к Александр Алексей, гр. «защитник, помощник» Алентина, искажение от Валентина Алик, уменьш. от Александр (см.) Алим, гр. «помазанный» Алина, уменьш. от Аделина, Акилина (см.) Алипат, Алипий, нар. Алип, гр. «беспечальный» Алиса, гр. «правда» или герм. производное от Аделаида (см.) Алистрат, нар. от Евстратий (см.) Алифан, нар. от Альвиан (см.)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В 1844 г. на всей территории Российской империи, за исключением Риги и городов Курляндской губ., кагалы были упразднены. Делами евр. населения стали заниматься органы общего управления, согласно «Положению о подчинении евреев в городах и уездах общему управлению». Были оставлены на своих постах сборщики податей и рекрутские старосты, к-рые избирались общиной (§ 16). При каждом ген.-губернаторе была учреждена должность т. н. ученого еврея. В том же году появился указ о коробочном сборе, по которому за «еврейскими обществами» было сохранено право самостоятельно осуществлять раскладку сборов, старые, увечные, убогие люди приписывались к обществам, к к-рым они принадлежали по родству, не имеющие родственников распределялись для платежа податей по всем евр. обществам соответствующей губернии. Евр. сельские общества и городские сословия должны были, так же как и представители др. вероисповеданий, «иметь попечение о призрении престарелых, увечных и больных своих единоверцев» (в т. ч. и с помощью, оказываемой Приказами общественного призрения); заботиться «об отвращении бродяжества, учреждая заведения, в которых бедные могли бы находить работу и содержание». В 1843 г. группа виленских маскилим обратилась в Мин-во просвещения с петицией о запрете ношения традиц. евр. одежды, мешавшей просвещению евр. народа и его интеграции в жизнь Российской империи. В ответ на это обращение в «Положение о коробочном сборе» была введена статья о налоге на евр. одежду, сумма к-рого зависела от дохода. Позднее последовали запрет на ношение традиц. одежды (1850) (не распространялся на пожилых евреев, к-рым разрешалось ее донашивать за соответствующий налог), запрет на бритье головы для евр. женщин (1851) и на ношение пейсов для мужчин (1852). Таллиты и ермолки можно было надевать только в синагоге. По настоянию Николая I Гос. совет принял решение о разделении евр. населения на 5 разрядов: купцы, земледельцы, ремесленники, оседлые (евреи, имевшие недвижимость или занимавшиеся «мещанским торгом») и неоседлые мещане. Большинство евр. населения попало в разряд неоседлых мещан, для них вводился дополнительный рекрутский набор. 22 окт. 1851 г. появился циркуляр «О пресечении укрывательства евреев от воинской повинности», по которому суровое наказание грозило тем общинам, где укрывали евреев, бежавших от рекрутского набора, или вместо них отдавали в рекруты членов их семей или рекрутских старшин. На практике распределение евреев по разрядам было сопряжено с большими трудностями, проходило медленно и было прекращено после начала Крымской войны (1853-1856).

http://pravenc.ru/text/1237763.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010