Ибо видел я брата, истину [говорю] и не лгу, который пришел в исступление, сидя лунной ночью в глубочайшей пустыне. Полнейшая тишина – ни одного человека или каливы там не было. И когда он совершал бдение и молился, явился ему сладкозвучный голос птицы, и увлек весь его ум, и захватил все его чувства. И он последовал за ним, чтобы увидеть, откуда исходит этот столь сладкий голос. И, будучи вне себя, глядя по сторонам, идет и видит, только не ногами и глазами, а в исступлении. И, пройдя дальше, он увидел пресветлый свет, полный благоухания и благодати. И, оставив пение птицы, вознесся, или, скорее, был пленен созерцанием преизобильного света. И, шагая, как какой-нибудь юродивый, вышел на дорогу, белую как снег. С той и другой стороны стены были алмазные. Обо всём, что там было, не рассказать словами. А заглянув внутрь, он увидел там прекраснейший рай, украшенный всякими цветами. Все златолистные, так что язык не в состоянии этого высказать, и человек, как сумасшедший, смотрит на это и, весь плененный, этому удивляется. Проходит далее, а посреди – огромный, белоснежный, величиной с небо, дворец. И в дверях стояла Госпожа наша Богородица, Царица Ангелов, единое наше отдохновение, неизреченное благоухание и утешение всякой души христианской, несущая белоснежного, словно снег 203 , Младенца в Своих объятиях, сияющего паче тысячи солнц. И когда тот брат приблизился, тогда припал, как сын к своей матери, весь пылая божественной любовью. И Она его обняла, как подлинное чадо, и поцеловала. О рачение любви Божией! О любовь Матери к сыну! Она облобызала его, как Свое чадо. Наполнила его несказанным благоуханием. И тот правдивый [человек] говорил мне, что все эти годы, вспоминая это созерцание, он ощущает благоухание и сладость в своей душе. Его лицо ласково погладил Своей пухленькой ручкой тот несказанный и сладчайший Младенец. Была ему возвещена Матерью и тайна, о которой он горячо Ей молился в течение многих дней. А Сын сказал ему еще: «Ради наслаждения такой радостью ты должен подвизаться, страдая до конца жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

А из этого явствует, что и люди и животные воздерживались от ядения мяса, пищею же служили им плоды, произрастающие от земли. Вместо слов: «сеющее семя», Акила перевел: приносящее семя. Вопрос 53. Как понимать сказанное: «помяну Господь Ноя» (Быт.8.1)? И помяну Бог Ноя, и вся звери, и вся скоты, и вся птицы, и вся гады пресмыкающияся, елика беху с ним в ковчезе: и наведе Бог дух на землю, и преста вода. ( Быт.8.1 ).   Божественное Писание беседует с людьми приспосабливаясь к ним; и как могут они понимать, такой вид речи и дает. Поэтому, как раскаяние в Боге есть перемена в распоряжении; сказано: «раскаяхся, яко помазах Саула ни царство» ( 1Цар.15.11 ), когда следовало сказать: рассудил вместо одного поставить другого; так нужно понимать и здесь; сказано: «размыслих, яко сотворих человека» ( Быт.6.7 ), когда следовало сказать: рассудил наслать на них конечную гибель. Посему и это: «помяну Бог Ноя», указывает не на предшествовавшее забвение, но изображает неизреченное Божие человеколюбие, а именно, что из любви к Ною повелел, чтобы, как можно скорее, было поглощено то необъятное и безмерное количество вод. Изображая же несказанную Божию благость, Моисей присовокупил: «и вся скоты и вся птицы и вся гады пресмыкаюияся, елика беху с ним в ковчезе» ( Быт.8.1 ). Ради нас сподобил и их промышления. Ибо об этом взывает и великий Давид: «прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком» ( Пс.103.14 ); и еще: «человеки и скоты спасеши Господи» ( Пс.35.7 ). Ибо ради нас печется и о том, что наше. Вопрос 54. Что значит сие: «обоня Господь воню благоухания» (Быт.8.21)? И обоня Господь воню благоухания. И рече Господь Бог размыслив: не приложу ктому прокляти землю за дела человеческая, зане прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его: не приложу убо ктому поразити всякую плоть живущую, якоже сотворих ( Быт.8.21 ).   Бог одобряет благопризнательность Ноя, усладившись не дымом (ибо ничего нет зловоннее сжигаемых костей), но похвалив расположение принесшего. У Бога нет телесных членов, а следовательно нельзя приписать Ему ноздрей; для обоняния же необходимы ноздри.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Епископ Пантелеимон (Шатов): Нам необходимо вспомнить о целомудрии Больше 20 лет назад мы вспомнили слово ‘милосердие’. Есть еще одно забытое слово, которое нам необходимо вспомнить: ‘целомудрие’. Погибает мир, растлеваются дети, адские муки предвкушает душа… Как много греховной грязи и плотской нечистоты собрали мы и в эти социальные сети! 12 декабря, 2012 Больше 20 лет назад мы вспомнили слово ‘милосердие’. Есть еще одно забытое слово, которое нам необходимо вспомнить: ‘целомудрие’. Погибает мир, растлеваются дети, адские муки предвкушает душа… Как много греховной грязи и плотской нечистоты собрали мы и в эти социальные сети! Епископ Пантелеимон (Шатов). Фото Юлии Маковейчук Больше 20 лет назад мы вспомнили слово «милосердие». Есть еще одно забытое слово, которое нам необходимо вспомнить: «целомудрие». Погибает мир, растлеваются дети, адские муки предвкушает душа… Как много греховной грязи и плотской нечистоты собрали мы и в эти социальные сети! Ко всем исстрадавшимся в поисках красоты целомудрия я обращаю слова преп. Никиты Стифата: «Не говори в сердце своем: невозможно мне … стяжать чистоту девства, после того, как я столько раз растлевал себя и подпадал неистовству тела. Ибо где приложены будут болезни и труды покаяния с злостраданием и теплотою душевной, и источатся реки слез умиления: там все твердыни греха разрушаются, всякий огнь страстей угасает, и совершается новое свыше рождение наитием Духа Утешителя; – и душа опять делается палатою чистоты и девства, в которую преестественный Бог, нисшедший во свете и радовании неизреченном, и как на престоле славы восседши на высоте ума ее, дает мир сущим в ней силам, так говоря: «мир вам от борющих вас страстей, мир мой даю вам для естественного вам действования, мир мой оставляю вам для достижения преестественного совершенства». Исцелив таким образом тройственностью дарования мира троечастность души и к троичному возведши ее совершенству и с Самим Собою соединивши, всю уже делает ее Богом девственной, всю доброю, всю прекрасной, намастив ее благоуханием мира чистоты, и говорит ей: «Восстани, приде ближняя Моя, добрая Моя, голубице Моя», в деятельном любомудрии. «Яко се зима» страстей «прейде, дождь» сластолюбивых помыслов «отыде, отыде себе, цвети» добродетелей с благоуханием помышлений «явишася на земли» сердца твоего. «Восстани, приде» ко Мне в разумном ведении естества, «приди ты, голубице моя» сама о себе, в покров и мрак таинственного Богословия и веры, сего твердого во Мне Боге камня» (Пес. пес. 2, 10–14).»

http://pravmir.ru/episkop-panteleiomon-s...

53. Как имеющие здравое чувство обоняния могут ощущать ароматы, хотя кто и тайно их при себе имеет: так и душа чистая познает в других и благоухание, которое сама получила от Бога, – и злосмрадие, от которого совершенно избавлена, хотя другие сего и не примечают. 54. Хотя не все могут быть бесстрастны, однако спастись могут все. 55. Не давай возобладать над тобою иноплеменникам оным, которые побуждают тебя испытывать неизреченные судьбы Промысла и смотрения Божия в отношении к людям, – и тайно внушают, будто Господь лицеприятен. Это суть исчадия самомнения, – и признаются таковыми. 56. Некоторые сказали, что одни бесы сопротивляются другим; а я удостоверился, что все они ищут нашей погибели. 57. Всякому духовному деланию, видимому или умственному, предшествует собственное произволение и искреннейшее желание, которые, при содействии Божием приводятся в дело. Ибо если первые (произволение и желание) не предварят, то не последует и второе (содействие Божие). 58. Время всякой вещи под небесем, говорит Екклезиаст. Итак да не обольщает нас горделивое усердие, побуждая прежде времени искать того, что придет в свое время. Не будем искать во время сеяния того, что принадлежит жатве; ибо есть время сеять труды, и есть время пожинать неизреченные дарования благодати. В противном случае, мы и в свое время не получим того, что оному времени прилично и свойственно. 59. Некоторые, по непостижимым распоряжениям Промысла Божия, получили благодатные дарования прежде трудов, другие – в самых трудах, иные после трудов, а некоторые уже при смерти. Достойно испытания, кто из них смиреннее прочих. 60. Есть отчаяние от множества грехов и тяготы совести; и есть отчаяние от гордости и возношения, когда впадшие в грех думают, что они не были достойны (оставления до) падения. – От первого исцеляет воздержание от грехов и надежда благая; а от последнего – смирение и никого неосуждение. 61. Во всех твоих начинаниях и делах, и наружных и внутренних, испытывай, истинно ли в угодность Богу предприемлются они и совершаются. Признаком того, что делание наше благоугодно Богу, в новоначальных служит преуспевание в смирении, в средних – прекращение внутренних браней, а в совершенных – умножение и изобилие Божественного света.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Вот вкратце рассказ о том, что видел и слышал в своем восхищении в раю блаженный Андрей. «Я видел, говорит он, в раю много садов с высокими деревьями; они, колеблясь своими ветвями, чрезвычайно услаждали зрение, и великое благоухание разливалось от их ветвей. Одни из деревьев непрестанно цвели, а другие были украшены златовидными листьями; иные были обременены различными плодами неизреченной красоты. Нельзя уподобить древ райских ни одному дереву земному, самому красивому, ибо Божия рука насадила их, а не человеческая. В этих садах было безчисленное множество птиц; одне из них имели крылья золотые, другия, подобно снегу, белыя; иные были испещрены различными цветами. Эти птицы пели так прекрасно, что от приятного пения их я доходил до самозабвения, и мне казалось, что голос пения их был слышен на самой небесной высоте. Так услаждалось сердце мое!.. Наконец, я узрел Господа моего, сидящего на высоком и превознесенном престоле; серафимы стояли окрест Его. Он был облечен в багряную ризу, лицо Его было пресветло, Он взирал на меня милостиво. Узрев Господа, я в невыразимом волнении духа пал пред Ним ниц и поклонился пресветлому и страшному престолу славы Его. О! здесь уста немеют, язык отказывается выражать духовные предметы, духовную радость в чувственных видах. Какая радость и восторг объяли сердце мое от видения лица Его, – изъяснить нельзя, так что и ныне, воспоминая об этом видении, исполняюсь неизреченной радости!» (Ч. М.). «Вот и другой пример духовной радости» и ее благотворного влияния, услаждающего все скорби жизни. По уверению Палладия еленопольского в обители аввы Аполлоса было братий до пятисот, и они все всегда радовались несмотря на великие пустынные лишения, и радовались такою радостию, что никто здесь на земле не укажет такой радости и веселия телеснаго. Между ними никого не было скучного и печальнаго, а авва Аполлос обычно говаривал: «не должно на пути спасения скорбеть тем, которые имеют наследовать царство небесное»; пусть стенают язычники, пусть плачут иудеи, пусть скорбят грешники, а идущие правым путем должны радоваться» (Лавсаик, 47, стр. 168, сн. кн. «Толкование послания к галатам», еп. Феофана, Москва, 1875 г., стр. 381).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вот вкратце рассказ о том, что видел и слышал в своем восхищении в раю блаженный Андрей. «Я видел, – говорит он, – в раю много садов с высокими деревьями; они, колеблясь своими ветвями, чрезвычайно услаждали зрение, и великое благоухание разливалось от их ветвей. Одни из деревьев непрестанно цвели, а другие были украшены златовидными листьями; иные были обременены различными плодами неизреченной красоты. Нельзя уподобить древ райских ни одному дереву земному, самому красивому, ибо Божия рука насадила их, а не человеческая. В этих садах было бесчисленное множество птиц; одни из них имели крылья золотые, другие, подобно снегу, белые; иные были испещрены различными цветами. Эти птицы пели так прекрасно, что от приятного пения их я доходил до самозабвения, и мне казалось, что голос пения их был слышен на самой небесной высоте. Так услаждалось сердце мое!.. Наконец, я узрел Господа моего, сидящего на высоком и превознесенном престоле; серафимы стояли окрест Его. Он был облечен в багряную ризу, лицо Его было пресветло. Он взирал на меня милостиво. Узрев Господа, я в невыразимом волнении духа пал пред Ним ниц и поклонился пресветлому и страшному престолу славы Его! О, здесь уста немеют, язык отказывается выражать духовные предметы, духовную радость в чувственных видах. Какая радость и восторг объяли сердце мое от видения лица Его, – изъяснить нельзя, так что и ныне, воспоминая об этом видении, исполняюсь неизреченной радости!» (Четьи Минеи). Вот и другой пример духовной радости и ее благотворного влияния, услаждающего все скорби жизни. По уверению Палладия Еленопольского, в обители аввы Аполлоса было братий до пятисот, и они все всегда радовались, несмотря на великие пустынные лишения, и радовались такою радостью, что никто здесь на земле не укажет такой радости и веселия телесного. Между ними никого не было скучного и печального, а авва Аполлос обычно говаривал: «не должно на пути спасения скорбеть тем, которые имеют наследовать Царство Небесное, пусть стенают язычники, пусть плачут иудеи, пусть скорбят грешники, а идущие правым путем должны радоваться» (Лавсаик, 47, с. 168, сн. кн. «Толк. послания к галатам», свт. Феофана Затворника, М., 1875 г., с. 381).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас. Не возгнушайся нас многогрешных,/о сладкоуханный крине чистоты,/отжени от нас плотское мудрование,/устави молву лукавых помышлений/и сподоби добродетелей благоухание Творцу выну приносити. Не возгнушайся нами, многогрешными,/о благоуханная Лилия чистоты;/отгони от нас плотское мудрствование,/останови волнение порочных помышлений/и сподоби добродетелей благовоние/Творцу всегда приносить. Помози нам, Богоневесто,/смирен нрав стяжати, всегда радоватися,/за вся Творца благодарити, и непрестанно молитися/ко Христу, Спасителю нашему, научи ны. Помоги нам, Божия Невеста,/смиренный нрав стяжать,/всегда радоваться, за все Творца благодарить,/и непрестанно молиться ко Христу Спасителю нашему научи нас. Слава: Пришествием иконы Твоея озаряеми,/молим Тя, Всецарице,/буди нам грешным споручница,/на стези спасительныя настави,/побори борющия ны/и победу непобедимую во бранех даруй. Слава: Пришествием иконы Твоей озаряемые,/мы молим Тебя, Всецарица,/будь нам грешным Поручительницей,/на пути спасительные направь,/одолей борющихся с нами/и победу непобедимую в битвах даруй. И ныне: О, чистая Голубице, нескверная Агнице,/Агнца и Пастыря неизреченно рождшая,/воистину Ты еси ангельских чинов превысшая,/умоли о нас Божественнаго Сына Твоего. И ныне: О чистая Голубица,/чуждая скверны Агница,/Агнца и Пастыря неизреченно родившая;/воистину Ты выше Ангельских полков./Умоли о нас Божественного Сына Твоего. Господи, помилуй, трижды. Слава, и ныне: Господи, помилуй, трижды. Слава, и ныне: Кондак, глас 8 Новоявленней Твоей иконе, предстояще вернии умильно,/воспеваем Ти, Всецарице, раби Твои;/низпосли цельбы к Тебе притекающим ныне рабом Твоим,/да вси радостно зовем Ти: радуйся, Всецарице,/недуги наша благодатию исцеляющая. Новоявленной Твоей иконе предстоя,/мы, верные рабы Твои, со умилением воспеваем Тебе, Всецарица;/ниспошли исцеления ныне прибегающим к Тебе рабам Твоим,/дабы все мы радостно взывали Тебе:/“Радуйся, Всецарица, недуги наши благодатию исцеляющая!”

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanon-pre...

И если так будете делать, любезные мои чада, то я, услышав об этом, порадуюсь за вас ради вашего богоугодного дела, так как вы и мои, грешного, труды не презрели. Ибо как вначале я вскормил вас молоком духовным и наставлял, так и теперь наставляю не на что-либо другое, но на путь, ведущий в Царствие Небесное. И ожидаю иметь себе облегчение хотя бы в годы старости моей, при слабости здоровья моего, – ваше божественное и истинное святое послушание и, как какой-нибудь очень дорогой и многоценный жемчуг, спасение душ ваших и моей, грешника, души, и о нем ходатайствую. А вы, любезные и духовные мои сыновья, отверзите слух ваш и внимайте следующему. Не воздавайте мне противным: за добро – злом. Вместо радости не доставляйте беспокойство, вместо пшеницы чистой – плевелы, тернии и волчцы, вместо наслаждения милостью Божией в Царстве Небесном и неизреченной радости в одном месте с вами – вечные муки и невыразимые скорби из-за вашего непослушания, от которого Бог да избавит нас. Но, истинно говорю, принесите Господу Богу жертву чистую, без порока, с благоуханием, по христианскому вашему обету, – святое послушание, выбрасывая вон скверную и вонючую жертву–оного дохлого и злосмрадного пса, то есть непослушание. Принесите труды ваши и пот кровавый как всесожжение во всем тучное, пребывание ваше под жгучим солнцем и тягости – как терпение мученическое и вас самих с душой вашей – как живое приношение, благоприятное Богу, в воню благоухания (см. Еф. 5:2 ). А что касается ваших добрых подвигов, вверяю вас, любезные мои чада, Господу Богу для защиты и покрова, чтобы Он защищал вас от всякого зла душевного и телесного, и покрыл от всякого смущения вражеского, и даровал вам одно такое богоугодное дело – пресвятое послушание – со страхом Божиим, по приведенному выше духовному моему поучению, основанному на Святом Евангелии и засвидетельствованному святыми, с терпением в душеспасительных подвигах совершать. Знайте, что ненавидящие Христа иудеи проповедь пророков и святых апостолов услышали и много чудес Христа Спасителя нашего видели, но им не отдали предпочтения и не согласились ходить по пути Божию, но еще – увы! – невинного Христа Бога нашего, окаянные, мучили и смерти предали. А язычники, и не зная истины, уверовали и нареклись блаженными сынами Божиими (см. Ин. 20:29 ). Вас же да удостоит Бог, как в этой маловременной жизни в душах ваших принять от Христа Спасителя мир, божественную радость, так и по прошествии этой жизни в Царствии Небесном вместе с ликами ангельскими наслаждаться вечно неизреченной радостью и сынами Божиими именоваться (см. Мф. 5:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

53. Как имеющие здравое чувство обоняния могут ощущать ароматы, хотя кто и тайно их при себе имеет, так и душа чистая познает в других и благоухание, которое сама получила от Бога, и злосмрадие, от которого совершенно избавлена, хотя другие сего и не примечают. 54. Хотя не все могут быть бесстрастными, однако спастись могут все. 55. Не давай возобладать тобой иноплеменникам оным, которые побуждают тебя испытывать неизреченные судьбы Промысла и смотрения Божия в отношении к людям и тайно внушают, будто Господь лицеприятен. Это суть исчадия самомнения, и признаются таковыми. 56. Некоторые сказали, что одни бесы сопротивляются другим, а я удостоверился, что все они ищут нашей погибели. 57. Всякому духовному деланию, видимому или умственному, предшествуют собственное произволение и искреннейшее желание, которые при содействии Божием приводятся в дело. Ибо если первые (произволение и желание) не предварят, то не последует и второе (содействие Божие). 58. Время всякой вещи под небесем, – говорит Екклезиаст. Итак, да не обольщает нас горделивое усердие, побуждая прежде времени искать того, что придет в свое время. Не будем искать во время сеяния того, что принадлежит жатве, ибо есть время сеять труды и есть время пожинать неизреченные дарования благодати. В противном случае мы и в свое время не получим того, что оному времени прилично и свойственно. 59. Некоторые по непостижимым распоряжениям Промысла Божия получили благодатные дарования прежде трудов, другие – в самых трудах, иные – после трудов, а некоторые – уже при смерти. Достойно испытания, кто из них смиреннее прочих. 60. Есть отчаяние от множества грехов и тяготы совести и есть отчаяние от гордости и возношения, когда впадшие в грех думают, что они не были достойны (оставления до) падения. От первого исцеляют воздержание от грехов и надежда благая, а от последнего – смирение и неосуждение. 61. Во всех твоих начинаниях и делах, и наружных и внутренних, испытывай, истинно ли в угодность Богу предприемлются они и совершаются. Признаком того, что делание наше благоугодно Богу, в новоначальных служит преуспеяние в смирении, в средних – прекращение внутренних браней, а в совершенных – умножение и изобилие Божественного света.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/azb...

Значит, душа-невеста Христова бывает благоуханна своими добрыми делами, когда Небесный Огонь воспламенит ее и приведет к духовному благоуханию. Поэтому будем молить и мы, чтобы Небесный Огонь Духа пришел и зажег и воспламенил навсегда наши души к горнему желанию и непрестанной и неизменной любви ко Христу. 4,6 Итак, пришел Сей Врач и Жених, взывая и говоря душам, желающим получить вечную жизнь 5994 : «Стяжите очи, зрящие Мою славу; стяжите уши, слышащие Мои беседы; возьмите от Меня воду живую 5995 , которая будет для вас источником, скачущим в жизнь вечную 5996 ; примите от Меня Хлеб Небесный, от которого вкусив, вы не умрете; пейте от Моего духовного вина, и возрадуйтесь небесной радостью, и опьянейте опьянением, нехмельным и духовным, чтобы, как телесно опьяневших вино побуждает говорить, так и вы, опьяневши духовно, возглаголали Духом откровения 5997 небесных таин, по написанному: “Чаша Твоя, опьяняющая меня, как [она] сильна!” 5998 5999 ; воспримите елей радования 6000 , освежающий и упокоивающий вас; возьмите от Меня вечный свет, дабы, оставаясь во тьме, вам не погибнуть; примите от Меня 6001 неизреченные одеяния света, закрывающие и покрывающие вас, 6002 ». 4,7 Это внутри каждого из нас Господь взывает и вещает чрез духовных глашатаев, Врач наш, Жених душ наших, пришедший и даровавший жизнь, дабы, соделав души наши святыми и чистыми, и неоскверненными и непорочными 6003 поставив возле Себя, удостоил насладиться вместе с Ним вечной жизнью. 5 Души же любострастные, и сластолюбивые, и плотолюбивые, следующие своей воле и уступающие своим желаниям, не причастные евангельским заповедям, напускающие на себя благочестивый вид, словно маску, и в своем самомнении только сами себя обманывающие, думают, что они что-то собой представляют, будучи на самом деле ничем 6007 ; соблюдая мнимую праведность, они предпочитают выдержать телесные упражнения и 6008 труд жестокого воздержания, что еще не является показанием добродетели, а происходит из-за невежества и неспособности рассуждать 6009 , так как, не подвергнув исследованию скрытые порочные страсти, они оставили без внимания внутреннего душевного человека, поглощенные лишь соблюдением внешней праведности.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010