Так и ты, возлюбленный, не смотри на то, чтó получает от тебя бедняк и в какие издержки тебя вводит, но представляй себе, что Иной принимает из твоих рук то, чтó ты делаешь для бедного, стоящего пред тобой, и этот Иной не простой какой-нибудь человек, но Владыка всяческих, Господь всех, Творец неба и земли. И твои издержки становятся приобретением, и не только не уменьшают твоего имения, но еще более умножают, если только делаешь ты это с верой и радостным усердием. Скажу о самом высшем благе: кроме других приобретений от таких издержек, подается тебе и отпущение грехов; а что может сравниться с этим благом? Минь. Т. IV. С. 395. Творения Т. IV. С. 473. 225. Плод милостыни может погубить одно тщеславие Если мы желаем обогатиться истинным богатством, а вместе с богатством получить и прощение грехов, то передадим имущество свое в руки нуждающихся, перешлем его на небо, где ни вор, ни разбойник, ни злодейство раба, ни другое что не в состоянии повредить нашему богатству. Страна та выше всякого подобного зла. Только будем делать это не из тщеславия, но по заповедям Божиим, стараясь не от людей приобретать похвалу, а от общего всех Господа; иначе и издержки понесем, и приобретения лишимся, потому что богатство, переносимое на небо руками бедных, делаясь недоступным для всех других наветов, может быть погублено одним тщеславием. Как здесь моль и червь вредят одежде, так богатству, собранному на небе милостыней, вредит тщеславие. Потому и умоляю: не только будем творить милостыню, но и с осторожностью будем творить ее, чтобы за малое получить великие блага, за тленное – нетленное, за временное – вечное, и чтобы кроме всего этого возмогли мы получить и отпущение грехов, и вечные неизреченные блага. Минь. Т. IV. С. 395. Творения Т. IV. С. 473. 226. Писание – цветник БЕСЕДА XLIII. Как цветущий луг представляет взорам на себе различные и разнообразные цветы, так Божественное Писание показывает нам добродетели праведных, – не для того, однако ж, чтобы мы только мимоходом наслаждались благоуханием их, как (наслаждаемся) благоуханием цветов, но для того, чтобы мы постоянно собирали отсюда плоды в свою пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Итак, бегите, ибо вас ожидает сладкая наша Матушка! Не заглядывайтесь на ангелов, ибо написано: даже ангелы да не разлучат нас от любви Иисусовой 332 . И вот, добрый привратник, огнезрачный ангел, открывает нам, и сладкая наша Матушка, как снег сияющая, восстает и оказывает нам прием. О сладкая наша Матушка! О свет душ наших, о любовь неподдельная, о жизнь душ наших! Да предадим Богу наши души со именем Твоим на устах. Со сладчайшим лобзанием усрящи нас и на лоно Твое приими. О Матерь, сладчайший мед и нектар, о благоухание и благовонный аромат! Падите на землю и облобызайте нозе и руце сладкой нашей Матушки и приимите неизреченное благоухание от Святой Девы. Не сомневайтесь, что Она Сама научила меня образу действия и дерзновению и любовь мне явила и подала. Изреки нам, сладкая наша Матушка, таинство неизреченного Твоего домостроительства и нашего с Тобой сродства. Ты, Матушка сладчайшая, носящая присно во объятиях Твоих сладчайшего Младенца, – Того, Кто носит всё [Своим] мановением, ради нас [ставшего] Малюткой во времени и Безлетного и Ветхого деньми – скажи нам благоуханными Твоими устами то, к чему не могут и ангелы приникнуть 333 . И вновь услышьте, сестры мои возлюбленные. Когда совершается Божественное Тайноводство, наша сладкая Матушка дает Младенца и Он приносится в жертву за нас. И когда мы причащаемся достойно, благодаря предваряющему посту, благодаря добровольному бдению, благодаря умилительной молитве, мы вкушаем Тело Иисусово и Кровь, ту самую, которую Он воспринял от пречистых кровей Пресвятой Богородицы. Также, вкушая Тело Господне, мы непрестанно питаемся млеком Пресвятой. И что при этом происходит с нами? Мы становимся подлинными чадами Богородицы, и братьями, и сестрами Христа, и, по благодати, сынами и чадами Божиими. И когда мы неизреченно содержим Христа в душе и теле, не приобщаясь [при этом] Ему по сущности 334 , тогда содержим и Отца со Святым Духом, ибо Сын со Отцем неразделен. Таково преестественнейшее сродство, которое мы восприняли от Пресвятой Богородицы и сладкой нашей Матушки. Видите, какого дара нас удостоила сладкая наша Матушка? Видите, сколь много мы должны Ее любить?

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

Песнь 9 Ирмос: Тя, неискусобрачную Матерь Бога Вышняго,/Тя, паче ума рождшую словом воистинну Бога,/вышшую Пречистых сил,/немолчными славословлении величаем. Ирмос: Тебя, не знавшую брака Матерь [Божию и Деву] (Всевышнего),/Тебя выше ума зачавшую посредством слова истинного Бога,/высшую пречистых Сил,/мы не смолкающими славословиями величаем. Припев: Святый мучениче Трифоне, моли Бога о нас. Припев: Святой мученик Трифон, моли Бога о нас. Паче видимых мученическое чаяние полно безсмертнаго наслаждения:/видится сих надежда, полна благоухания,/и радости, и светлости неизреченныя./Темже достойно ублажаются. Более благ видимых ожидаемое мучениками:/жребий, исполненный бессмертия;/видится их надежда, полная благоухания,/и радости, и светлости неизреченной./Потому они достойно прославляются. Свет был еси вторый, к Свету первому приближився,/зарею Его просвещаемь и воображаемь, Трифоне мудре,/и Того подательными светлостьми сияя;/тем тя вси ублажаем. Светом ты стал вторым,/к Свету первому приблизившись,/Его озарением просвещаемый и преображаемый, Трифон мудрый,/и блистая подаваемыми Им сияниями;/потому мы все тебя блаженным именуем. Слава: Явился еси неужасен в подвизех, страстотерпче,/явился еси истинно тезоименит Божественней и святей пищи,/еяже ныне восприемля и ясно наслаждаяся,/спасение чтущим тя нам испроси. Слава: Явился ты, страстотерпец, в борениях неустрашимым,/истинно соименным оказался/богодухновенной и божественной усладе,/ее ныне вкушая и явно наслаждаясь,/спасение нам, тебя чтущим испроси. И ныне: Умертви мудрование, Богородительнице, плоти моея/и оживи душевное умерщвление действом Истинныя Жизни,/из Тебе рождшияся плотию за неизреченное благоутробие/и спасение поющих Тя. И ныне: Умертви мудрствование плоти моей,/Божия Родительница,/и умерщвленную душу оживи/действием Жизни истинной,/от Тебя родившейся во плоти/по неизреченному милосердию/и на спасение воспевающих Тебя. Светилен Пищи наслаждаяся преславныя и Божественныя,/Ангелом единожитель был еси, блаженне:/гуси пасый в лузех, от Бога приял еси благодать исцелений,/Трифоне великомучениче,/исцеляти человеческия немощи и недуги.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanon-muc...

По ночам ходили они на могилу ее молиться. В одну из ночей они видели мимо их грядущих дев в золототканых и светло украшенных одеждах, сияющих небесною славою, и среди них свою дочь Агнию, сияющую, паче снега белейшую. Она, обратившись к своим другиням, велела им остановиться, подождать и сказала своим родителями: «Не плачьте о мне, как о умершей, но паче радуйтесь, что с сими девами я наследовала селения светлые, которые всем сердцем возлюбила еще на земле». Сказав эти слова, она сделалась невидима. Дочери царя Константина Великого Констанции, молившейся при ее гробе об исцелении болезни, Агния явилась и сказала ей: «Дерзай, Констанция, и веруй в Господа нашего Иисуса Христа, Спасителя твоего, Им же ныне исцеляешься от ран твоих». (Янв. 21, жит. Агнии). V. В житии пр. Максима Кавеокаливского (13 янв.) говорится, что он видел истинное явление Богоматери на земле с младенствующим Господом на руках и, поклонившись Ей, воскликнул: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!». Господь благословил его и, в подкрепление его ослабевших сил, дал ему небесный хлеб, при этом послышалось ангельское пение, при котором окружил его Божественный свет, и Богоматерь в виду его вознеслась на небо. Видение это, Божественный свет и благоухание так усладили его душу и восхитили сердце, что он 3 дня и ночи оставался на месте явления в молитвенном подвиге и славословил Бога, лобзал то место, где в неизреченной славе явилась ему Богоматерь. Как тогда, так и после, при воспоминании сего видения, он исполнялся чувством невыразимой радости и веселья, и каждый раз разливалось вокруг него райское благоухание и Божественный свет. (Аф. пат. ч. 1-я стр. 271). 9. Видения обителей Царства Небесного 27 I. Один благочестивый муж-воин умирал и видел зеленеющий луг, украшенный цветами пахучих трав, на котором виднелись собрания людей, одетых в белые одежды. Такой был приятный запах в этом месте, что самая приятность запаха насыщала живущих и гуляющих там. Там же строился удивительной красоты дом, по-видимому, из золотых кирпичей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Поэтому сказано: паче причастник Твоих , то есть: более причастников Твоих. Каждый из причастников Христовых и Его последователей помазывается Небесным Богом согласно его жажде Христа. Ибо из многих мест Священного Писания, из многих житий святых, где говорится о благодати, мы слышим, что она почивала на святых еще в этой жизни. Вонми, слушатель, тому, какова эта благодать, или, лучше сказать, чем является то, что называется елеем радости , который имеют и имели в своей душе причастники Христовы, то есть последовавшие за Ним прежде и следующие за Ним ныне. Послушай, читатель! И из слова пойми суть дела. Ибо сказано: елей радости , и тем самым как бы подразумевается духовная благодать, которая вызывает неизреченную радость и божественное веселие у того, кто сподобляется ее. Когда христианин строго соблюдает заповеди Христовы, тогда он становится возлюбленным Небесного Вседержителя Бога и Господа нашего Иисуса Христа. По этой причине Христос являет ему Себя Самого, как сказано: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам Христос, как мы верим и очень хорошо знаем, есть сладость и неизреченное наслаждение наших душ. Потому когда явит Себя нам, тогда приобщает нас и дает нам участие в Своем неизреченном наслаждении и Своей божественной сладости. А происходит это следующим образом. Если ты приблизишь к своему обонянию несмешанное, чистое и благоуханнейшее миро, то приобщаешься его благоуханию и радуешься ему. То же происходит и тогда, когда нам являет Себя Христос (читающий да понимает это и чувственно и духовно, и на душе и на теле): мы приобщаемся Его благодати и Его веселия. И снова, те, которые обоняли, вдохнули в себя благоухание, приобщились и опьянели от благодати Христовой, то есть те, которые помазаны Христом елеем радости, приобщают и нас и передают нам некоторую часть той неистощимой духовной благодати, которую сами получили от Христа. Так, когда поднесешь свою руку к несмешанному миру и погрузишь в него, то и рука чудесным образом будет издавать благоухание подобно миру и радовать тех, кто чувствует этот запах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2394...

Никита Стифат : «Не говори в сердце своем: невозможно мне прочее стяжать чистоту девства, после того, как я столько раз растлевал себя и подпадал неистовству тела. Ибо где приложены будут болезни и труды покаяния с злостраданием и теплотою душевною, и источатся реки слез умиления: там все твердыни греха разрушаются, всякий огонь страстей угасает, и совершается новое свыше рождение наитием Духа Утешителя; – и душа опять соделывается палатою чистоты и девства, в которую преестественный Бог, низшедше во свете и радовании неизреченном, и как на престоле славы возседши на высоте ума ея, дает мир сущим в ней силам, так говоря: «мир вам от борющих вас страстей; мир Мой даю вам для естественного вам действования, мир Мой оставляю вам для достижения преестественного совершенства». Исцелив таким образом тройственностию дарования мира троечастность души и к троичному возведши ее совершенству и с Самим Собой соединивши, всю уже делает ее Бог девственною, всю доброю, всю прекрасною, намастив ее благоуханием мира чистоты, и говорит ей: востани, прииди ближняя Моя, добрая Моя, голубице Моя, в деятельном любомудрии. Яко се зима страстей прейде, дождь сластолюбивых помыслов отъиде, отъиде себе, цветы добродетелей с благоуханием помышлений явишася на земли сердца твоего. Востани, прииди ко Мне в разумном ведении естества, прииди ты, голубице Моя сама о себе, в покров и мрак таинственного Богословия и веры, сего твердого во Мне Боге камня» (2:10–14) т. V, стр. 126–127]. «Где пасеши, Женише? На злачных пажитях Божественного Слова. Св. Амвросий: «Награда – в Царствии, и во Христе заключается власть ея раздаяния. Ищите этой (власти) в божественных Писаниях, где обретается Христос, и говорите так же, как говорила та (невеста): возвести ми, егоже возлюби душа моя (1:6)... Ты, дева, коль скоро начнешь искать Его, Он уже с тобой; и, действительно, не может быть, чтобы Он не откликнулся на зов ищущих Его, – Он, Который явился тем, которые не звали (св. Амвросий имеет здесь в виду язычников. – Г.Ф.).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

— Где же причащаетесь вы в субботу и воскресенье Божественных Таин Пречистого Тела и Крови Христа Спасителя нашего? — вопросил их я, смиренный Пафнутий. И ответили мне они: — Из-за того-то и собираемся мы здесь всякую субботу и воскресенье, ибо Ангел святой и пресветлый, посылаемый Богом, приходит к нам и преподает нам святое Причащение. И весьма возрадовался я, слыша это, и решил дождаться у них субботы, чтобы и мне сподобиться видеть святого Ангела и из рук его принять Божественное причащение. И пробыл я у них до субботы. И они, ради меня, пробыли со мною на том месте, не расходясь на свое безмолвие. И провели мы дни те в славословии Бога и в молитвах, вкушая от плодов садовых и утоляя жажду водою источника. Когда же наступила суббота, сказали мне те рабы Христовы: — Готовься, брат любимый, ибо сегодня явится Ангел Божий и принесет нам Божественное Причащение. Кто от рук его удостоится приобщиться, тому оставляются все его согрешения, страшен тот становится бесам, и не может к нему приблизиться искушение сатанинское. И пока говорили они мне это, ощутил я благоухание великое, как бы от дивного фимиама и драгоценных благовоний. И дивился я, ибо никогда и нигде не ощущал я такого запаха сладкого. И вопросил я: — Откуда исходит благоухание такое неизреченное? Они же ответили мне: — То приближается Ангел Господень с Пречистыми Тайнами Христа и Бога нашего. И тотчас же стали мы на молитву, и начали петь и славословить Христа Царя Бога нашего. И осиял нас внезапно с небес свет предивный, и увиден был сходящий с неба Ангел Господень. И был блеск его, как блеск молнии. И пал я ниц на землю от страха. Они же подняли меня и не велели бояться. И узрел я представшего нам Ангела Божия в образе юноши прекрасного; красоты же его мне описать никак невозможно. И держал он в руке потир святой с Причащением Божественным. И к тем Таинам Святым по одному приступали те рабы Божии, а по них приступил и я, грешный и недостойный, с великим трепетом и ужасом, но и с неизреченной радостью: и так сподобился я причаститься Пречистых Таин Христовых от рук Ангельских. Когда же причащались мы, то слышали глас Ангела, говорящего:

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

50) Не говори в сердце своем: невозможно мне прочее стяжать чистоту девства, после того как я столько раз растлевал себя и подпадал неистовству тела. Ибо где приложены будут болезни и труды покаяния с злостраданием и теплотою душевною и источатся реки слез умиления: там все твердыни греха разрушаются, всякий огнь страстей угасает, и совершается новое свыше рождение наитием Духа Утешителя; – и душа опять соделовается палатою чистоты и девства, в которую преестественный Бог, нисшедший во свете и радовании неизреченном, и как на Престоле Славы, восседши на высоте ума ее, дает мир сущим в ней силам, так говоря: «мир вам от борющих вас страстей, мир Мой даю вам для естественного вам действования, мир Мой оставляю вам для достижения преестественного совершенства». Исцелив таким образом тройственностию дарования мира троечастность души и к троичному возведши ее совершенству и с Самим Собою соединивши, всю уже делает ее Богом девственною, всю доброю, всю прекрасною, намастив ее благоуханием мира чистоты, и говорит ей: «востани, прииди, ближняя моя, добрая моя, голубице моя, в деятельном любомудрии. Яко се зима страстей прейде, дождь сластолюбивых помыслов отъиде, отъиде себе, цвети добродетелей с благоуханием помышлений явишася на земли сердца твоего. Востани, прииди ко Мне в разумном ведении естества, прииди ты, голубице моя сама о себе, в покров и мрак таинственного Богословия и веры, сего твердого во Мне Боге камня» (Песн. 2, 10–14). 51) Блажен мне из сподобившихся доброго изменения и восхода горе тот, кто, – деятельным любомудрием превзошедши стену страстных привычек и оттуда на посребренных крыльях бесстрастия в ведении поднявшись в мысленный воздух созерцания всего сущего, а отсюда вошедши в мрак Богословия, – почил наконец от всех сих дел своих в Боге блаженною жизнию: ибо он, соделавшись в совершенстве земным Ангелом и небесным человеком, прославил Бога в себе, чего ради и Бог прославил его. 55) Худо неверие, лукавого сребролюбия и зависти лукавейшее порождение. Если же оно худо, не паче ли худо то, что порождает его? ибо сие последнее любовь к злату делает в сынах человеческих предпочтительнейшею любви ко Христу, Содетеля вещества почитает меньшим сего вещества, и ему служить паче, нежели Богу, научает тех, кои охотнее соглашаются служить твари паче Творца и истину Божию пременяют во лжу (Рим. 1, 25). Если же недуг сей так худ, то какой степени худости не превосходит душа, произвольно им недугующая?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

И, продвигаясь дальше, увидел в середине огромный, белоснежный, длиной во все небо дворец. И в дверях стояла Госпожа наша Богородица, Царица ангелов, единое наше отдохновение, неизреченное благоухание и утешение всякой души христианской, несущая белоснежного, как снег, Младенца в Своих объятиях, сияющего паче тысячи солнц. И когда тот брат приблизился, то припал, как сын к своей матери, весь горя божественной любовью. И Она его обняла, как родное чадо, и поцеловала. О рачение любви Божией! О любовь Матери к сыну! Она поцеловала его, как Свое чадо. Наполнила его несказанным благоуханием. И тот правдивый человек сказал мне, что все годы своей жизни, вспоминая это созерцание, ощущает благоухание и сладость в своей душе. Его лицо погладил Своей пухленькой ручкой Тот неописуемый и сладчайший Младенец. Была ему возвещена Матерью и тайна, о которой он горячо молился в течение многих дней. А Сын еще сказал ему, что ради наслаждения такой радостью он должен подвизаться, страдая всю свою жизнь.    И затем, удалившись, он вышел туда, откуда пришел, не желая того. И, удаляясь, снова услышал птичий голос, пленивший его вначале. И, глядя наверх, увидел большую тысячецветную птицу, которая своими крыльями покрывала весь оный рай; и вокруг — престолы; и маленькие, похожие друг на друга птички пели ту неизреченную мелодию, а находившиеся там веселились. И видевший снова пришел в себя и оказался там, где был перед тем, как это увидел.    Итак, слыша подобное, будем терпеть всякое огорчение и скорбь ради стольких благ, которые для нас уготованы. Ибо то, что здесь кажется прекрасным, в сравнении с оным — тьма и ад. 44. «Будь внимательна, моя добрая доченька, потому что ты уже выросла и начинают изменяться помыслы»    Дорогая моя доченька, добрая моя голубица, благое мое дитя! Желаю тебе, чадце мое, быть здоровой душой и телом. На днях мне пришел помысл, и я сказал в своем уме: «Что так долго не пишет мне мое чадо? Почему ленится? Может быть, говорю, моя дочь была занята учебой?»    Наконец получил твое письмо и, радуясь о твоем здоровье, печалюсь о твоих грехах, которые ты постоянно совершаешь, поскольку ты, такая маленькая девочка, ссоришься со всеми.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3411...

Если оно (у Ноя) сделало дым и смрад вонею благоухания, то чего не сделает с нашими духовными жертвами и какого не приобретет нам благоволения свыше? «И обоня, – сказано, – Господь Бог воню благоухания». Видишь, какова жертва праведника, – как она по внешности незначительна, но по чистоте его расположения является весьма великой? Смотри же теперь на беспредельную благость человеколюбивого Господа. «И рече Господь Бог, размыслив: не приложу ктому прокляти землю за дела человеческая: зане прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности 218 : не приложу убо ктому поразити всякую плоть живущую, якоже сотворих, ктому 219 во вся дни земли» ( Быт.8:21–22 ). 4. Какая необычайная важность благодеяния, какое величие человеколюбия, какой неизреченный избыток снисхождения! «И рече Господь Бог, размыслив». И это выражение – «размыслив» – употреблено человекообразно и приспособительно к нашей природе. «Не приложу ктому прокляти землю за дела человеческая». Бог проклял ее за первого человека, сказав: «терны и волчцы возрастит» ( Быт.3:18 ), и потом так же за Каина. И вот, так как Он, и теперь навел (на землю) такую всеобщую гибель, то, чтобы утешить праведника и ободрить его, – чтобы, то есть, он не подумал про себя: что за польза от данного (Богом) благословения и от слов: «раститеся и множитеся», если мы, и размножившись, должны будем опять погибнуть, ведь Он и Адаму сказал: «раститеся и множитеся», и однако же навел потоп, – чтобы, говорю, Ной не подумал так и от этой мысли не чувствовал в душе своей постоянного беспокойства, смотри, какое Господь являет человеколюбие! «Не приложу, – говорит, – ктому прокляти землю за дела человеческая». Смотри, как ясно показал (Бог), что Он наложил проклятие на землю за нечестие людей. Потом, чтобы мы не подумали, будто Он теперь дал такое обещание потому, что они сделались лучше, говорит: «Зане прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности». Необыкновенный вид человеколюбия! Так как «прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности», поэтому, говорит, «не приложу ктому прокляти землю».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010