Одни теснились возле Него, чтобы прикоснуться, другие – взывали о помощи, а третьи, лежачие больные и расслабленные, на руках соболезнующих представали пред Иисусом Христом. И Сам Господь приходил к недужным. И слава об исцелениях прошла по всей Иудее.    В зачале Недели 4-й (Мф. 8:5-13) благовествуется об исцелении больного слуги римского сотника по вере последнего. Слуга этот лежал в расслаблении и сильно страдал. Нести его к Иисусу Христу было делом нелегким. В то же время сотник не решался и к себе пригласить Господа, смиренно считая себя недостойным, чтобы Господь пришел в дом его. Евангелист Лука говорит (7, 2—10), что сотник и сам не решился прийти к Спасителю, но просил ходатайствовать о себе старейшин иудейских. Может быть, сознавая, что Иисус Христос «послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 15:24), он считал себя не вправе обращаться к Нему, как римлянин. Таково было смирение его и сознание недостоинства. Но в то же время он не сомневался, что Иисус Христос силен словом Своим и на расстоянии исцелить слугу и что, по благости Своей, Господь может снизойти к просьбе его: «Скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». Такова вера сотника. И Господь удивился этой вере: «Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры». Святая Церковь, предлагая это повествование, учит сочетать искреннюю веру с делами, с милосердием и смирением, и тогда «как ты веровал, да будет тебе». Здесь указывается и на великое милосердие Божие к страждущим: «Я приду и исцелю его».    В зачале Недели 5-й содержится рассказ о событии в стране Гергесинской (Мф. 8:28-9, 1). Здесь вновь открывается великое милосердие Божие к страждущим и сила Господня, которой повинуется разрушительная сила злых духов.    В зачале Недели 5-й Святая Церковь после повествования предшествующей Недели зримо воссоздает бесчувствие людей к явному проявлению силы Божией, глухоту к вере, когда не ценится небесное, а земное благополучие становится дороже милосердия и сострадания к ближнему.    В евангельском чтении говорится: И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Открыл младенцам, т. е. люди простые, как младенцы, не учившиеся человеческой мудрости, каковы были апостолы, не только приняли учению. Христово, но еще сами проповедуют другим оное. Евангелие праздника Введения во храм пресв. Богор. (21 ноября) Евангелие см. 15 августа. Евангелие праздника святителя и чудотворца Николая (6 декаб.) Евангелие см. 9 мая. Евангелие недели св. Праотец и Отец Скажите о неделях св. Праотец и Отец. Пред великим днем праздника Рождества Христова церковь с благоговением воспоминает предков Спасителя по плоти, от коих произошел Он, как Богочеловек, и кои, живя на земле, спасались верою в Него, грядущего. В одну из недель воспоминается св. праотцы, отчего и самая неделя называется неделею св. Праотец, т. е. все ветхозаветные св. патриархи, родоначальники народа Божия, жившие до закона, данного на Синае, и под законом, – от Адама до Иосифа, которому обручена была Матерь Божия, также св. пророки, от Самуила до Захарии, отца Крестителя Господня, и самого Иоанна Крестителя, и все ветхозаветные святые. В следующую же неделю, ближайшую к празднику, воспоминаются св. отцы, отчего и называется она неделею св. Отец, т. е. те именно ветхозаветные святые, от племени которых собственно и произошел, по своему человечеству, Господь Иисус Христос. Какое евангелие недели св. Праотец? См. 28 недели по Пятидесятнице. Какое евангелие недели св. Отец? Изложение родословия Иисуса Христа, описанное евангелистом Матфеем, где по родам исчисляются родственные предки Господа по плоти от Авраама, отца верующих, до Иосифа, которому обручена была Богоматерь. Матф. 1, 1–25 . Зач. 1. 1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, сына Авраамова. 2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев Его; 3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Эсрома; Эром родил Арама; 4 Арам родил Аминадава, Аминадав родил Наассона; Наасон родил Салмона; 5 Саломно родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея. 6 Иессей родил Давила Царя; Давид Царь родил Соломона от бывшей за Уирею; 7 Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; 8 Аса родил Иосафата; Иософат родил Иорама; Иорам родил Озию; 9 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; 10 Езекия родил Манасию; Манасия родил Амона; Амон родил Иосию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Прежде всего: кто эта «другая Мария,» о которой дважды так выражается св. Матфей, повествуя о погребении Господа (Матф. 27:61), а затем — о воскресении (Матф. 28:1). По древнему преданию Церкви, изложенному в Синаксарии на день Пасхи, это была сама Божья Матерь. Почему же этого не сказано с полной определенностью? Как объясняет Синаксарии, «чтобы не показалось сомнительным» (из-за того, что свидетельство о таком величайшем событии присвоено Матери), евангелисты говорят: Иисус явился сперва Марии Магдалине (Марк. 16:9), которая видела Ангела на камне. Саломия была матерью «сынов Зеведеевых» — апостолов Иакова и Иоанна. Иоанна, упоминаемая св. Лукой (24:10), была жена Хузы, домоправителя царя Ирода. Остальные жены-мироносицы поименно не упоминаются, но св. Лука ясно говорит, что были «И прочие с ними» (Лук. 24:10). В числе этих «прочих» церковное предание указывает еще: Марию и Марфу, сестер Лазаря, воскрешенного Господом, Марию Клеопову и Сусанну, а также и многих других, «Яко же Лука божественный повествует: служащие Христу и ученикам Его своими имениями» (Синаксарий в неделю Жен-Мироносиц). Жены-мироносицы ожидали окончания субботнего покоя, причем некоторые из них купили ароматы еще в пятницу вечером, как говорит св. Лука (23:56), а другие — уже «по прошествии субботы,» то есть вечером в субботу (Марк. 16:1). В разных выражениях затем говорят Евангелисты о времени прихода мироносиц ко гробу. Св. Матфей — «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели...» Св. Марк — «весьма рано, в первый день недели,... при восходе солнца...» Св. Лука — «В первый же день недели, очень рано...» Св. Иоанн — «В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно...» Таким образом, все эти указания времени совпадают, говоря только о разных моментах наступления утра, из чего видно, что жены-мироносицы не все сразу пришли в одно и то же время. Более всего отличается от других Евангелистов описание св. Иоанна, что и понятно, ибо он, как и всегда, опускает рассказанное первыми тремя Евангелистами и восполняет их повествования тем, что относится только к Марии Магдалине и двум ученикам.

http://sedmitza.ru/lib/text/430499/

Ясно, что и событие с юношей, и преломление хлеба произошли " во время продолжительной беседы Павловой... «до полуночи» (ст. 7–9), а не после полуночи, т. е. в воскресенье. Выражение же ев. Луки: беседовал довольно, даже до рассвета» (ст. 11), – если и говорит о чем, так только о том, что ап. Павел и после преломления продолжил беседу с полуночи, даже до рассвета, но отнюдь не дает данных для заключения о совершении преломления хлеба в этот второй период беседы, так как означенное преломление ясно отнесено к первому периоду беседы «до полуночи» и, можно думать, состоялось в конце первой беседы. Посему-то и говорит ев. Лука, что Троадские ученики собрались в первый день недели не только для беседы, по и «для преломления хлеба» (ст. 7). Необходимо еще заметить, что выражение: «до рассвета» означает время, когда еще совсем темно, так как даже выражение: «на рассвете» – и то означает, что «было еще темно» (ср. Мф.28:1 ; Ин.20:1 ). Следовательно, с полуночи до рассвета – время короткое, и если на это время отнести преломление хлеба и вкушение, то явится совершенно непонятным, как же ев. Лука говорит, что и после преломления ап. Павел «беседовал довольно " ! Все это и свидетельствует о том, о чем ясно говорит и сам ев. Лука, что и священное собрание, и преломление хлеба состоялись в первый день недели. И лишь ап. Павел, отъезжая, затянул несколько свою беседу, чтобы прямо с беседы на рассвете понедельника отправиться в Асс. – Еще при жизни своей Христос учил, что «в дни покоя? («в субботы») можно делать добро ( Мф.12:12 ). И вот ап. Павел повелевает христианам святить день христианского покоя – первый день недели – делами благотворительности и милосердия, о чем человек в другие дни за житейскою суетою может и позабыть, или недостаточно исполнить этот христианский долг. «При сборе же для святых, пишет ап. Павел Коринфянам, поступайте так: в первый день недели каждый из вас пусть отмечает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

Разделы портала «Азбука веры» прот. Иоанн Толмачев Практическая Гомилетика. Том 4. Недели по Троице 18–32 " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление 5я Неделя по Троице I. Евангельское Чтение. Зачало (28): от Матфея 8:28–34; 9:1 28 И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. 29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. 30 Вдали же от них паслось большое стадо свиней. 31 И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. 32 И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. 33 Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. 34 И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их. … 1 Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. Практический очерк содержания рядового чтения В евангельском чтении пятой недели, передающем историю о чудесном исцелении двух бесноватых в стране Гергесинской, изображается величие человеческих бедствий. 1. Оно открывается: а) в мучительном чувстве временных страданий, испытываемых грешником (ст.28); б) в тягостном беспокойстве его о грядущем дне Божьего суда (ст.29). 2. Оно уничтожается только Иисусом Христом, Который благодатью своей искупляет от всякого зла (ст.30–32): а) телесного и б) духовного. 3. Несмотря на это, многие, однако, не хотят пользоваться искупительными заслугами Спасителя: а) они слышат о возвещаемой им власти и благости Иисуса Христа (ст.34); Но б) не хотят пользоваться возвещаемым им спасением (ст.33); в) следствием этого бывает то, что Спаситель оставляет их и идет к своим, которые приемлют Его (“ в Свой город ” 9:1). Частные темы, предлагаемые этим зачалом для гомилетической разработки, весьма немногочисленны. Некоторые из проповедников, сравнивая бесноватых с пьяными, говорят о пьянстве . Гораздо с большей назидательностью и богатыми нравственными применениями можно рассматривать отношение гергесинских жителей к Иисусу Христу. Здесь ст. 34 дает повод говорить проповеднику о том, что невежество есть источник неверия; что корыстолюбие ослепляет духовные очи и ожесточает сердце; что Господь всегда близ, но мы не всегда принимаем Его посещение, или о том, как несчастные люди, неразумеющие времени Божьего посещения и т. п. Со своей стороны предлагаем следующие темы с планами для проповедей: О существовании злых духов

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

С толкованиями Правило 1 В послании ко мне, вернейший и разумнейший сын мой, ты вопрошаешь, в который час должно прекращать пост Пасхи. По твоим словам, одни из братьев считают, что это должно делать при пении петухов, а другие – с наступлением вечера. Братья в Риме, как говорят, дожидаются пения петуха, а о находящихся здесь ты сказал, что они заканчивают пост раньше, но ты стремишься установить точную границу и вполне определенный час, что затруднительно и неправильно. То, что после времени воскресения Господа нашего надлежит начинать празднество и веселие, а до этого смирять души постом, всеми признается одинаково. Но в своем послании ко мне ты доказал весьма здраво и с пониманием божественных евангелистов, что никаких точных сведений о часе воскресения мы у них не обнаруживаем. В самом деле, евангелисты по-разному описали приходивших на гроб в различное время и сказали, что все они встретили Господа уже воскресшим. В вечер субботний 18 , как сказал Матфей ( Мф.28:1 ), рано, когда было еще темно, как пишет Иоанн 19 , очень рано, – Лука 20 , весьма рано, при восходе солнца, – Марк 21 . А когда Он воскрес, никто не показал ясно. Но то, что в вечер субботний, на рассвете первого дня недели, до восхода солнца в первый день недели пришедшие ко гробу обнаружили, что Его уже не было в нем, – это несомненно, и не будем полагать, что между евангелистами есть разногласия или что они противоречат друг другу. Но даже если покажется, что есть незначительное разногласие в исследуемом вопросе (коль скоро все единогласно признают, что в эту ночь воссиял свет мира, Господь наш, а о часе высказываются по-разному), мы все же постараемся благоразумно и верно согласовать сказанное. У Матфея сказано так: В вечер (ψ) субботний, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал ( Мф.28:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Запасшись всем необходимым для воздания последних почестей возлюбленному Учителю, жены-мироносицы «в субботу остались в покое по заповеди» ( Лк.23:56 ). Хотя субботний покой оканчивался обыкновенно с заходом солнца, но они, вероятно, не решились идти ко гробу к ночи и потому ждали наступления следующего за субботой дня. Это тем, вероятнее, что некоторые из них самую покупку ароматов смогли произвести только «по прошествии субботы» ( Мк.16:1 ), так как возвратились в город в пятницу, очевидно, поздно вечером, до конца оставаясь свидетельницами печального обряда, и «смотрели гроб и как полагалось Тело» Учителя. Евангелисты не говорят, вместе ли все проводили эту субботу жены-мироносицы или они были в разных домах города Иерусалима. Нам кажется, что второе предположение будет более вероятно. Во-первых, трудно допустить, чтобы в Иерусалиме, необычайно переполненном во дни Пасхи, можно было найти такое помещение, которое могло бы быть приютом для нескольких лиц и притом не на один день, – и гораздо легче было приютиться по одному, двум у родственников и знакомых. Во-вторых, при таком предположении понятнее те различные указания времени, какие даются Евангелистами при описании путешествия мироносиц ко гробу Спасителя. «На рассвете первого дня недели» ( Мф.28:1 ), «весьма рано, в первый день недели» ( Мк.16:2 ), «в первый же день недели, очень рано» ( Лк.24:1 ), «рано, когда было еще темно» ( Ин.20:1 ) – так обозначают Евангелисты время путешествия жен-мироносиц. Хотя существенного противоречия между этими выражениями и нет, но некоторое различие, несомненно, имеется. Не объясняется ли это различие тем, что мироносицы выходили из разных мест города и для одних предстоящий путь был длиннее, для других – короче, почему, стремясь к одной цели, одни из них должны были начать свое путешествие так рано, когда было еще темно, другие – весьма рано, иные – на рассвете первого дня, причем, естественно, что, чем ближе они подходили к цели своего путешествия, тем ближе они сходились одна с другой, так что к самому гробу пришли вместе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

Когда она, узнав Его по виду и голосу, хотела убедиться чрез прикосновение, Он говорит ей: «Не прикасайся ко Мне»! Евангелист умалчивает о ее желании прикоснуться ко Господу, но для чего бы Господь сказал об этом, если бы не заметил стремления ее прикоснуться к Нему? «Не прикасайся ко Мне»! Так как ты вместе с другою Мариею прикасалась ко Мне и, удостоившись такого дара, ничего великого не подумала обо Мне, а продолжала относиться ко Мне по-прежнему и искала Меня во гробе, как человека, Меня, сидящего со Отцом, то стань вдали от Меня, не прикасайся ко Мне; потому что по твоему мнению, Я еще не взошёл к Отцу. С другой стороны, Он возвышает ее ум, чтобы она не почитала уже Его человеком, как прежде, а почитала бы и Богом; для этого-то Он и употребил слово «взошёл», т. е. на небо, где преимущественно обитает Отец Его. Но «Иди к братьям моим и скажи им, что ты узнала». Мария идет уже в третий раз и не говорит, как в первый, что Он воскрес, или, как во второй, что Господа взяли из гроба, но, говорится: «Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей» ( Ин.20:18 ). Вот и третий ее приход ко гробу утром, когда было еще темно. О четвёртом же пусть расскажет чудный Марк. «По прошествии, – говорит он, – субботы, Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти, помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: «Кто отвалит нам камень от двери гроба»? и прочее ( Мк.16:1,2,3 ). Здесь мне предстоит решить, каким образом Магдалина, уже убедившаяся в третий приход, опять идет вместе с другими ко гробу и говорит: «Кто отвалит нам камень»? Очевидно, она пошла не потому, чтобы не уверовала, но для того, чтобы руководить упомянутых жен, рассказать им случившееся, и на пути собраться с духом. Ясно также, что не она сказала: «Кто отвалит нам камень?», но Саломия, еще не бывшая у гроба, а только слышавшая, что к двери гроба привален был камень. Ибо, по повествованию Марка, «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» ( Мк.16:9 ), а по повествованию Матфея она первая заметила землетрясение, отваление камня от гроба и ангела, сидящего на нем ( Мф.28:1,2 ); по повествованию же Иоанна: «В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба» ( Ин.20:1 ). Если же мы не предположим, что вышеупомянутые слова сказала Саломия, то впадём в бездну противоречия, что не согласно с разумом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Нужно иметь в виду, что общепринятая хронология не соответствует тому, как на самом деле происходили события. Спаситель родился на три или четыре года раньше той даты, которая считается датой Рождества Христова. Ошибка была допущена западным ученым Дионисием Малым, который жил в VI веке. В то время уровень исторической науки был очень скромный, тем паче на Западе, который по культурному своему развитию очень отставал от православного византийского Востока. Поэтому в «Синопсисе» и говорится: «Воскресенье, 9 апреля 30 года», хотя из всех преданий о Господе достоверно известно, что Спаситель пострадал в возрасте тридцати трех с половиной лет. Даты страданий Спасителя и Его Воскресения известны точно. Мы же учитываем кроме дат еще и дни недели: например, Распятие воспоминаем в пятницу, Воскресение Христово — в первый день недели. Поэтому празднование событий, связанных со страданиями и Воскресением Спасителя, закреплено не за конкретными числами, а за определенными днями седмицы. Кроме того, существует правило, по которому Пасха, отмечаемая православными, должна праздноваться позднее Пасхи иудейской. Иудейская Пасха вычисляется по лунному календарю, а православная — одновременно и по лунному, и по солнечному. Если вычисления приводят к одинаковому результату, то православная Пасха переносится на неделю позже. Этот сложный расчет, изложенный сейчас мной чрезвычайно схематично и примитивно, приводит к тому, что мы празднуем Пасху не в тот день, когда на самом деле произошло Воскресение Христово. Дата ее совершения определяется пастырскими целями — не допустить, чтобы иные немощные христиане соблазнились и подумали, будто бы у нас, так сказать, одна вера с иудеями. В связи с этим празднование Пасхи и воспоминание всех связанных с пасхальными днями событий бывает каждый год в различные числа. Евангелист Матфей о Воскресении Христовом повествует так: «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег» ( Мф.28:1-3 ).

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Пятидесятница 28.03.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Праздник Святой Троицы , Пятидесятница Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сейчас на Утрени мы услышим Евангелие от Иоанна о том, как в первый вечер Пасхи Дух Святой дается апостолам, как плод Воскресения, и Церковь рождается дыханием Господа. Это было «в первый день недели» — начинается новый мир, новое творение. Новое бытие. Бог взял человека в Свои Божественные руки и сотворил его совершенно новым. И христиане, начиная с этого дня, не перестают собираться от первого дня недели к первому дню недели — от воскресения к воскресению. Церковь рождается от этого собрания из века в век, и сегодня продолжается ее рождение. Чтобы мы были христианами, нам необходимы эти воскресные дни, и наше участие в них, потому что они отмечены всегда пришествием Христовым. Мы предпочитаем говорить не об обязанности посещать храм в воскресные дни — слово «обязанность» имеет слишком юридический оттенок, — а о жизненной необходимости делать это. Человеку необходимо дышать. И не раз только, и не несколько раз в году. «Двери дома, где собирались ученики Христовы, были заперты из опасения от иудеев» — «страха ради иудейска». И сегодня мир по-прежнему исполнен этого страха. Прежде чем приступать к молитве, пусть каждый испытает свою жизнь — какие в ней страхи. Место пасхальной победы оказывается местом, где ученики затворились от всех, — это место их страха. И место, где Дух Божий может явиться в нашей жизни, — это там, где внутренние наши раны, уязвимость, опасность, страдания. Пусть каждый из нас спросит себя, чего он боится. Какой грех, какое отчаяние, какие обстоятельства закрывают двери его жизни. Апостол Павел сознавал эту опасность как род смерти. «Смерть действует в нас, — говорит он, — однако мы не унываем. Но если внешний человек наш и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4, 12, 16-17).

http://moral.ru/пятидесятница/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010