Какое евангелие сей недели? Об обстоятельстве перед крещением Христовым, воспоминаемом сию неделю – о проповеди Иоанна Предтечи в пустыне и крещении народа им. Map. 1, 1–8. Зач. 1. 1 Начало Евангелия Исуса Христа Сына Божия, 2 Как написано у пророков: се Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовил путь Твой пред Тобой. ( Малах. 3,1 .) 3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, правыми сделайте стези Ему. (Исаии, 40,3). 4 Явился Иоанн, крестя в пустыне, и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. 5 И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. 6 Иоанн носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. 7 И проповедовал, говоря: идет за мною сильнейший меня, у которого я не достоин, наклонившись развязать ремень обуви Его. 8 Я крестил вас водой, а Он будет крестить Духом Святым. Ст. 2–3. Что значат слова сих стихов: «се Я посылаю .... стези Ему? Это – слова пророчества о Иоанне Предтече Христовом. Предтеча называется ангелом? за его ангельскую и как бы бесплотную на земле жизнь и за возвещение и указание грядущего Христа. Предтеча называется голосом, вопиющим в пустыне о исправлении для Господа пути. Здесь ГИредтеча, приготовляющий людей к принятию Спасителя, представляется под образом вестника, который царем, идущим с войском в походе, посылался вперед объявить приближение его, приготовить нужное, исправить дороги и пр. Ст. 6. Что за пища: акриды и дикий мед, которою питался Предтеча? Акриды – вид саранчи, очень обыкновенная пища на востоке у бедных людей. Саранча – это небольшое крылатое насекомое. Дикий мед – это медь диких пчел, или жидкость медоподобная, нетекавшая из некоторых деревьев, как-то пальмы, фиги; на вкус он горький. Ст. 7. Что значат слова Предтечи о Христе: У него я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его? Это значит, что Предтеча считает себя недостойным быть последним слугою у Господа, показывая тем несравненное величие Его и крайнее смирение свое: так как обязанность снимать и надевать обувь у господ обыкновенно была делом низших служителей у евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Пирамидальные построения структуры Церкви неизбежно ведут к построению централизованной структуры церковной организации, нуждающейся в бюрократической администрации со всеми ее отрицательными последствиями. Такая организация легко уязвима и склонна отрицать свободу детей Божиих. Торжество такого понимания структуры Церкви прекрасно показано Ф. Достоевским в легенде о Великом Инквизиторе. Церковь Христова является местом спасения человека. Поэтому для проверки экклезиологии необходимы сотериология и антропология. Местная Церковь для апостола Павла является и Вселенской, охватывающей все создание Божие, мир небесный и земной. Соделалась известною через Церковь начальствам и властям ( ta‹j ta‹j ™xous…aij) на небесах многоразличная премудрость Божия (Еф 3:10). В Церкви Сам Спаситель поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф 4:11–13). 1 Протоиерей Николай Афанасьев. Церковь Духа Святого. Париж, 1971. С. 2. 3 Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского. Т. 1. СПб., 1911. С. 45. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/struktura-tserkvi-vsel...

Здесь идет речь, во-первых, о праздниках иудейских, во-вторых, о той потере духа благочестия, какая обнаружилась в этом случае со стороны иудеев. Устами пророков здесь изобличаются неблагодарные и вероломные евреи, оставившие Господа: Ис.1:4 ; превратившие суд в отраву и правду повергшие на землю: Ам. 5:7 . В разбираемых местах из книги пророка Исаии и Амоса вовсе не отменяется четвертая заповедь о святости седьмого дня недели. Словами пророков запрещается в праздники особенно удаляться от греховных дел, могущих оскорбить духовное величие праздника. Дела же милосердия, как видно из слов Господа: Лк. 13:15 – 16 , не только можно, но и должно было делать в праздничные дни ( Исх. 20:8–10 ). Между тем иудеи полагали, что совершенным безделием они исполняют заповедь о седьмом дне. Такое-то ложное воззрение иудеев на праздничные дни и изобличается в разбираемых местах свящ. Писания. Господь чрез пророков как бы так говорит: научитесь в эти дни делать добрые дела ( Ис. 1:17 ), удалите песни и главным образом идолопоклонство, тогда Я их приму ( Ис. 1:18 ), и как бы в подтверждение приведенной мысли в следующей 2 главе пророк Исаия возвещает радостное будущее праздничное торжество народов, заключающееся в хождении в дом Бога Иаковлева (в храмы), где Бог научит нас Своим путям: Ис.2:3 . Затем пророчество Амоса о возвращении скинии Давидовой падшей ясно показывает, что у нового Израиля, верующих во Христа, должны быть установлены праздники, временно уничтоженные беззаконием Евреев, когда говорится: «что в ней разрушено воссоздам». Деян. 15:16 –17 ; и наконец, об учреждении новозаветных праздников говорит пророчествовал Софония (3:18). Ис. 1:4 . Увы, народ грешный, народ, обремененный беззакониями, племя злодеев,сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева, – повернулись назад. Ам. 5:7 . О вы, которые суд превращаете в отраву, и правду повергаете на землю! Лк. 13:15 . Господь сказал ему (начал, синагоги) в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить? 16 . Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? Ис. 2:3 . И пойдут многие народы, и скажут: прийдите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон, и словоГосподне из Иерусалима. Деян. 15:16 . Потом обращусь и воссоздам Скинию Давидову падшую, и то, что в нейразрушено, воссоздам, и исправлю ее. 17 . Чтобы взыскалиГоспода прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говоритГосподь, творящий все сие. ( Ам. 9:11. 15 ). Соф. 3:18 . Сетующих о торжественных праздниках Я соберу; твои они, на них тяготеет поношение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Есть ли основания считать, что в Книге Бытия утверждается почитание субботы ? Почему заблуждаются «Свидетели Иеговы», учащие, что душа человека в его крови? Зачем Бог творит Еву из ребра Адама? Благословение седьмого дня Здравствуйте, уважаемые читатели и зрители портала « Православие.ру ». Мы продолжаем с вами цикл бесед на Книгу Бытия Священного Писания. На прошлой встрече мы разбирали 1-ю главу Книги Бытия, в которой говорится о творении этого мира. Сегодня мы рассмотрим, как был сотворен человек, – об этом сказано во 2-й главе. Но прежде разберем первые стихи главы 2 и связанный с ними важный вопрос о дне субботнем. Какой день недели чтить? Во 2-й главе Книги Бытия сказано: «Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2: 1–3). Как видим, седьмой день в Священном Писании выделен особым образом. Почему? Сам контекст Книги Бытия это объясняет: это был день завершения творения мира. И седьмой день являлся в Ветхом Завете всего лишь именно памятником творению. И уже только в законе Моисея, в 4-й заповеди, говорится: «Помни день субботний, дабы святить его… Не делай в оный день никакого дела ни ты, ни раб твой, ни рабыня твоя… ни пришелец в доме твоем» (Исх. 20: 8; 10). Но Господь заключает Новый Завет в Крови Своей, преподавая Чашу Евхаристическую. И у апостола Павла во 2-м Послании к Коринфянам мы читаем: «Кто во Христе, тот новая тварь» (2 Кор. 5: 17), – тот новое творение. Прежнее прошло, теперь всё новое. Почему я обращаю внимание на это? Существует такая неопротестантская группа, как адвентисты 7-го дня, которая, ссылаясь на тексты Священного Писания, но глубоко заблуждаясь, говорит: новозаветным христианам следует почитать именно субботний день – и совершенно отрицает празднование дня воскресного. Мы почитаем день субботний, а Воскресение Христово празднуем

http://pravoslavie.ru/94542.html

Мк.1:13 . И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною; и был со зверями; и Ангелы служили Ему. Искушаем сатаною. Евангелист Матфей ( Мф.4:1–11 ) повествует об искушении Иисуса Христа подробно, – как дьявол искушал Его невоздержанием, видя Его долговременный пост, затем честолюбием, повелевая Ему броситься с кровли храма в надежде на хранение Ангелов, и, наконец, корыстолюбием, обещая Ему все сокровища земные, если Христос поклонится ему. Евангелист же Марк повествует о сем искушении кратко, в двух словах. И был (бе) со зверями. Это – черта, указываемая только еванг. Марком. Этим говорит он, что Иисус Христос, как восстановитель рода человеческого в первое райское состояние, был среди зверей, как Адам в раю, когда ему были послушны и нестрашны самые дикие звери, и ни один из них не сделался для Него орудием искушения, как некогда змей из среды их послужил орудием падения прародителей (Мих.). Ангелы служили (служаху) ему. Ангелы приступили к Иисусу Христу для служения уже по окончания искушения, как это видно из повествования Матфея ( Мф.4:11 ). Таким образом, во время искушения Христос был одинок, чтобы победа над искусителем принадлежала исключительно Ему одному (Мих.). „Пока продолжалась брань, Христос не допускает являться Ангелам, чтобы не отогнать того, кого надлежало уловить“, замечает при этом св. Златоуст. Чем Ангелы послужили Господу, об этом не сказано в Евангелии. Мк.1:14 . После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия Мк.1:15 . и говоря, что исполнилось время, и приблизилось Царствие Божие: покайтесь, и веруйте в Евангелие. По предании Иоаннове (после того как предан был Иоанн). Это событие было спустя довольно долгое время после искушения Иисуса Христа, о котором говорилось выше. 3десь еванг. Марк, подобно Матфею, опускает повествование о многих событиях, как это видно из Евангелия Иоанна (чит. 2, 3 и 4 гл.). Прииде, по Евангелию Матфея, в Галилею, т. е. из Иудеи, где был, как видно из Евангелия Иоанна, по случаю праздника Пасхи (о Галилее чит.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Псалом 23 По надписанию псалом принадлежит Давиду, а по сходству его содержания с псалмом 14 (ср. Пс.23:3–4 с Пс. 14:1, 3 ) можно считать одинаковым с последним и повод написания, это перенесение Кивота Завета из дома Аваддарова в скинию на Сион, когда уже процессия приближалась к узким и маленьким воротам Иерусалима, почему Давид восклицает «поднимите, врата, верхи ваши» ( Пс. 23:7, 9 ). Дополнение к надписанию – «в первый день недели», заимствованное из греч. Библии, указывает на время богослужебного исполнения псалма в первый день, начинающий неделю, что отвечает нашему воскресению, так как неделя заканчивалась у евреев субботой. Господь велик: Ему принадлежит земля и все, что на ней (1–2). Вблизи Бога на Сионе может поэтому обитать тот, кто чист мыслями, делами и словами, кто ищет Его (3–5). Ворота города! Поднимите верхи ваши, чтобы сделать свободным вход Господу, Который идет через вас! Он – царь славы, сильный в брани, Он – Господь сил (6–10)! Пс.23:1 .  Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней, Пс.23:2 .  ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее. Так как Господь – Творец земли, то ему принадлежит как она, так и все, что ее наполняет, т. е. царство животное и растительное, мир органический и неорганический, видимый и невидимый. Он основал ее «на морях и на реках». Земля по своему объему меньше количества воды, находящейся на земном шаре [По всей вероятности, автор имеет в виду соотношение площади суши и воды на Земле, которое составляет, соответственно, 29% и 71%. – Прим. ред.]. Сила Бога и Его всемогущество выражается наглядно в том факте, что земля занимает твердое и прочное положение, несмотря на то, что находится среди движущейся стихии. Пс.23:4 .  Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно [ближнему своему], – Обитать вблизи Господа на горе Сион достоин тот, кто не совершал дурного внешнего поступка ( «руки неповинны»), кто чист и мыслями ( «сердце чисто») и кто не грешил словом: не давал ложных клятв и ложно не призывал Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   Духа Святого мы называем Животворящим потому, что Он дает людям духовную жизнь (Пс.104:30; Рим.8:26; 1Кор.12:3, 7—11).     314. Что мы исповедуем словами: «Иже от Отца исходящаго»?    Словами «Иже от Отца исходящаго» мы исповедуем, что Дух Святой исходит от Бога Отца испокон веков.     315. Откуда нам известно, что Дух Святой исходит от Бога Отца?    Что Дух Святой исходит от Бога Отца мы знаем от Господа Иисуса Христа,    Который сказал: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин.15:26).     316. Что мы исповедуем словами: «Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима»?    Словами: «Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима» мы исповедуем, что Дух Святой равен Богу Отцу и Сыну, и что Ему принадлежит такая же честь и слава, как и первому и второму Лицу Божию.     317. Что мы исповедуем словами: «глаголавшаго Пророки»?    Словами: «глаголавшаго Пророки» мы исповедуем, что Дух Святой Своими внушениями открывал Пророкам Ветхого Завета, что они должны проповедовать, и что, следовательно, слова старозаветных Пророков содержат откровение Божие (2Пет.1:21).     318. Когда сошел Дух Святой на апостолов?    Дух Святой сошел на апостолов в пятидесятый день после Воскресения из мертвых Господа Иисуса Христа, то есть в Святую Пятидесятницу (Деян.2:1—4).     319. На какой день недели приходится Святая Пятидесятница?    Святая Пятидесятница приходится на воскресенье.     Пояснения:    I. В Деяниях святых апостолов (Деян.5:3—4) рассказывается, что апостол Петр упрекнул Анания: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?.. Ты солгал не человекам, а Богу».    II. В Псалме 103-м, стихе 30-м говорится: «Пошлешь Дух Твой... и Ты обновляешь лице земли». Апостол Павел написал, что «Дух подкрепляет нас в немощах наших» (Рим.8:26), далее, что «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1Кор.12:3), и что Дух Святой подает различные дары, как-то: слово мудрости, пророчества и другие. Это все означает, что Дух Святой нас духовно оживляет (1Кор.12:7—11).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Любовь же долготерпит, милосердствует, не превозносится, не мыслит зла (1 Кор. 13, 4-5), и тогда, как говорил блаж. Августин, «люби и делай, что хочешь». Вряд ли любящая мать станет осуждать своего нерадивого ребенка, хотя меры к его воспитанию будет принимать, вплоть до возможного наказания, если потребуется. 5)       Часто нам может казаться, что люди, выражающие резкие оценки об известных нам лицах, осуждают их. На самом же деле мы не можем с достоверностью утверждать, что другие вокруг нас осуждают, если сами о себе не всегда уверены, осуждаем ли мы. Только я сам в лучшем случае и могу сказать о себе, исходя из своего внутреннего состояния, осудил ли я или нет; есть ли во мне неприязнь, зложелательство и жажда отмщения при отрицательной оценке. 6)       Мы можем сами умножать вокруг себя осуждение, провоцируя на него немощных. Надо помнить, что с православных христиан волей-неволей спрашивается больше, чем с остальных, и не только Богом спросится в будущем, но и окружающими уже здесь и сейчас. С лиц, облеченных духовным саном, спрос еще строже и требования выше. Если достоверно известно о грехе ближнего, грех надо решительно отвергнуть, грешника же пожалеть и помолиться о его вразумлении, помня, что сегодня пал он, а завтра это мог бы быть каждый из нас. Отрицательный пример тоже учит, назидает: «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним» (Пс. 33, 15). «Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1 Петр. 2, 15). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 5 сентября, 2020 28 марта, 2020 6 января, 2020 9 ноября, 2019 30 марта, 2019 3 марта, 2019 3 марта, 2019 3 марта, 2019 4 ноября, 2018 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами.

http://pravmir.ru/ne-osuzhdajte-i-ne-bud...

После вопросов Петра и ответа Иисуса, низвергшего одного из первых Своих учеников в последние, предсказав ему троекратное отречение, показав этим низвержение уверенности в том, что стоит только “захотеть” — и можно стать “верным” учеником, “своими силами”, по-человечески; как бы напоминая, что верность тоже даётся от Бога, как Его дар. Христос теперь уже Сам возвращается к вопросу — “куда” Он идёт. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете (Ин 14:4). Здесь апостол Фома почти повторяет слова Петра: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? (Ин 14:5). Как сказано в четвёртой песне канона Недели Антипасхи: “…премудрости и разума наполняет мир Близнец”. Благодаря вопросу Фомы мир узнал слова Христа: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин 14:6). Учёный монах Евфимий Зигабен считает вопрос Фомы следствием его “телесности”, заземлённости, что свойственно неверующим в Воскресение из мёртвых: “Место, куда шёл Иисус Христос, Фома представлял себе каким-нибудь чувственным, равным образом и путь” 2 . Но где чувственное, там и страх земной перед “убивающими тело”, страх за жизнь телесную. «Слова же: “камо идеши”, — пишет святитель Иоанн Златоуст, — Пётр сказал по внушению великой любви, а Фома от страха. “Господи, не вемы, камо идеши”. Мы не знаем, говорит, места, и как можем знать путь, туда ведущий? И смотри, с какою робостью. Не сказал: укажи нам это место, но “не вемы камо идеши”» 3 . Апостол любви Иоанн свидетельствует в своём Первом Соборном послании: Боящийся не совершенен в любви (1 Ин 4:18). Фома, как и все ученики, кроме Иоанна, не достиг ещё совершенства в любви ко Христу, иначе он не стал бы говорить: “не знаем, куда идёшь”, а возрадовался бы. Если бы вы любили Меня, — говорит Иисус, — то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня (Ин 14:28). Фома не возрадовался, как Авраам, через которого Господь показал “царский путь” верующего к вечной любви. Иисус сказал иудеям: Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался (Ин 8:56). Авраам принёс в жертву свой рассудок, и это вменилось ему в праведность (Гал 3:6), и так он сохранил жизнь своего любимого сына. Авраам, “препоясав чресла ума”, не стал задавать вопросов, а оставил всё на усмотрение Бога. Нет более высокой жертвы Богу, чем “сокрушение” собственного рассудочного духа (“духа смерти, пустоты и ничтожества” — свящ. Павел Флоренский). Авраам абсолютно поверил Богу, полностью доверился Его воле, так же поверит Богу и Божия Матерь: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк 1:38), так же скажет в молитве Христос: но не чего Я хочу, а чего Ты (Мк 14:36). По слову апостола Павла: верующие благословляются с верным Авраамом (Гал 3:9). С Авраамом — “рыцарем веры”, человеком героического духа, одним из первых “духовных камней” в основании Церкви Божией во Христе.

http://pravmir.ru/apostol-foma-antinomii...

В древности некоторые малоазийские христиане отмечали Пасху в один день с иудеями, а другие христиане, в том числе римские, отмечали ее в воскресный день после иудейской пасхи. Первые ссылались на апостола Иоанна, вторые – на апостолов Петра и Павла. Наконец Церковь, подобно апостолам, собрала большой Собор их преемников-епископов, на котором осуществила полученное от Христа право «вязать и решить», признав правоту римской традиции. Принципы, которыми руководствовалась Церковь, вполне логичны: 1) день Пасхи не должен совпадать с еврейской как знак того, что ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве (Рим. 7: 6); 2) поскольку Воскресение Христа произошло в воскресный день – первый после субботы, то именно этот день недели и подходит более всего для такого празднования, следовательно, оно должно совершаться в воскресенье. И всё это произошло более чем за 1500 лет до появления первых адвентистов. Подводя итог, следует признать, что в настоящее время всё чаще приходится сталкиваться с такого рода недобросовестной полемикой со стороны наших оппонентов, когда ими предлагаются заведомо ложные тезисы – в расчете на то, что некомпетентный человек не сможет это перепроверить и «клюнет на удочку». Православным христианам стоит иметь это в виду и не быть чрезмерно доверчивыми, чтобы, по слову апостола, мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Еф. 4: 14). Рейтинг: 9.6 Голосов: 741 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Например, см:  Журавлев Ф.С . Праздник Пасхи;  Маковский В.Е.  Молебен на Пасху. 1887 г.;  Пимоненко Н.К.  Пасхальная заутреня в Малороссии. 1891 г. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Валерий Александров 2 апреля 2021, 19:20 К сожалению батюшка неточен в аргументах. Христос отмечал с учениками Пасху именно в иудейскую пасху(Песах), а не раньше как утверждается в этой статье со ссылкой на Лк 22:8. Там же в Лк 22:7 написано " Настал же день опресноков в который надлежало заколать пасхального агнца,... " . Иудеи опресноки едят как раз на свою пасху и начинают эту семейную трапезу (Седер) после наступления темноты как сделал и Христос с учениками. св.ап.Иоанн Богослов в Ин 13:1 пишет " перед праздником Пасхи... " потому что пишет свое евангелие позже и имеет в виду уже сложившуюся традицию Пасхи Христианской. Я за то чтобы аргументы в полемике были честными.

http://pravoslavie.ru/78593.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010