Протоиерей Игорь Фомин: Знаете, в ваших словах, Алексей, я пока атеизма не услышал. Вы говорите: «Умрем — увидим». Значит, будет тот, кто увидит. Не лопух же на могиле… Ведущий: Отец Игорь, а что такое спасение? Мы часто об этом говорим, но люди неверующие могут спросить: «А от чего спасать-то? За вами что, кто-то гонится все время?» Протоиерей Игорь Фомин: Да, это краеугольный вопрос всех религий. Но только христианство учит о том, что человеческое естество повреждено первородным грехом. Другие религии говорят, что мы очень хорошие, но нужно совершенствоваться, в совершенстве спасение. А христианство говорит по-другому: «Лично ты болен. Ты нуждаешься в том, чтобы тебя излечить». Мы снова приходим к тому, с чего начали. Причем человеку самому излечиться невозможно. Научно-технический прогресс идет семимильными шагами, а духовно-нравственное состояние общества почему-то сильно снижается. И вот эта деградация — она непреодолима человеческими силами. Какой бы закон или кодекс ни приняли, какую бы поправку к конституции ни внесли, этим невозможно излечить болезнь человека. Духовную болезнь человека может излечить только Христос. Это и есть спасение, — твое преображение, твое выздоровление, твое приобретение Христа как Бога в сердце. Ведущий: Алексей, а у вас ведь дети крещеные? Алексей Кортнев: Да, моя мама после смерти папы сказала: «Я хочу крестить детишек ваших. Давай это сделаем». И я сказал: «Ну конечно, давай». Как бы я ни относился к крещению, помимо всего прочего, ты же приобретаешь еще чудесных новых родственников, крестных пап и мам, которыми стали наши близкие друзья, очень хорошие люди, и я их просто обожаю. Теперь у меня еще десять близких родственников. Это же прекрасно! Протоиерей Игорь Фомин: Да, но в современной церковной действительности вас бы спросили не просто «желаете ли вы покрестить детей», а «веруете ли вы». Сейчас пытаются прийти ко крещению маленьких детей, как и положено, по вере родителей. Если человек взрослый и может за себя отвечать (это примерно с 14-летнего возраста), то достаточно его желания. То есть пришел бы Алексей ко мне и сказал: «Вот, хочу крестить детишек». А я отвечаю: «Прекрасно. Замечательно. А в кого вы веруете?» — «В себя». — «Тогда пошли пить чай». — «А как же крещение?» — «Не, подожди. Вырастет, покрестится. А мы вот с тобой чайку попьем».

http://blog.predanie.ru/article/kto-vdun...

В тексте упоминаются среди ряда других характерных знамений времени два преступления, о которых Достоевский прочел в «Голосе» незадолго до начала или в период работы над «Идиотом», — убийство восемнадцатилетним гимназистом польского происхождения, дворянином Витольдом Горским в Тамбове с целью ограбления в доме купца Жемарина, где он давал уроки его одиннадцатилетнему сыну, шести человек (жены Жемарина, его матери, сына, родственницы, дворника и кухарки) и убийство и ограбление девятнадцатилетним студентом Московского университета Даниловым ростовщика Попова и его служанки Нордман. В первом преступлении Достоевского особенно потряс ряд подробностей: Горский характеризовался учителями как умный юноша, любивший чтение и литературные занятия; задумав преступление, он заблаговременно достал не совсем исправный пистолет и починил его у слесаря, а также по специально сделанному рисунку заказал у кузнеца нечто вроде кистеня, объяснив, что подобный инструмент необходим ему для гимнастики. Горский признал себя на суде неверующим. Достоевскому он казался характерным представителем той части молодежи, на которую «нигилистические» теории 1860-х годов имели отрицательное влияние. Первое сообщение о деле Данилова появилось в момент публикации начальных глав «Преступления и наказания» и поразило современников и самого писателя некоторым сходством между ситуацией, воссозданной в романе, и обстоятельствами убийства, совершенного образованным преступником, о незаурядной внешности и уме которого говорилось в последующих хрониках. В конце ноября 1867 г., в период обдумывания замысла «Идиота» стала известна знаменательная подробность. По показаниям арестанта М. Глазкова, которого убийца вынуждал принять на себя вину, Данилов совершил убийство после разговора с отцом. Сообщив ему о своем намерении жениться, Данилов получил совет «не пренебрегать никакими средствами и, для своего счастья, непременно достать денег, хотя бы и путем преступления». В «Идиоте» отсвет этих историй падает на изображение молодых «позитивистов», в частности племянника Лебедева, которого дядя называет убийцей «будущего второго семейства Жемариных». Сопоставление компании Бурдовского с Горским и Даниловым, очевидно, преследовало цель показать, что естественнонаучные и материалистические теории 60-х годов могли быть в вульгаризированном, «уличном» варианте использованы для оправдания преступлений, вели к «шатанию мысли». Мотив этот, однако, подчинен в романе общему его критическому пафосу, направленному против антидуховного начала нового буржуазного «века», когда предметом купли и продажи стали красота и человеческое достоинство, а страсть к наживе и денежный ажиотаж заменили прежние идеалы. Крушение нравственных устоев в «век пороков и железных дорог» — тема «апокалипсических» речей Лебедева.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

    Психическую свою теорию он назвал «Логотерапией». «Логотерапия» обращается не к больной стороне пациента, а к здоровой. Как бы ни был пациент болен, здоровая сторона его личности, его свободная воля, могут и должны быть мобилизованы для борьбы с его больной стороной.       Болезни, войны, умственное расстройство, возраст, материальные трудности, преследования, гонения, — всё человек способен вынести, если он осознал в себе высшие ценности, увидел свой духовный мир... Доктор Франкль получил недавно письмо от одной 85-летней больной. Она благодарит его за сказанное им по радио, что «искание Бога и нравственная жизнь совсем не являются чем-то ненаучным или устарелым... Теперь наконец, — пишет эта престарелая, больная женщина, — я вижу смысл и в моей жизни, хотя не могу больше работать и не имею больше близких друзей и родственников, чтобы им помогать и их любить. Я вижу, что моя задача это дорожить каждым своим днем и часом, чтобы становиться всё лучшей и лучшей — к концу».     Труды и методы доктора Виктора Франкль, профессора неврологии и психиатрии Венского Университета и председателя Австрийского Общества Медицинской Психиатрии, вводятся сейчас в медицинские школы и клиники для душевно больных, не только Австрии, но и Франции, Испании, Италии, Голландии, Германии и Аргентины.       Франкль утверждает, что человек психически страдает и заболевает не только вследствие причин определяемых полом или честолюбием (как думали Фрейд и Адлер), но также вследствие «подавления в себе потребностей своей высшей стороны, своего духа в Боге». Люди, неверующие и маловерующие, говорит профессор Франкль, должны перестать думать, что познание Бога и религиозное чувство не являются для них необходимостью. Оно необходимо для полного раскрытия человеческого самосознания.    Самое глубокое наше чувство — чувство веры в Бога. Мы можем, конечно, это чувство прятать от дру-гих людей, но если мы скрываем его от своего собст-венного сознания, то мы вызываем в себе душевный конфликт.     «Отрицать духовную сторону своей природы, это творить над собою большое насилие» говорит профессор Франкль. Мне приходилось видеть много пациентов, ко-торые без всякого стыда рассказывали о подробностях своей половой жизни, но стыдливо замолкали, когда я их спрашивал об их духовной жизни.  

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3297...

Разумеется, доктор Грантли не любил Джона Болда, и мысль жены, что они могут близко породниться, привела его в ужас. Надо отдать архидьякону должное: смелости ему было не занимать: он охотно сразился бы с противником где угодно и каким угодно оружием. Доктор Грантли был уверен в неопровержимости своих доводов и нимало не сомневался, что одержит победу в честном бою. Он и на миг не допускал, что Джон Болд уличит епархию в несправедливом распределении доходов богадельни, а коли так, зачем искать мира на столь низких условиях? Что? откупиться от неверующего врага церкви свояченицей одного её служителя и дочерью другого — молодой дамой, которая по праву родства достойна стать женой епархиального клирика, и не из последних! Говоря о неверующих врагах церкви, доктор Грантли подразумевал не отрицание её догматов, а равно опасные сомнения в безупречности её финансовой политики. Миссис Грантли редко расходится с мужем в том, что касается защиты церкви и прав духовенства; тем обиднее была её неожиданная готовность идти на уступки! Архидьякон, укладываясь рядом с нею, снова прошептал: «Боже великий!», но так тихо, чтобы она не услышала, и повторял эти слова до тех пор, пока сон не избавил его от тягостных мыслей. Сам мистер Хардинг не видит препятствий для любви своей дочери к Джону Болду. Её чувства не ускользнули от его внимания. Возможные шаги Болда в отношении богадельни огорчают регента именно тем, что могут разлучить его с дочерью или дочь — с любимым человеком. Он не говорил с Элинор о её любви, поскольку менее кого бы то ни было склонен заводить подобные разговоры без приглашения, даже с собственной дочкой. Считай мистер Хардинг, что Болд поступает предосудительно, он бы отослал Элинор или отказал Болду от дома. Однако он не видит для этого оснований. Наверное, он предпочёл бы второго зятя-священника, поскольку тоже питает слабость к своему сословию, и уж точно предпочёл бы видеть столь близким родственником человека единомысленного. Однако он не станет отвергать избранника дочери из-за расхождения во взглядах.

http://predanie.ru/book/220111-smotritel...

Равный раздел вызвал недовольство отличившихся бойцов и старейшин, рассчитывавших на большую долю 229 . С этим якобы связано появление 8-й суры «Добыча», объяснявшей такое решение волей Аллаха. Текст ее, как и большинства сур, составлен из частей, появившихся в разное время, но есть разделы, которые определенно касаются суждений и проблем, возникших в связи с Бадром. Сура открывается словами: «Они спрашивают тебя о добыче, так скажи: «Добыча принадлежит Аллаху и посланнику, бойтесь же Аллаха, разберитесь между собой и повинуйтесь Аллаху и его посланнику, если веруете " ». Айат 41/42, конкретно формулирующий принципы раздела добычи («И знайте, что если вы взяли что-то в добычу, то пятая часть – Аллаху и посланнику, и родственникам, и сиротам, и беднякам, и путнику, если вы уверовали в Аллаха и в то, что мы низвели нашему рабу в день различения, в день, когда встретились два отряда. Поистине, Аллах все может!»), несомненно, относится к более позднему времени, так как несколько источников свидетельствуют, что при Бадре Мухаммад получил личную долю (хотя, несомненно, лучшую, чем у других), а не пятину, хумс 230 . Здесь же, у ас-Сафра, Али по приказанию Мухаммада обезглавил ан-Надра б. ал-Хариса, которого Мухаммад ненавидел за язвительные насмешки. На следующий день в Ирк аз-Зубйа казнили одного из наиболее ярых преследователей Мухаммада, Укбу б. Абу Муайта. Судьба еще одного гонителя Мухаммада, Туаймы б. Ади, неясна: по одним сведениям, он убит Хамзой в бою, по другим – попал в плен и был обезглавлен тем же Хамзой 231 . Сразу же после победы были посланы гонцы в Йасриб и Куба; в Ирк аз-Зубйа кто-то из йасрибской верхушки встретил победителя с поздравлениями, на пятый день после сражения в Йасриб прибыл сам Мухаммад, а за ним пригнали пленников. Воздержавшиеся от похода оказались посрамленными и стали объяснять отказ тем, что думали – дело идет о набеге на караван, а не о сражении за веру 232 .Рис. 8. Центральный Хаджаз в начале VII в. (82 KB) Средневековые историки, сравнительно подробно описывая внешний ход событий, мало освещают колебания и разногласия, проявлявшиеся в этом походе. Эта внутренняя сторона в какой-то мере зафиксирована в упомянутой 8-й суре: «(5) Вот, вывел тебя твой господь из дома твоего ради истинного дела, а часть верующих не хотела. (6) Спорили с тобой об истинном деле, после того как оно прояснилось, будто тех гонят на смерть, а эти 233 смотрят. (7) Когда пообещал вам Аллах, что один из двух отрядов достанется вам, то вы хотели, чтобы вам достался не тот, что мощен. А Аллах желает утвердить истину своими словами и искоренить неверующих без остатка… (42/43) Вот, вы были на ближайшем берегу, а они – на дальнем, а едущие – ниже вас. Если бы вы назначили встречу, то разошлись бы, но Аллах предназначил, чтобы это дело свершилось, (44) чтобы погиб тот, кто погиб, для доказательства и жил бы оставшийся в живых для доказательства. Поистине, Аллах все слышащий, все знающий!»

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

О кислородной маске и Великом Рационализаторе Летать приходится регулярно, и привычной стала инструкция: «В случае необходимости достать кислородную маску и надеть сначала на себя, потом на ребенка». Услышав это в первый раз, удивилась: ребенка-то первым надо спасать. Но потом поняла: надев маску, взрослый может позаботиться о малыше. А иначе оба могут погибнуть.      Нередко знакомые, делая первые шаги в Церкви, больше всего озабочены спасением далеких от Церкви или вовсе неверующих близких и друзей. Не надев маску на себя, пытаются натянуть ее на лицо ближнего. Сама через это прошла. Еще только смутно чувствуя истину Православия, не уяснив многого для себя, не переступив церковный порог, уже волнуешься о спасении других. У кого из нас нет любимого дедушки, старинной подруги или милой соседки, о которых болит душа и которые срочно нуждаются в спасении? Но как помочь им, нашим дорогим, если мы сами не утверждены в истине? Если кругом болото, единственный способ не утонуть – это встать на твердую землю. Если будем тонуть за компанию – никому не поможем. Что можно ответить подрастающим детям, задающим сложные глубокие вопросы, если у самих нет ответов? Как помочь неверующему мужу без помощи свыше? Если сердце кровью обливается при виде страданий взрослых детей, потерявших веру, как не прийти в храм самим? Если волнует будущая загробная участь неверующих родственников, то почему своя участь заботит значительно меньше, поскольку не предпринимаем никаких шагов в деле собственного спасения и не приступаем к таинствам? Пока мы сами не встанем на твердую почву Православия, мы не сможем помочь близким. Много сейчас говорится и о другой крайности – когда вновь воцерковившийся человек на аркане тащит близких спасаться. Мне думается, это бывает не только от горячности и неопытности. Еще это бывает от маловерия. Человек не надеется на Промысл Божий , а берет судьбу близких в свои немощные руки и… держитесь, ближние! Я помню, когда ходила на протестантские собрания, руководитель группы рисовал на листе ватмана схему: вот, я проповедую четырем, они, в свою очередь, еще четырем… Далее выводится дата, когда будет обращен весь мир, например – к июню 2018 года (математики, точный подсчет за вами), к 15:00 планета Земля охвачена проповедью. Вот так арифметика заменяет Промысл. Рационально и без фантазий. План-пятилетка. Разновидность Великого Инквизитора – Великий Рационализатор. Подмена Божественного человеческим.

http://pravoslavie.ru/64904.html

Можно догадываться и о другой, самой важной причине: умершим «не позволено» говорить с нами. В евангельской притче грешник во аде умолял праведника послать к родственникам свидетеля, предупредить, чтобы и они не попали в это место мучения – и получил отказ (по Луке, гл.16). Умершим не дано возможности свидетельствовать нам о себе именно потому, что нарушение ТАЙНЫ нарушило бы нашу СВОБОДУ – духовно убило бы нас, еще живущих на этом свете… Только по этому принципу можно объяснить и тот полный мрак сознания, кроме которого ничего, ничего не могут «вспомнить» люди, «воскрешенные» из состояния клинической смерти. Для неверующего это – прямое и достаточное доказательство смерти души; но верующий может рассудить, что смерть, из которой возможно возвращение к здешней жизни, есть только именно клиническая, «не настоящая» смерть… Замечательны слова, которые произнес Христос перед воскрешением дочери Иаира: «не умерла, а спит» (по Марку, гл.5). И перед воскрешением Лазаря: «уснул, но Я иду разбудить его» (по Иоанну, гл.11). Отношение к смерти иногда хорошо выражается в надписях на могилах, иногда это просто удивительное непонимание того, что произошло (вроде того, что покойный имел такой-то чин или был «хороший спортсмен»). Иногда – возвещаемая прохожему правда о неотвратимости смерти: «Я был как ты – ты будешь как я»… Иногда это выражение ЛЮБВИ, мимо которого нельзя пройти равнодушно: «…Когда ж настанет это время, Когда ты будешь вновь со мной! Скорей бы сбросить жизни бремя – Скорей бы встретиться c тобой.» Покойся, прах неоцененный В стенах обители святой. Приидет час благословенный – И мы увидимся с тобой. И опять – острое сомнение: да не сказочны ли, не игрушечны ли эти надежды на ЛИЧНУЮ ВСТРЕЧУ в невообразимо огромной, непостижимой Вечности?.. На это очень просто отвечал в одной проповеди священник о. Родион Путятин : «…Связанных союзом любви не разлучит Бог, Который есть беспредельная Любовь. Слово Божие ничему нас так не учит, как взаимной любви, вечной любви учит нас.

http://azbyka.ru/pochemu-i-ya-xristianin

— Представ перед Богом, вы не сможете сказать в свое оправдание, что вы об этом не знали, что в свое время вас никто этому не научил. Вот именно сейчас, в этот момент я вам об этом всем говорю… В этот момент люди начинают недовольно ерзать и кряхтеть. Для многих это очень неприятные слова. «Вот попали…», – думают. В газете «Аргументы и факты» – письмо Е. Евстафьева из г. Соликамска: «Читал, что можно написать послание Богу. Адрес не подскажете?» Неужели взрослый человек может задавать такие вопросы? Понятно, когда дети лет семи пишут Деду Морозу, но взрослые?.. Дописка из 2007 : Мне рассказали нечто еще более курьезное. В рождественские дни в коротком телесюжете поведали о том, что в Иерусалим в такие дни приходят сотни писем из разных стран мира, в том числе и из России, с коротким адресом: «Господу Богу». Сотрудница почты, дававшая интервью, показывала конверты с таким или подобным «адресом». Ими был завален целый стол… Другая заметка в «Аргументах и фактах». Называется: «Стол для новоокрещенного». «После церковного обряда крестных родителей, а также близких родственников по традиции приглашают в гости и стараются угостить по-праздничному. Как? У наших предков для этого торжества готовились традиционные обрядовые блюда… Особую роль в родинах и крестинах играла каша. Ее приносила роженице в дом бабка-повитуха. Все присутствующие оспаривали право заполучить горшок с кашей. Начинался «торг». Самую высокую цену обычно давал крестный отец ребенка. Ему и доставался «приз», который он, недолго думая, разбивал об угол стола. В наше время эта странная и, главное, чрезвычайно грязная церемония (представляете, как эта каша разлетается по всему дому!) претерпела некоторые изменения. Вместо каши в горшок, который должен выкупить крестный, складывают конфеты или печенье. Но разбивать посудину обязательно!» Что за бред?! И как не стыдно это печатать на всю страну в газете тиражом 3 миллиона? А ведь так просто было проконсультироваться со священником. С. Фудель очень верно подметил: «В процессе отпадения от христианства город соревнуется с деревней, и, кажется, деревня побеждает. По какой-то закономерности христианство возвращается в первохристианство не только духовно, но, так сказать, и географически: из деревень в большие города: «Рим» и «Эфес», «Антиохию» и «Коринф». Там будут создаваться новые последнехристианские общины, окруженные миллионами неверующих».

http://azbyka.ru/parkhomenko/iz-dnevnika...

Вопрос радиослушательницы: --Часто пожилые одинокие люди хотят завещать свое имущество или квартиру церкви. Катя, вам как юристу приходилось сталкиваться с такими случаями? Расскажите, какие возникали проблемы. -- С такими случаями приходилось сталкиваться неоднократно. Трудности были такие же, как и при любом оформлении сделок. Мне больше хотелось бы рассказать о тех людях, с которыми я при этом познакомилась и которых не забуду никогда. Например, с бабушкой Екатериной Александровной я встретилась, когда ей было 95 лет, она пребывала в полном здравии, сохранила ясный ум. Она хотела оставить свою квартиру в пользу храма. Родственники тоже на этом настаивали, они были воцерковленными людьми и очень хотели, чтобы Екатерина Александровна пришла к Богу, чтобы она причастилась хотя бы перед смертью. Она сначала категорически этого не хотела, говорила, что никогда не сможет взять благословление у священника. И случилось так, что когда батюшка все-таки пришел к ней, она так умилилась, что и расплакалась, и взяла благословление. Она была человеком удивительным. Рассказывала, как с мужем переживала блокаду в Ленинграде. Ее муж был коммунистом, человеком неверующим и возможно даже не крещеным. Но когда после бомбежки разрушился дом, который стоял напротив их дома, муж увидел погорельцев, которые сидели на обломках, и сказал: «Давай отдадим им нашу квартиру, нам, может быть, предоставят что-нибудь другое». И вот они свою квартиру отдали этим людям, а сами получили маленькую комнатку в коммунальной квартире. Он был профессором, занимал достаточно видное положение, выполнял какую-то научно-исследовательскую работу. И вот такой поступок. Наверное, не каждый христианин способен на такое. Или еще помню одну женщину -- Александру, которая рассказывала про то, что ее двоюродная бабушка была знакома с Николаем Ивановичем Пироговым, имя которого носит наша Первая Градская больница, и со знаменитым доктором Гаазом, который, прибыв из Германии в Россию, всю свою жизнь посвятил служению людям. Мало того, что он всем совершенно бесплатно оказывал врачебную помощь, он и все свое имущество раздал несчастным – и дом в Москве, и загородное поместье. Когда он умер, то оказалось, что от всего его имущества осталась только подзорная труба да личные вещи.

http://radonezh.ru/analytics/yurist-milo...

а) Прежде всего благодари Господа Бога за все оказанные Им тебе и всем людям благодеяния: за искупление, за св. Веру, за св. таинства и за все святые внушения ко спасению. б) Молись, чтобы Господь Бог простил тебе все твои грехи, и не попустил тебе умереть во грехах. в) Молись, чтобы Он избавил тебя от вражеских искушений во сне и в ночи; но послал тебе Своего Ангела – Хранителя, да сохранит он душу и тело твое от всякого зла. г) Молись, чтобы Господь благословил всех близких к твоему сердцу: родителей, братьев, сестер, родственников, знакомых, благодетелей, домашних, начальников. Помолись и за врагов своих. д) Молись, чтобы Он помог бедным, скорбящим, путешествующим, больным, обижаемым, чтобы утешил несчастных, приютил сирот, укрепил надеждою умирающих, упокоил умерших, чтобы благословил всех детей, направил к добру всех юношей, укрепил в св. жизни возрастных и всех старцев сделал образцом святой жизни, чтобы всех грешников привел к покаянию, истребил тьму, в которой живут язычники, неверующие, еретики и раскольники, чтобы просветил их Своим Светом, всех ввел в познание Своей истины, всех направил на истинный путь спасения и спас. Наконец, предай себя Господу Богу совершенно. Ознаменуй себя крестным знамением, ложись в постель и засыпай, памятуя смерть и суд Божий. Всевозможно старайся засыпать с хорошими мыслями. Хорошо почитать какую–либо назидательную книгу или житье святого, который празднуется завтра. Всего больше старайся засыпать в преданности Господу Богу. Тогда, что бы ни случилось с тобою во время сна, тебе нечего бояться; тогда ты спишь как бы на руках Божьих; тогда Господь Бог Сам смотрит за тобою, бережет тебя; тогда какое бедствие ни постигло бы твое тело, твоя душа безопасна, – она у Господа Бога. В случаях бессонницы, когда долго не можешь заснуть, – опять размышляй и опять молись. Размышляй о судьбах правды Божьей и неправды человеческой, и извлекай отсюда полезные уроки для своей жизни. Молись внутреннею молитвою сердечною: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного»! Если пойдут в голову и сердце дурные мысли, встань и клади поклоны, с молитвою: «помилуй мя, Боже»...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010