7) Домы у священноцерковнослужителей собственные, деревянные, на церковной земле. 8) На содержание священноцерковнослужителей жалованья не полагается и оклада постоянного не производится, почему и содержание их посредственно. 9) Зданий, принадлежащих к сей церкви нет, кроме одного амбара. 10) Расстоянием сия церковь от Духовной Консистории в 280, от Духовного правления в 160-ти верстах. Местный благочинный находится в сем селе. 11) Ближайшие к сей церкви следующие: 1-я с востока Вавожская в 23, 2-я с западу Кильмезская в 40, 3-я с югу Сушинская в 80, и 4-я с северу Сюмсинская — в 35 верстах. 12) Приписной церкви нет. 13) Домовой тоже нет. 14) Опись церковному имуществу учинена в 1854 году, засвидетельствована членом Елабужского Духовного правления. 15) Копии с метрических книг с 1806 года, хранятся в целости. 16) Исповедные росписи с 1798 года, хранятся в целости. 17) Приходо-расходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью Елабужского Духовного Правления даны — 1-я в 1845-го, а 2-я 1844-го года. 18) Обыскная книга выдана из Вятской Духовной Консистории, скреплена членом оной Протоиереем Григорием Пинегиным, писаных в ней листов 376, а не писаных 24. 19) Часовен в приходе означенной церкви нет». В 1868 году при церкви было открыто церковно-приходское попечительство, а 10 марта 1887 г. — школа грамотности, 1 января 1895 г. — богадельня с приютом. 17 сентября 1912 года Вятская Духовная Консистория представила на рассмотрение и утверждение в Строительное Отделение Губернского Правления проект на перестройку каменного храма в селе Водзимонье Малмыжского уезда. Проект был утвержден по протоколу Строительного Отделения Вятского Губернского Правления от 4 октября 1912 года 365. Перестройка, заключавшаяся в расширении храма, была осуществлена в 1915 году, в тот год на нее была израсходована солидная сумма в 2960 рублей. Вознесенская церковь бездействовала с февраля 1938 года. Закрыта на основании постановления СНК УАССР от 7 февраля 1941. Здание было передано под клуб. На основании решения Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР от 17 марта 1947 г. церковь открыта вновь с 5 апреля 1947 г. На основании постановления Совета Министров УАССР от 26.08.48 г. 130, здание, как памятник архитектуры, принято на государственную охрану.

http://sobory.ru/article/?object=16590

3 Там же, 3, 39, 5–6. Исходя из этих текстов, отрицающие авторство апостола Иоанна Зеведеева обычно склонны приписывать его или пресвитеру Иоанну, о котором (согласно Евсевию) упоминает святой Папий Иерапольский, или же некоторому другому апостольскому мужу по имени Иоанн.  В XVI веке мнение святителя Дионисия было возрождено в протестантской среде и позднее усвоено многими экзегетами, так что сегодня среди них имеются как сторонники, так и противники принадлежности книги апостолу Иоанну. Из этих двух мнений нам следует предпочесть первое как древнейшее – фактически восходящее к апостольским временам – и согласное с церковным преданием. Датировка книги Относительно времени написания Апокалипсиса в современной библеистике существуют две основные точки зрения. Согласно первой книга была написана в период правления императора Нерона, после того как в связи с пожаром в Риме в 64 году Церковь Христова впервые подверглась жестоким гонениям.  Однако более правдоподобной представляется другая датировка, относящая написание книги к концу I века – периоду правления Домициана (81 – 96 годы по Р. Х.). Эта вторая датировка более достоверна хотя бы потому, что священномученик Ириней Лионский – ученик святого Поликарпа Смирнского, ученика апостола Иоанна Богослова – датировал Откровение именно временем правления Домициана, точнее, концом его правления. 4 Таким образом, книга Апокалипсис, скорее всего, была написана в середине или начале 90-х годов I века. 4 Против ересей. 5, 30, 3; ср. Евсевий, Церковная история, 3, 18. Цель написания Апокалипсис – единственная пророческая книга Нового Завета. Цель ее написания – открыть христианам грядущие судьбы мира и Церкви Христовой, и особенно события, имеющие совершиться в конце времен.  С другой стороны, книга имела огромное значение и для современных апостолу Иоанну христиан, ибо ее содержание во многом оказывалось верным не только по отношению к будущему, но и по отношению к служившему прообразом будущего настоящему – к Церкви первых трех веков христианской эры, находившейся в состоянии острого конфликта с языческим Римским государством. В образе зверя, выходящего из моря и воюющего против Бога и Его Церкви, христиане той эпохи легко узнавали Римскую империю, а в образе сидящей на семи холмах блудницы-Вавилона – столицу империи, город Рим. Римское государство вело против христиан войну на уничтожение, и в этих условиях книга Апокалипсис помогала христианам быть мужественными, помогала укрепиться в вере. Ибо в Апокалипсисе, как ни в какой другой библейской книге, показан полный и окончательный Божий Суд над мировым злом, а также полное и окончательное торжество правды Божией, торжество христиан, сохраняющих верность Христу. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

7. Домы у Диакона и причетников собственные деревянные, построены в плановых улицах на посадской земле, а потому ныне на общем праве граждан приобретены внесением в местную Думу посаженных денег, на что и выдана от оной Думы на каждое домовое место особая данная, а священник после пожара своего дома еще не построил и не имеет, а проживает в церковных кельях. Земля же для постройки его дома у него есть собственная. 8. На содержание священноцерковнослужителей по новому штанному положению получается в год от 1 мая прошлого 1845 года жалованья от казны по классу церкви со включением в оклады и на просфорню двести девяносто два рубля серебром, денежных доходов от прихода в сем году получено триста восемьдесят семь рублей, а хлебных доходов не имеется, содержание их достаточно. 9. Сей церкви принадлежит здание - две каменные в связи построенные кельи в 1860 и 1861 годах и превращенные в квартиру Священника по неимению у него собственного дома, о сем объяснение выше в 2-ом пункте. 10. Расстоянием сия церковь от Консистории в 110 верстах, местный благочинный есть сей же церкви Священник. 11. Ближайшие к сей церкви суть: в оном же посаде Казанская Богородицкая расстоянием в полуверсте, Царевококшайского уезда села Кокшайска Покровская в 5 и Чебоксарского уезда села Сотниково Введенская в 10 верстах. 12. Приписана к сей церкви кладбищенская Успенская , о которой ведомость на следующем листе, служение в ней бывает по просьбе желающих. 13. Домовых в сем приходе церквей ни у кого нет. 14. Опись церковному имуществу есть, выдана в 1823 году из упраздненного Чебоксарского Духовного правления, скреплена бывым присутствующим Священником Евфимием Пальмовым, утверждена печатью оного же правления, а написана в марте 1836 года. 15. Приходорасходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью бывого Чебоксарского Духовного правления, даны приходная 1842 года января 3 дня , а расходная в 1857 году, ведутся исправно и хранятся в целости. 16. Копии от метрических книг с 1780 года, хранятся в целости же.

http://sobory.ru/article/?object=04989

Деятельный помощник митрополита Вениамина, юрисконсульт Александро-Невской лавры Иван Ковшаров обвинялся в том, что, " состоя членом Правления, участвуя во всех собраниях этого правления и активной группы, вел совместно с митрополитом переговоры с гражданской властью, ставя ей ряд неприемлемых условий " . Настоятель Патриаршего Троицкого подворья на Фонтанке в Петрограде архимандрит Сергий (Шеин) в своих показаниях фактически опроверг свое участие в деятельности Общества православных приходов, сообщив, что заседания проходили по понедельникам, и он не имел возможности посещать их по причине занятости церковной службой. Изъятие ценностей на его приходе также прошло спокойно. Но власти не устраивала его биография - дворянин, член IV Государственной думы и активный член Церкви, секретарь Поместного собора 1917 - 1918 годов. Митрополит Вениамин, архимандрит Сергий (Шеин), миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров по делу о " сопротивлении изъятию церковных ценностей " 5 июля 1922 года были приговорены к высшей мере наказания и 13 августа того же года расстреляны. В 1992 году причислены к лику святых. Один из любопытных документов следственного дела свидетельствует о том, что судьи делали свое дело не бескорыстно и не только по политическим мотивам. В деле имеется удостоверение, выданное 15 сентября 1922 года, уже после расстрела архимандрита Сергия, члену коллегии Петрогубревтрибунала, некоему Рогаткину, в том, что ему разрешается занять квартиру, принадлежавшую ранее архимандриту Сергию (Шеину), и распоряжаться всем находящимся в ней имуществом. Сотрудник канцелярии митрополита и один из его ближайших помощников протоиерей Михаил Чельцов на допросе показал, что агитации против изъятия церковных ценностей не вел, изъятие ценностей в его храме прошло спокойно, членом правления Общества православных приходов не являлся, однако впоследствии это было поставлено ему в вину. Протоиерей Михаил Чельцов был приговорен к расстрелу вместе с девятью другими обвиняемыми во главе с митрополитом Вениамином. Находясь в тюрьме, отец Михаил писал письма домой, впоследствии эти записи были опубликованы в виде книги под названием " Воспоминания " смертника " о пережитом " . Впоследствии отцу Михаилу смертную казнь заменили пятью годами тюремного заключения. 2 сентября 1930 года он был вновь арестован по делу графини Зарнекау, 2 января 1931 года приговорен к расстрелу и 7 января расстрелян. Прославлен в лике святых в 2005 году.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

2). Форму правления в России должно будет установить Учредительное Собрание. Поэтому все православные христиане, то есть епископы, клирики и миряне, как равноправные со всеми граждане имеют право голосовать по совести за любую форму правления, какая каждому из них кажется для России лучшей. 3). Екатеринославское духовенство и паства считают необходимым, чтобы все власти государства являлись выразителями общенародной воли и слугами общенародных интересов. Вместе с тем они считают необходимым, чтобы вся деятельность всех властей основывалась на православно-христианских началах. 4) Местное самоуправление в Русском государстве должно быть построено на широких демократических началах, для чего выборы во все местные учреждения должны производиться всеобщим, равным, тайным и прямым голосованием. 5) Земельные отношения должны быть установлены на основах евангельской правды. ...Екатеринославское духовенство и миряне ...присоединяются к провозглашенному некоторыми политическими партиями пожеланию отчуждения и обращения в государственную собственность земель. Деяния Екатеринославского епархиального собрания представителей клира и мирян Православной Церкви. 21 и 22 марта 1917 г. Екатеринослав, 1917. С. 13 (см.: РГИА. Ф. 797. Оп. 86. 1917. 1 отдел. I стол. Д. 48. Л. 11); ВЦОВ. 1917. С. 3; Полтавские епарх. ведомости. Полтава, 1917. 9. Часть неофиц. С. 749750; Орловские епарх. ведомости. Орел, 1917. 2021. Отдел неофиц. С. 326; Симбирские епарх. ведомости. Симбирск, 1917. 9. Отдел неофиц. С. 211212. По вопросу об отношении церкви к государству в свободной, обновленной России: 1). В свободной России должна быть свобода совести и культов. Поэтому наравне с другими религиями в России и Православная Церковь , при всякой форме правления, должна обладать свободой внутреннего самоопределения в отношении своего устройства, управления, учения и жизни. 2). Так как большинство населения России (114 миллионов) исповедуют теперь православную веру, православие есть та вера, которую русские приняли еще на заре своей исторической жизни, и именно православие во все века являлось первенствующей духов ной силой Русского народа, то в будущих основных законах русского государства надлежит признать Православную Церковь первой между равными.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

вере. В правление князя Игоря число христиан в Киеве было так значительно, что в договорной грамоте, заключённой в 945 году Игорем с греками, русские делятся на крещёных и некрещёных. Крещёные русские имели в Киеве соборную церковь св. Илии, в которой и давали присягу в верности заключённому с греками договору. На сторону христианства склонилась и государственная власть в лице св. Ольги, которая, по выражению древнего летописца, предтекла христианству в земле нашей, как зарница пред солнцем, как утренняя заря пред светом полуденным. Получив первоначальные наставления в христианской вере от проживавших в Киеве священников, св. Ольга решилась с торжественностью принять крещение в Константинополе. В 957 году с многочисленной свитой, в числе которой был священник Григорий, прибыла она в столицу и торжественно была крещена патриархом в присутствии императора Константина Багрянородного. Патриарх нарёк её Еленой в честь матери первого христианского императора и предсказал, что будут благословлять её сыны русские до последнего рода. Возвратясь в Киев, св. княгиня ревностно заботилась о распространении веры среди народа, сокрушала идолов и многих привела ко крещению. Пламенно желала св. Ольга обратить к истинной вере сына своего Святослава, но войнолюбивый князь не сочувствовал христианству и не внимал увещаниям своей матери. Занятый постоянными войнами, Святослав большей частью проживал вне России, и св. княгиня могла свободно заботиться о водворении в нас христианства и даже посеять семена св. веры в своих внуках. После кончины св. Ольги в 969 году, в правление князя-язычника, Христова вера не могла так свободно распространяться, как при его благочестивой матери, но Святослав не возбранял христианам оставаться при своей вере. Младшему из трёх сыновей Святослава, Владимиру, с детства воспитанному в Новгороде в преданиях языческой веры, суждено Промыслом быть просветителем всей земли русской. Заняв по смерти своих братьев княжеский престол в Киеве (в 978 году), Владимир обнаружил особенную ревность к язычеству. Он ставил новых кумиров в Киеве и Новгороде и приносил им тучные жертвы. Однажды, после счастливого похода на ятвягов, Владимир, в благодарность богам за победу, решился принести человеческую жертву. Кинули жребий, и жребий пал на отрока Иоанна, сына варяга Феодора, христианина. Феодор не хотел отдать своего сына в жертву богам и обличал ничтожество язычества. «Ваши боги не боги, а дерево; нынче есть, а завтра сгниёт. Один Бог – которому служат и поклоняются греки. Не дам сына моего бесам», сказал он язычникам. Тогда толпа народа ворвалась во двор его и умертвила вместе с сыном. Это были первые известные из истории мученики в России 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Построенная в 1749 году, старая Троицкая церковь упоминается действующей в 1883 году, когда было составлено выше процитированное историко-статистическое описание («Оставшиеся от монастыря церкви – Никольская и Троицкая существуют и до ныне»). Однако не упоминается: была ли она кладбищенской и где вообще располагалась, в скольких примерно саженях от Никольской церкви? Возможно, что и недалеко от Николы, а ведь каменная кладбищенская церковь, от коей остались руины, находится на расстоянии как минимум 1,5 км от бывшего монастырского Никольского храма (от которого сохранились фундаменты). Могла ли этой каменной церкви предшествовать старая деревянная церковь XVIII века, названная в ИСС «оставшейся от монастыря» (т.е. расположенной явно в пределах монастырской территории)? Думаю, что нет, не предшествовала. И вот почему: в Центральном государственном историческом архиве С.-Петербурга (ЦГИА СПб) мною было обнаружено архивное дело с красноречивым названием «По отношению СПб Духовной Консистории об утверждении проекта на постройку каменной церкви на вновь открытом кладбище при Гостинопольской Никольской церкви Новоладожскаго уезда» (1901-1902 гг.; ЦГИА СПб., ф. 256 – Строительное отделение Петроградского Губернского Правления, оп.26, д.456). «На вновь открытом кладбище» - это как раз именно о нынешнем Гостинопольском (у деревни Волхов) кладбище и идёт речь. Если так, то кладбище было открыто только в самом конце XIX века (об этом говорит, например, одно из старейших каменных надгробий, найденных в глубине кладбища - на могиле Александра Дементьевича Кудрявцева, умершего в 1900 году), а в самом начале XX века было начато строительство кладбищенской каменной Троицкой церкви. По документам дела выстраивается следующая хронология постройки церкви: в начале июля 1901 года Петербургская Духовная Консистория присылает в Строительное Отделение СПб Губернского Правления на утверждение проект постройки каменной церкви на вновь открытом кладбище «при Гостинопольской Никольской церкви» (на самом деле – более чем в версте от оной); проект был утверждён по протоколу Строительного Отделения (С.О.) и одобрен губернатором 3 апреля 1902 г., «при ycлobiu, чтобы по boзbeдehiu церкви вчерн было заявлено губернскому начальству для ocbuдmeльcmbobahiя и yбeждehiя в прочности boзbeдehiя ея»; через три месяца, в июле 1902 г., надзиравший за ходом строительства церкви студент института Гражданских инженеров М.

http://sobory.ru/article/?object=55841

Строительство храма во имя святителя Иоасафа Белгородского и Песчанской иконы Божией Матери началось в 1909 году на Михайловской дороге в деревне Михайловка, вблизи станции Парголово Финляндской железной дороги Санкт-Петербургского уезда (ныне поселок Парголово Выборгского района Санкт-Петербурга). В хранящейся в архиве клировой ведомости указывается, что строительство храма завершилось в 1912 году. Церковь была возведена на приобретенном К.Т. Рыжовым участке земли и на его собственные средства. Об этом факте говорится в ведомости Петроградской Духовной консистории и в документах Строительного отделения Петроградского губернского правления от 13 августа 1913 года. В акте об освидетельствовании, составленном гражданским инженером Строительного отделения Петроградского губернского правления от 27 ноября 1913 года, указано, что церковь святителя Иоасафа Белгородского расположена на участке земли мерой по Церковной улице (ныне улица Ленина, дом 5) 20 саженей и в 12 саженях от Михайловой дороги, общая площадь храма составила 32 квадратных сажени. Церковь была деревянной, на каменном фундаменте, однокупольной, с пристроенной над северным входом деревянной колокольней с пятью колоколами. Здание храма имело два входа – с западной и северной стороны, шесть окон, три печи, было оштукатурено снаружи алебастром и цементом и покрашено белой краской, а сверху покрыто железом. Большой участок церковной земли был обнесен деревянной оградой с чугунными воротами, значительную часть участка занимал церковный сад. Улица, на которой был выстроен храм, была названа Церковной. В 1916 году на средства Константина Тимофеевича Рыжова, который за год до этого стал старостой при храме, на противоположной стороне Церковной улицы построили двухэтажный деревянный дом для причта (дом 6), кроме того, около храма были возведены деревянная сторожка и дровяной сарай (Церковная улица, дом 3). До января 1918 года они являлись собственностью причта.  Завершение строительства и начало богослужений в храме святителя Иоасафа Белгородского было связано с поразившим многих жителей Михайловки свидетельством прозорливости блаженного инока Владимира (Алексеева), насельника Важеозерской Никифоровской пустыни.

http://sobory.ru/article/?object=40737

12 июня 1786 года была выдана «благословительная храмозданная грамота» на закладку и сооружение церкви, а 5 июля того же 1786 года бахмутский протоиерей Петр Расевский освятил место под церковь. Доношением от 13 октября 1787 года Бахмутское духовное правление уведомляет преосвященнейшего Амвросия, архиепископа Екатеринославского и Херсоно-Таврического, что «заложенная в слободе Громовке к сооружению Архангело-Михайловская церковь постройками и производством работ приведена в окончательное совершенство». А потому правление просило выдачи грамоты на освящение церкви и на освященный антиминс для совершения священнодействий. На стене южного придела храма за колоннами портика сохранилась мемориальная надпись: «Состроена Авраамомъ и Исаакомъ Miokobuчaмu 1787 г.». С июня 1788 года слобода Громовка в бумагах уже начинает называться Михайловкой. С северной стороны здания есть расположенная прямо против прежней следующая надпись: «Перестроена Павломъ и Михаиломъ Миоковичами». Документы говорят, что верхняя часть восьмерика и колонный портик северного придела перестроены в 1824 году (паспорт на здание). Очевидно, в это время и произошла перестройка деревянной церкви на каменную. В паспорте также записано: «В 1908 году общиной с. Михайловки пристроена колокольня и часть трапезной по шов». Здание возведено основательно и прочно. И хотя почвы здесь слабые и влажные и здание осело почти на метр, нигде не появилось ни одной трещины. Церковь возведена из тщательно отесанных прямоугольных блоков, местного желтого песчаника, который добывался в нескольких верстах от места строительства. У этого песчаника есть удивительный природный рисунок, как на срезе дерева. Подцветили камень включения железистых соединений, а строители использовали такое свойство для оживления однообразной глади стен, кажется, что у них бархатистая поверхность. Несомненно, сооружение представляет большой интерес для истории строительного мастерства. В 1878 г. в селе проживала К. Алчевская, которая за свои деньги построила школу и учила сельских детей. В 1904 г. в селе действовала подпольная типография, в которой печатались листовки Луганской большевистской организации. После революции, в 1930-х годах, молодежь села срубила кресты на западном фасаде, выполненные на плоскостях стен из того же материала, что и сами стены. Также был уничтожен резной деревянный иконостас, представлявший значительную художественную ценность (паспорт на здание). В храме был устроен клуб. До сих пор можно увидеть «шрамы» на стенах с богоборческих времен. Во время Великой Отечественной войны разрушены верх звонницы, южный фронт западной части здания и часть главы барабана. Возрождение службы в храме приходиться на время оккупации немцами Донбасса.

http://sobory.ru/article/?object=24845

Монастырь основан первоначально как общежительный мужской Николаевский монастырь в 1624 году. Первая построенная в мужском монастыре деревянная церковь была во имя Святителя Николая; при ней находился придел, к северной стороне, во имя Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Иконостас означенной церкви был самый простой и незатейливой работы. Икон замечательных в каком-либо отношении не было, кроме резной иконы Святителя Николая, к которой монахи и миряне имели глубокое благоговение, что и доказывали усердным служением молебнов и различными прикладами. В 1775 году в Николаевском мужском монастыре заложена каменная церковь в честь Вознесения Господня, с каменною же колокольнею, на пожертвования доброхотных дателей и старанием Туринского воеводы Ивана Андреевича Панаева. Означенная церковь окончена постройкою через 10 лет и освящена в 1785 году строителем-иеромонахом Иовом по благословенной грамоте Преосвященного архиепископа Варлаама (Петров). К Вознесенской церкви пристроено еще два придела: первый – во имя Одигитрии Божией Матери, с южной стороны, а второй – во имя Святителя Николая, с северной стороны. Оба придела освящены 16 октября 1778 года тюменским архимандритом Владимиром, протоиереем Лапиным и строителем иеромонахом Евмением по благословенной грамоте того же Преосвященного Варлаама. Три монастырских иконостаса убраны хорошей резьбой и вызолочены червонным золотом. До 1815 года в ограде Николаевского мужского монастыря было небольшое деревянное здание, которое занимало Туринское духовное правление для присутствия. Правление пользовалось безмездно от женского монастыря отоплением, освящением и охраной. В Туринском Николаевском мужском монастыре с основания его, как видно из архивных бумаг, настоятелей было всего 22: 5 – игуменов, 16 – строителей-иеромонахов и один управляющий, вдовый священник. В 1820 году отставной поручик из смоленских помещиков Захарий Богданович Верховский с товарищем – духовным другом и отцом, крестьянином Тверской губернии Василием (тайные постриженики в монашество, первый под именем Зосимы, а второй – Василиска), странствуя по святым местам, вознамерились искать в глубине Сибири уединенного и пустынного места для безмолвного жительства и спасения душевного.

http://sobory.ru/article/?object=15161

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010