Особый раздел в первой главе посвящен иконографическому образу блаженной и/или юродивой Христа ради. Вторая глава – «Женское юродство: особенности протекания подвига» – непосредственно посвящена анализу содержания подвига юродства у святых жен. В главе рассмотрены такие аспекты, как призвание к подвигу юродства Христа ради, внешний вид, речевое поведение, аскетические подвиги, тайное доброделание, асоциальные поступки, пророчества и чудотворения. Особый раздел посвящен духовной связи между юродивыми Христа ради. В общих чертах рассмотрены отличительные особенности женского юродства в сравнении с мужским юродством в его типичном проявлении. Глава 1. Общие сведения о подвиге святых жён, юродивых Христа ради 1.1. Сущность подвига юродства Юродство Христа ради составляет особый вид святости. Сущность этого подвига состоит в отречении от собственного ума. Человек принимает на себя личину безумного, чтобы достичь полноты святости, побороть самого главного врага – гордость, самомнение. Сущность подвига юродства Христа ради всецело отражена в словах св. апостола Павла: «Никто не обольщай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным (слав.: буй да бывает), чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие (слав.: буйство) пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их» ( 1Кор. 3.18–19 ); «Мы безумны Христа ради» ( 1Кор. 4.10 ). Показательно в этом отношении название одного сборника жизнеописаний блаженных стариц нашего времени (XIX-XX вв.) – «Безумием мнимым безумие мира обличившие» 28 . Отказаться от ума – величайшая жертва, ибо, как пишет свящ. И. Ковалевский, «в разуме Бог положил существенную черту Своего великого образа в нас ( Еф. 4.22–23 ), и по этой причине с отказом от ума, этого благодатного дара неба, с которым ничто не может сравниться в мире видимом, человек теряет всё, что составляет истинное его величие, истинное его достоинство» 29 . В то же время безумие юродивых было притворным, внешним. Цель этого притворного безумия заключалась, по словам Е.Е.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Помни, что ты рожден от них, и что можешь ты воздать им, как они тебе? ( Сир. 7:29,30 ). Благодарность должна простираться и за пределы жизни родителей, выражаясь в молитвах и поминовении их. Духом детских обязанностей определяется и все отношение учеников к учителям и воспитателям, вообще младших к старшим. Младшие повинуйтесь старшим, говорит апостол ( 1Пет. 5:5 ). Старца не укоряй, но увещевай, как отца... стариц, как матерей ( 1Тим. 5:1,2 ). Что касается взаимных отношений между братьями и сестрами, то уже от природы они находятся в тесном союзе, на основании которого должно развиваться нравственное сообщество и единение между ними, взаимную пощаду, деление благ без зависти и бескорыстно, а также услуживать друг другу. Происходящие столкновения между братьями и сестрами, как следствие близости отношений, должны быть поскорее устраняемы. Старшие дети должны помогать родителям в воспитании младших. А со смертью родителей они должны заступить их место для младших детей. Насчет вообще отношений между родственниками апостол Павел говорит: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверных ( 1Тим. 5:8 ). К семейному дому в широком смысле слова принадлежит и служебный персонал. В наше время слышится много жалоб на прислугу, которая, в свою очередь жалуется на своих хозяев. В старые времена между ними существовали личные и нравственные отношения, теперь же все сводится только к денежной договоренности. Хозяевам важна только наибольшая польза от домашних работников, а для этих последних хозяева лишь источник дохода. Авторитет и почитание, взаимное участие в жизни отошли на задний план. Поэтому для улучшения отношений в семейном доме надо восстановить нравственные или личные отношения между хозяевами и работниками. Хозяева должны видеть людей в своих домашних работниках, уважать их и любить, как братьев о Господе ( Филим. 16 ), перед Которым нет раба, ни свободного ( Гал. 3:28 ), и у Которого нет лицеприятия ( Еф. 6:9 ). Потому хозяева должны не только платить жалование ( Иак. 5:4 ), но и принимать участие в их жизни и давать советы и наставления в затруднениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Поэтому святой Павел настоятельно побуждает Тимофея радеть о даровании. 4:15–16. О созидании себя, как пастыря, и о пастырском созидании пасомых, особенно, говорит, заботься, и в сем пребывай, будь весь в этом, а что касается чего другого, то оно бы и на ум не всходило, этому одному будь всею душою предан. Ибо это есть существенное условие к тому, чтобы явиться совершенным в деле, к какому призван. Только таким образом успех твой для всех будет очевиден, все увидят, что ты совершен в своем деле и чине – пастырстве, и по учению, и по жизни. Поэтому налегай на себя и на учение других, не жалей труда, принуждай себя на примерную жизнь и неустанное учительство, с усилием, прилежанием и терпением будь в этом, в этих трудах и занятиях по пастырству, не знай не только лености, но и усталости. Ибо если будешь так трудиться, то и сам спасешься и получишь награду, и пасомых, поучаемых тобою, спасешь, потому что никто не устоит против твоего слова и убеждения. Все тебя послушаются, последуют твоему учению и примеру и спасутся – получат жизнь вечную. II. Наставления, как учить и руководить пасомых, судя по разным состояниям их (5:1– 6 :19) Не на всех одинаково следует действовать пастырю, но надо соображаться с отличиями каждого по возрасту, положению в Церкви, положению в обществе и внешнему состоянию. Как все это делать, святой Павел указывает в последних двух главах послания. А). Как действовать, судя по возрасту (5:1–2) Глава 5 1 Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; 2 стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою. 3 Вдовиц почитай 134 , истинных вдовиц. 4 Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу. 5 Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; 6 а сластолюбивая заживо умерла. 7 И сие внушай им, чтобы были беспорочны. 8 Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Православный: – Я согласен с вами, что дело нашего спасения зависит только от Бога и осуществляется в Истинном Человечестве Христа Иисуса, о чем мы и прочитали в Послании к Тимофею. Но православные никогда не согласятся с вами, что мы не имеем предстоятелей и посредников во Христе… Свидетель Иеговы: – Вы соглашаетесь или не соглашаетесь не со мною, а со словом Иеговы. Православный: Уподобляясь святым, мы уподобляемся Тому, Кто является Единственным источником святости – Вы опять меня перебили. Но неважно. Главное – это понять действительный смысл библейского Откровения. В Книге Песнь песней сказано: Если ты не знаешь этого, прекраснейшая из женщин, то иди себе по следам овец (Песн. 1, 7). Одно из известных истолкований этого текста следующее: «Ступай по стопам своих предков; возьми в пример пророка Моисея; вспомни, как он пас стадо на земле чуждой и, однако, не тужил он и там, был верен» . Ап. Павел, например, в категорической форме заявлял: Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4, 16). Действительно, уподобляясь святым, мы уподобляемся Тому, Кто является Единственным источником святости (Богу). Сам Бог, говоря о Себе Самом, свидетельствовал о святых: Я Бог… Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх. 3, 6). Псалмопевец Давид стремился к святости, а значит – и ко святым. Он восклицал: К святым, которые на земле, и к дивным Твоим – к ним все желание мое (Пс. 15, 3). Свидетель Иеговы: – Мы почитаем святых. Но наше поклонение принадлежит только Богу. Старших, особенно пожилых, мы стараемся чтить (то есть уважать): Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою (1 Тим. 5, 1–2). Так же мы почитаем своих родителей и учим этому младших: Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать” – это первая заповедь с обетованием: “да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле” (Ефс. 6, 1–3). Но что общее доброе отношение к святым и старшим может иметь с вашим верованием в посредничество и ходатайство человеков, одних за других?

http://pravoslavie.ru/107051.html

Преподав Тимофею правила жизни служителя Христова, Апостол преподает ему теперь частные наставления, научает кроткому и достойному обращению, сообразуясь с возрастом своих слушателей: «старца... увещевай как отца, младших как братьев, стариц как матерей, молодых как сестер со всякою чистотою» ( 1Тим.5:1–2 ). Особого почтения заслуживают вдовицы, под именем которых часто понимались и девственницы, так как «истинная вдовица и одинокая надеется на Бога, пребывает в молениях и молитвах день и ночь» ( 1Тим.5:5 ). Из таких беспорочных вдовиц некоторые избирались на особое служение уход за больными, разнос Св. Даров, служение при крещении женщин. Возраст таких вдовиц должен быть не менее 60 лет ( 1Тим.5:9 ). Они вносились в список (katalegw – не только «избирать», но и «заносить в список», причислять) лиц, которые состояли на содержании общины ( 1Тим.5:16 ). Апостол требует от них такой же нравственной высоты и добродетельной жизни, как и от пресвитеров и диаконов. Молодым же вдовам, не состоящим в церковном клире, Апостол советует вступать в брак, дабы не подавать повода к соблазнам ( 1Тим.5:14 ). б) Оказание чести пресвитерам, суд над ними (1Тим.5:17–25) Особую заботу ап. Павел внушает проявлять к пресвитерам, особенно проповедникам: «достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» ( 1Тим.5:17 ). Оказание «сугубой чести» означает иерархическое подчинение пастырям, так как им дано право «вязать и решить» грехи людские. Кроме того, это относится и к обеспечению их необходимыми материальными благами, так как их служение поглощает все время. Апостол ссылается в этом на Ветхий и Новый Завет: «Не заграждай рта у вола молотящего» ( Втор.15:4 ) и «трудящийся достоин награды за труды свои» ( Лк.10:7 ). Апостол предостерегает Тимофея от поспешного суда над пресвитерами: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях» ( 1Тим.5:19 ). Почему требуется такая предосторожность? Потому чти пресвитеры избирались из самых достойных верующих и обвинение их должно представляться маловероятным. Во-вторых, их пастырство, связанное с обличениями, естественно навлекает нарекания от обличаемых, и чем ревностнее пастырь, тем более это возможно. Но когда свидетелями вина будет доказана, тогда Апостол требует поступать строго, «чтобы и другие страх имели» ( 1Тим.5:20 ). Как необдуманно и несправедливо обвинять бывает вредно, так и оставлять без наказания явно согрешающих грешно, так как это не ведет к исправлению и дает повод другим грешить.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

При каждом Богослужении мы возносим также молитвы за Государя и весь царствующий дом. Так мы поступаем по заповеди апостола: «прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы провести нам жизнь тихую и безмятежную, во всяком благочестии и чистоте». Цари тех христиан, к которым писал так апостол Павел, были язычники и ненавидели христиан. Но и о таких царях христиане должны были молиться по заповеди апостола. Тем более должны молиться мы о Государе нашем православном, одной с нами веры, любящем нас и заботящемся о нашем благе. Мы должны это делать, чтобы проводить жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте. Таким образом, мы будем почитать государя, если будем оказывать ему совершенное послушание, служить Ему своим имуществом и жизнью и усердно молиться о Нем. После государя мы должны почитать пастырей и учителей духовных. Что лица сии заступают для нас место родителей, это видно уже из того, что, обыкновенно, их называют отцами. Они именно совершают для нас святые таинства, освящающие нас, научают благочестию и пекутся о спасении душ наших, о которых они должны дать отчет на страшном суде Христовом. Ввиду этого апостол увещевает всех христиан повиноваться своим пастырям, говоря: «повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет, чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно». О почитании старших нас возрастом апостол Павел писал к Тимофею: «старца не укоряй, но увещевай как отца, младших – как братьев, стариц – как матерей». Укоряют обыкновенно тех, в коих замечают какие-либо недостатки. Но, по учению апостола, если бы в старших нас, особенно достигших старческого возраста, были бы даже недостатки, то и тогда их не должно укорять, а только увещевать и упрашивать оставить эти недостатки, если мы имеем право на это. Этого требует почтение, которое мы обязаны воздавать им, и которое Бог заповедал еще в Ветхом Завете в следующих словах: «Пред лицом седого вставай и почитай лице старца, и бойся Господа Бога твоего». Богу угодно было призвать старцев для нашего назидания. Посему нам естественно уважать их, как людей по воле Божией поставленных возрастом своим выше нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство Даниил Сысоев О порче и сглазе: взгляд православного " decoding="" title="" ( 9  голосов:  5.0 из  5) Как правильно защитить себя от порчи и сглаза», – такое название часто можно встретить сегодня и на фонарном столбе, и в газете, и в передаче по телевизору. Сотни людей, убежденных, что они подпали порче приходят в православные храмы или бегут к колдунам, чтобы снять с себя эту заразу. Как правильно нам православным относиться к этим представлениям? Ведь среди христиан существуют две взаимоисключающие точки зрения на этот проблему. Одна из них фактически копирует представления оккультизма : зло в мире всемогуще, и наша главная жизненная задача – в создании надежной защиты от темных воздействий. Так выросла целая литература, воспевающая сомнительных «старцев» и особенно «стариц», которые всю жизнь положили на борьбу с колдунами и порчей. Все бы ничего, но очень часто эти «борцы с бесами» в своих речах проявляют не только дремучее невежество (что можно было бы «объяснить» откровением неких неведомых тайн), но и просто еретическое искажение Православного учения. Практика показывает, что подобный настрой на борьбу с внешним злом крайне вреден для духовной жизни. Достаточно вспомнить судьбу черносотенных организаций до революции, где люди, выискивающие везде происки врагов, разругались, и развалили все патриотическое движение так, что к 1917 году Государю просто не на кого было опереться. Подобный конец ждет и тех, кто целью собственной жизни поставил не достижение уподобления Богу, а борьбу с бесами (или колдунами, что тоже, если не хуже). Такие люди совершенно не бояться смертного греха клеветы, и спокойно называют дьяволами и чародеями кого угодно, никак не заботясь о том, соответствуют ли их слова действительности. Похоже, что таким ревнителям никогда не приходило в голову, что 9 заповедь стоило бы выполнять. Они считают, что в борьбе с темными духами цель оправдывает средства, что лучше оклеветать десять невинных, чем пропустить одного виновного. И вот парадокс! Эти борцы с бесами, сами становятся дьяволами (клеветниками). Не случайно, что именно из среды таких «благочестивцев» рождаются расколы, распри, распадаются приходы и семьи. Везде начинается партийность, прямо запрещенная апостолом Павлом: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» ( 1Кор.1:10-13 ).

http://sueverie.net/o-porche-i-sglaze-vz...

Скачать epub pdf Память святой Поплии Память 9 октября Святая Поплия была в царствование Юлиана диакониссой Антиохийской церкви, славилась своею добродетельною жизнью. В молодости своей она недолгое время пребывала в браке и имела сына Иоанна, который впоследствии был благочестивым пресвитером. По смерти мужа она собрала у себя лик девственниц 6508 , с которыми славословила Господа. Однажды она с этими девственницами пела утреню; между прочим, они громогласно воспели псалом: «Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих: есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их. Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них...» ( Пс.134:15–18 ). Случайно в то время мимо проходил прибывший в Антиохию император, и, услышав сие пение, приказал замолчать. Но Поплия начала петь еще громче. Тогда разгневанный император велел привести к себе начальницу хора и приказал каждому из сопровождавших его воинов бить ее по лицу. Святая в это время бестрепетно обличала Юлиана в безбожии и говорила, что считает истину Божию выше всего. Наконец она была отпущена в свой дом, где по-прежнему продолжала воспевать Бога вместе со своими девственницами. Вскоре после сего она с миром предала дух свой Господу 6509 . 6508 В древней Церкви, еще до появления женских иноческих обителей и в первое время их существования был особый класс дев, посвящавших себя всецело служению Богу и дававших обет девства. Такие лица назывались девственницами, и они пользовались в Церкви большим уважением и считались ее украшением. Они собирались для подвигов безмолвия, Богомыслия и молитвы в частных домах под руководством опытных в духовной жизни старицнаставниц. Весьма часто Церковь поручала их руководству и надзору наиболее уважаемых из диаконисс. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Повелитель природы Облегчения, облегчения, Феодул, хочет человек, облегчения от довлеющей над ним природы, от страха перед природой, от сил природных. Предназначенный Творцом быть владыкой над природой (см.: Быт. 1, 28 ), человек стал ее слугой и рабом. Кто принесет человеку облегчение, кто даст свободу? Кто вернет ему власть над природой? Не кто иной, кроме Того, Кто ему вначале и даровал эту власть над природой. Тот, Кто сотворил словом Своим небеса и духом уст Своих все воинство небесное, Кто сказал: «да будет свет, и стал свет» 543 , Кто отделил свет от тьмы и море от суши, Кто повелел земле произрастить из себя траву и деревья, Кто повелел появиться солнцу и луне и звездам на своде небесном, Кто распорядился, чтобы вода наполнилась рыбами, воздух птицами, а земля мелким и крупным скотом и зверями, всем по роду их, и Кто напоследок сотворил человека и дал ему власть над землей, сказав: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими... и над птицами небесными... и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» 544 . Действительно, Феодул, только Тот может человека вернуть в достоинство владыки над природой, Кто ему от начала и дал его, а человек это достоинство грехом своим погубил, как тот блудный сын, что, отделившись от отца, погубил имущество свое и стал слугой злого хозяина; только Тот, Кто этот Божественный дар время от времени возвращал отдельным праведникам и избранникам Своим; Кто через слугу Своего Моисея совершил десять страшных чудес в Египте 545 ; Кто разделил Чермное море и провел народ Свой по сухому дну морскому 546 ; Кто рассек скалу в пустыне и извел воду жаждущему народу 547 ; Кто одождил манну с неба, чтобы накормить голодных в пустыне 548 ; Кто через слугу Своего Иисуса Навина остановил солнце и луну на столько, на сколько была Его воля 549 ; Кто уничтожал языческие войска и даровал победы слабым, но более праведным; Кто бездетных стариц делал матерями 550 ; Кто через пророка Илию затворил небо, чтобы не шел дождь сорок два месяца 551 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

«Старца не укоряй, но увещавай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер» ( 1Тим. 5:1–2 ). «Пред лицем седаго вставай и почитай лице старца, и бойся (Господа) Бога твоего» ( Лев 19:32 ). 561. Как Священное Писание говорит о почтении к благодетелям? Удостовериться, что благодетелей следует почитать, как родителей, можно на примере Самого Господа Иисуса Христа, Который повиновался Иосифу, несмотря на то, что Иосиф не был Его отцом, а только воспитателем (см. Лк. 2:51 ). 562. Кого ещё следует почитать подобно родителям? Есть ещё начальствующие, которых следует почитать после родителей, подобно им. Это те, кто заботится о нашем благочестивом воспитании, т. е. учителя и наставники ; кто охраняет нас от беспорядков и неустройства в обществе, т. е. начальники гражданские ; те, кто защищает нас от обид силой законов, т. е. судьи ; те, кому Государь вверяет сохранение и защиту общественной безопасности от врагов, т. е. начальники военные. 563. Как Священное Писание говорит о почтении к начальствующим? В Священном Писании об обязанностях по отношению к начальникам разного рода говорится: «Отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» ( Рим. 13:7 ). 564. Священное Писание говорит так о подчиненности служителей и рабов господам: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостию, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души» ( Еф. 6:5–6 ). «Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым» ( 1Пет.2:18 ). 565. Какие обязанности предписываются в отношениях с детьми? Священное Писание предписывает обязанности к детям , соответственно обязанностям в отношении родителей. «Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» ( Еф. 6:4 ). 566. Как Священное Писание предписывает относиться духовным пастырям к своей пастве?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010