Лев VI подает кинжал имп. Василию I. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 26. Fol. 105) [Греч. Λων ο Σοφς; Философ] (19.09.866, К-поль - 11.05.912, там же), визант. имп. (с 29 авг. 886), ученый, юрист, писатель; представитель Македонской династии Л. М.- старший сын Василия I Македонянина , патрикия и придворного паракимомена (император в 867-886), и его 2-й жены Евдокии Ингерины. Л. М. был крещен свт. Фотием I , патриархом К-польским. Поскольку Евдокия состояла в незаконной связи с имп. Михаилом III, Василий подозревал, что Л. М. мог быть сыном Михаила, и относился к ребенку холодно. Слухи о незаконном происхождении Л. М. сопровождали его всю жизнь и отразились в нек-рых визант. исторических сочинениях, а также существенно повлияли на политику в период его правления. Спустя неск. лет после того, как 23 сент. 867 г. Василий I был провозглашен императором, его соправителями стали оба его старших сына: Константин (род. от 1-го брака с Марией ок. 859) был коронован ок. 868 г., Л. М.- 6 янв. 870 г. Кроме них у имп. Василия и Евдокии Ингерины родились также Стефан I (в 867; патриарх К-польский в 886-893) и Александр (ок. 870; император в 912-913). После смерти царевича Константина 3 сент. 879 г. Л. М. стал единственным офиц. наследником престола. Тем не менее отношения Л. М. с имп. Василием оставались натянутыми. При дворе сформировались партии сторонников Л. М. и Василия, к-рые стремились оказать услуги и тому и другому и участвовали в заговорах. Так, в 885 г. был раскрыт заговор доместика Иоанна Куркуаса и 66 др. знатных лиц, намеревавшихся свергнуть Василия и передать власть Л. М. Последовали казни. Вероятно, в нач. 886 г. придворный Феодор Сантаварин донес имп. Василию, что Л. М. якобы собирается убить отца и для этого прячет нож за голенищем сапога. На охоте имп. Василий попросил у Л. М. нож, и Л. М. действительно достал нож из сапога. Разгневанный император посчитал это доказательством вины Л. М., взял сына под стражу, заточил во дворец и собирался ослепить его, но придворные отговорили Василия от этого. 20 июля 886 г. Л. М. был освобожден, а 29 авг. имп. Василий получил травму на охоте и умер; вся полнота власти василевса перешла к 20-летнему Л. М. При этом на протяжении всего правления он разделял титул василевса со своим братом Александром, к-рый официально считался его соправителем, хотя влияния на ход дел не имел.

http://pravenc.ru/text/2463289.html

В Истории РПЦ митрополита Макария можно прочитать такую версию проникновения христианства на Русь стр.202): " Польский историк Стредовский передает нам одно древнее сказание, что святые Кирилл и Мефодий, занимаясь сами обращением болгар и моравов, посылали от себя к другим окрестным славянам миссионеров и что при этом в Россию отправлен был некто Наврок " . Возможно, он и был одним из первых крестителей Руси. Из содержания Окружного Послания патриарха Фотия 867 года следует, что русы крестились после крещения болгар, которое, как известно, произошло в 865 году вскоре после принятия Христианства болгарским ханом Борисом. Так как Послание датировано 867 годом, год 866 представляется наиболее вероятным годом Первого Крещения Руси . М.Ю. Брайчевский считал более вероятной датой год 860, поскольку в том году Св. Кирилл Философ обнаружил Евангелие, написанное по-русски в Херсонесе, а в некоторых летописях, согласно Б. А. Рыбакову, хронология событий велась именно от этого года В любом случае эти факты подтверждают, что после 860 года Христианство стало широко распространяться на Руси. О том, что Аскольд " принял чужую веру " , свидетельствует и " Влесова Книга " в переводе А. И. Умнова-Денисова стр.522]. Там же от имени автора-язычника говорится, что своим действием Аскольд " на злую распрю принудил нас " , т.е. крещение киевского князя привело к кровопролитному восстанию язычников. Выбор Христианского имени Киевского князя не могло быть случайным. По традиции того времени властелины народов, крестясь, в соответствии со своим " рангом " принимали христианские имена великих светских или духовных владык своего времени. Так, хан Болгарии Борис (Богорис или Борислав) Первый принял святое крещение с именем правившего тогда византийского императора Михаила и стал именоваться князем, а иногда даже и царем. Владимир Святославович в крещении выбрал имя современного ему греческого царя Василия II. Согласно той же традиции крестившиеся властители часто строили церкви во имя " своих " святых. Так, Владимир построил в Киеве церковь Святого Василия. Логично предположить, что первый крестившийся властелин Руси тоже построил церковь во имя своего святого, где и мог быть впоследствии похоронен. Поскольку мы знаем, что Аскольд был похоронен у церкви Свв. Николая (по другим данным эта церковь была поставлена у его могилы), то его имя в святом крещении скорее всего было Николай. Такое имя носил в то время римский первосвященник - папа Николай I.

http://ruskline.ru/analitika/2009/06/24/...

Иконопочитание в семье имп. Феофила. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII - XIII вв. (Matrit. gr. 26 - 2. fol. 44v) Иконопочитание в семье имп. Феофила. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII - XIII вв. (Matrit. gr. 26 - 2. fol. 44v) Усиление гонений против иконопочитателей при имп. Феофиле стало последним всплеском иконоборчества; после катастрофы 838 г. были окончательно развенчаны представления о связи этой доктрины с военными успехами империи, сложившиеся в военных кругах со времен Исаврийской династии. Иконопочитание, несмотря на политику новых императоров-иконоборцев, было широко распространено в обществе и тайно сохранялось в правящей семье. Вскоре после смерти имп. Феофила его вдова св. Феодора возглавила правительство при малолетнем имп. Михаиле III (842-867). Патриарх Иоанн Грамматик, воспитатель Феофила и идеолог иконоборчества, был низложен и сослан; К-польскую кафедру занял свт. Мефодий . 11 марта 843 г. Феодора созвала Поместный Собор в К-поле, на к-ром были подтверждены решения VII Вселенского Собора о восстановлении иконопочитания. Это событие, воспринятое как окончательная победа над последней грозной ересью, празднуется с тех пор в правосл. Церкви как Торжество Православия. V. Правление Македонской династии (867-1056) традиционно считается эпохой «классической» Византии. Политика августы св. Феодоры и ее министра патрикия Феоктиста, несмотря на общее согласие с восстановлением иконопочитания, вызывала недовольство в военных кругах. Это привело к убийству Феоктиста (855) и отстранению св. Феодоры (856); во главе правительства встал юный имп. Михаил III, но реальная власть перешла к его дяде Варде, брату Феодоры. Патриарх свт. Игнатий, сторонник императрицы, в 858 г. был смещен с престола и сослан. На его место был поставлен свт. Фотий . В дальнейшем противостояние Патриархов Игнатия и Фотия вылилось во внутрицерковный конфликт, к-рый растянулся более чем на полвека и был осложнен вмешательством в него Римских пап. Несмотря на достаточно уверенное правление в течение ряда лет, возрождение высшей школы в столице (т.

http://pravenc.ru/text/372674.html

О ссылке И. П. в Херсонес Таврический кесарем Вардой, братом св. царицы Феодоры, в Житии, составленном иером. Феофаном, говорится очень кратко ( Пападопуло-Керамевс. 1901. С. 10). Исследователи предполагают, что причиной ссылки И. П. могло стать обличение кесаря за сожительство с невесткой или то, что И. П. был сторонником свергнутого в 858 г. свт. Игнатия, патриарха К-польского (847-858, 867-877). Т. о., ссылку И. П. следует отнести к 858 г. В Хронике Продолжателя мон. Георгия кратко говорится о ссылке И. П. «при Феодоре» ( Theoph. Contin. 1838. P. 808), однако известно, что она оставалась регентшей до 15 марта 856 г., а в 858 г., еще до свержения патриарха Игнатия, была отправлена с дочерьми в Гастрийский монастырь. Иоанн Диакон и Феодор Педиасим ошибочно относят ссылку И. П. к периоду иконоборчества. Во время ссылки И. П. в Херсонесе по пути в Хазарию побывали равноапостольные Кирилл (Константин) и Мефодий . 30 янв. 860(861) г. по инициативе равноап. Кирилла были обретены мощи сщмч. Климента, папы Римского. В ссылке И. П. написал значительное число канонов ( Τωμαδκης. 1971. Σ. 61). И. П. возвратился из ссылки после воцарения Василия I Македонянина (867-886). Известно, что в сент. 869 г. И. П. вместе с хартофилаксом Павлом и сакелларием Василием приветствовал от имени патриарха Игнатия легатов Римского папы Адриана II, посланных на Собор в К-поль (LP. T. 2. P. 180). Когда в К-поле в течение 40 дней не прекращалось землетрясение (869), свт. Игнатию во сне явилась св. Мария-патрикия и велела обрести погребенные в мон-ре прп. Анины мощи К-польских мучеников Иулиана, Маркиана, Иоанна, Григория, Иакова, Алексия, Димитрия, Леонтия, Фотия, Петра и Марии († 726 или 730), пострадавших за иконы. Найти место их захоронения помог патриарху И. П. Он же был удостоен чести вынуть из земли их честные останки (ActaSS. Aug. T. 2. P. 445-447). После этого землетрясение прекратилось. Преподобные Иосиф Песнописец и Георгий Малеин. Икона. Иконописец Алексей Мартынов Сафьянников. 1750 г. (ЦМиАР)

http://pravenc.ru/text/673697.html

1-й перевод сборника на рус. язык был осуществлен в 1676-1677 гг. по распоряжению царя Алексея Михайловича переводчиками Посольского приказа С. Лаврецким, Г. Дорофеевым (Болотинским), Г. Кульчицким, И. Гуданским и И. Васютинским под наблюдением царского духовника прот. Андрея Савинова Постникова. Перевод делался с издания 1633 г., книга была переведена не целиком и не была издана. Списки 1-го перевода «В. з.» насчитывают от 652 до 783 статей. Б. Вальчак-Срочиньская высказала убедительное предположение о том, что большие пропуски (новеллы 592-692, 867-1081, 1284-1513, 1678-1981, по польск. изданию 1633 г.) возникли на «стыках» долей переводчиков в связи с незавершенностью их работы (Wielkie Zwierciado. S. 505-506). Легенда «О славе небесной»: инок видит чудесную птицу. Миниатюра из «Великого зерцала» (РНБ. F-1. 701) Легенда «О славе небесной»: инок видит чудесную птицу. Миниатюра из «Великого зерцала» (РНБ. F-1. 701) Рус. текст 1-го перевода отличается близостью к польск. оригиналу: рассказы следуют в порядке польск. издания, сохранены подробное оглавление, обращение к читателю, развернутое заглавие. Основные отличия (помимо числа статей) связаны с желанием рус. переводчиков освободить текст от католич. реалий: исключены имена собственные, ссылки на источники и список авторов, исключено упоминание Римского папы, замененного «Вселенским Патриархом», «святым отцом», «Римская Церковь» названа «святой соборной восточной и апостольской» и т. п. В то же время мн. характерные для католичества идеи сборника (превосходство духовной власти над светской, нетерпимость к еретикам, запрет увлекаться наукой и даже размышлять самостоятельно над Свящ. Писанием) оказались понятны и близки рус. читателям. 2-й перевод «В. з.» на рус. язык был выполнен в качестве дополнения к первому с польск. издания 1621 г. не позднее 1689 г. (об этом свидетельствует датированная 1689 запись о продаже списка «В. з.» на ркп. РНБ. Погод. 1380). В самых полных списках 2-й перевод «В. з.» включает более 200 статей, среди к-рых только 73 переведены вторично. Создатель 2-го перевода неизвестен. Расположение статей во 2-м переводе не зависит от польск. источника: переводчик на первое место вынес сюжеты о непостижимости и величии Св. Троицы, продолжил их новеллами, повествующими о милосердии Бога, силе молитвы и покаяния, наказании грешников, о прославлении праведников и т. п. Рассказы беллетризуются, дополняются живыми подробностями, диалогами; в ряде случаев им придается рус. колорит, меняются заглавия. 2-й перевод «В. з.» пользовался гораздо большей популярностью, чем первый. Известны ок. 10 списков 1-го перевода в самостоятельном виде и ок. 30 - в сочетании со 2-м переводом; число списков 2-го перевода определяется мн. десятками и даже сотнями.

http://pravenc.ru/text/150123.html

Правитель Доростола Капитолин, назначенный имп. Юлианом, решил устроить по соглашению с местной знатью празднество в честь языческих богов и заготовил все необходимое для жертвоприношений. Ночью Е. проник в храм, разбил идолов и алтари, разбросал приготовленные жертвы и скрылся. Капитолин начал поиски виновника. По подозрению был схвачен некий крестьянин, которого подвергли публичной пытке. Тогда присутствовавший при этом Е. сознался в содеянном. Когда Е. привели к Капитолину, тот не поверил, что Е. совершил преступление в одиночку и по собственному почину, и повелел бить Е. воловьими жилами, чтобы он выдал сообщников и организатора. Однако Капитолин не смог ничего узнать от Е. и тогда приказал заживо сжечь его за городом, на берегу Дуная. Поначалу огонь не причинил вреда Е., а, напротив, опалил мн. находившихся поблизости служителей Капитолина. Мученик, стоя в пылающем костре, обратился на восток с молитвой, чтобы Господь принял его душу, после чего безболезненно скончался. Поддавшись уговорам своей жены-христианки, Капитолин разрешил христианам взять тело Е. и похоронить его в местности Гидина (Γηδινς). История почитания Е. Кроме упоминания в Пасхальной хронике о к-польской ц. во имя Е. сведения о ней содержатся также у Георгия Кедрина , к-рый сообщает о перестройке пришедшего в ветхость храма имп. Василием I Македонянином (867-886). О посвящении церкви именно Е. Доростольскому свидетельствуют Типикон Великой ц. и Синаксарь К-польской ц. кон. X в., к-рый заимствовал из него литургические указания. Синаксарные заметки о Е. базируются на тексте его Мученичества, однако нередко уточняют, следуя блж. Феодориту Кирскому, что Капитолин был викарием Фракии. В стишных синаксарях в честь Е. приводится 3 стиха, как и особо чтимым святым. Прп. Иосиф Песнописец († 886) составил канон в честь Е., где прославляет его как чудотворца и говорит о мироточении его мощей в К-поле. В Синаксаре К-польской ц. память Е. значится не 16 июля (указанный в Мученичестве день кончины), а 18 (дата погребения Е.?). Под 18 июля память Е. фигурирует и в Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.). Из всех составителей каролингских Мартирологов эту дату сохранил только Узуард. В XVIII в. болландист Иоанн Пиний указывал на известную ему арабо-егип. рукопись, содержащую Мартиролог, в к-ром отмечалась память Е. (ActaSS. Iul. T. 4. P. 370). Речь идет, по всей видимости, об араб. Александрийском синаксаре (копт. редакции Арабо-яковитского синаксаря). Однако в известных в наст. время рукописях различных редакций этого синаксаря, равно как и в его новейших изданиях, заметок о Е. нет.

http://pravenc.ru/text/189945.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ I МИСТИК Патриарх К-польский Николай I Мистик крестит сына имп. Льва VI (впосл. имп. Константин VII Багрянородный). Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 26. Fol. 112r) Патриарх К-польский Николай I Мистик крестит сына имп. Льва VI (впосл. имп. Константин VII Багрянородный). Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 26. Fol. 112r) [Греч. Νικλαος Μυστικς] (852 - 15.05. 925, К-поль), свт. (пам. греч. 16 мая), патриарх К-польский (1 марта 901 - 1 февр. 907 и с 15 мая 912). Основными источниками сведений о Н. М. являются его письма, сочинение, повествующее о жизни свт. Евфимия II (I) , патриарха К-польского в 907-912 гг. (BHG, N 651; греч. оригинал издан под условным названием «Житие Евфимия»; в рус. переводе - «Псамафийская хроника»), произведения Арефы , архиеп. Кесарии Каппадокийской, «История царей» Псевдо- Генесия , а также хроники Продолжателя Феофана, Симеона Логофета и Псевдо-Симеона. Род. в знатной семье, происходившей из Италии (возможно, местом рождения Н. М. был К-поль). Принадлежал к числу «домашних» свт. Фотия I , патриарха К-польского (858-867, 877-886), который был его учителем. Слова Арефы Кесарийского о низком происхождении Н. М. ( Arethae Scripta Minora. 1972. P. 124, 125) могут быть объяснены крайне негативным отношением этого автора к патриарху. В «Житии Евфимия» сказано, что Н. М. был «братом по усыновлению и соучеником в науках» (θετς δελφς κα συνστωρ ν τος μαθμασιν) имп. Льва VI Мудрого (886-912). По всей видимости, будущие патриарх и император приходились свт. Фотию крестными детьми, а одновременное изучение ими наук едва ли было возможным (Лев род. в 866), хотя данная проблема до сих пор не имеет окончательного решения в лит-ре. В 887 г., после смещения свт. Фотия с Патриаршего престола, Н. М. нашел прибежище в мон-ре св. Трифона в Халкидоне ( Janin. Grands centres. P. 424. N 74) и принял там монашеский постриг. Позже имп. Лев VI назначил его мистиком (частным секретарем). Об этом периоде его жизни практически ничего не известно.

http://pravenc.ru/text/2566032.html

Писания и на русский язык, как полных, так и отрывочных». Доктор медицины Франциск Скоринин «из славного города Полоцка в хвалу Бога и людем в поучение», перевел всю Библию на русский язык и издал ее в Праге богемской 1517–1519 г., но к концу того же столетия этот древний и драгоценный памятник уцелел едва в нескольких отрывках. Социнианами сделан был перевод на русский язык как всей Библии, так и отдельных ее частей. Ист. Польск. Лит. Кондрат, т. I, стр. 109 и 131, т. II, стр. 97–100, 127, 131, 132 и 137 и Рус. Ист. Костомарова т. III, стр. 545. 864 Протестантизм повсюду способствовал возрождению отечественных языков. С освобождением мысли от оков традиции, авторитета, с пробуждением свободы мысли и жизни, свободы политической и религиозной естественно, язык должен был освобождаться от всяких чуждых примесей и развиваться в чисто национальном духе. В литовской Руси, с распространением протестантства начинается и литературное пробуждение русской речи. Симон Будный пишет протестантский катехизис на русском языке. Русск. Ист. Костомарова т. III, стр. 545. 866 Кирилл Транквиллион в предисловии к учительному Евангелию, или словам на воскресные и праздничные дни говорит: видел я моими глазами между единоплеменниками моими таких людей, которые гоняются за науками чужими, за постиллами, противными церкви Божией: арианскими, кальвинскими и лютеранскими, и, как в меду, потонули в них. История Русск. Церкв. Филарета, архиеп. черниг. т. IV, стр. 91–98 и его же Обоз. Р. Д. лит. т. I, стр. 263 и 264. 867 Хржестовский, например, между реформатскими своими современниками не имел равного себе по красноречию, на кафедре он никогда не заикнулся, ни одного слова не употребил некстати; Рекук в то время, когда в Германии господствовал уже напыщенный стиль, испещренный латинскими оборотами речи и излишними риторическими фигурами, излагал свои мысли языком простым и естественным и вместе с силой и красотой неподражаемой. Lukaszew. II Th. 129–133. От. зап. р. прав. к польск. протестантам – цитиров. статья М. О. Кояловича. 869 Несколько слов с хроники П. Бельского в переводе на белорусское наречие сохранилось до настоящего времени. Один список есть в московской синодальной библиотеке и два в императорской публичной. Описание рукописного отдел. виленск. публич. библиот. вып. I-й, предислов. стр. VII и Онис. Импер. рукоп. Публич. Библ. графа О. А. Толстого, М. 1825 года стран. 126 и 127, 205 и 206. 871 Так утверждают специальные знатоки западнорусской литературы, например, М. О. Коялович в Христ. чтении за 1860 г. 2 т. Сборник. Острожск. 1588 г. 23.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Впосл. тело И. было перенесено в К-поль, и там же был воздвигнут посвященный ей храм, где от мощей мученицы происходило множество исцелений (Ibid. P. 472). Прокопий Кесарийский в соч. «О постройках» сообщает о реставрации имп. Юстинианом I храма, посвященного мц. И.: «При входе в так называемые Золотые ворота налево стояла церковь святой Ии мученицы; император, застав ее уже в состоянии разрушения, восстановил со всей щедростью» ( Procop. De aedificiis. I 9 1). В Патмосском списке Типикона Великой ц. (IX-X вв.) под 5 авг. говорится о праздновании памяти И. в 3 посвященных ей церквах: «Вне Золотых ворот и в Эптаскале и по ту сторону Стенона», т. е. Босфора ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 100). Список Типикона Великой ц. из мон-ря Честного Креста в Иерусалиме (Х в.) приводит эти сведения под 4 авг. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 358). После взятия К-поля крестоносцами (1204) ц. мц. И. у Золотых ворот была разорена, а ее мощи перенесены в Манганский монастырь ( Delehaye. 1905. P. 472). Помимо основных дней памяти И. (5 авг. и 11 сент.) сведения о ней нередко помещались в рукописях под соседними датами. В тексте Ватиканского списка анонимного Мученичества днем кончины И. названо 5 авг., а в Венском списке - 3 авг. (Ibid. P. 461). Из авторитетных агиографических источников память И. под 5 авг. содержат Синаксарь К-польской ц. (SynCP. Col. 868) и Патмосский список Типикона Великой ц. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 100), под 4 авг.- список Типикона Великой ц. из мон-ря Честного Креста в Иерусалиме ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 358) и греч. стишные Синаксари (напр., Paris. Coisl. 223, 1301 г.- SynCP. Col. 867-868). Житие И. под 11 сент. в визант. Минеях-Четьих не встречается. Однако мы видим ее в Синаксарях и Минологиях (напр., в Синаксаре К-польской ц.- SynCP. Col. 35-36; в Минологии имп. Василия II - PG. 117. Col. 41). При этом Синаксари семейства С по классификации И. Делеэ (SynCP. Col. 31-34), нек-рые стишные Синаксари (напр., в ГИМ. Син. греч. 391(355), XV в.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 516) и греческая печатная Минея (Венеция, 1592) помещают сведения об И. под 10 сент., а Синаксарь Paris. gr. 1578, XV-XVI вв.,- под 9 сент. Под 25 сент. память И. внесена в Патмосский и Крестовый списки Типикона Великой ц. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 9; Mateos. Typicon. T. 1. Р. 44) и в некоторые стишные Синаксари (напр., ГИМ. Син. греч. 390(354), 1295 г.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 519).

http://pravenc.ru/text/1237985.html

Свт. Митрофан I, еп. Византия. Мозаика кафоликона мон-ря Памманаристос (Фетхие-джами) в К-поле. Ок. 1315 г. Свт. Митрофан I, еп. Византия. Мозаика кафоликона мон-ря Памманаристос (Фетхие-джами) в К-поле. Ок. 1315 г. Свт. Фотий I , патриарх К-польский (858-867, 877-886), сообщает в своей «Библиотеке», что ему были известны «Деяния святых отцов наших Митрофана и Александра», в к-рых также содержатся подробные сведения об имп. св. равноап. Константине I Великом (306-337) (BHG, N 1280; Phot. Bibl. 256). Этот текст представляет собой компилятивное сочинение, состоящее из 3 частей. В 1-й части на основе сочинений «Жизнь Константина» и «Церковная история» Евсевия Кесарийского повествуется о периоде правления имп. Константина до его победы над Лицинием (324). Вторая часть посвящена I Вселенскому Собору, ее источником является «Церковная история» Геласия Кизического. Наконец, в заключительном разделе, излагающем историю арианства после Никейского Собора, материал заимствован из сочинения Сократа Схоластика. Однако в этом жизнеописании о М. не сообщается никаких новых сведений по сравнению с данными Псевдо-Дорофея и ранних историков. Упоминание в визант. источниках о присутствии М. на освящении К-поля (330) представляет собой явный анахронизм. В византийских минологиях X в. Житие М. помещено под 4 июня (BHG, N 1278y; изд.: Laty š ev. Menol. T. 2. P. 12-15). С XIII-XIV вв. М. стал восприниматься как 1-й патриарх К-польский, о чем сообщает, в частности, Никифор Каллист Ксанфопул в своем списке ( Niceph. Callist. Catalog.//PG. 147. Col. 452). Константин Акрополит составил в честь М. Похвальное слово (BHG, N 1278z). В Синаксаре К-польской Церкви указывается, что собор (синаксис) М. совершается в храме Св. Софии и в ц. мч. Акакия в Гептаскале (SynCP. Col. 727). Память М. была внесена кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог (MartRom. Comment. P. 223). Ист.: BHG, N 1278y - 1280; ActaSS. Iun. T. 1. P. 384-395; SynCP. Col. 727; MartRom. Comment. P. 223; Schermann Th. Propheten u. Apostellegen den nebst Jüngerkatalogen des Dorotheus u. verwandter Texte. Lpz., 1907. S. 187-194. (TU; Bd. 31. H. 3); Euseb. Vita Const. 3. 7; Gelas. Cyzic. Hist. eccl. 2. 5; Socr. Schol. Hist. eccl. 1. 8; Phot. Bibl. 256; Niceph. Callist. Catalog//PG. 147. Col. 452; Niceph. Const. Chronogr. P. 114.

http://pravenc.ru/text/2563448.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010