церковного вопроса, П. придерживался умеренной позиции и допускал возможность предоставления болгарам частичной церковной автономии при сохранении подчинения К-польскому патриарху. Но впосл. он перешел на сторону еп. Макариопольского Илариона и митр. Паисия (Зафирова), боровшихся за полную церковную независимость, и 20 дек. 1868 г. письменно отказался подчиняться К-польской Патриархии. После издания фирмана (1870) об учреждении Болгарского Экзархата (см. в ст. Болгарская Православная Церковь , разд. «Церковь в период Экзархата») вошел в состав Временного Болгарского синода, участвовал в составлении Устава Экзархата и в заседаниях I церковно-народного Собора (23 февр.- 24 июля 1871). В нач. янв. 1872 г. вместе с еп. Макариопольским Иларионом и митр. Ловчанским Иларионом был заточен в тюрьму в г. Смирна (ныне Измит, Турция), но под давлением болг. общественности через месяц отпущен. Решением Синода К-польской Патриархии от 13-15 мая 1872 г. вместе с др. иерархами Болгарского Экзархата был отлучен от Церкви. 20 июня 1872 г. утвержден Пловдивским митрополитом в составе Болгарского Экзархата, 17 июля получил берат султана и 15 окт. был торжественно встречен жителями Пловдива. Отказался принимать участие в подготовке антиосманского Апрельского восстания (1876), критиковал решение Берлинского конгресса (1878) о разделе исторической обл. Македония , уроженцем к-рой являлся. Опубликовал многочисленные статьи по поводу болг. церковного вопроса в журналах «Македония», «Право», «Век», «Прогресс» (Напредък) и «Чтение» (Читалище). Составил «Надгробное пение, или Последование утреннее во святую и Великую Субботу» (Цариград, 1866). Похоронен в кафедральном соборе Успения Пресв. Богородицы в Пловдиве. Лит.: Кирил (Константинов), патр. Панарет митр. Пловдивски, 1805-1883. София, 1950; Билчев Т. Приносът на митр. Панарет Пловдивски за духовно израстване на възрожденския българин//Годишник на Етнографски музей. Пловдив, 1998. Т. 1. С. 5-14; Цацов Б. Архиереите на Бълг. Правосл. Църква. София, 2003. С. 222-223; Бонева В. П. Българското църковнонационално движение, 1856-1870. София, 2010. С. 328, 424, 466-467, 539, 550-551, 564, 572, 585-586, 589, 600, 607-608, 613, 615, 621, 622, 659-660, 782, 794, 795, 801, 813, 819-820, 826, 834-837, 867, 872, 893, 895, 896, 899, 918-919, 1038, 1070, 1085, 1095. Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (Петков), митр. Нью-Йоркский Болгарской Православной Церкви - см. Американо-Австралийская епархия Болгарской Православной Церкви (1893-1978) БОРИС (Георгиев Константин; 1875 - 1938), митр. Охридский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви БОРИС (Разумов Вангел Симов; 1888 - 1948), митр. Неврокопский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/2578797.html

Александрийская Православная Церковь периодически участвовала в церковно-политических конфликтах на территории Византийской империи, включая споры, связанные с именем свт. Фотия I К-польского. После вторичного вступления святителя на Патриарший престол (окт. 877) имп. Василий I принял ряд мер, направленных на отмену постановлений К-польского Собора 869-870 гг., проходившего под председательством легатов папы Римского Адриана II (867-872). На Соборе свт. Фотий был объявлен виновным в канонических нарушениях и анафематствован. По настоянию К-поля вост. патриархи представили ходатайства о признании патриаршего достоинства свт. Фотия. В мае 879 г. эти ходатайства, а также ряд др. документов были направлены папе Иоанну VIII (872-882) с целью способствовать его примирению с патриархом К-польским. Т. н. «Собор во храме Премудрости - Слова Божия» (нояб. 879 - март 880), также проходивший при участии папских легатов, признал свт. Фотия законным патриархом, фактически отменив решения Собора 869-870 гг. На Соборе присутствовали представители вост. патриархов, в т. ч. иером. Косма от Александрийской Церкви, к-рый передал патриаршие послания имп. Василию I ( Mansi. T. 17. Col. 428-433) и свт. Фотию (Ibid. Col. 433-437). М. дезавуировал подпись архидиак. Иосифа, представлявшего патриарха Михаила I , под актами Собора 869-870 гг., утверждая, что Иосиф превысил свои полномочия. В послании, адресованном патриарху К-польскому, М. сообщил о созыве Собора Александрийской Церкви, на к-ром было принято решение вступить в общение со свт. Фотием. По словам М., на Соборе присутствовали все главы митрополий, к-рых он смог созвать: митрополиты Дамиетты, Бабальюна/Фустата, Фив и, вероятно, Буры (греч. Βρη), а также «немалое число прочих епископов» (Ibid. Col. 436). В целом очевидно, что вост. патриархи не занимали самостоятельной позиции в фотианских спорах. Эти проблемы лежали вне их интересов и даже не сохранились в исторической памяти мелькитов . Весьма показательно отсутствие упоминаний о свт. Фотии в «Хронике» патриарха Евтихия, к-рый, однако, был осведомлен о др. церковно-канонической проблеме, с к-рой столкнулась Константинопольская Православная Церковь в нач. X в.,- о конфликте имп. Льва VI Мудрого с патриархом Николаем I Мистиком , вызванном отказом патриарха признать 4-й брак императора. К разбирательству этой проблемы также были привлечены вост. патриархи. Евтихий ошибочно считал, что соответствующую переписку с К-полем вел М., хотя Собор, рассматривавший вопрос о браке имп. Льва VI, заседал в 907 г., уже после смерти М. Т. о., представитель Александрийской Церкви был направлен в К-поль не патриархом, а лицами, управлявшими церковными делами в период междупатриаршества (подробнее о Соборах 869-870, 879-880 и 907 гг. см. в ст. Константинопольские Соборы ).

http://pravenc.ru/text/2563674.html

После 19 лет единоличного правления В. М. умер от болезни желудка, вызванной несчастным случаем на охоте. Церковная политика Сразу после захвата власти В. М. вызвал в К-поль сосланного при Варде Патриарха свт. Игнатия (847-858, 867-877); занимавший К-польский престол свт. Фотий (858-867, 877-886) был смещен и вскоре осужден. Тем самым был урегулирован конфликт с Римским престолом, достигший апогея после взаимного отлучения Фотия (на Римском Соборе в 863) и папы Николая I (на К-польском Соборе в 867). Осуждение Фотия было с удовлетворением встречено папой Адрианом II (867-872) и торжественно подтверждено К-польским Собором 869-870 гг., к-рый в католич. традиции считается VIII Вселенским. При этом В. М. удалось, несмотря на сопротивление папских легатов, добиться утверждения церковной юрисдикции К-поля над Болгарией, куда был послан архиепископ, поставленный Патриархом Игнатием (см. в статьях Болгария , Болгарская Православная Церковь ). Наряду с распространением христианства среди болгар биограф В. М. ставит ему в заслугу крещение иудеев по всей империи (ок. 874), а также замирение и приобщение ко Христу «народа росов» (τ τν Ρς θνος), к к-рому был направлен архиепископ, поставленный Патриархом Игнатием. По требованию язычников архиерей явил на собрании народа во главе с «архонтом» росов чудо с неопалимым Евангелием. В этом сообщении едва ли следует видеть попытку приписать В. М. т. н. Фотиево Крещение Руси (не позднее 867); скорее, речь идет о следующей фазе проповеди. Область миссионерской деятельности архиепископа и местожительство крещеных росов остаются предметом дискуссий. В ряду начинаний свт. Фотия, продолженных В. М.,- поддержка миссионерской деятельности святых Кирилла (Константина) и Мефодия . Василия I Македонянин. Гравюра из«Тестамента Василия, царя греческого, к сыну своему Льву Философу». Киев, 1680. Л. 3 об. (РГБ) Василия I Македонянин. Гравюра из«Тестамента Василия, царя греческого, к сыну своему Льву Философу». Киев, 1680. Л. 3 об. (РГБ) После кончины свт. Игнатия (877) на К-польский престол вернулся Патриарх Фотий, незадолго до этого возвращенный из ссылки и ставший воспитателем царских сыновей. Римский престол, заинтересованный в помощи визант. войск в Италии, признал Фотия на К-польском Соборе 879-880 гг. Однако попытки папы добиться от К-поля уступки Риму церковной юрисдикции над Болгарией не принесли результата.

http://pravenc.ru/text/Василием I ...

В эпоху возрождения могущества Византии, в IX-XI вв., значение Н. также возросло. Упоминания о митрополитах Н. этого периода довольно многочисленны. В 1-й пол. IX в. в Житии прп. Иоанникия Великого (пам. 3 и 4 нояб.) названы митрополиты Ингер и Петр, управлявшие кафедрой друг за другом. Имя Ингер (скандинавского происхождения) весьма необычно для Византии и иногда интерпретируется как когномен. В 823/4 г. митр. Петр присутствовал на совещании иерархов-иконопочитателей в Агаврском мон-ре вместе с прп. Иоанникием, прп. Феодором Студитом , патриархом Никифором К-польским и др. Тому же митр. Петру прп. Феодор Студит направил неск. писем, к-рые сохранились. В 843 г. митрополитом Н. по воле свт. Мефодия К-польского был избран св. Феофан Начертанный (Грапт), ранее, в период правления иконоборцев, мн. годы проведший в заточении. Он оставался на кафедре до своей смерти. Около этого же времени, в сер. 40-х гг. IX в., кафедрой Н. управлял митр. Игнатий Диакон , автор Житий святителей Тарасия и Никифора К-польских, защитников иконопочитания. Его преемник митр. Никифор был рукоположен свт. Игнатием К-польским в 848 г. Во внутрицерковной борьбе, к-рая велась на протяжении следующих неск. десятилетий, митр. Никифор выступал как видный представитель партии игнатиан. В одно время с низложением свт. Игнатия в кон. 858 г. он также лишился своей кафедры и вновь вернулся на нее в 867 г., после возвращения Игнатия на Патриарший престол. В 869-870 гг. митр. Никифор участвовал в Константинопольском Соборе . Представителем партии фотиан в Н. в 60-х гг. IX в. был митр. Иоанн (RegPatr, N 473). После смерти в 877 г. свт. Игнатия митр. Никифор был вновь низложен; на кафедру Н. из Кизика был переведен митр. Амфилохий (RegPatr, N 511-512), а в 878/9 г. на краткое время до своей смерти митрополитом Н. по выбору патриарха Фотия стал Григорий Асвеста . В 20-30-х гг. X в. кафедру Н. занимал ритор и ученый митр. Александр . Во 2-й пол. X в. митрополитом был Даниил, написавший комментарии к сборнику новелл имп. Юстиниана. В 1027 г. постановлением К-польского Синода во главе с патриархом Алексием Студитом за получение незаконных донаций от мон-рей был низложен митр. Константин (RegPatr, N 833). В эту же эпоху окрестности Н., как и соседний район горной гряды Олимпа Вифинского, стали средоточием монашеской жизни. В сер. IX в. близ Н. в мон-ре Флувута принял монашеский постриг прп. Константин Синадский . Неподалеку от Н. находилась гора Кимин, на к-рой в сер. X в. основал свой мон-рь прп. Михаил Малеин .

http://pravenc.ru/text/2565344.html

Запись Тудора Доксова с датами кончины кн. Бориса и Крещения Болгарии (РНБ. Погод. 968, 1489 г.) Запись Тудора Доксова с датами кончины кн. Бориса и Крещения Болгарии (РНБ. Погод. 968, 1489 г.) Визант. имп. Василий I Македонянин , пришедший к власти в 867 г., сместил с Патриаршего престола Фотия. Кн. Борис повел переговоры с восстановленным Патриархом св. Игнатием , и болгарам дали понять, что пойдут на любые уступки, если Болгарская Церковь вернется под покровительство Византии. На К-польском Соборе 869-870 гг. болг. церковный вопрос не рассматривался, однако 4 марта 870 г.- вскоре после последнего заседания Собора (28 февр.) - иерархи в присутствии имп. Василия I выслушали послов Бориса, задавших вопрос, кому должна подчиняться Болгарская Церковь. Состоялась дискуссия между папскими легатами и греч. иерархами, в результате к-рой болг. послам было передано решение о том, что территория Болгарии находится в церковной юрисдикции К-поля, как бывш. владение Византийской империи. Лат. духовенство во главе с Гримуальдом было вынуждено покинуть Болгарию и вернуться в Рим (ЛИБИ. Т. 2. С. 188-195, 200). Папа Иоанн VIII (872-882) дипломатическими мерами пытался вернуть под власть Рима болг. диоцез (ЛИБИ. Т. 2. С. 137-138). Однако кн. Борис, не разрывая отношений с Римской курией, не согласился принять предложения папы и по- прежнему придерживался положений, принятых в 870 г. На К-польском Соборе (кон. 879 - нач. 880) папские легаты вновь подняли вопрос о церковной юрисдикции над Болгарией. В итоге было принято решение, имевшее важное значение для истории БПЦ: с этого момента Болгарская архиепископия не должна была фигурировать в списках епархий К-польского Патриархата ( Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 4/1. P. 585 sq.). По существу решения этого Поместного Собора были выгодны К-полю и Болгарии, архиепископ к-рой фактически получал права автономии по отношению к К-польской Церкви. Одновременно это означало окончательную неудачу политики Рима в болг. вопросе. Папа не сразу осознал это, поначалу истолковав соборное постановление как уход визант. духовенства из Болгарии и выход Болгарской архиепископии из юрисдикции К-поля. В 880 г. Рим попытался активизировать контакты с Болгарией при посредстве хорват. еп. Феодосия Нинского, но его миссия не увенчалась успехом. Посланное папой в 882 г. письмо Борису также осталось без ответа (ЛИБИ. Т. 2. С. 179-181).

http://pravenc.ru/text/149675.html

эквивалента, а также изложение доктрины М., к-рое включает сведения, заимствованные из «Церковной истории»; 2) повествование об осуждении Адельфия, из к-рого, однако, исключены сведения о вероучении М.; 3) упоминание об особенностях мессалианства и перечень 5 руководителей ереси (имена даны в ином порядке по сравнению с «Церковной историей»); 4) в заключительной части упоминаются антимессалианские послания св. Литоия, еп. Мелитинского, а также записи (πμνημα) с изложением вероучения М., составленные свт. Амфилохием Иконийским со слов самих еретиков ( Theodoret. Haer. fab. 4. 11 ( Kmosko. 1926. Col. CXCVI- CCI; PG. 83. Col. 429-432)). Очевидно, при написании главы о М. для «Краткой истории еретических вымыслов» Феодорит Кирский использовал некие источники, к-рые были ему недоступны во время работы над «Церковной историей» (см.: Stewart. 1991. P. 28-29). Исследователи отождествляют упоминаемое им собрание в Антиохии под председательством свт. Флавиана I с Антиохийским Собором против М. Хотя Феодорит сообщает об активной борьбе свт. Амфилохия Иконийского с М., он ничего не говорит о др. антимессалианском Соборе, проходившем в г. Сида (ныне Сиде, Турция), на к-ром председательствовал последний. Годы проведения Антиохийского и Сидского Соборов остаются предметом дискуссий. Мн. исследователи считали, что оба Собора состоялись в 383 г., весьма распространено мнение, согласно к-рому Сидский Собор (ок. 383) предшествовал Антиохийскому (ок. 390). Такая последовательность Соборов подтверждается сообщением свт. Фотия I , патриарха К-польского (858-867, 877-886), к-рый сообщает в своей «Библиотеке», что отцы Сидского Собора направили свт. Флавиану послание об осуждении мессалианства. Получив это послание, архиеп. Флавиан созвал против М. новый Собор. При написании раздела о М. ( Phot. Bibl. 52 ( Kmosko. 1926. Col. CCLII-CCLXI; PG. 103. Col. 87-92)) свт. Фотий опирался на некое утерянное ныне собрание текстов, имевших отношение к мессалианству. Описание носит скорее исторический, чем доктринальный характер: в отличие от Феодорита Кирского свт.

http://pravenc.ru/text/мессалиан.html

Лев IV, папа Римский, в сцене «Вознесение». Фрагмент росписи ц. Сан-Клементе в Риме. 847–855 гг. Лев IV, папа Римский, в сцене «Вознесение». Фрагмент росписи ц. Сан-Клементе в Риме. 847–855 гг. Контакты с Византией в понтификат Л. были довольно малочисленны, что объясняется политикой недоверия, к-рую имп. Людовик II проводил в отношении правительства имп. Михаила III (842-867) и его матери св. имп. Феодоры (842-856). Незадолго до кончины Л. в Риме разгорелся скандал, связанный с «греческим заговором». Магистр рим. армии Даниил донес имп. Людовику II на Грациана, названного в Liber Pontificalis одним из знатнейших римлян, советником папы и управляющим Латеранским дворцом, который якобы собирался заключить союз с Византией и выйти из подчинения императорам Запада. Людовик II без предупреждения прибыл в Рим и настоял на проведении совместного с Л. судебного заседания, где была доказана невиновность Грациана; магистра Даниила спасло от ответственности за клевету заступничество императора. Тем не менее Л. поддерживал переписку с признававшими власть Византии правителями Юж. Италии и Сардинии. При Л. обозначился конфликт между Римом и К-полем, вылившийся позже в Фотианскую схизму . Осложнение отношений с К-польским патриархом свт. Игнатием (847-858, 867-877) началось сразу после восшествия Л. на Папский престол. Вместе с поздравительной синодикой свт. Игнатий послал в Рим паллий (pallium superhumerale). Л. счел это оскорблением и ответил Игнатию, что Римский понтифик дарует паллий, но не принимает его от др. епископов. Позднее Сиракузский митр. Григорий Асвеста , бежавший от сарацин и проживавший в К-поле, вызвал неудовольствие патриарха Игнатия и был низложен на К-польском Соборе 852 или 853 г. По свидетельству Стилиана, митр. Неокесарийского, Григорий и нек-рые клирики пожаловались Л. на действия патриарха. Однако свт. Игнатий послал в Рим мон. Лазаря, имевшего репутацию исповедника за почитание икон при иконоборцах, который доказал понтифику справедливость решения, принятого К-польским патриархом. В действительности Лазарь скорее всего прибыл в Рим уже после кончины Л. и избрания Бенедикта III. Кроме того, папа Николай I в послании визант. имп. Михаилу III (март 862) утверждал, что к Папскому престолу обратился не Григорий Асвеста, а патриарх Игнатий, к-рый попросил Л. утвердить вынесенный им приговор. Но Л. и его преемник Бенедикт III отказались сделать это, сославшись на то, что им было необходимо выслушать противоположную сторону ( Nicol. Magn. Ep. 85). В сохранившемся фрагменте послания, адресованного свт. Игнатию (кон. 854?), Л. упрекал патриарха в произволе: созыве Собора и низложении епископов без ведома папы Римского. Вероятно получив это письмо, свт. Игнатий послал в Рим мон. Лазаря, чтобы объяснить свою позицию. Впосл. папа Бенедикт III оставил митр. Григория Асвесту под подозрением, но не утвердил и патриаршее решение о его низложении.

http://pravenc.ru/text/2463259.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАКИНФСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [греч. Ιερ Μητρπολις Ζακνθου], епархия Элладской Православной Церкви. Располагается на о-ве Закинф в составе Ионических о-вов. Кафедра находится в г. Закинтос (митрополичий собор во имя свт. Николая Чудотворца). Покровитель острова - свт. Дионисий Закинфский , архиеп. Эгинский. По преданию, равноап. Мария Магдалина по пути из Палестины в Рим, куда она направлялась для открытия судебного процесса против Понтия Пилата за осуждение Иисуса Христа, основала христ. общину на сев.-зап. побережье острова. С этой историей связывается название горной дер. Марьес и посвящение одного из древних храмов на острове Марии Магдалине. Согласно др. легенде, христ. община на Закинфе обязана своим происхождением св. Веронике, остановившейся здесь во время путешествия в Рим для встречи с ап. Петром. В пользу этой версии говорят и некоторые сохранившиеся топонимы острова. Дошедшие до нас предания возводят основание церквей на о-ве Керкира и в г. Патры на п-ове Пелопоннес к I в. по Р. Х. После разделения Римской империи на вост. и зап. части в 395 г. Закинфская епархия, находившаяся на территории пров. Иллирик, оказалась в церковном подчинении у римских пап. В VIII в. Закинфская епархия вместе со всем Иллириком была переподчинена К-польскому Патриархату. Закинфский еп. Лев принимал участие в VII Вселенском Соборе (787). Когда удаление К-польского патриарха Игнатия (858) вызвало сопротивление со стороны ряда визант. священнослужителей, Закинфский еп. Никифор был заменен на еп. Феофила, но после удаления патриарха Фотия (867) он вернулся на кафедру и принял участие в Константинопольском Соборе 869-870 гг. ( Mansi. T. 16. Col. 75, 82, 97, 135). Когда Фотий в 877 г. вернулся к Патриаршеству, Никифора сменил Георгий, участвовавший в Константинопольском Соборе 879-880 гг. После установления итал. господства на острове в 1194 г. и завоевания К-поля крестоносцами в 1204 г. греч. епископ Закинфа отказался признать первенство папы. Указывая на это обстоятельство и на распутную жизнь иерарха, Иннокентий III велел лат. епископу Патр при необходимости лишить полномочий закинфского предстоятеля (PL. 215. Col. 1225-1226). С этого времени церковная власть на острове принадлежала исключительно латинянам. Однако спустя нек-рое время греч. епископ Лефкады стал назначать на Закинф протоиерея, обладавшего адм. полномочиями. В 1452 г. граф Кефалинии и Закинфа Леонардо III Токко после потери почти всех своих континентальных владений восстановил греч. архиерейский престол для 2 названных островов. Предстоятель избирался греческим духовенством Кефалинии из своей среды, был подотчетен Коринфскому митрополиту и назначал закинфского протоиерея.

http://pravenc.ru/text/182503.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕВ ХИРОСФАКТ [Греч. Λων Χοιροσφκτης] (40-е гг. IX в.- после 913 (по др. данным, после 919), К-поль), визант. писатель, дипломат. В царствование Василия I Македонянина (867-886) он был хранителем имп. чернильницы (каниклием). Наибольших успехов добился как посол Льва VI Мудрого (886-912), при к-ром получил титулы магистра, анфипата и патрикия. Л. Х. трижды участвовал в посольствах к болгарам: в 896 г. ему удалось заключить с ними мир и договориться об обмене пленными, несмотря на то что сам он на нек-рое время стал заложником царя Симеона. В результате 2-го посольства 901-902 гг. визант. императору были возвращены 30 крепостей в феме Диррахий. В ходе 3-го посольства Л. Х. убедил болгар отказаться от намерения заселить Фессалонику после захвата арабами в 904 г. Со следующей дипломатической миссией, к-рая длилась с 905 по 907 г., Л. Х. ездил в Арабский халифат. Ему было поручено не только вызволить пленных и договориться о мире, но и пригласить представителей вост. патриархов для участия в К-польском соборе 907 г. по вопросу о 4-м браке Льва VI, новая жена которого, Зоя Карвонопсина, приходилась Л. Х. родственницей. Успешно справившись со всеми задачами, Л. Х. по возвращении в К-поль тем не менее оказался в немилости у императора и был отправлен в ссылку. Наиболее правдоподобное объяснение этого поступка императора состоит в том, что Л. Х. был заподозрен в содействии мятежу Андроника Дуки, с которым он имел возможность встретиться в Багдаде осенью 906 г. ( Jenkins. 1963. С. 174-175). Вероятно, во время опалы Л. Х. Арефа , архиеп. Кесарии Каппадокийской, написал памфлет «Хиросфакт, или Ненавистник чародейства» (Χοιροσφκτης Μισογης), в котором обличал Л. Х. не столько за политическую неблагонадежность, сколько за приверженность эллинизму, чрезмерную увлеченность философией Платона и древнегреч. трагедией ( Westerink. 1968. P. 200-212). Против Л. Х. направлена и одна из поэм Константина Родосского (Anecdota graeca. 1850. P. 624-625).

http://pravenc.ru/text/2463305.html

В Патриаршество М. Александрийская Православная Церковь была вовлечена в церковно-политический конфликт, связанный со свт. Фотием I , патриархом К-польским (858-867, 877-886). В 860 г. М. стал одним из адресатов окружного послания свт. Фотия к вост. патриархам, к-рые в тексте названы только по титулам (RegPatr, N 465). На фоне усиливавшегося противостояния между Римом и К-полем в 1-й пол. 867 г. (ранее исследователи предлагали др. датировку - кон. 866, см.: Успенский. История. 1997. Т. 2. С. 76) свт. Фотий отправил новое окружное послание к вост. архиерейским престолам (RegPatr, N 481), причем заключительная часть сохранившегося списка послания адресована непосредственно Александрийскому патриарху. Свт. Фотий излагает суть своих конфликтов с зап. христианами, формулирует правосл. учение об исхождении Св. Духа только от Отца, подвергает резкой критике учение Западной Церкви о двойном исхождении (см. ст. Filioque ) и просит М. отправить своих представителей в К-поль для разбирательства возникших разногласий ( Phot. Ep. 2). Информация о К-польском Соборе, прошедшем под председательством свт. Фотия в Великий пост 867 г. и отлучившем от Церкви папу Римского Николая I (т. н. Фотиев «Вселенский Собор»), сохранилась лишь в источниках, восходящих к противникам К-польского патриарха (RegPatr, N 482). Это не позволяет объективно оценить степень участия в работе Собора представителей вост. Патриархатов, в т. ч. Александрийского. После того как визант. имп. Василий I Македонянин низложил свт. Фотия в сент. 867 г., его противники из партии свт. Игнатия, патриарха К-польского (см. ст. Игнатий, патриарх Константинопольский ; 847-858, 867-877), а также из числа представителей Римской Церкви организовали новый Собор, именуемый в католич. традиции «8-м вселенским» (5 окт. 869 - 28 февр. 870). На нем было подтверждено первенство Римского престола в христ. мире, а свт. Фотий осужден и отправлен в ссылку. Представитель Александрийского патриарха архидиак. Иосиф опоздал к началу Собора и смог принять участие лишь в его последних заседаниях. На 9-м заседании было зачитано послание М. к имп. Василию ( Mansi. T. 16. Col. 145-147). Иосиф письменно подтвердил решения Собора и присоединился к позиции визант. духовенства, отвергавшего папскую юрисдикцию над Болгарской Православной Церковью (подробнее о решениях и ходе Соборов 867 и 869-870 гг. см. в ст. Константинопольские Соборы ).

http://pravenc.ru/text/2563672.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010