Спасибо и всем, кто помнил меня и проявлял ко мне любовь и заботливость. Прошу у всех молитв о себе. Верусю прошу с любовью пройти курс Закона Божия с Боречкой (богослужение и катехизис с историей Церкви). Всех прошу помочь Верусе стать на ноги, доучиться, чтобы жить самостоятельно. Храни вас Господь! Записки протоиерея Николая Кирилловича Чукова, написанные во время нахождения в тюрьмах (в Доме предварительного заключения на Шпалерной и во 2-м Исправдоме (б. Пересыльной тюрьме) на Константиноградской ул.,6) с 5 июля (н.с.) 1922 г. по 22 августа (н.с.) 1922 г. Первые дни после приговора. Перевод на Шпалерную. После вынесения приговора, 5 июля вечером, нас, приговоренных к расстрелу (8 человек, кроме митрополита и Преосв. Венедикта, которые все время находились на Шпалерной, в доме предварительного заключения), повезли не в 3-й исправдом, где мы жили, а в первый, в сопровождении целых двух автомобилей (один с агентами ЧК, другой с вооруженными солдатами). Там выстроили, тщательно обыскали (взяли у меня кожаный пояс, подтяжки, ножницы, нож, даже трудовую книжку) и посадили по двое по камерам нижнего этажа, где обыкновенно содержатся " смертники " . Мы согласились с Юрием Петровичем Новицким сесть вместе, и нас посадили во вторую камеру. Разместились - он на койке, я на полу. Отношение было доброе и разговоры с нами через форточку довольно частые. Утром из дому (6-го) мне принесли передачу и вещи из 3-го исправдома (я из суда написал об этом жене заранее), установили кровать, и мы зажили... Сразу же предложили каждому из нас написать " кассацию " в Верховный трибунал, потом принесли копию приговора, который мы по очереди и читали. Прошла и вторая ночь. Наступила пятница, 24 июня/7 июля. Мы уже поуспокоились. Я записал в дневник все свои впечатления и думы, свои завещания и прощальные пожелания и, кстати, все свои бумаги и дневник отправил с обратной передачей домой, решив пока ничего не писать. И хорошо сделал, как потом оказалось. Не успели мы пообедать, как появился отделенный Демин и предложил нам собирать вещи и отправляться. Куда? - Неизвестно. Юрий Петрович несколько растерялся спрашивать: " На полигон? Но ведь днем не возят туда, да и 48 часов еще не истекло, да и кассация подана " ... Демин сначала как будто сказал " нет " , потом, видимо, сам растерянный не знал, что говорить. На вопрос Юрия Петровича " брать ли вещи? " , даже сказал: " Да оставьте вещи " . Видимо думал, что уже все кончено... Я тем временем собрал все свои вещи, сложил частью и вещи Юрия Петровича, завязал. Пришлось торопиться, ибо Демин все понукал. Наконец, все собрано; вышли. Оказывается, комендант трибунала в закрытом автомобиле приехал, чтобы перевозить нас всех по двое на Шпалерную. Поехали. У ворот смотрю какими-то судьбами - Боря и Верочка. Увидели нас, побежали вслед... Я был рад, что хотя домашние сразу узнают, где мы, чтобы не было лишних тревог...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Вместо расстрелянного архимандрита Сергия, 6 мая 1923 года во епископа Крутицкого, обновленческого викария Московской епархии, был хиротонисан состоявший в браке прот. Введенский. Как говорится, что и требовалось доказать. Бывшие «смертники» - еп. Венедикт, протоиереи М.Чельцов, Л.Богоявленский, Н.Чуков, миряне Д.Огнев и Н.Елачич - отбывали срок в бывшей пересыльной тюрьме, 2-ом т.н. Исправдоме, Доме исправления преступников на Константиноградской ул., д.6 в Петрограде. Как пишет в дневниках прот.Н.Чуков, и «арест уже был предрешен, только мы не знали», и количество помилованных очевидно тоже было предрешено - шесть человек, как на Московском процессе. Уголовный кодекс РСФСР 1922 года претерпел некоторые изменения в 1926-м и последующих годах, однако шесть статей Главы ΙV Особой части кодекса 1927 года, с тем же названием «Нарушение правил об отделении церкви от государства», оставались практически без изменений до введения кодекса 1961 года. Тогда же понятие «контрреволюционные» государственные преступления были заменены на «измену Родине». Как видно из данной публикации, в ходе первого процесса, с использованием первого УКРСФСР, «право» было попрано полностью, и не только в переносном, но и в самом прямом смысле. Расстреляны были архипастырь и три юриста, из них один пастырь-юрист. Приговор носил не правовой, а политический характер. А в дальнейшем многие уцелевшие тогда имели дело с «ОСО» и «тройками». Трудно сказать, как это сочеталось с тщательно разработанными уголовными кодексами РСФСР, предполагавшими решение дел в суде, хотя уже первый процесс 1922 года показал, как расстреливают право. Митр. Григорий (прот.Н.К.Чуков). Дневник в тюрьме с 31 мая 1922 года 18/31 мая 1922 г. Вторник. 3 часа. Допрос с 8 с четвертью до 11 часов у следователей (неразб. - Л.А .) и Нестерова... о выпадах у собора, о президиуме, о первом письме, о собрании 15 марта. Грубоват, но сносен. Уставший Нестеров - хитрый и двуличный. Спрашивал о вывешивании письма, о протоколах, о неофициальном собрании (у Аксенова), об архим. Сергии Шеине, собрании 20 апреля и что говорил Акимов. Часто оба уходили, и, оказалось, что распоряжались в это время у меня обыском и засадой, вероятно, для Сопетова (староста Казанского собора. - Л.А. ), о месте пребывания которого спрашивали оба. Мерой пресечения предъявлен арест в III-м Исправительном доме, камера - одиночная.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

И горе мне, если выйду отсюда таким же, каким и вошел! В эту минуту мелькает мысль: “Еще сроку на покаяние”» . Архимандрит Гурий 28 июня 1922 г. отметил в дневнике, что, в отличие от воли, в тюремной обстановке «обучаешься терпению и благодушию» . Он всегда пребывал в молитвенном общении с Богом, не оставлял Иисусову молитву в тяжелые жизненные моменты. 29 июня 1922 г. в дневнике была сделана следующая запись: «Господи, Ты видел, что мне нужно, и Ты дал. Душа сосредоточилась, поняла себя, подошла ближе и проще к Справедливому Богу. “Научи мя творити волю Твою”. И Ты учишь. Потому что сам я не в силах был творить ее. Для этого понадобилась тюрьма. Других это ужасает, кажется бессмысленным, а я в тайниках своей души вижу, что это — самое полезное и нужное для меня, что об этом-то я и молился. Тлеет тело, возрождается дух. Придет к тебе уныние, берись скорей за четки. Иисусова молитва всесильна. Она душу перерождает! Иной раз нет сил терпеть эти стены, эти решетки, эти запоры, — хочется в безумстве биться, ломать... Делается отчаянно тоскливо, нестерпимо тяжело. Но... четки взял... и сотня перерождает. Становится легко, ясно, твердо. Хоть на смерть! Мне иногда кажется, что я только начинаю себя находить, только начинаю познавать Бога, познавать любовь к Нему, познавать покорность Его воле. До сих пор я ничего ясно не видел как будто... Но и сейчас больше верю в истину, чем осязаю Ее! Господи, во свете Твоем узрим свет! Просвети же меня, Господи, светом Правды Твоея...» . А 16 июля он записал в дневнике: «Часто жалею, что нет достаточно горячей молитвы. Той, которую мы теперь совершаем, я совершенно не удовлетворен. Небрежно, без подъема... Трудно...» . Помимо переосмысления молитвенных трудов архимандрит Гурий много размышлял на страницах дневника об уставном богослужении, чтении и пении, понимая, что местами необходима реформа. Нужен был и новый Типикон. Общение с сокамерниками доставляло архимандриту Гурию различные ощущения. Находясь во Втором исправдоме (бывшая Пересыльная тюрьма на Константиноградской ул., д.

http://bogoslov.ru/article/6175240

В некоторых случаях при этом в толпе грабителей слышались крики: „берите, вы должны сделать, как в книжке написано, это всё наше“. 30-го марта Полтавский губернатор, признав необходимым для водворения спокойствия принять чрезвычайные меры, отправился с тремя батальонами пехоты на место беспорядков и 31-го приступил к их прекращению, идя по следам грабителей. Появление войска, производя должное впечатление в тех селениях, которые оно занимало, не могло сразу восстановить порядок в прочих местностях. В обоих уездах Полтавской губернии грабежи продолжались, и 31-го марта была в числе других в Константиноградском уезде разграблена крупная экономия купца Волика, откуда увезено около 20,000 пудов хлеба. Затем волнение стало приближаться к Полтаве. 1-го апреля толпа крестьян произвела нападение на отстоявшую верстах в 10-ти от города мельницу владельца Трепке, при селе Ковалевке. Командированные туда Полтавским вице-губернатором две роты пехоты прибыли на место уже в то время, когда крестьяне возвращались из имения Трепке после произведённого грабежа. Земский начальник, сопровождавший воинскую команду, арестовал 20 человек и приступил к производству дознания. Тем временем вооружённая кольями и вилами толпа стала наступать на команду и, на предупреждение командовавшего штаб-офицера о том, что он будет вынужден стрелять, ответила камнями и глумлением. После этого по толпе был дан залп, коим двое грабителей убиты и семь ранены (один из раненых умер, раны прочих не опасны). 2-го апреля беспорядки в Константиноградском уезде, благодаря передвижениям войск, усиленных ещё четвёртым батальоном, высланным из Полтавы, стали стихать, хотя несколько усадеб под самой Полтавой были ещё разграблены. 3-го апреля произошла новая вспышка волнений в Константиноградском уезде, не имевшая особого значения, и затем беспорядки в Полтавской губернии были окончательно прекращены. Всего в этой губернии разграблено 54 усадьбы. 31-го марта волнения перешли в Харьковскую губернию, охватив в ней Валковский уезд и незначительную часть Богодуховского.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После произведенного приставом обыска, у Пилькевича отобрана брошюра «Сердечное приглашение к посещению религиозных бесед на тему библейских пророчеств» 54 и около 60–ти разных наименований книг и брошюр. В числе книг и брошюр преобладали адвентистские брошюры: Блаженное упование христианина – 13 экз. Близок ли конец? – 26 экз. Второе пришествие Христово – 25 экз. Тысячелетнее царство – 50 экз. Состояние мертвых – 12 экз. Какой празднуешь ты день и почему? – 36 экз. и др. Кроме адвентистских брошюр там были книги: Жизнь Иисуса – 2, Толкование на апокалипсис – 1, История христианской церкви – 2, Летопись церковных событий – 1, Малорусское Евангелие 1, Еврейская Библия – 3, разных книг еврейских – 10, разных книг польских – 34, Употребление табаку – 6, Табак в свете науки – 2 и др., а так же 165 разных писем, листов, счетов и карточек визитных с разными адресами 55 . Обо всем происшедшем доведено было до сведения прокурора Полтавского окружного суда. Но прокурор, не находя в действиях Пилькевича состава преступления, прекратил возбужденное о нем дела, и все книги, отобранные у Пилькевича во время обыска, были ему возвращены. Ободренный таким благоприятным исходом дела, Пилькевич стал действовать решительнее и смелее. На время юбилейных торжеств, по случаю празднования Полтавской победы, когда полицейский надзор в городе был особенно бдителен, он благоразумно выехал из Полтавы и ездил по селам Константиноградского уезда, «промышляя словесныя рыбы». С сектантами Константиноградского уезда Ипполит Пилькевич был уже раньше знаком и известен у них под именем «Опалыта». По окончании юбилейных торжеств, Пилькевич возвратился в Полтаву и, поселившись в д. Шалека на Сенной площади, немедленно, вместе со своей женой, принялся за «миссионерскую работу». На дверях его квартиры появилось объявление: «Здесь вход на религиозные собрания». Нужно заметить, что ввиду более успешного привлечения членов в своею секту, адвентисты, кроме молитвенных собраний, устраивают еще особые, так называемые «призывные» собрания, во время которых они знакомят посетителей со своим учением и стараются расположить в его пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/adventiz...

Барсуков, XI, стр. 541. 20 апреля.   Гоголь с матерью и сестрами возвращается из Кагорлыка в Васильевку. «Исторический Вестник» 1886, 12, стр. 492. Начало мая.   В Васильевку приезжают А. С. Данилевский и его жена и остаются там до отъезда Гоголя. «Материалы» Шенрока, IV, стр. 837. 15 мая.   Цензурное разрешение майской книжки 9-10) «Москвитянина» с «драматической фантазией» Эраста Благонравова (Б. Н. Алмазова) «Сон по случаю одной комедии», содержащей высказывания действующих лиц о комедиях Гоголя. 22 мая.   Отъезд Гоголя из Васильевки вместе с провожавшими его матерью и сестрой Ольгой. Г. П. Данилевский, стр. 492. После 22 мая.   Остановка Гоголя в Полтаве, у В. А. и С. В. Скалонов. Известие о предложении, сделанном В. И. Быковым Е. В. Гоголь, и о согласии последней на брак. Отъезд Гоголя из Полтавы. По дороге — посещение двоюродной сестры, М. Н. Синельниковой, в деревне  которой (с. Власовка Константиноградского уезда Полтавской губ.) Гоголь живет неделю вместе с матерью и сестрой. О. В. Головня, стр. 54-55; письмо М. Н. Синельниковой к С. П. Шевыреву от 15 апреля 1852 г. (ПБЛ); письма 222, 223. 29 мая.   Прощание с родственниками и отъезд Гоголя из Власовки. Письмо М. Н. Синельниковой к С. П. Шевыреву от 15 апреля 1852 г. (ПБЛ). 5 июня.   Приезд Гоголя в Москву. Барсуков, XI, стр. 518; письмо 224. Июнь.   Гоголь посещает Аксаковых в Абрамцеве. «Из переписки А. О. Смирновой с Аксаковыми», стр. 152. Июнь — июль.   Гоголь около месяца гостит у А. О. Смирновой в ее подмосковной, с. Спасском. Смирнова заболевает и переезжает в Москву. Гоголь бывает у нее каждый вечер. Л. И. Арнольди, стр. 90-91. Июль — август.   Гоголь на даче у Шевырева. Под большим секретом читает С. П. Шевыреву новые главы «Мертвых душ» (всего прочитано им Шевыреву семь глав). Н. В. Берг, стр. 126; «Из переписки А. О. Смирновой с Аксаковыми», стр. 152; «Русская Старина» 1904, 2, стр. 429; письмо 232. 15 августа.   Гоголь вместе с М. П. Погодиным едет на Преображенское кладбище к старообрядцам, где присутствует на обеде с пением.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Лит.: Костомаров Н. И. Мистическая повесть о Нифонте: Памятник рус. лит-ры XIII в.//Рус. слово. 1861. T. 3. 3. Отд. 1. С. 1-28; Поленов Д. В. Житие св. Нифонта Константиноградского по ркп. XII-XIII в.//ИОРЯС. 1862. Т. 10. Вып. 4. Стб. 374-387; Соболевский А. И. Два древних памятника галицко-волынского наречия//РФВ. 1884. Т. 12. 3. С. 94-99; Ляпунов Б. М. Проф. А. В. Рыстенко и напечатанные им тексты Жития Нифонта//Изв. Одесского библиогр. о-ва при Новорос. ун-те. Од., 1917. Т. 5. Вып. 3/4. С. 85-103; Потапов П. О. Дekiльka cлib про зhaчihhя mekcmib Життя Нифонта//Mamepiaлu з icmopiï biзahmuiйcьko-cлob " яhcьkoi " лimepamypu та мови. Од., 1928. C. 1-15; Ходова K. H. Наблюдения в области словарного состава древнего слав. памятника («Житие Нифонта» в рус. списке 1219 г.): Канд. дис. М., 1952; она же. Из наблюдений над лексикой древнерус. списка «Жития Нифонта» 1219 г.//УЗ Ин-та славяноведения. М., 1954. Т. 9. С. 182-204; она же. Об адаптации иноязычной лексики в древнерус. списках переводных произведений//Лингвистическая география, диалектология и история языка. Ер., 1976. С. 409-414; Lepissier J. Une source de l " Izbornik de 1076//RES. 1966. Т. 45. P. 39-47; idem. Quelques passages de l " Izbornik de 1076 avec leur source grecque//Bsl. 1973. Vol. 34. P. 28-32; Копыленко М. М. О языке слав. перевода «Жития Нифонта»: (Глагольно-именные фразеологизмы)//ВВ. 1971. Т. 31(56). C. 146-161; Мещерский Н. А. Об источниках «Изборника 1076 г.»//ТОДРЛ. 1972. Т. 27. С. 321-328; Gribble Ch. E. Origins of the Slavic Short Version of the «Life of Nifont»//Intern. J. of Slavic Linguistics and Poetics. S.-Gravenhage, 1974. Vol. 17. P. 9-19; Творогов О. В. Нифонта Констанцского житие//ТОДРЛ. 1985. T. 39. C. 224-226; он же. Житие Нифонта Констанцского//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 172-173; Ryd é n L. The Date of the Life of St. Niphon, BHG 1371 z//Greek and Latin Studies in Memory of C. Fabricius/Ed. S.-T. Teodorsson. Göteborg, 1990. P. 33-40; Orzechowska J. Из наблюдений над языком «Жития Нифонта»: Прилагательные//Jednostki jzykowe - ich powizania i ewolucja.

http://pravenc.ru/text/2577703.html

Села Никольского на Филиной Зушице, Чернского уезда, церковной земли при одном священнике 36 дес. Помещение есть, прихожан 217 м. и 223 ж. и т. д. 689 Открывалось мест вообще много, но все в 200 душ: не много завидного! В Полтавской епархии открывалось очень много мест, особенно псаломщических и пономарских. Для образца укажем следующие: Села Великого Булатца (Лубенского уезда) – второе псаломщицкое место; жалованья положено 30 р. в год, земли ружной 42 дес., дом церковный; душ м. 798, ж. 776. Села Городни (Прилукского уезда) – священническое место; жалованья 120 р., земли ружной 33 дес., дом общественный; душ м. 983 и ж, 980. Села Ивахников (Лохвицкого уезда) – 2-е священническое место; жалованья положено 70 р. в год, земли ружной 32 дес., дом общественный; число душ: м. 2190, ж. 2265. Довольно любопытное явление представляют здесь средства обеспечения пономарей. Напр. «При церкви села Ново-Ивановки – вознаграждение пономарю – от прихожан 15 р. и добровольные доходы при требоисправлениях приблизительно около 30 р. и от церкви 10 р., всего 55 р.». «При церкви села Заплавки Троицкой (Константиноградского уезда) – содержание от причта по 4 коп. с рубля братских доходов, от прихожан небольшое пособие хлебом, и 20 р. за учительство в школе грамоты в д. Миненковой». —121— «При церквах местечка Сорочинец и местечка Шишак (Миргородского уезда) положено вознаграждения пономарям по 30 р. в год и добровольные доходы от прихожан при требоисправлениях и за занятие в школе грамоты приблизительно 30 р. в год». 690 Обязанностей много, а всего доходу приблизительно 60 р. в год. Не отправиться ли, читатель, за поисками хороших мест в другую епархию? В Подольских епархиальных Ведомостях в отчете о ревизии церквей, произведенной в сентябре 1892 г. Преосвященным Николаем, Епископом Балтским, Викарием Подольской епархии, между прочим читаем: С. Савватиновка (Балт. уезда). Священник из окончивших курс местной семинарии Порфирий Рженишевский, по отзыву благочинного, пастырь энергичный, открывший в 4-х поселках своего прихода в каждом по школе грамоты и толково научивший всех своих прихожан повседневным молитвам путем открытых им же внебогослужебных собеседований. Псаломщик Семен Добранский, домашнего образования, человек болезненный, но по службе исправен. Пономарь Никандр Ловинский, уволенный из III-ro класса Шаргородского духов. училища, назначен на настоящее место в конце Ноября 1891 г., но не явившийся к должности по день ревизии. Причтовые помещения очень стары, с земляными полами, между тем устройство новых на очередь еще не поставлено здесь даже и на 1893-й год». 691

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В центре поместился Пилькевич, руководитель собрания. При виде такой картины, сразу невольно возникла мысль, которая заставляла тоскливо сжаться сердце. Неужели, думалось, в несколько дней Пилькевич успел организовать в Полтаве целую общину своих последователей? К счастью, подобное опасение было напрасным. Оказалось, что все это было устроено, только лишь как средство для организации такой общины. Это – тот самый прием пропаганды, которым пользовался еще в XVIII веке основатель молоканства Семен Уклеин и другие молоканские наставники, разъезжавшие для проповеди своего учения на тройках и возившие с собою певчих. Этим приемом пользуются обычно все сектанты, воспользовался им и Пилькевич. С целью более успешного привлечения жителей г. Полтавы в свою секту, он заранее, открытым письмом, пригласил на собрание своих единомышленников, сектантов–адвентистов из Константиноградского уезда: крестьян Натальинской волости Ивана Высочина, Антона и Пантелеймона Птышных, Ивана Бардаченко, дочерей Высочина – девиц Анну и Марию и Феодору Верещагину. Все эти лица, отличаясь преданностью сектантству, обладают хорошими голосами и могут составить стройный хор. Легко понять, какое впечатление на присутствующих посторонних лиц произведет так организованное сектантское собрание, где мелодичное хоровое пение, чередуется с импровизованной молитвой и воодушевленной экзальтированной проповедью. Впечатление получается, действительно, сильное, – особенно для новичков, ни разу еще не бывших на сектантских собраниях, а для лиц нервных, чувствительных – прямо таки подавляющее. Господствующая здесь высокая, горячая атмосфера сильно приподнятого религиозного чувства, взвинченного часто до степени экзальтации, невольно захватывает их, увлекает, и жертвы сектантской пропаганды скоро оказываются на лицо. На такое впечатление собрания, конечно, рассчитывал и Пилькевпч, когда выписывал в помощь себе, в качестве как–бы «поддужных», сектантов–адвентистов. И впечатление это, несомненно, получилось бы, если бы такой характер собрания был выдержан до конца. Но непредвиденные обстоятельства нарушили планы Пилькевича.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/adventiz...

Но вот около 9 ч. вечера отворяются двери и неожиданно появляется наряд полиции. Вошедший в сопровождении полицейских чинов пристав 4 части И. И. Петров объявил, что собрание носит незаконный характер, так как оно устроено без надлежащего разрешения местной власти, а потому немедленно должно быть закрыто. Полицейские чины заняли место у дверей, чтобы никто не мог уйти. Пристав тотчас приступил к составлению протокола, опросив и переписав всех присутствовавших. После составления протокола, все посторонние посетители были отпущены, кроме приехавших из Константиноградского уезда сектантов, которые, как не имеющие видов на жительство, подвергнуты задержанию и препровождены были в полицейский участок. Оказалось, что таким неожиданным финалом собрание адвентистов закончилось потому, что устроитель его Пилькевич, подав г. губернатору прошение о разрешении, не захотел подождать этого разрешения и открыл собрание самовольно. В этом случае Пилькевич действовал чисто по–сектантски. Сектанты, когда закон ставит им какие–либо ограничения, горько вопиют и жалуются на притеснения. Когда же закон предоставляет им известную свободу, то они злоупотребляют этой свободой и презирают всякий закон. После издания новых законов о свободе вероисповедания, сектанты высоко подняли голову и перестали вовсе считаться с законом, надеясь, что, при нынешнем благоприятном для них течении в высших сферах, им все сойдет с рук. И нужно было видеть презрительное, надменное отношение Пилькевича к представителю полицейской власти, чтобы иметь понятие о настроении сектантов. Пилькевич все время бравировал, заявляя по адресу писавшего протокол пристава, что все это ему ни по чем, что этим его пе запугаешь, так как он уже видал виды, что он сейчас же телеграфирует министру и будет оправдан. Действительно, на другой день Пилькевич пожаловался в министерство, и оттуда не замедлила прийти бумага, в которой делалось замечание ревностному приставу, закрывшему незаконное сектантское собрание, и поставлялось полиции на вид, чтобы она не была придирчива к сектантам и не чинила бы им препятствий.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/adventiz...

  001     002    003    004    005    006