И так похвалы Константиноградской недостаточно для сынов Мономаха. В продолжение целого века, они под разными предлогами отправляют одно посольство за другим в Рим, чтобы испросить согласие папы. Они не могли обойтись без него! – Это факт странный, но неоспоримый. Желание Иоанна Грозного исполнилось лишь в начале царствования Петра 1-го: в 1684 г., Иннокентий XI согласился дать ему этот титул, столь страстно желаемый под условием чтобы католическая религия свободно отправлялась в русской империи – условием доныне еще законно неисполняемым. Так как совершенное развращение наступает не вдруг, то и в греческой церкви был переход от истины к заблуждению, – переход, во время которого та и другое существовали, но в различных отношениях. Ученый кардинал Питра определяет эти изменения подобно тому, как сделал это Боссюэт в отношении к протестантству, и рельефно выставляет знаки инстинктивного уважения к папскому престолу. Высокая важность этих усилий – возвратить к единству церкви столько народов, неоспоримо некогда принадлежащих к ней, бросается в глаза; ревность этих усилий и глубокая ученость автора заставляет сердце биться новыми надеждами. Августин Голицин». В половине сентября оставил навсегда Москву мой добрый товарищ по академии, Симоновский архимандрит о. Порфирий 215 . Отправляясь из Москвы в Рим, он обещал писать мне. И вот, что на первый раз он писал мне еще с дороги, из Варшавы, от 27-го сентября: «Ваше преосвященство, милостивый отец! Примите сердечное приветствие с всегда памятным для меня днем вашего ангела и несколько сведений о моем путешествии. Я проехал уже 1745 верст, конечно, не без утомления, но и не без утешений для своей немощи. В С. П. Бурге пробыл около пяти дней. Со стороны Св. Синода задержки не было никакой, но министерство иностранное и финансовое не так были быстры в своих распоряжениях, как мне хотелось. Синодальные члены приняли меня с любовью и благожелательностью, даже и о. Вас. Бор. Бажанов 216 ; он спрашивал о здоровье владыки и удивлялся всего более тому, что владыка любит освящать сам церкви, при всей своей старческой немощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

– Не умилительно ли такое братское послание одной половины Церкви Русской к другой, о соблюдении единства и православия? Душою же и двигателем сего был великий Иона, достойный быть причтенным в лику великих Святителей Петра и Алексия, по подобию трех Греческих Иерархов. Кроме соборного послания, Митрополит написал и от себя окружное послание всем Епископам западной Руси: «Благословение Ионы Митрополита всея Руси, в отчину и государство господина и сына моего, великого Короля в Литву, во Святом Духе сынам и сослужебникам нашего смирения, всем благолюбивым Епископам той великой державы: мир вам и милость от Вседержителя Бога и пренепорочной Владычицы нашей Девы Марии, которая есть прибежище всем христианам и пристанище тихое обуреваемым во грехах и для всех спасительное упокоение. Воспоминаю вам и о том, что вы сами хорошо ведаете из божественных правил святых Апостол и Богоносных Отец, какое нелепостное они повелевают иметь попечение верховным предстоятелям Соборной Церкви, искупленной кровью Христовою, о православии врученной им паствы, чтобы не всеялись плевела промежду пшеницы благочестия, и чтобы твердо было вначале принятое нами от вселенских Соборов. Третий из них строго осуждает дерзающих отъять или приложить что-либо в символе веры , и верховный Апостол Павел, под страхом анафемы, воспрещает принимать всякое новое предание, хотя бы возвещал оное Ангел, так, как и сам Господь предсказал, что явятся многие, лжепророки и лжеучители. Такого окаянного отступника благочестия видели мы своими очами, Исидора, прежде бывшего митрополита, как пришел он кротким агнцем в наше православное христианство и потом изменился в злейшего волка; но не попустил Господь злого его умысла на Церковь свою и вложил в разум благочестивому Государю возбранить его безумию, судом священного Собора, который отсёк его, как гнилой член от здравого тела, чтобы и прочие не отпали. Вы сами знаете, чада мои, как бежавший Исидор обличил в последствии, на деле и словами, ересь, которую в себе таил, и доселе латинствует; ныне же слышим, что злейший ученик его, Григорий, пришел в Литву от Рима и называет себя Митрополитом всея Руси, имея поставление от другого отступника православной веры Григория, бывшего Патриархом в Царьграде, который первый начал поминать Папу Римского и обнажил свою ересь, называя себя Арцибискупом Константиноградским.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Таково слово кто речет, неразумен есть. Но мы преданные от святых Апостолов, церкви и от святых Отцов держим и благочестиво исповедуем, проклинаем же всякую ересь, чуждую апостольского предания и отеческого; к сим же и Симонитскую ересь анафеме отсылаем, продающю на злате и сребре дар Святого Духа. И патриарха убо святейша константиноградскаго имамы патриарха и отца, и прочих патриархов, александрийского, антиохийского и иерусалимского, и тех митрополитов, и тех епископов, отцов и братьев по Духу Святому; и согласно с ними держим исповедание веры, и такоже, якоже и они, учим, и такоже мудрствуем: но отвращаемся; не могуще терпеть еже на церковь Божью насилование царево: ибо святой вселенский патриарх и божественный собор священный Костантинограда по правилам поставить митрополита не могут, но кого царь повелит; и отселе купуется и продается дар Святого Духа, якоже и отец его сотвори на киевскую церковь , во днях наших, о Киприане митрополите, и о Пимене, и о Дионисие и о иных многих, и не смотряше на честь церковную, но смотряше на злато и сребро много. Отсюду быша долги велики, и приторы мнози, и молвы и смущения, и мятежи, убийства, и, еже всех лютейше, бесчестие церкви киевской и всей Руси. Сего ради смотряхом и рассудихом, яко неправедно есть приимать нам таковые митрополиты, иже куплею поставлены бывают от царя, миряняна будуща человека, а не по воли патриарховой и по преданию сущего собора апостольского. Темже снидохомся мы, и, по благодати данной нам от Святого Духа, поставихом достойна митрополита русской церкви. В лето 6924, индик[та]9, месяца ноября в 15. 1578 В Никоновской Летописи и в Библиотеке Новикова грамота начинается словами: «Всяко даяние благо и всяк дар совершен». Но митрополит Фотий читал начало грамоты так, как оно читается в настоящем тексте (См. далее, стр. 325 и 328). 1579 Имеется в видуизвестное сказание об учреждении сербского патриархата, напечатанное в начале Кормчей. Читать далее Источник: Памятники древнерусского канонического права/[Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908./Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Рясофорный Евстафий, Евстафий Антонов Гаврилюк, крестьянин Волынской губернии, Старо-Константиновского уезда, Красильской волости, деревни С. Бинок. Рясофорный Иордан, Иван Григорьев Заика, крестьянин Киевской губернии, Радомысльского уезда, Малинской волости, деревни Ризни. Рясофорный Петр, Петр Евфимиев Могилевский, Херсонской губернии, Ананьевского уезда, Пасещельской волости и села. Рясофорный Дионисий, Дионисий Иванов Круглий, мещанин города Кобеляки Полтавской губернии. Рясофорный Михаил, Михаил Иванов Гнездилов, крестьянин Курской губернии, Фатежского уезда, Мелиненской волости, деревни Русановки. Рясофорный Василий, Василий Григорьев Кушнер, крестьянин Гродненской губернии, Слонимского уезда, Косовской волости, деревни Рацкевичи. Монах Гликерий, Григорий Иакимов Марценюк, крестьянин Подольской губернии, Ямпольского уезда, Черновятской волости, деревни Березовки. Монах Пимен, Павел Иакимов Лебедь, крестьянин Полтавской губернии, Прилуцкого уезда, Венелецкой волости, местечка Волубовки. Монах Никон, Никита Гурьевич Надточий, казак Черниговской губернии, Новозыбковского уезда, Велико-Топольской волости, села Манюки. Рясофорный Григорий, Григорий Антонов Прозорин, крестьянин Новгородской губернии. Рясофорный Иоанн, Иван Васильевич Никонов, крестьянин Рязанской губернии, Сапожковского уезда, Сарайской волости, села Ривского. Рясофорный Евсевий, Евсевий Захариев Довгунец, крестьянин Волынской губернии, Микуличевской волости, деревни Менчицы. Рясофорный Иосиф, Иосиф Игнатьевич Хоменко, казак Черниговской губернии, Нежинского уезда, Дремайловской волости и села. Рясофорный Василий, Василий Егорович Тихомиров, крестьянин Тверской губернии, Вышневолоцкого уезда, Заборовской волости, деревни Елохово. Схимонах Иперехий, Илья Семенович Горбунов, мещанин города Оханска, Пермской губернии. Схимонах Феодорит, Федор Феодосиевич Мякушка, отст. ряд. Херсонской губернии, Александрийского уезда, Павлишской волости, села Камень-Потоцкого. Монах Ианнуарий, Иван Павлович Гробовой, запасной фейерверкер Полтавской губернии, Константиноградского уезда, Ганебновской волости, хутора Михайлова.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

Схимонах Петр, Прокопий Николаев Суховий, крестьянин Черниговской губернии, Борзененского уезда, Хорошо-Озерской волости и села. Монах Мелетий, Митрофан Владимиров Белоусов, крестьянин Калужской губернии, Перемышльского уезда, Заборовской волости, деревни Головниной. Монах Маврикий, Михаил Константинов Боянов, крестьянин Тобольской губернии, Ишимского уезда, Соколовской волости, деревни Больше-Малышкиной. Монах Ардалион, Архип Сергеев Плаксюк, крестьянин Киевской губернии, Черкасского уезда, села Талиц. Схимонах Авраамий, Алексей Семенов Колбаса, крестьянин Полтавской губернии, Ромейского уезда, Великобубновской волости и села. Рясофорный монах Феодор, Федор Григорьев Пензин, крестьянин Симбирской губернии, Сызранского уезда, села Троицкого. Монах Петр, Павел Васильев Латухин, крестьянинНижегородской губернии и уезда, Арманихинской волости и села. Монах Георгий, Григорий Феодоров Нарышков, крестьянин Полтавской губернии, Константиноградского уезда, Песчаной волости и села. Монах Иоанникий, Иван Исаев Колосов, крестьянин Вятской губернии, Иранского уезда, Починской волости, починка Березина. Рясофорный монах Анания, Ананий Александров Подвашецкий, крестьянин Подольский губернии, Гайсинского уезда, Купянской волости, села Ермовинец. Схимонах Игнатий, Иван Кузьмич Басканов, крестьянин Рязанской губернии, Сапожковского уезда, Сараевской волости, села Кривского. Монах Василий, Владимир Филиппов Ковтун, крестьянин Черниговской губернии, Кролевецкого уезда, Атюжской волости и села. Монах Асинкрит, Афанасий Андреев Буруменской, крестьянин Воронежской губернии, Бирюченского уезда, Верхогубанской волости, хутора Волчья. Монах Прохор, Прокопий Иванович Субботин, потомственный почетный гражданин, Вологодской губернии. Монах Никандр, Николай Каллиников Кудра, казак Черниговской губернии, Кролевецкого уезда, Коробовской волости, села Карельского. Монах Иаков, Иван Романов Бугай, казак Черниговской губернии, Кролевецкого уезда, Коробовской волости, села Карельского. Монах Адриан, Андрей Афанасьев Хохлов, крестьянин Оренбургской губернии и уезда, Спасской волости, деревни Скулан.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

В течение этих десяти дней усиленные занятия шли с раннего утра и за полночь. Труд был действительно весьма тяжелый вообще, а для пишущего особенно – после непосредственно следовавшего пред сим полуторамесячного труда на учительских курсах; но этот труд столько доставил нравственного удовлетворения, что вся тягота его тотчас забыта. При совещаниях объяты были почти все назревшие вопросы народно-просветительного дела, зачерпнута самая глубина дела в возможной основательности, делу отдана вся душа представителей его как из центра, так и с концов нашего обширного отечества. При этом явлено столько поучительного, столько нравственно-доброго и крепкого, что каждый из участников чрезвычайного собрания отправился на свое делание с новой верой и любовью на пользу дорогого дела. Из живого общения с глубокой радостью я убедился в том, что для церковно-школьного дела усиленно бьется сердце в общем центре так же, как и в нашей периферии. На докладе отца епархиального наблюдателя 23 сентября сего года, за 4089, его преосвященством положена следующая резолюция: «Отрадное заявление; будем с утешением ожидать благих результатов чрезвычайного собрания к укреплению и возвышению дорогих для православного народа церковно-приходских школ. Да укрепит благодать Господня и отца епархиального наблюдателя на дальнейшее служение делу с новою, по его выражению, верою и любовью». Священник Иустин Ольшевский Краткосрочные педагогические курсы в селе Малая Перещепина для учащих в школах грамоты Константиноградского и Кобелякского уездов 77 (слово к слушателям курсов сказано по окончании литургии) Мы слышали сейчас глубоко назидательные слова Псалмопевца: приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла и устне твои, еже не глаголати льсти. Уклонися от зла и сотвори благо, взыщи мира и пожени и ( Пс.33:12–15 ). В этих словах Святая Церковь призывает к себе всех чад своих; дело научения она выполняет посредством молитвы, проповеди и затем путем школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Справедливо поэтому от еретиков, от которых святая церковь не принимает миропомазания и, требуя принимать их через это таинство, не принимает и священство. Так и было. Наватиане, или чистые, согласно посланию Константиноградского собора к Мартирию, епископу Антиохийскому (см. в 37 главе старопечатной Кормчей), принимались через миропомазание и снова потом хиротонисались в сан, в котором ранее были. «И потом – говорится в этом послании, – человцы поставляются въ санъ, въ нмже бша, или пресвитери, или или ино что» (лист 293 об.; у Озерского часть 1, с.295). В том же смысле это послание излагается у древнего толкователя правил Севаста Арменопула, как оно значится в сочинении ревнителя православия Захарии Копыстенского под заглавием: «О правдивой единости правоврныхъ Здесь он, в 40 главе названного сочинения: «О латинъ и въ церковь », говорит по поводу 7 правила II Вселенского и 95 правила VI Вселенского Соборов: «А по исповди и по и по письма... посвятити ихъ; если годны будутъ на той степень, на который въ ересхъ были; синодъ (то есть I Вселенский Собор) въ канон осьмомъ повелваетъ. Посвятивши ихъ чрезъ рукъ судъ о томъ во Арменопул въ книг 3; а становятъ они такъ. А по сихъ яко гречныи ласкове (то есть почтенные миряне) рукоположитися имютъ на онъ степень, на которомъ первй у своихъ былъ: либо презвитеры, либо либо (у Озерского часть 1, с.303–304). Здесь тот и другой свидетельствуют тоже, что принятые от ереси через миропомазание лица священного сана должны быть хиротонисуемы вновь. Значит, Амвросий, принятый вторым чином, по суду книги Кормчей, сделался «потщаливымъ человкомъ», а не митрополитом. Второе. Раскольнические писатели Усов и Швецов в своих сочинениях стараются ослабить силу послания, находящегося в 37 главе старопечатной Кормчей, и извратить смысл его. Усов пишет, что послание это не заслуживает внимания, потому что его нет в новоизданных Кормчих и потому ещё, что у Севаста Арменопула (в книге четвёртой) оно озаглавлено: «неявленныхъ Следовательно, это послание неизвестно даже чьё; когда этот собор был; кто были члены этого собора и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

– 51 об. гл. 3. Толкование о аллилуия, знамении Честного Креста, о св. Символе, о Иисусовой молитве и о проч. – 62 – гл. 4. Разрешение некоторых вопросов. – 70 – гл. 5. Чин Божественной литургии, разсматриваемый на соборе. – 98 – гл. 6. О том, как принимать приходящих от Римской веры к православной Греческой. – 109 – гл. 7. Вопросы патриархам и их ответы. – 120 – гл. 8. Соборное постановление, в коих градех архиереем вновь быти, и которые Епархии из нижних степеней в вышния учинились. – 126 – гл. 9. Еже в различная времена вдовым причетником запрещено бысть служити, добре повелеся и проч. – 131 – гл. 10. Увещание о бывшем соборе в лето зн (1551) в царство царя Иоанна Васильевича. – 138 – – Соборное изречение о вотчинах церковных и мнтрскихъ, которые патриарх Никон взяв, иные менял и купил и приписал в новостроенные мнтри. С 1-го листа по 14-й по средине у краев листов скреплено так: «Сия книга советника Ивана Петрова сына Топилског написася в мою Библиотеку в лето 1729 года». Переплет корешковый. 135-й. Краткий летописец, писанный скорописью собственноручно св. патриархом Никоном в лист на 67-ми листах. Он золотыми буквами оглавляется так: «Сказание известно когда и в кое время в велицей Российстей земли просия яже во Единого истинного в Троицы славимого Бга ншего вра анска и блгочстье утвердися и коим образом Российские митрополиты прияли власть от Константиноградских патриархов своими еппы поставлятися и сущим под ними поставляти и когда и коим образом в царствующем граде Москве Великий патриаршеский престол устроися, и кто бысть первый патриарх, и понем друзии, в нем же и о поставлении великого гдр царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Русии самодержца отца великого гдр преосвященного Филарета Никитича митрополита Ростовского и Ярославского на превысокий патриаршеский престол царствующего града Москвы и всея великия Роси». С 1-го листа по 15-й лист скреплено рукою св. патриарха Никона полууставом. Между 1-м и 3-м листом вставлена шелковая малиновая материя для сохранения заставки, росписанной золотом на 3-м листе, и золотых букв на обороте 1-го листа. Оглавление статей в летописце и начальные буквы писаны золотом.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

153-й. Выписки из Ильи Екдика пресвитера, писанные уставом в поллиста на 32-х листах в конце 18-го века. Здесь же с 33 по 42-й лист приписано скорописью нравоучение о причащении св. Христовых таин. Переплет корешковый. 154-й. Хронограф, писанный полууставом и скорописью в лист на 1431 листе. С 2-го по 18-й лист скреплено в 1661-м году рукою св. патриарха Никона . Всемирный хронограф оканчивается 6959 (1451) годом. Л. 570. Краткая родословная великих князей и некоторых удельных, от Рюрика до царя Иоанна Васильевича. – 574. О войне Динары, дочери Иверского царя Александра съ царем Персидским. – 580. О блгочстивыхъ государех, великих Русских самодержцев, откуду корень их изыде, и от летописца вкратце, яже в лета державы их содеяшеся, не докончено.. – 669. Отрывок из творений Георгия Писиды о похвале Богу. – 695. Сказание о пленении Иерусалима. – 730. Мефодия Фафарийского о царствиих. – 743. Другой перевод того же сочинения. – 766. Разного содержания небольшие отрывки. – 769. Повести временных лет, откуда пошла Русская земля, оканчивающияся 7042 (1534) годом. – 1310. Отрывок из Русской летописи с 1445 по 1454 год. – 1378. Пасхальные таблицы. – 1393. Повесть о Псковском Печерском монастыре. – 1396. О пребывании велик. князя Иоанна Васильевича в Новгороде 1496 года. – 1398. Исторические отрывки. – 1400. Поставление царя Мануила Греческого на царство патриархом Антонием 1391 года. – 1403. Начало Царя-града. – 1407. Св. Иоанна постника Константиноградского о исповедех различия. – 1427. Пять ярлыков ордынских царей, которые они давали митрополитам Киевским. – 1430. Список с грамоты св. Алексея митрополита, не конченный. Писан в 1-й половине 17-го века. Переплет кожаный. Средник и угольники с большими медными полушариками в роде чашечек для сохранения переплета. 155-й. Хронограф, писанный полууставом, переходящим в скоропись, в поллиста, на 283-х листах, без начальных и конечных листов. Хронограф на 234-м листе оканчивается зрмв (1634) годом. Л. 235. О начале Казанского царства, писано скорописью.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Из греческих источников известно, что на Руси в IX веке была учреждена епархия (митрополия). Отечественные же источники (Устав св. Владимира, Иоакимовская летопись, как и более поздние – Густынская летопись, Киевский Синопсис, Степенная книга, «Палинодия» Захарии Копистенского и др. ) дают основание полагать, что после крещения русов первым митрополитом Киевским патриарх Фотий назначил святого митрополита Михаила . Хотя в одной из поздних греческих рукописей, обнаруженной епископом Порфирием (Успенским) на Афоне, первым русским архиереем назван некий епископ Алексий . Иные источники называют также имя митрополита Леона, хотя Никоновская летопись уточняет, что он был послан на Русь уже после смерти митрополита Михаила от «блаженного патриарха Фотия Константиноградского» . Поскольку, как мы могли убедиться выше, на Русь в IX веке по крайней мере дважды посылали архиереев, то нет ничего удивительного в том, что разные источники называют и разные имена первых русских иерархов. Как бы то ни было, но именно с этого времени Русская епархия, задолго до официального Владимирова Крещения Руси, занимала по разным источникам 60-е или 61-е место в реестре православных кафедр Константинопольского патриархата . Поэтому В.Ламанский и А.Карташев были убеждены, что 862 год, неточно занесенный в текст Киевского летописного свода как год будто бы основания древнерусского государства, скорее всего оправдывается воспоминаниями духовенства и первых киевских христиан о том, что в этом году начала свое существование Русская епархия во главе с собственным архиереем . Не исключено, что начальная Киеворусская епархия, по всей видимости, могла иметь статус миссионерской и по этой причине в начальные годы своего существования не имела какой-то конкретной географической привязанности, передвигаясь с места на место. Языческая реакция и искусственное прерывание христианизации Руси в IX веке Миниатюра: Поход князя Олега с дружиной на Царьград. Радзивилловская летопись, л. 14v Развитие начальной Древнерусской Церкви, как и христианства на Руси, было искусственно прервано в 882 году, когда новгородский воевода Олег коварно убил киевского князя Аскольда и завладел киевским княжеским престолом.

http://pravoslavie.ru/93569.html

   001    002    003    004   005     006