Итак, братия, будем помнить и хранить наставление Апостола Христова: да любим друг друга, по заповеди Господа Спасителя. Будем помнить, что нелюбящий ближнего пребывает в смерти, а ненавидящий ближнего в сердце своем есть человекоубийца, чуждый благодатной жизни, а потому чуждый и надежды вечной жизни. Да не смущаемся, – если, следуя заповедям Господа Спасителя, будем испытывать ненависть, злоречие, обиды: так было от начала мира; знаем это из истории Каина и Авеля. Но да утешает и подкрепляет нас та истина, что, если мы питаем в душе истинную любовь к Богу и ближним, по заповеди Христовой, то мы имеем в своей душе благодатную жизнь, которая есть залог и предвкушение вечной блаженной жизни, уготованной в обителях небесных. Пример Господа Спасителя да будет всегда пред взорами нашей души. Он, исполняя волю Отца Своего, пострадал и умер за наши грехи, для нашего спасения: так и мы, исполняя заповеди Христовы, должны быть готовы пострадать и умереть за ближних, если этого от нас потребуют христианские обязанности наши. Если, по примеру Господа, мы должны полагать жизнь свою за братьев, то тем более, из любви к ним, должны мы охотно помогать нуждам ближних, по мере возможности: кто имеет много, тот помогай более; а кто мало, тот помогай, сколько может, как внушит ему искренняя любовь к ближнему по Духу Христову. Братия! Да будет по наставлению апостольскому: «станем любить не словом или языком, но делом и истиною.» Аминь. Беседа 13. И вот по чему узнаём, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши (1Ин.3:19). И вот по чему узнаем, говорит Богослов, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши. – Мы от истины, т. е. мы познали истину, познали Бога Отца и Господа Иисуса Христа ( Ин.17:8 ); мы рождены от Бога ( 1Ин.3:9 ), и перешли из смерти в жизнь ( 1Ин.3:14 ). И пред Ним, Господом Иисусом, успокаиваем сердца паши. Почему же знаем, что ми от истины? Апостол объяснил это прежде, говоря: «Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною». И вот почему, продолжает он, мы узнаем, что мы от истины, и успокаиваем сердца наши пред Господом Спасителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Как мы с вами уже определились, Исаак находит новые источники вод, получает новые благословения от Бога, потому что он восстановил попранные святыни, старые колодези своего отца. « И он назвал его: Шива. Посему имя городу тому Беэршива [Вирсавия] до сего дня » ( Быт. 26:33 ). Слово «Шива» в данном контексте означает: «Клятва». То есть здесь был заключен договор, скрепленный клятвою, и название ему дается Шива. « И был Исав , – вот тут сразу появляется Исав, сын Исаака, – И был Исав сорока лет, и взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина, и Васемафу, дочь Елона Хеттеянина; и они были в тягость Исааку и Ревекке » ( Быт. 26:34–35 ). Здесь мы видим, что Исаву было 40 лет. Значит, Исааку – сто лет на тот момент. И как поступает Исав? Он берет себе в жены хананеянок. Нравственность хананеян нам показывает, иллюстрирует царь Герара Авимелех, когда он говорит: «мы не коснулись до тебя» ( Быт. 26:29 ). А Исав, склонный к язычеству от чрева матери, как мы с вами вспоминали такую легенду, что когда Ревека проходила возле языческого капища, Исав от радости начинал прыгать у нее в животе. А когда она подходила к своему дому, где изучали Закон Божий, от радости Иаков прыгал в ее чреве. Но как мы уже ранее обращали на это внимание, когда в Ветхом Завете говориться о возрасте человека, Писание как бы хвалит этого человека. В случае с Исавом, это более чем очевидно, «Исав сорока лет», – подражает своему отцу, который тоже женился в сорокалетнем возрасте (см.: Быт. 25, 20 ). Да, Исав берет не одну жену, а две, и не из своего народа, а из чужого. И все же он хотя бы как-то подражает своему отцу, и Библия не выпускает это из вида. И Исав берет хананеянок себе в жены. И они были в тягость Исааку и Ревекке. Вот эти хананеянки – ими наполнены наши дома! Наши дети приводят в наши семьи этих хананеянок, и они в тягость нам, верующим. Этими ханаанскими девицами и юношами наполнены наши православные квартиры – это проблема! Они нам в тягость, они – чужие, они – не наши! Ощущение «свой–чужой» – это нормальное ощущение, которое должно присутствовать у каждого верующего человека! Как в Книге Иисуса Навина сказано: «Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился, и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал» ( Нав. 5:13–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Например, абсолютизация их опыта. Опасность сотворить кумира из своего наставника. Однако – повторюсь – важно общение именно с живыми носителями опыта. Потому что причастность к этому опыту осуществляется не только через усвоение информации. Это и помощь в вычесывании из собственной головы «насекомых». Это и просто присутствие… Вернее, не совсем просто, а молитвенное со-присутствие. Когда мы молимся вместе со старцем, и просим его молитв, помощь дается нам не менее важная, чем духовный совет. Последнее, кстати, относится и к посещению могил и келий почивших подвижников, поскольку в таком почитании тех, кто молится за нас перед небесным Престолом, тоже осуществляется молитвенная связь с ними. И второй вопрос – о позиции по отношению к ушедшим. Короткий и главный ответ – любить. Слишком распространенная ошибка, если не назвать это иначе: относить к тем, кто в наше время уходит от церковной жизни, слова апостола Иоанна (1-е послание, 2.19) «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами». Дурная манера читать Писание отдельными строчками, подгоняя их под свою правоту. Во-первых, Иоанн говорит о тех, кого он называет антихристами; во-вторых, общины апостольского века все-таки отличались силой духа от современной церкви. Берем цитату из послания Иоанна чуть пошире: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши. Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё» (2.18-20). Те, кто ушел из церкви, надломившись в попытках жить христианской жизнью в наше время – не антихристы. И под помазанием от Святого, в результате которого христиане, по идее, знают всё – подразумевается не нынешнее миропомазание, совершаемое при крещении. Мы – не те, мы не глаголем иными языками и не изгоняем бесов. А было бы в нас больше веры и любви, были бы видны в нас плоды Духа – меньше было бы поводов для печальных разговоров об ушедших из православия. Поэтому мы не имеем права на осуждение.

http://pravmir.ru/uslyshat-ushedshix/

21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.  22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:  23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.  24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, 25 и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус. Протоиерей Павел Великанов: Сегодняшнее евангельское чтение кому-то может показаться самым скучным и неинтересным. Действительно, большую часть повествования занимает перечень имён, так называемая родословная Иисуса Христа по плоти. На самом деле сегодняшнее Евангелие имеет огромное значение. Мы часто смотрим сами на себя как на самодостаточный космос, который появился из пустоты. На самом же деле и наши добрые, светлые стороны, и наши грехи, пороки зачастую оказываются во многом связаны с теми людьми, кто жил перед нами. Таким образом, из поколения в поколение мог формироваться либо род праведных людей, либо род людей нечестивых. Мы знаем, какая страшная вещь наследственный порок пьянства или наркомании. И мы знаем, насколько сильным оказывается благословение праведного рода, отражающееся на большом количестве поколений, когда в роду есть люди, не просто угодившие Богу, но действительно оставившие яркий свет своей святостью. Сегодня, когда мы готовимся к пришествию в мир Господа нашего Иисуса Христа, надо вспомнить об одной, казалось бы, очевидной вещи, о которой мы часто забываем. Каждый из нас хочет, чтобы его дети были счастливыми, не испытывали материальной нужды, были благочестивыми, и вполне понятно, что мы прилагаем различные усилия для того, чтобы это осуществилось. Но на самом деле самый главный подарок и самое главное наследство, которые мы можем оставить нашим детям – это наша собственная праведность. Если мы смогли в течение своей жизни преодолеть какой-то давний грех, давнюю страсть, давнюю склонность нашей природы — той самой природы, которую мы получили по наследству от родителей, от прабабушек и более давних родов, если эта болезненность на нас с вами закончилась, и закончилась так, что наши дети даже не будут догадываться о том, что когда-то их родители страдали от этой страсти и немощи,– это и будет самым главным подарком, который мы оставим нашим последующим поколениям.

http://pravmir.ru/rodoslovie-iisusa-hris...

Антихристианство в самом христианстве не есть исключительная принадлежность ни времени какого-либо, ни места, ни народа: это «тайна беззакония», находящаяся в действии вообще в мире ( 2Сол.2:3–9 ), и созрение ее не будет, «пока не будет взят от среды удерживающий теперь» ( 2Сол.2:7 ), т.е. благодатное и животворное озарение Духа Божия, хранящего добро в мире и содействующего людям творить его, о чем сказано было нами в своем месте. Как во времена Апостолов были люди, о которых говорили Боговдохновенные проповедники Царства Божия на земле: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» ( 1Ин.2:19 ); так и теперь эти люди, «сыны противления» всякого времени ( Еф.2:2 ; Рим.7:15–23 ; Быт.8:21 ), продолжают являться «плевелами» на ниве Христовой ( Мф.13:26 ). Есть «дети Божии», – говорит Апостол Иоанн, – и есть «дети диавола» ( 1Ин.3:10 ): «...всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога; но это дух антихриста» ( 1Ин.4:3 ), который всегда был и «есть в мире» (ib). Антихристианство есть вообще «диавольство и сатанинство» в роде человеческом: «Если бы Бог был Отец вашим, – говорил Иисус Христос современным Ему иудеям, – то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел... Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине; ибо в нем нет истины. Когда говорит он ложь, говорит свое; ибо он лжец и отец лжи» ( Ин.8:42–44 ). Перед Божественным взором Иисуса Христа «Царство Божие» на земле открыто было через всю будущую историю рода человеческого как во всемирном торжестве христианской идеи ( Мф.13:32, 21:42–44 ; Мк.14:9 ; Лк.13:29 ), так в несмолкаемой брани против него всех злых элементов мира ( Ин.17:14, 16:33, 7:7, 15:18–19, 16:20 ). Иисус Христос зрел духом и предвозвестил, что даже из якобы ходящих вслед Его будут люди, «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» ( 2Тим.3:5 ): будут среди добрых и злые ( Мф.25:15–30 ), среди пшеницы и плевелы ( Мф.13:26 ), среди хороших рыб и дурные ( Мф.13:47–48 ), среди овец и козлища ( Мф.25:32–45 ); среди пастырей добрых будут и наемники, не радящие об овцах, «татие и разбойницы» ( Ин.10:8 ), «волцы хищницы», приходящие в стадо в одеждах овечьих ( Мф.7:15 ), дабы расхищать и разгонять овец ( Ин.10:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

В Книге Левит мы читаем: «Из детей твоих не отдавай на служение Молоху и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь» ( Лев.18:21 ). Молох – это мерзкий идол огня, в жертву которому приносили маленьких детей. Иногда их только проводили через «молохов» огонь ( 4Цар.23:10 ). Так и в нашей стране до недавнего времени почти всех детей протаскивали чрез поклонение «вечному огню». Под видом почитания памяти погибших воинов был возрожден этот языческий культ, ничего общего не имеющий с христианским поминовением павших. И многие поклонялись этому «вечному огню», очень многие. А ведь нам, православным, известно, что такое «вечный огонь» – «огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25:41 ). Из Писания мы знаем, что бесы обитают в идолах, и поэтому те люди, которые поклонялись богам чуждым, «приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы наши» ( Втор.32:17 ). И сейчас наши заморские «соседи» с Востока и Запада тоже хотят, чтобы русские дети поклонялись богам чуждым и приносили жертвы бесам. Но можем ли мы отдавать наших детей Молоху, этому духу растления? Да не будет так! Новые «боги» сегодняшнего мира – это «сидящие на игле» блудливые рок-музыканты, кинозвезды, секс, наркотики, компьютерные игры, порно-видео-индустрия, алкоголь, азартные игры и прочая и прочая. Что делает с моло­дежью рок- и поп-музыка, в своих метаморфозах являющая миру все новые и новые бесовские гримасы музыкального фиглярства? Современные направления музыки – такие, как «техно», «рэйв», «транс», «хеви-металл» и другие – все глубже и глубже погружают сознание наших детей в чувственные дебри непристойных звуков, калечащих их сознание и подсознание. О современных молодежных кумирах можно сказать словами законодателя Моисея: «все, чего гнушается Господь, что ненавидит Он, они делают богам своим» ( Втор.12:31 ). Наши дети действительно находятся в очень опасном положении, и книга Даниила может подсказать нам, какими они должны быть, чтобы успешно противостоять языческому духу «современного Вавилона». Часть 2

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вот это иное видение есть результат погруженности в жизнь Бога. Это есть результат веры. Окидывая взором всю эту историю Введения, мы понимаем, что вся она была торжеством веры. Веры – как живого ощущения близости Бога. Переводя взгляд на себя, нам стоит задуматься о том, а кто мы есть на самом деле? Ведь самая большая ошибка в жизни – это наше представление о себе. Наша задача уяснить не свою роль в жизни, а ту, которую Бог отвел нам в вечности. Как сказал Христос о себе: – Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Слова Спасителя можно приложить и к себе. Ведь и мы – дети Бога и носим имя Христа. У Иоакима и Анны на уяснение своего предназначения ушла почти вся жизнь. Нам проще. Все тайны открыты, все пророчества исполнены. Глаголы уст Божиих нам доступны в дословной записи речи Христа. Нам не хватает только одного – чтобы наш ум и наши знания были оживотворены чувством к Богу. Это чувство приходит от веры. А вера от Бога и нашей тоски о Нем. Веру приобрести трудно, но Бог не только помогает нам в ее поиске, но активно влечет нас к ней. – Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день. Главное, не мешать Ему, как глупый ребенок, который лупит по руке матери, не пускающей его на проезжую часть дороги. Бог спасает только тех, кто этого хочет и у кого есть к этому воля. Только тех, кто мечтает быть рядом с Ним, несмотря ни на что. Но так как жизнь с Богом эллинам безумие, а иудеям соблазн, то мы боимся жизни в Боге. Нам наши черепки земного богатства кажутся дороже сокровищ Царства Небесного. И это постыдное и глупое малодушие отделяет нас стеной от Иоакима и Анны, которые четко себе уяснили, что есть нечто более реальное, чем наша земная жизнь. И нам нужно уяснить, что мы родом из неба и свои Богу, а не то, чтобы дом построить и посадить дерево. И мы должны понимать, что наши дети обязаны не поступить в институт и устроиться, а должны так же, как и мы, однажды увидеть Бога и полюбить Его. И наша задача – оставить им не тленные деньги и временный дом, а веру, которая даст им другое вечное наследство и другой настоящий и вечный Дом.

http://pravmir.ru/prazdnik-absurda-torzh...

И еще: «Я всего лишь дым из котла». «Ибо Бог отвергает гордого и одаривает смиренного».  ( 107 , 1) Таков же и Давид, о котором Господь сказал: «Я обрел Давида, раба моего, святым елеем моим помазал его». Однако и он говорит следующее: (2) «Помилуй меня Боже, по милости твоей, и по множеству щедрот твоих изгладь беззакония мои. (3) Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною». (4) Далее, имея в виду грех не перед законом, но недостаточное рвение ради достижения истинного знания, он добавляет: «Только перед тобой я согрешил, и лукавое перед очами твоими сделал».   (5) В Писании сказано где–то: «Светильник Господень — дух человека, испытывающий все глубины живота».   (6) И чем ближе приближается человек к гностическому идеалу, через праведность, тем ближе ему становится просвещающий дух. (7) «Так Господь приближается к праведному, и никакое помышление или замысел не ускользают от него, Господа Иисуса», (8) испытывающего своею всемогущей волей наши сердца, «чья кровь принесена в жертву за нас. ( 108 , 1) Будем же уважать тех, кто стоит над нами, почитать старость; прославлять молодость и учить наставления Бога».   (2) Ибо благословен тот, кто изучает и исполняет заповеди Божии подобающим образом. Разум его благоразумен и способен видеть истину. (3) Далее он говорит: «Будем наставлять жен наших поступать в соответствии с благом и проявлять скромность; пусть они демонстрируют свою приверженность мягкостью характера и нежность своей речи молчанием. Пусть они проявляют свою любовь не только к тем, кто им нравится, но равную любовь ко всему, кто страшится Бога. (4) Пусть и наши дети знают наставление Христа; пусть им откроется смысл скромности, пусть они познают сколь велика и прекрасна сила страха Божия, которая спасает всех, стремящихся к святости с чистым сердцем. (5) Ибо он испытывает наши мысли и желания, его дыхание в нас, и он заберет его как только пожелает». ( 109 , 1) «Все это подтверждает вера, сущая во Христе. «Придите дети, — говорит Господь, — страху Божиему научу вас. Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо?»   (2) Далее он раскрывает гностический смысл гебдомады и огдоады: «Удерживая язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и следуй за ним».   (3) Словами этими он указывает на откровенное знание, гносис, которое позволяет уклоняться от зла и вершить добро, уча тому, что есть совершенное слово и дело. «Очи Господни обращены на праведников, и уши его открыты воплю их. Но лицо Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них. ( 110 , 1) Взывают праведные, и Господь слышит, и от всех скорбей избавляет их». «Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость».   Многочисленные блага, — добавляет он, — окружают того, что полагается на Господа». 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

О крещении древних евреев апостол Павел писал так: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1 Кор. 10:1-4). А для фараона и его войска это море стало тогда братской могилой.                   Сиквел. Реакция принимающей стороны Понаехали тут, притащились из-за гор и песков, из Египта, фиг поймешь без глотка, кто такие… Говорят, суждено нам погибнуть. Беглый табор, рабы, побирушки, предводитель — фанатик, таскал их сорок лет по пустыням, не скучно, видно, было ему там на скалах, где какой-то Господь, не из наших, повелел ему наших зачистить. И хотя вся их утварь в шалашик умещается, соль — в фанатизме. Мы, конечно, им перцу покажем. Удобрением станут, навозом. На худой конец в жертву Ваалам отдадим каждый сына сквозь слезы. И улыбкою рот раздирая на огне в раскаленной купели, всех Ваалов на этих, с Синая, наши дети перенацелят. Да, пускай предводитель их помер, но преемник его много хуже. Он уже тут нам выкинул номер и древнейшую крепость обрушил. На убитом младенце воздвигнут, Иерихон развалился под звуки труб каких-то и яростных криков… А ходили ведь для показухи. В общем, жизнь в житие превращают эти гости незванные, чтоб их… Что влекло их сюда? Кто их ждал тут? — Тот, Кто ждал, здесь восстанет из гроба. Шалашик — скиния. Всех Ваалов… наши дети перенацелят — по свидетельству Клитарха, в случае особой нужды хананеи, известные также под именами карфагенян и филистимлян, давали обет посвятить одного из мальчиков богу. Этого ребенка они сжигали, в то время как медный Кронос (Ваал) стоял у них с руками, обращенными ладонями к медной жаровне. Когда пламя охватывало рот сжигаемого, «члены тела начинали содрогаться и рот оказывался раскрытым наподобие смеха, пока то, что было простерто на жаровне, не переходило в ничто». Отсюда этот ухмыляющийся (seserota) смех и называется сарданским в тех случаях, когда люди умирают со смехом.

http://pravmir.ru/zemle-gorshechnika-tet...

Однажды, когда блаженный Еспер был послан своими господами на какую-то работу, сыновья его, Кириак и Феодул, сказали матери: – Мы не желаем больше жить с нечестивыми; не ты ли сама учила нас, согласно божественному Писанию, хранить апостольскую заповедь: «не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными» ( 2Кор.6:14 ). Если мы, повинуясь божественному Писанию, и пожелали бы сохранить заповеди Господни, но не удалились от язычников, то мы приняли бы одинаковое с ними и возмездие от Господа и погибли бы, как они. Мать отвечала своим сыновьям: – Дети мои любезные! Как можно удалиться от них? Ведь они наши господа; они имеют власть и над нашим телом. Сыновья отвечали ей на это. – Христос за нас предал Себя в руки неверных иудеев, был распят, погребен и в третий день воскрес. Если и мы свое тело отдадим во власть нечестивого Катулла на мучения за имя Христово, то хотя бы он после пыток и умертвил нас, то ведь души наши будут жить вечно. Итак, представь нас, радующихся и веселящихся, господину нашему и что вложит в уста наши Господь, то мы и будем говорить господину. И готовились оба добрые юноши, как мужественные воины Христовы, на страдальческий подвиг за Христа, ожидая удобного случая предстать пред господином своим и исповедать пред ним имя Господа Иисуса Христа. Они говорили между собою: «Если благоугодно будет Господу нашему Иисусу Христу, чтобы мы умерли за имя Его святое, то в награду за это мы сподобимся видеть Его и будем пребывать с Ним вечно». Когда же мать их, опасаясь, как бы дети ее, не устрашившись мук по примеру других, не предались бы служению идолам, по сей причине медлила исполнить их просьбу (до того времени господа не знали, что они христиане), то сыновья ее сказали ей: – Что же ты медлишь? Чего ты боишься? Разве ты не знаешь, что говорит Писание! «Буду говорить об откровениях Твоих перед царями и не устыжусь» ( Пс.118:46 ). Однажды Катулл откуда-то возвращался в обеденный час домой. Встретить его вышли оба брата, Кириак и Феодул, и сказали ему: – Добрый час, тебе, господин видимых тел наших: господин же невидимых душ наших есть Господь Иисус Христос, пребывающий на небесах, Бог истинный.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010