Пятый день. Поучение 1-ое. Преп. Савва Освященный. (Добрыя ли мы дети Церкви?) I. Юный Савва, в последствии названный «освященным», память коего совершается ныне, трудился однажды в виноградном саду, очищая виноградные лозы, окапывая корни их и поливая водою, которую сам издалека носил с великим трудом. Изнемогший от жарких лучей восточного солнца, облитый собственным потом, он, – как отрок – почувствовал большой голод и жажду, прислонился под тень ближайшего дерева и поднял разгоряченное чело свое к небу. На вершине дерева Савва увидел прекрасное спелое яблоко, которое теперь было очень полезно ему для подкрепления сил и для утоления жажды и голода. Юный садовник сорвал яблоко и хотел вкусить, но вдруг ему пришло на мысль, что время, определенное уставом церковным для употребления плодов, еще не наступило. «Соблазн! сказал себе Савва, рассматривая плод. Вот также и райское яблоко было красиво и хорошо; но оно погубило моих праотцев: они вкусили его и преступили чрез то заповедь Божию. Не то же ли и я хочу теперь сделать, что сделали наши прародители в раю? Ведь и мне запрещено св. церковию вкушать теперь этот плод... Нет, во всю жизнь мою до самой смерти не буду есть яблоков за то, что это яблоко соблазнило меня и чуть не сделало преступником церковного устава!» И несмотря на томительный голод и жажду, мудрый отрок бросил искусительный плод на землю и повел жизнь самую воздержную и осторожную, каждую мысль свою, каждое чувство и дело подвергая строгому разбору и самоосуждению. Конечно, он не хуже многих других знал, что яблоки вкушать не грех; помнил даже апостольское слово, что труждающемуся делателю прежде подобает вкушать от плодов труда своего: но устав церкви он предпочел и голоду с жаждою, и красоте зрелого яблока («Ч.-Мин.»). II. Мы нисколько не погрешим, возлюбл. во Христе братия мои, если назовем препод. Савву добрым, послушным сыном матери-церкви. Спросимь себя: добрыя ли мы дети матери нашей церкви? Мы называем церковь своею «матерью»: но любим ли и чтим ли ее, как дети? Верны ли и послушны ли ей, как дети? Исполняем ли ее законы и уставы, как добрыя дети исполняют повеления своих родителей? Храним ли ее порядки, как хранят их покорные дети в благочестивом семействе? Наша жизнь, наши дела, наши нравы и обычаи – суть ли нравы и обычаи, завещаваемые нам св. матерью нашею – церковию? Что будем отвечать на эти и подобные им вопросы?... Увы, братие возлюбленные, трогательная жалоба Господа на древняго Израиля так же верно может относиться и к нам: «сыны родих и возвысих; тии же отвергошася Мене!» (Исаия 1, 2–4).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Патриарх Кирилл: «Чем выше человек по своему положению, тем чаще его грех влияет на других людей» Чем выше человек по своему положению, тем чаще его грех влияет на других людей. Грехами мы всегда обижаем других, будь то коллеги по работе или наша семья, наши родители или наши дети, наши мужья или наши жены. Грех всегда несет людям горе, хотя иногда нам кажется, что он так глубоко внутри нас, что никто его и разглядеть не может. 17 января, 2010 Чем выше человек по своему положению, тем чаще его грех влияет на других людей. Грехами мы всегда обижаем других, будь то коллеги по работе или наша семья, наши родители или наши дети, наши мужья или наши жены. Грех всегда несет людям горе, хотя иногда нам кажется, что он так глубоко внутри нас, что никто его и разглядеть не может. 17 января 2010 года, в Неделю пред Богоявлением, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Успенского кафедрального собора города Астаны и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Публикуем фрагмент слова Патриарха. Сегодня совпадают две даты — Неделя, то есть воскресенье, перед Крещением Господним, и Неделя о Закхее, первое подготовительное воскресенье перед Великим постом . В этом году мы будем праздновать праздник Пасхи 4 апреля — это самая ранняя Пасха из всех возможных, поэтому и подготовка к Великому посту начинается уже на Святках. Сегодня читалось замечательное зачало из Евангелия от Луки, в котором говорится об обращении Закхея (Лк. 19:1-10). Закхей — мытарь, то есть сборщик податей, говоря современным языком, налоговый инспектор. Народ не любил сборщиков податей, потому что они собирали подать не для своего народа, а для римских оккупантов, причем не обижали и себя, нередко забирая у людей больше, чем требовала римская власть. Потому в глазах народа мытари были предателями, отступниками, а, значит, и богохульниками, великими грешниками, которые грехи, связанные со своей работой, усугубляли еще и грехом корыстолюбия, обижая свой народ. Наверное, никто в иудейском обществе того времени не был столь презираем и ненавидим, как мытари.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-chem-v...

Закрыть itemscope itemtype="" > Что узнают наши дети в новом учебном году Интервью с иеромонахом Киприаном (Ященко) 02.09.2005 481 Время на чтение 9 минут Иеромонах Киприан (Ященко) (слева) и Ректор Московской Духовной Академии архиепископ Верейский Евгений Мы - на пороге нового учебного года. Какие знания смогут получить дети? Святитель Филарет Московский предупреждал о том, что " бесполезны все наши познания, когда мы при них Иисуса Христа не знаем " . Сегодня мы беседуем об этом с иеромонахом Киприаном (Ященко), ректором Института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, деканом педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, руководителем Центра педагогических исследований " Покров " . - Отец Киприан, как главный редактор газеты " Воскресная школа " , поделитесь с нами, пожалуйста, своими мыслями о том, каково сейчас положение с воскресными школами в нашей стране. - Принципиально ситуация не изменилась - все те достижения и болезни, которые есть в воскресных школах, так и остаются. Напомню, что Святейший Патриарх, выступая на Архиерейском соборе 2004 года, остро высветил проблему серьезной работы с молодежью, заявив, что особого внимания требует сегодня внутренняя миссия, иначе через несколько десятков лет наши храмы будут пусты. Святейший Патриарх и многие архиереи неоднократно призывали к тому, чтобы при каждом храме была воскресная школа. Это, к сожалению, пока недостижимо - далеко не каждый храм имеет воскресную школу. А действующие школы в большинстве своем малочисленны. В среднем школа при храме насчитывает 15-20 учащихся. Конечно, есть и такие воскресные школы, как, например, при храме иконы Божией Матери " Живоносный Источник " в Царицыно, где находится 400 детей разных возрастов и более 50 преподавателей, соответственно для работы по различным направлениям задействованы большие помещения. И, безусловно, здесь видны хорошие результаты. В новом учебном году усиливается тенденция к тому, чтобы воскресные школы не являлись просто группами по изучению Священного Писания, истории Церкви, катехизиса. Сегодня они призваны раскрывать образ Божий в ребенке. И в основе их деятельности должны лежать занятия, действительно интересные для детей, причем не обязательно познавательного характера. Миссионерский эффект достигается в любой сфере, если в ее основе стоит верующий человек, который, например, может увлечь детей походами в горы, или необычными экскурсиями, или резьбой по дереву, или пением. Дети будут постигать основы Православия через живое общение с самим педагогом, через те аспекты выбранного ими увлечения, которые непосредственно связаны с Церковью.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Наши дети и Отрок Христос Достаточно ли у нас веры – отдать дитя свое Христу, чтобы Он провел его тропой Креста и Воскресения? 3 июня, 2015 Достаточно ли у нас веры – отдать дитя свое Христу, чтобы Он провел его тропой Креста и Воскресения? «Мы не фанатики, мы просто детей покрестили» — говорят некоторые родители. Но понимаем ли мы, когда приносим своих детей в храм, ко Христу, к чему это может привести? А что, если они подружатся с Ним? – спрашивает Ольга Шульчева-Джарман. Должны ли наши дети приходить ко Христу самостоятельно? Стоит ли крестить ребёнка просто потому, что так заведено? Попытаемся разобраться в этой статье! Христос и наши дети Родители, крестящие ребенка просто потому, что так «принято» и «положено», не отдают себе отчета, что они приближаются к Тому, Кто невероятно и совершенно свободен, Кто велик настолько, что Авраам, почувствовал Его величие, не поколебался принести в жертву своего любимого ребенка. Да, как говорится в восточной пословице – «Приближаться к Богу – всё равно, что входить в пещеру с тигром». Это не оздоровительная и проверенная тысячелетиями процедура защиты дитяти. Погружение ребенка (равно как и взрослого) в купель с водами есть смерть со Христом. Смерть – со Христом. Никаких игрушек. Все серьезно. Мы приносим свое дитя в церковь, чтобы оно со-умерло со Христом. Излишне напоминать, какой смертью умер Сын Мариин. «Спогребохомся как бы мы вместе со Христом на крест возносимы и во гроб полагаемы бываем, в действии крещения. Так подлинно сила смерти Христовой переходит на нас в крещении, как бы наша смерть здесь была то же, что смерть Его, или неразлучна и сочетанна с нею». (Свт. Иоанн Златоуст. Толкования на Послание Римлянам) Достаточно ли у нас веры – отдать дитя свое Христу, чтобы Он провел его тропой Креста и Воскресения? И не прав ли и не более чадолюбив тот «воинствующий атеист» из приходских баек, который требовал у «попов» немедленно «раскрестить» ребенка, тайком покрещенного бабушкой (ох, опять эта проклятущая тёща, элемент фольклора!), так как он не позволит, чтобы ребенка «испортили крещением».

http://pravmir.ru/nashi-deti-i-otrok-hri...

Квартира, дом, в котором мы живем, – особенное место. Это целая вселенная, в которой растут наши дети. Это школа, в которой все члены семьи получают настоящее образование. «Начнем же с первых и легчайших добродетелей… и этим начальным уроком будем непременно заниматься дома… пусть дом твой будет училищем борьбы и добродетели, чтобы, обучившись хорошо здесь, ты мог с великим искусством обращаться и в обществе», – учил святитель Иоанн Златоуст . О том, какое значение имеет убранство дома для воспитания детей, писала последняя русская императрица: «Главным центром жизни любого человека должен быть его дом. Это место, где растут дети – растут физически, укрепляют свое здоровье и впитывают в себя все, что делает их истинными и благородными мужчинами и женщинами. В доме, где растут дети, все их окружение и все, что происходит, влияет на них, и даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие… Комнаты, в которых наши дети будут спать , играть, жить, мы должны сделать настолько красивыми, насколько позволяют средства. Дети любят картины, и если картины в доме чистые и хорошие, то чудесно на них влияют, делают их утонченнее» . Для образования детей очень важно то, какие отношения связывают их родителей, важны духовные ценности, на которых строится семья. Но огромное значение имеет и внешний облик дома. Как в храме стены учат молящихся – характером и сюжетами росписи, так и в доме стены могут учить детей. Как в школе, в классе стены оформляются учебными материалами и помогают ученикам осваивать программу, так и в доме оформление стен может оказаться учебным пособием. На стену мы вешаем то, что хотим почему-то выделить. Чем-то похвастаться. О чем-то не забывать. Просто украсить голую стену, по совету дизайнера или чтобы спрятать ободранные обои. Но в любом случае то, что висит на стене, в отличие от спрятанного в шкафу, обязательно привлекает внимание. Внимание наших детей, которые видят это что-то выделенное нами изо дня в день. Что показывают стены нашей квартиры нашим детям?

http://pravoslavie.ru/69638.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Мы — дети Божии 30.03.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Введение во храм Пресвятой Богородицы Сегодня царство детей на земле. Все, что делают, — делают для детей. И дети заставляют все делать, как если бы они держали нас за руку. Самое малое — и самое великое и прекрасное. Что бы мы стали делать, что бы стало с миром без детей? Откуда эта уверенность в их открытом взоре, прямом и кротком, идущем прямо из рая? В их взоре, в их голосе, во всех их движениях, в их царственном, благоговейном и внушающим благоговение существе — блаженство и неподражаемая невинность. Мы знаем, почему они все — наши лучшие учителя, почему они так распоряжаются нами. Все младенцы — от Богомладенца Христа. А Христос рождается, потому что Младенец Пречистая Божия Матерь входит во Святое Святых. Мы не видели Богомладенца Христа, но мы видели младенцев, принявших крещение. Мы помним в Евангелии, как приносили ко Господу детей, чтобы Он прикоснулся к ним. Но ученики не допускали их. За этими детьми стояли их матери, которые нежно подталкивали их вперед или просто несли на руках. Господь создавал вокруг Себя особенную атмосферу доброты и простоты. Эти женщины были бесконечно счастливы, когда Он благословлял их детей. Им так хотелось, чтобы они были рядом с Ним! Увидев строгость учеников, заботившихся о поддержании в толпе порядка, Господь вознегодовал и сказал им: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие». Истинно говорю вам: кто не примет Царствие Божие как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10, 13-16). В праздник Введения во Храм трехлетней Отроковицы Пресвятой Богородицы Церковь впервые воспевает ирмосы «Христос раждается» и приглашает нас восходить к Вифлеему с расположением ребенка, с его простотой, открытостью и доверчивостью. Более того! Нам надо самим стать как дети, чтобы войти в Царство Небесное. «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное», — скажет Господь еще раз, поставив дитя перед всеми людьми (Мф.

http://moral.ru/сегодня-царство-детей-на...

Прот. Сергий. Дело в том, что наши деды и прадеды приезжали в страну, где много было разных наций. Эмигранты нормально жили вместе, каждый в своем районе —  русские, итальянцы, поляки. Они друг друга поддерживали, скажем ходили на ярмарки друг к другу. При этом, многие из них не особо старались выучить английский язык. Они даже возмущались тем, что местные жители не знали русского: «Мы тут уже семнадцать лет, а они еще не выучили русский!» Как вам нравится такое? Но были и те, кто очень хотел влиться в американскую среду, и, к сожалению, они теряли язык. Их дети становились американцами, терялась культура, а потом и вера. В Сан-Франциско есть виньетки выпусков нашей гимназии — смотришь, и видно, кто хотел остаться при Церкви, в русской среде, а кто хотел уйти. Те, кто хотели полностью влиться в американскую среду, они просто пропадали в ней. Прот. Алексий. Но многие другие сохраняли язык и веру. Например, мы, когда росли, даже не могли подумать о том, что родителям можно что-то сказать по-английски. Другие семьи наоборот — запрещали своим детям говорить по-русски, только по-английски, в результате чего, когда дети уже были в университетском возрасте, они уже переставали быть русскими людьми.  Эти несчастные дети платили большие деньги репетиторам за то, чтобы изучать русский язык, который для них фактически мог бы быть родным, если бы только в семье об этом вовремя побеспокоились . — Вокруг чего сейчас объединяются люди? Сейчас уже нет гетто, нет русских кварталов. Прот. Сергий. Я думаю, что вокруг церкви. Нужно заметить, что куда бы русские ни приезжали, они еще даже сами не успевают благоустроиться, а церковь уже есть. И вся жизнь русской колонии крутилась вокруг храма. Вот, например, даже сейчас в Сан-Франциско большой собор и лицей, куда дети приходят. Фактически я живу в какой-то мере в русском гетто, хотя мы, русские, английский язык прекрасно знаем и все кончили школы, университеты. Наши друзья, знакомые — почти исключительно русские, — благодаря храму и благодаря тому, что вокруг него делается: в храме молодежь, в храме пение, школы и, конечно, самое главное — богослужение. Это такой центр притяжения, который всех собирает, и вокруг этого все остальное развертывается.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205119...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Наша Церковь и наши дети Книга «Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание детей в современном мире» С. С. Куломзиной — классика православной педагогики. Куломзина имела огромный педагогический опыт, обогащенный общением с коллегами, которым она делиться в этой книге. В «нашей Церкви и наших детях» Куломзина пытается дать взвешенное представление о целях, принципах и методах православного воспитания. Работа Церкви здесь имеет три измерения: «созидание полноценной литургической жизни в приходе, тесное общение с родителями и домом, а также религиозное обучение детей». Куломзина последовательно разбирает такие темы как: цели христианского воспитания, возрастные особенности детей, христианское воспитание в семье, учитель, христианская семья в современных условиях. В конце своей книги Куломзина приводит «Пособие для подготовки школьной программы». С.С.Куломзина. Наша Церковь и наши Дети ВВЕДЕНИЕ  Нет никаких оснований для самодовольства, когда мы говорим о современной церковной жизни и о достижениях в области воспитания детей и молодежи. В некоторых отношениях наша эпоха имеет нечто общее с эпохой раннего христианства. Христианская вера, то есть вера в то, что Иисус Христос — Богочеловек, что Бог Троичен и что Церковь — это живое Тело Христово, — эта вера исповедуется меньшинством, да и это меньшинство разделено и расколото. Христианские символы, праздники и традиции в значительной степени утратили свою жизненность. Они либо уходят из нашей жизни, либо становятся объектом торговли, либо отождествляются с кулинарными или национальными обычаями и слишком часто сводятся к чему–то приятному, но не очень понятному. Во многих странах человек должен обладать немалым мужеством, чтобы исповедать, что он — христианин. И даже там, где не существует враждебного отношения к религии, культура от религии отделена. Трудно обрести какое–либо христианское содержание или христианское понимание жизненных ценностей среди тех впечатлений, которые получает современный ребенок дома, в школе, читая книги, журналы, знакомясь с рекламой. Это относится и к тем семьям, которые регулярно посещают храм. Ребенок растет сегодня в обстановке, весьма напоминающей эпоху Римской Империи

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 14  голосов:  4.5 из  5) Оглавление Сборник увлекательных загадок, составленный преподавателями Решемской Православной школы им. прав. Иоанна Кронштадтского . Предисловие Вы любите загадки? Если вам от 7 до 14 лет, то на этот вопрос ответ будет эмоциональным и однозначным: “Да!” Нам, преподавателям Православной школы, уже успевшим основательно забыть себя в этом возрасте, пришлось открывать их заново. Работая с детьми из не церковных семей, мы встретились с тем, что дети никогда даже не слышали таких слов, которыми просто пересыпана речь людей, уже успевших воцерковиться, людей, для которых Церковь стала родным домом. Ребята с трудом запоминали библейские и евангельские события. Чтобы не отбить в детях охоту учиться, мы решили, что вести занятия надо увлекательно, весело и интересно, тем более, что наша школа — Воскресная. Дети приходят к нам в свой единственный выходной день, и мы хотели сделать этот день светлым и праздничным, радостным, запоминающимся, таким, чтобы хотелось еще и еще прийти в школу, где столько нового, интересного, где взрослые и дети одинаково открыты друг другу и Богу, где нет окриков поучений, и нотаций, а есть живое общение, игры, яркие праздники и тихие минутки проникновения в себя. Одним словом, мы хотели, чтобы Воскресная школа была для детей тем местом, где тебя любят. Наши загадки рождались в течение многих лет. Мы использовали их при составлении различных викторин, кроссвордов, игр. Например, Рождественские загадки были оформлены на блестящих восьмиконечных звездах и написаны индивидуально для каждого ученика с учетом его возраста и уровня подготовки, чтобы никто не почувствовал себя неуверенно при ответе. Загадки о добродетелях были написаны на лепестках цветов. На праздник Троицы у нас было загадочное дерево, на каждом из листочков которого было по загадке. Наши загадки неизменно рождали огромный интерес у детей, активизировали их внимание, облегчали запоминание новых, незнакомых слов, понятий и событий. Попробуйте и вы использовать их в своей работе, мы надеемся, что они вам понравятся.

http://azbyka.ru/deti/nashi-zagadki-po-s...

Резолюция конференции «В России все детинаши. Проблемы беспризорности» 1-2 февраля 2006 года в рамках XIV Международные Рождественские образовательные чтения ”Школа и церковь – традиции и реформы образования» в Российском государственном социальном университете   прошла конференция «В России все детинаши. Проблемы беспризорности» состоялась под председательством   ректора РГСУ, член-корреспондента РАН Василия Ивановича Жукова и епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима. Кураторами конференции выступили: игумен Феофилакт (Безукладников), благочинный храмов Всехсвятского округа г. Москвы и диакон Валерий Бахтерев, клирик Патриаршего подворья Высокопетровского монастыря, референт Сектора Церковно-приходского образования Синодального отдела Религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. В Конференции приняли участие свыше 430 человек: руководители комитетов Совета Федерации ФС РФ, депутаты Государственной Думы ФС РФ, представители министерств, ведомств, федеральных и региональных служб, Генеральной Прокуратуры, священнослужители, монахи и монахини из различных епархий Русской Православной Церкви, педагоги, ученые и практические работники, решающие проблемы беспризорности и безнадзорности в стране. Выступили с докладами и сообщениями 107 человек. В частности, наиболее содержательные аналитические доклады по проблемам, обсуждавшимся на Конференции, представили Преосвященный Питирим, епископ Сыктывкарский и Воркутинский; игуменья   Николая, настоятельница Свято-Николаевского Черноостровского женского монастыря г. Малоярославец, игуменья Олимпиада, настоятельница Покровского Хотьково   ставропигиального женского монастыря, Зубова Людмила Александровна, Президент благотворительного фонда Пансиона «Надежда» для несовершеннолетних и престарелых Свято-Троицкого Новодевичьего монастыря г. Мурома; Соловьева Ирина Вячеславовна, Секретарь Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном Совете г. Москвы; Священник Константин Сопельников, настоятель храма Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы,   диакон Дмитрий Привезенцев, клирика храма иконы Божьей Матери «Знамения»   в Переяславской Слободе   г. Москвы.

http://pravoslavie.ru/447.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010