Иверская икона Божией Матери. 1-я пол. XI или нач. XII в. Оклад нач. XVI в. (Иверский мон-рь на Афоне) Иверская икона Божией Матери. 1-я пол. XI или нач. XII в. Оклад нач. XVI в. (Иверский мон-рь на Афоне) В нач. XVI в. икона была украшена чеканным серебряным золоченым окладом груз. работы, оставляющим открытыми только лики Богоматери и Младенца. По-видимому, оклад довольно точно воспроизводит иконографию древнего образа, однако на полях дополнен чеканными изображениями полуфигур 12 апостолов, на нижнем поле - вкладная надпись на груз. языке: «Царица, Мать человеколюбивого Бога, Пренепорочная Дева Мария, помилуй душу моего господина, великого Кайхосроя Кваркварашвили [Кайхосро, атабаг Самцхе-Саатабаго, сын атабага Кваркваре], а я, раб Твой и лишенный всяких сил, достойный сожаления, Амвросий, благодарю Тебя, который удостоил меня оковать это и украсить святой образ Твоей Портаитиссы. Прими в жертву от меня, грешного, эту малую мою дерзость и сохрани остаток моей жизни без греха. И в час исхода жалкой души моей помоги мне, рассей все списки моих грехов. И поставь меня, грешного, у престола Сына и Бога Твоего и безначального Святого Отца Его и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь» (пер. Н. Я. Марра, цит. по: Кондаков. 1902. С. 167). Лит.: Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. СПб., 1902. М., 2004р. С. 166-167. Табл. XVII, 2; Steppan T. Überlegungen zur Ikone der Panhagia Portaitissa im Kloster Iwiron am Berg Athos//Sinnbild und Abbild: Zur Funktion des Bildes. Innsbruck, 1994. Bd. 1. S. 23-49; Паттерсон-Шевченко Н. Иконы в литургии//Восточнохрист. храм: Литургия и искусство/Ред.-сост.: А. М. Лидов. СПб., 1994. С. 36-54; Евсеева Л. М., Шведова М. М. Афонские списки «Богоматери Портаитиссы» и проблема подобия в иконописи//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 336-362; Vokotopoulos P. L. Note sur l " icône de la Vierge Portaitissa//Zograf. Beograd, 1996. Vol. 25. P. 28; idem. Η εκνα τς Παναγας Πορτατισσας τς Ιερς Μονς Ιβρων//Αγιον Ορος. Θεσσαλονκη, 2001. Τ. 1: Θση-Λατρεα-Τχνη. Σ. 83-88.

http://pravenc.ru/text/293359.html

м. поступали сбор от продажи свечей, кошельковая сумма, пожертвования благотворителей. Очевидно, структура доходных статей почти не изменилась и в нач. XX в. Святыни и памятники церковных древностей Мощевие с образом Божией Матери «Умиление» (Яхромская). Нач. XVI в. (ГВСМЗ) Мощевие с образом Божией Матери «Умиление» (Яхромская). Нач. XVI в. (ГВСМЗ) В нач. XX в. в К. Я. м. хранились чудотворная икона Успения Божией Матери (XVI в.) в серебряном окладе, Яхромская икона Божией Матери на серебряном ковчеге (XVI в.), Владимирская икона Божией Матери в басменном окладе XVII в., большая Смоленская икона Божией Матери (XVIII в.), икона на гробнице прп. Космы «старинного письма» (XVI в.), в рост, под шитой золотом ризой, 16 «иконок на левкашенном холсте, на одной стороне святцы, а на другой изображение Господских, Богородичных и недельных по Триоди праздников», писанных «искусным Строгановской школы письмом», в киоте XVII в., икона свт. Николая Чудотворца в медном окладе (XVIII в.). В обители хранились также 2 креста: «серебропозлащенный» (1699) и золотой наперсный, с частицами мощей, украшенный финифтью. История создания креста 1699 г. отмечена во вкладной книге: «Лета 7207 построен в церковь Божию крест на престол на прикладные кресты и дробницы, а в нем мощи положены при игумене Феоктисте, а те кресты взяты из ризницы Ионы, а за работу платил мастеру от креста Иван Дмитриев Рожнов свои деньги». Среди 4 печатных Евангелий XVII-XVIII вв. имелось и приобретенное игум. Митрофаном в 1666 г. с его собственноручной записью: «Лета 7174 году марта 25 дня выменено сие евангелие Володимирского уезду Пречистые Богородицы и препод. отца нашего Козмы Яхренского Чудотворца при игумене Митрофане, что взят из «олотниковские пустыне, а выменил на казенные деньги». В нач. XX в. в К. Я. м. хранились рукописи: «Книга казенная записная вкладная», начатая в 1688 г., при игум. Сергии, и законченная в 1764 г.; Синодик, составленный, по-видимому, также при игум. Сергии; Служба прп. и его Житие (список XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/2458847.html

В числе святых, чьи житийные циклы обширны и отличаются разнообразием сюжетов, помимо свт. Николая Чудотворца следует назвать прор. Илию. Лежащие в основе его Жития тексты (3-я и 4-я Книги Царств) дополняли событиями, почерпнутыми из апокрифов, напр. сон отца Илии, указывавший на избранность от рождения (на иконе «Прор. Илия в пустыне, с житием», сер. XVI в., ГВСМЗ). Иконография средников его Ж. и. также имеет варианты, напр. иконы «Прор. Илия, с житием» из ц. Богоматери Одигитрии в Ростове, 1664, ГВСМЗ; «Огненное восхождение прор. Илии, с житием» (кон. XVI-XVII в., АМИИ). Свт. Николай Чудотворец (Великорецкий), с житием. Икона. 2-я пол. XVI в. (ЦАК МДА) Свт. Николай Чудотворец (Великорецкий), с житием. Икона. 2-я пол. XVI в. (ЦАК МДА) Большое значение при создании Ж. и. имел ее патрональный характер. Так, для нек-рых святых, известных гл. обр. в изображениях праздников (напр., изображение св. Андрея Юродивого в композиции «Покров Пресв. Богородицы»), могли быть по желанию заказчика написаны Ж. и. (новгородская икона «Св. Андрей Юродивый, с житием», ок. сер. XVI в., ГРМ). Распространению Ж. и. св. воинов способствовало усиление их почитания как небесных защитников. В 1-й пол. XVI в. преобладают циклы великомучеников Георгия и Димитрия, среди к-рых наиболее ранний в рус. иконописи - «Вмч. Димитрий, с житием» из Покровской ц. с. Гуменец близ Ростова (нач. XVI в., ГМЗРК). Под влиянием Ж. и. вмч. Георгия, со 2-й пол. XVI в. часто имеющих в среднике композицию «Чудо вмч. Георгия о змие», находились образы вмч. Димитрия Солунского. На нек-рых иконах в средниках представлен вмч. Димитрий на коне, поражающий царя Калояна: икона «Вмч. Димитрий Солунский, с житием» (1609, ГТГ). В средниках икон св. Димитрия встречаются также изображения великомученика на престоле, попирающего зверя: иконы 2-й четв. XVI в. (НГОМЗ) и сер. XVI в. (Покровский собор на Рогожском кладбище, Москва). Особые мотивы в Ж. и. вмч. Димитрия появились в искусстве Нового времени в связи с созданием др. редакции Жития, вошедшей в Минеи-Четьи свт. Димитрия, митр. Ростовского. Следует отметить усложнение состава клейм со 2-й пол. XVI в. в нек-рых циклах вмч. Георгия за счет включения сцены из апокрифического Жития: на иконе с «Чудом вмч. Георгия о змие» в среднике (рубеж XVI и XVII вв., собрание Е. Громовой) в начале находится сюжет «Отец св. Георгия, Геронтий, приводит его поклониться идолам», в конце - сцена казни матери святого, Полихронии (см.: Шесть веков рус. иконы: Новые открытия: Выст. из частных собр. к 60-летию ЦМиАР: Кат. М., 2007. Кат. 48).

http://pravenc.ru/text/182315.html

214). К. и. помещались в рамы с клеймами Акафиста Богородице, напр. Каргопольская Казанская икона. На большой (126×89 см) раме кон. XVIII в. с 37 клеймами и изображениями 32 икон Божией Матери на боковых полях, написанной палехскими мастерами (Иконопись Палеха из собр. МПИ/Сост.: Л. П. Князева и др. М., 1994. 44. С. 147. Ил. на с. 52-53), 25 клейм Акафиста совмещены с 12 клеймами Повести митр. Ермогена, расположенными в центральной части рамы вверху и внизу от средника с К. и. На К. и. письма Григория Белоусова (1785, ГТГ) в 20 клеймах помещены праздники, в нижнем ряду в центре - Боголюбская икона Божией Матери, Нерукотворный образ Спасителя и избранные святые. К. и. XVI - нач. XX в. в музейных и частных собраниях Казанская икона Божией Матери. 80–90-е гг. XVI в. (МП) Казанская икона Божией Матери. 80–90-е гг. XVI в. (МП) Списки явленной К. и. в XVI в. были распространены, но ныне встречаются достаточно редко. Один из них, 80-90-х гг. XVI в., передан в 2002 г. в дар РПЦ МП московским коллекционером С. Н. Воробьёвым ( Чугреева. «Державная Заступница». 2003. Ил. 3 на с. 7). К. и. кон. XVI в. в окладе рубежа XVI и XVII вв. была вложена в 1645 г. в Троице-Сергиев монастырь стольником А. Л. Плещеевым (СПГИАХМЗ) ( Николаева Т. В. Древнерус. живопись Загорского музея. М., 1977. Кат. 150. С. 104. Ил. 150 между с. 40 и 41), она находилась в алтаре Никоновского придела Троицкого собора. Др. К. и., датируемая XVI в. (СПГИАХМЗ) (Там же. Кат. 215. С. 129), стояла «на тябле» над местным рядом (в пядничном ряду) иконостаса Троицкого собора, слева от царских врат ( Чугреева. О почитании Казанской иконы. 2008. С. 70). К. и. нач.- 1-й трети XVII в. имеют размер пядниц и воспроизводят иконографию явленной К. и. Многие из них относятся к культуре Москвы, напр. икона, созданная по заказу кн. И. И. Шуйского, приближающаяся по размеру (28,7×24,2 см) к явленной К. и. (ГРМ) («Пречистому образу Твоему поклоняемся...». СПб., 1995. 146. С. 231 с ил.). Эти иконы имеют разные фоны: золотые, розоватые с притенениями (Святые образы: Рус.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

М., 2013. Кн. 1: Иконогр. и худож. редкости. С. 280-281, 364-365. Кат. 111, 148) созданы в иконописных слободах Владимирской губ., где, возможно, разработка этой иконографии в XIX в. получила новый импульс. Мстёрская икона кон. XIX - нач. XX в. выделяется качественным письмом и подробными текстами: «        »; «                »; «                  »; «                  »; «                    ». В отличие от ряда др. произведений на нижнем поле имеется подпись: «      ». Две маленькие иконы (2-й пол. и кон. XIX в.), писанные на золотом фоне, похожи на паломнические или «раздаточные» образы. На иконе-пяднице 2-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: Образ священный: Редкие иконы XV - нач. XIX в. из частных собр. М., 2014. С. 109. Кат. 221) справа и слева в архитектурных нишах представлены избранные святые (святитель и преподобный), надписей нет. На обороте процарапаны тексты о заказе, относящемся к др. изводу («Кунавино… Федосье Ивановой Калиничевой…» и др.). Существуют совр. иконы «К. р.». Икона «Ключ разумения». 2-я пол. XIX в. (собрание В. М. Федотова) Икона «Ключ разумения». 2-я пол. XIX в. (собрание В. М. Федотова) Кроме того, существовал др. тип икон с подобным наименованием, на к-рых изображалась в рост Пресв. Богородица, а в нижней части композиции был нарисован ключ. Местночтимый образ, празднование которому совершалось 1 апр., находился в нач. XX в. в кладбищенской Троицкой ц. г. Балахна Нижегородской губ. Перед иконой служили молебны перед началом учения, прося о помощи в овладении знаниями ( Поселянин Е. Богоматерь. С. 227). Сохранилась икона с таким названием кон. XIX - нач. XX в., которая, согласно штампу на обороте, была создана иконописцем К. А. Першиным в Палехе (частное собрание). Богородица стоит на облаках вполоборота вправо, Младенец восседает на Ее левой руке (тип «Одигитрия»), изображение ключа под ногами плохо читается или отсутствует; фон золотой с полями «на эмалевое дело». По-видимому, в этом изводе отразился один из прославляющих Божию Матерь эпитетов из Великого Акафиста: «Радуйся, ключу Царствия Христова» (икос 8). Название «К. р.» иногда встречается на иконах Божией Матери «Прибавление ума», напр. на мстёрских образах 2-й пол. XIX в. (ГИМ, ЦМиАР, частные собрания; см.: Образ Богородицы: Иконы XVI - нач. XX в./ГИМ. М., 2012. С. 78-79. Кат. 30; О Тебе радуется: Рус. иконы Богоматери XVI - нач. XX в.: Кат. выст./ЦМиАР; сост.: Л. П. Тарасенко. М., 1995. С. 67. Кат. 58). Э. В. Ш., Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: ИОАННИКИЙ (Галятовский (Голятовский), ок. 1620 - 1688), архим. Елецкого черниговского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, духовный писатель, полемист, проповедник

http://pravenc.ru/text/1841536.html

Мч. Кирик. Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы Лужецкого мон-ря, Можайск. Ок. 1550 г. Мч. Кирик. Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы Лужецкого мон-ря, Можайск. Ок. 1550 г. Почитание святых в Новгороде имело различные варианты, связанные с празднованием святым того же дня в месяце июле: до нач. XX в. в Никольской часовне новгородского Детинца существовала икона равноап. кн. Владимира (XVI в.), на к-рой среди святых были его дети - св. князья Борис и Глеб, а также К. и И. Возможно, что помимо совместного почитания здесь отразилось почитание святых, рус. князей, К. и И. как св. сродников, близких по плоти и духовному подвигу. Рядом со св. кн. Владимиром на рус. минейных иконах К. в белой рубашке прямо перед И., к-рая облачена то в красный мафорий - икона «Минея годовая», 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен), то в светло-зеленый - икона «Минея на июль», кон. XVI в. (ГИМ), на июльской минее, нач. XVII в. (ЦАК МДА). Эта традиция на землях Русского Севера в последующее время приводила к созданию памятников, где образы святых, праздновавшихся 15 июля, соседствовали с др. святыми (напр., пелена «Арх. Михаил, Кирик и Иулитта, с кн. Владимиром и прп. Алексием, человеком Божиим, на полях» (XVII в., ГРМ); икона «Святые кн. Владимир, Кирик и Иулитта» с Кижского погоста (нач. XVIII в., МИИРК). Вместе с др. святыми, покровителями сельских трудов, К. и И. изображены в клейме иконы северных писем «Св. прор. Илия, с житием, избранными святыми и образом Божией Матери Всех скорбящих Радость» (кон. XVII - нач. XVIII в., ГЭ). В Новое время образы К. и И. вместе со св. кн. Владимиром предстают на гравюрах и иконах июльской минеи - работы Г. П. Тепчегорского (1714), И. К. Любецкого (1730, см.: Ермакова, Хромов. 2004. Кат. 33.11; 35.10. С. 45, 52). В рус. и поствизант. иконописи образы святых К. и И. становятся неотъемлемой частью композиции «О Тебе радуется», в чине св. жен замыкая первый ряд святых, как на рус. иконах кон. XV - 1-й пол. XVI в. из разных храмов и музейных собраний (ГММК, ГТГ, КБМЗ) или иконе мастера Георгиоса Клонцаса (кон. XVI в., Музей греч. ин-та, Венеция). Они изображались на полях различных праздничных и Богородичных икон: И. вместе с К. у ее ног на полях ярославской иконы «Преображение» кон. XVII в. (Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собраний/Авт.-сост.: И. Тарноградский; авт. ст.: И. Бусева-Давыдова. М., 2006. Кат. 33). Вместе со свт. Модестом, патриархом Иерусалимским,- на иконе XVIII в. из Череповецкого музея; на голове И. поверх красного мафория белый плат, на К.- белые рубашка и порты ( Куликова О. В., сост. Древние лики рус. Севера: Из музейного собр. икон XIV-XIX вв. г. Череповца. М., 2009. Кат. 74. Ил. 75. С. 152, 232).

http://pravenc.ru/text/1840247.html

времени. Ныне в Казани особо почитается Казанская икона в ц. св. блг. князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, на Арском кладбище. Видимо, она происходит из Казанского девичьего монастыря. Икона находится под слюдой, декоративные мотивы ее оклада XIX в. близки к праздничной ризе Я. К. и. Икона традиционно считалась ранним списком явленного образа. При ее обследовании в 2002 г., во время проходившей в Казани Международной научно-практической конференции «Христианство в Волго-Уральском регионе» под эгидой Московской Патриархии и Международного союза антропологических и этнологических наук при ЮНЕСКО, было установлено, что икона относится ко 2-й пол. XVIII в. (См. ил.: ПС. 2004. Вып. 1(6). С. 1). Московская Казанская икона Божией Матери Московская Казанская икона Божией Матери. Кон. XVIнач. XVII в. Поновления 1687/88 и 1754 гг. Фотография. Нач. ХХ в. Московская Казанская икона Божией Матери. Кон. XVIнач. XVII в. Поновления 1687/88 и 1754 гг. Фотография. Нач. ХХ в. (М. К. и.). В 1611 г. под Москву, занятую поляками, из Казани с казанским ополчением был принесен список явленной Казанской иконы. В летописях отмечено это важное историческое событие (Летопись о многих мятежах. 1771. С. 236; «Книга глаголемая Новой Летописец степен»//Русская летопись по Никонову списку. СПб., 1792. Ч. 8. С. 167; Новый летописец, сост. в царствование Михаила Феодоровича, издан по списку кн. Оболенского. М., 1853. С. 131, 139, 164; ПСРЛ. Т. 14. [Ч.] 2. С. 113, 132; Т. 31. С. 155). Церковные и светские историки Г. З. Елисеев, П. С. Казанский , прот. А. И. Невоструев, прот. Д. И. Кастальский, митр. Макарий (Булгаков), архиеп. Сергий (Спасский), А. А. Дмитриевский , архим. Феодор (Поздеевский) на основании летописных свидетельств считали, что в Москву был принесен список явленной Казанской иконы, а не она сама. Находившийся в 30-х гг. XVII в. в Москве гольштинский путешественник Адам Олеарий называл М. К. и. «копией» явившегося в Казани образа, к-рая была доставлена в Москву ( Олеарий А.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

В XVII в. изображение И. присутствует среди пророков в иконографии «Похвала Пресв. Богородицы», где он представлен со свитком, напр. на иконах: из ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках, Ярославль (1-я пол.- сер. XVII в., ЯХМ); «Похвала Пресв. Богородицы, с Акафистом», сер. XVII в., в ц. Воскресения на Дебре в Костроме, где на развернутом свитке у И. надпись: «Ревнуя поревновах...» Прор. Илия, с житием. Икона. XVII - нач. XVIII в. (ГЭ) Прор. Илия, с житием. Икона. XVII - нач. XVIII в. (ГЭ) В XVI в. в связи с развитием и усложнением иконографии «Воскресение - Сошествие во ад» в нее включается композиция «Пророки Илия и Енох встречают в раю Благоразумного разбойника» (икона из ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Мокрого) в Ярославле (3-я четв. XVI в., ЯИАМЗ), икона неизвестного происхождения (кон. XVI в., ЯХМ) и др.). На иконе «Воскресение - Сошествие во ад, с апостолами Петром и Павлом и прор. Илией» (1-я пол. XVI в., АМИИ) изображение первоверховных апостолов и пророка подчеркивает роль И. как проповедника. Прор. Илия, избранные святые. Крест-энколпион. XVI в. (собрание К. В. Воронина) Прор. Илия, избранные святые. Крест-энколпион. XVI в. (собрание К. В. Воронина) Изображения И. входят в состав циклов Апокалипсиса, наиболее полно представленного на миниатюрах лицевых рукописей. В гл. 11 Откровения св. Иоанна Богослова без упоминания имен говорится о проповеди 2 свидетелей Господних, об убийстве их зверем, о воскрешении и вознесении на небо. На миниатюрах около пророков присутствуют надписи: «Илия» и «Енох» (Апокалипсис XVI в. РГБ. Ф. 98. 1844. Л. 42 об., 43 об.; РНБ. F. 1.84. Л. 55). В иконописи и монументальной живописи события этой главы проиллюстрированы изображением борьбы И. со зверем. Борьба И. со зверем, его гибель и воскресение изображены в средней части иконы «Апокалипсис» из Успенского собора Московского Кремля (1500, ГММК). В рус. монументальной живописи самый ранний пример - фрески Благовещенского собора Московского Кремля (1508 - сер. XVI в.). В XVII в. этот сюжет часто встречается в монументальной живописи в составе Апокалипсиса, как, напр., композиция на зап. стене Троицкого собора Данилова мон-ря в Переславле-Залесском (1668), в ц. И. в Ярославле (1680) и др. Житийная иконография И.

http://pravenc.ru/text/389301.html

С. 32 - 34. Возможно, в наст. время находится в НГОМЗ. Инв. 7623. 182 ´ 142 см; под записью). Судя по перечисленным клеймам, автор иконы пользовался одним из наиболее подробных списков распространенной редакции. К разным вариантам этой и Особой редакций относятся еще неск. памятников: икона из ц. Илии Пророка в Ярославле с 18 клеймами жития и образом предстоящего Спасителю В. Х. (1-я пол. XVII в., ЯМЗ). В ее последних 3 клеймах помещено видение хутынского пономаря, ставшее в XVI в. темой отдельных икон «Видение пономаря Прохора». Нач.- 1-й пол. XVIII в. можно датировать икону «Варлаам Хутынский в житии, с 18 клеймами» из Крестовоздвиженской ц. г. Петрозаводска (Музей изобразительных искусств Карелии). В среднике В. Х. обращен к изображенному в левом облачном сегменте благословляющему Спасу. Подробные житийные циклы известны по многочисленным миниатюрам XVI - XVII вв. (новгородские рукописи с иллюстрированным житием В. Х.: Сб. XVII в.- ИРЛИ. Собр. Ф. А. Каликина 35; БАН. 30.7.30; РНБ. Соф. 1430, XVII в.- на Л. 103 миниатюра «Видение пономаря Тарасия»; Лицевое житие XVII в.- ПИАМ. Инв. 291/49. Л. 97). Прп. Варлаам Хутынский в житии с 36 клеймами. Икона. Кон. XVI в. (ЯХМ) Прп. Варлаам Хутынский в житии с 36 клеймами. Икона. Кон. XVI в. (ЯХМ) Иконы и миниатюры на сюжет «Видение пономаря Тарасия» появляются в XVI в. как отражение событий мора и пожара 1505 - 1508 гг. (предание отмечает, что это наказание явилось вместо потопа, предотвращенного молитвой вставшего из гроба В. Х.), причина создания больших иконных композиций о видении Тарасия остается неясной. О самой ранней из них, появившейся на месте чуда - в Спасском соборе Хутынского мон-ря,- упоминают древние переписные книги и описи обители ( Макарий (Миролюбов). Опись. Т. 9. С. 435). Близкой по времени является происходящая оттуда икона кон. XVI - нач. XVII в. (НГОМЗ). К наиболее ранним повторениям относятся также храмовый образ XVI в. Варлаамиевского придела Покровского собора на Красной пл. и небольшая икона нач. XVII в.

http://pravenc.ru/text/154255.html

Киотные статуи свт. Николая в России были распространены до 1918 г. Наиболее известны: образ кон. XV - нач. XVI в. из Хотеновского храма Кирилловского у. Новгородской губ. (НГОМЗ); образ до 1534 г. из Вел. Новгорода (ПИАМ); образ сер. XVI в. из Вел. Новгорода (ГРМ); образ XVI в. из Перемышля (КХМ); образ свт. Николая в складне со створками XVI в. из Никольского храма дер. Петуховской (Волосово) Каргопольского р-на Архангельской обл. (АМИИ); Радовицкий образ сер. XVII в. из Николо-Радовицкого мон-ря Московской обл. (1-й образ был явлен в нач. XVI в. мон. Ионе из Акакиевой пуст., основанной мон. Пахомием и положившей начало Радовицкому монастырю); образ нач. XVII в. из Мамонтовой пуст. Тамбовской обл., в 1857 г. получил серебряный оклад и бархатную митру, ныне сохраняется позолоченный серебряный оклад 1911 г., украшенный чеканкой, эмалью по скани и драгоценными камнями, выполненный в мастерской Г. М. Сбитнева в Москве (ныне в Моршанском историко-художественном музее); образ сер. XVII в. из храма Николы Гостунского Московского Кремля (ГММК); Мценский образ кон. XVII в. (воссоздан в 2015, ныне в Петропавловском соборе г. Мценска; см.: Комова М. А. Рус. деревянная скульптура «Никола Мценский»: Сказание, иконография, стиль//Вестн. Новгородского гос. ун-та. 2017. 2(100). С. 88-90); образ кон. XVII - сер. XVIII в. (ПГХГ); Никола Можайский (Боровский) сер. XVI в. из Благовещенского собора в Боровске, в 1814 г. получил митру, в 1843 г.- серебряную чеканную ризу (не сохр.); образ свт. Николая (Волоколамский) XV-XVI вв. из Воскресенского собора в Волоколамске (не сохр.). Можайский образ свт. Николая также был распространен в иконописи, медно-литой пластике, плоской резьбе по дереву. Лит.: Виноградов Н., диак. О древней резной чудотв. иконе свт. Христова Николая, находящейся в соборном храме г. Можайска, Московской губ. М., 1900; Петров Н. И. Резные изображения св. Николая Можайского и ист. судьба их//Тр. XI Археол. съезда в Киеве, 1899. М., 1902. Т. 2. С. 137-145; Некрасов А. И. Древнерус. изобразительное искусство. М., 1937; Антонова В. И. Московская икона нач. XIV в. из Киева и «Повесть о Николе Зарайском»//ТОДРЛ. 1957. Т. 13. С. 375-392; Вагнер Г. К. От символа к реальности: Развитие пластического образа в рус. искусстве XIV-XV вв. М., 1980; Фёдорова О. В. и др. Можайск. М., 1981; Мокеев Г. Я. Можайск - священный город русских. Можайск, 1992; Дергачёв Б. А. К вопросу о возникновении скульптурного образа Николы Можайского//Скульптура. Прикладное искусство: Реставрация, исслед. М., 1993. С.158-170; Кызласова И. Л. Статуя Николы Можайского: Из творческого наследия А. И. Некрасова (до 1938 г.)//Древнерус. скульптура: Проблемы и атрибуции. М., 1993. Вып. 2. Ч. 2. С. 199-243;

http://pravenc.ru/text/2566196.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010