Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУПЯТИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Празд. 15 нояб.), древнейший чудотворный образ Богоматери в Полесье - медный (бронзовый) крест-энколпион; святыня Пинской епархии Украинской Православной Церкви (УПЦ). К. и. стала широко известна в 1-й пол. XVII в., почти одновременно с Жировицкой иконой Божией Матери ; сходны и обстоятельства их обнаружения. Легендарной датой явления считается 15 нояб. 1182 г. Согласно преданию, пасшая стадо в лесу близ Купятич (совр. Пинский р-н Брестской обл., Белоруссия) девочка Анна увидела на дереве в необыкновенном сиянии крест с образом распятого Спасителя на одной стороне и Божией Матери с Младенцем Христом на другой. Девочка унесла находку домой, однако крест вернулся на прежнее место. История возвращения креста повторилась трижды. Жители восприняли это как веление Божией Матери построить на месте обретения святыни церковь, куда и поместили явленный крест. Церковь была сожжена в период монголо-татар. нашествия (в 1240 или, что вероятнее, во время одного из многочисленных набегов в течение XV-XVI вв.), село разорено, немногие уцелевшие жители считали образ сгоревшим при пожаре. Купятицкая икона Божией Матери. Кон. XIX — нач. ХХ в. Купятицкая икона Божией Матери. Кон. XIX — нач. ХХ в. В кон. XV или нач. XVI в. крест на месте некогда стоявшей церкви снова явился возвращавшемуся из Иерусалима паломнику мон. Иоакиму. Церковь с освящением в честь Введения во храм Пресв. Богородицы отстроили заново, мон. Иоаким остался при ней служить пономарем. В кон. XVI в. ктитор церкви берестейский каштелян Григорий Война пожертвовал образу серебряную оправу. В инвентаре 1631 г. Введенской ц. в Купятичах записано: «Образ цудовни, оправни з обеих сторон сребром золоченым». В 1629/30 г. попечением вдовы Григория Войны Аполлонии и ее сына Василия Копоца (Копти) при купятицкой церкви был основан правосл. Введенский мон-рь. Насельники пришли туда из Виленского Свято-Духова мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2462269.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛОПСКИЙ МИХАЙЛОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Новгородской и Старорусской епархии Новгородской митрополии), находится в дер. Сельцо Новгородского р-на и обл. Основан в нач. XV в. (?) при впадении безымянного ручья в р. Веряжу, на ее правом берегу, недалеко от оз. Ильмень. XV-XVI вв. Основание, строительная деятельность Прп. Михаил Клопский, с житием. Икона. Кон. XVIIнач. XVIII в. (ГИМ) Прп. Михаил Клопский, с житием. Икона. Кон. XVIIнач. XVIII в. (ГИМ) Самое раннее упоминание о К. м. относится к 1412 г. и связано со строительством здесь деревянной Троицкой ц. (НПЛ. С. 403). Существовал ли К. м. ранее, неизвестно. Вероятно, К. м. был основан в нач. XV в., при Новгородском архиеп. Иоанне (Стухине) . В период его правления на р. Веряже были устроены Вяжищский во имя святителя Николая Чудотворца и Мостищский во имя свт. Николая Чудотворца мон-ри, а на реках Верёнде (ныне Веронда) и Видогощи - еще 3 обители: Видогощская Троицкая, Верендовская Преображенская и Верендовская Никольская ( Секретарь. 2011. С. 519, 530, 561, 563). Помимо деревянной церкви в К. м. существовали деревянные игуменские и братские кельи, трапезная и др. постройки, упоминаемые в Житии прп. Михаила Клопского ( Дмитриев. 1958. С. 90, 113-115). Наличие трапезной свидетельствует о том, что братия уже в нач. XV в. жила по общежительному уставу. Вероятно, в 1414 г. в К. м. поселился прп. Михаил Клопский , «сродник великих князей Московских», проживший в мон-ре 44 года и скончавшийся в янв. 1458 г. В это время К. м. возглавлял игум. Феодосий, к-рый, как и прп. Михаил, по происхождению не был новгородцем. Избранный в 1421 г. жребием на епископскую кафедру, он «был наречен, а не поставлен». Вскоре новгородцы изгнали о. Феодосия со словами: «Не хотим шестника владыкою» (НовгорЛет. С. 138). Слово «шестник» имело значения: «служитель на княжьем дворе», «пешеход, путник», «пришедший из другой земли» ( Даль В.

http://pravenc.ru/text/1841457.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.- 5.03.1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. и в Соборе Ростово–Ярославских святых). Основатель пуст. в честь Успения Пресв. Богородицы (см. Адрианов Пошехонский жен. мон-рь ). Основным источником сведений о святом является его житие, сохранившееся в большом числе списков XVI-XIX вв. Житие состоит из 2 разновременных частей. Древнейшая («Житие и подвизи преподобных отець наших игумена Андреяна и старца Леванида, началников честныя обители Успения Пресвятыя Богородицы в Пошехонии, зовомая Андреянова») написана игум. Успенского мон-ря Алексием (1570-1573) и представляет собой рассказ об основании преподобным мон-ря и о трагической гибели святого 10 лет спустя (самый ранний список - кон. XVI в. (РНБ. Погод. 861. Л. 969-981об.) содержит только древнейшую часть жития). Во второй части («Слово на обретение честных мощей преподобномученика игумена Андреана»), возникшей вскоре после обретения мощей А. П. в 1626 г. (наиболее близок к первоначальному тексту список XVII в.- РГБ. Унд. 273), подробно изложено указанное событие, описание чудес, происходивших от мощей святого и от чудотворной иконы Успения Пресв. Богородицы (см. Успения Адриановская икона Божией Матери ), лежавшей на аналое рядом с ракой святого. Прп. Адриан Пошехонский. Икона 1752 г. (ЦМиАР) Прп. Адриан Пошехонский. Икона 1752 г. (ЦМиАР) Согласно житию, А. П. родился в Ростове Великом в нач. XVI в. в семье благочестивых христиан Григория и Ирины. После 3 лет безмолвия и жизни в пустыне он принял постриг в Корнилиевом Комельском мон-ре . А. П. часто называют учеником прп. Корнилия Комельского, что, однако, не подтверждается ни житиями, ни др. источниками. 13 сент. 1539 г. А. П. уже в сане иеродиакона по благословению игумена мон-ря прп. Лаврентия Комельского оставил обитель и удалился вместе с прп. Леонидом Пошехонским и неким «черноризцем Бестужем» в глухие места Пошехонья с желанием «создать новый дом Богородицы».

http://pravenc.ru/text/63616.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ († нач. XVI в. (?), близ Вельского погоста (ныне г. Вельск Архангельской обл.)), блж. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в Земле Российской просиявших), Вельский. Источники Блж. Кирилл Вельский. Икона. Нач. XX в. (Вельский краевед. музей) Блж. Кирилл Вельский. Икона. Нач. XX в. (Вельский краевед. музей) Описание явления нетленных мощей К. и совершавшихся при его гробнице чудес содержится в севернорус. «Сказании вкратце о святем Кириле чюдотворце, иже на реке на Ваге, на Вельском погосте». Известны 5 списков «Сказания...» XVII-XIX вв., относящихся к 2 редакциям. Основная редакция, представленная 2 списками (РГБ. Собр. Никифорова. 661, нач. XVII в.; Муз. 4306, XIX в.), создана, видимо, в связи с установлением местного почитания К. (в тексте он назван «святым» и «праведным») после перенесения мощей святого 1 сент. 1587 г. в Никольский храм на Вельском посаде (до 1550 Вельский погост). Основу редакции составляют документальные источники: расспросные речи, записи чудесных исцелений, сделанные со слов священников вельского храма и жителей окрестных деревень. Основная редакция содержит описание 18 чудес: 10 относятся к периоду, предшествовавшему перенесению мощей (1563 - 1 сент. 1587), 8 зафиксированы сразу после перенесения мощей в Никольский храм (сент.-нояб. 1587). Более поздняя Синодальная редакция «Сказания...» существенно отличается от Основной; она представлена 3 вариантами. Список 1783 г. (РГИА. Ф. 796. Оп. 64. Д. 483. Л. 3-7 об.) является копией со «старинной рукописи», приложенной к донесению Архангелогородского и Холмогорского еп. Вениамина (Краснопевкова) от 20 окт. 1783 г. в Святейший Синод. В этом тексте описания чудес, относящихся к разному времени (до и после 1 сент. 1587), переставлены местами, в них указаны имена и прозвания исцеленных, их социальное положение, добавлено недатированное чудо об исцелении некоего Созонта, жителя Важского края.

http://pravenc.ru/text/1840305.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕОНИД Прмч. Адриан и прп. Леонид, Пошехонские чудотворцы. Икона. XIX в. (Успенский кладбищенский храм) Прмч. Адриан и прп. Леонид, Пошехонские чудотворцы. Икона. XIX в. (Успенский кладбищенский храм) († 1549, Адрианов Пошехонский мон-рь (ныне в дер. Андрианова Слобода Пошехонского р-на Ярославской обл.)) , прп. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Пошехонский, Ярославский, основатель пустыни в честь Успения Пресв. Богородицы (см. Адрианов Пошехонский в честь Успения Пресв. Богородицы женский монастырь ). Основным источником сведений о святом является Житие («Житие и подвизи преподобных отець наших игумена Андреяна и старца Леванида, началников честныя обители Успения Пресвятыя Богородицы в Пошехонии, зовомая Андреянова. Списано бысть житие святых тое же обители многогрешным игуменом Алексеем»), известное в 2 редакциях в большом числе списков XVI-XIX вв. Первая редакция (нач.: «Бысть некий черноризец рекомый Бестуж...») составлена игум. Успенского мон-ря Алексием (1570-1573); ее автору было неизвестно местонахождение мощей прмч. Адриана, обретение к-рых состоялось в 1626 г. Самый ранний список датируется кон. XVI в. (РНБ. Погод. 861. Л. 969-981 об., сборник-конволют XVI-XVII вв.). Вторая редакция (нач.: «Сие благословенное древо, преподобномученик Адриан, произрасте в богоспасаемом граде Ростове...»), созданная после обретения мощей прмч. Адриана, представляет собой переработку и сокращение 1-й; редактор исключил остросюжетные эпизоды и яркие бытовые подробности, язык повествования приобрел более книжный характер. Согласно Житию, послушник Л. подвизался в Корнилиевом Комельском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы монастыре . 13 сент. 1540 г. он по благословению игумена мон-ря, прп. Лаврентия , удалился из обители вместе с иеродиак. Адрианом (см. Адриан Пошехонский , прмч.), чтобы «создать новый дом Богородицы». Место для обители на берегу р.

http://pravenc.ru/text/2463403.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕФСИМАНСКАЯ (ИЕРУСАЛИМСКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Гефсиманская (Иерусалимская) икона Божией Матери. 1701 г. Кирилл Уланов (?) (Успенский собор Московского Кремля) Гефсиманская (Иерусалимская) икона Божией Матери. 1701 г. Кирилл Уланов (?) (Успенский собор Московского Кремля) получила название в нач. XVIII в., после того как в 1701-1702 гг. в московском Успенском соборе поновлялся и был украшен новым драгоценным окладом древний (XI в.) чудотворный образ Богоматери, происходивший из Софийского собора в Новгороде. До этого времени икона именовалась Корсунской (т. е. из Херсонеса, или Корсуни), как и датированные тем же временем др. «корсунские» иконы Софийского собора - «Апостолы Петр и Павел» (НГОМЗ) и «Спас Златая Риза» (под записями XIV, XVII и XIX вв.; Успенский собор Московского Кремля). Так ее впервые называет Новгородская III летопись под 1438/39 г. (Новгородские летописи. СПб., 1879. С. 271; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 2. С. 491) при описании чуда явления древних и давно почивших новгородских владык ночевавшему в Софийском соборе пономарю Аарону, к-рый увидел, как святители поочередно входили в алтарь, а затем молились перед Корсунской иконой Божией Матери. Чудо было истолковано новгородским архиеп. Евфимием II как знак небесного покровительства Новгороду, и в честь этого события был учрежден праздник, отмечавшийся 12 окт. На рубеж XV и XVI вв. приходится распространение списков иконы Божией Матери «Гефсиманская-Иерусалимская». В Описях московского Успенского собора XVII в. икона упоминается как «Образ пречистые Богородицы Одигитрие обложен серебром, письмо корсунское» (стб. 296) или «греческое письмо» (стб. 389-390). Опись 1701 г. впервые именует ее «образ пресвятыя Богородицы Гефсиманския» (стб. 624). В том же году при поновлении иконы, вероятно царским изографом Кириллом Улановым , на ее нижнем поле была исполнена надпись на греч. и рус. языках, излагающая легендарную историю иконы.

http://pravenc.ru/text/164925.html

Прп. Моисей Угрин. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) († сер. 60-х - нач. 70-х гг. XI в., Киево-Печерский монастырь), прп. (пам. 26 июля, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, 7 мая - в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова мон-ря), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий. Основные сведения о М. У. содержатся в древнейшей части Киево-Печерского патерика , где ему посвящено Слово 30 («О преподобнем Моисии Угрине»), написанное прп. Поликарпом (нач. 30-х гг. XIII в.) по просьбе киево-печерского архим. прп. . О нем прп. Поликарп упоминает и в Слове 29 («О многотерпеливем Иоанне Затворнице»). Краткие известия о М. У. находятся также в поздних источниках: Тверском сборнике - летописном памятнике XVI в. и Житии прп. Ефрема Новоторжского, составленном в XVII в. на основе житийного текста кон. XVI в. (автором последнего принято считать иеромонаха Юрьева новгородского мужского монастыря Иоасафа). Впрочем, эти сведения не имеют самостоятельного значения, поскольку восходят к рассказу Патерика. О М. У. сообщало несохранившееся древнее Житие прп. Антония Печерского (кон. XI в.). На это указывают слова, к-рыми прп. Поликарп завершает рассказ о чудесном исцелении святым одного из киево-печерских монахов, одержимого плотской страстью: «Се же вписано есть в житии святаго отца нашего Антониа, еже о Моисеи, бе бо пришел блаженный в дьни святаго Антониа» ( Абрамович. 1991. С. 148). По мнению А. А. Шахматова , Житие прп. Антония было основным источником сведений прп. Поликарпа в его работе над жизнеописанием М. У. Согласно др. т. зр., высказанной Ю. А. Артамоновым, ссылка агиографа на Житие прп. Антония («Се же вписано есть..») имеет отношение только к рассказу о чуде. Прп. Поликарп не прибегал к обширным заимствованиям из письменных источников, а только использовал их для воссоздания исторической канвы своего повествования, о чем свидетельствуют ссылки агиографа на «Повесть временных лет» (далее: ПВЛ) и Житие прп. Феодосия Печерского (согласно Артамонову, составлено в нач. XII в.). Пересказывать Житие прп. Антония или делать обширные выписки из его текста не имело смысла, поскольку оно было хорошо известно читательской аудитории прп. Поликарпа ( Артамонов. 2001. С. 24-29). В. Д. Королюк полагал, что основным источником рассказа о М. У. являлась светская повесть, основанная на памятнике польского происхождения. Однако этот вывод не был подкреплен соответствующим источниковедческим анализом ( Королюк. 1952. С. 72).

http://pravenc.ru/text/2564012.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГРИЦКАЯ СМОЛЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Игрицкая Смоленская икона Божией Матери. Нач. XIX в. (Александро-Антониновская ц., Кострома) Игрицкая Смоленская икона Божией Матери. Нач. XIX в. (Александро-Антониновская ц., Кострома) (празд. 28 июля), чудотворный образ, один из наиболее почитаемых в Костромском крае. И. и. обретена в 1620 г. в 15 верстах к югу от Костромы, вблизи совр. дер. Песочной (Костромской р-н). По меньшей мере с 1-й пол. XVI в. в Игрицах (Игрицы, или Игрищи,- название находящегося рядом с погостом урочища, где с незапамятных времен ежегодно 29 июня устраивались игрища) существовал церковный погост во имя свт. Николая Чудотворца (Великорецкого). В 1571 г., после эпидемии чумы, строения погоста были заброшены. В рукописной повести 1665 г. «Явление Пречистого и чюдотворного образа Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, честнаго и славнаго ея Одигитрея, иже на реце Песочне» говорится, что 12 июня 1620 г. пастухи из соседней дер. Савинской, зайдя в полуразрушенную Никольскую ц., «зело престаревшую, яко разрушения еже и углом разпадшимся», увидели в ее алтаре на престоле образ Смоленской иконы Божией Матери, сияющий красками «яко новописан» (ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. Д. 371. Л. 117; не опубл.). После водосвятного молебна перед И. и. произошло исцеление бывшего 5 лет слепым местного помещика, «болярского сына» Емельяна Ивановича Исаева (по тексту некоторых списков повести, Савина). К И. и. началось паломничество окрестных жителей. Вскоре на месте обретения образа поселились костромичи Потапий, Григорий, Карп и Андрей, позднее принявшие монашеский постриг. По благословению патриарха Филарета в 1624 г. посадским человеком Костромы Архипом Васильевым «с товарищи» на месте бывш. погоста был основан Богородицко-Игрицкий мужской монастырь в честь Смоленской иконы Божией Матери, ставший через неск. лет большой и благоустроенной обителью. По сведениям писцовой книги 1627-1628 гг., в центре обители высился деревянный клетский «с трапезою, на подцерковье с папертьми» храм в честь Смоленской иконы Божией Матери с Никольским приделом.

http://pravenc.ru/text/293521.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОСТРОБРАМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Чудотворная (празднование православное - 26 дек./8 янв.; католическое - 16 нояб.). История и почитание образа Согласно последним изысканиям, О. и. была написана в 20-30-х гг. XVII в. неизвестным европ. художником. Очевидно, тогда же она была помещена в нишу на внутренней стене Острой (Медницкой) брамы (ворот) в г. Вильна (совр. Вильнюс), построенной в нач. XVI в. Название ворот происходит от названия района Вильны Острый конец; по-литовски ворота Аушрос (ворота Зари). История О. и. и ее почитания прослеживается с 1671 г., когда при ней на воротах была построена 1-я, деревянная часовня. После пожара в 1711 г. она была перестроена в камне, во время работ в 1711-1712 гг. О. и. находилась в стоящем рядом костеле св. Терезы при мон-ре босых кармелитов. До 1845 г., когда мон-рь упразднили, вход в часовню был возможен только с его территории, в связи с чем женщин туда не допускали, а общественные службы проводили на улице перед часовней. Остробрамская икона Божией Матери. 20–30-е гг. XVII в. (надвратная часовня Острой брамы, Вильнюс) Остробрамская икона Божией Матери. 20–30-е гг. XVII в. (надвратная часовня Острой брамы, Вильнюс) Икона написана на дубовой доске в масляной технике по тонкому слою мелового грунта. При позднейших многочисленных поновлениях авторская живопись, за исключением лика, была полностью записана с сохранением общей композиции, но с изменением рисунка пальцев скрещенных ладоней Богоматери. Первую реставрацию образа выполнил в 1927 г. варшавский худож. Я. Рутковский: доска с оборота была спаркетирована, живопись укреплена, поздние записи оставлены. Вторую реставрацию провела в 1997 г. Я. Билотене (Художественный музей Литвы), поздние записи были частично удалены, а утраты авторской живописи затонированы. Серебряный позолоченный чеканный оклад иконы состоит из неск. разновременных частей, наиболее ранние из к-рых (пластины, закрывающие верхнюю часть одежд Богоматери) относятся к посл.

http://pravenc.ru/text/2581661.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконопись НЯМЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 26 июня), чудотворный процессионный, запрестольный двусторонний образ (на обороте - вмч. Георгий Победоносец) XIV в., один из древнейших в Румынии «О ТЕБЕ РАДУЕТСЯ» композиция, иллюстрирующая песнопение Октоиха (богородичен седален 8-го ласа в воскресенье на утрене по 2-й кафизме) ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ (По плоти обрезание Господа, и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа)], праздник, отмечаемый на 8-й день по Рождестве Христовом ОВИНОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, происходящий из Паисиева галичского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы «ОДИГИТРИЯ» [Путеводительница], чудотворная икона К-поля; распространенный в многочисленных вариантах иконографический тип, изображающий Богоматерь с Младенцем Христом на руках ОЛЕГ (ЛЕОНТИЙ) РОМАНОВИЧ (кон. 50-х гг. XIII в.- кон. XIII или нач. XIV в. (?)), прп., вел. кн. Черниговский и Брянский (пам. 20 сент., в Соборе святых Брянской митрополии, и в Соборе Волынских святых) ОЛИМП [Олимпан] (I в. по Р. Х.), ап. от 70, ученик ап. Петра (пам. 10 нояб., 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 10 нояб. и 30 июня - в Соборе св. апостолов) ОЛИСЕЙ ГРЕЧИН (Гречин Петрович, в иночестве Савва; † 15.03. 1230?), новгородский художник, политический и церковный деятель ОНИСИМ (кон. I - нач. II в. по Р. Х.), апостол от 70, ученик ап. Павла, сщмч. (пам. 15 февр., 4 янв.- в Соборе апостолов от 70) ОНИСИМ (XIII-XVI вв.?), прп. (пам. 21 июля, 4 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе Всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, затворник ОНИСИФОР (2-я пол. XI в.- 1-я пол. XII в.), прп. (пам. 9 нояб., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерский, иером., исповедник

http://pravenc.ru/rubrics/123174_24.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010