XVII в., ВГИАХМЗ) - святой в схиме предстоит Спасителю в числе 28 местных святых (надпись: «преподобный князь Игнатий»). На иконе XVIII в. из ц. Рождества Пресв. Богородицы на Верхнем долу (ВГИАХМЗ) И. в правой группе вверху, рядом со свт. Алексием, митр. Московским; на иконе XVIII в. (ГРМ) - крайний справа в нижней части группы; на иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (ц. прав. Лазаря в Вологде), выполненной в живописной манере, коленопреклоненный святой слева в 1-м ряду, с длинными четками на руке. На иконе 1779 г., написанной вологодскими мастерами Димитрием и Иваном Сумароковыми для ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды (ВГИАХМЗ), И., с раздвоенной на конце светло-коричневой бородой без проседи, в голубой схиме, красной мантии, охристой рясе, изображен припадающим к Спасителю, напротив прп. Димитрия. Варианты композиции известны также в произведениях XVIII-XIX вв. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье, из ц. Спаса Преображения на Болоте, из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского в Вологде (ВГИАХМЗ). В XVII-XX вв. изображения И. и прп. Димитрия как св. покровителей Спасо-Прилуцкого мон-ря дополнялись видом обители. Наиболее ранний пример - на иконе сер. XVII в. (после 1654, ГМЗК): преподобные держат модель обители (вид с сев. стороны) (см.: Полякова. 2006. С. 202). Подобным образом И. изображен в среднике житийной иконы прп. Димитрия Прилуцкого 2-й пол. XVIII в. из ц. вмч. Георгия Победоносца на Наволоке в Вологде (ВГИАХМЗ). На иконе 1-й пол. XVIII в. из Горнего Успенского мон-ря Вологды (ВГИАХМЗ) Прилуцкие чудотворцы изображены вполоборота друг к другу с развернутыми вверх свитками (текст у И.: «Господи Владыко, Царю Святый, помилуй призывающих имя Твое святое…»), между фигурами - панорама обители. Аналогичное изображение в иконописной манере - на иконе XIX в. из кафедрального собора Рождества Богородицы Вологды (И. в схиме простирает руку к Спасителю, изображенному над церковными строениями). На нек-рых иконах XIX в. прп. Димитрий и И.

http://pravenc.ru/text/293415.html

Напротив гробницы прп. Димитрия в XIX в. располагался киот с иконой Божией Матери «Страстная» (XVII в.; ВГИАХМЗ), к-рая в описях мон-ря ошибочно называ-лась келейной иконой основателя. Наиболее ранней из сохранившихся икон является каменная икона Божией Матери «Троеручица» (нач. XV в.; ВГИАХМЗ).В Д. м. по-читались иконы Божией Матери - «Корсунская», «Казанская» (XVII в.; ВГИАХМЗ) и «Скоропослушница» с частицами мощей, привезенная 17 янв. 1910 г. из афонского мон-ря вмч. Пантелеимона. К 2007 г. в Димитриевской ц. находится др. икона «Ско-ропослушница» работы афонских иконописцев 1889 г., перед к-рой каждую пятницу братия совершает молебен. В Димитриевской ц. хранился т. н. Киликийский крест (1-я пол. XVI в.; в наст. время в ВГИАХМЗ), к-рый игум. Арсений носил в 1552 г. в Москву для моления пе-ред Казанским походом Иоанна IV Васильевича. Среди церковной утвари Д. м. вы-сокохудожественным уровнем исполнения отличаются литургические сосуды, водо-святная чаша работы нижегородских серебряников - вклад Нижегородского митр. Филарета († 1694) (потир и чаша находятся в ВГМЗ). Из убранства гробниц сохра-нились покровы, выполненные в московских мастерских: 1-й трети XVI в. и два (на раки преподобных Димитрия и Игнатия Прилуцких) сер. XVII в.- вклад боярина И. Д. Милославского (ВГИАХМЗ). Замечательными произведениями церковного лице-вого шитья являются пелена «Свт. Николай Можайский» 60-х гг. XVI в., вероятно, работы мастерской Евфросинии Старицкой, литургические покровы 60-х гг. XVII в. из сольвычегодских строгановских мастерских (ВГИАХМЗ). В Д. м. отмечался 3 июня праздник Сретения чудотворной иконы прп. Димитрия Прилуцкого. Установление праздника связано с присылкой в 1503 г. вел. кн. Иоан-ном III в Вологду образа прп. Димитрия в память о помощи святого рус. войскам и о явлении святого вел. князю во время похода на Казань 1487 г. Чудотворный образ был встречен горожанами во главе с Вологодским и Великопермским еп. Никоном (икона, присланная в Вологду, не сохр. В кон. XV или в нач. XVI в. художником круга прп. Дионисия Глушицкого был написан образ прп. Димитрия; ныне в ВГИ-АХМЗ). В память об этом событии ежегодно устраивался крестный ход из города в мон-рь, где правящий архиерей с настоятелем обители и клириками епархии служил литургию; затем совершался молебен прп. Димитрию, и  крестный ход возвращался в Вологду. Празднование продолжалось 3 дня. По сообщению еп. Вологодского Из-раиля, «издревле» икону носили крестными ходами также по соседним с мон-рем селениям «по особенной просимости жителей вследствие данного ими обета в особо назначенные ими самими дни».

http://sedmitza.ru/text/569246.html

Преподобные Евфимий и Харитон Сянжемские. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей с Вологодскими чудотворцами» Преподобные Евфимий и Харитон Сянжемские. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей с Вологодскими чудотворцами» На иконах XVIII-XIX вв. «Спас Вседержитель с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами» Е. обычно представлен рядом с учеником Х. и др. пострижеником Спасо-Каменного мон-ря, прп. Александром Куштским. К наиболее ранним их изображениям в сонме Вологодских святых относится икона 3-й четв. XVII в. (под записью XIX в.) из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком мон-ре (ВГИАХМЗ). Е. помещен слева, в одном ряду с Х. и прп. Иоасафом Каменским, в знак принадлежности к братии Спасо-Каменной обители. Изображен вполоборота вправо, в монашеском одеянии, с куколем на плечах, руки перед грудью в молитвенном жесте, волосы и средней длины широкая борода с небольшой проседью. Прп. Евфимий Сянжемский. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель с Вологодскими чудотворцами». Иконописцы Димитрий и Иван Сумароковы. 1779 г. (ВГИАХМЗ) Прп. Евфимий Сянжемский. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель с Вологодскими чудотворцами». Иконописцы Димитрий и Иван Сумароковы. 1779 г. (ВГИАХМЗ) На иконах этого извода 1-й пол. XVIII в. из ц. Спаса Преображения на Болоте и XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье в Вологде, на образе «Иисус Христос Великий Архиерей с Вологодскими чудотворцами» 3-й четв. XVIII в., на иконе 1779 г. письма Димитрия Сумарокова и его сына Ивана, происходящей из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды (все в собр. ВГИАХМЗ), на образе XVIII в. предположительно работы великоустюжского мастера (ВУИАХМЗ) Е. изображен, как правило, седым или со значительной проседью, с большими залысинами на лбу и короткими волнистыми волосами, длина и ширина бороды варьируются - пышная и окладистая до середины груди или более длинная, сужающаяся книзу, со слегка раздвоенным кончиком, иногда клинообразная, что более соответствует предписаниям иконописных подлинников. Иначе выглядит Е. на иконе нач. XIX в. из вологодской семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского (ВГИАХМЗ). Он изображен справа от Иисуса Христа, с прижатой к груди десницей, без лысины, с небольшой проседью, с раздвоенной длинной бородой, лежащей на груди 2 широкими волнами. Рядом с Е. везде изображен Х.- средовек в монашеском одеянии с опущенным на плечи куколем, со слегка волнистыми волосами и широкой окладистой бородой с проседью (иногда с небольшими залысинами на лбу). Исключение составляют иконы 1-й пол. XVIII в. из ц. Спаса Преображения на Болоте и XVIII в. неизвестного происхождения (ВГИАХМЗ), где оба чудотворца представлены с длинными лопатообразными бородами со значительной проседью, но Х. изображен менее седым. На подобных иконах руки Х., как правило, в жесте моления, в произведении Сумароковых скрещены перед грудью.

http://pravenc.ru/text/187778.html

Иконы Д. в молении входят в состав 2 деисусных чинов иконостаса - сер. XVII в. из Глушицкой Покровской обители (с развернутым свитком в руке) и кон. XVII - нач. XVIII в. из ц. Успения Богородицы Александрова Куштского мон-ря (обе в собр. ВГИАХМЗ), в обоих случаях Д. изображен в левой части Деисуса. Преподобный представлен на поле левой створки складня ««О Тебе радуется». Суббота всех святых. Шестоднев с избранными святыми» нач. XVII в. строгановской мастерской из собрания П. М. Третьякова (ГТГ) - вместе с прп. Димитрием Прилуцким ( Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 352-353. Кат. 836). Образ Д. помещен в верхнем ряду левой группы на иконе избранных святых XVIII в. из ц. ап. Андрея Первозванного во Фрязинове в Вологде (ВГИАХМЗ), а также в числе святых на полях - на образе «Спас Нерукотворный с избранными святыми» 1-й пол. XVIII в. из вологодской ц. Сретения Господня (ВГИАХМЗ). На двусторонних иконах XVIII в. (ВГИАХМЗ) с изображением Смоленского образа Божией Матери (на лицевой стороне) Д. представлен в молении Спасителю вместе с прп. Онуфрием Великим (на обороте). В минейных циклах Д. изображается под 1 июня рядом с мч. Иустином Римским - напр., на минейной иконе кон. XVI в. и на резных деревянных святцах XVII в. (ВГИАХМЗ). Мч. Иустин Римский и прп. Дионисий Глушицкий. Фрагмент гравюры Г. П. Тепчегорского. 1722 г. (ГЛМ) Мч. Иустин Римский и прп. Дионисий Глушицкий. Фрагмент гравюры Г. П. Тепчегорского. 1722 г. (ГЛМ) В монументальной живописи погрудное изображение Д. в медальоне встречается в росписях 1686-1688 гг. Софийского собора Вологды - в приделе св. Иоанна Предтечи (в диаконнике) на вост. стене под конхой. В живописном убранстве храма Христа Спасителя образ Глушицкого чудотворца был помещен среди др. рус. святых - на зап. арке придела блгв. вел. кн. Александра Невского (70-е гг. XIX в., худож. В. Д. Фартусов) ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 77). В поморских композициях «Собор русских святых» Д. представлен в правой группе преподобных во главе 3-го ряда, рядом с прп. Корнилием Комельским и др. Вологодскими чудотворцами: на иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК); на образе 1814 г. письма Петра Тимофеева из собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 454-455) - погрудно, с непокрытой головой и небольшой бородой, десница поднята с двуперстием; на иконе 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ) - поясное изображение с поднятыми в молитве руками. На иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) - Д. в правой группе преподобных последний в 3-м ряду, волосы и борода с проседью, надпись: «п Дeohuciu Глушидси». На иконе этого сюжета сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ) святой написан в 5-м ряду 4-м слева, тоже вполоборота к центру; на иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) его фигура с благословляющей десницей и свитком в левой руке помещена 2-й слева в 1-м ряду.

http://pravenc.ru/text/178323.html

К ним относятся, напр., иконы XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье и из ц. Рождества Пресв. Богородицы на Верхнем долу в Вологде (ВГИАХМЗ), икона «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами» (3-я четв. XVIII в., ВГИАХМЗ) и др. На иконе «Явление Богородицы и свт. Николая пономарю Юрышу, с русскими чудотворцами» из вологодской ц. Преображения на Болоте (XVIII в., ВГИАХМЗ) К. в коленопреклоненном молении - справа ближайший к центру. Прп. Кирилл Белозерский. Фрагмент иконы «Собор русских чудотворцев». Кон. XVIII — нач. XIX в. Выг (МИИРК) Прп. Кирилл Белозерский. Фрагмент иконы «Собор русских чудотворцев». Кон. XVIII — нач. XIX в. Выг (МИИРК) Изображения К. иногда вводились в композиции «Собор Новгородских святых», как на большой пяднице кон. XIX - нач. XX в. из ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде, куда включены мн. Белозерские чудотворцы, и «Собор Радонежских святых», как на 2 иконах «Собор св. учеников прп. Сергия» 2-й пол. XIX в. из Успенского собора ТСЛ (на зап. грани юго-зап. столпа и на вост. грани сев.-вост. столпа). Образ святого присутствует в уникальной композиции «Собор Печерских и Вологодских святых» 1-й четв. XVIII в. (?) в чеканном окладе 1732 г., изготовленном «тщаниемъ града Вологды купецкаго человека Антона Леонтъева сына Колмогорова» (надпись именует икону образом Божией Матери Печерской, ВГИАХМЗ). В центре композиции - Богородица в короне (тип Оранты), вокруг - сонм Киево-Печерских и Вологодских чудотворцев; ростовой образ К. в схиме - в левой группе предстоящих, в одном ряду с преподобными Иоасафом Каменским, Амфилохием Глушицким и Кириллом Новоезерским. Образ К. обязательно писали на иконах «Собор русских святых» разных иконографических вариантов, напр. на выговской иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), на старообрядческих иконах нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) и 1-й пол. XIX в. из моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР, изображен дважды) и др. Примерами включения образа К. (вместе со свт. Кириллом Александрийским) в минейные циклы являются иконы: «Минея на июнь» кон. XVI в. из ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке в Вологде (ВГИАХМЗ; см.: Рыбаков. 1995. Кат. 81) и «Минея на май и июнь» XVII в. из старообрядческого скита в Судиславле Костромской обл. (поновление - 1-я четв. XIX в., ГРМ); листы из гравированных святцев Г. П. Тепчегорского 1714 и 1722 гг. (экземпляры 2-й четв. XVIII в. в РГБ; см.: Ермакова М. Е., Хромов О. Р. Рус. гравюра на меди 2-й пол. XVII - 1-й трети XVIII в. (Москва, С.-Петербург): Описание колл. отд. изоизданий РГБ. М., 2004. С. 44, 48. Кат. 33. 10, 34. 10); святцы в молитвеннике с месяцесловом кнг. М. П. Волконской, проиллюстрированном в 50-х гг. XIX в. под рук. и при участии Ф. Г. Солнцева (Молитвослов кнг. М. П. Волконской: Работы акад. живописи Ф. Солнцева/Сост.: Г. В. Аксенова. М., 1998. С. 208), и др.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Особую группу составляют изображения Д. (как правило, в левой части композиции) в рост вместе со своим учеником прп. Амфилохием. На иконе XVII в. из ц. ап. Андрея Первозванного во Фрязинове в Вологде (ВГИАХМЗ) Глушицкие чудотворцы предстоят Св. Троице Новозаветной, в нижней части - вид основанного ими монастыря (на записи XIX в.- 2-этажный 5-главый собор с примыкающей к нему 3-ярусной колокольней). На подобной иконе XVIII в. (ГРМ) с изображением обители святые обращаются в молитве к Спасу Еммануилу, на иконе-пяднице нач. XVII в. из Глушицкого Сосновецкого монастыря (ВГИАХМЗ) - к Нерукотворному образу Спасителя, внизу между ними - 6-гранный колодец под сенью (возможно, надкладезная часовня мон-ря). На обороте двусторонней иконы «Спас Нерукотворный. Преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие» сер. XVIII в. (ЦМиАР) святые представлены на фоне условного пейзажа, на прориси с образа XVIII в. (?) (ГРМ) они поддерживают руками обитель с 5-главым собором ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 93). Образ XIX в. (ВГИАХМЗ) в отличие от большинства изображений представляет святых в виде седовласых старцев, левая рука Д. прижата к груди, правая с раскрытой ладонью опущена. Изображение Д., в монашеском одеянии, с непокрытой головой, с темной бородой среднего размера, как правило, рядом с прп. Амфилохием, встречается на мн. иконах Спаса Вседержителя с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами, происходящих из церквей Вологды (в наст. время в собр. ВГИАХМЗ): напр., на образе 3-й четв. XVII в. (под записью XIX в.) из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком монастыре; на иконе XVIII в. из ц. Сретения Владимирской иконы Божией Матери - в правой группе в поясном поклоне; на иконе XVIII в. из ц. Рождества Богородицы на кладбище - в числе 4 наиболее почитаемых местных святых, в коленопреклоненном молении вместе с прп. Амфилохием; на иконе XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье; на образе 1779 г. работы Димитрия Сумарокова с сыном Иваном из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе; на иконе XVIII в. из ц. Рождества Богородицы на Верхнем долу - в правой группе святых; на образе «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами» 3-й четв. XVIII в.- в левой группе; на иконе нач. XIX в. из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского и др. Деисус (Седмица) XVII в. из Димитриева Прилуцкого мон-ря (ВГИАХМЗ) дополнен 2 фигурами припадающих к стопам Иисуса Христа наиболее чтимых Вологодских преподобных - Димитрия Прилуцкого (слева) и Д. (справа).

http://pravenc.ru/text/178323.html

Е. В. Романенко, А. К. Сальников Прп. Арсений Комельский. Икона " Спас-Великий Архиерей, с Вологодскими святыми " . XVIII в. (ВГИАХМЗ). Фрагмент Прп. Арсений Комельский. Икона " Спас-Великий Архиерей, с Вологодскими святыми " . XVIII в. (ВГИАХМЗ). Фрагмент Т. Г. Петрова Иконография Одним из ранних сохранившихся изображений А. К. является икона-пядница 2-й пол. XVII в. (ВГИАХМЗ; происходит из Казанской ц. с. Порошина Вологодской обл.): преподобный представлен в рост, в монашеском одеянии, с куколем на плечах, в молении пред иконой Божией Матери Одигитрия, имеет с проседью волосы и длинную бороду, в правой руке - развернутый свиток с традиц. текстом: «Не скорбите убо братия»; фон пейзажный с изображением белой одноглавой церкви и реки; надпись: «Пр[е]п[о]д[о]бный Арсений иже на Комеле реце вологоцкий чюдотворецъ». Миниатюра с образом святого, стоящего внутри мон-ря, окруженного деревянной стеной,- в рукописном сб. «Жития Вологодских святых», нач. XVIII в. (ГИМ. Увар. 107. Л. 47). Образ А. К. присутствует в композиции «Собор Вологодских святых», напр. на неск. иконах XVIII в. (ВГИАХМЗ), на иконе «Спас Великий Архиерей, с Вологодскими святыми», XVIII в. (ВГИАХМЗ),- слева во 2-м ряду, на иконах «Спас Вседержитель, с предстоящими и припадающими Вологодскими святыми», XVIII-XIX вв. (ВГИАХМЗ), где обычно представлен в левой группе, рядом с прп. Сергием Нуромским и прп. Иннокентием Комельским, как правило, у А. К. характерное удлиненное лицо, темные волосы и лопатообразная борода. В иконописном подлиннике кон. XVIII в. (БАН. Строг. 66. Л. 139) под 24 авг. об облике преподобного сказано: «Сед, брада Власиева, ризы преподобническия, испод празелень». Лит.: Чугреева Н. Н. Преподобный Сергий Радонежский. М., 1992. С. 222-223. Ил. 124; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 60. Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/76294.html

на Кайсаровом ручье Вологды, ВГИАХМЗ); среди них парными прп. Димитрию кроме прп. Игнатия являлись преподобные Сергий Радонежский и Павел Обнорский. К этому типу принадлежат иконы 1-й пол. XVIII в. из ц. Спаса Преображения на Болоте в Вологде; 1779 г. работы вологодских мастеров Димитрия Сумарокова и его сына Ивана из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды; нач. XIX в. из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского и др. (все в собр. ВГИАХМЗ). После установления в 1841 г. церковного празднования Вологодским святым образ Д. присутствует на всех иконах, получивших название «Собор Вологодских святых». С XVI в. образ Д. как особо чтимого или патронального святого заказчика помещался на полях икон, напр. на Корсунской иконе Божией Матери вместе с прп. Кириллом Белозерским, на образе Воздвижения Креста Господня с прп. Варлаамом Хутынским (обе иконы 2-й пол. XVI в., ГТГ). Его изображение входит в многофигурные композиции, прославляющие Богоматерь, как на иконе «Покров Богородицы» сер. XVI в. (ГТГ) - Д. справа, после группы святителей. На 3-створчатом складне с образом «О Тебе радуется» в среднике нач. XVII в. строгановской мастерской (ГТГ) Д. вместе с прп. Дионисием Глушицким написаны на полях левой створки «Суббота всех святых». Преподобный включен в деисусный ряд Походного иконостаса, ок. сер. XVII в. (Покровский собор при Рогожском кладбище в Москве - Древности и духовные святыни старообрядчества: Иконы, книги, облачения, предметы церк. убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора. М., 2005. С. 104-107. 64). Прп. Димитрий Прилуцкий. Каменная икона. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Прп. Димитрий Прилуцкий. Каменная икона. XVIII в. (ВГИАХМЗ) В XVII в. образ Д. с избранными святыми помещался на иконах местного ряда иконостасов вологодских церквей, отражая сугубое почитание святого в Вологде и окрестностях. Его образ, как правило, сопоставлялся со святыми, к-рым в храмах были посвящены престолы: с прп. Герасимом Вологодским и свт. Иоанном Милостивым - в Троицкой ц. на Кайсаровом ручье (2-я пол.

http://pravenc.ru/text/178017.html

XVII в., СИХМ; см.: Силкин. 2002. С. 332, 334-335. Кат. 138). Кроме того, иногда эта иконография с различной мерой уподобления переносилась на изображения др. преподобных (один из ранних примеров - средник вологодской иконы «Прп. Сергий Радонежский, с 12 клеймами жития» 1-й трети XVI в., Собрание икон при поддержке Фонда св. всехвального ап. Андрея Первозванного, Москва). Прп. Кирилл Белозерский. Икона. 1624 г., запись — XIX в. (ВГИАХМЗ) Прп. Кирилл Белозерский. Икона. 1624 г., запись — XIX в. (ВГИАХМЗ) Нек-рые иконы этого извода имеют сопроводительные тексты. Напр., образ 1624 г. (под записью XIX в., ВГИАХМЗ), согласно резной надписи по полю древнего киота, есть «изоображение и во все(м) подобие и мера з живописнаго образа чюдотворца Кирила по желанию и вере грешнаго черньца Фла[виана?]», т. е. он был скопирован по заказу монаха, возможно старца Кириллова Белозерского мон-ря Флавиана, почившего в 1633 г. и погребенного возле Успенского собора. Текст повторяется в гравированной надписи 50-х гг. XIX в. на металлической пластине внутри киота («Находящаяся в сем киоте св. икона… замечательна своею древностию, о которой свидетельствует вырезанная на краях сего киота надпись следующаго содержания…»). В 1852 г., «при протоиерее Николае Ламанском, старостой купцом Николаем Колесовым» икона была украшена серебряным окладом. Позднее на обороте доски появилась еще одна запись - о том, что «в 5 нед[елю] Вел[икого] Поста в 1925 г. чистила эту икону раба Божия Мария Булатова...». Икона происходит из вологодской ц. во имя К. в Рощенье. Прп. Кирилл Белозерский. Икона. Кон. XVI — нач. XVII в. (ЦМиАР) Прп. Кирилл Белозерский. Икона. Кон. XVI — нач. XVII в. (ЦМиАР) Более идеализированный тип изображения К. был создан московским иконописцем Дионисием в кон. XV - нач. XVI в. в свойственной этому мастеру изысканной по рисунку, ритмически выразительной и декоративной манере. Имя знаменитого иконника было внесено в синодики Кириллова мон-ря нач. XVI и XVII в. (РГАДА. Ф. 181. 539; РНБ. Кир.-Бел.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Л. 130; посл. треть XVII в.); «Григорий подобием изчерна надсед, брада аки Димитрия Прилуцкаго, ризы монашеския; Кассиан подобием надсед, брада подоле Николины, проста, власы на главе с ушей, кудряв, ризы монашеския» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 59); «Григорий надсед, брада проста Николина, власы толсты, ризы преподобническия» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 107); «Григорий сед и мало плешив, брада аки у Димитрия чудотворца, риза преподобническая» (РНБ. Погод. 1931. Л. 213 об., 20-е гг. XIX в.). Изображения Г. и К. обычно рядом встречаются на неск. иконах Спаса Вседержителя с сонмом предстоящих и припадающих Вологодских святых XVIII-XIX вв., напр. на образе XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье в Вологде (ВГИАХМЗ). 2 подписных произведения этого извода - икона 1778 г. из кафедрального Троицкого собора Архангельска (АМИИ), к-рую исполнил «Лазарь Климов Ершов со товарищи», и образ 1779 г. работы вологодских мастеров Димитрия Сумарокова и его сына Ивана из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды (ВГИАХМЗ) - созданы по единому иконографическому образцу, близки по стилистике, что выразилось не только в подборе и типах святых, но и в элементах декора и пейзажа (возможно, Сумароковы работали в артели Л. К. Ершова). Г. изображен справа в 3-м ряду сверху, рядом с К., облачен в вишневую мантию, охристый подризник, куколь опущен на плечи; правой рукой он придерживает параман, левая - в молении перед грудью. У преподобного окладистая борода до середины груди с разделкой на пряди и короткие волнистые волосы шапкой, обрамляющие широкий лоб. К.- в мантии холодного оттенка, с русыми волосами и средней величины бородой, руки раскрыты ладонями перед грудью. На аналогичных иконах 1-й пол. XVIII в. из ц. Спаса Преображения на Болоте в Вологде и нач. XIX в. из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского (ВГИАХМЗ) Г. имеет широкую прямую бороду и короткие волосы, руки подняты в молении, у К. борода короче, руки - в молитве или скрещены на груди.

http://pravenc.ru/text/166842.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010