Раббат А. Асар аш-шаркийя. – (Антун Раббат). Асар аш-шаркийя фи макатиб Ба-рис (Восточные документы в парижских библиотеках)/аль-Машрик. VI. 1903. С. 85–90, 501–510. Раббат А. Ат-таваиф аш-шаркийя. – Раббат А. Ат-таваиф аш-шаркийя ва бид‘ат аль-кальвинийин фи-ль-джейль ас-саби‘ ашар (Восточные общины и кальвинистская ересь в XVII века)/аль-Машрик. 1903. С. 971–3; 1904. С. 766–773, 795–803. Райт – Райт В. Краткий очерк истории сирийской литературы. СПб. 1902. Рансимен С. – Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия. М. 1998. Рзянин А.А. – Рзянин А.А. Грузинский вопрос во внешней политике Московского царства в 1 пол. XVII века (1613–1652)/а/р., Тб. 1955. Ришар Ж. – Ришар Ж. Латино-Иерусалимское королевство. СПб. 2002. Родионов М.А. – Родионов М.А. Марониты. Из этно-конфессиональной истории Восточного Средиземноморья. М. 1982. Рустум А. – Рустум Асад. Каниса мадинат Алла Антакийя аль-‘узма ( Церковь великого града Божия Антиохии). Ч. 3. Бейрут. 1988. Селезнев М. – Путешествие патриарха Досифея, с религиозным и политическим состоянием Грузии до XVII века/Селезнев М. Руководство к познанию Кавказа. Кн. 1. СПб. 1847. С. 1–178. Семенова Л.Е. Княжества Валахия и Молдавия. – Семенова Л.Е. Княжества Валахия и Молдавия. Кон. XIV – нач. XIX в. Очерки внешнеполитической истории. М. 2006. Скабаланович Н. – Скабаланович Н. Политика турецкого правительства по отношению к христианским подданным и их религии/Христианское чтение. 1878. Ч. II. С. 423–464. Смилянская И.М. Османское провинциальное управление и общественные институты в Сирии XVIII века/Государственная власть и общественно-политические структуры в арабских странах. М. 1984. С. 51–80. Смилянская И.М. Социально-экономическая структура. – Смилянская И.М. Социально-эко-номическая структура стран Ближнего Востока на рубеже Нового времени. М. 1979. Соколов И.И. Дидаскал Иаков Патмосский. – Соколов И.И. Дидаскал Иаков Пат-мосский. Очерк из истории духовного просвещения в Сирии и Палестине в XVIII веке/СИППО. 1909. С. 321–351.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

значения текста. Не отказываясь от аллегории как от ведущей к произвольному толкованию ( Hieron. In Is. 5. Praef. и др.), блж. Иероним предпочитает использовать типологическое толкование, согласное с новозаветным пониманием текста И. п. к. Основная цель толкования И. п. к.- найти подтверждение исполнения пророчеств в пришествии Христа и в бытии Церкви ( Abel F. M. Saint Jérôme et les propheties//RB. N. S. 1916. Vol. 13. P. 423-240; 1917. Vol. 14. P. 247-269; Jay. 1985. P. 362-372; Bodin Y. Saint Jerôme et l " Eglise. P., 1966). Блж. Иероним комментирует И. п. к. еще в 2 посланиях - 18A и 18B (CSEL. 54. P. 73-96, 97-103). Послание 18A (De Seraphim) ( Hieron. Ep. 18A (CSEL)=Ep. 18. 1-16 (PL)) составлено в 380-381 гг. в К-поле. В послании 18B, посвященном Ис 6. 6-8, блж. Иероним резюмирует толкования соответствующих текстов комментария на И. п. к. Оригена (ср.: Nautin P. Le «De Seraphim» de Jérôme et son appendice «Ad Damasum»//Roma renascens. Fr./M.; N. Y., 1988. P. 279-281; см. критику: Gryson, Szmatula. 1990). Толкование на Ис 1. 1-5 ( Hieron. In Esaia parvula adbreviatio//PL. 24. Col. 937-942; CCSL. 73A. P. 803-809; CPL, N 585), возможно, всего лишь незаконченная проповедь блж. Иеронима, произнесенная в Вифлееме (см.: Gryson R. Répertoire général des auteurs ecclésiastiques latins de l " antiquité et du haut Moyen Âge. Freiburg i. Br., 2007. T. 1. P. 539). В 402 г. блж. Иероним перевел небольшой трактат еп. Феофила «Против Оригена о видении Исаии» ( Hieron. Contra Origenem de visione Isaiae// Sancti Hieronymi presbyteri/Ed. G. Morin. Maredsoli; Oxoniae, 1903. Pars 3: Tractatus sive Homiliae in Psalmos quattuordecime. P. 103-122; см.: Altaner B. Wer ist der Verfasser des Tractatus in Isaiam VI 1-7?//ThRv. 1943. Bd. 42. S. 147-151; Chavoutier L. Querelle origéniste et controverses trinitaires а propos du Tractatus Contra Origenem de visione Isaiae//VChr. 1960. Vol. 14. P. 9-14). Среди мн. миссионерских толкований И. п. к. можно выделить 8 кратких гомилий свт. Зинона Веронского (кон. III/нач. IV в.- 12 апр. 370/1) на Ис 1 и 5, отмеченных подчеркнутым антииудейским тоном ( Zeno Veron. Tract. 2. 22-29, и др.). Блж. Августин (354-430) не оставил комментария или гомилии на И. п. к. Ссылки на И. п. к. и особенно на 4-й гимн Раба Господня, встречающиеся в его работах, в общем отражают предшествующие толкования. Можно отметить частое использование Ис 7. 9b из LXX в его рассуждениях об отношении веры и разума ( Aug. De doctr. christ. 2, 12; Idem. Serm. 43. 7; ср.: Idem. De ver. rel. 8. 4-5; Idem. Tract. in Ioan. 15. 24; 29. 6; и др.; Jay P. Jérôme et Augustin, lecteurs d " Isaïe: A propos du Tractatus de psalmo 96 de Jérôme//Charisteria Augustiniana: Oroz Reta dicata. Madrid, 1993. T. 1. P. 291-302).

http://pravenc.ru/text/674802.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН († между 820 и 829), свт. (пам. визант. 17 дек.), митр. Сардский, исп. Сведения о жизни И. чрезвычайно скудны. Единственным источником являются письма прп. Феодора Студита (Ep. 157, 451// Theodorus Studita. 1992. Vol. 2. P. 278-279, 638). Известно, что И. стал преемником митр. Евфимия Сардского, после того как тот был низложен и отправлен в ссылку (кон. 803 - нач. 804). Впосл. И. также пострадал от преследований имп. Льва V (813-820). Он предстал перед иконоборческим Собором в 815 г., после к-рого был сослан и заключен в крепость. Прп. Феодор Студит восхищался его стойкостью в противостоянии иконоборцам, а также сожалел о тяжелой болезни И. (Ep. 451//Ibid. P. 638). Существует также письмо, адресованное Навкратию, где прп. Феодор Студит упоминает о слухах, согласно к-рым будто бы был обезглавлен епископ Сардский, «какой именно, не определено» (Ep. 415//Ibid. P. 578-580). Ж. Паргуар считает, что здесь подразумеваются Евфимий и И., т. к. в то время они оба были живы и находились в ссылке ( Pargoire. 1901/1902. Р. 160-161). Последнее послание, адресованное И., написано в период правления имп. Михаила II Травла (820-829) ( Theodorus Studita. 1992. Vol. 1. P. 418), после этого упоминания об И. не встречаются. Т. к. в письме сказано о тяжелой болезни епископа и его преклонных летах, можно предполагать, что вскоре после этого он скончался. В визант. традиции с именем Иоанна Сардского связан целый ряд сочинений, к-рые можно разделить на 2 типа. Во-первых, это агиографические сочинения: Жития вмц. Варвары (BHG, N 215i; не изд.) и мч. Никифора (BHG, N 1334; изд. С. Евфимиадисом в 1991, является переложением древнего Мученичества BHG, N 1331). Во-вторых, риторические сочинения: Схолии к Гермогену и Комментарии на «Прогимнасмы» Афтония. Оба сочинения были обнаружены и изданы Х. Рабе в Лейпциге в 1928 и 1931 гг. Источниками для создания Комментариев на «Прогимнасмы» Афтония послужили сочинения александрийских комментаторов Аристотеля, а также «Прогимнасмы» Феона и Сопатра (ныне утраченные).

http://pravenc.ru/text/468957.html

Свт. Геннадием был составлен «Окозрительный устав» (или «Последование церковного пения и собрания вселетнего»), призванный облегчить практическое применение введенного в XV в. в Новгородской епархии Иерусалимского устава. Кроме того, ко времени архиерейского служения свт. Геннадия относится 1-е свидетельство (в «Повести о белом клобуке») совершения рус. архиереем «шествия на осляти» в Вербное воскресенье. В дек. 1492 г., после несбывшихся эсхатологических ожиданий, свт. Геннадий по просьбе митр. Московского Зосимы составил новую пасхалию на 70 лет, разослав ее по епархии с посланием соборному духовенству (ПДРКП. Стб. 801-803. 119). Важнейшим достижением книжников и переводчиков, работавших при Новгородском владычном дворе в кон. XV - нач. XVI в., т. н. Геннадиевского кружка (см. в ст. Геннадий , свт., архиеп. Новгородский), стало создание к 1499 г. Геннадиевской Библии - 1-го полного свода библейских книг в истории слав. кириллической письменности. Несмотря на то что вслед. конфискационной политики московских властей Дом Св. Софии нуждался в средствах, на Новгородского владыку была возложена обязанность финансирования строительства нового каменного Детинца, которое было начато в 1484 г. еще при архиеп. Сергии, и закончено, вероятно, в 1490/91 г. ( Мильчик М. И. Итальянские мастера - строители Ивангородской крепости//НИС. СПб., 1995. Вып. 5(15). С. 186-188, 201; Гордиенко. 2001. С. 49, 100): треть средств должен был выделить архиепископ, две трети - вел. князь (ПСРЛ. Т. 18. С. 270; Т. 43. С. 209; Т. 4. Ч. 1. С. 459). В дек. 1499 г. свт. Геннадий в сопровождении новгородского духовенства дважды ходил крестным ходом «около города новаго каменного» и «около города старого... деревеного» с молением «о государех великих князех (об Иоанне III и о его сыне Василии.- М. П.), и о всем православном христианстве» (ПСРЛ. Т. 30. С. 152-154). С 1491/92 г. велось описание Новгородской земли московскими писцами, с 1495/96 г. сохранились писцовые книги отдельных новгородских пятин (Писцовые книги Новгородской земли. М., 1999. Т. 1). В янв. 1499 г. на Новгородской земле после длительного перерыва возобновилось изъятие у Церкви недвижимой собственности - «поимал князь великои в Новегороде вотчины церковные, и роздал детем боярским в поместье, монастырьские и церковные, по благословению Симона митрополита» (ПсковЛет. Вып. 2. С. 252). Только в Деревской пятине Новгородской земли кафедра лишилась 75% владений, мон-ри и отдельные храмы потеряли 27% земель, но получили частичную компенсацию (реальная убыль составила 16%), всего Церковь лишилась 48% вотчин ( Фролов. 2004. С. 58-60).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Theodoricus. De natura corporis et animae. II//PL. 180. Col. 724). Впрочем, следуя мистической традиции своего ордена, Вильгельм не останавливался на этом и указывал еще 3 уровня жизни Д. согласно тому, «что может душа по отношению к самой себе» (имеются в виду любовь и познание Бога, а также сохранение праведности). Облачение праведных душ в белые одежды. Роспись Троицкого собора Данилова мон-ря в Переславле-Залесском. 1530-1532 гг. Облачение праведных душ в белые одежды. Роспись Троицкого собора Данилова мон-ря в Переславле-Залесском. 1530-1532 гг. Особо выделялись 5 телесных чувств (зрение, осязание, слух, обоняние, вкус). Значительная часть мыслителей понимала чувства (sensus) в смысле «органов чувств», а потому описывала их как принадлежащие телу, а не Д. (habet corpus quinque sensus - Alcherus Clarevallensis. De spiritu et animae. 22, 32//PL. 40. Col. 795, 803). При этом сами акты чувств безусловно приписывались Д.: «Акт чувственного восприятия принадлежит не телу, но душе, осуществляющей его при помощи тела… что же касается того, что пять чувств души называются телесными… то это так потому, что посредством тела осуществляется чувственное восприятие или побуждается воля» ( Abaelardus. Expositio in Epistolam Pauli ad Romanos. I 2//PL. 178. Col. 812-813). Предпринимались также попытки различения Д., чувств и органов чувств. Так, Вильгельм из Сен-Тьерри полагал, что невидимая и бестелесная Д. действует в отношении видимого и телесного (т. е. в отношении объектов чувственного восприятия) через невидимое, но телесное (т. е. через зрение, слух, осязание и т. д.). При этом такие чувства следует отличать от собственно органов чувств (глаз, ушей и т. д.), к-рые, как и объекты чувственного восприятия, видимы и телесны. Существовало также и альтернативное (восходящее к Халкидию) мнение о том, что чувство есть претерпевание или свойство тела (passio corporis); это мнение упоминал Иоанн Солсберийский, однако неизвестно, насколько оно было распространено. В нач. и сер. XII в.

http://pravenc.ru/text/180712.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОПРИЙ [греч. Κπρης] (IV в.), прп. (пам. 9 июля), иером. Сведения о К. сохранились в «Лавсаике» (Повествовании о жизни святых и блаженных отцов) Палладия, еп. Еленопольского. Во время странствий по егип. пустыне (ок. 388) Палладий познакомился с К., которому к моменту их встречи было почти 90 лет; он являлся настоятелем большого мон-ря (50 чел. братии). Имел дар чудотворения: врачевал болезни, изгонял демонов. На Палладия и его спутников К. произвел впечатление очень смиренного человека; старец говорил, что не он, а его предшественники, преподобные отцы, были истинными чудотворцами. Пока К. беседовал с гостями, в обитель пришел некий местный житель с корзиной, наполненной песком. К. объяснил удивленному Палладию, что местные земли всегда приносили скудный урожай, и крестьяне, когда приняли христианство, пришли в обитель с просьбой помолиться о всходах. К. сказал им, что если они будут верить в Бога, то и песок, который у них под ногами, принесет плод. Крестьяне набрали песок из пустыни и посеяли его вместе с зерном, и с тех пор их земли стали самыми плодородными в Египте, а местные жители ежегодно приходят в обитель за благословением. К. рассказал о неск. эпизодах из своей жизни по просьбе Палладия, который убедил его в том, что его история послужит для духовной пользы слушателей. Однажды преподобный одержал победу в споре с приверженцем ереси манихейства. Тот смущал народ своим лжеучением и не слушал доводов К. Тогда подвижник предложил еретику вместе с ним войти в огонь. Перед К. пламя расступилось, а упирающегося манихея, которого толкнули в огонь свидетели спора, пламя обожгло, и он был посрамлен. К. своей проповедью и чудесами обращал в христианство язычников. Память К. в совр. календаре Элладской Православной Церкви отсутствует. Ист.: Palladius. Lausiac. 54. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 262; Κπρης//ΘΗΕ. Τ. 7. Σ. 802-803. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/2057198.html

В XIX - нач. ХХ в. в Пермской губ. встречались представители ильинцев , в 40-50-х гг. XIX в. проповедь учения на Барачинском заводе Гороблагодатского окр. Пермской губ. вел основатель секты - штабс-капитан артиллерии Н. С. Ильин. В 1907 г. в Перми появились книгоноши, распространявшие ж. «Кронштадтский Маяк», в к-ром утверждалось, что в св. прав. прот. Иоанне Кронштадтском (Сергиеве) воплощен Иисус. Они образовали «монастырь», где состояло ок. 30 чел. К 1914 г. в Перми действовали 2 приюта иоаннитов: мужской (до 20 чел.) и женский (до 40 чел.). В жен. приюте имелась цветочная мастерская, а также велась иконописная и книжная торговля. После революционных событий 1917 г. приюты были закрыты. М. Г. Нечаев Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2347, 2406, 2472, 2536, 2597, 2658, 2720, 2758; ГАПК. Ф. Р-1204. Оп. 1. Д. 10; Оп. 3. Д. 6, 92; Ф. Р-1205. Оп. 2. Д. 2; ПермГАСПИ. Ф. 105. Оп. 27. Д. 133; РГБ. Ф. 247. 840; НБ МГУ. 803, 1574, 1983. Ист.: Варадинов Н. История МВД. СПб., 1863. Кн. 8: История распоряжений по расколу; Мат-лы для географии и статистики России, собр. офицерами Ген. штаба. СПб., 1864. Т. 18: Пермская губ. Ч. 2; Памятная кн. Пермской губ. на 1863 г. Пермь, 1862; То же, на 1880 г. Пермь, 1880; Рукописи Верхокамья XV-XX вв.: Из собр. Науч. б-ки МГУ: Кат./Сост.: Е. А. Агеева, Н. А. Кобяк, Т. А. Круглова, Е. Б. Смилянская. М., 1994. С. 234-245; Немцы в Прикамье. XX в.: [Сб. док-тов и мат-лов]: В 2 т. Пермь, 2006; Общество и власть: Рос. провинция, 1917-1985: Док-ты и мат-лы: В 2 т. Пермь, 2008. Лит.: Палладий (Пьянков), архим. Обозрение Пермского раскола, так называемого «старообрядства». СПб., 1863; Секта «Десного братства» или «Сионская весть»//Пермские ЕВ. Отд. неофиц. 1900. 3. С. 44-50; Шибков И. Заметка о расколе в Добрянском заводе Пермского у.//Там же. 17. С. 286-289; Ляпустин А. Заметка о состоянии раскола в уездах Осинском и Соликамском и миссионерской деятельности против него в 1900 г.//Там же. 1901. 6. С. 192-198; Морозов В. Раскол и его руководители в Кленовской вол.

http://pravenc.ru/text/2580038.html

В адм. отношении в послевоенной Польше Галиция делилась на 4 воеводства: Львовское, Станиславовское, Тарнопольское и Краковское. Согласно офиц. переписи населения от 30 сент. 1921 г., в пределах Галиции проживали лишь 4566 православных, а именно: во Львовском воеводстве - 1438 (в 1924 - 1451 чел.), в Станиславовском - 831, Тарнопольском - 918 и Краковском - 1379 чел. Во Львовском и в Краковском воеводствах православные преимущественно жили в городах и местечках (803 и 1074 чел.). В нач. 1924 г. Мин-во вероисповеданий и просвещения Польши утвердило решение Синода Польской Православной Церкви о распространении ее юрисдикции на Поморское, Познанское, Краковское, Станиславовское, Тарнопольское и Львовское воеводства. В марте 1924 г. по благословению митр. Дионисия (Валединского) в г. Перемышль (Пшемысль) была организована правосл. община, в состав к-рой вошли жители города и соседних повятов, а также эмигранты из России, с Украины и из Белоруссии. Ко времени создания отдельного самостоятельного прихода исполнение обязанностей настоятеля было возложено на военного священника Х корпуса Симеона Федоренко. Сначала богослужения проводились в достаточно просторной каменной часовне, к-рая находилась на военном братском кладбище в пригороде Липовица. На большие праздники в часовне собиралось до 1 тыс. прихожан. В июле 1924 г. церковь посетил протопресвитер правосл. военного духовенства Польши, свящ. Василий Мартыш. Однако Липовицкой церкви не суждено было долго существовать: боясь распространения Православия, представители униат. церкви во главе с еп. Иосафатом Коциловским приложили все усилия для ее закрытия, что и произошло 23 дек. 1924 г. Но правосл. миряне Перемышля за 2 месяца собрали достаточно средств для покупки необходимых предметов церковного обихода и организовали сборную переносную церковь, благодаря чему верующие смогли отпраздновать Пасху и др. праздники. Начиная с 1926 г. все богослужения совершал свящ. Симеон Федоренко в помещении актового зала укр. гимназии, бесплатно предоставленного правосл. общине Советом гимназии, поскольку абсолютное большинство местных прихожан составляли украинцы.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

сын Якова Ефимовича, получил звание придворного поставщика, к-рое не передавалось по наследству. В нач. XX в. мастерская перешла к Н. Я. Ок. 1908 г. игум. Антония (Аносова) заказала ему заклиросные киоты (отделка под цветной фаянс эмалевыми красками с позолотой) для главного храма Вознесенского жен. мон-ря в Тамбове. В 1910 г. художник расписал храм св. прор. Илии (Воскресенский) в Курске, согласно надписи под одной из композиций: «Стенную живопись исполнил придворный поставщик Н. Я. Епанечников». Принимал участие в украшении государева собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе, освященного в 1912 г. к празднованию 300-летия Дома Романовых ( Бардовская Л. В., Ходасевич Г. Д. Феодоровский Государев собор. СПб., 2002. С. 26). В числе его иконописных работ - образ свт. Николая Чудотворца в изысканном серебряном окладе (после 1908, частное собрание), отмеченный влиянием стиля модерн, со штампом на обороте: «Поставщик двора Его императорского величества Н. Я. Епанечниковъ Художественная мастерская цер. […] живописи Москва». Работал как реставратор в Успенском соборе Московского Кремля, в храме Христа Спасителя, в ц. Спаса на Нередице в Новгороде. В 1915 г. его бригада выполнила частичное укрепление фресок Дионисия и заделку трещин в соборе Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря ( Сарабьянов В. Д. История архит. и худож. памятников Ферапонтова мон-ря//Ферапонтовский сб. М., 1988. Вып. 2. С. 47-51). В советское время занимался преимущественно реставрацией, сотрудничал в ЦГРМ, затем во ВХНРЦ. В 30-х гг. вместе с Ю. А. Олсуфьевым и его супругой выезжал в командировки в города России (Новгород, Псков, Тверь, Ярославль), где занимался укреплением древней стенописи. Ист.: РГИА. Ф. 1107. Оп. 1. Ед. 47. Лит.: Вздорнов Г. И. История открытия и изучения рус. средневек. живописи: XIX в. М., 1986. С. 156; он же. Реставрация и наука: Очерки по истории открытия и изучения древнерус. живописи. М., 2006. С. 202, 214; Подписные и датированные иконы из коллекции ПГХГ: Кат. выст. Пермь, 1993. С. 37. Кат. 67; Данченко Е. А., Красилин М. М. Мат-лы к словарю иконописцев XVII-XX вв. (по данным обследований церк. и др. коллекций 1973-1993 гг.)/ГНИИР. М., 1994. С. 16; Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. России. М., 1995. С. 185, 243, 477; Памятники архитектуры Московской обл.: Иллюстр. науч. кат./Под общ. ред. Е. Н. Подъяпольской. М., 1999. Вып. 1. С. 21; Вып. 2. С. 278-279; Дневники св. Николая Японского/Сост.: К. Накамура. СПб., 2004. Т. 4. С. 565, 578, 609, 736-737, 787, 803, 807.

http://pravenc.ru/text/189995.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОМУРТАГ правитель Болгарии (814/5-831), сын хана Крума (803-814). Пришел к власти после внезапной смерти отца (13 апр. 814) и ожесточенной борьбы, приняв титул «канасюбиги» (благословенный правитель). В высеченных на греческом языке надписях именовался правителем от Бога (κ Θεο ρχον), согласно визант. титулатуре. Сохранился один из 2 известных золотых медальонов с изображением О. в одеянии, подобном облачению к-польского василевса, с крестом в руках и в увенчанной крестом короне, также имитирующем изображения императоров на визант. монетах нач. IX в. Нек-рые надписи, выполненные от имени О. на греч. языке, начинаются с крестного знамения и включают датировку годами не только от Сотворения мира, но и «от явления Бога истинного» ( Бешевлиев. 1979. С. 167. 43). В одной из надписей О. обращается к Богу с просьбой даровать ему победу над императором, дабы «попирать его ногами… пока сияет Солнце» (Там же. С. 201. 57). Сохранились сведения о жертвоприношениях О. языческому верховному божеству (возможно, Тангре), совершённых в честь заключения мира с Византией. В резиденции О. в Плиске обнаружены остатки монументального языческого храма. После вступления на престол О. потерпел поражение от визант. имп. Льва V под Месемврией (совр. Несебыр) и прекратил многолетнюю войну с Византией, заключив в 816 г. мир на 30 лет. Многочисленные пленные, в т. ч., по преданию, и малолетний буд. визант. имп. Василий I, были освобождены, но значительная часть осталась в Болгарии. В визант. «Синаксарии» IX в. О. (Муртагону) приписывается мученическая казнь многочисленных пленных, к-рые отказались отречься от Христа, в т. ч. архиеп. Адрианополя Мануила, епископов Девельтского Георгия и Никеи Фракийской Льва, а также Петра (без указания кафедры), память к-рых празднуется 22 и 23 янв. (см. в ст. Мануил , Георгий , Петр , Леонтий , Сионий , Гавриил , Иоанн , Леонт , Парод и другие 377 мучеников ). Сказание было переведено на слав.

http://pravenc.ru/text/2578409.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010