Св. прав. Анна с младенцем Марией. Мозаичная икона. Кон. XIII — нач. XIV в. Св. прав. Анна с младенцем Марией. Мозаичная икона. Кон. XIII — нач. XIV в. В кон. XV - нач. XVI в. налаживаются постоянные русско-афонские связи, отправляются посольства афонских монахов на Русь за милостыней. В 1515 г. в Москве побывали ватопедский духовник Нифонт и старец Мелетий из Великой Лавры. Они возвратились на Афон с посланником Василия III боярином Василием Копылом, к-рый доставил проту Св. Горы 2 тыс. р. для раздачи по всем мон-рям (Россия и греч. мир. С. 23, 153-156, 158-159, 336-338). В В. вел. князь пожертвовал серебряную чару, камчатые ризы и пелену к иконе Благовещения. В мон-ре также хранится дар царицы Анастасии Романовны - мозаичная икона прав. Анны с Пресв. Богородицей (кон. XIII - нач. XIV в.). Иоанн IV Грозный отправил в 1582 г. в В. за помин души царевича Иоанна 820 р. (100 из к-рых предназначались для монастырской больницы), а царь Феодор Иоаннович в 1584 г. за помин души своего отца - 600 р. (Там же. С. 24-25; Сношения России с Востоком. Ч. 1. С. 137-138, 143, 146). В 1586 г. ватопедский архидиак. Авраамий привез царю от игумена и братии благодарственную грамоту (Там же. С. 147-148). С богатой милостыней возвратился в 1588 г. на Афон ватопедский экклисиарх Григорий, доставивший в Москву икону и миро вмч. Георгия, подаренные обители визант. имп. Андроником II (Там же. С. 188). В 1588 г. В. получил жалованную грамоту от царя Феодора Иоанновича, разрешавшую инокам этого мон-ря периодически приезжать за милостыней, беспрепятственно и беспошлинно пересекать границы и обеспечивавшую выдачу им содержания (Россия и греч. мир. Т. 1. С. 23, 25; Порфирий (Успенский), еп. Ч. 3/2. С. 358). В мае 1591 г. в свите Тырновского митр. Дионисия в Россию прибыл ватопедский старец Софроний. Он преподнес царю Феодору Иоанновичу мощи мч. Кирика. В 1593 г. в В. была отправлена милостыня по случаю рождения царевны Феодосии (Сношения России с Востоком. Ч. 1. С. 266). В. занимал особое место среди мон-рей правосл. Востока. Мн. ватопедские иноки впосл. достигали высоких постов в церковной иерархии. Ватопедский игум. Манассия в 1486 г. был избран митрополитом г. Серры, в 1491 г.- К-польским Патриархом (Максим IV). В 1490 г. ватопедский протосинкелл Мефодий стал митрополитом Веррии. Мн. архиереи, уходившие на покой, поселялись в В.: напр., митрополиты Кирилл Патрский (2-я пол. XV в.), Малахия Мифимнийский (нач. XVI в.), Митрофан Христианопольский (2-я пол. XVI в.), Иеремия Монемвасийский (2-я пол. XVI в.) и др. Особо следует отметить ученого Фессалоникийского митр. Макария, прожившего в В. после ухода с кафедры ок. 20 лет (1527-1546) под именем мон. Михаила и оставившего мон-рю значительное собрание книг ( Χρυσοχοδης. Σ. 59).

http://pravenc.ru/text/149927.html

Спасо-Суморин монастырь. Фотография. Нач. ХХ в. Спасо-Суморин монастырь. Фотография. Нач. ХХ в. Песоцкая в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. (близ Кубенского оз. в Вологодском у., муж., основана до 1588, упразднена в 1764); во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких пуст. (на р. Двине в Великоустюжском у., муж., основана во 2-й пол. XVI в., упразднена до 1764); Заоникиевская Владимирская пуст. (в Фетиньинской вол. Вологодского у., муж., основана в кон. XVI в., упразднена после 1917); Коровина Александрова пуст. (при р. Шингарь в Грязовецком у., муж., основана в 1530, в 1656 приписана к Арсениеву Комельскому мон-рю, упразднена в 1722); в честь Воздвижения Креста Господня мон-рь (в Вологде, муж., основан до нач. XVII в., упразднен до 1764); во имя свт. Николая Чудотворца пуст. (близ оз. Бабьего в Тотемском у., муж., основана ок. 1605, упразднена в 1764); Леонидова Усть-Недумская пуст. (на оз. Чёрном в Великоустюжском у., муж., основана ок. 1608, упразднена в 1764); Верхотерменский в честь Воскресения Господня мон-рь (на р. Терменьге в Вельском у., муж., основан до 1609, упразднен до 1764); Шидоровский в честь Преображения Господня мон-рь (на р. Двине в Сольвычегодском у., муж., основан до 1612, упразднен в 1764); Репная Спасская пуст. (в Богородской вол. Кадниковского у., муж., основана до 1613, упразднена в 1764); вологодский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-рь (в Вологде, муж., основан ок. 1627 как Галактионова пуст., с 1654 Свято-Духов мон-рь, упразднен в 1918); Подольный в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь (в Кадниковском у., муж., основан до 1617, упразднен в 1764); во имя ап. Иоанна Богослова пуст. (на р. Кохтыш в Грязовецком у., муж., основана в XVI в., в XVII в. приписана к архиерейскому дому); во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь (близ Вологды, жен., основан до 1623, упразднен до 1764); Ухренская в честь Воскресения Господня пуст. (в Вельском у., муж., основана до 1623, упразднена до 1764); Маркова в честь Богоявления Господня пуст. (на Белавинском оз.

http://pravenc.ru/text/155162.html

В новгородских берестяных грамотах с XI до сер. XV в. преобладает разомкнутое начертание буквы К - , наряду с которым используется и сомкнутое - . Во 2-й четв. XII в. появляется IC-oбpaзhoe начертание - , в 3-й четв. XII в.- начертание с нижней косой к мачте - . Единичные примеры начертания правой части в виде зигзага были засвидетельствованы в XI в.- , оно получило распространение с кон. XIV в. Все эти начертания К были также представлены в различных вариантах с засечками: верхними и нижними, короткими и длинными, на мачте и на косых правой части - . В XI-XII вв. разомкнутое и IC-oбpaзhoe начертания бытовали и в вариантах а) с увеличенным верхом (верхней косой) при короткой ножке (нижней косой) - и б) с отворотом влево на верхней косой - . С 3-й четв. XIV в. встречаются сверхширокие варианты IC-oбpaзhoй буквы, у которых расстояние между мачтой и правой частью примерно равно высоте мачты или превосходит ее,- . С нач. XII в. в грамотах употребляются разомкнутые и сомкнутые начертания с уменьшенным верхом, к-рые фиксируются до сер. XV в.,- . В берестяных грамотах отмечены и особые модели начертаний К: без мачты - , с правой частью в виде 3 - , с правой частью в виде 5 - ( Зализняк. 2000. С. 172-175). В скорописи XV в. написание К мало изменилось по сравнению со своим полууставным прототипом, ср.: . На основе IC-oбpaзhoro К в XV в. развивается начертание в виде 2 рядом стоящих черточек: , вошедшее впосл. в печатный шрифт Литовского статута 1588 г. Такое начертание К является наиболее распространенным в московской скорописи XVII в., используется оно и в укр. и в белорус. скорописи этого периода. Помимо указанных типов К в великорус. скорописи XVI-XVII вв. представлены начертания с правой частью а) в виде лежащей ижицы, пересекающей мачту,- ; б) петлеобразной формы - ; в) в виде фигурной скобки - , начертания с изогнутой мачтой - . К может принимать форму латинского h - или латинского R - . К в виде латинского h или совр. рукописного Н - - представлено и в укр. скорописи XVII в. Тогда же в укр. и белорус. скорописи распространяются начертания, приближающиеся к современным рукописным,- . Выносное К в скорописи пишется, как правило, в том же начерке, что и в строке.

http://pravenc.ru/text/1319724.html

1910. Ч. 1. С. III). Это предписание было выполнено, и в 1910 г. Лаврской типографией были изданы первые 2 части «Нотного Обихода Киево-Печерской лавры» - «Всенощное бдение» и «Божественная литургия». В 1912 г. вышла 3-я часть (Двунадесятые праздники), в 1915 г.- 4-я (Постная Триодь), в 1918 г. подготовлена к печати 5-я часть (Цветная Триодь), однако выходу ее в свет помешали политические события в стране. Обиходом, изданным в 1910-1915 гг., был подведен итог многовековой певческой истории мон-ря. Были окончательно зафиксированы и изложены в виде гармонизаций вырабатывавшиеся столетиями напевы, которые с этого времени в полном объеме стали доступны др. мон-рям, церковным приходам и всем любителям богослужебных песнопений. Отношение братии мон-ря к «флавиановскому» изданию было неоднозначным, т. к. гармонизация напевов в нем часто «приглажена» под общие закономерности хоровой гармонии того времени и не совсем соответствует лаврской традиции многоголосного пения. По воспоминаниям архим. Спиридона (Лукича), Обиход Малашкина пользовался у братии бóльшим уважением, чем Обиход иером. Флавиана, т. к. в первом наиболее верно и приближенно к монашеской традиции изложены как сама мелодия К.-п. н., так и принципы ее гармонического изложения (см.: Спиридон (Лукич). Богослужебные заметки). Супральский Ирмологион. 1588-1601 гг. (НБУВ ИР. Ф. 1. 5391. Л. 32 об. - 33) Супральский Ирмологион. 1588-1601 гг. (НБУВ ИР. Ф. 1. 5391. Л. 32 об. - 33) В 1910 г. киевским об-вом граммофонных пластинок «Экстрафон» было записано 68 песнопений К.-п. н. в исполнении братского хора под упр. уставщика игум. Флавиана (Приходько). В кон. XIX - нач. XX в. гармонизации и переложения К.-п. н. делали Г. Ф. Львовский , иером. Парфений (Девятин) , Фатеев, В. Д. Беневский , Н. И. Компанейский , В. Г. Петрушевский , И. И. Смирнов , иером. Иадор (Ткаченко), иером. Нафанаил (Бачкало) и др. После выселения монашеской общины из лавры в 1930 г. службы по лаврскому уставу с К.-п. н. нек-рое время совершались малочисленной братией в Ольгинской ц., затем, до 1933 г., в Китаевской киевской мужской пустыни 8 оставшимися монахами.

http://pravenc.ru/text/1684521.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАСКАЛЬ [Франц. Pascal] Блез (19.06.1623, Клермон-Ферран, Франция - 19.08.1662, Париж), франц. ученый, философ, теолог, апологет христианства. Жизнь, деятельность, сочинения П. происходил из католич. семьи; его отец, Этьен Паскаль (1588-1651), был королевским судебным чиновником. У П. было две сестры, с которыми он на протяжении всей жизни поддерживал близкие и доверительные отношения. Старшая сестра, Жильберта (1620-1687), вступила в брак с Ф. Перье; после кончины П. она составила его 1-е и наиболее известное жизнеописание (текст см.: Pascal. Œuvres complètes. T. 1. P. 539-642; рус. пер.: Паскаль. Трактаты. 1997. С. 279-324). Младшая сестра, Жаклин (1625-1661), стала монахиней. Мать П. умерла в 1626 г., поэтому определяющую роль в воспитании и раннем образовании П. сыграл отец, проявлявший значительный интерес к наукам, в особенности к математике. Чтобы дать лучшее образование П. и его сестрам, в 1631 г. Э. Паскаль переселился в Париж. Здесь в круг его общения входили многие выдающиеся франц. ученые того времени, в т. ч. францисканский монах и ученый-энциклопедист М. Мерсен (1588-1648). В ходе общения с отцом и его друзьями П. демонстрировал блестящие математические способности. Вскоре математика стала для П. областью постоянного научного интереса и интенсивных исследований. В нач. 40-х гг. XVII в. П. вместе с отцом оказался в Нормандии, где создал механическую вычислительную машину (machine arithmétique), прототип арифмометра. Изобретение получило широкий резонанс и сделало имя П. известным среди франц. ученых (см.: Тарасов. 2009. С. 36-42). В 1646 г. П. повторил опыт с т. н. трубкой Торричелли, доказывающий существование давления воздуха. Впосл. П. осуществил др. опыты с барометром, к-рые подтвердили существование атмосферного давления. В оставшихся не опубликованными при жизни П. «Трактате о равновесии жидкостей» (Traité de l " équilibre des liqueurs; опубл. в 1663) и «Трактате о весе воздуха» (Traité de la pesanteur de la masse de l " air; опубл. в 1663) П. объяснил явление атмосферного давления и сформулировал ряд основополагающих принципов гидростатики (см.: Тарасов. 2009. С. 49-73; ср.: Mesnard. 1993. S. 546-547). В совр. физике основной закон гидростатики носит его имя. В XX в. в честь П. была названа единица давления - паскаль.

http://pravenc.ru/text/2579128.html

Франц. кор. Генрих III, заинтересовавшийся мнемоникой и искусством памяти, оказал покровительство Б. С рекомендательным письмом короля в 1583 г. философ отправился в Англию, где более 2 лет плодотворно работал, издал ряд своих сочинений. Несмотря на расположение представителей англ. двора и кружка гуманистов, преподавание Б. в Оксфорде вызвало враждебные выступления сторонников схоластической традиции. В 1585 г. Б. возвратился в Париж. Попытка публичной защиты тезисов против физики и космологии Аристотеля на диспуте в коллеже Камбре в мае 1586 г. окончилась для Б. скандалом, после чего он переехал в Германию. Вскоре уже принятому в Марбургский ун-т Б. было отказано в преподавании философии. Благодаря поддержке лютеранской партии в том же году он становится профессором философии в Виттенбергском ун-те, однако усиление влияния кальвинистов в Саксонии заставило Б. в 1588 г. покинуть Виттенберг. Полгода философ провел в Праге, пытаясь установить контакты с кругом имп. Рудольфа II. В 1589 г. Б. без зачисления в члены преподавал в Юлианской академии в Хельмштедте (герц-ство Брауншвейг), но за богохульство в окт. того же года был осужден и отлучен от церковного общения лютеранским суперинтендантом. С 1590 г. Б. жил в кармелитском мон-ре во Франкфурте-на-Майне, центре европейской книжной торговли, где редактировал и издавал свои труды. Поводом для возвращения Б. в Италию в нач. 1592 г. стало приглашение Дж. Мочениго, молодого венецианского дворянина, интересовавшегося искусством памяти. Но главной целью Б. был расположенный в Венецианской республике Падуанский ун-т, где он на нек-рое время стал частным преподавателем. Переехав в Венецию к Мочениго, поддерживал связь с венецианской Академией Морозини. Подозревая Б. в ереси, Мочениго в мае 1592 г. задержал его у себя дома и передал церковным властям. В следственных показаниях Б. убеждал венецианскую инквизицию в ортодоксальности своих воззрений, признавая еретическими лишь нек-рые мнения. В нач. 1593 г. он был передан рим. инквизиции, к-рая предъявила ему обвинения в отступничестве от сана, Церкви, веры, а также в ереси.

http://pravenc.ru/text/153489.html

Греческий Ирмологий. X–XI вв. (Patm. 55. Fol. 156–157v) Греческий Ирмологий. X–XI вв. (Patm. 55. Fol. 156–157v) Греческих И. с последованиями песней сохранилось гораздо меньше, чем с последованиями канонов. Это Принстонский палимпсест и списки: Sinait. gr. 929 (2-я пол. XI в.); Paris. Suppl. gr. 1284 (1-я пол. XII в., фрагмент - 2 листа); Sinait. gr. 1258 (1257 г.); Ath. Laur. Δ. 35 (XIII в.); Hieros. Patr. Sab. 599, 617 (оба кон. XIII - нач. XIV в.); Ath. Philoth. 132 (XIV в.), 131 (1-я пол. XV в.), 123 (кон. XIV в.; раздел сборника: ирмосы канонов Великой Четыредесятницы, Страстной седмицы, Пентикостария и некоторым святым). Первоначально И. с последованиями песней содержал небольшое число ирмосов, в нач. XIV в. его состав был расширен. В И. с последованиями песней входят и те ирмосы, которые были исключены из И. с последованиями канонов в XII-XIII вв. и возвращены в списки этого типа в XIV в. ( Velimirovi . 2001). Существуют И. смешанного типа, сочетающие оба типа расположения ирмосов внутри гласовых разделов (см. списки: Wash. Libr. of Congress. Music Division. 2156, XII в.; Vat. Palat. gr. 243, XIV в.; Patm. 473, XIV в.; Ath. Karakal. 224, кон. XIV в.; Sinait. gr. 1588, XIV-XV вв.). Уже в начальный период истории канона гимнографы стали часто использовать в своих произведениях ирмосы прежних авторов. Вслед. отбора самых популярных ирмосов появлялись составные каноны, для к-рых ирмосы выбирались из разных последований ирмосов (напр., в списке Wash. Libr. of Congress. Music Division. 2156). М. Велимирович и некоторые др. исследователи выдвинули предположение, что списки греч. И. с последованием канонов связаны с к-польской и афонской традициями, а списки с последованием песней - с палестинской и синайской (см.: Velimirovi M. Byzantine Elements in Early Slavic Chant: The Hirmologion. Copenhagen, 1960. P. 46. (MMB. Subs.; 4); Onasch. Lexicon. P. 162). С этой гипотезой согласуется, в частности, предположение, что древнейший греческий И. с последованием песней - Принстонский палимпсест - хотя и использовался на Синае, но имеет иерусалимское или палестинское происхождение (см.: Raasted. 1992; Jeffery. 2001. P. 196). Метревели предложила дифференцировать во времени данные о распространении разных типов греческого И. Она полагает, что И. с последованием канонов был приспособлен для создания новых гимнов и для обучения певчих, поэтому был распространен прежде всего в крупнейших гимнографических центрах (в монастыре св. Саввы в Палестине, в К-поле, на Афоне, в Юж. Италии) в периоды наибольшей творческой активности этих центров, а И. с последованием песней использовался прежде всего в литургической практике (см.: Метревели. 1971. С. 119).

http://pravenc.ru/text/674073.html

стран, объединяя ученых и способствуя развитию научной, общественной и религ. мысли в масштабах европ. «республики ученых». В духовной атмосфере религ. плюрализма и толерантности XVII - нач. XVIII в. в Соединённых провинциях интенсивно развивалась не только богословская, но также философская и религиеведческая мысль. Здесь прошла большая часть жизни франц. философа Рене Декарта (1596-1650). Англ. философ Томас Гоббс (1588-1679) издавал свои произведения в Амстердаме, поскольку в Англии в те годы ему было запрещено писать и публиковать труды на актуальные темы, в т. ч. из-за критики католичества и пуританства. Философ Джон Локк (1632-1704), вынужденный покинуть Англию и проживавший в Соединённых провинциях в 1683-1689 гг., сблизился с арминианами. Он обосновывал отделение Церкви от гос-ва, поскольку власть правителя выражена в принуждении, а спасение души возможно «только в вере». Он разрабатывал вопросы о свободе вероисповедания и пределах терпимости гос-ва по отношению к различным верованиям и убеждениям. Принцип толерантности он не распространял на приверженцев ислама, католиков и атеистов как носителей потенциальной опасности общественному спокойствию и свободе. Н. В. Ревуненкова Нидерланды в XVIII-XIX вв. После смерти Вильгельма III Оранского Генеральные штаты не признали права его наследников и вновь ввели бесстатхаудерное правление (1702-1747). В действиях Республики Соединённых провинций на международной сцене в тот период укрепилась тенденция к проведению нейтральной политики. Хотя республика, исходя из торговых интересов, и присоединилась к нек-рым союзам европ. гос-в, однако под различными предлогами уклонялась от выполнения союзнических обязательств. В период Войны за австрийское наследство (1740-1748) республика, опасаясь захвата франц. армией южно-нидерланд. крепостей, в к-рых на основании «Барьерного договора» 1715 г. были размещены нидерланд. гарнизоны, прикрывавшие ее юж. рубежи, фактически вступила в войну на стороне Австрии и Великобритании. Вторжение франц.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Латеранский папский дворец (патриархат), с IV до нач. XIV в. служивший резиденцией Римских пап и являвшийся местом проведения Латеранских Соборов , был разобран в 1585 г. Вместо него в 1589 г. архит. Фонтана построил дворец по образцу рим. Палаццо-Фарнезе (ныне в нем расположен филиал Исторического музея Ватикана). Нек-рые части старого дворца были включены в отдельно стоящее здание, возведенное по заказу папы Сикста V, объединившее Священную лестницу и капеллу римских епископов Санкта-Санкторум (Sancta Sanctorum - Святая святых); также в нем расположены ораторий св. Сильвестра (San Silvestro in Palatio), ораторий Сантиссимо-Сакраменто-аль-Латерано (Santissimo Sacramento al Laterano) и фрагмент триклиния папы Льва III (Triclinium Leoninum). Священная лестница Священная лестница Ведущую в капеллу Санкта-Санкторум парадную лестницу старого дворца из 28 мраморных ступеней в позднее средневековье легенда отождествила с привезенной в Рим ок. 326 г. равноап. Еленой лестницей из дворца Понтия Пилата, по к-рой, согласно преданию, Спаситель поднимался на суд прокуратора в Страстную пятницу. Она получила название Священная лестница (Scala Santa или Scalae Pilati). Вплоть до времени пребывания на престоле папы Сикста V лестница и капелла Санкта-Санкторум были расположены недалеко друг от друга, но существовали как самостоятельные сооружения. Значительность реликвии исключала возможность ее разбора при перестройке здания. В 1586 г. было принято решение сместить ее, приблизив к капелле, для чего архит. Фонтана разработал проект 2-этажного здания с лоджией на 1-м этаже. Архитектура здания перекликается с обликом Лоджии Благословений Латеранской базилики, построенной тем же зодчим. К Священной лестнице были добавлены 4 боковые (по 2 с каждой стороны), поднявшись по к-рым, можно было попасть в коридор, соединяющий все 5 подъемов, куда выходили и окна капеллы Санкта-Санкторум. На стенах и сводах над 5 лестницами коллектив художников под рук. Ч. Неббиа и Дж. Гуерры в 1588 г. изобразил сцены ВЗ и НЗ, отобранные, согласно указаниям Тридентского Собора, по принципу «библии для народа».

http://pravenc.ru/text/2463155.html

Действуя в русле Контрреформации , лигёры добились успехов в укреплении контроля над поведением городской бедноты (в Париже удалось избежать массовых грабежей и убийств); частично были реализованы планы укрепления и изменения форм городского благочестия. Религ. обновление католицизма во Франции было связано с салоном мадам Акари, вдовы одного из руководителей парижской К. л. В целом К. л. помешала развитию французского протестантизма, способствовала расцвету католических братств в XVII в., который часто называется в историографии «веком святых». Лит.: Anquetil L. P. L " esprit de la ligue, ou Histoire politique des troubles de France, pendant les XVIe et XVIIe siècle. P., 1783 3. 3 vol.; Лучицкий И. В. Католическая лига и кальвинисты во Франции: Опыт истории демократического движения во Франции во 2-й пол. 16 в.: (По неизд. источникам). К., 1877. Т. 1; Robiquet P. Paris et la Ligue sous le règne de Henri III: Étude d " histoire municipale et politique. P., 1886; Drouot H. Mayenne et la Bourgogne: Étude sur la Ligue, 1587-1596. P., 1937. 2 vol.; idem. Les conseils provinciaux de la Sainte-Union, 1589-1595: Notes et questions//Annales du Midi. Toulouse, 1953. T. 65. P. 415-433; Лозинский А. А. Борьба за власть в парижском муниципалитете после «Дня баррикад» (1588 - нач. 1589 г.)//СВ. 1956. Вып. 8. С. 257-294; idem. [Lozinsky A. A.]. La «Ligue» et la diplomatie espagnole//Annales: Économies, Sociétés, Civilisations. P., 1968. Vol. 23. N 1. P. 173-177; он же. Генеральный Совет Лиги: (Из истории Католической Лиги во Франции 1584-1596 гг.)//СВ. 1971. Вып. 33. С. 194-201; Вып. 34. С. 218-237; Salmon J. H. M. The Paris Sixteen, 1584-1594: The Social Analysis of a Revolutionary Movement//J. of Modern History. Chicago, 1972. T. 44. P. 540-576; idem. Society in Crisis: France in the XVIth Cent. L., 1975; Baumgartner Fr. J. Radical Reactionaries: The Political Thought of the French Catholic League. Gen., 1976; Mousnier R. Les structures administratives, sociales, révolutionnaires de Paris au temps de la seconde Ligue (1585-1594)//Les cités au temps de la Renaissance: Actes du 2me colloque/Dir.

http://pravenc.ru/text/1683911.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010