10-13). Жители Ветилуи привели Ахиора в город и, созвав старейшин, расспрашивали его о случившемся; затем, утешив и похвалив Ахиора, устроили вместе с ним пир, на к-ром «целую ночь... они призывали Бога Израилева на помощь» (6. 21). Иудифь и Олоферн. Аворий. XII в. (Лувр, Париж) Иудифь и Олоферн. Аворий. XII в. (Лувр, Париж) На др. день Олоферн начал осаду Ветилуи и вскоре перекрыл осажденным все источники воды (7. 1-7). Жители Ветилуи «пришли в уныние, так как все враги их окружили их» и собрались к начальнику города Озии с требованием сдать город Олоферну и его войску (7. 19 сл.). В ответ Озия просил еще 5 дней защищать город и только в том случае, если Божественная помощь не придет, сдать его врагам. Узнав об этом решении, молодая благочестивая вдова Иудифь (она «была красива видом и весьма привлекательна взором» - Иф 8. 7) призвала в свой дом Озию и старейшин Ветилуи. Здесь в первый раз подчеркиваются свобода Иудифи, сила ее характера и способность на равных общаться с наделенными властью людьми, т. е. черты, противоречащие образу женщины в традиц. обществе. В И. к. пространно описывается аскетический образ жизни Иудифи: она жила в палатке на крыше своего дома, пребывала в постоянном посте, «кроме дней пред субботами и суббот, дней пред новомесячиями и новомесячий, и праздников и торжеств дома Израилева» (8. 6), и никто не мог ее в чем-либо упрекнуть. Иудифь произнесла перед собравшимися обличительную речь, в которой порицала маловерие горожан и старейшин и осуждала их решение искусить Бога (8. 11-27). Иудифь открыла им свое намерение спасти Ветилую от врагов (но отказалась сообщить, как именно она собирается это сделать) и попросила выпустить ее со служанкой ночью из города (8. 32-34). Обратившись к Богу с пламенной молитвой (Иф 9), Иудифь облачилась в роскошную одежду и, покинув город, пришла в стан ассирийцев. Схватившим ее стражникам она сказала, что идет к Олоферну возвестить ему «слова истины», согласно которым ассирийцам уготована победа, а израильтянам - гибель (10.

http://pravenc.ru/text/1237779.html

10. Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую. 11. Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так. 12. И многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало. 13. Но когда Фессалоникские Иудеи узнали, что и в Верии проповедано Павлом слово Божие: то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ. 14. Тогда братия тотчас отпустили Павла, как будто идущего к морю, а Сила и Тимоей остались там. Немедленно ночью отправили: вероятно, не потому, чтобы начальники потребовали этого, как удостоверения или обеспечения (дееписатель прямо сказал бы о сем), а из опасения нового возмущения буйной толпы, готовой произвести насилие по всякому подстрекательству со стороны врагов нового учения. – В Верию: город к юго-западу от Фессалоники, в третьей части Македонии, главным городом которой была Пелла. Верия лежала на самой южной границе Македонии. – Пошли в синагогу: как и всюду, по обычаю Павла (ст. 2). – Благомысленнее: точнее – благороднее, не по происхождению, конечно, а по направлению и настроению духа, более благородного характера и настроения, чем иудеи фессалоникийские. Это обнаружилось в том, что они приняли слово, т.е. евангельскую проповедь из уст Павла и Силы, со всем усердием, приняли к сердцу и серьезно, и ежедневно, вероятно, в частных, а не синагогальных, которые бывали и по субботам только, собраниях, разбирая (ср. Ин.5:39 ) Писания с целью исследовать, точно ли это так, точно ли истинно то, что проповедовали Павел и Сила. Следствием такого отношения к проповеди апостолов было то, что уверовали многие из иудеев (не некоторые только, как в Фессалонике, ст. 4) и из Еллинских почетных по общественному положению и состоянию женщин и мужчин немало. Под этими женщинами и мужчинами разумеются как прозелиты и прозелитки, которые слушали проповедь Евангелия в синагогах, куда они имели доступ, так и настоящие язычники, которые слушали проповедь в частных домашних собраниях (ср. прим. к Деян.11:20 ; то же и в Фессалонике, ст. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

12 . Как примирить пребывание в Церкви многих пастырей со словами Иисуса Христа: Да будет едино стадо и един Пастырь ( Ин.10:16 )? Иисус Христос есть единый Пастырь небесный, Божественный, а земных пастырей может быть и должно быть много. Он единый Пастырь в том смысле, что только Он предал Себя за Церковь ( Еф.5:25 ) и приобрел ее Себе кровью Своею ( Деян.20:28 ). Земные же пастыри суть пастыри по избранию и посланничеству от Иисуса Христа ( Ин.15:16–18 ; Лк.10:1,3 ); для них Христос есть Пастыреначальник ( 1Петр.5:4 ). Примечание. Итак, Иисус Христос не предоставил верующих самим себе; но поручил их руководству пастырей, которые суть законные учители в Церкви, совершители таинств и начальники ( 1Тим.5:17 ; Деян.15:22 ). Отсюда два или три верующих, без законного пастыря, т. е. вне общения с епископом или пресвитером, не составляют Церкви ( Мф.18:20 ), равно не составляют Церкви и те общества, которые не имеют у себя законных пастырей, преемственно и непрерывно идущих от апостолов. 13 . Церковь Христова при множестве членов и различии народов, составляющих ее, есть единая Церковь : Я уже не в мире, но они в мире, а Я иду к Тебе. Отче святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как Мы. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино ( Ин.17:11,20–21 ). Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас ( Еф.4:4–6 ). Так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены ( Рим.12:5 ). Примечание. Хотя существуют многие отдельные и самостоятельные церкви (Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская и Российская); но это – поместные церкви или части единой вселенской Церкви Христовой, такие же, как при апостолах были церкви: Коринфская, Ефесская ( Откр.2:1 ), Смирнская ( Откр.2:8 ), Пергамская ( Откр.2:12 ) и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

13. Кем была введена стройная десятичная система народных начальников, которая содействовала организации общественной жизни народа? Это глава 18 Исхода. Иофор пришел и увидел, что Моисей сел и судит свой народ, а весь народ перед ним стоит, а Моисей с каждым по отдельности разбирает его проблемы. И он говорит: что же ты делаешь, ведь так ты измучаешь весь свой народ. Их столько перед тобой стоит, а ты сидишь. Так ты сам измучишься и народ свой измучишь, ты лучше назначь сто начальников, тысяченачальников, десятиначальников, т.е. подели народ на компактные единицы, и пусть будет начальник, который судит в своем десятке, в своей тысяче, и только наиболее важные вопросы решай сам. А твое дело — общаться с Богом и вести народ, думать о нем в целом. Если же ты будешь заниматься с каждым по отдельности, то ты ни с чем не справишься. И Моисей послушался его. Так появилась общественная организация в народе еще до Синая благодаря Иофору, тестю Моисея, который с ними не ходил, а был с женой и двумя внуками где-то в другом месте. 14. Что прообразуют описанные события? 1 Кор. 10:1 -4 — «Не хочу оставить вас, братие, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море». Очень интересное выражение: «все крестились в Моисея». Оно, конечно, не прямое, а преобразовательное. «И все ели одну и ту же духовную пищу (так ап. Павел называет манну), и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос». Тем самым апостол указывает на прообразовательное значение всех этих событий. Там же, 10:11 — «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков». И еще одна цитата — Ин. 6:31-35,48-58. Посмотрите ее сами. Опорные стихи: «Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть» (35). «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет» (48). Это опорные стихи. А в целом в этих отрывках объясняется весь смысл этих событий.

http://sedmitza.ru/lib/text/432099/

13 . Кем была введена стройная десятичная система народных начальников, которая содействовала организации общественной жизни народа? Это глава 18 Исхода. Иофор пришел и увидел, что Моисей сел и судит свой народ, а весь народ перед ним стоит, а Моисей с каждым по отдельности разбирает его проблемы. И он говорит: что же ты делаешь, ведь так ты измучаешь весь свой народ. Их столько перед тобой стоит, а ты сидишь. Так ты сам измучишься и народ свой измучишь, ты лучше назначь сто начальников, тысяченачальников, десятиначальников, т.е. подели народ на компактные единицы, и пусть будет начальник, который судит в своем десятке, в своей тысяче, и только наиболее важные вопросы решай сам. А твое дело – общаться с Богом и вести народ, думать о нем в целом. Если же ты будешь заниматься с каждым по отдельности, то ты ни с чем не справишься. И Моисей послушался его. Так появилась общественная организация в народе еще до Синая благодаря Иофору, тестю Моисея, который с ними не ходил, а был с женой и двумя внуками где-то в другом месте. 14 . Что прообразуют описанные события? 1Кор. 10:1–4 – «Не хочу оставить вас, братие, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море». Очень интересное выражение: «все крестились в Моисея». Оно, конечно, не прямое, а преобразовательное. «И все ели одну и ту же духовную пищу (так ап. Павел называет манну), и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос». Тем самым апостол указывает на прообразовательное значение всех этих событий. Там же, 10:11 – «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков». И еще одна цитата – Ин. 6:31–35,48–58 . Посмотрите ее сами. Опорные стихи: «Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть» (35). «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет» (48). Это опорные стихи. А в целом в этих отрывках объясняется весь смысл этих событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

18 не смел даже поднять глаз на небо. За молитвой евреи обыкновенно обращали взор к небесам, мытарь же, преисполненный сознания собственной греховности и недостойности перед лицом Господа, не смеет этого делать. Он просто исповедует свои грехи и просит Бога быть милосердным к нему. 18 сей пошел оправданным в дом свой. Имеется в виду, естественно, не гордый фарисей, а смиренный мытарь. Фарисей надеялся на то, что Бог оценит его заслуги и благочестие, не понимая, что никакое благочестие само по себе не может расположить Бога к человеку, ибо от человека Он требует полного совершенства ( Мф. 5,48 ), которого нам никогда не достигнуть. Мытарь же доверился Божией милости и нашел ее. Ср. 15,11–32. 18:16–17 Иисус принял детей и объяснил ученикам, что Царство Божие принадлежит тем, кто детям уподобится. Уподобиться детям означает освободиться от гордыни, не ставить себе в заслугу дела благочестия (как это делает фарисей из притчи), но во всем положиться на Бога, обратиться к Нему с открытой душой и полным доверием. 18 некто из начальствующих. Из евангелистов только Лука упоминает о том, что этот человек принадлежал к числу «начальствующих», т.е. занимал высокое положение в обществе. Учитель благий! Это не общепринятое обращение к учителю веры, но подчеркнуто почтительное. что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Человек, задавший этот вопрос, ошибочно полагал, что спасение можно заслужить добрыми делами. 18 что ты называешь Меня благим? Иисус призывает человека задуматься над смыслом произнесенных им слов. никто не благ, как только один Бог. Иисус не говорит, что обращение к Нему начальника было неправильным, но, напротив, дает понять, что тот невольно изрек важную истину о Нем. 18:25 См. ком. к Мк. 10,25 . 18:31–34 Это место часто называют «третьим пророчеством Иисуса о страстях» (ср. 5,35; 9,22.43–45; 12,50; 13,32.33; 17,25). Здесь Он впервые говорит о том, что Его предадут в руки язычников. 18 один слепой сидел у дороги. См. Мф. 20,30 ; Мк. 10,46 . 18 Сын Давидов. Из этого обращения явствует, что слепой признал в Иисусе Мессию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1Кор.3:3 .  потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и раз­ногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю по­ступаете? 1Кор.3:4 .  Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы? Поведение Коринфян обозначает здесь Ап. как поведение людей «плотских» (в большинстве кодексов здесь стоит слово σαρκικο). Это уже не только состояние слабости, которое продолжается несмотря на полученное возрождение, но прямое противление новой жизни. – «Не по человеческому ли обычаю..». Ап. имеет здесь в виду обычай греков разделяться на партии, носившие имена разных философов (сократики, платоники, пифагорейцы) – «Я Павлов... Я Аполлосов». Ап. уже здесь ставит Аполлоса рядом с собою, показывая этим, что Аполлос был к нему очень близок. Ясно отсюда, что и предшествующая полемика апостола против мирской мудрости имела в виду вовсе не Аполлоса и его партию. 1Кор.3:5–20 . Изображая нелепость деления коринфян на партии, Ап. говорит, что проповедники Евангелия, из-за которых коринфяне спорили, суть только служители Божии на ниве Божией или на Божественном строении. Все, весь успех дела, зависит не от них, а от Бога. В частности, апостол Павел положил основной камень в построении Церкви коринфской, другие проповедники должны продолжать его дело, но продолжать с большою осторожностью, опасаясь, чтобы в постройку не было внесено неподходящего материала. Они должны помнить, что строят храм «Божий» и потому не должны привносить в него «человеческой» мудрости, которая пред лицом Божиим является безумием. 1Кор.3:5 .  Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и при­том по­скольку каждому дал Го­с­по­дь. «Кто Павел?» Вместо этого чтения Textus Receptus другие кодексы читают: «что Павел?», т. е. что он такое по своему призванию? – «Они только служители», т. е. не начальники школ, не основатели религиозных обществ, действующие в свое имя, а просто работники, состоящие на службе у другого. – «Чрез которых». Это выражение указывает в Павле и Аполлосе только орудия. – «Поскольку каждому дал Господь». Их дарования личные обязаны своим происхождением произволению Господина или Владыки, – т. е. Христа, Который в Новом Завете часто так называется.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1Мак.13:49 . Из Акры же в Иерусалиме затруднялись выходить (язычники), и ходить по стране (Иудейской) и покупать и продавать, и весьма голодали, и немало их погибло голодом. 1Мак.13:50 . И умоляли Симона о получении условий; и он им дал их, и выслал их оттуда, и очистил Акру от зловоний. 1Мак.13:51 . И вошел в нее в двадцать третий день втораго месяца сто седмьдесят перваго года с славословием и ваиями, и с гуслями и кимвалами и сопелями, и с гимнами и песнопениями о том, что сокрушен великий враг Израиля. 1Мак.13:52 . И установил ежегодно проводить сей день с веселием. 1Мак.13:53 . И укрепил гору храма, ту что у Акры, и водворился тут сам с своими. 1Мак.13:54 . И видел Симон, что Иоанн сын его уже мужествен, и поставил его вождем всех ратей; и водворился он в Газарах. Глава 14 1Мак.14:1 . И в сто седьмьдесят втором году собрал Димитрий царь рати свои, и пошел в Мидию для того, чтобы получить помощь себе в войне с Трифоном. 1Мак.14:2 . И услышал Арсак царь Персии и Мидии о пришествии Димитрия в пределы его, и послал одного из начальников своих взять его живаго. 1Мак.14:3 . И пошел сей и разбил ополчение Димитрия, и взял его и привел его к Арсаку, который посадил его в темницу. 1Мак.14:4 . И успокоилась земля во все дни Симона; и он заботился о благе народа своею: и нравилась им власть его и слава во все дни. 1Мак.14:5 .И во всей славе своей он взял Иоппию ради пристани ея, и дозволил входить в нее островитянам морским, 1Мак.14:6 . и распространил пределы народу своему, и удержал всю страну свою. 1Мак.14:7 . и набрал много пленников, и владел Газарами и Вефсурою и Акрою, изринув из нее осквернения; и не было у него противника. 1Мак.14:8 . и все возделывали землю свою спокойно: а земля давала произведения свои, и дерева на полях плод свой. 1Мак.14:9 . Старейшины на площадях сидели и все беседовали о благах общественных, а юноши одевались пышно в одежды воинския. 1Мак.14:10 . Городам доставлял он продовольствие, и снабжал их средствами обороны, так что именовалось имя славы его до предела земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

21. И это пусть будет сказано в доказательство воскресения мертвых. Изложение же веры, снова повторенное нами, со всяким тщанием да будет и вами произнесено и напечатлено в памяти от слова до слова. 22. А как излагаемое исповедание веры по порядку содержит в себе следующее: И ВО ЕДИНО КРЕЩЕНИЕ ПОКАЯНИЯ ВО ОСТАВЛЕНИЕ ГРЕХОВ: И ВО ЕДИНУ, СВЯТУЮ, СОБОРНУЮ ЦЕРКОВЬ : И В ВОСКРЕСЕНИЕ ПЛОТИ И В ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ; о крещении же и покаянии говорено нами в прежних огласительных словах, да и сказанное теперь о воскресении мертвых говорено было на слова: И В ВОСКРЕСЕНИЕ ПЛОТИ; то да скажется и о прочем и пока о словах: И ВО ЕДИНУ, СВЯТУЮ СОБОРНУЮ ЦЕРКОВЬ . И хотя о Церкви можно сказать многое, но мы выразимся в немногих словах. 23. Церковь называется соборною, потому что она в целой вселенной, от пределов земли до пределов ее, и потому что во всеобщности и без всякого опущения преподает все, долженствующее входить в состав человеческого ведения, догматы о видимом и невидимом, о небесном и земном; еще потому, что подчиняет благочестию весь человеческий род, и начальников и подначальных, ученых и неученых, наконец, потому что, как повсеместно врачует и исцеляет она всякого рода грехи, совершенные душою и телом, как в ней же приобретается все, именуемое добродетелью, какого бы то ни было рода,– и в делах, и в словах, и во всяком духовном даровании. 24. Церковью ( Церковь по греч. «собрание») же называется в подлинном значении сего слова, потому что всех собирает и совокупляет, как говорит Господь в книге Левит: «И собери все общество ко входу скинии собрания» ( Лев. 8:3 ). Замечательно же, что слово «собери» в первый раз употреблено в Писании в этом настоящем случае, когда Господь поставляет Аарона на первосвященство. И во Второзаконии говорит Бог к Моисею: «Собери ко Мне народ, и Я возвещу им слова Мои, из которых они научатся бояться Меня» ( Втор. 4:10 ). Имя – Церковь упоминает также, когда говорит о скрижалях: «А на них все слова, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания» ( Втор. 9:10 ), яснее сказать – в день, в который собрались вы, призванные Богом. И Псалмопевец говорит: «Я прославлю Тебя в собрании великом, среди народа многочисленного восхвалю Тебя» ( Пс. 34:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

21 . Это надлежало сказать нам, чтобы доказать воскресение мертвых. А исповедание веры, которое мы вам повторили, при самом чтении нашем, должны вы со всяким тщанием произнести и запомнить. 22 . Произносимый Символ веры по порядку содержит такие слова: и во едино крещение покаяния во оставление грехов, и во единую Святую Соборную Церковь , и в воскресение плоти, и в жизнь вечную. О крещении и покаянии сказано мною в первых поучениях, о воскресении мертвых говорено ныне на эти слова: и в воскресение плоти; теперь остается нам сказать и на такие слова: и во едину Святую Соборную Церковь . О ней много можно говорить, но мы скажем кратко. 23 . Церковь Соборною называется потому, что находится по всей Вселенной от концов земли до концов ее, что повсеместно и в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди, учение о вещах видимых и невидимых, небесных и земных, что весь род человеческий приводит к истинной вере: начальников и подчиненных, ученых и простых людей – и что повсеместно врачует и исцеляет все роды грехов, душой и телом содеваемых, имеет в себе всякий вид совершенства, являющегося в делах, словах и во всяких духовных дарованиях. 24 . Церковью же (т.е. созванием или собранием) называется соответственно самой вещи, поскольку всех созывает и вместе собирает, как в книге левитской говорит Господь: и собери все общество ко входу скинии собрания ( Лев.8:3 ). Замечательно, что слово собери в первый раз в Писании употреблено тогда, когда Бог поставил Аарона первосвященником. И в книге Второзаконие говорит Бог Моисею: собери ко Мне народ, и Я возвещу им слова Мои, из которых они научатся бояться Меня ( Втор.4:10 ). Наименование Церкви употребляется также тогда, когда говорится о скрижалях: а на них [написаны были] все слова, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания ( Втор.9:10 ). Яснее как бы так говорит Моисей: в тот день, в который, быв созваны Богом, вы собрались. И псалмопевец говорит: Я прославлю Тебя в собрании великом, среди народа многочисленного восхвалю Тебя ( Пс.34:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010