Таким образом, в христианские верования осетин вошло много языческих элементов, с которыми не всегда успешно могли бороться православные миссионеры. Этот синкретизм старого язычества и нового христианства сохранился в Северной Осетии чуть ли не до наших дней. С другой стороны, прививаемые идеи воинствующего ислама не смогли до конца вытравить и искоренить у горцев пережитки христианской религии. В этом несомненно сказалось моральное превосходство христианства перед мусульманством. Понадобились многие десятилетия, чтобы склонить горские народы под зеленое знамя Мухаммеда, но даже и после этого у них сохранились многие понятия, навеянные религией предков – христианством. Горцы продолжали тайно держать передаваемые из поколения в поколение священные для них христианские книги. Одна из таких книг попала в конце XVIII века в руки академика П. С. Палласа и была им передана в Гейдельбергский университет. Шора-Бек-мурзин Ногмов в своем труде приводит интересный рассказ об уздене Исмаиле Шогенове, который имел рукописную книгу, принадлежавшую его предкам и переходившую по наследству в их семье от отца к сыну. «Он был последний из умевших читать ее и скончался в 1830 г., в глубокой старости. Покойный академик Шогрен, которому я посылал несколько листов из этой книги, утверждал, что она писана на греческом языке и что посланные ему листы заключали в себе начало Евангелия. Может быть, уцелели еще несколько подобных книг, но страх, наводимый мусульманским духовенством, заставляет их скрывать». А вот другой случай. В 1893 году Г. Вертепов при посещении храма Тхаба-Ерды услышал, что в нем прежде было Евангелие, которое куда-то исчезло. Говорили, что оно не пропало, а хранится у одного из ингушей в соседнем ауле. Вертепов принялся за розыски, но обладатель священной книги тщательно скрывался. «Наконец, – пишет автор, – в 1895 г. мне удалось добыть небольшой кусок пергамента от этого Евангелия, а в 1896 г. я узнал-таки имя обладателя священной книги. За небольшое вознаграждение он уступил мне все сохранившиеся листы. Это оказался Псалтырь, писанный от руки на пергаменте древним грузинским шрифтом».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Большую роль в развитии образования и подъеме культурного уровня греко-католического русинского духовенства в конце XVIIIначале XIX вв. сыграл Мукачевский греко-католический епископ А. Бачинский, поклонник русской культуры и русского языка, многогранная просветительская деятельность которого подготовила почву для появления целой плеяды самобытных русинских мыслителей и общественных деятелей. В 1799-1805 гг. И. Базилович издал свой фундаментальный труд «Короткое описание основания Василианского монастыря в Мукачево Федором Корятовичем, князем Мукачево», который положил начало русинской историографии. В 1830 г. М. Лучкай на основе церковнославянской грамматики написал грамматику славяно-рутенского языка, получившую широкое признание среди филологов-славистов того времени. В 1843 г. М. Лучкай завершил свое шеститомное исследование «История карпатских русинов». Несмотря на то, что вплоть до конца ХХ века этот капитальный труд не был издан и существовал лишь в форме рукописи, его содержание было хорошо известно последующим поколениям карпато-русской интеллигенции, оказав большое влияние на формирование национального самосознания русинов в XIX веке. В начале XIX в., когда в России в связи с открытием большого количества новых учебных заведений обнаружился острый недостаток профессорско-преподавательских кадров, многие представители русинской интеллигенции переселились в Российскую империю и успешно там работали, сыграв колоссальную роль в развитии российской науки и просвещения. Огромный вклад в становление русского образования, науки и культуры внесли русины по происхождению И. Орлай, бывший директором гимназии Безбородько в Нежине и лицея Ришелье в Одессе; М. Балудянский, ставший первым ректором Санкт-Петербургского университета; П. Лодий, возглавлявший философский факультет Санкт-Петербургского университета; а также один из основателей русского славяноведения известный историк-славист Ю. Венелин (Гуца), именем которого названа одна из улиц в Софии. Все они были убежденными сторонниками восточнославянского и общерусского единства. Так, И. Орлай, который первым попал в Российскую империю, сделал здесь успешную карьеру и был инициатором приглашения в Россию карпато-русских профессоров, подав соответствующую записку царскому правительству в 1803 г., считал, что все восточнославянские народы, включая карпатских русинов, являются частью единого русского народа.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/28/ya_rus...

Л.200. Записки о книгах г-жи Гюн. Л.201. Копия с письма архим. Фотия к графу Толстому об обращении раскольников в военных поселениях Новгородской губернии, от 28-го ноября 1830 года, с надписью: секретно. Л.225. О ереси скопцов, возникшей в России в конце XVIII столетия. Л.245. Две скопческие духовные песни с примечаниями о них. Начало первой:       «Из под той крутой горы«… Второй:       «Ой во саду, саду, саду зеленом»… Л.247. Нравственный катехизис для истинных скопцов 1790 г. Л.253. Два письма к архим. Фотию Донского войска есаула Котельникова. Л.260. Краткое объяснение догматов новых богоотступников, известных под названием истинных христиан, духоборцев, малаканов, субботников. Рукописными сочинениями архимандрита Фотия, хранящимися в Черниговской семинарской библиотеке, кроме преосвященных – Иннокентия Херсонского и Таврического, Филарета Черниговского и Нежинского, пользовались: граф Д.А. Толстой, теперешний Министр Народного Просвещения и Обер-прокурор Свят. Синода, бравших их еще при жизни преосвящ. Филарета (до 1866 г.), профессор Киевской духовной Академии и Университета Ф.А. Терновский , член-ревизор учебного комитета при Свят. Синоде С.И. Миропольский и др. М. Лилеев Нежин 5-го мая 1879 года 1 Отрывки из «Повествования» были напечатаны в Об. Ист. И Древ. Росс., в Рус. Архив, в Чт. Об. Любителей Духов. Просв., в Рус Старине в др. изданиях. 2 Восхваляя семинарское воспитание своего времени Фотий, здесь между прочим говорит: «О! если бы духовные особы были главные смотрители, управители университетов, институтов, и прочих училищ, тогда бы воистину мирские учебные заведения были лучшими святилищами науки и вместилищем благочестия, нежели каковы они бываю ныне». 3 Здесь в особенности Фотий нападает на Филарета за перевод Нового Завета на русское наречие. На мысль Фотия, что перевод Нового Завета принесет больше вреда, нежели пользы, кто-то из читателей нашей рукописи сделал такое замечание: «что перевод совсем точен и верен – правда, но мысль перевода на язык живой – мысль самая благая! В тех странах, где Евангеле не приведено на язык общенародный, там велико влияние духовенства, а чувство веры в народе слабо и неразвито. В тех же странах, где существует перевод Евангеле на язык живой, там влияние духовенства уменьшилось, а чувство общенародного благочестия увеличилось и окрепло.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Lileev/...

21. Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П. Погодина. Т. 3. М., 1890. 22. Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П. Погодина. Т. 5. М., 1891. 23. Бартенев П.И. И.В. Киреевский. Очерк его жизни и литературной деятельности//Русский архив. 1894. Кн. 2. 24. Бартенев П.И. А.П. Елагина//Русский архив. 1877. 8. 25. Белинский В.Г. Ответ «Москвитянину»//Современник. 1847. 12. 26. Белинский В.Г. Избр. соч. М.; Л., 1949. 27. Варнава (Беляев) , еп. Основы искусства святости. Т. 1. Нижний Новгород, 1995. 28. Благова Т.Н. Родоначальники славянофильства. А. Хомяков и И. Киреевский. М., 1995. 29. Болдырев А.И. Проблема человека в русской философии 2-й пол. XVIII в. М., 1986. 30. Св. Игнатий (Брянчанинов) . Аскетические опыты. М., 1993. 31. Бубер М. Проблема человека//Бубер М. Два образа веры. М., 1995. 32. Булгаков С.Н. Религия человекобожия у Л. Фейербаха//Булгаков С.Н. Сочинения в 2-х т. Т. 2. М., 1993. 33. Валицкий А. Консервативная и либеральная утопия в работах А. Валицкого. Вып. 1–2. М.: ИНИОН РАН, 1991, 1992. 34. Се. Василий Великий . Творения. Ч. 4. М., 1846. 35. Вацуро В.Э. Пушкин в общественно-литературном движении начала 1830-х гг. Автореферат дисс. на соискание уч. степ. к. фил. н. Л., 1970. 36. Вацуро В.Э. «Северные цветы». История альманаха Дельвига-Пушкина. М., 1978. 37. Вацуро В.Э., Гиллельсон М.И. Сквозь «умственные плотины». Очерки о книгах и прессе пушкинской поры. М., 1986. 38. Виноградов П. И.В. Киреевский и начало московского славянофильства//Вопросы философии и психологии. 1892. 11. 39. Веневитинов М.А. И.В. Киреевский и цензура «Московского сборника». М., 1891. 40. Веневитинов Г. Некоторые проблемы раннего русского романтизма. Философские и эстетические взгляды Д.В. Веневитинова. М., 1972. 41. Веневитинов Д.В. Стихотворения. Проза. Письма. Воронеж, 1985. 42. Возникновение русской науки о литературе. Сборник статей. М., 1975. 43. Габитова P.M. Философия немецкого романтизма (Фр. Шлегель, Новалис). М., 1978. 44. Габитова P.M. Философия немецкого романтизма (Гельдерлин, Шлейермахер). М., 1982.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

«Положение…» должно было появиться примерно четверть века назад, поскольку о нём, как о реально существующем, в настоящем времени говорилось ещё в Уставе РПЦ 1988 г. (гл. IX, п. 9), а также в ныне действующем с 2000 г. аналогичном Уставе (гл. XII, п. 8). 7. Те же вопросы обходятся стороной и в ныне действующих Уставе РПЦ, Гражданском уставе РПЦ, уставах монастырей (автор настоящих строк ознакомился с теми из них, которые удалось обнаружить в сети интернет), о них умалчивается и в определении Поместного собора РПЦ 1917-1918 годов «О монастырях и монашествующих» от 31 августа (13 сентября) 1918 г., а также в прежнем Уставе РПЦ 1988 г. 8. Полное собрание законов Российской империи с 1649 года (далее – ПСЗ-1). СПб., Тип. II отделения Собственной Е.И.В. канцелярии. 1830. Т. I: 1649–1675 гг. (ст. 1). С. 96–98. К концу XVII в. Русской церкви (в лице патриарха, епископов и монастырей) фактически принадлежало до трети всей земли и крепостных страны, а также огромное количество недвижимой и движимой собственности. (См. подробнее: Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIIIначало XX в.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. В 2 т. СПб., Изд. Дмитрий Буланин. 2003. Т. 1. С. 383–384; Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. М., Изд. дом «Территория будущего». 2005. С. 613–619). Вместе с тем среди специалистов существует мнение, что данные представления о таком богатстве российского духовенства несколько преувеличены. Однако те же исследователи не ставят под сомнение тот факт, что владения духовенства в России были весьма значительны. По причине же отсутствия полных сведений о всей церковной собственности степень этой значительности точно оценить не представляется возможным. (См.: Милютин В.А. О недвижимых имуществах духовенства в России. М., Университетская типография. 1862. С. 121–124.) 9. ПСЗ-1. 1830. Т. XXXII: 1812–1815 гг. (ст. 25162). С. 373. Термин «недвижимость» появился в российском законодательстве со времён императора Петра I. Например, понятие «недвижимое имущество» впервые применено к строениям в высочайшем указе «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах» от 23 марта 1714 г. (ПСЗ-1. 1830. Т. V: 1713–1719 гг. (ст. 2789). С. 91–94).

http://bogoslov.ru/article/3016070

Так появились 2 иерархии: традиционная наследственная, имевшая престол в монастыре Раббан-Хормизд, которую в 1551 г. представлял наследник Бар Мамы Мар Шимун VIII Дынха (1551-1558), и выборная, пребывавшая в унии с Римом и имевшая престол последовательно в Диярбакыре, Сиирте, Салмасе и Урмии. В 1672 г. Мар Шимун XIII Дынха (линия Сулаки) порвал с Римом и, восстановив непосредственное преемство, ушел со своими сторонниками в горы Курдистана, в сел. Кудшанис (Кочанис). В 1681 г. в Диярбакыре из-за новой унии, заключенной Иосифом I с папой Иннокентием XI , появилась 3-я иерархия (просуществовала до 1830). В 1783 г. Иоанн VIII Хормизд, племянник патриарха Илии XII Дынхи, был признан Папским престолом как администратор Патриаршей кафедры, однако окончательного согласия с Римом он достиг лишь в 1828 г. В 1830 г., когда униат. иерархия прервалась, Иоанн VIII был признан халдейским патриархом Вавилона, т. о. объединив обе иерархии, находившиеся в общении с Римом. Иоанн VIII Хормизд признается 1-м патриархом Халдейской католич. Церкви. Несторианскому учению после нек-рых колебаний остались верны сироязычные горцы, за к-рыми со временем закрепилось название «ассирийцы» в узком смысле слова. И. в XVIII-XIX вв. Наибольшая «бедуинизация» Сиро-Месопотамского региона происходила в XVIII в., когда на смену мавали, новообращенным мусульманам неараб. происхождения, из глубин Аравийского п-ова двинулись на север кочевники - племена шаммар и анейза. Расширился (во многом за счет христиан-ассирийцев) и ареал проживания курдов, спустившихся с гор на равнины Месопотамии, в направлении Заху, Амадии и Акры. Необходимость отражать набеги номадов, атаки Ирана, а также ослабление контроля Порты создали условия для объединения долины Тигра и Евфрата под эгидой полусамостоятельных правителей. Начало этому положил султан Ахмед III (1703-1730), в 1704 г. он назначил багдадским наместником албанца Эйюба Хасан-пашу, который с дозволения падишаха приступил к набору собственного мамлюкского корпуса из невольников (тур.- кюлемен) кавказского, преимущественно груз., происхождения, к-рые по окончании особой школы назначались на ответственные военные и адм.

http://pravenc.ru/text/673821.html

Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Черкасские Тишки) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Рождества Пресвятой Богородицы в с. Черкасские Тишки построен в 1830 году на деньги помещика Андрея Тихоцкого и прихожан храма по проекту архитектора А. Васильева на месте деревянного храма 1747 года. Содержание История [ править править код ] Архиепископ Филарет (Гумилевский) в «Историко-статистическом описании Харьковской епархии» пишет: «По названию Тишков селом несомненно, что в Тишках суще­ствовал храм уже в 1663 г., тогда как храм Рож­дества Христова Русских Тишков построен не прежде 1680 г. По бумагам с самого начала XVIII ст. видим в Черкасских Тишках два храма – храм Рождества Богородицы и храм Введе­ния Богоматери во храм.» Однопрестольный храм построен по проекту архитектора Харьковского университета Е. А. Васильева и освящён 21 сентября 1830 года. До этого на месте нового храма был деревянный ветхий, построенный в 1747 году. Две иконы для нового храма написал Илья Репин (в то время он был еще студентом Петербургской Академии художеств). Сейчас они находятся в музее. В 1906 году, видимо, по проекту епархиального архитектора, храм был значительно расширен в обе стороны. Строительные работы оплатили Павел, Евграф и Апполоний Тихоцкие - потомки основного ктитора строительства храма - помещика Тихоцкого. В 1928 году большевики разрушили на нем купол и колокольню. В 30-е годы храм закрыли. Хотели разобрать на кирпичи, но по рассказам старожилов, жители села не дали - встали вокруг храма, взявшись за руки. Но, тем не менее, в те же годы были разобраны купол и колокольня. В 1944 году община выпрашивает разрешение опять служить в храме, и, указом совета Народных Депутатов Липецкого района храм опять отдают верующим. С 1944 года по настоящий день храм открыт. В селе совершается ежегодный крестный ход на Крестовоздвижение в Русские Тишки на место сгоревшего в годы войны деревянного храма. В будущем планируется восстановление утерянной святыни. В 2010 г. построена воскресная школа. В течение 2010-2013 гг. проводятся работы по восстановлению купола. Летом 2012 купол и крест были подняты и установлены на своих местах. В 2013 году планируется начало строительства колокольни. Деятельность прихода [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: Титова 33, Харьковский район село Черкасские Тишки, Украина, 62440 Фото [ править править код ] Ссылки [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Рождества...

Нововозведенный Преображенский собор в том же году стал кафедрой правящего Архиерея. Он был в шесть раз меньше, чем по проекту 1787 года и сильно упрощенный по сравнению с первоначальным проектом начала XIX столетия. Но несмотря на это он все же сохранил характерный петербургский стиль и изысканную пластику, характерную для русского классицизма начала века и уже почти утраченную в 1830-х годах. Но, говоря об уникальной истории Преображенского собора, имеет смысл остановиться на последнем из основных вопросов: кто же все-таки является архитектором ныне существующего здания Преображенского собора? До середины ХХ века имя архитектора Преображенского собора оставалось неизвестным. Только в начале 1950-х гг. удалось доказать, что Преображенский собор - творение Андреяна Дмитриевича Захарова (1761-1811) - великого русского зодчего эпохи классицизма, создателя прославленного Адмиралтейства в Петербурге. Архитектор И.А. Бурлаков в ходе историко-архивных исследований к своей диссертационной работе «Памятники зодчества Днепропетровска (конец XVIII - начало XIX веков)» в ЦГИА обнаружил нигде ранее не опубликованные документы о проекте Преображенского собора, где говорится о том, что «для сего здания…, сделанные академиком Захаровым план, фасад и профиль… удостоены Высочайшего одобрения». Самих же захаровских чертежей екатеринославского собора Бурлаков не нашел. Поэтому возник вопрос о том, не был ли проект Захарова заменен при постройке чертежами другого автора. Ведь проект выполнен в 1805-1806 гг., а строительство собора началось лишь в 1830-м году. Осуществив тщательное обследование сооружения в натуре, обмеры и фотофиксацию существующего состояния, проведя архитектурно-художественный анализ и сопоставление собора с другими известными постройками Захарова, Бурлаков по своим обоснованиям делает вывод - автор Преображенского собора в Екатеринославе является гениальный русский зодчий А.Д. Захаров, и что именно по его проекту собор был построен. В сравнительном анализе Преображенского собора с Андреевским собором в Кронштадте и центральной башней Адмералтейства в Санкт-Петербурге обнаружились многие сходные черты. Оба собора - вытянутой прямоугольной формы, спроектированы в общем объеме с колокольней. Близко совпали и размеры отдельных элементов сооружений - ширина передних и боковых портиков, внутренний диаметр куполов, ширина средней части обоих зданий. Позднее в петербургском архиве обнаружатся чертежи, которые в первой половине 1820-х гг. выполнил отставной витебский губернский архитектор Федор Санковский и в 1825 году ученик А. Захарова по Академии художеств Авраам Иванович Мельников. На них изображен построенный позднее екатеринославский храм: фасады, разрезы. Исследователи (С.Б. Ревский) признали их как восстановительные, сделанные с неизвестных нам оригиналов А. Захарова.

http://sobory.ru/article/?object=05280

www.pposad.orthodoxy.ru/ch05.html Церковь построена по проекту архитектора Шестакова, представляет собой однокупольную церковь в стиле ампир с трапезной и высокой колокольней. В трапезной - Ильинский и Никольский приделы. Колокольня венчается небольшим куполом со шпилем, который заканчивается крестом. В центральной части храма находится иконостас, поставленный по окончании строительства храма. В южном и северном приделах - иконостасы 1870 года декорированы в духе эклектики, с элементами псевдорусского стиля. Настенная живопись относится к концу XIX века. В храме сохранились иконы, представляющие несомненный исторический интерес: " Страшный суд " (конец XVII - начало XVIII века), " Успение Пресвятой Богородицы " (XVII век), " Спаситель " (XVII век). Много лет в храме на Уполозах хранилась чудотворная икона великомученика Никиты из храма Никитского погоста у деревни Бывалино, которая в 1996 году была передана вновь открывшемуся храму. В церкви сохраняется старинная плащаница, надпись на которой гласит, что вложена она при священнике отце Илье и старосте Павле Яковлевиче Щукине. http://drevo-info.ru/articles/23614.html Приходская церковь выстроена на средства прихожан в 1824-1830 гг., в 1902 г. сбоку пристроена крестильня. Стиль ампир.  Кирпичная с деталями из белого камня, оштукатурена.  Прямоугольный в плане объем объединяет двусветный бесстолпный четверик храма, увенчанный световой ротондой, полукруглую апсиду и двухпридельную двустолпную трапезную. Фасады храма оформлены дорическими пилястровыми портиками с фронтонами, плосокости остальных стен до половины покрыты квадровым рустом. Основной объем здания соединен с отдельностоящей четырехъярусной колокольней крытым переходом. В нач. XX в. основание колокольни было окружено открытой террасой с парадными лестницами. Два нижних яруса колокольни украшены рустом, первый и два верхних яруса - колонными портиками. Сохранился трехъярусный ампирный иконостас 1830-х гг., покрытый накладной золоченой резьбой, и надпрестольная сень с ажурным куполом на коринфских колоннах того же времени. Стенные росписи, возможно, нач. XX в., сильно поновлены. Пол выстлан глазурованными бетонными плитками с орнаментальным рисунком. В трапезной Ильинский и Никольский приделы. Эклектичные вызолоченные резные иконостасы приделов - 1890-х гг.

http://sobory.ru/article/?object=00570

Макарию, противоречит и предшествующему и дальнейшему рассказу Курбского. Преосв. Макарий поправляет 20 на 12 и полагает начало проповеди Феодорита после 1542 г. (Ист. Р. Ц. VI, 326). Но по рассказу Курбского видно, что Феодорит первый начал просвещать лопарей около Колы, которые были крещены в 1531 г., когда для них освятили две церкви в Коле. Притом Лев Филолог, имея в виду движение среди лопи в 1531–1535 гг., со слов соловецкого монаха еще до 1542 г. написал, что «единодушно вси живущии неразумнии людие к просвещению притекоша». Мы думаем, что Феодорит прожил на Коле всего 20 лет и что Курбский записал верные черты, переданные ему самим Феодоритом, но перемешал их хронологический порядок. Известие летописи о просветительной миссии из Новгорода на Колу в 1531 г. можно сопоставить с рассказом Курбского о возвращении Феодорита из Новгорода «с некоторыми другими». Духовник Макария, Феодорит не был ли тем соборным священником, которого тогда послали на Колу? 523 Архиеп. Филарета – Р. Свят., дек, стр. 550–559. Прав. Соб. в указ. месте, стр. 89–94. Журн. Мин. Нар. Пр. 1868, июль, стр. 257–292. 526 Место Троицкого Феодоритова монастыря укалывают близ Колы, где ныне кладбище. Опис. Колы, Рейнеме. СПб., 1830. 527 Синод, рукоп. XVII в. 622 с службой на перенесение мощей и каноном на обретение. На первом листе рукописи почерком XVII в. записано, что «в 186 г. натр. Иоаким сей книге – лживое списание о Анне Кашинские, сложение кашинскаго попа с причетники и с своими сродники, указал быти в своей ризной казне впредь для спору»; но в списке нет прямого подтверждения известия, что этот поп – Василий, писавший со слов пономаря Никифора (Указ, Синод, библ. преосв. Саввы, стр. 174). 528 Едва ли не единственный сп. жития в сб. XVIII в. гр. А. С. Уварова. 426 (по катал. Царск. 130), л. 122. После прибавлены 8 чудес 1700–1741 г. 529 Сп. этой повести нашли мы в солов. сб. 182, л. 155–162. Нач. «Преп, отец Варлаам в лета бе царя и вел. кн. Иоанна Васильевича, рождение и воспитание име в Керецкой волости». 530 Список XVIII в. мы нашли только в рукоп. гр. А. С. Уварова. 792, л. 70–267. Нач.: «Уме промыслительный мой! к тебе убо в настоящее сие время беседую». После прибавлены к труду Иоанна новые чудеса 1675–1679 годов с любопытной заметкой о раскольниках в Казанском крае (л. 204). Есть в житии и неточности; так, причиной низвержения митр Филиппа выставлен отказ его благословить царя на разгром Новгорода, что было уже после низвержения; точно так же Герман не мог защищать Филиппа в 1568 г. по этому поводу, о чем много говорит житие. Арх. Филарет по ошибке называет автором жития митр. Лаврентия (Обзор русск. дух. лит. 1, 351). 531 Списки XVIII в. в сб. гр. Уварова. 911, л. 93 и в нашем поморском сб., л. 69; но другим спискам, житие издано в Прав. Соб. 1868 г. г. Шестаковым Из замечания в предисловии, что житие писано автором для прочих иноков, не видевших святого, ничего нельзя заключить об отношении биографа к последнему, ибо все это место дословно списано у Епифания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010