Равноапостольные Константин и Елена Равноапостольные Константин и Елена. Храм Святой Софии, Константинополь Святые равноапостольные Константин и Елена XII век, Полоцк Равноапостольные Константин и Елена. Мозаика Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге Раноапостольные Константин и Елена Миниатюра менология императора Василия II. Хранится в Ватикане. 11 век. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Византийская миниатюра 12 века. Императрица Елена находит животворящий крест. Капелла Сан-Сильвестро XIII века в римском монастырском комплексе Санти-Куаттро-Коронати Обретение Креста. Афон, монастырь Пантократор. XVII в. Октоих. 18 в. Миниатюра Воздвижение Креста. Икона двусторонняя. Конец XV века. Новгород Воздвижение Креста. Ярославль. Круг Гурия Никитина. Около 1681 года (?). Воздвижение Креста, со святыми на полях. Вторая половина XVII века. Москва. В центре, на фоне храма, на амвоне стоит патриарх Макарий с воздетым над головою крестом, по сторонам от него – диаконы. С обеих сторон – предстоящие царь Константин и мать его царица Елена. Внизу — два хора певцов. На полях: Алексей человек Божий и Мария Египетская апостол Петр и мученик Георгий. Богоматерь Воплощение. Воздвижение Креста. Двусторонняя выносная икона. Новгород. XVI век. Воздвижение Креста.Около 1717. Воздвижение Креста. Первая четверть XVIII века. Иконостас Преображенской церкви о.Кижи Воздвижение Креста. Середина XVIII в. Палехские письма. Воздвижение Креста Господня. Начало XIX в. Палехские письма. Воздвижение Креста Господня. Невьянская икона. 1830-1840гг. Воздвижение Креста Господня. Святейший Патриарх Кирилл, храм Христа Спасителя, 2011 Воздвижение креста в Константинополе. 2012 год. Патриарх Варфоломей. Воздвижение Креста. Сирия. У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/vozdvizhenie-kresta-go...

Основные главы учебника по обучению грамоте «Первое учение отроком» (1721 г.) Феофана Прокоповича посвящены толкованию Закона Божия, молитв и девяти блаженств. В «Новонапечатанной азбуке» 1766 г. помимо познавательных разделов находятся разделы, связанные с духовно-нравственным воспитанием, например, «О Боге и о вещах до службы Божественной касающихся» и др. Также здесь помещены заповеди, молитвы и нравоучительные изречения. «Российский букварь для обучения юношества» 1801 г. включает в себя молитвы, нравоучения и краткие повести, которые оканчиваются нравоучительными выводами. Таким образом, в учебниках послепетровской эпохи (начало XVIII века - 1830 год), особое внимание уделялось не только духовно-нравственному воспитанию, формированию человека-христианина, но и государственным воспитательным потребностям, воспитанию гражданина, обучению, отвечающему государственным потребностям. С 1830 года при Императоре Николае I в связи с переориентацией государственной политики на более консервативные начала в школах снова усилилось преподавание Закона Божиего. По мнению министра просвещения С.С. Уварова, цель образования заключалась в воспитании у детей религиозности и христианской нравственности. На пороге XIX-XX столетий более распространенными становятся буквари, предназначенные для приходских школ. Ярким примером этому периоду служит «Самоучитель или новейшая и полная Российская азбука» Кузнецова. В ней мы можем найти наставления в воспитании, молитвы, десять заповедей с разъяснениями, а также раздел «Краткие извлечения из христианской религии, которые нужно знать всякому истинному христианину». Здесь же указаны семь таинств, семь даров Святого Духа, добродетели, дела милости и десять Евангельских блаженств, краткая Священная история Ветхого и Нового Заветов. В учебнике Ф.Д. Студитского под названием «Азбука для крестьянских детей» (1861 г.) встречаются тексты, основанные на духовно-нравственном воспитании. Далее следует раздел «Сравнение церковных букв с гражданскими», а также даны основные молитвы этими же шрифтами и заповеди.

http://bogoslov.ru/article/413973

62. Поучения святителя Димитрия. Полуустав XVIII века, в лист, на 148 листах. Переплёт бумажный. 63. Поучения святителя Димитрия. Полуустав XVIII века, в 4-ку, на 431 листе. Всех поучений 60. Заслуживают внимания красивые заглавные буквы. – Переплёт кожаный. 64. Проповеди святителя Димитрия. Полуустав XVIII века, в 4-ку, на 118 листах. Всех поучений числом 13. – Переплёт бумажный. 65. Проповеди святителя Димитрия на праздничные дни. Полуустав XVIII века, в 4-ку, на 103 листах. Всех поучений 12. – Переплёт бумажный. 66. Отрывок из сочинений святого Димитрия. Скоропись конца XVIII века, в лист, на 50 листах. Переплёт бумажный. 67. Стихи страстные святого Димитрия, им сочинённые и писанные собственной его рукой. Скоропись начала XVIII века, в 4-ку, на 10 листах. Пожертвованы в библиотеку монастыря Д.С.Саковниной 21 сентября 1830 года. – Переплёт бумажный. 68. Катехизис иера или толкование на первую часть литургии Николая Булгоранса, Керкирейского учёного мужа 3 . Скоропись XVIII века, в лист, на 132 листах. Переводчик неизвестен. Счёт листов двойной. С поправками. – Переплёт бумажный. 69. Основательное разностей показание между православной греческой и римской папской церковью, сочинённое в самой краткости ради знания тех, которые не могут в долгом богословских книг чтении упражнятися. 1749 год. Полуустав XVIII века, в 4-ку, на 157 листах. В конце книги запись: «Смиренный Амвросий, архиепископ Великоновгородский и Великолуцкий». – Переплёт бумажный. 70. Желания благоговейная, треми книги объятая, от них же содержит: 1) стенания души кающияся, 2) обеты души преподобныя, 3) воздыхания души любящия. С латинских двоестиший славенороссийскими рифмами преложено в Москве лета 1728, написася 1734. Полуустав XVIII века, в 4-ку, на 119 листах. Начало. «Увы мне! Коль тяжкою находит нощь тмою. Так фария бе селам страшлива собою; Мрачна, мерзостна, страшна, о ночь непристойна, Между нощми и места имеют (иметь) недостойна». Переплёт бумажный. 71. Вождь грешников (в двух книгах, пяти частях). Разными почерками полуустав и скоропись XVIII века, в лист, на 307 листах.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/o...

Долгая поездка по Западной Европе в 1697-98 гг. произвела на внимательного и пытливого Петра Первого большое впечатление. Среди прочего он решил, что материальный прогресс посещенных им стран как-то связан с жестокостью тамошних законов и нравов и сделал соответствующие выводы. Совсем не случайность, что самая жестокая и массовая казнь его царствования, казнь 201 мятежного стрельца 30 сентября 1698 года в Москве, произошла сразу после возвращения молодого царя из его 17-месячной европейской поездки. Однако бороться с устоявшейся системой ценностей — дело чрезвычайно трудное. По числу казней Россия даже при Петре и отдаленно не приблизилась к странам, служивших ему идеалом, а после его смерти этот вид наказания резко пошел на убыль. Середина XVIII века отмечена фактической отменой смертной казни. В 1764 году оказалось, что некому исполнить приговор в отношении Василия Мировича. За двадцать лет без казней профессия палача попросту исчезла. Не сильно процветала эта профессия в России и в дальнейшем. Следующий век отмечен в России дальнейшим смягчением нравов. Не в том смысле, что преступников безоглядно миловали, совсем нет. Становилось меньше поводов наказывать и миловать. В 1907 году в Москве вышел коллективный труд «Против смертной казни». Среди его авторов были Лев Толстой, Бердяев, Розанов, Набоков-старший, Томаш Масарик и другие известные писатели, правоведы и историки. Клеймя жестокость царской власти, они приводят полный, точный и поименный список казненных в России в течение 81 года между восстанием декабристов и 1906 годом. За это время было казнено 2445 человек, т.е. совершалось 30 казней в год. Эту цифру, правда, увеличивают два польских восстания 1830 и 1863 гг. и начало революции 1905-1907 гг. Если же брать мирное время, получится 19 казней в год. На всю огромную Россию! О чем говорит эта цифра с учетом того, что в течение всего этого периода смертная казнь за умышленное убийство применялась неукоснительно? Она говорит о том, что сами убийства случались крайне редко. (Кстати, в очень буйных народах тогда числились финны, они чаще кавказцев пускали в ход свои знаменитые «финки».)

http://pravoslavie.ru/37918.html

Ростов-на-Дону. Церковь Сретения Господня (старая). Сретенская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Сретения Господня Год постройки:1776. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, возле существующей церкви по адресу Детская ул., д. 124 Координаты: 47.231255, 39.818355 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты История храма Сретения Господня берет свое начало во второй половине XVIII века. В те времена территория его расположения относилась к землям Войска Донского (чуть позже – Александровская станица Черкасского округа Области Войска Донского). В 1776 г. казаки упразднённого Дмитриевского полка (он же Доломановский, он же бывший конно-азовский полк) поселились по распоряжению войскового правления Всевеликого войска Донского у рыбацкого Роговского стана, существование которого упоминается в истории Усть-Аксайской станицы в 1743 г. В этом же стане осела часть казаков-доломанов, которые основали там свою Сретенскую церковь. Александровские же казаки в 1780 г. установили свою полковую деревянную церковь Архангела Михаила. 29 апреля 1777 г. по обещанию жителей во время моровой язвы храм был освящен. «Церковь первая с колокольнею деревянная на каменном фундаменте, покрытая тесом». В 1800 г. к храму была пристроена каменная колокольня, заменившая старую деревянную. Сама обветшавшая церковь была перестроена. Её поставили на каменный фундамент. 29 сентября 1800 г. церковь освятили. Обветшавший храм был перестроен в 1830 г., а уже в 1836 г. была построена колокольня. Сретенский храм до Октябрьского переворота был духовным центром станицы. Духовенство храма было высокообразованно и организовало просветительскую работу в станице: «Съ 1894 года для двух приходов существует одна церковно-приходская школа; в ней Закон Божий читает местный священник, другие предметы преподаютъ учительницы… въ настоящем году находится в ней 76 учеников; в том числе и 30 девочек. В Сретенском приходе существует женское 3-го разряда приходское училище».

http://sobory.ru/article/?object=50429

Веры, остров. Пещерный комплекс старообрядческого скита на острове Веры озера Тургояк. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Челябинская область, Миасский городской округ, озеро Тургояк, остров Веры Координаты: 55.16126, 60.031783 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В XIX веке на острове располагался старообрядческий скит. До сих пор остров является местом паломничества представителей старообрядческой общины. По легенде, передаваемой местными жителями, начало скитской жизни на острове положила некая Вера, бывшая, по преданию, княгиней. Она прославилась своей подвижнической жизнью, и могила ее почиталась старообрядцами как одна из святынь края. Позже здесь возникла мужская обитель: были устроены небольшая церковь, трапезная, кельи для монахов. С середины XIX в. и вплоть до начала XX столетия самыми известными " австрийскими " (или иначе белокриницкими) обителями на Урале были мужской скит на оз. Тургояк и женский Никольский близ Миасса. По всей видимости, они были основаны старообрядцами еще в XVIII веке как беглопоповские монастыри. В скиту на острове Пинаевом (остров Веры) на оз. Тургояк проживало до 20 иноков. В 1830-1850 гг., в период правления Николая I, государственная политика в отношении старообрядцев ужесточилась, многие церкви, молельни, скиты и монастыри были закрыты либо подверглись разрушению. Поселение на острове Веры из-за труднодоступности просуществовало дольше других, еще около полутора десятилетий, и было обнаружено только в 1859 г. Местные власти несколько раз проводили " выгонки " , однако скит неизменно возрождался. Окончательно он перестал функционировать только в конце XIX в., когда каменный храм был не только сожжен, но и частично разрушен, уничтожены кельи старцев и т.п. В начале 1900-х гг. на острове проживал лишь один из бывших насельников общежительства - старец Пантелеймонов. Первые описания острова Веры появились в начале XX века, когда Тургояк стал популярным местом отдыха представителей местной и столичной интеллигенции. В настоящее время известны три работы этого времени. Две из них - мемуары К.Н. Теплоухова и очерк профессора В.Н. Сементовского, наряду с описанием природы содержат упоминание о развалинах скита и т.н. " пещерах " , в которых жили староверы.

http://sobory.ru/article/?object=26361

Великий Новгород. Церковь Флора и Лавра на Людогощей улице. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Флора и Лавра Год постройки:Между 1674 и 1695. Год утраты:1942 (разобрана немцами для строительства дороги) Адрес: Новгородская обл, г. Великий Новгород, участок на углу улиц Людогощей и Фроловской (ныне сквер) Координаты: 58.523807, 31.266993 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Когда деревянная Флоролаврская церковь сгорела, на ее месте выстроили в 1379 году каменную. В 1674–1695 гг. церковь была кардинально перестроена на старом фундаменте. При перепланировке города в конце XVIII века ось улицы сориентировали на «святую Софию», а название оставили прежнее – Легощая. По ней, как и прежде, шла дорога на Нарву. Легощая улица была границей, которая размежевывала два новгородских конца: Неревский и Загородский. Несмотря на позднейшие переделки, храм сохранил основные формы XIV века, здание имело четыре столба, одну апсиду, коробовые своды и одну главу. Фасады сохранили трехчастное деление, однако верхние части их были срезаны новейшей четырехскатной крышей. С южной и западной сторон храма в 1830 году была сделана большая пристройка с колокольней. Вероятно, с этого времени мощи святой Гликерии находились под спудом в юго-западном углу храма. Из древних архитектурных деталей необходимо отметить вертикальные валики на апсиде. Несомненно, что своды здания подверглись сильным переделкам в конце XVII века. И все же можно считать, что первоначальные формы памятника были близки к новгородским постройкам второй половины XIV века. К счастью, сохранились фотографии храма, сделанные до его разрушения. В первые годы советской власти улица Легощая была переименована в Советскую улицу. Гитлеровцы в 1942 году церковь разрушили, а кирпичом от храма вымостили дороги. Сохранились фотографии храма, сделанные оккупантами перед ее разрушением. После Великой Отечественной войны, в начале 1950-х годов, улицу застроили административными и жилыми зданиями. За ними разбили сквер, где установлен памятник юному партизану Герою Советского Союза Лёне Голикову. В 1999 году улице было возвращено прежнее имя – Людогоща. На месте, где был разбит парк, раскопки не производились. Источник: http://alexandrtrofimov.ru/?p=5042&page=2 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=45061

Казепяэ. Старообрядческая моленная Введения во храм Пресвятой Богородицы. Свято-Введенская моленная Казепельской староверческой общины Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Введения во храм Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1902 и 1915. Архитектор:В. Шиллинг Адрес: Эстония, Тартуский уезд, дер. Казепяэ Координаты: 58.530677, 27.229443 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Деревня Казепяэ (эст. Kasepää, русское название Казепель) расположена на берегу Чудского озера между деревней Воронья (Varnja) и городом Калласте. Казепяэская община относится к федосеевскому согласию. Деревня известна с 1582 года (Kazepe). Уже в то время население деревни было смешанным, русско –эстонским. Часть прихожан пришла в Казепяэ из Беломорья, принеся c собой иконы соловецкого письма. По преданию, первая моленная была построена в середине XVIII века. В 1830-х годах ее перенесли на другое место, и это была единственная моленная в Причудье, оставшаяся незапечатанной в годы николаевских репрессий против староверов. В 1862 году прихожанин Тимофей Иванович Скородумов на свои средства построил новую моленную и передал ее общине. Ныне существующее здание деревянной моленной запроектировал губернский архитектор В. Шиллинг в 1902 году, капитальный ремонт ее был сделан в 1915 году. 12 июня 1908 года община легализовалась, приняв название Казепеской старообрядческой общины старопоморского толка Юрьевского уезда Лифляндской губернии. В Эстонской Республике община была перерегистрирована в марте 1926 года. В эти же годы мастерами из иконописной мастерской Г.Е. Фролова был подновлен иконостас моленной. При советской власти община была зарегистрирована в 1945 году, церковная служба проходила по праздникам. Источник : Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=33461

Рылово. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. О селе Рылово упоминается в Кашинских Писцовой и Переписной книгах за 1628 - 1629 гг. Клировая ведомость за 1796 год свидетельствует: " Церковь Успения, 4 придела " . " Построена в 1780 году, каменная, двухэтажная, престолов 5: в нижнем этаже главный - Успенья Божией Матери; правый - Святителя Николая; левый - Преподобного Сергия Радонежского; верхний этаж: Знамение Божией Матери и в колокольне - Покрова Пресвятой Богородицы " . В приходе 289 дворов, в них проживало 665 мужчин, 816 женщин, всего 1481 человек. В 1930-е годы здание храма с. Рылово было занято Юрновской МТС. В нем была размещена мастерская МТС. В настоящее время практически сохранились только руины бывшей церкви. Источник: Суворов Н.А. " Калязинские храмы и монастыри " . 2004 Уникальный сельский усадебный ансамбль в Калязинском районе, состоящий из еще довольно сохранного усадебного дома 2 половины XVIII века, сильно руинированной, но очень своеобразной Успенской церкви (1780) и застройки села с рядом типичных для калязинско-угличского пограничья домов, многие из которых сохраняют незаурядные образцы домовой резьбы. В храме было пять престолов - два в нижнем этаже, два в верхнем и один - в колокольне. Однако неудачно устроенные своды повлекли за собой необходимость больших реконструкций, когда своды менялись на плоские перекрытия. В советское время от них не осталось и следа, верхняя часть храма вместе с крыльцом и колокольней были полностью разобраны. Усадьба и церковь построены в одно время. Однако к церкви время было беспощадно. Ее изначальный облик нам неизвестен. Тот вид, который она приняла в 1830-х гг., когда по проекту И.Ф. Львова был сооружен круглый деревянный купол, не соответствует облику XVIII века. До революции край села у церкви был в основном заселен домами священно- и церковнослужителей. Двухэтажный священнический дом находился выше дома Бардиных (ныне это почти исчезнувшая куча руин). За ним стоит дом Опенкиных-Соколовых, чьи предки, скорее всего, входили в состав причта. Дом старый (2 половины XIX в.) с архаичными формами наличников - скорее всего, это стилизованные змеи. За ним был еще один церковный дом - церковного старосты (точнее, старостихи, ее фамилии не помнят, была " баба Лиза " ) (тоже уже почти не различимые руины). Павел Иванов. Апрель 2014 г. http://www.tversvod.ru/page358/?full=1 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=24554

Старовеличковская. Церковь Троицы Живоначальной. Свято-Троицкий храм Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:не ранее 1995. Адрес: Станица Старовеличковская, Краснодарского края Координаты: 45.444137, 38.72621 Проезд:В центре станицы справа в парке у реки Понура Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Станица основана весной 1808 года казаками Величковскоо куреня ЧКВ. Своё историческое название станица унаследовала от Величковского куреня, возникшего в составе Запорожской Сечи в середине XVI века и прибывшего на Кубань из Приднестровья в составе Черноморского казачьего войска в конце XVIII века. Этот курень с 1794 г. располагался в 8-ми верстах от Екатеринодара (там, где теперь станица Елизаветинская). К 1799 г. в селении была построена деревянная Варваринская церковь. Поскольку жить вблизи пограничной реки Кубани было опасно, казаки приграничных селений, получив разрешение губернатора де Ришелье от 9.12.1807 г., переселились вглубь войсковой территории и основали новое Величковское куренное селение – на правом берегу Понуры. В 1822 г., когда новые переселенцы основали ещё одно Величковское селение, их названия изменили. Так появились куренные селения Нововеличковское и Старовеличковское. В 1842 г. они стали станицами и в этом статусе сохраняются   В 1827 г. здесь была освящена первая деревянная церковь, а в 1895 г. другая; их называли Старо-Варваринской и Ново-Варваринской. Обе они были разрушены в годы лихолетья. В 1995 г в станице был освящён новый, построенный из кирпича, ныне действующий Свято-Троицкий храм. Источник: Онищенко В.Я. Станица Калининская (Поповичевская). - Краснодар, 2008.  В живописной станице Старовеличковской по улице Городской возвышается храм Пресвятой Троицы, которому исполнилось всего 20 лет. В нашей станице было построено ещё первыми казаками два храма. Один деревянный, построенный в 1830 году, разобран в 1934 году. А другой каменный был освящен в 1897 году, разрушен в 1935 году. Всё, что осталось от разрушенных храмов - это иконы, которые бережно отреставрировали и теперь занимают достойное место в храме.  8 октября 1995 года в праздник преподобного Сергия Радонежского было совершенно освящение храма. Чин освящения совершал архиепископ Исидор. Церковь строили в течении четырех лет. Над иконописью храма трудилась семья художников из Украины. Отец и сын, из Свято Успенской Почаевской лавры, Жадан В. и Жадан И. Больше года писали иконы и библейские сюжеты на стенах храма. http://kalininskoye.blagochin.ru/?page_id=1360 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=24610

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010