сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Образование, наука, духовное просвещение См. также: Церковное образование и воспитание 2629–2744). 1069. Воробьев В., прот. Перспективы высшей православной школы//РЧ, 5-е. 1997. С. 57–67. 1070. Тихон (Емельянов), архиеп. Новосибирский и Бердский. Развитие образовательной деятельности Церкви на епархиальном уровне (из опыта работы в Новосибирской епархии)/Тихон, еп. Новосибирский и Бердский//РЧ, 4-е. 1996. С. 239–261. См. также 2764, 2765. Новые учебные заведения Православный Свято-Тихоновский богословский институт См. также: Ежегодная богословская конференция ПСТБИ 1093–1099). 1071. Воробьев В., прот., Постернак А. В., Хайлова О. И. Православный Свято-Тихоновский богословский институт//БСб. 1997. 1. С. 168–178. См. также 2451, 2628. Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея 1072. III Андреевские чтения: [В Доме-музее М. Цветаевой. ББИ, 12–13 дек. 1998 г.]//Страницы. 1998. Т. 3. 4. С. 635. 1073. V Андреевские чтения [В Доме-музее М. Цветаевой. ББИ, 11–13 дек. 2000 г.]//Страницы. 2000. Т 5. 4. С. 635–636. 1074. Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея: [Издательская программа]//МБ. 1997. Вып. 4. С. 76–78. 1075. Иннокентий (Павлов), игум. Дерево узнается по плоду: Первый выпуск ББИ//Страницы. 1999. Т. 4. 3. С. 472–475. 1076. Конференция ББИ [, посвящ. дню св. ап. Андрея. 13 дек. 1996 г.]//Страницы. 1996. 4. С. 157. 1077. Научно-методический семинар в ББИ//Страницы. 1996. 2. С. 155–156. 1078. Научно-методический семинар ББИ «Богословие, культура, образование»//Страницы. 1998. Т. 3. 2. С. 317. 1079. Научно-методический семинар ББИ «Богословие, культура, образование». 1998//Страницы. 1998. Т 3. 4. С. 635. 1080. Научно-методический семинар ББИ «Богословие, культура, образование». 1999//Страницы. 1999. Т. 4. 2. С. 316–317. 1081. Научно-методический семинар ББИ «Богословие, культура, образование» (осенний семестр 2000 г.)//Страницы. 2000. Т. 5. 4. С. 637. 1082. Презентация новых изданий ББИ//Страницы. 1999. Т. 4. 1. С. 151.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итоговый документ Третьей ежегодной всероссийской научно-богословской конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России» 3 липня 2006 р. 11:11 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Матф. 6, 33) По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с 28 июня по 1 июля 2006 года в Сергиевом Посаде и Сарове прошла Третья ежегодная всероссийская научно-богословская конференция «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России», посвященная трехсотлетней годовщине основания Саровской пустыни и обсуждавшая тему «Возрождение православных монастырей и будущее России». Конференция была организована Благотворительным фондом преподобного Серафима Саровского при участии Российской академии наук, Московских духовных академии и семинарии, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , Нижегородской епархии Русской Православной Церкви, Фонда «Фома Центр», Российского федерального ядерного центра ВНИИЭФ. С приветственными посланиями к участникам конференции обратились Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, министр культуры и массовых коммуникаций России А.С. Соколов , руководитель Федерального агентства по атомной энергии С.В. Кириенко. В работе конференции приняли участие видные российские ученые, деятели образования и культуры, священнослужители, государственные и общественные деятели, журналисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Курска, Сергиева Посада, Сарова, Дивеева, Смоленской области. По итогам состоявшегося обсуждения участники конференции считают необходимым заявить следующее. Православные монастыри — зримое свидетельство того, что у Российской земли есть не только политическая, военная, культурная, но и священная история. Образ монастырской обители, источающей свет, радость и покой, остается одним из фундаментальных устоев нашего общенационального самоощущения и самопонимания, является и неотъемлемой частью образа России в мире. Сегодня, в отличие от недавних периодов нашей истории, каждый из нас имеет возможность не только изучать монастыри как культурное наследие, но и прикоснуться к живому опыту монашеской жизни. Возрождение монастырей дает нам надежду на возрождение России.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203313...

Темы беседы: 1. Подготовка к Всеправославному собору, публикация подготовительных документов, идущая дискуссия; 2. Приближение к окончанию поста. А. Пичугин — «Светлый вечер» на радио «Вера», дорогие радиослушатели. С вами Лиза Горская… Л. Горская — И Алексей Пичугин. А. Пичугин — Пятница. И как обычно у нас в гостях здесь в этой студии глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, профессор МГИМО, главный редактор журнала «Фома» Владимир Легойда. Здравствуйте. В. Легойда — Добрый вечер. Наше досье: Владимир Легойда. Родился в Кустанае в 1973 году. Окончил МГИМО, стажировался в Соединенных Штатах, кандидат политических наук, профессор МГИМО. Некоторое время возглавлял кафедру международной журналистики. Оставил эту должность после назначения на пост председателя Синодального информационного отдела Московского Патриархата. С 96 года Владимир Легойда — главный редактор журнала «Фома», он также входит в состав различных государственных и церковных органов. Таких как Президентский Совет по правам человека, общественный совет при Минюсте, Патриарший совет по культуре, Высший церковный совет. С декабря 2015 года Владимир Легойда является председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. А. Пичугин — На днях в Москве прошла научно-практичес кая конференция «Всеправославный собор, мнения и ожидания». Вообще за последние дни, если последить за различными мероприятиями, которые проходили в рамках подготовки к Всеправославному собору, который должен летом состояться. В общем, мероприятий этих довольно много, их становится всё больше. Я так понимаю, что научно-практичес кая конференция — это одно из этих мероприятий, но сразу вопрос: почему научно? Вот эта приставка «научно» — это же все-таки ожидаемая повестка дня, а что здесь можно еще вырабатывать? В. Легойда — В данном случае речь идет о богословской науке, конечно. В первую очередь. И эта конференция — это тоже одно из событий в череде тех мероприятий, которые прошли в рамках обсуждения опубликованных документов к Всеправославному собору. Этих документов, как известно, шесть. И они были опубликованы, с вашего позволения еще раз напомню, по настоянию и предложению Русской Православной Церкви на этапе подготовки к Всеправославному собору Святейший Патриарх Кирилл был во главе делегации Русской Православной Церкви и, ссылаясь на опыт Межсоборного присутствия публикации документов, он сказал, что очень важно опубликовать эти документы. Целей две, связанных с публикацией этих документов. Первая. Это чтобы показать, каковы будут темы, которые собор будет обсуждать и предположительно примет, утвердив эти документы. Это важно с точки зрения понимания содержания, а так же с точки зрения того, чтобы те нелепости, которые продолжают циркулировать о том, что там…

http://sinfo-mp.ru/svetlyj-vecher-s-vlad...

Опубликован Итоговый документ IV ежегодной всероссийской научно-богословской конференции " Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России " Нижний Новгород, 9 августа 2007 г. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с 28 июня по 1 июля 2007 года в Нижнем Новгороде и Сарове прошла Четвертая ежегодная всероссийская научно богословская конференция «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России», посвященная шестисотлетней годовщине со дня преставления преподобного Саввы Сторожевского, пятисотлетней годовщине со дня рождения святителя Филиппа, Митрополита Московского, игумена Соловецкого, и девяностолетней годовщине интронизации святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. В этом году конференция была посвящена теме «Православная Церковь и государство в исторической судьбе России», сообщает сайт " Фонд преподобного Серафима Саровского " . Конференция была организована Благотворительным фондом преподобного Серафима Саровского при участии Нижегородского государственного университета, Российской академии наук, Московских духовных академии и семинарии, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Российской академии государственной службы при Президенте России, Нижегородской епархии Русской Православной Церкви, Российского федерального ядерного центра ВНИИЭФ. С приветствиями к участникам конференции обратились Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, полномочный представитель президента России в Приволжском федеральном округе А.В.Коновалов, министр культуры и массовых коммуникаций России А.С.Соколов, Патриарший Экзарх всея Белоруссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет, руководитель Федерального агентства по атомной энергии С.В.Кириенко, ректор Московских духовных академии и семинарии архиепископ Верейский Евгений, ректор Нижегородского государственного университета Р.Г.Стронгин, архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. В работе конференции приняли участие видные российские ученые, деятели образования и культуры, священнослужители, государственные и общественные деятели, журналисты, а также авторы грантовых проектов и школьники из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Владикавказа, Саратова, Краснодара, Архангельска, Вологды, Саранска, Чебоксар, Сергиева Посада, Сарова, Дивеева, Звенигорода, Сходни, Королева, Жигулевска, Вольска, Ворсмы, Краснослободска, Электростали, Богородска, Московской, Ленинградской, Нижегородской, Смоленской областей.

http://pravoslavie.ru/23479.html

Закрыть «Благодаря общественной поддержке за эти годы роль теологии возросла» В Москве состоялось Общее собрание Научно-образовательной теологической ассоциации 16:45 01.04.2024 69 Время на чтение 6 минут Фото: patriarchia.ru В пятницу, 29 марта, в зале заседаний ученого совета Российской академий народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации состоялось очередное общее собрание ректоров вузов – членов Научно-образовательной теологической ассоциации (НОТА), сообщает Патриархия.ru. Ключевой темой обсуждения стало развитие теологической отрасли знания и роль ассоциации, объединяющей свыше 80 университетов и духовных школ России, в координации научной и образовательной деятельности в этой сфере. Заседание, которое прошло в смешанном очно-дистанционном формате, возглавил президент НОТА – ректор Московской духовной академии, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры епископ Сергиево-Посадский Кирилл. В мероприятии участвовали представители Управления Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике, Министерства науки и высшего образования России, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Российской академии наук, Российской академии образования, Российской академии художеств и Российской академии архитектуры и строительных наук. По видео-конференц-связи к работе Общего собрания присоединился почетный президент НОТА, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Будапештский и Венгерский Иларион. В числе ректоров духовных школ, членов совета НОТА и почетных гостей в заседании также приняли участие: митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин, епископ Галичский и Макарьевский Алексий, руководитель отдела по взаимодействию с высшей школой, викарий Нижегородской епархии епископ Дальнеконстантиновский Филарет, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия протоиерей Максим Козлов, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, ректор Николо-Угрешской духовной семинарии, наместник Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря игумен Мефодий (Зинковский), ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов, ректор Донской духовной семинарии протоиерей Тимофей Фетисов, ректор Екатеринодарской семинарии протоиерей Михаил Литвинко, ректор Тульской семинарии протоиерей Лев Махно, ректор Вологодской духовной семинарии протоиерей Алексий Ольховников.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/01/bl...

поиск:   разделы   рассылка Выступление Митрополита Минского и Слуцкого Филарета на открытии богословской конференции РПЦ " Эсхатологическое учение Церкви " Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые отцы, братья и сестры, уважаемые участники настоящей конференции! Сегодня мы открываем очередную международную богословскую конференцию Русской Православной Церкви. Проведение подобных форумов стало традицией. Это одна из важнейших форм деятельности Синодальной Богословской комиссии, в задачи которой входит организация обсуждений фундаментальных и наиболее актуальных богословских тем и проблем, а также координация научно-богословской работы в нашей Церкви. Хочу напомнить, что мы начали эту работу на общецерковном уровне с подведения итогов богословского развития минувшего века. В Юбилейном году 2000-летия Рождества Христова состоялась конференция " Православное богословие на пороге третьего тысячелетия " (Москва, 7-9 февраля 2000 г.). Затем мы обратились к конкретным темам. В 2001 году состоялась конференция " Учение Церкви о человеке " (5-8 ноября 2001 г.), два года спустя, в 2003 году — конференция " Православное учение о Церкви " (17-20 ноября 2003 г.). И вот теперь очередная тематическая конференция посвящена эсхатологическому учению Церкви. Прежде чем обратиться к теме нашей конференции, хотел бы обратить внимание на то, что церковное богословие — это единое целое. Нельзя рассматривать содержание какого-либо " раздела " богословия в отрыве от целостного богословского видения. В этом случае можно говорить, скорее, об особом ракурсе, позволяющем увидеть, как Церковь отвечает на конкретные вопросы в свете существа ее веры и в рамках единого церковного Предания. Это в полной мере относится и к церковной эсхатологии. На нашей конференции будет представлено около 60 докладов. Мы рассмотрим эсхатологическое учение Церкви с разных точек зрения. Прежде всего — в библейской перспективе. Имеется в виду эсхатологическое видение, содержащееся как в ветхозаветных книгах, так и в Новом Завете Господа нашего Иисуса Христа, то есть в текстах Священного Писания, которые являются нормативными для церковного вероучения. Пониманию эсхатологической темы в Священном Писании будет способствовать рассмотрение того исторического и религиозного контекста, в котором создавались Богодухновенные Книги. Кроме того, будут рассмотрены эсхатологические аспекты древних вероучительных споров и соответствующих соборных решений, в которых было сформулировано догматическое учение Церкви. Определения церковных соборов по вероучительным вопросам являются теми опорами, на которых непоколебимо стоит здание церковной веры. Ибо это были не выводы человеческого разума, но деяния, совершаемые по действию Духа Святого и потому подтверждающие данное ранее Откровение Божие.

http://religare.ru/2_22856.html

Конференция " Империя и Церковь " прошла в СПбДА мая 2021 II Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) " Империя и Церковь " прошла 13-14 мая в СПбДА . Она посвящена особенностям церковно-государственных и религиозно-общественных отношений в Российской империи. В этом году мероприятие приурочено к 300-летию основания Святейшего Правительствующего Синода - высшего органа Православной Церкви в Российской империи, который рассматривал и решал общецерковные вероучительные и канонические вопросы, занимался подготовкой общеимперских законопроектов по вопросам Церкви, принимал и издавал внутрицерковные распоряжения, касающиеся жизни духовенства, монастырей и монашества, духовных школ. Изучение деятельности Синода и синодальных учреждений на должном научном уровне призвано помочь раскрыть особенности церковно-государственных и религиозно-общественных отношений в XVIII - начале XX веков. Организатор - Историческое общество СПбДА при поддержке фонда " История Отечества " . Пленарное заседание открыл проректор по научно-богословской работе академии протоиерей Константин Костромин , который пожелал участникам плодотворной работы. С докладом " Свободная Церковь в свободном государстве " как парадоксальный результат имперского периода российской истории " выступил завкафедрой церковной истории СПбДА протоиерей Георгий Митрофанов . Автор поставил ряд дискуссионных вопросов: почему долгожданный и эпохальный Поместный Собор состоялся именно в момент завершения имперского периода российской истории; насколько подготовка, открытие и начало работы этого собора были обусловлены особенностями синодальной эпохи в истории нашей Церкви; почему не православной монархии, а именно первому либеральному правительству России было суждено осуществить передачу полномочий интегрированной в структуру государственной власти синодальной системы управления свободно избранному Церковью Поместному Собору. Отец Георгий призвал слушателей задуматься над этими вопросами и привел свои размышления.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Митрополит очолив з нагоди заснування 16 лютого 2013 р. 16:41 8-12 февраля 2013 года в Коломенской духовной семинарии прошли мероприятия в честь 290-летия основания духовной школы в Коломне. Торжества были приурочены к престольному празднику семинарского храма — дню памяти вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. 8 февраля в актовом зале Коломенской духовной семинарии прошла VI студенческая научно-богословская конференция, 11 февраля — научно-практическая конференция «Пастырское служение в современном мире». Всенощное бдение 11 февраля, в канун престольного праздника семинарского храма, возглавил ректор семинарии епископ Зарайский Константин в сослужении духовника семинарии протоиерея Николая Качанкина, благочинных Красногорского и Коломенского округов Московской областной епархии , преподавателей и студентов семинарии в священном сане. 12 февраля, в день памяти святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, Божественную литургию в Трехсвятительском храме семинарии совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий . Его Высокопреосвященству сослужили епископ Балашихинский Николай , епископ Зарайский Константин, преподаватели и студенты в священном сане. Пел хор духовенства Московской епархии под управлением священника Сергия Голева. За Литургией молились епископ Илиан (Востряков) , епископ Видновский Тихон , благочинные церковных округов Московской епархии, настоятельницы коломенских монастырей игумении Ксения (Зайцева) и Екатерина (Варфоломеева). На богослужении присутствовали председатель совета директоров ФК «Уралсиб» Н.А. Цветков с супругой, председатель правления фонда просвещения «Мета» В.А. Сигаева, благотворители, преподаватели, сотрудники и студенты, прихожане храмов г. Коломны Московской области. За Литургией митрополит Ювеналий совершил поставление студентов 5-го курса во чтеца и преподал благословение студентам 1-го курса на ношение подрясника. Регент хора духовенства Московской епархии, преподаватель семинарии священник Сергий Голев был удостоен права ношения наперсного креста.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2797433...

Прославление святых – это не дело узкого круга специалистов, это дело всей Церкви. Сегодня в связи с прославлением новомучеников возникают всё более сложные вопросы. На основании чего мы делаем выводы о святости? Как в конкретном случае применяем критерии? Каковы наши источники и можно ли им доверять? 9 декабря, 2013 Сегодня в связи с прославлением новомучеников возникают всё более сложные вопросы. На основании чего мы делаем выводы о святости? Как в конкретном случае применяем критерии? Каковы наши источники и можно ли им доверять? По благословению митрополита Волоколамского Илариона 24-26 октября в г. Москве прошла Международная научно-практическая конференции «Научно-богословское осмысление мученичества, исповедничества и массовых репрессий». По итогам конференции Юлия Бирюкова предлагает поразмышлять о причинах и сущности широкого обсуждения процесса прославления новомучеников.     Бирюкова Юлия Александровна, кандидат исторических наук, преподаватель ПСТГУ, преподаватель Донской Духовной семинарии, член комиссии по канонизации святых Донской митрополии, докторант ОЦАД. Процесс прославления в лике святых всегда являлся общим делом Церкви, направляемой Духом Святым. В древности вообще не было формальной процедуры канонизации, первые мученики прославлялись вскоре после своего подвига епископом по призыву церковного народа – именно он был носителем критерия причисления к лику святых. Но подвиг первых мучеников был очевиден всем. Время потребовало выделить некоторые критерии, руководствуясь которыми Церковь включает имя подвижника в список своих святых. Сегодня в связи с прославлением новомучеников возникают всё более сложные вопросы. На основании чего мы делаем выводы о святости? Как в конкретном случае применяем критерии? Каковы наши источники и можно ли им доверять? Церковный народ также волнует прекращение поимённого включения в Собор новомучеников и исповедников, исключение из списка ряда имён. Все эти проблемы давно находятся в центре внимания церковного народа, и конференция дала им возможность реализоваться в открытой дискуссии.

http://pravmir.ru/proslavlenie-svyatyx-e...

Также на семинаре присутствовали ректор Российского Христианского Гуманитарного института Д.К. Бурлака, ректор Высшей религиозно-философской школы Л.А. Печерская, профессора из Института богословия и философии, Института религиоведения и церковных искусств, представители Сретенской Духовной Семинарии, других религиозных и светских ВУЗов, студенты 5 курса Семинарии и студенты Академии. Программа научно-богословской конференции «Богословские и церковно-практические аспекты таинства Евхаристии» СПбДА, Актовый зал 15 марта 2007 г.: Проф. Архиепископ Тихвинский КОНСТАНТИН «Богословские аспекты таинства Евхаристии» Проф. Архим. ИАННУАРИЙ (Ивлиев) «Установительные слова Господа Иисуса Христа (экзегетический аспект)» Проф. прот. Богдан СОЙКО «Жертва и жертвоприношение в Евхаристии» Диак. Владимир ВАСИЛИК «Пневматологические аспекты Евхаристии» Иеромонах КИРИЛЛ (Зинковский) «Святоотеческая евхаристическая терминология и теория пресуществления» БЕРНАЦКИЙ Михаил Михайлович «Константинопольский Собор 1691 г. и его рецепция в Русской Православной Церкви: к вопросу о каноническом статусе слова " пресуществление " » Доц. Прот. Кирилл КОПЕЙКИН «Евхаристия и материя» Прот. Игорь МАЗУР «Церковно-практические аспекты таинства Евхаристии» Общая дискуссия. Принятие итогового документа. Работа конференции началась докладом на тему «Богословские аспекты таинства Евхаристии», который зачитал Ректор СПбДА, профессор, архиепископ Тихвинский Константин . Объемный доклад содержал следующие параграфы: I. Библейские основания таинства Евхаристии. II. Реальность Тела и Крови Христовых в Евхаристии. III. Термины «преложение» и «пресуществление». IV. Триадологическое и христологическое измерение Евхаристии. V. Экклезиологический аспект Евхаристии. VI. Эсхатологический аспект Евхаристии. Владыка особо отметил, что учение о Евхаристии, содержащееся в 6 главе Евангелия от Иоанна, является исключительно важным для понимания самой сути Таинства. Христос, говоря о Своем Теле и Своей Крови, которые будут даны Им в пищу верным, подразумевает абсолютно реальные и подлинные Свои Тело и Кровь — тождественные Его историческому Телу и Крови. Это совершенно очевидно следует из реакции иудеев, которые, как видно из дальнейшего, совершенно правильно поняли то, что говорил Христос. То, что слова Христа их смутили, также понятно — Ветхозаветный закон однозначно, под страхом смерти, запрещал вкушение крови (Лев. 17, 10-14). А Христос говорил именно об этом. Глагол «trogo», выражающий в данном тексте вкушение Тела и Крови, буквально означает «жевать» и даже «глодать» и не допускает никакого спиритуалистического перетолкования. Именно эта определенность и вызвала соблазн иудеев. Однако, Христос не пытается их разубедить, не говорит об аллегорическом или ином другом понимании, но подчеркивает истинность сказанного.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204707...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010