Хотят ли духовные чада взрослеть? Не окончив даже заочной семинарии, не выучив хорошенько и катехизиса, такие батюшки с необычайной смелостью принялись наклеивать ярлыки еретиков, модернистов и отступников едва ли не на всех современных православных богословов. 20 февраля, 2013 Не окончив даже заочной семинарии, не выучив хорошенько и катехизиса, такие батюшки с необычайной смелостью принялись наклеивать ярлыки еретиков, модернистов и отступников едва ли не на всех современных православных богословов. Один из великих святых Русской Православной Церкви, святитель Тихон Задонский, являет собой удивительное сочетание двух величайших образов древности, двух святых Иоаннов — св. Иоанна Златоуста и св. Иоанна Лествичника. Два подвига совершаются в его житии: подвиг архипастырского наставления в громоподобных проповедях и подвиг в тиши келейной родившегося богомудрого поучения, которое душу заблудшую возводит по лестнице духовного совершенствования и приносит на трапезу Господа. Подвиг этого святого сподвиг Достоевского на создания образа старца Зосимы. Воспетое Достоевским в образе Зосимы из «Братьев Карамазовых» и во многом благодаря тому ставшее всемирно известным, русское старчество действительно явилось особым вкладом России в христианскую духовность. Великие старцы , конечно, были и на православном Востоке; но именно в России к ним, в поисках духовного окормления и совета, разрешения самых разнообразных вопросов, утешения и ободрения на жизненном пути, во множестве приходили не только и даже не столько собратья по монашескому подвигу, сколько миряне и мирянки всех сословий. И если первоначально старческое руководство предполагало особые взаимоотношения начинающего монаха или послушника с усовершившимся в подвижничестве собратом, то теперь границы его приложения чрезвычайно расширились. В старце видели прежде всего христоподобного человека, знающего волю Божию и способного открыть ее другим. Поэтому у знаменитых на всю Россию Оптинских преподобных Леонида, Макария и Амвросия, как и у других русских старцев, спрашивали совета отнюдь не только об отсечении страстей и борьбе с греховными помыслами, но и о вступлении в брак, об успешном ведении торговли, о правильном устройстве других, казалось бы, вполне мирских дел (1).

http://pravmir.ru/xotyat-li-duxovnye-cha...

Уроки преподобного Андроника Пастырские наставления подвижника Глинской пустыни преподобного Андроника (Лукаша) 21 марта, 2015 Пастырские наставления подвижника Глинской пустыни преподобного Андроника (Лукаша) В годовщину преставления подвижника Глинской пустыни преподобного Андроника (Лукаша) предлагаем вашему вниманию статью Зиновия Александровича Чеснокова, докторанта Фрибургского Университета (Швейцария), автора книги «Пример безграничного смирения. Схиархимандрит Андроник (Лукаш)» Служение Богу и ближним Довольно часто мы устремляем свой взор в прошлое, в котором пытаемся найти для себя идеалы и примеры для подражания. Много поучительного узнаем из житий святых, читая которые, постигаем подвиги первых христианских мучеников и великих подвижников. По великому замыслу Божию, святые люди жили во все времена и сейчас могут быть среди нас, правда, нам не всегда бывает открыто об этом. Зиновий Чесноков. Фото: izdatsovet.ru Преподобный Андроник (Лукаш) был поистине святым, и еще живы те люди, которым посчастливилось общаться с ним при жизни. В тяжелое время гонений ХХ столетия он укреплял в вере, а также духовно и молитвенно поддерживал православных верующих. Тихость и скромность нрава батюшки привлекали к нему любовь и доверие окружающих. Отец Андроник был духовным отцом не только для братии Глинской пустыни, но и для многих верующих, как в России, так и в Грузии, и на Украине. Как послушный сын обращается за советом и разрешением к своему отцу, так и к батюшке приезжали десятки тысяч духовных детей, чтобы получить его совет и благословение в разных жизненных вопросах. Будучи опытным духовником, преподобный Андроник не только молился за своих духовных чад, но и внимательно относился к их письмам. Он давал советы людям в зависимости от тех жизненных ситуаций и условий, в которых они жили. К каждому он подходил индивидуально. Уникальность духовной мудрости заключается в том, что опытный духовник в одной и той же ситуации двум разным людям может дать совершенно разные ответы на одни и те же вопросы. От Господа старец был наделен даром прозрения и рассуждения, поэтому говорил и советовал не от себя, а обращался с молитвой к Богу и возвещал людям волю Создателя.

http://pravmir.ru/uroki-prepodobnogo-and...

23 июня 1998 года не стало великого румынского духовника и проповедника, настоятеля монастыря Путна, старца Иакинфа. Почерпнем для себя несколько богомудрых наставлений из неисчерпаемой сокровищницы приснопамятного батюшки. Молись так: «Господи, не отними у меня дара, который дал мне». На вопрос «Когда наступит конец света?» старец ответил так: «А почему тебя не интересует твой конец?» Брату, желавшему исполнить свою волю: «Не учи Бога, что Ему делать!» Чтобы довериться Богу, старец советовал своему духовному сыну молиться так: «Господи, я Твой, не оставь меня!» – и добавил: «Я знаю кое-кого, кто спорит с Богом». Тем, кто хотел услышать слово во спасение, старец говорил: «Хочешь спастись – шествуй вопрошая, ибо истинная мудрость состоит в совете многе» (см.: Притч. 11: 14). «Что делает монахом?» – «Отсечение воли». Ученице: «Придя из церкви, сотвори молитву “Достойно есть”, а затем скажи: “Благодать Господа из святого дома Его да пребудет и в моем доме”». Об усердии в труде: «Начав дело, доводи его до конца и не оглядывайся, как Сара, назад». Недовольному монаху: «Благодари Бога за всё, что получаешь, и не суди». Ученику, которого он много раз жалел, старец сказал: «Как Господь Иисус Христос смилостивился и помиловал всех нас, так и ты не забывай о заповеди любви и исполняй ее». «Никогда не ропщи на волю Божию и не говори: “Больше не могу”». О настойчивости в молитве: «Проси в надежде, что получишь, а если ответ задерживается, спорь с Богом, и Бог не огорчится, глядя на твое упорство». Также о молитве. Старец увещал одного монаха говорить так: «Иисусе, Господи, с радостью благодарим Тя». На исповеди он говорил одному священнослужителю: «Служи с миром, служи с ангелами». На одре болезни, даже когда его состояние ухудшалось, на вопрос: «Как вы себя чувствуете, батюшка?» – он отвечал: «Лучше!» Об охлаждении к молитве говорил: «У нас под ногами земля горит, а ты спишь?» Теплохладным говорил: «Путь к Царствию Небесному проходит по острию ножа». Одному страдальцу-христианину старец сказал: «Ищи себе мира молитвой и полагаясь на попечение Божие и не забывай, что блаженство – не от мира сего».

http://pravoslavie.ru/132062.html

25 ноября – день рождения схиигумена Саввы (Остапенко). Известный духовник, старец Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, строгий, но добрый и любящий пастырь, делатель Иисусовой молитвы, неутомимый труженик, чья жизнь была полна тяжких испытаний. Он получил от Бога множество духовных дарований. Это был удивительный человек, который многим помогал укрепиться на духовном пути, это был старец, который, по свидетельству его духовных чад, «творил любовь». Молитвенно с вами… Жизнеописание и поучения схиигумена Саввы (Остапенко) Имя удивительного старца, заботливого духовника, схиигумена Саввы (Остапенко), наверняка всем знакомо. Его небольшую книжечку «Плоды истинного покаяния», в которой каждое слово становится открытием, читали многие. Он был нашим современником. Незадолго до начала Олимпиады 1980 года он сказал: «Скоро в Москву много спортсменов приедет. Они сюда, а я – туда». И показал на небо... Монахом хотел быть с самого детства, но половину жизни провел в миру. Учился, работал инженером, ходил в храм, каждый день читал Псалтирь. Духовный отец не благословил его на монашество в миру. Сказал: «Вот, скоро откроются монастыри, будешь в лавре». Николай – такое имя было у батюшки Саввы до пострига – послушался. И когда сбылись эти слова, сам стал духовным отцом для тысяч людей. Отец Савва искренне любил каждого приходящего к нему человека, получая взамен такую же искреннюю любовь. Как тогда, так и теперь он молитвенно пребывает со всеми нами… «Молитвенно с вами» – так часто отец Савва заканчивал свои письменные труды, – эта фраза легла в название книги издательства «Вольный Странник». Проявляя искреннюю заботу о своих многочисленных чадах, старец оставил письменные труды, самые лучшие из которых и составляют новый сборник. Значительная часть книги «Молитвенно с вами…» – жизнеописание отца Саввы. В книге также приведены воспоминания духовных чад старца, краткие наставления на важные темы христианской жизни. А еще – фотографии. И те, по которым мы давно знаем батюшку. И необычные, как бы случайные, которые позволяют ближе познакомиться с ним, очутиться там, где он разговаривал со своими духовными чадами.

http://pravoslavie.ru/143078.html

Arhiva Cuvântarea Preafericitului Patriarh Chiril adresat frailor de la Pustia Optina 24 octombrie 2015 14:02 23 октября 2015 года, в канун празднования Собора преподобных Оптинских старцев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение во Введенском соборе Оптиной пустыни . По окончании богослужения состоялась беседа Святейшего Владыки с братией обители. Дорогие отцы и братия! Я рад возможности снова встретиться, пообщаться, помолиться вместе с вами. Очень ценю все то, что совершается сегодня в Оптиной пустыни. Конечно, не без трудностей, не без ошибок, но обитель по милости Божией возрастает, и, может быть, самое главное, что в Оптиной пустыни большое внимание со стороны наместника и старших насельников уделяется духовному воспитанию молодежи, и не только молодежи. Это духовное наставничество, собственно говоря, и можно назвать старчеством. Старец — это не пророк, это необязательно чудотворец, но это наставник, который может передать другому человеку наставления не только от прочитанного, но и от своего собственного опыта. Кстати, если и приходской священник произносит проповеди или исповедует людей только на основании прочитанного, повторяя то, что написано, то он не может стать настоящим духовным отцом. Исповедуются у такого батюшки поневоле, если уж другого нет. Но когда духовник говорит не только от написанного и прочитанного, но и от своего собственного опыта, когда вместе с тем, кто пришел на исповедь, он и сам кается Богу в грехах, то это оказывает духовное воздействие на кающегося. То же самое можно сказать и о наставничестве в монастыре, о старчестве. Если у старца нет реального опыта молитвы, он никогда не научит молиться. Он может давать какие-то молитвенные задания, проверять их, но он по-настоящему не приучит человека к молитве и не передаст ему молитвенный навык, любовь к молитве. Это касается и других добродетелей — послушания, нестяжания. Если у самого духовника нет опыта жизни в соответствии с этими идеалами, то слова его звучат пусто. И я радуюсь тому, что в Оптиной пустыни есть реальное наставничество со стороны старших, более опытных пастырей; не просто принятие исповеди, что происходит в каждом монастыре, а именно наставничество.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4254428...

Arhiva Lociitorul Patriarhului la Eparhia de Moscova a condus Dumnezeiasca Liturghie la biserica „Adormirea Maicii Domnului” din satul Jilino, regiunea Moscova 13 ianuarie 2021 12:53 12 января 2021 года исполнилось три года со дня  кончины  почетного настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Жилино Московской области протоиерея Владимира Ганина, в течение многих лет исполнявшего послушание духовника  Московской областной епархии . В этот день Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в Успенском храме села Жилино. Перед началом богослужения владыка Ювеналий возложил цветы к могиле приснопамятного отца Владимира, погребенного у алтаря храма. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель Успенского храма протоиерей Сергий Ганин, помощник управляющего Московской епархией по церковно-общественным вопросам, настоятель Троицкого храма города Люберцы протоиерей Петр Иванов, духовенство Московской областной епархии. За богослужением молились глава Люберецкого городского округа В.П. Ружицкий, первый заместитель главы администрации Люберецкого городского округа И.Г. Назарьева, начальник муниципального управления МВД России «Люберецкое», полковник полиции Е.А. Романцев. После сугубой ектении владыка Ювеналий вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. Было совершено молитвенное поминовение болящих священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви. На заупокойной ектении были вознесены прошения о упокоении приснопоминаемого протоиерея Владимира. По заамвонной молитве перед иконой праздника Рождества Христова было совершено славление. На могиле протоиерея Владимира Ганина митрополит Ювеналий совершил заупокойную литию. По окончании богослужения Патриарший наместник обратился к собравшимся с архипастырским словом: «Уважаемый Владимир Петрович, дорогой отец Сергий, всечестные отцы, дорогие и возлюбленные братья и сестры! Сегодня исполнилось три года со дня кончины отца Владимира. Он был настоятелем этого храма, духовником епархии, был и моим духовником. Он пользовался всеобщей любовью, к нему шли, открывая свою совесть и получая полезные наставления. В этот день мы не могли оставаться на своих местах, но соединились для общей молитвы, для того чтобы поклониться могилке батюшки, который был в полном смысле этого слова добрым пастырем. Мы никогда не забываем о его любви, его молитвах, и сегодняшний день — тому доказательство. Мы уверены, что его бессмертная душа предстоит Господу и молится о своих чадах. Наша духовная связь с ним не прерывается.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5750559...

В текущем году исполнилось сто лет со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова). К юбилею московского Первосвятителя вышла в свет книга настоятеля храма Святителя Николая в Покровском архимандрита Дионисия (Шишигина) «Былое пролетает…» иерей Евгений Мурзин 14 декабря 2010 г. Вышло в свет второе издание книги игумена Ионы (Займовского) «Странички трезвости». Артем Погосов 2 декабря 2010 г. Настоятель прихода Русской Православной Церкви в Венеции священник Алексий Ястребов издал первый на русском языке православный путеводитель по святыням города мостов и каналов. Книга пока продается только в Италии, но скоро появится и в России. Александра Боровик 25 ноября 2010 г. Оптина пустынь продолжает публикацию своих архивов. В серии «Духовное наследие Оптиной пустыни» вышло новое издание сборника «Жизнеописания почивших скитян».     Григорий Калюжный 25 июня 2010 г. Немедленной целью войны является победа, а конечной — мир, восстановление гармонии, являющейся естественным состоянием человеческого общества. Такую мысль сформулировал военный историк Антон Керсновский в своей книге «Философия войны», недавно выпущенной в свет Издательством Московской Патриархии. Эта книга, написанная 80 лет назад, и сегодня сохраняет свою актуальность.   Александр Черкасов 29 мая 2010 г. В издательстве «Паломник» вышел в свет новый роман сербской писательницы Лиляны Хабьянович-Джурович «Игра Ангелов». Илья Числов 14 мая 2010 г. На экраны вышел фильм «Поп», посвященный духовенству Псковской миссии. Валерия Горелова 10 апреля 2010 г. О дневниках сказочника Бориса Шергина. Валерия Ефанова 12 октября 2009 г. После кончины известных духовников их чада, желая увековечить память дорогого человека, пишут воспоминания, составляют сборники поучений батюшки. Образ духовника при этом рисуется через призму восприятия самых разных людей, и разобрать, где правда, а где вымысел в этих воспоминаниях часто просто невозможно. Всегда ли авторы-составители подобного рода книг, которые столь широко продаются в церковных магазинах, осознают лежащую на них ответственность? Ярким примером откровенного мифотворчества можно считать книгу Антона Жоголева «Старец Иероним», посвященную жизни и наставлениям игумена Иеронима (Верендякина).

http://e-vestnik.ru/reviews/page/3/

Вопрос: Батюшка, я очень люблю читать Псалтирь, хотя не всё там понимаю. Нужно ли брать благословение у своего батюшки на чтение псалтири и в чем заключается польза от чтения этой святой книги? Заранее благодарна Вам за ответ. Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Чтение Псалтири Брать специальное благословение у священника на чтение Псалтири не надо. На это нас благословила Церковь: исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными (Еф.5:18-19). Наименование этой священной книги в славянскую и русскую Библию перешло из Септуагинты (Псалтирион). Слово Псалтирь произошло от греческого названия струнного музыкального инструмента, игрой на котором у древних евреев сопровождалось исполнение большинства псалмов – песней в честь Господа. У евреев собрание псалмов называлось Sefer tehillim (Книга хвалений). Было и другое название – Sefer tefillot (Книга молитв). Богодухновенная книга Псалтирь содержит как бы сокращенное выражение всего Священного Писания в форме молитвенно-благоговейных песнопений. По словам святителя Амвросия Медиоланского: «Закон повелевает, история поучает, пророчества предвозвещают тайны Царствия Божия, нравоучение назидает и убеждает, а Книга псалмов соединяет в себе все это, и есть некая полная сокровищница спасения человеческого». Также святитель Афанасий Великий пишет о духовном богатстве Псалтири: «В ней, как в раю, насаждено все, что по частям содержится в других священных книгах и всякий читающий ее, может найти в ней все, что для него нужно и полезно. В ней ясно и подробно изображена вся жизнь человеческая, все состояния духа, все движения ума, и нет ничего в человеке, чего бы не содержала она в себе. Хочешь ли ты каяться и исповедоваться, постигла ли тебя скорбь и искушения, гонят ли тебя, уныние и беспокойство овладело тобою, или что-нибудь подобное терпишь, стремишься ли к добродетели и преспеянию в ней и видишь, что враг препятствует, желаешь ли хвалить, благодарить славословить Господа? – в божественных псалмах найдешь наставление для всего этого» (Послание к Маркеллу). Святитель Василий Великий называет псалмы духовным фимиамом: «Псалом – тишина душ, раздаятель мира; он утишает мятежные и волнующиеся помыслы; он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержность. Псалом – посредник дружбы, единение между далекими, примирение враждующих. Ибо кто может почитать еще врагом того, с кем возносил единый глас к Богу? Посему псалмопение доставляет нам одно из величайших благ – любовь, – изобретя совокупное пение вместо узла к единению и сводя людей в один согласный лик. Псалом – убежище от демонов, вступление под защиту Ангелов, оружие в ночных страхованиях, упокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам, самое приличное убранство для жен.

http://pravoslavie.ru/6993.html

Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия/Схиарх. Агапит (Беловидов).— М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010.— 440 с. : ил. Книга посвящена великому старцу XIX века, преподобному Амвросию Оптинскому (1812–1891). Богатый материал о его жизни, 30-летнем старческом подвиге, духовных дарах и наставлениях людям собраны схиархимандритом Агапитом (Беловидовым), который сам начал иноческий путь в Оптиной пустыни. Уникальность этого жизнеописания преподобного Амвросия в том, что это житие пастыря, написанное другим пастырем, житие старца, написанное другим старцем. Приводим отрывок из книги. Предисловие Первой и главной побудительной причиной к составлению предлагаемого жизнеописания Оптинского старца, батюшки иеросхимонаха Амвросия, послужил священный долг Оптинской обители сохранить благодарную память о своем родном дорогом старце и великом благодетеле, изливавшем милости свои не только на сожительствовавших с ним отцов и братий, но и на других очень многих лиц, вдали от него живших. Во-вторых, хотелось составить жизнеописание старца возможно полное, собрав разные о нем сведения, появлявшиеся в печати в разное время и в разных духовных журналах, а также и в рукописях, и устные о нем рассказы близких к нему лиц. Наконец, в-третьих, хотелось представить сведения о жизни старца, тщательно проверенные, так как во всех, доселе вышедших жизнеописаниях его замечаются погрешности. Источники к составлению жизнеописания старца Амвросия следующие: 1. Устные и письменные рассказы оптинских монахов, живших близко к старцу Амвросию, а также монахинь Шамординской общины и других женских монастырей и некоторых мирских лиц, всею душою ему преданных. 2. Скитская летопись в рукописи, хранящаяся в скитской библиотеке. 3. Некоторые сведения о старце Амвросии, извлеченные из архивов Оптинского монастыря и Тамбовской и Калужской духовных консисторий. 4. Письма Оптинского старца иеросхимонаха о. Амвросия, помещаемые в журнале «Душеполезное Чтение».

http://pravoslavie.ru/33943.html

И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией. (1 Кор. 2: 4–5) архимандрит Иоанн (Крестьянкин) В 2006 году в день памяти Новомучеников и исповедников Российских после принятия Святых Таин мирно отошел ко Господу светильник Русской Православной Церкви архимандрит Иоанн (Крестьянкин) . И в этом мы видим премудрое и всегда благовременное действие Промысла Божия, ибо отец Иоанн принадлежал к святому поколению новомучеников не только по физическому возрасту, но и духовно. В сосуд своего сердца он трепетно восприял, бережно сохранил в нем и примером своей жизни передал нам сокровище духовных традиций Святой Руси. Уже нет посреди нас всероссийского батюшки, но мы можем встретиться с ним через его письма. Письма архимандрита Иоанна, в отличие от его проповедей, обращены не ко всем, а к кому-либо из нас и являются личными ответами на личные вопросы, и поэтому их воздействие на душу оказывается особенно плодотворным. И если в проповеди иную мысль отец Иоанн излагает пространно, то в письмах он старается быть предельно кратким и ёмким, так как приходилось давать множество ответов на множество вопросов. И ответы отец Иоанн давал не от своего человеческого ума: каждый вопрос он молитвенно возносил к Господу и мудрый ответ получал и давал нам от Самого Господа. Отец Иоанн продолжает традицию духовного наставления письмами, которую установили, например, такие известные русские святые, как преподобные Макарий и Амвросий Оптинские, святители Феофан Затворник и Игнатий (Брянчанинов). Но отцу Иоанну пришлось жить в иных исторических обстоятельствах и отвечать на вопросы, которых в царской России не существовало. И при чтении его писем нужно быть особо внимательным, ибо иногда в малых, немногих словах заключается великая духовная мудрость. Письма отца Иоанна являются редкой сокровищницей духовного рассуждения не только для тех, кому они лично адресованы, но и для всех нас. Ибо в письмах, как и в проповедях, мы живо ощущаем явление духа и силы, веры и правды, смирения и любви.

http://pravoslavie.ru/68171.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010