Закрыть itemscope itemtype="" > Метаморфозы отца Александра Меня Из нашей почты 20.02.2021 3217 Время на чтение 15 минут Источник: Благодатный Огонь Я вошла в церковную жизнь благодаря книгам отца Александра Меня. Именно через эти ворота Господь уловил мою душу и привел к Своим Таинствам. Это случилось в 1994 году, уже после смерти батюшки. Зато наш приход был заполнен его духовными чадами, на территории храма находился Фонд, издававший его книги, а старостой с некоторого времени стала его вдова, Наталья Федоровна. Поэтому мое церковное воспитание проходило под ореолом личности отца Александра: прочитывались все появлявшиеся труды священника и книги о нем, посещались лекции и занятия в домашних группах его духовных детей. Молитвенная и христианская жизнь выстраивалась по его заветам. Отец Александр обладал удивительно целостным мировоззрением. В его письменном и устном наследии содержатся исчерпывающие ответы на очень многие вопросы. Практически все, знавшие его и читавшие его книги, восхищаются добротой, эрудированностью, образованностью и высокой культурой человеческого общения. Широта интересов отца Александра привлекала к нему, как магнитом, нецерковную публику и неверующих - для всех находилось мудрое наставление и поддержка в духовных поисках. Личное обаяние батюшки сквозит в каждом его тексте, а радостная и светлая энергетика увлекала при жизни и увлекает до сих пор многих читателей. Каждый год собираются различные конференции и встречи, где изучается, анализируется и популяризируется его взгляд на Церковь и мир. Примечательно, что любая прижизненная критика его деятельности убедительно и весьма в привлекательной форме оспаривается самим священником через написанные им и о нем книги - и обвинения в стремлении к унии, и обновленческий уклон, и частные мнения по разным церковным реалиям. Убежденность в правоте отца Александра и достаточности его аргументации позволяет печатать и перепечатывать спорные доводы, высказанные им об относительности церковных догматов, о замусоренности житий святых фольклорным вымыслом , о полезности хатха-йоги, о возможности совмещать веру и экстрасенсорику, о собственной вере в предсуществование душ и так далее. А недавно изданная книга, которая по замыслу составителя, может помочь канонизации батюшки («Цветочки Александра Меня. Подлинные истории из жизни доброго пастыря»), лишь подтверждает тезис одного католического епископа: воистину пророк обновленного Православия...

http://ruskline.ru/opp/2018/sentyabr/18/...

Панихиду по духовнику Александро-Невской лавры архимандриту Елеазару отслужили в монастыре августа 2014 В день именин архимандрита Елеазара , 14 августа, на его могиле на Никольском кладбище  Александро-Невской лавры  собрались его духовные чада из Санкт-Петербурга, других городов России, ближнего и дальнего зарубежья. Панихиду отслужил клирик  храма святых апостолов Петра и Павла при СПбГМА им. Мечникова   протоиерей Михаил Кудрявцев . За богослужением пел любительский хор " Астрон " , созданный по благословению архимандрита Елеазара из числа его духовных чад. Хор продолжает и богослужебную, и концертную деятельность, устраивает мероприятия памяти батюшки, а также издает печатную, аудио- и видеопродукцию, посвященную архимандриту Елеазару, и раздает ее бесплатно. И на этот раз пришедших помолиться за упокой души батюшки ждали новые диски " Священник и врач " , где опубликованы статьи и радиобеседы архимандрита Елеазара, а также репринтное воспроизведение книги батюшки " Духовная жизнь земли Псковской " , которую он написал, еще будучи насельником Псково-Печерского монастыря.  После панихиды отец Михаил обратился к собравшимся с пастырским словом. " Обычно в этот день мы оставляли свои дела и всяческие попечения и собирались в Александро-Невской лавре, чтобы поздравить отца Елеазара с днем его именин. Вся наша жизнь - служение Богу и служение ближнему. Так жил и сам отец Елеазар - теперь, после его смерти, уже можно сказать, что он был подлинным старцем. Он был особенным человеком, и слава Богу, то мы во дни его земной жизни пользовались его наставлениями, духовным опытом, его любовью, терпением и кротостью. Несмотря на образ строгого судьи, который он сам себе создавал, он мог и утешить, и доброе слово сказать, был настоящим не наемником, но пастырем, как говорит об этом Священное Писание (ср. Ин. 10, 1-16). Удивляет, насколько он был доступен, и слава Богу, что это было так. Его наставления всегда были краткими, доходчивыми, единственно верными. Господь ему подсказывал, полагал ему на сердце, что нужно сказать каждому из тех, кто приходил со своими проблемами " . 

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Предисловие Приходские священники 1 2 3 Отец Иоанн Краткая биография У отца Иоанна Общая исповедь Чудеса отца Иоанна Кронштадтского Последние дни Прозорливый Отец Исидор Соль земли Смерть праведника «Миша!» Зосимова пустынь Грибное послушание Отец Схиигумен Герман Детство отца Германа Отрочество и юность Иконописное послушание Монашество в скиту Игуменство в Зосимовой пустыни Беседы отца Германа Беседа первая Беседа вторая Беседа третья Слово отца игумена Германа о схиме Кончина отца схиигумена Германа Оптина Имя Божие Обязанности к жене Из «дворянской» – в скит На могилках старцев Игумены Святые скитники Отец Кукша Седовласый отец Афанасий. Отец Исаакий Первый визит в скит Записки N Сведения о жизни отца Нектария Из записей отца Петра Рассказывает Феничка Письмо старца Нектария к Нине Владимировне Рассказ м. Анны Полоцкой Митрополит Вениамин Санкт-Петербургский Целомудренный Ольга и Мария Избрание Чудо спасения Смерть Посмертное завещание Анекдот ли? Епископ Иннокентий Херсонский Студент В Алтайской миссии В сане епископа и на покое Некоторые мысли его Последние дни Отец Дионисий Дополнение Владыка Жизнеописание Златоустовский кружок Хиротония во епископа На епархиях Наставления Об удовольствиях Об оставлении денег После пострига моего О Святом Причащении «Ради Бога» Молитва Правила Пел ночью Сотница глав За шкафом, в алтаре Забастовка Еще о наставлениях Дневник его Святые отцы Новое «Добротолюбие» О профессорах «Тропинки» Разное Похороны Обухова Заграница Послесловие Дополнения Мнение о святости митрополита Филарета Московского Искушения Клевета Письма о нем Примечание Из писем епископа Феофана Письмо первое Письмо второе (той же) Письмо третье Приложения Из жизни отца Иосифа Монашество отца Иосифа Из старческой жизни Кончина старца Отец Иона Атаманский Предисловие Дорогой Батюшка, отец Иона Моисеевич Атаманский. Житие и смерть его Милосердие к людям Молитва и пост отца Ионы Благодатные дары Скорби батюшки Видения и чудеса Батюшки Исчезновения и появления Батюшки После смерти Крымские подвижники Архимандрит Тихон Иеросхимонах Серафим Иеромонах Ксенофонт Иеросхимонах Софроний Схимонахиня Серафима Странник Пустынница Мария Бабушка Вера Лампадка Явления умерших Ростовский угодник Предисловие Особые люди Краткия биография Воспоминания об отце Иоанне Домовском Востоминания священника Чудеса отца Иоанна К вопросу о личности покойного отца Иоанна Домовского  

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Разделы портала «Азбука веры» ( 17  голосов:  4.4 из  5) Оглавление «Мы все с вами встретимся…» Жизнеописание исповедника веры, духовника Донского монастыря архимандрита Даниила (Сарычева) Автор и издательство благодарят за помощь в составлении книги митрополита Тихона (Шевкунова), епископа Парамона (Голубку), иеросхимонаха Валентина (Гуревича), иеромонаха Дионисия (Локтаева), иеромонаха Косму (Афанасьева), протоиерея Димитрия Шпанько, доктора мед. наук профессора З.С. Вайнберга, Т. Столярову, Е. Клюшкину, Н. Южакову, С. Антимонова и всех, предоставивших материалы и воспоминания об архимандрите Данииле. От автора Кроткий и величественный лик старца сохранился в моей памяти. Мне посчастливилось видеть отца Даниила лишь раз в жизни, когда 1993 году в Донском монастыре меня, семнадцатилетнюю студентку, подвели к нему под благословение. Помню вдумчивый внимательный взор, молитвенный порыв — едва ощутимый, подобный легкому дуновению, и тихие слова благословения. Я не могла оценить тогда ни высокой духовности батюшки, ни его прозорливости. «Послушник Патриарха Тихона», «Старейший насельник Донской обители», «Известный московский старец», «Чудеса батюшки Даниила», — запестрят в СМИ заголовки статей об архимандрите Данииле в начале двухтысячных. «Это был великий молитвенник за Россию», — в 2006 году напишет братия Донской обители в некрологе. А мне судил Господь ближе узнать батюшку лишь после его кончины, через знакомство с его духовными дочерьми. Так и хочется назвать этих пожилых по возрасту, но молодых сердцем женщин «мироносицами отца Даниила». И это — чистая правда. Они были с батюшкой многие годы, он окормлял их, опекал в любое время дня и ночи в течение многих и многих лет. А «мироносицы» слушали его проповеди и наставления, с женским вниманием заботились о его здоровье… Прошло уже более десяти лет со дня кончины батюшки, а духовные чада столь же дружны, как и в годы его жизни. Их объединяет память об отце Данииле, постоянные совместные молитвы о нем и своих близких.

http://azbyka.ru/fiction/my-vse-s-vami-v...

Речь при пострижении в инокини Евдокии Забелиной, послушницы Иоанновского на Карповке, в г. Петрограде, женского монастыря, за божественной литургией в усыпальнице батюшки о. Иоанна Кронштадтского, 22 марта 1916 г. Источник Возлюбленная о Христе сестра Серафима! Приветствую тебя вседушевно с теми великими милостями, которых сегодня сподобил тебя Господь. Все это совершилось здесь, у гробницы всеми высокоценимого, глубоко почитаемого и горячо любимого тобою с детства, батюшки о. Иоанна, приснопамятного молитвенника, благодетеля и учителя многих, искренне к нему притекавших, в том числе и твоего. Господь благоволил сейчас принять тебя в свои отчии объятия, Господь благословил тебя обручиться Христу, Господу нашему, твоему небесному жениху, восприять ангельский образ и облечься во вся оружия правды, дабы стать тебе верным и сильным воином Христовым. Вот какие блага и милости Господь послал тебе сейчас, сестра Серафима! Но вместе с этим ты получила и великие послушания. Слушая умилительные слова чина пострига, ты, конечно, ярко отметила их в твоем уме, чутком от юности ко всему святому, и в твоем сердце, добром, щедром, испытанном великими подвигами труда, поста и молитвы в таких обителях, как Саровская пустынь, Оптина, Шамардинская, и запечатлела все назидания, вытекающие отсюда и обязательные для всех иноков, в частности же теперь и для тебя. Ты сильно восприяла, наверное, и глубоко западающее в душу наставление: стяжи смиренномудрие. Дивно! Почему это здесь говорится не просто стяжи смирение, кротость, или что-либо подобное, а ясно и определенно сказано: «стяжи смиренномудрие»? Должно быть это – особая христианская добродетель, резко отличающаяся от простого, внешнего, видимого смирения, смиренного поведения и послушания, и внутренней, невидимой, кротости духа, – добродетель, безусловно необходимая и обязательная для воина Христова, деятельного ратоборца за Правду Божию на земле. Проследим это в жизни и посмотрим. Смирение есть отрешение от всего видимого, чувственного, и невидимого, мысленного, говорят святые отцы, оставление даже и помышлений о нем и всецелое удаление в мир духовного жития и совершенства, пребывание в небесном, у Владыки Христа, при непременном, конечно, исполнении Его святой воли, выраженной, как ты знаешь, первее всего в заповеди о любви к ближнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Alek...

VI. «Behok на могилу батюшки» Митрополит Трифон (Туркестанов) Слово на отпевании старца Варсонофия 6 апреля 1913 г. Помню я, дорогой брат, Батюшка, как я вошёл в твою убогую келью в Скиту. Вся обстановка её состояла из деревянного стола, деревянного ложа без всякой подстилки; иконы и книги составляли единственное её украшение. Помню, как смиренно склонялся предо мною на колени этот почтенный, седовласый послушник, принимая моё благословение, – я тогда был иеромонахом. Помню, с какой радостью говорил ты о Ските: «Мне здесь так нравится, так здесь хорошо и одного бы я желал, чтобы никогда отсюда никуда меня не переводили...» Прошли годы, и вот тебя посылают на японскую войну священником при отряде Красного Креста. Проездом через Москву ты был у меня в Богоявленском монастыре и просил благословить тебя иконой св. великомученика Пантелеймона. И снова склонил ты предо мной свою седую голову, принимая благословение. Ты жалел, что уезжаешь из Скита, но покорно подчинился воле Божией. «Что же, в Скиту нам приходится бороться с врагами во сто крат коварнее, хитрее и злее всяких японцев», – говорил ты, разумевая врагов нашего спасения. Прошли годы войны и последовавших за нею событий 1905–1906 годов. Измученный тем, что пришлось пережить за это время, я уехал в Оптину на отдых – и здесь снова встретился с тобою. Сколько чудных вечеров провели мы в беседах! Какие ценные наставления ты мне делал, какие возвышенные речи вёл! Драгоценна была для меня твоя дружба, дорогой брат, Батюшка! И ещё прошло время, проведённое тобою в неусыпных трудах на благо порученных Богом тебе душ – и вот в конце твоей жизни пережил ты последнее испытание. Бог испытывал тебя, как некогда Авраама, и как от него Он потребовал принесения в жертву Себе единственного сына его, так и у тебя угодно было Богу взять любимейшее твоё чадо, твой чудный благоуханный Скит, который ты так благолепно украсил. И поднялось против тебя целое море коварства, низкой злобы, клеветы и лжи – ты всё терпеливо вынес, безропотно отдавая себя в волю Божию, – и в конце всего оторвали тебя от возлюбленного тобою Скита, перевели в новое место.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

От издательства Дорогие читатели! Издавая серию книг архимандрита Тихона (Агрикова) , нам хотелось шире ознакомить вас с творчеством автора, чья книга «У Троицы окрыленные» переиздавалась уже много раз за последние десятилетия и приобрела большую популярность у православного читателя. Архимандрит Тихон – поистине великий духовный писатель двадцатого столетия – столетия мучеников за веру в Русской Православной Церкви. И каждая часть духовного пути отца Тихона: война, где была пройдена суровая школа жизни; Духовные семинария и академия, где трудом и потом сначала давалась учеба, впоследствии сформировавшая его глубокие богословские знания; монашеская жизнь в Лавре, а затем в гонении вне стен родной обители, – каждая веха этого пути была полна возрастающего по силе страдания. Поистине жизнь архимандрита Тихона – терновый венец исповедника православной веры, пронесенный им с любовью и самоотвержением. Пристальней вглядимся в нее. Пройдя все тяготы войны, будущий пастырь постучался в двери Лавры преподобного Сергия, прося духовных знаний. В 1950 году, с отличием окончив Духовную семинарию, он поступает в Академию, преподавателем которой и решает остаться после выпуска. К этому времени он уже монах Тихон. Вскоре следует рукоположение во священника. Много чад было у молодого батюшки, нередко исповедовал он целыми ночами, нередко обращал к Богу заблудшие души убедительным словом. Прислушиваясь к его советам, мы приобщаемся к духовному наследию батюшки и тоже в каком-то смысле становимся его чадами. В темные годы хрущевских гонений на Церковь не нужны были власти такие яркие светочи веры. Потому отец Тихон был изгнан из Лавры, оправлен в Закарпатье в монастырский затвор, затем скитался он по разным малым приходам. Но и из ссылки рассылал отец Тихон свои наставления в письмах, составлял пастырские заметки, вел духовные дневники. И какая милость Божия, что сегодня мы имеем возможность ознакомиться с этим духовным наследием! «Приидите, трапеза уготована», – зовет евангельская проповедь . Придите, насладитесь духовной трапезой, уготованной добрым пастырем Христовых овец, – взываем и мы к вам, дорогие читатели. Много здесь найдете вы различных явств: и сладкие слова утешений, и горечь обличения пороков человеческих, и соль истинной веры, и терпкое вино любви христианской, – вкусите их, пусть на тернистом пути спасения подкрепится душа ваша пищей подлинной, духовной!

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

От издательства Дорогие читатели! Издавая серию книг архимандрита Тихона (Агрикова) , нам хотелось шире ознакомить вас с творчеством автора, чья книга «У Троицы окрыленные» переиздавалась уже много раз и приобрела большую популярность у православного читателя. Архимандрит Тихон – великий духовный писатель двадцатого столетия – столетия мучеников за веру в Русской Православной Церкви. И каждая часть его духовного пути: война, с ее суровой школой жизни; духовное образование, дававшееся трудом и потом, а впоследствии сформировавшее его глубокие богословские знания; монашеская жизнь в Лавре, а затем в гонении вне стен родной обители, – каждая веха этого пути была полна возрастающего по силе страдания. Пристальней вглядимся в них. Пройдя все тяготы войны, будущий пастырь постучался в ворота Лавры Преподобного Сергия, прося духовных знаний. В 1950 году он оканчивает Духовную семинарию и академию и остается в них преподавать. К этому времени он уже – монах Тихон. Вскоре следует рукоположение. Много чад было у молодого батюшки, нередко исповедовал он целыми ночами, обращая к Богу заблудшие души убедительным словом. Прислушиваясь к его советам, мы приобщаемся к духовному наследию батюшки и тоже становимся его чадами. В темные годы хрущевских гонений на Церковь не нужны были власти такие яркие светочи веры. Потому отец Тихон был изгнан из Лавры и отправлен в скитания по дальним малочисленным приходам. Но и оттуда рассылал отец Тихон свои наставления, составлял пастырские заметки, вел духовные дневники. И какая милость Божия, что сегодня мы имеем возможность ознакомиться с этим духовным наследием! «Приидите, трапеза уготована», – зовет евангельская проповедь . Придите, насладитесь духовной трапезой, уготованной добрым пастырем Христовых овец, – взываем и мы к вам, дорогие читатели. Здесь вы найдете и сладкие слова утешений, и горечь обличения пороков человеческих, и соль истинной веры, и терпкое вино любви христианской, – вкусите их, пусть на тернистом пути спасения подкрепится душа ваша пищей подлинной, духовной!

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Преподобный Лев Оптинский (1768–1841) Преподобный Лев Оптинский – основатель оптинского старчества. Вместе с шестью учениками, среди которых был и будущий великий святитель Игнатий (Брянчанинов) , преподобный Лев переселился в Оптину в 1829 году. Господь поставил Своего угодника в Оптину возделывать, насаждать и хранить забытый уже на Руси образ монашеского жития – благодатное старчество. В нашей книге публикуются две беседы преподобного старца Льва со своими ближайшими учениками – отцом Павлом Тамбовцевым и Алексеем Поликарповичем Бочковым. Старческие беседы преподобного Льва Оптинского , записанные его духовными чадами Рассказы монаха Тихоновой пустыни, Калужской епархии, С. Монах С., бывший ученик старца отца Леонида, рассказывал о себе следующее: «Когда жил я дома, многие из нашего села приходили в Оптину пустынь и, сподобившись слышать от батюшки отца Леонида мудрые христианские наставления, славили его в разговорах друг с другом. Захотелось и мне видеть батюшку, а ежели примут в обитель, то и остаться при нем. Нашел я себе товарища нашей же деревни, человека, который знал немного грамоту, но много о себе думал. Идучи с ним дорогой, я часто ему напоминал об отце Леониде, говоря: «Что-то, – посоветует ли нам старец идти в монастырь или нет?» На что мой товарищ отвечал гордо: «Что его совет? Я сам умею «в грамоти». Наконец приходим мы к отцу Леониду, который шуточно и ласково нас приветствовал. Прожив несколько дней, мы стали просить у батюшки благословения, чтобы нам остаться в монастыре. Но старец мне благословил остаться, а моему товарищу велел сказать, чтобы он шел в деревню. «Я ему не советую, – сказал он, – идти в монастырь». Оскорбленный этим, мой спутник начал роптать на старца, говоря: «Какой это старец! Я и тебе не советую, брат, слушать его». Но я, несмотря на его горделивые советы, по батюшкину благословению остался в монастыре, а мой товарищ отправился в деревню и, не послушав совета старца, пошел все-таки в монастырь. Пожил в одной обители немного; увидел свою немощь, как страсти воюют и нападают на одинокого борца, не имеющего помощи от духовных советов опытного старца; перешел в другой монастырь – надеялся там найти себе лучшее. Но наши страсти везде с нами. Наконец вышел он из монастыря, потеряв усердие к иноческой жизни. После я слышал, что он женился. Вот до чего довела его глупая гордость: «Что старец? Я и сам «в грамоти» знаю».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Содержание Рассказы монаха Тихоновой пустыни, Калужской епархии, С.    Монах С., бывший ученик старца отца Леонида, рассказывал о себе следующее: «Когда жил я дома, многие из нашего села приходили в Оптину пустынь и, сподобившись слышать от батюшки отца Леонида мудрые христианские наставления, славили его в разговорах друг с другом. Захотелось и мне видеть батюшку, а ежели примут в обитель, то и остаться при Нем. Нашел я себе товарища нашей же деревни, человека, который знал немного грамоту, но много о себе думал. Идучи с ним дорогой, я часто ему напоминал об отце Леониде, говоря: «Что-то, — посоветует ли нам старец идти в монастырь или нет?» На что мой товарищ отвечал гордо: «Что его совет? Я сам умею «в грамоти». Наконец приходим мы к отцу Леониду, который шуточно и ласково нас приветствовал. Прожив несколько дней, мы стали просить у батюшки благословения, чтобы нам остаться в монастыре. Но старец мне благословил остаться, а моему товарищу велел сказать, что бы он шел в деревню. «Я ему не советую, — сказал он, — идти в монастырь». Оскорбленный этим, мой спутник начал роптать на старца, говоря: «Какой это старец! Я и тебе не советую, брат, слушать его». Но я, несмотря на его горделивые советы, по батюшкину благословению остался в монастыре, а мой товарищ отправился в деревню и, не послушав совета старца, пошел все-таки в монастырь. Пожил в одной обители немного; увидел свою немощь, как страсти воюют и нападают на одинокого борца, не имеющего помощи от духовных советов опытного старца; перешел в другой монастырь — надеялся там найти себе лучшее. Но наши страсти везде с нами. Наконец вышел он из монастыря, потеряв усердие к иноческой жизни. После я слышал, что он женился. Вот до чего довела его глупая гордость: «Что старец? Я и сам «в грамоти» знаю».    Теперь буду говорить о себе. Я каждый день ходил к старцу, говорил о своих худых помыслах и о страстях; но вскоре эту бдительность о своей душе потерял. Сперва начал утаивать от старца самые маловажные, по моему мнению, помыслы; потом потерял веру к старцу и усердие жить в святой обители; начал думать о сельской жизни и о женитьбе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010