Когда приехал отец Бачо, отец Иустин вновь взял митрополита за руку со словами: «Владыка, раскройте уста, чтобы принять Причастие». И владыка Амфилохий открыл уста и принял Святые Дары со лжицы с закрытыми глазами – безошибочно зная, где Дары. Спустя несколько мгновений все параметры вновь стали постепенно снижаться: 60, 50, 40, 30, 20, 10… – и наш митрополит тихо, без предсмертного мучения, совершенно неслышно и смиренно отошел ко Господу Богу своему. «Это дитя разбудит Черногорию» Неманья Девич : – Много лет назад, возможно, в конце 1950-х или в начале 1960-х годов, когда коммунизм еще бушевал в Сербии, нечто удивительное произошло в одном из монастырей… Тогда был один из самых трудных моментов в истории Сербской Православной Церкви. Патриархом был владыка Герман (Джорич), который, как только возглавил Церковь, столкнулся с множеством испытаний, в том числе и с македонским расколом, который произойдет в 1967 году, – было очевидно, что и в Черногории может дойти до того же самого. Коммунисты понимали, что для создания новых наций на землях, населенных сербами, потребуется сначала отторгнуть эти пространства от влияния Сербской Православной Церкви и Патриархии в Белграде. Церковная жизнь в Сербии почти замерла: вокруг храмов остались только маленькие общинки, которые иногда состояли лишь из священника и церковного старосты. Таковы были последствия долгого террора и репрессий, во время которых архиереев и священников убивали, арестовывали и мучили, церковные имения отнимали, крестные ходы запрещали, а верующих и их семьи преследовали. Однако в далекой Жичской епархии один монастырь жил своей скромной жизнью, не соприкасаясь с воцарившейся в стране новой реальностью. Насельницами монастыря были в основном старицы и несколько недавно пришедших в обитель девушек 13–15 лет. Как-то раз летним днем в монастыре появилась группа студентов богословского факультета. Посещая монастыри Жичской епархии, они решили наведаться и сюда. Сестрам они запомнились молодыми, разбитными и веселыми.

http://pravoslavie.ru/135144.html

Глава VI. Поместные церкви на Балканах 1. Болгарские церкви: Охрид и Тырново Болгарский патриархат, первоначально учрежденный царем Симеоном в Преславе, уже при царе Петре был перенесен в Доростол (или Дристра, или Силистрия) на Дунае. Когда в 971 году этот город взяли византийские войска, действующий патриарх Дамиан был смещен Иоанном Цимисхием 515 . С этого момента греческие источники перестают признавать за предстоятелем Болгарской церкви титул патриарха, называя его архиепископом. Не вполне ясно, почему его резиденция поочередно перемещалась: в Софию (древняя Сердика, по–славянски – Триадица), в Воден, в Моглену, в Преспу, наконец в Охрид – столицу царя Самуила; именовали себя эти предстоятели по–прежнему патриархами. Завоевав Болгарию в 1018 году, византийский император Василий II издал три грамоты о церковном управлении на завоеванных территориях 516 . В этих документах признается преемственность между Охридской «архиепископией» и патриархатом учрежденным при Симеоне и Петре, но не титул Болгарского патриарха – предстоятель назван в них святейшим архиепископом (γιτατος αρχιεπσκοπος Βουλγαρας). Впрочем, автокефальное положение этого архиепископа по отношению к Константинопольскому патриархату сохранялось. Назначать его должен был лично император. Согласно грамотам, юрисдикция этого архиепископа распространялась на все территории, входившие в состав Болгарии при царях Петре и Самуиле, включая даже местности, где говорили только по–гречески, и области, населенные влахами (румынами) и мадьярами (которые названы турками). В архиепископию вошло также большинство территорий, населенных сербами 517 . Василий II был настолько либерален, что даже назначил первым архиепископом Охрида болгарина по рождению Иоанна. Фактически, Охридская архиепископия, контролируемая империей, станет сотрудничать с военной администрацией Василия в Болгарии, реорганизованной императором в три византийских фемы (военно–административные единицы). Все преемники Иоанна на охридской кафедре будут греческими священнослужителями, нередко тесно связанными с кон» стантинопольским двором. Эта архиепископия сохранит статус автокефальной церкви вплоть до 1767 года, когда ее подчинят Константинопольскому патриархату 518 . Поскольку это будет сделано в одностороннем порядке и при поддержке турок, то в 1870 году болгары сошлются на прежний статус Охрида в оправдание учреждения независимого Болгарского экзархата (вопреки Вселенскому патриархату), объявив свой шаг реставрацией, а не нововведением 519 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Особенно жестоким преследованиям Сербская Церковь подвергалась в созданной под эгидой Третьего рейха Хорватии. В это государство были включены обширные области, населенные сербами и боснийцами, численность первых сначала составляла 1800 тыс., то есть 32 % всего населения новой страны. Сразу же после прихода вермахта хорватские пронацистские националисты-усташи начали истреблять и изгонять сербов, уничтожив за время войны около 750 000 человек. По свидетельству Григория Граббе, «по судоходной реке Саве спускались трупы замученных сербов в таком количестве, что иногда судоходство останавливалось» 370 . Трудно писать об этой поразительной жестокости. И с прискорбием следует констатировать, что в преследовании сербов активно участвовали католические священнослужители. Сначала эти гонения коснулись и русских эмигрантов. Усташи отождествляли сербов с православными, если под угрозой уничтожения те переходили в Католическую Церковь или к униатам, то они больше не преследовались. Уже в апреле 1941 г. местные хорватские органы власти все ограничения, касающиеся сербов, распространили и на русских. Правда, 31 мая последовал указ МВД, разъяснявший, «что хотя русские и православные, они не подлежат ограничениям, относящимся к сербам» 371 . Но на практике эти преследования продолжались еще почти год. Все мужские монастыри, где жили русские монахи, были закрыты. Архиепископы Гермоген и Феофан, а также 8 иеромонахов переселились в женский монастырь Хопово – основную русскую обитель на территории Хорватии. Но и она осенью 1941 г. по сообщениям германских органов была «накануне закрытия. Главная церковь … уже опечатана. Монахов принуждают очистить монастырь и где-нибудь искать себе прибежище». Детский приют обители к тому времени уже был закрыт и т. д. В газете «Православная Русь» от 25 сентября 1941 г. говорилось: «Все православные в Хорватии должны некоторое время носить на руке белую повязку. До этого даже Ярославский не додумался… Все эти мероприятия были направлены своим острием против сербов, но отразились и против русских… достойно большого сожаления от своих христианских братьев претерпевать большие преследования, чем от безбожных большевиков» 372 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все эти сохранившиеся до настоящего времени славяне называют себя одним общим именем болгар и сознают себя одним и нераздельным болгарским народом. Но далеко не все они постоянно принадлежали своими территориями к составу болгарского государства во времена существования этого последнего. Постоянное болгарское государство составляла нынешняя собственно так называемая Болгария (лежащая между Дунаем и Балканами). Затем, что касается до Македонии, то она довольно долгое время принадлежала к болгарскому государству в первый период его существования (остававшись свободною от ига греческого в продолжение 50 лет долее даже самой собственной Болгарии), и весьма недолгое время во второй; в забалканской Фракии совсем не утверждали своей постоянной власти государи первого царства, и только не очень значительной в ней северной полосой владели государи второго. Все болгары полуострова соединяемы были в одно болгарское государство весьма не на долгое время в правление Иоанна Асеня II. Точное и подробное обозначение границ болгарских поселений на западе с албанцами и сербами, на востоке и юге с греками и теми же албанцами, пусть читатель смотрит на карте и в приложенном к ней объяснении. Здесь, не вдаваясь в подробности, мы просто перечислим существующие в настоящее время епархии константинопольского патриархата, которые по своему населению или вполне, или отчасти суть болгарские. Перечисление начнем с запада от Сербии. Епархия нишская – смешанная, сербо-болгарская. Епархии – нишавская, виддинская, врацкая, ловецкая, терновская, рущукская, силистрийская и преславская (шуменская) – чисто-болгарские (за исключением того, что во врацкой, ловецкой и силистрийской есть некоторое количество православных влахов или румынов). На берегу Черного моря епархии варнская и анхиальская – смешанные, болгаро-греческие (а находящаяся между ними епархия месемврийская, ограничивающаяся, вероятно, только береговой, населенной греками, полосой, есть чисто греческая; по крайней мере сами болгары не причисляют ее к своим епархиям, см. официальную записку болгарских депутатов, поданную правительству в 1866 г., в болгарск. газете Время 1866 г. 37).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть Прелюдия большой беды Югославянское объединение стало нулевой фазой подготовки к геноциду сербов Анна Филимонова   07:04 27.09.2023 528 Время на чтение 9 минут Источник: Русский Вестник В начале мая 1917 года был создан Югославянский клуб имперского парламента во главе со словенским священником Антоном Корошецем, в который вошли 23 словенских депутата, 12 хорватских – из Далмации и Истрии и два сербских. 30 мая 1917 года Клуб выступил с заявлением, известным как Майская декларация. В декларации указывалось: «Нижеподписавшиеся народные представители, объединившиеся в Югославянском клубе, заявляют, что на основании принципа национальностей и хорватского государственного права они провозглашают стремление к объединению всех земель в монархии, населенных словенцами, хорватами и сербами, в единое самостоятельное, свободное от господства любых иностранных народов и основанное на демократических принципах государственное образование под скипетром Габсбургско-Лотарингской династии…» Это был проект создания унитарного государства на принципах «хорватского исторического права», в котором главной доминирующей силой на общественно-политическом пространстве становилась бы католическая церковь. В противовес Майской декларации Корфская декларация сербского правительства и Югославянского комитета, принятая 20 июля 1917 года, в религиозном вопросе содержала положения о равноправии православного, католического и мусульманского вероисповеданий и их тождественности перед государством, запрет религиозного прозелитизма в какой бы то ни было форме и любых акций, нарушающих религиозный мир. Религиозное обучение и подготовка священников к принятию сана были отнесены к компетенции той или иной церкви.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/27/prelyu...

Положение её в те годы было очень тяжёлым. Из-за непрестанных нападений разбойников-арнаутов, которых ныне принято именовать албанцами, Лавра практически опустела: в ней проживало 1–2 человека, а часть земель, принадлежавших Лавре, была уже отобрана враждебно настроенным местным населением. Для отца Кирилла настало время показать на деле силу славянского единства, и он принял это нелёгкое послушание. В Лавре предполагалось установить общежительный афонский устав, действовавший в Златоустовской келии, и населить сербский монастырь русской братией. После этого сербский митрополит взял согласие на это переселение русского посланника в Константинополе, и 14 января 1903 года митрополит Рашско-Призренский Никифор и иеросхимонах Кирилл выполнили все необходимые формальности по передаче Дечанской Лавры. «С благословения Божия нынешним Митрополитом Рашско-Призренским Владыкою Никифором дарована нам в управление древняя православная славянская святыня – Высоко-Дечанская Лавра, расположенная среди гор, населенных дикими арнаутами (албанцами), и полуразрушенная от набегов беспокойных соседей, – писал иеросхимонах Кирилл в обращении к Почтеннейшему Благотворителю 24 . В этой знаменитой Лавре покоятся целокупные мощи 25 строителя её, святого короля Стефана Дечанского, открыто, и сестры его, царицы Елены, под спудом, в отдельных же ковчегах есть части мощей многих других святых угодников Божиих. На обязанность мою легла трудная задача – восстановить и оправить эту древнюю святыню, куда уже послано мною двадцать человек из числа испытанной братии нашей обители на Афоне. Имея постоянное свое местожительство в обители святого Иоанна Златоуста на Афоне, управляю этой Лаврой, а потому всепокорнейше просим Вас не отказать нам в посильной своей помощи – чем можете и как Господь Вам укажет. В той местности, раньше населенной православными сербами, теперь преобладает народность арнауты мусульманской веры, кои и истребили огнем и мечом почти всех православных сербов. Восстановлением Высоко-Дечанской Лавры и населением её русскими иноками привлекутся опять к святой вере отпавшие через ужасы и страх мусульманизма сербы и другие тамошние народности, имея пред собой свободной духовную опору – свою древнюю святыню Высоко-Дечанскую Лавру.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святопавловский монастырь, по свидетельству нашего известного путешественника Василия Плаки-Григоровича-Барского, еще в 1744 году населенный сербами, в XIX столетии перешел в руки греков, всячески стремившихся стереть со стен обители всякие следы и даже память об их прежних владельцах, пока не пришла на помощь им огненная стихия, истребившая и эти красноречивые остатки жизни славянских насельников и даже большую часть монастыря. Иверский монастырь, основанный па Афоне в X веке современниками пр. Афанасия Афонского , грузинами отцом и сыном Иоанном и Евфимием, в XI и XII столетиях достигшей наивысшего своего процветания и громадной популярности в православной Грузии, благодаря оживленной здесь книжно-литературной деятельности ее приснопамятных насельников, Григория Мтацминдели и др., в XVII веке, в силу экономических затруднений, попал также в руки греческих иноков, которые добились полного вытеснения из обители законных насельников в ближайшей к монастырю Иверский Предтеченский скит. Крайне тяжелые условия жизни этих скитников, стесненных греческими иноками Иверской обители, вынудили обитателей Иверского скита напрячь все усилия, чтобы вернуть обратно свое древнее достояние – Иверский монастырь, но пока эти усилия и неотступные их просьбы, создавшие на Афоне, так называемый, «грузинский процесс» или грузинское дело, остаются бесплодными и не обещают в близком будущем благоприятного разрешения. На почве подавляющего превосходства элемента греческого пред славянским не мог быть разрешен в желательном и благоприятном смысле вопрос о возведении русских вполне благоустроенных общежительных скитов Андреевского (Серай тож) и Ильинского в монастыри, при чем первый из них из рук патриарха константинопольского Анфима VI (в 1871 г.) получил сигиллион на наименование ставропигиальным. Желая разрешить этот вопрос в благоприятном для усиления славянского элемента на Афоне смысле, граф Н. П. Игнатьев в XXII статью прелиминарного сан-стефанского договора включил между прочим следующее положение:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Перейти к основному содержанию Мобильное приложение 07:29 02.05.2024 Сербскому Патриарху власти Приштины запретили приехать в Косово и Метохию на Рождество 27.12.2022 13:24:00 БЕЛГРАД Власти непризнанного Косова запретили Патриарху Сербскому Порфирию посетить автономный сербский край на Рождество, сообщает Седмица.ru со ссылкой на GLOBAL ORTHODOX и пресс-службу Сербской Православной Церкви. " Патриарх сербский Порфирий с изумлением принял новость о том, что власти в Приштине запретили ему перед великим праздником Рождества Христова посетить Печский патриархат, который является вековым престолом Сербской Православной Церкви и игуменом монастыря которого является Патриарх. Патриарх Порфирий не отказывается от намерения отслужить Божественную литургию в Печском патриархате и ожидает, что это дискриминационное решение будет отменено " , - говорится в заявлении Сербской Православной Церкви. При этом было отмечено, что Патриарх Порфирий не отказывается от своего намерения служить в Печском Патриархате и ожидает, что это крайне дискриминационное решение будет отменено, также прекратится попрание прав человека и религиозных свобод православных сербов, проживающих на земле их предков, где сербский народ жил непрерывно в течение по крайней мере полторы тысячи лет. Обстановка в Косове резко обострилась 6 декабря, когда спецназ непризнанного образования в сопровождении патрулей Миссии Евросоюза в Косове начал захватывать помещения избирательных комиссий на севере Косова и Метохии. Сербское население дало отпор косоварам, которые ушли за реку Ибар. 8 декабря около 350 полицейских из Косова вторглись на населенный сербами север края на бронированных автомобилях и заблокировали северную часть Косовска-Митровицы. 10 декабря косовская полиция в Косовска-Митровице арестовала по надуманным обвинениям бывшего полицейского - серба Деяна Пантича. В ответ сербское население вышло на массовые протесты и перекрыло баррикадами трассы в нескольких населенных пунктах. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Новости Все материалы Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2022/12/27/cerbskomu-...

Сербский Патриарх Порфирий посетил пострадавших от землетрясения Загреб, 2 февраля 2021 г. Первой официальной поездкой новоизбранного Патриарха Сербского Порфирия стал визит к жителям населенных пунктов, пострадавших во время землетрясения в декабре 2020 г. В первую очередь речь о сербах, компактно проживающих в населенных пунктах на территории Хорватии. 27 февраля, через неделю после своего избрания, Патриарх посетил село Майске Поляне, где был один из эпицентров землетрясения. Село практически полностью уничтожено, а его жители остались под открытым небом. Оно расположено неподалеку от местечка Глине и сильно пострадало во время толчков 29 декабря 2020 г. Дома местных жителей были практически сравнены с землей, а, те что выстояли, стали непригодны для проживания. Не обошлось без человеческих жертв.      Сразу после землетрясения, еще в декабре 2020 г., митрополит Загребско-Люблянский Порфирий вместе с другими архиереями посетил все пострадавшие районы, в том числе не только населенные сербами. Будущий патриарх тогда выразил надежду, что благодаря неравнодушным людям удастся помочь пострадавшим, а координацией сбора помощи и восстановления домов займется непосредственно Церковь.      В настоящее время продолжается гуманитарная акция Загребско-люблянской епархии и Сербского народного веча под названием «Бания – наш дом». Бания – это название географической области, где на протяжение веков проживало много православных сербов, и которая сейчас пострадала больше всего.      «Ваши страдания – это и наши страдания, а ваша радость – и наша радость», - сказал патриарх Порфирий пострадавшим жителям Бании. Святейшего Патриарха сопровождал епископ Горнокарловацкий Герасим, в чьей епархии и расположена Глина и пострадавшие села, а также священники, волонтеры и журналисты. Одной из первых Патриарх Порфирий навестил семью Куколеча, все члены которой сейчас живут в контейнере. В разговоре с журналистами у дома пострадавшей семьи Патриарх отметил, что Церковь всегда стремится быть рядом с теми, кому необходима помощь. Он подчеркнул, что прекрасно понимает, что пока речь идет о первой помощи и более масштабные работы еще впереди. При этом при поддержке добронамеренных людей из города Белграда Церковь сумела оперативно собрать определенные средства и обеспечить пострадавшим более ста временных контейнеров для проживания. Патриарх выразил намерение Сербской Церкви помочь в восстановлении не только домов, но и вспомогательных объектов, где жители сел держали скотину. Животноводство для местных сербов, живущих достаточно скромно, это вопрос выживания.

http://pravoslavie.ru/137722.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Сербскому патриарху власти Приштины запретили приехать в Косово и Метохию на Рождество 27.12.2022 Власти непризнанного Косова запретили патриарху Сербскому Порфирию посетить автономный сербский край на Рождество. Об этом сообщила в воскресенье пресс-служба Сербской Православной Церкви (СПЦ). " Патриарх сербский Порфирий с изумлением принял новость о том, что власти в Приштине запретили ему перед великим праздником Рождества Христова посетить Печскую Патриархию , которая является вековым престолом Сербской Православной Церкви и игуменом которой является Патриарх. Патриарх Порфирий не отказывается от намерения отслужить Божественную литургию в Печской Патриархии и ожидает, что это дискриминационное решение будет отменено " , - говорится в заявлении СПЦ. При этом было отмечено, что патриарх Порфирий не отказывается от своего намерения служить в Печской Патриархии и ожидает, что это крайне дискриминационное решение будет отменено, также прекратится попрание прав человека и религиозных свобод православных сербов, проживающих на земле их предков, где сербский народ жил непрерывно в течение по крайней мере полторы тысячи лет. Обстановка в Косове резко обострилась 6 декабря, когда спецназ непризнанного образования в сопровождении патрулей Миссии Евросоюза в Косове начал захватывать помещения избирательных комиссий на севере Косова и Метохии. Сербское население дало отпор косоварам, которые ушли за реку Ибар. 8 декабря около 350 полицейских из Косова вторглись на населенный сербами север края на бронированных автомобилях и заблокировали северную часть Косовска-Митровицы. 10 декабря косовская полиция в Косовска-Митровице арестовала по надуманным обвинениям бывшего полицейского - серба Деяна Пантича. В ответ сербское население вышло на массовые протесты и перекрыло баррикадами трассы в нескольких населенных пунктах.

http://drevo-info.ru/news/28634.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010