—339— тив заключения конкордата. 1134 В самом деле, Сербия никогда не мешала католикам, сербским подданным, пользоваться гражданскими и церковными правами наравне со своими подданными православного вероисповедания. Сербия всегда отличалась терпимостью. Каждая народность и каждое вероисповедание в Сербии всегда пользовались полною свободою. В Сербии живут евреи, магометане, лютеране, кальвинисты, католики. Все они имеют определенные места своего богослужения, и сербское правительство платит жалование и турецкому «ходже», и еврейскому раввину, и лютеранскому пастору. Католиков сравнительно с другими вероисповеданиями в Сербии очень мало, да и то почти все они считаются пришельцами и австро-венгерскими подданными, и имеют свою церковь в австро-венгерском посольстве. Сербское правительство в свое время предлагало и католикам построить церковь и дать ей все привилегии, которыми пользуются в Сербии остальные вероисповедания, но при условии, что они сделаются сербскими подданными. Католики, однако, на это условие не согласились. Говорят, если Черногория заключила конкордат с Ватиканом, отчего не сделать того же самого и Сербии? Черногорцы не испугались папы, почему же сербам бояться его? Но нужно иметь в виду, что между Сербией и Черногорией в этом отношении существует большая разница. Черногория действительно заключила конкордат с папою, но имела на это свои уважительные причины, проистекавшие, между прочим, из стремления её объединить свое племя хотя бы в политическом смысле. Дело было так. После сербо-турецкой войны Черногория приобрела от Турции значительную территорию, населенную сербами, но принадлежащими к католическому вероисповеданию. Эти завоеванные сербы-католики стали черногорскими гражданами и подданными, но по вероисповеданию остались и впредь католиками. Князь черногорский, чтобы удовлетворить религиозным чувствам и потребностям этих своих новых и многочисленных подданных, —340— предложил папе учредить для них особую епископию в Антивари (где насчитывается до 5 тыс.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поэтому, будучи избран патриархом Сербским, в своем слове во время интронизации он скажет: «Вступая в качестве сорок четвертого сербского патриарха на престол святого Саввы, мы не имеем никакой своей отдельной программы патриаршей деятельности. Программа наша есть Евангелие Христово, Благая Весть о Боге среди нас и Царствии Божьем внутри нас — насколько мы его верой и любовью приемлем». Живя по Евангелию, он стал духовным ориентиром для своих современников, равно как и для тех, кому было суждено прийти после него. Он был «ходячим Евангелием». И глядя на него, многие прозревали. Сам жизненный путь патриарха Павла — поучительная притча. Из нее видно, как достичь смирения и как следует преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Как стяжать добродетели. Конкретный пример показывает нам, как слабый здоровьем мальчик из скромной крестьянской семьи, в три года оставшийся сиротой, борется в течение всей своей жизни и возрастает до положения одного из величайших людей своего времени. Мир, в котором родился и жил будущий патриарх, он принимал таким, каким тот был. Не стремился подвизаться где-нибудь в уединении. Был активным участником всех событий, в гуще которых оказывался. Смиренно переживал тяготы этого мира. Менялись границы государственных образований, менялись и общественно-политические отношения в них, что сказывалось на обстоятельствах жизни Павла Сербского. Родился Гойко Стойчевич, будущий патриарх, в 1914 году, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, в тогдашней Австро-Венгрии (в селе Кучанцы в Славонии, области, населенной преимущественно сербами). Рос и учился в королевской Югославии. Пережил Голгофу оккупации в годы Второй мировой войны . Как монах, подвизался во времена, когда силой принуждали к безверию, а затем, как епископ, в обстоятельствах, когда в коммунистической Югославии по отношению к Церкви допускались самые разные неблаговидные действия, более трех десятков лет пекся о сербских святынях там, где это было труднее всего — в Косово и Метохии.

http://pravmir.ru/sorabotniki-u-boga/

Еще раньше Константинопольская Патриархия даровала автокефальный статус Сербской Церкви, первым Архиепископом которой стал св. Савва (1219). Но когда при могущественном царе Стефане Душане Сербская Церковь объявила себя Патриархатом (1346), Константинополь прервал церковное общение с нею (1352). Схизма прекратилась в 1374 году. Турецкое завоевание привело к большим изменениям в церковной жизни. После завоевания Болгарии в 1393 году Тырновская Патриархия была упразднена и ее епархии вошли в состав Константинопольской Церкви. А в 1766 — 1767 гг. были упразднены и включены в состав Константинопольского Патриархата также Сербская Патриархия и Охридская Архиепископия. На территории огромной Турецкой империи оставались древнейшие автокефальные Церкви: Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский Патриархаты и Кипрская Архиепископия. Но при том положении, какое занимал в Оттоманской империи Константинопольский Патриарх как этнарх всех православных христиан, независимость этих Церквей была весьма относительной, скорее номинальной, чем реальной. Они все зависели от Константинопольского Предстоятеля, который, в свою очередь, не был независимым от султанского правительства. XIX век стал веком освобождения целого ряда порабощенных народов. В новых независимых государствах возникают автокефальные Церкви: Сербская Белградская Митрополия, Элладская Церковь, Румынская Митрополия, Болгарский Экзархат. Этот последний возник поначалу в пределах Турции, и ценой его создания была длительная греко-болгарская схизма (1872-1945). В ХХ веке продолжалось церковное созидание. NocлeI Мировой войны произошло объединение Сербии и Черногории и присоединение к ним населенных сербами территорий, принадлежавших прежде Австро-Венгрии. Сербы, принадлежавшие до того к нескольким Поместным Церквам (Белградская Митрополия, Черногорская Митрополия, Карловацкая Митрополия-Патриархия, Буковинско-Далматская Митрополия, епархии Боснии и Герцеговины Константинопольского Патриархата), объединились теперь в единую Церковь, восстановившую в 1920 году статус Патриархата.

http://pravmir.ru/patriarshestvo-v-russk...

С благословения Божия нынешним Митрополитом Рашско-Призренским Владыкою Никифором дарована нам в управление древняя православная славянская святыня – Высоко-Дечанская Лавра, расположенная среди гор, населенных дикими арнаутами (албанцами), и полуразрушенная от набегов беспокойных соседей. В этой знаменитой Лавре покоятся целокупные мощи строителя её, святого короля Стефана Дечанского, открыто и сестры его, Царицы Елены, под спудом, в отдельных же ковчегах есть части мощей многих других святых угодников Божиих. На обязанность мою легла трудная задача – восстановить и оправить эту древнюю святыню, куда уже послано мною двадцать человек из числа испытанной братии нашей обители на Афоне. Имея постоянное свое местожительство в обители святого Иоанна Златоуста на Афоне, управляю этой Лаврой, а потому всепокорнейше просим Вас не отказать нам в посильной своей помощи – чем можете и как Господь Вам укажет. В той местности, раньше населенной православными сербами, теперь преобладает народность арнауты мусульманской веры, кои и истребили огнем и мечом почти всех православных сербов. Восстановлением Высоко-Дечанской Лавры и населением её русскими иноками привлекутся опять к святой вере отпавшие через ужасы и страх мусульманизма сербы и другие тамошние народности, имея пред собой свободной духовную опору – свою древнюю святыню Высоко-Дечанскую Лавру.  Призывая на Вас милости и щедроты Царя Небесного и Владычицы мира, остаемся навсегда Вашими смиренными молитвенниками. Настоятель обители святого Иоанна Златоуста и игумен Высоко-Дечанской Лавры иеросхимонах Кирилл с братией. Адрес для денежных, заказных и закрытых писем в нашу обитель, а также желающим своими приношениями содействовать обновлению Высоко-Дечанской Лавры следующий: через Одессу на Афон настоятелю обители святого Иоанна Златоуста и игумену Высоко-Дечанской Лавры иеросхимонаху Кириллу с братией. По введении по всей России вместо кредита золотой монеты затруднительно найти кредитных рублей, а подчас даже и невозможно, в особенности в деревнях и селах; а переводы и звонкую монету почтовые учреждения на Святую Афонскую Гору и вообще за границу не принимают и тем наносят святым нашим обителям весьма великую тщету. Поэтому мы учредили в городе Одессе своего доверенного. Он уполномочен законными доверенностями, и просим жертвователей и благодетелей наших золотую монету и переводы посылать через нашего доверенного по следующему адресу: В город Одессу. Базарная улица, дом 19. Доверенному Высоко-Дечанской Лавры для пересылки на Святую Афонскую Гору настоятелю обители святого Иоанна Златоуста и игумену Высоко-Дечанской Лавры иеросхимонаху Кириллу с братией.  Если же почему-либо почтовые чиновники не будут принимать жертвы для отсылки по сему адресу через Одессу, то просим посылать: через хозяйственное управление при Святейшем Синоде на Афон настоятелю обители святого Иоанна Златоуста и игумену Высоко-Дечанской Лавры иеросхимонаху Кириллу с братией.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Патриарх Ириней: сербский народ не примет разграничения Косово и Метохии Косовская Митровица, 26 апреля 2019 г. Во время своего недавнего пастырского визита в Косово и Метохию Патриарх Сербский Ириней посетил великие святыни, расположенные в крае, а также большинство значимых населенных пунктов, где компактно проживают сербы. Он повсюду призывал свою паству к единству и храбрости в отстаивании своих интересов, сохранении домов и святынь, называя Косово и Метохию «Святой землей сербского народа». Патриарх Сербский Ириней в Косовской Митровице      В своих обращениях Патриарх коснулся и волнующей - в первую очередь косовских сербов - темы, связанной с планами так называемого разграничения Косово и Метохии, подразумевающего новое разделение между сербами и албанцами по неким этническим границам. Эта идея уже несколько лет озвучивается отдельными представителями сербских властей. Так, она неоднократно звучала из уст министра иностранных дел Ивицы Дачича, а совсем недавно о необходимости скорейшего разграничения заявил и нынешний министр обороны Александр Вулин. Сербская Православная Церковь скептически смотрит на идею нового разграничения, справедливо считая, что это приведет к катастрофическим последствиям и для сербов, живущих в Косово и Метохии, и для главных святынь Сербской Церкви, расположенных в регионе. Во время пребывания в Призрене Патриарх Ириней заявил буквально следующее: «То, что мы слышим сейчас о некоем разделении и некоем компромиссе, – с этим сербский народ никогда не согласится, а особенно сербский народ Косово и Метохии. И то, что могло бы быть наихудшим и самым пагубным для нас, - это если мы отречемся от Косово и подарим его кому-то...» Встреча Сербского Патриарха в Косовской Митровице      Выступая в Косовской Митровице перед большим количеством граждан у храма святого Димитрия, Патриарх заявил, что именно они должны принять судьбоносное решение и остаться в Косово. Это и станет настоящим решением сербского народа, а не отдельных лиц. Патриарх призвал сербов быть едиными и не покидать Косово и Метохию вопреки предложениям о разграничении или принятии компромиссного решения. «Об этом не говорят умные люди, этого не говорят сербы. Это говорят те, кто только носит сербское имя, а сами далеки от всего того, что сербское», – подчеркнул Патриарх.

http://pravoslavie.ru/120891.html

Родство с великим везирем по мнению ряда историков сыграло решающую роль в избрании Макария на патриарший престол. Сведения о жизненном пути Макария разнятся. По одним сведениям, он принял монашеский постриг в Милешево и стал впоследсвии игуменом этой обители, по другим, до своего избрания он был архимандритом монастыря Хиландара на Афоне. Впрочем, первое не исключает автоматически второго. По сведетельству современников, патриарх Макарий был мудрым, праведным и кротким человеком и устроял Церковь в духе традиций православной соборности. При нем восстановленная и окрепшая Печская патриархия объединила под своей юрисдикцией все сербские земли, находившиеся под властью турок. Под духовным руководством Макария было объединено сербское население старой Рашки, Боснии, Подравлья, Подунавья, Потисья и других земель, населенных к тому моменту сербами. С расширением турецкой державы расширялись и границы Сербской Церкви. Святитель Макарий основал на землях к северу от рек Дуная и Саввы (территории Баната, Бачки, Срема и Славонии) восемь новых епархий, в то время как до 1557 года здесь была только одна. Территориальный рост Печской патриархии отразился и на титуле патриарха Макария. Сам святитель называл себя «первым патриархом по обновлении чесного престола всей Сербской земли, Западного приморья и северных краев». В грачаницкой записи от 1570 года Макарий именуется: «Архиепископом Печским и патриархом всех сербов и северных краев». В его патриаршем титуле встречаются четыре территории: Сербия, Болгария, западное Приморье и верхнее Подунавье, что ясно указывает на сколь обширную территорию простиралась власть Печской патриархии во второй половине XVI века. Известный сербский канонист и церковный историк епископ Никодим Милаш сообщает, что патриарх Макарий имел в своем управлении 40 епархий. Святитель активно восстанавливал древние храмы и монастыри и строил новые. К его заслугам принадлежит обновление и частичная роспись Печского монастыря. Предметом особых забот патриарха было воспитание и обучение нового поколения священнослужителей. Святитель снабжал монастыри и церкви необходимой богослужебной утварью и поощрял их всестороннюю духовную деятельность, заботился о церковном имуществе, особенно о монастырских имениях. Патриарх Макарий вошел в историю как большой любитель книг, которые собирал и распространял среди духовенства.

http://pravoslavie.ru/41552.html

Архив Пн Председатель Отдела внешних церковных связей: В Русской Православной Церкви озабочены судьбой христианских святынь Косово 4 октября 2021 г. 17:26 Новую эскалацию конфликта в Косово председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион  назвал очередным витком спирали, «которая раскручивается на наших глазах и приводит к трагическим последствиям для сербского населения Косова, для  Сербской Православной Церкви  и вообще для Сербии».  В конце сентября полиция самопровозглашенной республики отказалась пропускать на свою территорию транспорт с сербскими регистрационными знаками, что спровоцировало акции протеста сербов, проживающих в Косово. В эфире программы «Церковь и мир» председатель ОВЦС рассказал о поездках в Косово и Метохию: «Я своими глазами видел, к каким чудовищным последствиям привело вооруженное противостояние: видел разрушенные церкви, оставленные сербами населенные пункты; слышал множество историй о том, как невинные люди погибали от рук косовских албанцев. Но все эти истории тщательно замалчиваются на Западе. Запад выбрал Косово героем, а Сербию — антигероем. Эта односторонняя поддержка Западом Косова при полном игнорировании воли сербского народа уже привела к тому, что произошло, но, к сожалению, эта эскалация не кончается». «Мы в Русской Православной Церкви всегда последовательно выступаем в поддержку Сербской Православной Церкви и ее интересов на всей ее исторической канонической территории, которая, несомненно, включает в себя Косово. Там находятся главные святыни Сербской Церкви, величественные монастыри с уникальными фресками. Мы очень озабочены тем, какова будет судьба этих монастырей и фресок, но более всего мы озабочены судьбой сербского населения Косовского края», — заявил глава ОВЦС, выразив надежду на то, что будет найдено политическое решение, которое удовлетворит обе стороны. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru TRANSLATE with x TRANSLATE with COPY THE URL BELOW EMBED THE SNIPPET BELOW IN YOUR SITE " readonly="" > Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5849439.ht...

В глазах византийцев, Русь, приняв крещение, становилась частью империи. В определенном смысле русские действительно признали принцип главенства императора над всем христианским миром. Однако византийцы и славянские неофиты не всегда одинаково понимали практические следствия их обшей принадлежности к вселенскому христианству. По сравнению с другими православными славянами - болгарами и сербами, - русские были более преданы Византии. До разрыва, последовавшего за Флорентийским собором (1438 г.), они, как правило, питали чувство почтения к Константинополю и Константинопольскому патриархату, признавая в нем источник своей религиозной веры и центр более высокой культуры. Это уважение умерялось только эпизодическими замечаниями о греческом «лукавстве», которые встречаются в летописях. В правление Владимира и Ярослава Киев очень быстро принял Византию за образец своего собственного культурного развития. Кафедральный собор был посвящен Святой Софии - Премудрости Божией, и его украсили мозаиками лучшие византийские мастера (1037-1046 гг.). Печерский монастырь в Киеве принял устав константинопольского Студийского монастыря. Те произведения византийской юридической, исторической и богословской литературы, которые не были переведены в Болгарии, переводились на Руси. Культурная и религиозная зависимость от Константинополя, подразумевавшая признание византийского императора главой христианского «населенного мира» (oikoumene), не предотвращала в этот ранний период военных стычек с Византией. В 1043 году, когда греческие мозаисты и иконописцы украшали Св. Софию в Киеве, русские корабли осаждали Константинополь, как в те давние времена, когда Русью правили языческие варяжские князья. Война началась, по-видимому, из-за торговых интересов. Русские были разбиты греками и отступили, а столкновение закончилось тем, что младший сын Ярослава женился на византийской принцессе, возможно, дочери Константина IX Мономаха (1046 г.). Их сын Владимир, прозванный Мономахом, впоследствии сыграл выдающуюся роль, так что имя его стало символом имперской традиции, унаследованной русскими от Византии.

http://sedmitza.ru/lib/text/438195/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНГЕЛИНА [серб. (Бранкович; не позднее 1447 г.- 30.07.1516 или, вероятнее, 1520), прп. (пам. серб. 30 июля и 10 дек., рус. 1 июля и 10 дек.), деспотица. Дочь правосл. албан. кн. Георгия Арианита (Великого) Комнина, родственница Кастриота Георгия . В 1460 г. А. была выдана замуж за деспота св. Стефана Слепого Бранковича, последнего серб. правителя, изгнанного в 1459 г. из своих владений турками. От этого брака родилось трое детей: Георгий, св. Иоанн и Мара. Семейство перебралось в Сев. Италию, где св. Стефан вместе с сестрой Екатериной приобрел в Юго-Вост. Фриули заброшенный замок на левом берегу р. Тальяменто, впадающей в Венецианский зал. (т. н. Фурланский Белград). После смерти мужа (9 окт. 1476) А. ок. 10 лет оставалась с детьми в Италии. В 1486 г. семейство по приглашению венг. кор. Матвея Корвина (Матьяша Хуньяди), взяв с собой мощи св. Стефана, уже прославившиеся чудотворениями, через Вену прибыло к королевскому двору в Буде. Здесь Георгий получил от короля в пожалование область в Среме с городами Сланкамен и Купиново (до того находившуюся в пожизненном владении его двоюродного брата - деспота Вука Огненного Змея (Змая) Бранковича) и деспотский титул. В Купинове А. с детьми построила храм во имя св. ап. Луки и основала при нем мон-рь, где были положены мощи ее мужа. При жизни сыновей, вероятно беспрекословно признававших авторитет матери, А. являлась их фактической соправительницей, именуясь в офиц. документах «госпожа деспотица». Вместе с детьми она покровительствовала правосл. Церкви на юге Венгерского королевства, населенном сербами, и афонским мон-рям. Сохранились (в архивах соответствующих мон-рей, а также в рус. копиях 2-й пол. XVI в.) грамоты (повели) А. и ее сыновей родовой обители Бранковичей - мон-рю св. Павла (ктиторская с обещанием ежегодной денежной помощи, 1495), главному центру серб. монашества на Афоне - Хиландарскому мон-рю (1498) и греч. мон-рю Эсфигмену , также связанному с семейством Бранковичей (подтвердительная, 1499).

http://pravenc.ru/text/115058.html

Традиции средневековой болгарской культуры сохранялись последователями Патриарха Евфимия, эмигрировавшими в Сербию, на Афон, а также в Восточную Европу: митрополитом Киприаном († 1406), Григорием Цамблаком († 1420), диаконом Андреем († после 1425), Константином Костенецким († после 1433) и другими. В самой Болгарии оживление культурной деятельности происходило в 50–80-е годы XV века. Культурный подъем охватил запад бывшие территории страны, центром стал Рильский монастырь. Он был восстановлен в середине XV века стараниями монахов Иоасафа, Давида и Феофана при покровительстве и щедрой финансовой поддержке вдовы султана Мурада II Мары Бранкович (дочери сербского деспота Георгия). С перенесением туда мощей преподобного Иоанна Рыльского в 1469 году обитель становится одним из духовных центров не только Болгарии, но и славянских Балкан в целом; сюда стали прибывать тысячи паломников. В 1466 году между Рильской обителью и русским монастырем Святого Пантелеимона на Афоне (населенном в то время сербами — см. ст. Афон) был заключен договор об оказании взаимной помощи. Постепенно в Рильском монастыре возобновилась деятельность книжников, иконописцев и странствующих проповедников. В монастырях Западной Болгарии и Македонии работали книжники Димитрий Кратовский, Владислав Грамматик, монахи Мардарий, Давид, Пахомий и другие. В Сборник 1469 года, написанный Владиславом Грамматиком, был включен ряд сочинений, связанных с историей болгарского народа: «Пространное житие св. Кирилла Философа», «Похвальное слово святым Кириллу и Мефодию» и другие, основу «Рильского панегирика» 1479 года составляют лучшие произведения балканских писателей-исихастов 2-й половины XI- начала XV века: («Житие св. Иоанна Рыльского», послания и другие сочинения Евфимия Тырновского, «Житие Стефана Дечанского» Григория Цамблака, «Похвальное слово св. Филофее» Иосафа Бдинского, «Житие Григория Синаита» и «Житие св. Феодосия Тырновского» Патриарха Каллиста), а также новые сочинения («Рильская повесть» Владислава Грамматика и «Житие св. Иоанна Рыльского с малой похвалой» Димитрия Кантакузина).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010