Скачать epub pdf Глава первая Введение Во исполнение пророчеств Иерусалим пал, Храм был сожжен, а иудеи были отведены в плен. Это был промыслительный плен, где Господь очищал и лечил свой народ, и в первую очередь от заразы идолопоклонства, от которой еврейский народ не мог отойти в течение многих веков. Бог прибегает к радикальным средствам: Он выселяет еврейский народ, чтобы в плавильном котле выжечь из него всякую нечистоту. И вот во время плена, когда падает Иерусалим, Господь воздвигает, специально для этой цели, четырех великих пророков – это Исаия, Иеремия, Иезекеиль и Даниил. Из них три пророка были среди евреев во время вавилонского плена. И это не случайно: Господь промыслительно направляет свои силы к тому, чтобы очистить иудейский народ от всякой примеси и нечистоты, которой евреи нахватались от идолопоклонников. Он бросает их в самую сердцевину идолослужения, для того чтобы они там при помощи пророков, будучи изолированы от всех своих священных мест, поняли, чего лишились, чтобы оценили красоту своего Закона, чтобы народ Божий оценил тот дар, который был дан ему Творцом, и прекратил заигрывать с язычеством. Как сказал пророк Иеремия, обращаясь к Моаву: «От юности своей был в покое, сидел на дрожжах своих и не был переливаем из сосуда с сосуд, и в плен не ходил; от того оставался в нем вкус его, и запах его не изменялся» ( Иер.48:11 ). Господь говорит, что народ как бы «сгнил» в своем состоянии неподвижности, и Господь, уже видя его раскаяние, начинает его переделывать. Для этого Он и посылает великих пророков, одним из которых являлся Даниил. Если пророк Иеремия предсказывал наступление плена – он был во время захвата Иерусалима в городе, то пророк Даниил жил непосредственно во время всего плена в Вавилоне. Он был взят в плен вавилонянами во время первого же штурма Иерусалима, в 603 году до Рождества Христова. Это случилось за двадцать лет до разрушения Храма. Он был при дворе до первого года персидского царя Кира, когда уже Вавилон закончил свое существование и завершился вавилонский плен евреев. Таким образом, перед глазами пророка Даниила прошла вся история вавилонского плена, он был не просто молчаливым свидетелем, а находился в самой сердцевине событий. Господь его поставил за особый дар мудрости одним из могущественных правителей Вавилона. Пленение Даниила и его друзей

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Совершилось все, что должно было совершиться над Ним. Но избранный народ не хотел разуметь, что распял Начальника жизни, своего Бога. Слеп был еврейский народ, ибо хотя все пророчества огненными буквами были вписаны в Священное Писание, но он не хотел их читать. Глух был народ, хотя ежедневно слушал в храме писания пророков, наизусть знал их, но не хотел разуметь. Огрубело его сердце, как некогда фараоново, и исполнилось пророчество: “Слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем…” ( Мф.13:3-15 ; Деян.28:3 ). Совершилось все, что должно было совершиться, но страшное пророчество не перестает исполняться доныне. Совершилось искупление рода человеческого, а мы, новый избранный народ Божий, мы, Израиль Нового Завета, мы христиане, которые завет заключили на Голгофе, окропленные и искупленные Кровью святейшей кровавой Жертвы на кресте, — мы стоим перед распятым Спасителем часто, как стояли те его современники, которые имели глаза — и не видели, имели уши — и не слышали. Видим нашими очами, но не хотим поверить; слышим Его слова, но не слушаем. На словах веруем, а сердцем далеко отстоим от Него; на словах исполняем заповеди, а делами далеки от них. И какой конец этого? Что нас ожидает? — То же самое, что получили и современники Христа. Проклятым стал народ, хотя сперва был избран Богом. И с нами должно случиться то же, когда придет Спаситель на землю второй раз. Прокляты будут те, кто только именует себя христианами, а на деле грешит хуже язычников. Из среды христиан, как некогда на Голгофе из среды избранного народа, выберет Себе Спаситель новый святой народ, выберет Себе тех, кто всю свою жизнь нес высоко знамя христианства и не только устами, но и сердцем, душою хотел быть другом Божиим. Тех изберет Спаситель, тех введет в землю Обетованную, тех посадит с Собою царствовать во веки. Совершилось, окончилось время и час, когда человек и сам диавол, посредством злобы людской имели власть над Сыном Божиим. Хотя и мог Господь одним словом, одной мыслью сокрушить силу человека и диавола; хотя мог, если бы хотел, запретить людям глумиться над Ним, подобно диким зверям; хотя мог запретить диаволу калечить души, как и до Его пришествия на землю; хотя мог это сделать, ибо Он Бог, — но не сделал этого до времени потому, что то было их время и власть тьмы.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-rechi...

Так, близ пустыни Фаран, когда они опять роптали на недостаток мяса, Господь послал множество перепелок, а народ принялся есть их с такою жадностью, что появился между ними мор, и целые толпы народа были поражены смертью. Место, где это происходило, названо гробами похотения. Когда израильтяне приблизились к границе земли Ханаанской, Моисей избрал 12 мужей и послал их осмотреть эту землю. Соглядатаи обошли всю страну и, возвратись, рассказывали, что земля та чрезвычайно богата и плодородна, и в доказательство показывали виноградную ветвь, которую принесли, перекинув чрез жердь; но вместе с этим они пугали израильтян рассказывали, что народы там необыкновенно сильные, и города у них укрепленные. Израильтяне пришли в ужас, хотели избрать себе других начальников и возвратиться в Египет. Напрасно Моисей с Аароном и двое из соглядатаев, Иисус Навин и Халев, старались успокоить народ и внушить им упование на Бога; народ не только не хотел их слушать, но даже грозил побить их камнями. За это Господь наказал израильтян тем, что определил, им странствовать в пустыне сорок лет, пока не помрут все, вышедшие из Египта, начиная с двадцатилетнего возраста; только Иисусу Навину и Халеву Господь обещал, что они приведут народ Его в землю обетованную. Возмущение Корея, Дафана и Авирона. Чудесный жезл Аарона Один раз левит Корей, с Дафаном и Авироном возмутились против Моисея и Аарона и начали требовать, чтобы весь народ мог участвовать в управлении и священстве; но Моисей отвечал им на это: приходите завтра с кадильницами и фимиамом к скинии, и тогда увидим, кого изберет Господь». Кореи собрал своих соумышленников " », которые вместе с ним не покорялись Моисею. Но лишь только они хотели приблизиться к скинии, как услышали голос Божий, который повелел Моисею и Аарону и всем, не участвовавшим в возмущении, отступить от тех, которые следовали за Кореем. Лишь только народ отступил, как земля расступилась и поглотила виновников возмущения, а на остальных непокорных упал огонь с неба и пожрал их.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Это очевидно из того, что завет предлагается уже после того, как Бог вывел Израиль из Египта, спас от фараона; они получили в пустыне пищу и воду, победили амаликитян. И притом, что от них ничего не требовалось взамен. Это показывает, что, на самом деле, ничего Господь не требует в качестве непременного условия для подачи милостей, Он их раздает даром. Но Господь хочет быть среди них, Господь хочет водительствовать этим народом. И для того чтобы Господь мог пребывать среди них, для того чтобы Господь мог в них действовать, они должны стремиться к святости, должны стремиться к чистоте. Поэтому не Бог привязывается к народу израильскому, как это нередко впоследствии им казалось, а привязывался народ к Богу. Хранение их от гибели, от отпадения от Бога – вот главная цель закона. Господь говорит: вы «будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым » (Исх. 19:5-6). Итак, они становятся уделом Божиим среди всех народов, потому что Господь Сам их избирает и желает именно в своем уделе произрастить плод спасения. Затем, они должны быть царством священников. Как священники были выделены для особого служения внутри самого этого народа, точно так же и сам этот народ выделяется из числа прочих на особое служение. Через них должно освятиться человечество. И еще они должны быть народом святым, для того, чтобы быть способными служить Богу. «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» (Лев. 19:2). Здесь начало пути к Евангельской заповеди. Еще не указана мера, но названа причина. Мы не будем подробно входить в рассмотрение заповедей, этому будет посвящена отдельная тема. 4.10. Утверждение Завета Сначала весь народ слышит голос Божий, идущий с горы, а потом в страхе предлагает Моисею взять на себя функцию посредника, чтобы Моисей возвещал им. И Моисей, действительно, становится таким посредником: он возвещает слова, которые Бог ему говорит, народу, и народ отвечает: «все, что сказал Господь, сделаем, и будем послушны» (Исх. 24:3). В обличительной евангельской притче о двух сыновьях первый из них сказал: «пойду» и не пошел. Под этим первым сыном подразумевается народ Израильский. Вот этот момент при горе Синай, когда они все дружно решают: «все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны». Устроив у подножия горы жертвенник, Моисей совершает жертвоприношение и, окропив половиной крови жертвенник, другой половиной окропил народ. «Первый [завет] был утвержден не без крови» (Евр. 9:18), замечает апостол Павел. Кровь эта жертвенная была прообразом крови Христовой, на которой утвержден был уже Завет Новый. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/lib/text/430937/

63. Иудеи все и ныне учат, что говорил с Моисеем Бог безымянный. Почему пророчественный Дух обличал их через вышесказанного пророка Исайю, и сказал, как прежде упоминал я: " вол знает владельца своего и осел ясли господина своего; Израиль же не знает Меня, и народ не уразумел Меня " . Равным образом Иисус Христос, обличая Иудеев за то, что они не знали, что Отец и что Сын, сказал так: " Никто не знает Отца, только Сын, ни Сына, только Отец и те, которым откроет Сын " . Слово же Божие есть Сын Божий, как я выше сказал. Называется Он и ангелом и апостолом, ибо Он возвещает все, что должно знать, и посылается для открытия того, что возвещается, так как и сам Господь нам сказал: Слушающий меня слушает Пославшего меня " . И это будет ясно из Моисеевых писаний. В них сказано так: " И говорил Моисею Ангел Божий в пламени огня из тернового куста и сказал: Я - Сый, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, Бог отцов твоих. Пойди в Египет и выведи народ мой " . Что за тем последовало, можете, если хотите, узнать из них: здесь переписать все невозможно. А слова эти сказаны в доказательство, что Иисус Христос есть Сын Божий и апостол, который прежде быль Слово и являлся иногда в виде огня, иногда в образ бесплотных, ныне же по воле Божией, сделавшись для рода человеческого человеком, претерпел и страдания, каким он по действию демонов был подвергнуть безумными Иудеями. Иудеи, несмотря на то, что прямо сказано в писаниях Моисея: " И говорил ангел Божий Моисею в огне, пылающем в терновом кусте, и сказал: Я Сый, Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова " , утверждают, что Отец всего и Создатель говорил так. Посему и пророчественный Дух в обличение их сказал: " Израиль же не знает Меня, народ не уразумел Меня " . И также Иисус, как я выше заметил, находясь между ними, сказал: " Никто не знает Отца, только Сын; ни Сына, только Отец и те, которым откроет Сын " . И так Иудеи, которые всегда думали, что всегда Отец всего говорил с Моисеем, тогда как говоривший с ним есть Сын Божий, Который назывался и ангелом и апостолом, справедливо обличаются пророчественным Духом и Самим Христом, что они не знают ни Отца, ни Сына. Ибо те, которые Сына называют Отцом, ясно показывают, что они и Отца не знают, и не знают также, что у Отца всего есть Сын, Который, будучи первородное Слово Божие, есть также Бог. И Он прежде в виде огня и в бестелесном образе являлся Моисею и другим пророкам, а ныне, во времена владычества вашего, как я выше сказал, сделался человеком от Девы, по воле Отца, для спасения верующих Ему, и претерпеть уничижение и страдание, чтобы смертью и воскресением своим победить смерть. Сказанное же из купины Моисею: " Я Сый, Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова, и Бог отцов твоих " , значить то, что они и по смерти пребывают и суть люди того же Христа. Ибо они первые из всех человеков занимались исканием Бога. Авраам был отец Исаака, Исаак Иакова, как написал также Моисей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/540/...

Будучи по природе вселенской, Церковь одновременно является единым организмом, телом (1 Кор. 12. 12). Она - община чад Божиих, " род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел… некогда не народ, а ныне народ Божий " (1 Пет. 2. 9-10). Единство этого нового народа обеспечивается не национальной, культурной или языковой общностью, но верой во Христа и Крещением. Новый народ Божий " не имеет здесь постоянного града, но ищет будущего " (Евр. 13. 14). Духовная родина всех христиан - не земной, но " вышний " Иерусалим (Гал. 4. 26). Евангелие Христово проповедуется не на священном языке, доступном одному народу, но на всех языках (Деян. 2. 3-11). Евангелие проповедуется не затем, чтобы один избранный народ сохранил истинную веру, но дабы " пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца " (Фил. 2. 10-11). II.2. Вселенский характер Церкви, однако, не означает того, чтобы христиане не имели права на национальную самобытность, национальное самовыражение. Напротив, Церковь соединяет в себе вселенское начало с национальным. Так, Православная Церковь, будучи вселенской, состоит из множества Автокефальных Поместных Церквей. Православные христиане, сознавая себя гражданами небесного отечества, не должны забывать и о своей земной родине. Сам Божественный Основатель Церкви, Господь Иисус Христос, не имел земного пристанища (Мф. 8. 20) и указывал на то, что принесенное Им учение носит не локальный и не национальный характер: " Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу " (Ин. 4. 21). Он, впрочем, отождествлял Себя с народом, к которому принадлежал по человеческому рождению. Беседуя с самарянкой, Он подчеркивал Свою принадлежность к иудейской нации: " Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев " (Ин. 4. 22). Иисус был лояльным подданным Римской империи и платил налоги в пользу кесаря (Мф. 22. 16-21). Апостол Павел, в своих посланиях учивший о наднациональном характере Церкви Христовой, не забывал о том, что по рождению он - " Еврей от Евреев " (Фил. 3. 5), а по гражданству - римлянин (Деян. 22. 25-29).

http://sedmitza.ru/lib/text/429406/

Деян.15:13 .  После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! по­слушайте меня. «Начал речь Иаков» – это, без сомнения, Иаков «брат» Господень ( Деян.12:17 ), предстоятель иерусалимской Церкви, сам строгий законник, получивший за эту строгость название «праведного» (Евсев., Церк. Ист. 2, 23). Речь такого человека, подтвердившая речь Петра, имела решающее действие. Деян.15:14 .  Симон изъяснил, как Бог первоначально при­зрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. Деян.15:15 .  И с сим согласны слова про­роков, как написано: Деян.15:16 .  Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней раз­рушено, воссоздам, и исправлю ее, «Бог... призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое». Мысль Иакова поражает своею необычною для того времени оригинальностью и смелостью: доселе народ еврейский рассматривался, как исключительно избранный народ Божий, в противоположность всем остальным, предоставленным от Бога ходить в путях своих. Св. Иаков теперь опровергает дальнейшее существование этой противоположности и устанавливает, что и из язычников уверовавшие призваны составить свой избранный Божий народ ничем не умаленный пред народом еврейским. Эту мысль св. Апостол подтверждает пророчествами, наиболее сильное из коих тут же приводит ( Ам.9:11, 12 ). Мысль пророчества такова: Бог обещает восстановить падший дом Давида так, что он будет существовать не только над евреями, но и над всеми народами. Осуществление этого воссоздания царства Давида, с привлечением в него всех народов, и произошло во Христе и благодатном Царстве Его. Деян.15:17 .  чтобы взыскали Го­с­по­да про­чие человеки и все народы, между которыми воз­вестит­ся имя Мое, говорит Го­с­по­дь, творящий все сие. Деян.15:18 .  Ведомы Богу от вечности все дела Его. «Говорит Господь, творящий все сие». Тот самый Господь, который предвещал происходящее, за много лет пред тем, устами пророка, Он и говорит теперь все это, как предопределение вечного своего Совета (ср. Златоуст).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И поэтому [по мнению евреев] Езекия не был одобрен словами Бога, который далее говорит: утешайте, утешайте, народ Мой, говорит Бог ваш ( Ис. 40:1 ), чтобы те, за которых он не просил, были утешены милостию Божиею. Глава XL. – Стих. 1–2. Утешайте, утешайте, народ мой, говорит Бог ваш: говорите к сердцу Иерусалима и призывайте его; ибо кончилось время нечестия его, беззаконие его отпущено. Принял он от руки Господней вдвое за все грехи свои. LXX : Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ÷ священники говорите к сердцу Иерусалима, утешайте его: ибо кончилось время унижения его. Разрешен грех его, ибо принял он от руки Господней сугубыми грехи свои. По прочим переводчикам другие получают повеление утешать вместе и народ Божий и Иерусалим: по еврейскому тексту самому народу повелевается утешать, говорить к сердцу Иерусалима и призывать его. «Говорить же к сердцу Иерусалима» есть особенность языка [idioma] Писаний. Ибо кто говорит печальному и бывает ласковым утешителем, о том говорится, что он говорит к сердцу. Этому может учить нас Сихем, сын Емморов, который, по растлении Дины, говорил к сердцу ее и утешал ее [ Быт. 34 ]. И везде, где бы ни нашел ты что-либо подобное, оно имеет этот смысл. Причиною же утешения служит отпущение грехов, а причиною отпущения – то, что он принял от руки Господней вдвое за все грехи свои. Ибо кто знает волю Господа своего и согрешает, тот биен будет много [ Лук. 12:47 ]. И всякий, имеющий в себе обитателем Духа Святого, которого Спаситель обещал апостолам, говоря: Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век, Дух истины [ Ин. 14:16 ]; и опять: Утешитель же, Дух Святый, Его же послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему [Стих. 26]; и снова: егда же приидет Утешитель, Его же Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне [ Ин. 15:26 ]; и: уне есть вам, да Аз иду: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам [ Ин. 16:7 ], есть утешитель, которому и теперь повелевается утешать народ Божий. Посему и апостол Павел говорил верующим: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякия утехи, утешайя нас о всякой скорби нашей, яко возмощи нам утешити сущыя во всякой скорби утешением, имже утешаемся сами от Бога: зане якоже избыточествуют страдания Христова в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше [ 2Кор. 1:3–5 ]; понять: и упование наше известно о вас: ведяще, зане якоже общницы есте апрошем нашим, такожде и утешению [ 2Кор. 1:7 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И услышал народ глас Божий, и увидел страшные явления. Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся ( Исх. 20:18 )... Но не в силах был народ вынести это страшное Богоявление, эту нестерпимую Феофанию. Внешние проявления славы Ягве – громы, пламя, звук трубный, дымящаяся могучая гора – привели к тому, что народ отступил, и стал вдали ( Исх. 20:28 ). Не то чтобы переступить через запретную черту к горе, а и от нее отступили люди. И далее люди сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать; но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть (Исх, 20:19). Слова Божии не только неизреченны, но их невыносимо слушать. Звук Божественного Логоса мертвит неподготовленную тварь. Так открывается исключительная роль Моисея. Гугнивый Моисей один слышит Бога, ему одному открывается Логос, а уже он передает слышанное своему пророку, красноречивому Аарону. Аарон же, как уста Моисеевы, передает все народу. После декалога, который слышали все, с Богом говорил уже только Моисей, передавая слова Божии народу. Об этой невыносимости явления Бога, явления славы и любви Божией для неподготовленной твари, и в особенности для грешного человека, много рассуждали святые отцы. Св. Григорий Богослов : «Не всякий может приближаться к Богу, но только кто, подобно Моисею, способен вместить славу Божию. Да еще и прежде, при самом начале законодательства, трубы, молнии, грозы, мрак, гора вся дымящаяся, страшныя угрозы, что если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями ( Исх. 19:13 ), также другая подобныя грозныя явления удерживали других внизу горы, и для них много было, по надлежащем очищении, слышать один глас Божий; между тем Моисей и на гору восходит, и вступает внутрь облака, и получает закон, и приемлет скрижали, для народа скрижали письмени, а для тех, которые выше народа, скрижали духа» т. I, слово 3, с. 56–57]. О невыносимости для народа слышать глас Божий св. Кирилл Иерусалимский : «В огне снисшел Господь на гору Синайскую, и народ не мог вынести сего, но сказал Моисею: глаголи ты с нами, и будем слушать, и да не глаголет к нам Бог, да не когда умрем ( Исх. 20:19 ). И еще: кая бо плоть, яже слыша глас Бога Жива, глаголюща из среды огня, и жива будет ( Втор. 5:26 )? Если и сие – слышать глас глаголющаго Бога, бывает причиною смерти; то как же не причинит смерти это – видеть Самого Бога? И чему дивишься? Сам Моисей сказал: пристрашен есмь и трепетен ( Евр. 12:21 )» Слова огласит., 12, п. 13].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Когда Моисей пас овец в пустыне недалеко от горы Хорив, он увидел терновый куст, объятый пламенем, который, тем не менее, не сгорал. Он подошел поближе и услышал голос Божий, обратившийся к нему из куста. – «Моисей! Моисей! Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Я увидел страдание народа Моего в Египте. Я знаю скорби его и иду избавить его от руки египтян и вывести его из земли сей и ввести его в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед. Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой» . Евреи не знали имени Божьего, но Бог Сам открыл его Моисею: «Аз есмь Сущий» (Яхве). Моисея перепугали Божьи слова. Как мог он предстать перед фараоном и его двором? Ведь он был беглецом, притом заикался и косноязычно выражал свои мысли. Впрочем, Бог обещал ему, что рядом с ним всегда будет брат его Аарон, чтобы говорить вместо него. Моисей и Аарон. Обращение к фараону Фараон не послушал Моисея и Аарона. Он не отпустил народ Израилев. Но Бог воспользовался ожесточенностью сердца фараона, чтобы доказать людям, что именно Он единственный истинный Бог. Бог послал ряд казней – бедствий египетскому народу. Такие ужасные вещи, как саранчу, град, трехдневную тьму по всему Египту. Каждый раз фараон обещал отпустить рабов, но когда наказание Господне отступало, забывал о своих обещаниях. Наконец, была послана самая страшная казнь: смерть всех первенцев в Египте. Старший сын в каждой египетской семье должен был умереть, однако Бог открыл израильтянам, как им самим избежать этой казни. Прочтем об этом: Исх.12:21–42 . Переход через Красное (Чермное) море В конце концов, фараон вынужден был отказаться от своего упорства. И Бог повелел Моисею вывести свой народ из Египта. Они взяли с собою все, что только могли, и отправились в далекую Ханаанскую землю. Когда евреи подошли к морю, они услышали за собою грохот египетских колесниц – фараон вновь переменил свои мысли и погнался за ними. И вот произошло одно из великих чудес, о которых повествует Священное Писание . Бог повелел морским волнам расступиться, и народ Израилев прошел по дну моря, как посуху. Когда же воины фараона ринулись следом за ними, вода возвратилась на свое место, и все они утонули. Народ Божий получил свободу. Долгий и трудный путь

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010