Народная мудрость гласит: «Великий пост всем прижмет хвост», «Пришли редька да хрен, да книга Ефрем» (во время великопостных Богослужений читались поучения преподобного Ефрема Сирина , IV век). В наше время, в силу секулярного сознания или протестантствующего отрицания, или просто в силу человеческой лени и небрежения о своем духовном состоянии, посты с легкостью начинают «отменять». Объясняют это также трудностью их соблюдения: как можно-де отказаться самому от мяса, сала, колбасы, яиц, масла? До недавнего времени «помогала» нам в этом отношении и атеистическая пропаганда, говорившая о вредности постов для здоровья. Между тем, трудно сделать только первый шаг. Но его можно и нужно сделать, если мы думаем о духовном возрождении нашего общества, нашей семьи, каждого человека. Можно привести слова, адресованные автору в письме недавно пришедшего в Церковь человека: «Вот впервые я выдерживаю пост, и все, все это благодаря Богу». Вспомним слова Христа Спасителя: «Иго бо мое благо и бремя Мое легко есть» ( Мф.11:30 ). Трудности первых шагов соблюдения поста неминуемы, но их покроет любовь, о чем говорит апостол Павел: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не унижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его... Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» ( Рим. 14:1–3:6 ). Триодная память мученика Феодора Тирона В субботу первой седмицы Великого Поста Православная Церковь чтит святого мученика Феодора Тирона († ок. 306; пам. 17 февр.) 42 . Поскольку вечернее Богослужение субботы творится накануне, то уже в пятницу после Литургии Преждеосвященных даров совершается молебен, на котором читается особый канон мученику Феодору Тирону. В Синаксаре службы говорится о событиях, происходивших в Константинополе при императоре Юлиане отступнике (361–363). Желая досадить христианам, он повелел осквернить идоложертвенной кровью пищу, продаваемую на столичных рынках. Таким образом постившиеся всю первую седмицу Великого Поста христиане невольно стали бы жертвой языческих скверн. Но Господь «архиерею Евдоксию, аще и неправому и неправославному бывающу, посылает великаго Своего страстотерпца Феодора, от тиронскаго чина, Тирона именуема» 43 . Явившийся в чудесном явлении святой мученик повелел не покупать продукты, но готовить коливо, «сице бо мы во Евхаитех глаголати обыкохом» 44 . Благодаря этому верующий народ был избавлен «невредимо от врага и преступника коварства» 45 . Это событие отмечается ежегодно на первой седмице Великого Поста. «Оттоле убо вернии даже и до ныне чудо обновляюще, да не забвено толикое дело мученика временем будет, великаго Феодора коливами почитаем» 46 . Так, наряду с минейной памятью мученика Тирона в православном календаре появилась также и триодная память ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Неужели Вы, великий художник слова и поэт, – этому своему окаяннейшему антихристианскому учению принесете в жертву свою бессмертную душу, свою судьбу в вечности? Да сохранит и вразумит Вас Всемилостивейший Спас, имиже весть судьбами! Смотрите сами: Вы свободны, насильно Бог никого не спасет. Обратитеся ко Мне, и Аз обращуся к вам, – говорит Господь. Пусть знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов ( Иак.5:20 ). Хорошо известный Вам, бывший Ваш Михаил С-ко. Открытые письма графу Л.Н. Толстому из русской провинции Письмо первое. Кто прав? Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? ( Мк. 8:31:37 ) Какая неожиданность постигла Вас, граф! Вас, которого безбожная, зараженная ложными материалистическими идеями интеллигенция (дети, братья и сестры Ваших героев баричей, которых Вы верно оценили) превознесла до небес, которому собираются, ставить после смерти памятник превыше всех памятников, чадолюбивая Православная Церковь исключила из числа своих членов, заявила публично, что не желает иметь с Вами никаких сношений впредь до Вашего покаяния. За что же это? За то, что Вы отреклись от благодати Божией, признаете Христа человеком, а не Богом, Церковь – обманщицей, а все то, что она предлагает и проповедует, – великой и далеко не невинной глупостью!.. За что превознесла Вас интеллигенция? За то, что Вы с великой художественностью проповедуете высшую нравственность, непротивление злу, за Вашу жизнь и добрые дела. Кто же прав? Вы описали в лицах всю ложь человеческих отношений, но Вы просмотрели, что вся эта ложь есть продукт маловерия и неверия, т.е. того, что Вы проповедуете и что на вере прежде всего зиждется увлекающая Вас правда народная. Разве Корчагины и им подобные есть истинные члены Церкви Христовой? Разве не сделали их такими гордость, честолюбие, чревоугодие, блуд и прочее, что признается Церковью величайшими из пороков? Вы говорите: посмотрите, какие безнравственные эти люди, но зачем жить иначе, если Христос только великий человек и если нет воскресения и загробной жизни? Ведь великий для Вас, а для меня более великий Будда, Магомет или кто-либо из философов; и не все ли равно, как жить в этой кратковременной жизни, если все это окончится вечной смертью.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/duhovnaj...

Они изображаются находящимися на четырех углах земли (7:1), т.е. это не какие-либо отдельные племена 1498 , не один известный народ 1499 , но народ, живущий по всей земле, как совокупность всех враждебных христианству народных сил 1500 , всех народов вселенной 1501 , которыми будет пользоваться дьявол через антихриста в своей боговраждебной деятельности. Поэтому и сказано, что по своему количеству народы Гога и Магога равны песку морскому (ср. Осии 11:4 ; Суд. 7:12 ), как и о самом антихристе-звере было замечено, что он вышел из моря (народов) (13:1; ср. 17:15). Нечестивые народы последнего времени, возбуждаемые дьяволом и руководимые антихристом, соберутся на брань (ες τν πλεμον – с определенным членом), не на какое-либо другое дело, но на войну 1502 . Против кого будет эта война, – говорит 8 ст. Народы выходят на широту земли (πλτος τς γς; Авв. 1:6 ), т.е. соответственно своему положению на четырех углах земли будут вести борьбу во всей вселенной. Сообразно с этим нужно понимать и дальнейшие указания на стан святых и на возлюбленный город. Стан святых, это – не военный лагерь святых, собравшихся на защиту против нечестивых Гога и Магога, и не пустынные места, в которых будут скрываться христиане 1503 . Если те рассеяны по всей земле и по всей земле враждуют против христианства, то и стан святых не может быть мыслим, как какой-либо определенный пункт земли. Это – именно Церковь Христова 1504 , общество истинных христиан последнего времени, в их противоположности последователям антихриста; это и не святые прославленные 1505 4 и 6 ст., но подвизающиеся в борьбе с антихристианским нечестием. Им придется вести борьбу действительно по всей земле, так как вся земля и все народы признают власть антихриста и сделаются его послушными орудиями. Точно так же и возлюбленный город не географический и естественный город будущего 1506 , но тот же самый стан святых; та же самая Церковь Христова 1507 ; общество истинно верующих, гонимое, но твердое и славное Божией помощию, верою в Бога, Который обитает среди них, как бы в Своем возлюбленном городе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Папа сказал: Да, это как тот мудрец, который, когда ему стали рукоплескать во время его речи, остановился и спросил себя: «не сказал ли я какой-нибудь глупости?» . Все характерно в этой зарисовке. И стиль друзей, окружающих Толстого, и дезориентированность его собственных чувств. Как самим Львом Николаевичем, так и друзьями его, эта общественная работа воспринималась не в простоте и бездумности истинного добра, но вызывала сложный комплекс моральных и социальных чувств. Нельзя было пребывать в социальном бездействии литературном безмолвии, когда рядом люди погибают с голоду. Но нельзя было и писать о голоде и по поводу голода, если сам ничего не делаешь для голодающих. В глубине души своей, сам Толстой и ближайшие его последователи (в этом отношении, Татьяна Львовна не была с ними) считали, что для Льва Толстого можно было бы обличать общество и государство и не принимая материального участия в помощи голодным. Участвуя в общественной помощи, делали это лишь отчасти по непосредственно-нравственным побуждениям. Был и мотив морального престижа Учителя жизни. Надо было вызвать доверие к слову учителя через его дело, –– дело всем понятное и всеми одобряемое, даже восхваляемое. Но Толстой этим «оползал», спускался на «обычный путь». Он делался «средним» общественником и благотворителем: собирал деньги с тех богатых, кого считал грабителями народного достояния; обращался к ним через жену с просьбой о жертве, и –– сам распоряжался этими «награбленными», выпрошенными у «тунеядцев» деньгами… Могла ли совесть Льва Николаевича быть спокойной? Конечно, здесь уже были вполне достаточные причины для недовольства собой. Ученики Толстого это чувствовали и безжалостно ставили точки над i. Им надо было сохранить престиж Льва Николаевича в ореоле сверх оригинального провозвестника новой жизни, не смешивающегося ни с какой толпой –– даже в добром деле. Помощь голодающим была как бы «прозой», а они были «поэты», пророки, возвестители «нового бытия«… Насколько иначе Церковь рассматривает мир и относится к людям. «Богатым в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Перед временем Рождества Иисуса Христа Римский Император Август приказал сделать в Иудеи народную перепись. По этому случаю каждый Иудей должен был идти записываться в тот город, из которого происходили его предки. Иосиф и Мария, происходившие из рода Царя Давида, отправились для записи в Вифлеем. Здесь собралось так много народа, что Иосиф и Мария не нашли себе места в доме и остановились в пещере, куда пастухи на ночь загоняли скот в ненастную погоду. В этой-то пещере Пресвятая Дева Мария и родила Сына и, спеленав, положила Его в ясли. Была ночь, когда родился Иисус Христос. Недалеко от Вифлеема пастухи стерегли свои стада. Вдруг осиял их небесный свет, и явился Ангел Господень. Пастухи испугались. Ангел сказал им: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость: в Вифлееме родился Христос, Спаситель мира. Вы найдете Младенца в пещере, лежащего в яслях». Вслед за этим явилось множество Ангелов, которые пели хвалебную песнь Богу: «Слава в вышних Богу и на земли мир в человецех благоволение». Когда Ангелы скрылись, пастухи отправились в Вифлеем, нашли Младенца, лежащего в яслях, и первые поклонились Ему. Православная Церковь празднует Рождество Иисуса Христа 25 декабря. Для достойного приготовления верующих к этому великому празднику Церковь установила пост, который называется Рождественским и продолжается 40 дней, от 14 ноября до 24 декабря. В восьмой день по рождении Богомладенцу дано было имя Иисус, что значит Спаситель, кроме того Он еще называется Христом, что значит Помазанник. § 7. Поклонение волхвов (Мф. 2:1–12) После пастухов на поклонение родившемуся Иисусу Христу пришли из дальней языческой страны волхвы или мудрецы. Они пришли в Иерусалим и спрашивали: «Где родился Царь Иудейский? Мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Услышав это Ирод, Царь Иудейский, встревожился. Он позвал волхвов, расспросил их о времени явления звезды и сказал им: «Пойдите в Вифлеем, разузнайте подробно о Младенце, а потом, когда найдете, известите меня, чтобы и я мог пойти и поклониться Ему».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Подпишитесь на наш Телеграм Сегодня нам предстоит совсем краткая паремия из Книги Варуха, которая даже не относится к основному канону Ветхого Завета. Почему же Церковь включила чтение из нее?   Варух был учеником и секретарем пророка Иеремии, самого трагичного пророка Ветхого Завета (VII в. до Рождества Христова). Варуху пришлось быть свидетелем  презрения к слову Господню – и кары, которая постигла за это царский дом, священство и весь народ (Храм был разрушен, царю выкололи глаза, а народ уведен в вавилонский плен). Его учителя не просто не слушали. Пророчества Иеремии уничтожались, сам он терпел такие издевательства от соплеменников, что даже желал себе смерти. Сердце Варуха разрывалось, когда он видел, что терпит учитель. Но и самому ему было трудно: образованный человек, он мог бы сделать хорошую карьеру, а вместо этого гнев и презрение падают и на него. В Книге Иеремии сохранился такой фрагмент: 1 Слово, которое пророк Иеремия сказал Варуху, сыну Нирии, когда он написал слова сии из уст Иеремии в книгу, в четвертый год Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского: 2 так говорит Господь, Бог Израилев, к тебе, Варух: 3 ты говоришь: “горе мне! ибо Господь приложил скорбь к болезни моей; я изнемог от вздохов моих, и не нахожу покоя”. 4 Так скажи ему: так говорит Господь: вот, что Я построил, разрушу, и что насадил, искореню, – всю эту землю. 5 А ты просишь себе великого: не проси; ибо вот, Я наведу бедствие на всякую плоть, говорит Господь, а тебе вместо добычи оставлю душу твою во всех местах, куда ни пойдешь. Варух так переживал из-за несправедливостей, что даже заболел. Он изливал свои жалобы перед Всевышним, – и Господь ответил ему. Но, вопреки ожиданиям, Господь не обещает ему спокойной и легкой жизни. Господь не обещает ему даже того, что сделает Варуха кем-то великим – как был велик его учитель, к примеру. Господь обещает одно: в грядущих трудностях, когда многие погибнут или станут рабами, потеряв себя, Варух сможет сохранить свою душу, жизнь, личность. Варух поверил Богу, и в памяти уцелевших в рассеянии Варух остался как человек, продолживший дело своего учителя и в Вавилоне. Но если Иеремия был понуждаем Господом пророчествовать разрушение, то Варух становится образом народного исправления. Удивительно, но в народной традиции (и, очевидно, не без воли Божией!) Варух все-таки обрел величие. Много веков спустя, тоже в довольно непростое для Израиля время насильственной эллинизации (II-I вв. до Рождества Христова), появляется книга, где в уста Варуха вложена покаянная молитва-исповедь и поучение народу держаться Бога и Его Закона. Они вполне соответствуют духу Варуха. Но более удивительно, что в поучении, составленном анонимным автором, действительно оказалось пророчество! Его-то Церковь и избрала в качестве паремии Рождественского сочельника.

http://blog.predanie.ru/article/15801/

Примечание. В этот день, церковь наша с воспоминанием об освящении от ангела воды в купели Силоамской соединяет воспоминание учения Иисуса Христа о воде живой, т. е. о Святом Духе ( Ин.7:38 ), и при этом молится Господу о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия. На этом основании в нашем отечестве и приурочен ко дню Преполовения благочестивый церковно-народный обычай освящать воду на реках, в колодцах, – и эта вода, подобно воде Богоявленской, считается весьма важным освятительным средством в домашнем употреблении. В связи с этим обычаем, без сомнения, находится и другой, по которому наши поселяне в сопровождении священников совершают особые крестные ходы на поля, причем обыкновенно над нивами, засеянными хлебом, читаются установленные молитвы и священник окропляет нивы святою водою. Прим. ред. «Идите все к водам, даже и вы, у которых нет серебра». Прекрасное и сильное выражение мысли о всеобщем призвании в новозаветную церковь , не обусловливаемом ни богатством, ни властью, ни происхождением, словом, никакими внешними преимуществами. «Дары Святого Духа даются верующим туне ( Мф.10:8 ), так как Господу не нужны блага человека ( Пс.15:2 ). Или как в др. месте, уже Новозаветное Писание прекрасно говорит, что Бог «алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем» ( Лк.1:53 ). Приемлемые человеком, они имеют для него такое же значение, какое вино и молоко – для истощенного человеческого организма, т. е. укрепляющее и питающее» (Комм. СПб. проф. – 845 с.). Ис.55:2 . Для чего вам отвеши­вать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня вниматель­но и вкушайте бла­го­, и душа ваша да насладит­ся туком. 2–3 стихи выражают одну и туже мысль – о превосходстве вечных, небесных благ пред суетными и призрачными земными, – которая, сначала выражается в вопросительно-отрицательной (2 ст.), а затем, в категорически-положительной форме (3 ст.). «Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб... что не насыщает?» Сопоставляя данный здесь пророческий образе известной речью Спасителя о «хлебе жизни» ( Ин.6 гл.), мы получаем право сказать, что пророк противополагает чувственные и обманчивые земные удовольствия высшим духовным благам, в центре которых стоит забота о вечном, небесном спасении. Дополнительным комментарием к этому месту может служить также сравнительное рассуждение Апостола Павла о ветхозаветной и новозаветной праведности: «ибо когда вы были рабами греха... какой плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная» ( Рим.6:20–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Самарянин ощутил, что их коснулся Господь Своею благодатию, и, ликуя верою, громким голосом благодарил Бога. Господу не нужны наши хвалы, но Ему нужна наша вера, нужна душа, радующаяся, когда ее коснулась Божья благодать. Вестник Православного дела. 1961, сентябрь. 10 О талантах и иконописи Господь произнес притчу о том, как хозяин раздал таланты своим рабам, сообразуясь со способностями каждого. По прошествии некоторого времени он потребовал от них отчета и наградил тех, кто заработал столько же, сколько получил. Но того, кто ничего не делал и принес только полученный им талант, он подверг строгому наказанию. Хозяин тот – Господь Бог, таланты – Его дарования, рабы – люди. Дает Господь дарования духовные, дает отдельным людям, дает и целым народам. До пришествия Христа словеса Божии были вверены Израилю. Когда заколебался Израиль в вере, когда стала падать Иудея, воззвал пророк Варух, ученик пророка Иеремии: Вот книга заповедей Божиих и закон, пребывающий вовек. Все, держащиеся ее, будут жить, а оставляющие ее умрут. Обратись, Иаков, и возьми ее, ходи при сиянии света ее. Не отдавай другому славы твоей, и полезного для тебя – чужому народу. Счастливы мы... что мы знаем, что благоугодно Богу ( Вар. 4:1–4 ). Однако Израиль не пребыл в завете Божием и, отвергшись Сына Божия, отпал от Бога. Господь основал новозаветную Церковь Свою, в которую вошли многие бывшие языческие народы. Особой хранительницей Православия после победы христианства над язычеством стала Византия, в которой Вселенские Соборы и святые отцы Церкви установили точное изложение догматов веры и православное учение. После же падения Византии православная вера наиболее хранилась русским народом, к тому времени уже вполне впитавшим ее в себя. Народный быт и государственные законы, обычаи – всё имело в своей основе веру православную или согласовывалось с ней. Одним из олицетворений православной веры являются наши храмы, и ими покрыта была вся Русская земля. Сам храм есть уже изображение невидимой Вселенской Церкви, о которой мы говорим в Символе веры : «Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь ».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Семья, через которую человек входит в жизнь, — это первая школа любви Подобно и блаженный Августин пишет: «Человек видит своих родителей, и его жизнь начинается с их дружеского отношения. Кого же может пощадить тот, кто не чтит своих родителей» . То есть семья, через которую человек входит в жизнь, — это первая школа любви. Человек, живя на земле, проходит три основных школы любви, и первая — это его дом, семья. Если в семье человек научится доброму отношению к людям, то, возмужав и выйдя за семейный порог, он сможет это доброе отношение к людям передать и далее. Вторая школа любви — это народ, к которому принадлежит человек. Тот, кто любит свой собственный народ, всегда может с пониманием отнестись и к любой другой национальности и народности. Но тот, который не почтил свой народ, подобен тому, кто, разрушив свой собственный дом, стремится созидать другой. Вряд ли у него что-то получится… Третья школа любви — это Церковь, где нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3, 28). Но Церковь существует не для того, чтобы в космополитическом угаре уничтожать межнациональные особенности, или в угаре феминизма стирать законную грань между мужчиной и женщиной, или, увлекшись межклассовым антагонизмом, в марксистском угаре решать проблемы «раба» и «свободного». Назначение Церкви — в свете Евангелия освятить межнациональные, семейные и межклассовые взаимоотношения, так как мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены (Рим. 12, 5). Слова: «а порознь один для другого члены» означают, что, несмотря на единство Тела Церкви, «один для другого» — отец и сын, муж и жена, начальник и подчиненный, духовный отец и духовный сын. И об этом нельзя забывать! Сказано: В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом (1 Кор. 7, 24); и еще: Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь (Рим. 13, 7); и еще: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8).

http://pravoslavie.ru/99763.html

Словом, речь у Гоголя идет о всех тех, которые, пребывая во «тьме», «не ходят в церковь »: «Книга моя подействовала на тех, которые не ходят в цер ковь и которые не захотели бы даже выслушать слов, если бы вышел сказать им поп в рясе», – с ними-то и «не имеет случая сойтись монах». Проблема расхождения между мирянином и монахом виделась Гоголю и в несколько ином освещении. В статье «Что такое губернаторша» он, например, писал, что часто священник, не искушенный в современных злоупотреблениях – в тех «видах и проделках, о которых не говорит вовсе на исповеди нынешний человек оттого что не видит грехов своих» (статья «Нужно проездиться по России»), – «не знает, как ему быть с прихожанами и слушателями, изъясняется общими местами, не обращенными никакой стороной собственно к предмету». «Сказать: «Не крадьте, не роскошничайте, не берите взяток, молитесь и давайте милостыню неимущим» – теперь ничто и ничего не сделает», – полагал Гоголь. «Жизнь нужно показать человеку, жизнь, взятую под углом ее нынешних запутанностей, а не прежних...» Как кажется, Гоголь прямо руководствовался здесь апостольскими словами: «Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь . Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования» ( 1Кор. 14. 4–5, 13 ). 28 августа н. ст. 1847 г. Гоголь, в частности, писал Шевыреву: «Не снизойдя к другим, нельзя их возвести к себе...» Не следует преувеличивать степень расхождения Гоголя со святителем Игнатием. Забота о христианском просвещении России была у них общая. Совпадая в критике европейской цивилизации и одинаково признавая превосходство перед ней в религиозном отношении древнего патриархального быта, Гоголь и святитель Игнатий расходились лишь в представлениях о самом характере пастырского влияния на народную жизнь (см. об этом комментарии в изд.: Гоголь Н. В. Собр. соч. в 9 тт. Т. 6. С. 412–413; Т. 8. Характерно, например, что развернутая двенадцать лет спустя А.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010