И так приготовительные действия Божии к искуплению человека должны были теперь, так сказать, сосредоточится в одном избранном племени, в потомстве Авраама. Действительно, завет искупления был положен в основу всей жизни избранного народа, образовавшегося из потомства авраамова, и постоянно уяснялся и раскрывался в нем новыми откровениями Божьими. II. Когда Иаков, благословляя сыновей своих, предрекал им, в общих чертах, будущую судьбу их поколений, то, обращаясь к иуде, сказал: Иуда, тебя восхвалят братея твои... Не отнимется скипетр от Иуды и законоположник от чресл его, пока не прийдет Умиритель (Шилог), и Тому покорность народов ( Быт. 49:8–10 ). Смысл пророческого благословения таков: „цари и правители народа, который составится из колен Израиля, будут из колена иудина, и ряд их продолжится до тех пор, пока из того же колена не явится Умиритель, который станет во главе уже не одного народа, а всех племен земных. Здесь прежнее обетование Аврааму, Исааку и Иакову о благословении в семени их всего человеческого рода уясняется и определяется указанием на лицо, через которое совершится примирение людей с Богом и на землю низойдет мир, в человеках откроется благоволение ( Лук. 2:14 ). Так как Иаков был ближайшим родоначальником избранного народа, получившего от него и свое имя израиль, то ему и дано было прозреть во все продолжение истории этого народа, как особого орудия искупительных целей Божиих. При нем только начиналось образование колен израилевых, со временем из них имело составиться особое царство, во главе которого станут правители из колена иудина, царственный дом иуды продолжится, не смотря ни на какие превратности в судьбе израиля, до окончания времени избрания народа израилева; когда отнимется скипетр от иуды, тогда явится первообетованное семя жены, Царь мира, Царь избранных не в части только рода человеческого, но во всем человеческом роде. Моисей, пред кончиной своей, предрекал и завещал народу израильскому следующее: Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой: Его слушайте ( Втор. 18:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

«Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Господь исцелил их» ( Ис.6:10 ). Это – крайняя неблагодарность, бесподобное безумие и вместе глубочайшее нравственное падение народа иудейского! Такое состояние народа Божия достойно строжайшего суда Божия, а ужасная участь его в будущем невольно вызывает сердечное сокрушение о нем в душе пророка, непоколебимо уверенного в исполнении будущих судеб Божиих. 4. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, – повернулись назад. (Увы, язык грешный, людие исполнени грехов, семя лукавое, сынове беззаконнии, остависте Господа и разгневасте святаго Израилева, отвратитеся вспять). Народ еврейский, по избранию и назначению был народом «святым» ( Исх.19:5 ; Иер.2:3 ), по происхождению он был племенем благословенным, по своему образованию он был богопросвещенным. Но, увы! – к глубочайшему прискорбью, которым так живо и сильно проникается сам Пророк, «святой» народ стал грешным, а потому проклятым и наконец –погибельным!... Его гибель нравственная неотразимо совершается, а государственная (политическая) за нею не замедлит и не минет. Причина погибели иудеев – в их собственном злонравии и страстном своеволии: грех – свойство их сердца, беззаконие – качество воли, злодейство – постоянное занятие. Родоначальник народа, Авраам был образцом веры и верности, примером честности и добродетели и через то приобрёл благословение Божие не только для своего потомства, но и для всего человечества ( Быт.12:2–3 ) А «сыны Авраама» своевольно отвратились от своего Бога – Отца и «пошли назад», возвратились к тому нелепому идолопоклонству и нечестию, какое было в Уре Халдейском, откуда с самоотверженной решимостью некогда удалился Авраам. «С того времени, как Соломон, в конце своего царствования, склонился к идолослужению, оно до времени пр. Исаии не прекращалось вполне и существовало прочно. Два преобразования имели целью положить ему конец: одно, начатое царем Ассою и оконченное царем Иосафатом ( 2Пар.14–15, 17, 19 ), другое, совершенное Иоасом, при жизни его спасителя и воспитателя, первосвященника Иодая ( 2Пар.24 ); но первое не могло искоренить его совершенно, а произведенное Иоасом, как скоро умер Иодай, возвратилось опять и еще в более ужасном виде. Посему укоризненное изречение пророка «оставили Господа» имеет свое глубокое и твердое историческое значение» (Дэлич). Но сколь велико преступление народа, столь же строго будет и наказание его: вместо праотеческого благословения, которое почивало на нем премногие годы, теперь отяготеет на нем проклятие, со всеми его ужасными последствиями ( Втор.30:17–18; 31:16–18; 32:20–25 ). 5. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. (Что еще уязвляетеся, прилагающе беззаконие? Всякая глава в болезнь, и всякое сердце в печаль).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Ин.6:2 .  За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными. Объяснение к истории насыщения пяти тысяч см. в комментариях к Мф.14:13–21 . Но у Иоанна есть некоторые детали этого события, требующие также пояснения. Ин.6:3 .  Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими. Христу нужно было побеседовать с возвратившимися из путешествия апостолами ( Мк.6:30–31 ), и потому Он удалился с ними на одну из гор. Ин.6:4 .  Приближалась же Пасха, праздник Иудейский. Иоанн замечает о приближении праздника Пасхи, с одной стороны, для того, чтобы объяснить необычайное скопление народа на восточной стороне Галилейского моря: шедшие в то время на Пасху в Иерусалим жители северной Галилеи должны были идти восточной стороной моря. С другой стороны, Иоанн намекает этим замечанием на связь чудесного насыщения народа с приближающейся Пасхой, так как агнец пасхальный прообразовал собою Христа, Который хотел предать Себя на смерть за грехи всего мира и в знак этого изобразил в следующей за насыщением народа речи Себя как истинный хлеб жизни. Ин.6:5 .  Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Ин.6:6 .  Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать. Господь обращается с вопросом к Филиппу для того, чтобы тот убедился, что обычным образом помочь голодному народу тут нет возможности, и чтобы Филипп по совершении насыщения народа признал в этом действие всемогущества Христова. Очевидно, что этот апостол более чем другие нуждался в укреплении своей веры во Христа. Ин.6:7 .  Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу. «Двести динариев» – около 40 руб. на наши деньги 26 . На такую сумму можно было приобрести в то время около сорока пудов хлеба, но и такого количества хлеба было мало на пять тысяч народу, который окружал Христа. Кроме того, тут были еще женщины и дети ( Мф.14:21 ). Ин.6:8 .  Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак, отнесись с большим вниманием к тому, что ученикам Он сказал: «вам дано знать тайны Царствия Небесного», – а о народе: «а им не дано» ( Мф.13:11 ). И в другом месте он отпускает народ, но не учеников, и входит в дом; и в дом к Нему приступили ученики Его, а не народ, говоря: объясни нам притчу о плевелах на поле (ср. Мф.13:36 ) 118 . Но и ещё в одном месте, когда, «услышав» [новости] об Иоанне, «Иисус удалился на лодке в пустынное место один», «народ пошёл за Ним», и тогда «Иисус увидел множество людей и, сжалившись над ними, исцелил больных их» ( Мф.14:13–14 ), [т. е. больных] из народа, а не из учеников; «когда же настал вечер, приступили к Нему» не [люди из] народа, а «ученики, говоря», как те, кто отличается от народа: «отпусти народ, чтобы они, уйдя в селения, купили себе пищи» ( Мф.14:15 ). Но и когда Он, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил [их], то, преломив хлебы, Он дал [их] не народу, а ученикам, чтобы ученики дали народу (ср. Мф.14:19 ), который не мог взять хлебы благословения Иисуса у Него [Самого], но едва [в состоянии] принять их от учеников. Да и их они съедают не всё, ибо народ, насытившись, оставил излишек в двенадцати полных 5 . Мы привлекли эти [цитаты] в связи с приведённым до этого [рассказом о том], что Иисус, отделив учеников от народа, понудил их войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ (ср. Мф.14:22 ). Ибо народ не мог уйти на другую сторону (ες τ πραν), так как в духовном смысле (μυστικς) [люди из народа] не «евреи», что переводится «те, кто с другой стороны» (περατικο) 119 . Но это было делом учеников Иисуса, я имею в виду – уйти на другую сторону и возвыситься над видимым и телесным, как над временным, достичь же невидимого и вечного (ср. 2Кор.4:18 ). Так что для народа, неспособного уйти на другую сторону [именно] потому, что он был народом, вполне достаточным благодеянием, оказанным ему Иисусом, было то, что Иисус его отпустил. Отпускать же в этом случае нет власти ни у кого, кроме Иисуса, и никто не мог быть отпущен, прежде чем поел хлебов, которые благословляет Иисус; и никто не мог поесть хлебов благословения Иисуса, если не сделал так, как повелел Иисус, и не возлёг на траву (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/komment...

Когда пророчества Иеремии стали сбываться - войска Навуходоносора, царя вавилонского, шли на Иерусалим,- иудейский царь Седекия отправил к Иеремии посланников с просьбой вопросить Господа о дальнейшей судьбе народа. Ответ Бога через пророка неутешителен: Он Сам будет воевать на стороне врагов Иудеи «рукою простертою и мышцею крепкою, во гневе и в ярости и в великом негодовании» (Иер 21. 5); на жителей Иерусалима Он наведет моровую язву, а тех, кто выживут, отдаст в плен вавилонянам. Господь «обратил лицо» против Своего города, который теперь обречен на уничтожение и сожжение; единственная возможность спастись - это выйти из него и добровольно предаться в руки Навуходоносора (Иер 21. 9-10). Остающиеся в городе выбирают т. о. «путь смерти», предающиеся вавилонянам - «путь жизни» (Иер 21. 8). Унижение иудейского народа выразится в позоре правящего рода, идущего от Давида. Иеремия предрекает, что смерть царя Иоакима, сына Иосии, не будет никем оплакана, но «ослиным погребением будет он погребен» (Иер 22. 19). Царь Иехония будет «выброшен в чужую страну» и всю оставшуюся жизнь будет мечтать возвратиться на родину, однако не сможет этого сделать. Обличая руководителей народа как неверных пастырей, «которые губят и разгоняют овец паствы» Господней, Иеремия возвещает ожидающее их наказание «за злые деяния» (Иер 23. 1-2). Когда Бог приведет остаток Своего народа обратно на землю их отцов, Он поставит «над ними пастырей, которые будут пасти их» и не будут вызывать у пасомых страха (Иер 23. 4). Господь восставит «Давиду Отрасль праведную»: восстанет Царь, во дни Которого «Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно» (Иер 23. 5-6). Пророк уподобляет это 2-е спасение народа исходу из Египта; сыны Израилевы будут благословлять Бога новым благословением: «...жив Господь, Который вывел и Который привел племя дома Израилева из земли северной и из всех земель...» (Иер 23. 8). Среди руководителей народа особая вина лежит на пророках - тех, кто в любых обстоятельствах должны возвещать волю Божию. Иеремия сравнивает «пророков Иерусалимских» с прелюбодеями, которые «ходят во лжи» и «поддерживают руки злодеев». Господь подвергнет их тяжкому наказанию, накормив их полынью и напоив «водою с желчью», ибо их вина тяжелее, чем вина остальных людей: «...от пророков Иерусалимских нечестие распространилось на всю землю» (Иер 23. 11-15). Бог объявляет войну лжепророкам, пересказывающим свои сновидения, выдавая их за Его слова, т. о. они вводят народ в заблуждение.

http://pravenc.ru/text/293622.html

Между тем, Даниил удостоился еще нескольких видений, таинственно предзнаменовавших будущие судьбы иудейского народа и. человечества, и в это же время сподобился великого откровения, в котором седьминами исчислялось самое время, остававшееся до искупления мира его Божественным Спасителем 275 . Во время молитвы Даниилу явился архангел Гавриил (впервые здесь упоминаемый в истории, хотя он был виден Даниилом и раньше – Дан. 9:21 ), и сказал ему: «семьдесят седьмин определено для народа твоего и святого города твоего, чтобы открыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святой Святых». В течение этих седьмин (70 х 7 ­­ 490 лет) должно было состояться освобождение народа из плена, восстановление Иерусалима и храма и искупление мира «смертию Христа-Владыки». Предсказание это исполнилось в точности, так как от второго и окончательного указа о восстановлении Иерусалима (в 457 г.) до смерти Христа (в 33 г. по Р.Х.) протекло ровно четыреста девяносто лет. Но вот приблизился и конец плена для иудеев. Кир, закончив свою завоевательную деятельность, принял Вавилон под свое личное управление и приступил к полному преобразованию своего обширного государства. Как мудрый и великодушный царь, он, узнав о всех необычайных знамениях и о том, что древнее пророчество давно уже предназначило его быть освободителем этого народа из плена вавилонского, решил оказать этому народу особенную милость и в первый же год своего царствования издал указ об освобождении иудеев из плена и о построении храма в Иерусалиме. Этот указ гласил следующее: «Так говорит Кир, царь персидский: Все царства земли дал мне Господь, Бог Небесный; и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас – из всего народа Его, да будет Господь Бог его с ним, и пусть он туда идет» 276 . Это было в 536 году, которым и закончилось семидесятилетие плена вавилонского. Великий пророк Даниил, который уведен был в плен в своей цветущей юности и который так много сделал для славы Божией и блага своего народа во время этого плена, дожил до этого счастливого события, которое, несомненно, и совершилось отчасти по его мудрому совету, данному Киру, и мирно скончался в том же самом году, напутствуя себя словами: «иди к твоему концу и успокоишься, и восстанешь для получения жребия к конце дней».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой, Моав умывальная чаша Моя, на Едома простру сапог Мой. Восклицай мне, земля филистимская» ( Пс.59:8–10 ). В другом псалме уже по окончании войн и усмирении народного мятежа, но имея в виду результат войн, он поет: «Ты сохранил меня, чтобы быть мне главою над иноплеменниками; народ, которого я не знал, служит мне. Иноплеменники ласкательствуют предо мною; по слуху (обо мне) повинуются мне. Иноплеменники бледнеют и трепещут в укреплениях своих» ( 2Цар.22:44–46 ). Победоносные войны Давида имели, несомненно, важное значение и для объединения израильтян между собою и с царем. Доказательством последнего могут быть псалмы 19 и 20, содержащие в себе, так сказать, напутствие царю со стороны его народа на войну и благодарение Богу по возвращении с победы, 257 и сознание народное, высказанное после гибели Авессалома, увлекшего народ к возмущению против своего царя ( 2Цар.19:9 ). Большее объединение народа в себе самом предполагается, как само собою понятное. В это время мы видим, например, что весь Израиль ходит на суд в Иерусалим к царю ( 2Цар.15:2 ). Оба первосвященника живут в Иерусалиме ( 2Цар.15:24,29 ), хотя Садок и назначен к скинии в Гаваоне. Так Иерусалим становится центром народа фактически не только в гражданском, но, благодаря присутствию в нем ковчега завета и пребыванию обоих первосвященников, и в религиозном отношении. Здесь сосредоточен жизненный нерв всего народа, и отсюда он сам получает свои жизненные соки. По-видимому, прежняя противоположность колен совсем исчезает, начинается или готова начаться правильная строго организованная государственная жизнь единого народа, объединяющаяся и внешним образом в одной для всего народа столице Иерусалиме и в одном могущественном царе, Давиде. Это-то кажущееся полное примирение прежней противоположности колен и привело, как мы уже видели, Давида к мысли – построить в Иерусалиме храм, единственное для всего Израиля место богослужения. Обстоятельства, способствовавшие пробуждению соперничества колен

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Молитвой приношения мы, служащие священники, просим Господа нашего Иисуса Христа, сделать нас достойными принести Святые Дары, сначала за наши собственные «грехи», а затем за «неведения» народа. Проступки священников, как мы сказали, называются грехами, в то время как проступки народа – грехами неведения. Первые совершаются сознательно, вторые же – по незнанию. Для священника не допускается незнание. И его самые незначительные и крошечные грехи велики, не по природе своей, но потому что отягощаются званием священника, который их совершает. В Ветхом Завете говорится, что если согрешит кто-нибудь из сынов Израилевых по незнанию или ошибке, надо принести малую жертву. Однако, если согрешит первосвященник, он сделает виновным весь народ! 410 Ибо, как говорит нам святой Иоанн Златоуст , раны священника, то есть его грехи, его падения и ошибки требуют большей помощи: такой, какой требуют все вместе раны народа, потому что отягощены «званием» его Священства! 411 Так епископ отягощен всеми грехами народа его митрополии. Священник – всеми падениями народа его прихода. Духовник – всеми ранами исповедующихся ему чад, потому что не назначил им подходящего лечения. Священник грешит… народ не ведает… Один Господь наш Иисус Христос, Богочеловек, воплотившийся Бог Слово безгрешен! Несмотря на то, что грехи народа называются грехами «неведения», как только народ узнает и поймет, что есть Божия воля, с этого момента он сам несет ответственность за то, за что понесет наказание в день Суда («который знал… и не делал… бит будет много» 412 ). В молитве приношения мы должны обратить внимание на слова «всем сердцем». Возлюбим Бога нашего, как его любили святые, мученики и исповедники, великие отцы Церкви и все анахореты. Возлюбим Его с такой силой, с таким жаром, такой верой, чтобы мы смогли вместе с апостолом Павлом признать: кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?… ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем 413 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мы остановимся здесь на словах пророка: «и мы отвращали от Него лице свое». Кто это – «мы» и почему «отвращали»? Мы – все без исключения: и сохранившие в себе остатки человеческого чувства, и утратившие в себе все человеческое и озверевшие до последней степени безумия. Все без исключения отвращали от Него свое лице в данный момент: первые от ужаса зияющих ран на истерзанном теле, а вторые от ненависти и презрения к Страдальцу. Ненависть их настолько была велика, что они не могли даже смотреть на жертву своей жестокости и с презрением отвращали свой взор от нее. Самые раны истерзанного тела разжигали в них ненависть и презрение к Нему, подобно тому, как вид и запах крови возбуждает жажду крови в хищных зверях. «Он изъязвлен был за грехи наши, – говорит пр.Исаия, – и мучим за беззакония наши... и ранами Его мы исцелились» ( Ис. 53:5 ). Обилие и тяжесть ран говорит о количестве и тяжести наших грехов, за которые Он страдал и которыми наказывали, терзали Его. И чем грешнее был народ, тем тяжелее были Его страдания, Его раны. И как весь народ, по изображению пророка, был покрыт ранами от побоев за грехи, так, соответственно этим грехам, все наказание за них перенесено было на Христа. И вот получается общая картина наказаний за грехи народа, теперь претерпеваемых Иисусом от самого же виновного и преступного народа. «Увы, народ грешный, – говорит Господь, обращаясь к Евреям, – народ, обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, – повернулись назад». За все эти грехи и беззакония Господь наказывал их жестокими побоями, мучительными ранами, но они не вразумлялись и не исправлялись. И теперь Сам Господь удивляется такому упорству в грехах и спрашивает их: «Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него (народа) здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем» ( Ис.1:4–6 ). Эта ужасная картина реализовалась теперь в страданиях Христа за грехи народа и представилась теперь с буквальною точностию, во всей своей поразительной рельефности, в истерзанном теле Иисуса, обнаженном пред лицом всего народа на высоте Голгофы. То, что видит теперь народ своими глазами, есть наказание за его вину, которому он должен был подвергнуться, – но за него страдает Невинный Иисус, и страдает от самого же виновного народа, за спасение которого Он сейчас будет пригвожден ко кресту.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/n...

Наконец третью и самую многочисленную группу представителей народа составляли так называемые «начальники» или «судьи» народа. Эта должность учреждена была Моисеем в пустыне, по совету тестя его Иофора, для облегчения трудов по управлению народом. Когда Иофор увидел, что Моисей каждый день с утра до ночи принужден был заниматься разбирательством мелких дел, возникавших между народом, и вообще сам вникать во все подробности управления им, так что из-за этого мог упускать из виду высшие интересы народной жизни, он сказал ему: «Не хорошо это ты делаешь. Ты измучишь и себя и народ, ибо слишком тяжело для тебя это дело: ты один не можешь исправлять его. И так послушай слов моих: я дам тебе совет: будь ты для народа посредником пред Богом и представляй Богу дела (его). Научай их уставам и законам, указывай им путь, по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать. Ты же усмотри себе из всего народа людей способных, людей правдивых, ненавидящих корысть, и постав их тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками. Пусть они судят народ во всякое время, и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с тобою бремя» ( Исх. 18:14–26 ). Моисей послушался разумного совета своего тестя. Он предложил это дело народу, и когда тот сказал, что это «хорошее дело», предоставил самому народу избрать себе «по коленам мужей мудрых, разумных и испытанных» и поставил их начальниками ( Втор. 1:9–15 ). Эти «начальники», как видно из самого мотива их назначения, обязаны были заниматься разбором мелких частных дел, причем дела по большей или меньшей важности их относились на суд тех или других начальников – по восходящей или нисходящей лиши. Для определения характера и значения этих мелких властей важно определить отношение их к естественной градации расчленения народного организма. Первые две группы представителей народа вполне соответствуют, как было показано выше, двум первым степеням расчленения – коленам и поколениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010