Закрыть itemscope itemtype="" > Союз русского народа и будущее русской монархии Мнение обозревателя 11.05.2007 507 Время на чтение 46 минут «Православие. Самодержавие. Народность». Под таким исконно русским лозунгом и с такой идейной основой появилась на свет самая массовая организация начала ХХ века в Российском государстве - Союз Русского Народа. Отличие Союза Русского Народа от других религиозных, национальных, монархических движений и партий того времени заключалось в поддержке и одобрении его работы со стороны Русского Императора Николая II. Русский Монарх видел в Союзе Русского Народа общественную силу, способную сохранить единство Русского Царя и Русского народа, объединить сословия, не считаясь с состояниями, и тем самым удержать Российскую державу от политической раздробленности, от изменчивости и измены аристократии, от грядущего хаоса многопартийности, влияния тайных обществ и государственного падения. Государь видел в Союзе Русского Народа возможность соборного единства русских ради блага дорогого Отечества и принял на себя и Наследника Цесаревича знаки союзного отличия. Государь прилюдно носил на своём мундире знак Союза Русского Народа. В свою очередь, союзники видели в Русском Самодержце и в Русской монархии державное воплощение Русской идеи и единственно верный путь, по которому должна идти Россия. Сегодняшнее воссоздание Союза Русского Народа является свидетельством начала возрождения русского национально-исторического и православного самосознания. Русское державное домостроительство Для Союза Русского Народа, преследующего цели воссоздания традиций русского домостроительства, будущее государственное устройство современной России не мыслится иначе, как возрождение Русской монархии во главе с Русским Самодержцем и Помазанником Божиим. Само понятие «домостроительство» означает действие Промысла Божьего относительного государственного устройства России. Вот каким образом раскрывает это понятие профессор В. Н. Лосский в своей известной и едва ли не единственной работе по систематическому изложению православного богословия. «Бог, - пишет автор, - непрестанно «сходит в мир» действиями Своего промысла через свою экономию, что означает буквально «домостроительство» или «домоуправление». В исполнение «полноты времён» Премудрость Божия, действующая в мире как сила, энергия, промышление, входит в исторический процесс как Личность» (см. В. Н. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви, с. 106).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

106. Речь на молебне по поводу открытия в г. Петрозаводске Отдела «Союза русского народа» в день празднования Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы 252 Собрались мы сюда, братие, помолиться о здоровой, успешной и плодотворной деятельности открывшегося в Петрозаводске Отдела «Союза русского народа». Значит, не на пламенном только юге, но и на холодном севере нашлись сердца, которые не могли с холодным равнодушием терпеть падение, повсюдное унижение и осмеяние русского имени, заветов, историей русскому народу оставленных. И вот они объединяются в союз, или братство, для более прочного хранения означенных заветов. Это не значит, конечно, что чрез то самое они становятся во враждебные отношения ко всем прочим партиям или народностям земли Русской, – ведь не по причине только вражды и борьбы образуются союзы и братства, но и ради достижения задач положительных. Даже в Церкви есть общества и братства (как, например, ревнителей духовного просвещения, трезвости и т. д.), хотя, конечно, это не значит, что входящие в состав союзов или братств объявляют вражду прочим верующим. Почему же враги «Союза русского народа» хотят непременно так представить дело, что причиной возникновения Союза является исключительно слепая вражда и ни на чем не основанная ненависть? Почему не может Союз возникнуть для возвращения к родным заветам русской истории, для более прочного хранения их русскими людьми, искренно эти заветы любящими? Ведь не «партией» даже называет себя «Союз русского народа», а самим русским народом, вспомнившим и желающим неизменно хранить заветы отцов. Не должен ли был бы подобный Союз сделаться общерусской партией и объединить в себе все партии, на знамени своем выставляющие прежде всего благо того же русского народа? Если же люди иных партий не одинаково с Союзом понимают заветы истории русской, то пусть предоставят членам Союза хотя бы свободу убеждения, которой доселе они в столь многих местах еще лишены. Не клеймите позором Союз, прежде чем он явился! «Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?» ( Ин. 7, 51 ) сказал некогда один из достойных представителей еврейского народа, столь враждебного везде Союзу.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

III. РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Достойное, Богомати твоея чистоты рождество наследовала еси чрез обещание: иногда бо неплодный богопрозябен плод вдалася еси: тем Тя вся племена земная непрестанно величаем (Служба Сент. 8 кан. 2 п. 9 троп. 1.) Чудны судьбы Израильского народа! Ему одному, по справедливости, принадлежит многозначительное название «народа Божьего». Ожидание Мессии было средоточием всей веры древних Израильтян; с именем Мессии еврей соединил понятие о самом лучшем времени для своего народа. Цари и Пророки желали дожить до этого времени – и умирали, не получив желаемого. Лучшие люди Еврейского народа жили мыслью своей в будущем: отличительными чертами их были – любовь к потомству, желание благоденствия и славы его, стремление в своём поколении обрести обетованное Богом «Семя жены» – великого «пророка» и «Примирителя». Патриархам Израильского народа неоднократно было дано Богом обетование о размножении потомства их; это обетование, как одно из важнейших, переходило из рода в род, и всегда было живо в памяти народа. Удивительно ли после этого, что чадородие у Израильтян было вменяемо жёнам в честь и славу и на многочисленное потомство смотрели, как на великое счастье и благословение Божье. С другой стороны, бесчадие почитаемо было тяжким несчастием и наказанием Божиим. Так, Авраам жаловался Богу на своё бесчадие; Рахиль хотела лучше умереть чем остаться бездетной; Анна, впоследствии мать Самуила неутешно сетовала на неимение детей и в слёзной молитве просила Господа о даровании ей сына; Елисавета, мать святого Иоанна Предтечи, прямо называла своё неплодство стыдом, «поношением между людьми». И, между тем, как часто от родителей, неплодоносящих до известного, предназначенного Богом, времени, происходили дети, составляющие украшение истории народа Божьего! У Авраама родился сын Исаак, один из главных Израильских родоначальников, у Анны – Самуил, достославный правитель народа; у Елисаветы – Иоанн, великий Пророк и Предтеча Господень. Это же самое случилось и с родителями Пресвятой Девы.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Закрыть itemscope itemtype="" > Симфония без дел мертва Протоиерей Александр Новопашин прокомментировал слова Президента России о значении Александра Невского для русского народа 04.02.2011 1036 Время на чтение 3 минуты «Хочется надеяться на то, что выступление Президента о значении русского народа и Александра Невского было не просто красивыми словами, сказанными из политических соображений, что оно было не просто сотрясанием воздуха, но что за этим выступлением последуют и дела, подтверждающие, что слова эти была сказаны от сердца. Дай Бог, чтобы это было так! После знаменитого выступления Президента о значении русского народа для России многие выступили с предложением внести в Конституции поправку о роли русского народа как государствообразующего народа России, но я с большим удовольствием услышал бы в Конституции слова о культурообразующей роли Православной веры. Эта поправка была бы гораздо важнее, потому что в основе всегда должен быть духовный стержень. Я ничего не имею против того, чтобы в Конституции была прописана важность русского народа, главное, чтобы за этими словами не забыли о значении Православия», - сказал в интервью «Русской народной линии» известный миссионер, настоятель новосибирского собора во имя святого благоверного князя Александра Невского протоиерей Александр Новопашин , комментируя выступление Президента России Дмитрия Медведева на церемонии награждения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Орденом Александра Невского . Как сообщает сайт Президента России , Дмитрий Медведев в своем выступлении отметил, что «это новый и один из самых высших орденов российского государства. Имя Александра Невского, полководца и молитвенника, почитается и в государстве, и в Русской Православной Церкви, и во всём русском народе. Его имя навеки вписано в нашу историю. Очень хорошо известны его слова: " Не в силе Бог, а в правде " . По сути, эти слова стали одним из девизов русского народа». «На местах, где сотрудничество между Церковью и государством идет полным ходом, действительно есть определенная симфония властей, правда, в системе образования особой симфонии не видно, - продолжил свой комментарий протоиерей Александр Новопашин. - Какие бы красивые заявления не произносились, всё равно в этом отношении творятся всяческие препятствия для того, чтобы мы не могли воспитывать детей в традиционной вере. Хотя многие европейские страны ни то что не брезгуют, а, наоборот, поддерживают, чтобы культурообразующую религию преподавали в школах. На мой взгляд, школа - это последний оплот воинствующего атеизма в России. Тут я пока не вижу симфонии. Слова могут быть самыми красивыми, но конец венчают дела. Дела нужны, а не слова. А в основном, там, где работа в епархиях идет по определенным направлениям, например, с госнаркоконтролем, с УВД, с медициной, с социальными службами и прочим, наблюдаются определенные элементы симфонии».

http://ruskline.ru/news_rl/2011/02/04/si...

Закрыть itemscope itemtype="" > Церковь никогда не отделяла себя от своего народа Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий 07.02.2020 566 Время на чтение 8 минут В дни XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества, ответил на вопросы «Монастырского вестника» о значении Великой Победы для нашего народа и о том, для чего монашествующим нужно хранить память о войне. Владыка, в дни XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений выступления участников направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» были посвящены 75-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Почему молодому поколению монахов важно помнить об этой Победе? Почему важно помнить о войне? Тысячелетняя история Русской Православной Церкви неразрывно связана с историей нашего народа и нашей страны. Во все времена чада Церкви находились в гуще событий и никогда не уклонялись от необходимости созидать свое Отечество. Ярчайшим примером тому является для нас преподобный Сергий Радонежский – отшельник, пустынник, молитвенник, который принимал самое непосредственное участие в жизни своего народа. Он ходил в Нижний Новгород, когда потребовалось примирить нижегородцев с Москво й, в Рязань, чтобы поговорить с князем Олегом «о пользе душевной, о мире и о любви», и, как повествует житие благоверного Олега Рязанского, «кроткими словесы и тихими речьми» смягчил Олега Ивановича, и умиленный душой Рязанский князь «взял с князем (Димитрием) мир вечный», тем самым примирил Рязань и Москву. Преподобный благословил на Куликовскую битву благоверного князя Дмитрия Донского и направил ему в подкрепление двух монахов братьев Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю), которые до принятия монашества были хорошими воинами, чтобы они личным примером вдохновляли на ратный подвиг русское войско. В нашей стране Великая Отечественная война коснулась каждой семьи, каждого человека. Кого бы вы ни спросили, у всех среди родственников есть кто-то – дедушка, отец, дядя, мать, бабушка, – кто до дна испил чашу горестей войны. Заповедь положить душу за друзей своих, воспринятую от предков, русские люди и сейчас продолжают ощущать в своих душах. Мы наследники народа, который, преодолев великое горе, остался победителем.

http://ruskline.ru/opp/2020/02/07/cerkov...

Закрыть История, повторившаяся в виде фарса Союз Русского Народа унаследовал только худшие черты своего исторического предшественника Анатолий Степанов   04:00 04.06.2007 776 Время на чтение 10 минут Что происходит в Союзе Русского Народа? Такой вопрос часто задают мне разные люди. Обращаются ко мне, видимо, зная, что я не только много лет занимаюсь историей крупнейшей монархической организации Российской Империи, но и был в числе учредителей современного СРН. После того как в результате инспирированной Михаилом Назаровым и Константином Душеновым кампании меня изгнали с руководящих постов в СРН, тема эта для меня лично перестала быть " горячей " (об этом можно подробнее прочитать здесь , а также здесь ). В нынешней борьбе, а точнее возне (и впрямь, какое отношение " белая борьба " М.Назарова и А.Турика против генерала Л.Ивашова имеет к реальной жизни России, к реальным проблемам русского народа?!), я участия не принимаю, поэтому могу спокойно наблюдать и размышлять о ней как историк и политолог. Кстати, занятие это совсем не бесполезное, наблюдения за нынешней ситуацией в СРН помогают мне лучше понять, что происходило в Союзе 100 лет назад. В конце мая в Иркутске состоялось так называемое " 1-е Всесибирское бело-монархическое совещание " . По поводу абсурдности названия этого мероприятия - " бело-монархическое " (можно подумать, что где-то существует " красно-монархическое " ) - уже писалось в патриотических СМИ. Впрочем, это не столь важно, ибо совещание было лишь ширмой для проведения в его рамках так называемого 3-го чрезвычайного съезда Союза Русского Народа, который должен был узаконить учреждение Назаровско-Туриковского Союза в противовес Ивашовскому. Разумеется, новый союз называется " настоящим " , " подлинно клыковским " , " белым и пушистым " СРН. На съезде, как и положено, из состава Союза Русского Народа были исключены Леонид Ивашов, Алексей Сенин, Михаил Кузнецов и другие руководители альтернативной организации. Это делается, чтобы представить организацию М.Назарова и А.Турика - единственным легитимным Союзом Русского Народа, а не одним из осколков СРН. Между тем, сейчас существуют уже три (а если учесть самостоятельную волгоградскую организацию С.Терентьева, то - четыре) союза с одинаковым названием. Все это до боли напоминает ситуацию с Союзом Русского Народа 100-летней давности. Вплоть до взаимоисключения из Союза Александра Дубровина и Николая Маркова.

http://ruskline.ru/colonka_redaktora/200...

К вопросу периодизации истории Русской Церкви Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 17, 1998 9 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 17, 1998 1 Христианство пришло на Русь из Византии, и при этом Россия присоединилась к религиозной культуре и мировоззрению Восточной Церкви. Из Византии Русская Церковь получила свои церковные установления и каноны; ее церковная жизнь находилась под сильным византийским воздействием, что особенно заметно в области религиозных воззрений1. При обозрении истории Русской Церкви чувствуется, однако, что это влияние осуществлялось не в простых формах, но исходило из исторических событий развития Русской Церкви и Русского государства, сильно и действенно сказываясь при этом на национальных чертах русского народа, особенно — на религиозных воззрениях и в народной религиозности, в некоторых церковных обычаях и в религиозных традициях русского народа, в его понимании различных аспектов унаследованных сокровищ веры. Вследствие этого мы можем сказать, что в течение почти тысячелетнего бытия русской церковной жизни Русская Церковь сама развила некоторые особенности, которые не были присущи Церкви христианского Востока. Поэтому можно с полным правом говорить о религиозных особенностях русского христианства, русского Православия 2 . Вполне понятно, что всякий народ может и должен привносить национальные черты в свою религиозную жизнь. Это не противоречит ни Евангельскому вероучению Христа, ни канонам христианской Церкви. Но национальное в церковной жизни каждого народа не должно затуманивать чистоту вероучения, противоречить принципам. Чистоте веры может причиняться вред преувеличенным подчеркиванием религиозных народных обычаев и историческими фактами государственно-политичес­ко­го развития народа, которое несет в себе единство нации и народа. В определенном смысле Русская Церковь также не могла, будучи религиозным единством русского народа, остаться вне действия исторических фактов. Хотя она сохраняла чистоту христианского вероучения Восточной Церкви 3 , она была в своей церковной жизни, в общем быте и воззрениях, под влиянием этих исторических фактов государственно-политического развития русского народа.

http://pravmir.ru/k-voprosu-periodizatsi...

Сербия выбирает дорогу Видовдан – самый большой религиозный и национальный праздник в истории сербского народа. Праздник, к которому относятся с огромным уважением не только Сербы, но также и другие народы, хорошо понимающие его смысл и значение. Это день и радости, и трагедии, событие, которое изменило дальнейший ход истории не только сербского народа, но вообще христианской Европы. Видовдан многие сравнивают с Голгофой. Но как после Голгофы последовало воскресение, так и после Косовской битвы последовало воскресение сербского народа. Видовдан, по словам святителя Николая Велимировича, «приостановил моральный распад сербского народа. Дал нам целую галерею витязей веры, чести и самоотверженности, которая, без сомнения, ценится выше, чем какая-нибудь галерея мраморных изваяний, созданных в мирные времена народами, которые не имели своего Косова». Во всю многовековую историю своего существования Сербская Православная Церковь играла заметную роль в обществе и жизни страны. Церковь не только несла духовное просвещение и хранила моральные устои, она была носительницей национальной идеи, истинным защитником культурного и национального наследия сербского народа. Сербы хорошо помнят свою историю, и это, несомненно, ключевой момент их уважения к своей вере: во многом благодаря ей они не исчезли с этнографической карты мира за 500 лет турецкого ига. Одна из главных памятных дат Сербии – Видовдан – связана именно с многовековой борьбой сербов с турецким владычеством. Сербия сегодня переживает трудные времена. Насильственное отделение Косова, разногласия сербских политиков – все это свидетельствует о том, что нынешнее время действительно смутное и тяжелое для сербов. Видовдан является хорошим поводом для того, чтобы присмотреться к политической обстановке в Сербии, обратить внимание на отсутствие внутреннего согласия у сербского народа. Сербия долгое время жила и боролась за свою государственность под знаменем Православия. Это находило свое глубокое и всестороннее обоснование у всех государственных идеологов страны. История свидетельствует, что эти лозунги были созидательными, соответствовали стремлениям и чаяниям большинства народа. Они способствовали развитию экономики, культуры и социальных преобразований. Несмотря на суровые испытания, сербский народ в своем большинстве проявлял удивительное терпение и выдержку, долго и упорно был верен этому знамени.

http://pravoslavie.ru/1372.html

Съезд " Союза русского народа " . Что дальше? Русская народная линия Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба Вход или регистрация Вход Регистрация / Забыли пароль? Закрыть Главная Авторы РНЛ ТВ Актуальные темы Союз писателей России Выбор читателей О нас itemscope itemtype="" > Съезд " Союза русского народа " . Что дальше? Игорь Ильин   Новости Москвы   05.12.2005 438 Время на чтение 9 минут " Помни, что спасение нашего народа - в верности русской Державе во главе с Царем- помазанником Божьим. " Из " Памятки молодому человеку. Обращения Союза Русского Народа " Когда я узнал, что в Москве , в день Михаила Архангела, будет проходить восстановительный съезд " Союза Русского Народа " , и что он состоится в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, то я в это не поверил. Однако через своих знакомых узнал, что съезд действительно состоится, и возглавлять его будет известный русский скульптор Вячеслав Михайлович Клыков. Почему вначале информация вызвала у меня сомнения? Прежде всего, оценивая обстановку в стране, я предпологал, что время для такого решительного и открытого выступления еще не настало. И тем более поразительно показалось то, что Съезд будет проводиться именно в Храме Христа Спасителя. В течение последних пятнадцати лет я бывал практически на всех собраниях оппозиции, включая съезды Русского Национального собора и другие, более или менее представительные собрания. К сожалению (не так давно я об этом уже писал), все эти форумы, при самом, порою, ярком оформлении, на деле оказывались несостоятельны. Прежде всего потому, что люди, встававшие во главе многочисленных патриотических движений и собиравшие все эти съезды и соборы, были заведомыми провокаторами, ставившими целью разобщить русское движение, а отнюдь не объединить его. Самый яркий пример - генерал Стерлигов. Думая об этом, я стал оценивать фигуру нынешнего организатора восстановительного съезда " Союза Русского Народа " . Вячеслав Михайлович Клыков - выдающийся русский скульптор, создатель многих великолепных памятников: святому Сергию Радонежскому, святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, маршалу Жукову, святому страстотерпцу государю-императору Николаю Второму, святому Николаю Чудотворцу в Бари (Италия), и др.

http://ruskline.ru/analitika/2005/12/05/...

Безотрадную картину представляет и религиозная жизнь простого народа. Поразительное религиозное невежество, доходящее до незнания основных истин православной веры, – явление обычное среди простого народа. И в настоящее время с уверенностью можно сказать, что большинство поселян со словами – Бог Отец, Св. Дух, Искупитель не соединяют никаких определённых представлений; иные из них не знают даже, Кто такой Христос; смешивают Троицу с Богородицей, плащаницу считают женщиной; святителя Николая ставят выше Христа; священные изображения, по их представлению, – боги. Кому не известно, какой часто бессмысленный набор слов представляют молитвы, заученные простолюдинами со слов таких же тёмных в религиозном отношении лиц, как они сами. Вот пример такого искажения самых употребительных молитв: лет десять тому назад черниговские переселенцы в Приамурском крае, при посещении их посёлка местным епископом, читали в IV члене символа веры вместо – „распятого же за ны при Понтийстем Пилате“ так: „распятых жезанов примостывся стреляти“ (Черниг. Епарх. Вед.). Наряду с полным религиозным невежеством в жизни простого народа замечается другое явление. Развитие заводской промышленности, привлекающее деревенских жителей в крупные промышленные центры, где они приходят в столкновение с людьми самых разнообразных религиозных воззрений; развитие грамотности, занёсшее в деревню книги самого разнообразного содержания и давшее народу возможность читать Евангелие, которое теперь можно встретить во многих крестьянских домах, все это пробудило сознание народа, возбудило в нём желание дать себе отчёт, – во что он верует, истинна ли его вера, каким путём надёжнее спастись... Народная масса находится в брожении, ищет выхода из того беспросветного мрака, в котором она блуждала. Дробление раскола на толки, возникновение все новых и новых сект, сект часто диких и, изуверных, ясно свидетельствует о силе религиозных запросов народа и о полной беспомощности его в удовлетворении их. И если пастыри Церкви не успеют вовремя овладеть умом и сердцем русского народа, вовремя удовлетворить его религиозные запросы, то эта девственная, не возделанная нива народная, готовая принять и произрастить всякое павшее на неё семя, сделается достоянием первого энергичного фанатика – сектанта-пропагандиста; и жаждущий веры, жаждущий истинного религиозного знания русский народ принужден будет утолять свою жажду не из чистого источника истины, текущего в Церкви Христовой, а из смрадного источника сектантских лжеучений.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010