Развитие болезней зависимости, безусловно, несет в себе угрозу не только для соматического, психического, но и для социального и духовного здоровья нации. В последние годы приоритеты в поисках эффективных методов терапии отдавались медикаментозным методам лечения. Здесь достигнуты несомненные успехи. Разработка и практическое применение различных реабилитационных программ, внедрение современного международного опыта по социально-психологическому подходу к этой проблеме до сих пор, по мнению большинства авторов и практических врачей, занимающихся лечением больных наркоманией, имеют существенное отставание. По их мнению, без длительного реабилитационного процесса, как в стационарных, так и амбулаторных условиях, или смешанных формах, невозможно существенно повысить эффективность лечебных программ в наркологии. Последние 20 лет на фоне активного освоения и применения в России медикаментозных методов терапии острых и неотложных состояний, методов детоксикации у больных наркоманиями практически оставалось без внимания решение психосоциальных и духовно-нравственных проблем этих больных, которые, по сути, и становились в большинстве случаев причиной последующих срывов и рецидивов. В связи с этим как на федеральном уровне, так и на региональном возникла острая потребность поиска и применения новых методов и подходов в реабилитации лиц с различными формами зависимого поведения и профилактики их становления уже в хронических алкоголиков, наркоманов, игроманов, сектоманов, если можно так выразиться. А предпосылки к этому есть, ведь многие новые религиозные движения, обладающие целым рядом признаков тоталитарного деструктивного культа, как я уже говорил, под видом восстановления, реабилитации после алкогольной или наркотической зависимости вводят человека в новый вид зависимости, еще более мощный - групповой, психологический и духовный. Хорошо известна и часто в подобных случаях вспоминается притча Спасителя о нечистом духе, вышедшем из человека. « Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, пришедши, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого » (Евангелие от Матфея, глава 12, стихи 43-45).

http://ruskline.ru/analitika/2016/04/15/...

Однако люди, которые добивались в жизни значительных положительных результатов в избавлении от наркозависимости, шли не от наркомании , а двигались к чему-то большему , ради чего стоило бросить употреблять наркотик. Почему так важно именно движение к цели? Потому что наркотическая зависимость — это опыт значительной части жизни человека. Если мы поможем человеку избавиться ОТ наркотической зависимости, а на этом месте не окажется ничего другого, если эта пустота не будет ничем заполнена, то на человеке может исполниться предупреждение Христа: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф.12:43–45). Для работы над заполнением пустоты, которая может возникнуть после освобождения от зависимости, можно задать следующие вопросы: — Предположим, что однажды утром случилось чудо и проблема, мучившая тебя, исчезла. По каким признакам ты бы узнал об этом? — Что изменилось бы в тебе и в твоем восприятии окружающего мира? — Что заметили бы в тебе окружающие? — Что бы тогда стало по-другому? После того, как эти вопросы заданы, с интересом ждите ответа. Однако ждите активно, переспрашивая, уточняя: — А это как? — А что еще? — И что это для тебя значит? Очень важно, чтобы человек сам, без намеков на “правильные” ответы с вашей стороны, научился отвечать на эти вопросы. Если же священник намекает или подсказывает свой ответ, его подопечный с этим, возможно, согласится, но это не будет его решением, а взять ответственность возможно только за свои решения. Исходя из вышеизложенного, уместным видится постоянное стремление перехода от обсуждения “проблемы” к разговору о том, чего же наркоман в действительности хочет . Как скоро ты станешь равнодушным к наркотикам? Немаловажной частью работы с наркоманом является момент взятия им ответственности за временн Ы е рамки своего выздоровления. Для этого его можно спросить:

http://azbyka.ru/zdorovie/batyushka-ya-n...

В Новом Завете блуд и прелюбодеяние обличаются как смертные грехи: « Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют. …; Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело  с нею ? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены  дорогою  ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии » ( 1Кор. 6:9-10, 16-20 ). Библейский взгляд на блуд и прелюбодеяние как на тяжелый нравственный недуг подтверждает история. Распространенность в обществе блуда является точным показателем, что общественный организм опасно болен. Так было в Израиле в последний век его существования перед разрушением Иерусалима, в римском обществе периода упадка; подобные явления мы видим сейчас у нас. Происходит стирание нравственных понятий: люди не понимают пагубности блуда, не знают, что этот грех, как кислота, разъедает нравственную ткань души. Иногда люди, периодически впадающие в блуд, говорят: почему любящие друг друга не могут сблизиться. Почему это надо считать смертным грехом? Прежде всего, надо ясно сознавать, что такое грех и почему Божественное откровение относит блуд и прелюбодеяние к числу смертных грехов. Господь Бог сотворил мир совершенным и для поддержания этой первозданной гармонии положил законы. Если люди нарушают законы физического мира, то возникают гибельные последствия – от травм и увечий до широкомасштабных катастроф, подобных Чернобыльской аварии. Законы даны и духовному миру. Там нет хаоса. И когда в условиях массового неверия большинство людей не знают и знать не хотят законы невидимого мира, возникает духовный Чернобыль, разрушительные последствия которого мы наблюдаем. Статистика открывает нам лишь отдельные стороны этой трагедии. В нашей стране около пяти миллионов человек страдают от наркотической зависимости. Ежегодно несколько миллионов женщин убивает своих детей, делая аборты. Ежегодно в стране около трех миллионов человек совершают преступления. В год происходит более восьмидесяти тысяч убийств. Почти 80 % заключенных браков кончается разводом. В России пять миллионов беспризорных детей.

http://azbyka.ru/semya/grazhdanskij-brak...

Вспомним евангельскую историю исцеления расслабленного, описанную в начале девятой главы Евангелия от Матфея: «Иисус же, видя, помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой» (Мф. 9:4–7). Здесь Господь показывает нам явную зависимость болезни от греха. То есть, как правило, болезнь бывает следствием греха. И покаяние грешника, прощение Богом его греха является и исцелением от болезни. Телесная хворь в большинстве случаев имеет духовную нравственную первопричину. Бывают, конечно, исключения. Например, испытание веры святого праведного Иова Многострадального или болезнь евангельского слепорожденного, который, по словам самого Христа, был слепым, «чтобы на нем явились дела Божии.» (Ин. 9:3). Но эти случаи единичны. Чаще всего причину болезни нужно все-таки искать в душе. Точно то же происходит с алкогольными, наркотическими или табачными зависимостями. Они следствие глубинного процесса травмы, повреждения души. Конечно же, каждый случай индивидуален. Но, к примеру, я сталкивался с тем, что человек пил оттого, что ему страшно было жить. Он не видел смысла в своей жизни и пил, чтобы залить пустоту в душе. И, как мне кажется, алкоголь, наркотики, или курение есть попыткой ухода от реальности, с которой человек не справляется, он не видит своего места в ней. Не без оснований один исследователь говорил, что курение – это попытка человека снова стать безмятежным младенцем, сосущим мамину грудь. И это присасывание к сигарете – намерение впасть в счастливое раннее детство. Но побег с помощью алкоголя, наркотиков или сигарет в выдуманный иллюзорный мир оборачивается рабством и физиологической зависимостью. Потому, мне кажется, человек, страдающий наркологическими болезнями (алкоголизм, наркомания, курение), должен проанализировать свою жизнь. Как писал один поэт: «Но если себе я не задал вопрос, откуда узнаю ответ?» Поэтому человек должен задать себе правильные вопросы: «Зачем я живу?», «Чего я хочу от жизни?», «Как я могу этого добиться?» Сердечные внутренние ответы на эти вопросы разрешат главную духовную проблему зависимости, а потом можно уже начинать лечить и физиологическую сторону.

http://pravoslavie.ru/97309.html

- Долговременное пребывание в экстремальных ситуациях (война, заключение). Нельзя перечислить все мотивы, да в этом и нет нужды. Важно понять, что все они имеют духовную первопричину. Это необходимо уяснить, чтобы успешно противостоять страсти. При духовном лечении средства помощи также должны быть духовными. Это, прежде всего, относится к наркоманам. Принимающему наркотики следует знать, что он не просто «кайфует», а восхищает (крадет) и потому платит такой горькой и страшной ценой – быстрым саморазрушением. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам , – призывает Христос в Евангелии ( Мф. 6:33 ). И это Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк. 17:21 ). Царство Божие зрят только чистые сердцем ( Мф. 5:8 ). Чистота сердца достигается тяжелым целожизненным трудом, подвигом очищения от страстности во славу Божию и с помощью Божией – Царство Небесное силою берется ( Мф. 11:12 ). Ничто же скверное не войдет в это Царство, и потому не может человек, не победивший свою страстность и не очистивший себя от скверны греховности, иметь те блаженные состояния, о которых сказано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор. 2:9 ). Невозможно человеку, подверженному таким, например, грехам, как гордость, блуд, сребролюбие, зависть, осуждение, ложь, иметь благодатные (от Бога) видения и ощущения. Он может их только украсть. Этим и занимались всегда колдуны, маги, чародеи, используя наркотические вещества для впадения в транс, для общения с демонами. Поэтому «поход за горизонт» в «розовый мир» – это вызов Богу, нарушение духовных законов. И потому плата столь высока – гибель души. При наркомании речь должна идти не просто о биохимической зависимости организма от наркотика, но о почти полной порабощенности человека бесами. Без помощи Божией, без Церкви, без духовных средств достигнуть в этих случаях исцеления невозможно. И страждущему нужно хорошо понимать, что предстоит длительная изнуряющая борьба. Утешением, может быть, является то, что и каждому христианину всю свою жизнь приходится бороться с грехом.

http://azbyka.ru/zdorovie/kak-pomoch-str...

Нравственные болезни подобны инфекционным заболеваниям – они заразны. Но, в отличие от обычных инфекций, они могут передаваться и виртуальным путем, и переносчиками являются средства массовых коммуникаций, в том числе ТВ и Интернет, пропагандирующие разврат, как норму. Времена повторяются, в обществе царит распущенность, подобно той которая, имела место в языческой развращенной Римской Империи, когда апостолы вышли на проповедь: «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение». (Послание к Римлянам 1:25,27). Чтобы победить такой грех (а Церковь смотрит на такие проявления как на тяжкий грех) нужно очень острое и яркое стремление измениться. Но, если же ни у родителей, ни у ребёнка нет понимания, что гомосексуализм – это недопустимо, то вряд ли с этим можно справиться. Лучшей профилактикой таких отклонений являются чистота нравов, целомудрие, воздержание, супружеская верность. Браки заключаются на небесах, поэтому семья создается раз и навсегда. Это идеал, к которому надо стремиться. Грешному человеку, также как и больному, в первую очередь требуется сострадание. Ему нужна помощь, доброе, ласковое слово, а не обличение, или укоры. Человека надо любить, но грех его ни в коем случае принимать нельзя. К греху надо относиться совершенно бескомпромиссно. Поэтому, чтобы помочь человеку исправиться, его надо поместить в какую-то духовную среду, где подобные грехи воспринимаются как нечто совершенно невозможное, недопустимое, противоестественное, и где исключаются любые вредные контакты, в том числе и виртуальные. Грешник подобен наркоману, чтобы избавиться от наркотической зависимости, ему надо пережить ломку. Это, конечно, тяжело. В трудной борьбе трудно побеждать. Чтобы выйти победителем необходимо искреннее стремление победить грех, терпение, постоянство, мужество, а также вера, что для Господа нет ничего невозможного.

http://azbyka.ru/zdorovie/mozhno-li-vyle...

Она отвечает: «…только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». Отвечая отрицательно на вопрос змия, она, вместе с тем, и сама допускает преувеличение заповеди. Бог предупреждал, чтобы прародители не вкушали от древа, в восприятии же Евы нельзя даже прикасаться под страхом смерти. А теперь можно представить, как это обычно и изображается на картинах, что этот змий сам обвился где-то на ветви, и показывает своим видом: вот, я прикоснулся, и живой, однако… «Да кто сказал тебе, что от алкоголя (наркотиков) умирают? Твои родители просто не хотят, чтобы ты взрослел, чтобы ты всю жизнь был под их опекой – вот и не позволяют тебе пить (или наркотики). Я вот раз в неделю употребляю спайс, и ничего, все под контролем, никакой зависимости. Зато знаешь, как себя чувствую?! Да ты и представить себе не можешь! Ну, так что, слабо?» Пропаганда действует эффективно. С этого момента у Евы меняется взгляд. Теперь она смотрит на плоды дерева, на мир, через призму идеологии потребительства, а не заповедей Бога. Плод к себе манит. Увлекаясь воображением, что может дать ей вкушение, она попросту забывает о Творце, о Его предупреждении. Все предстает в ином свете. «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание». По апостолу Иоанну Богослову – похоть плоти, похоть очес и гордость житейская. Эйфория, обладание тайными знаниями (эзотерика), раскрытие скрытых способностей, преодоление ограничений, возможность стать богом, — все это пьянило и манило. И рука протягивается к плоду. Объявляется самовластие. Теперь мир принадлежит человеку не как дар, а как подчиненный ему его же волей, могуществом и разумом. И в состоянии этого наркотического упоения, когда кажется, что теперь весь космос со всеми его мирами на ладони, Ева вовлекает в эту эйфорию и Адама… Только наркотический эффект не длится вечно. Наступает «утро», когда возвращается сознание. В том числе – и сознание происшедшего. И то, что вчера казалось «расширением сознания» и богоподобием, сейчас воспринимается как пьяный кураж, алкогольное безумие. И – ужас от совершенного преступления – против Бога, против любви. Против человечности: «и все хорошее в себе поистребили».

http://pravmir.ru/duhovnyie-korni-zavisi...

Ослабление пищевого влечения выражается снижением аппетита вплоть до его полного исчезновения, а усиление — повышением аппетита. Прожорливость с поеданием несъедобного наблюдается при врожденном и приобретенном слабоумии. Помимо излишеств в питании, чревоугодие включает в себя несоблюдение постов и постных дней, лакомство, пьянство и любое другое неумеренное наслаждение плоти. Алкоголизм — в наследство Анализируя биографии императрицы Екатерины II и ее сына Павла I, известный отечественный психиатр Владимир Федорович Чиж приходит к любопытному заключению. Они оба не были гурманами, т. к. сын унаследовал от матери редкостную неприхотливость в еде. Император тотчас сердился, если не исполнялось его малейшее желание. Но ни разу он не сделал прислуге замечания по поводу невкусно приготовленного Они оба не любили и спиртных напитков. Учитывая почти поголовное пьянство высшего общества той эпохи, воздержанность Павла I просто удивительна. Он никогда не искал утешения в вине и, несмотря на горячее пристрастие к военному делу, не подражал в кутежах лихим офицерам. В. Ф. Чиж объясняет все это в первую очередь Конечно, главная причина бегства в царство алкогольных (и наркотических) иллюзий — духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров, идеология потребительства и культ материального преуспеяния. Истоки «алкогольной» (и «наркотической») личности коренятся также в неправильном воспитании и привычке устранять дискомфорт одурманивающими средствами. Однако значимый вклад в развитие алкогольной зависимости вносит и наследственность. Об этом мы читаем в… Библии. Там рассказывается, как Ангел Господень явился жене праведного Маноя и предсказал ей: «Вот, ты зачнешь и родишь сына; итак не пей вина и сикера, и не ешь ничего нечистого, ибо младенец от самого чрева до смерти своей будет назорей Божий» ( Суд.13:7 ). Напомним, что в ветхозаветные времена назореи исполняли особое служение Господу и добровольно возлагали на себя определенные обеты (в частности не пить вина и иных крепких напитков). Вдумаемся: зачем святой Ангел велит будущей матери до зачатия и в течение беременности вести образ жизни, свойственный назореям? Не для того ли, чтобы от утробы не осквернить избранника Божия и привить ему склонность к трезвости?

http://azbyka.ru/zdorovie/geny-i-7-smert...

Подробнее об этом рассуждает неканоническая книга Премудрости Соломона ( Прем.1:13–16 ): «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле.Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием». А в Новом Завете об этом рассуждает апостол Павел ( Рим.5:12 ): «одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили». Конечно, это может показаться несправедливым: лично я не грешил в Эдемском саду, почему я должен нести на себе наказание за тот грех ? Ответить на это можно по- разному, хотя смысл все равно будет примерно один и тот же. Можно сказать, что всё человечество унаследовало от Адама и Евы первородный грех (согласно православному веручению, свободен от него был только Христос; католики добавляют к Нему и Богоматерь Марию). Это не просто ответственность за что-то, произошедшее очень давно, но склонность ко греху, которая так или иначе проявляется в любом человеке. Дети матери-наркоманки рождаются уже с наркотической зависимостью, хотя ни разу не принимали наркотик, не говоря уже о весьма вероятных генетических сбоях; грех – самый страшный наркотик, привыкание к которому наступает при первом же употреблении. А можно понять то же самое несколько иначе: в Адаме и Еве Библия поэтически изобразила первобытное человечество на каких-то очень ранних стадиях его развития, когда люди решили жить своим умом и отвернулись от Единого Бога. Мы все причастны этому человечеству, сказавшему Богу твердое «нет», потому что и мы в своей жизни периодически делаем то же самое. «Сильна как смерть, любовь» Казалось бы, если смерть – следствие греха и печать греховности на всем человечестве, то она есть безусловное зло, которое можно только проклинать. Но самая жизнерадостная книга Библии, Песнь Песней, как будто даже воспевает ее ( Песн 8:6 ): «Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность». Поэты последующих веков будут возражать: нет, любовь сильнее смерти, она ее побеждает, – но ведь библейский автор писал не о том, кто одерживает верх в поединке. Он просто сравнивал любовь с самым сильным, что только есть в этом мире после Бога, и не нашел ничего сильнее смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Помните, Христос, входя в Иерусалим, заплакал и сказал: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:37–39).   Он со слезами говорил эти слова. Для Него это была боль, вынужденная мера. И если вы пытаетесь принудить к справедливости, у вас не должно быть злости и ненависти к тому, кто поступает несправедливо. Принцип такой: ненавидь грех и люби грешника. Я думаю, что у Церкви нет другого оружия, кроме слова. Я могу отвечать только за Церковь, и не за всю, но говорить как христианин. Злом зло не уничтожишь, я знаю наверняка. Но надо и не уйти в другую крайность — в толстовство, в непротивление злу насилием ни в каком случае. Защитить слабого — наверное, есть в этом смысл. Но причинить вынужденное насилие — крайняя мера. Очень крайняя.   «Все что угодно можно оправдать, было бы желание» — К христианству во все времена прибегали в том числе как к идее политического объединения людей: если мы христиане, мы должны поддерживать некие ценности. Важно ли, вокруг чего мы объединяемся как христиане? — Христиане должны объединяться вокруг Христа общей любовью к Нему и друг ко другу. А все остальное — наносное какое-то… Использовать христианство как идеологию, мне кажется, глупо. Это оскорбление христиан. Всегда пытались религию использовать как средство пропаганды. Но в таком случае можно очень легко потерять Христа, потому что вера — она гораздо глубже, она выше всей этой политики. Кто мне ближе — православный христианин с Украины или русский атеист или внешне православный? У меня, конечно, больше общего есть с православным украинцем или с православным, не знаю, американцем.  Я прежде всего христианин, а потом уже русский. — Существует ли внятное понимание того, «с кем Бог»? Когда одни люди считают, что Бог с ними, а с другими Бога нет, что это значит? Это лукавство, присвоение, еще что-то? — Это пытаются за Бога решать, с кем Он. Бог с теми, кто страдает. Вот я служу в тюрьме. Да, это люди с алкогольной и наркотической зависимостью, они лишены родительских прав, жили в блуде, воровали и так далее. Но я прихожу и вижу, что с ними Бог, они страдают, и они чувствуют это.

http://pravmir.ru/ubivaya-cheloveka-ya-u...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010